27.09.2020 | 

Тайна Креста

Сегодня Святая Церковь совершает праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Это единственный из двунадесятых праздников, не имеющий прямого отношения ни к евангельской истории, ни к жизни самой первой христианской общины. И, тем не менее, он является одним из важнейших церковных праздников и при этом в этот день полагается строгий пост, подобный Великому.

Праздник этот посвящен обретению после многолетней утраты Креста нашего Господа и Спасителя. И это, казалось бы, не столь примечательное событие по сравнению с событиями земной жизни Христа и Богородицы, вспоминается нами столь торжественно и грандиозно. Однако есть в нем нечто очень значимое, нечто возвышенное и при этом понятное каждому из нас, стоит лишь немного вдуматься.

Несомненно, центром  нашей веры является Господь наш  Иисус Христос. Мы все в той или иной мере стараемся следовать за Ним и подражать Ему. Он дает нам невероятно возвышенный и поразительный взгляд на человека, на то каким человек может быть, каким он задуман Самим Богом. Но Он не отрицает ничего человеческого в нас, мы видим Его скорбящим о Лазаре, мы видим Его радующимся на брачном пире, а значит и наши чувства, наша сентиментальность не являются чем-то порочным.

И, возможно, отчасти именно поэтому Церковь ввела праздник Воздвижения в круг своих самых главных торжеств. Когда мы теряем близкого нам человека, мы не начинаем вдруг любить воспоминания о нем, или принадлежавшие ему вещи, мы продолжаем любить именно его самого. Однако и истории, с ним связанные, и его фотографии, и какие-то личные предметы быта, оставшиеся после него, мы все равно ценим и дорожим ими. И вот, не отрицая этой нашей чувственной природы, не отрицая нашей материальности, Незримый нами ныне и Вознесшийся на Небо Христос оставляет нам нечто видимое и осязаемое и тесно связанное с кульминацией Его земной жизни — Крест.

Крест — это не только орудие нашего спасение, не только символ победы над смертью, не только радостное знамя любви Бога к Своему созданию, хотя и все это несомненно тоже и даже в первую очередь. Крест — это и память о Нем, о том, что жизнь Его не была иллюзией, что пусть и невидим ныне Он Сам, но мы можем прикоснуться к чему-то, чего Он касался, что оказалось вплетено в Его земной путь. И из этого восприятия мы можем вынести все то, о чем мы лишь читаем, о чем лишь слышим, но что было давно, и привнести это в свою жизнь, сделать частью своего реального опыта. Чтобы, как пишет Дионисий Ареопагит, не только узнавать, но и пережить божественное. А пережив, мы можем надеяться и на то, что сможем действительно жить, согласно Христову учению, согласно указанному Им пути, которые пролегают через Тайну Креста, через смерть и воскресение с Ним и в Нем.

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.