Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

В. В. Лазарев. Об осмыслении В.В. Зеньковским духовной целостности

"Широтой и внутренней органичностью, свободой и подлинно синтезирующим ду­хом веет от произведений Бердяева, который, при всей полемической насыщенности его книг, с исключительной силой вживается в чужие настроения и не боится брать у них то, что ему по душе. Синтетическая сила построений Бердяева чрезвычайно вели­ка; в каком-то музыкальном аккорде, не подавляя и не диссонируя один с другим, зву­чат в нем мотивы, которыми жило русское сознание; оттого на Бердяеве можно про­следить влияние самых различных русских мыслителей, что не мешает ему сохранять свою оригинальность". О Василии Васильевиче Зеньковском, писавшем эти строки, можно сказать то же самое, что он говорит о Бердяеве.

Подробнее...

Патриарх Сербский Павел (Стойчевич). Может ли женщина всегда посещать храм.

Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она "нечиста" (во время месячных)? 

Подробнее...

Акафист Успению Пресвятой Богородицы

Кондак 1

Избранной от всех родов Божией Матери и Царице, восходящей от земли к Небеси, благоговейная пения о пречестнем Твоем Успении приносим раби Твои, Богородице. Ты же, яко имущая победу над смертию, от всяких нас смертоносных бед свободи, да зовем Ти:

 Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая.

Подробнее...

Успение Пресвятой Богородицы, 15/28 августа

 

Тропарь, глас 1

В рождестве? де?вство сохрани?ла еси?, во успе?нии ми?ра не оста?вила еси?, Богоро?дице, преста?вилася еси? к животу?, Ма?ти су?щи Живота?, и моли?твами Твои?ми избавля?еши от сме?рти ду?ши на?ша.

 

Кондак, глас 2

В моли?твах неусыпа?ющую Богоро?дицу и в предста?тельствах непрело?жное упова?ние, гроб и умерщвле?ние не удержа?ста: я?коже бо Живота? Ма?терь, к животу? преста?ви во утро?бу Всели?выйся присноде?вственную.

Подробнее...

Митр. Арсеній Москвинъ († 1876 г.) Слово въ день Успенія Божіей Матери. О чудесномъ дарованіи Кіево-Печерской лаврѣ иконы Успенія Божіей Матери.

Пріидите вси концы земли, всемірное успеніе всенепорочныя Богородицы празднуемъ (стихира 3-я на Господи воззвахъ).

Святая Церковь призываетъ всѣ концы земли праздновать всемірное успеніе Божіей Матери: и дѣйствительно, на всѣхъ концахъ міра православно-христіанскаго оно нынѣ свѣтло празднуется. Этого мало: самые Ангелы, по свидѣтельству святыхъ Божіихъ, днесь ликъ составляютъ со Апостолы, ужасно взирающе отъ живота въ животъ преставляему, Рождшую Начальника жизни, и насъ земныхъ къ веселію призываютъ вопити немолчнымъ гласомъ: радуйся Преставльшаяся отъ земли, и къ небеснымъ обителямъ пресельшаяся, радуйся упованіе и спасеніе наше: Тя бо христіанскій родъ непрестанно ублажаетъ.

Подробнее...

Великие Четьи-Минеи митрополита Макария Московского

Митрополит Макарий и Русская церковь в XVI веке.

Митрополит Макарий знаменит тем, что в период своего служения в русской церковной жизни совершились события, которым мы не видим ничего подобного в предшествующей нашей истории. Будучи еще новгородским архиепископом, Макарий задумал собрать «все книги чтомыя, которые в русской земле обретаются»; эта мысль и приведена была им в исполнение отчасти в Новгороде, а отчасти в Москве – в его громадном сборнике, так называемых Великих Минеях Четьих. Когда Макарий переведен был на московскую митрополию, то по его мысли и при самом деятельном его участии произведена была канонизация всех святых русской земли, ο которых созванные для этой цели соборы могли собрать надлежащие сведения. Β тесной внутренней связи с указанными событиями стоит и третье, замечательнейшее событие архипастырского служения Макария – созыв собора для очищения нашей церкви по возможности от всех ее недостатков и пороков и для полного ее обновления.

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ августъ. Двадцать второй день. Поуч. 1-е. Св. муч. Агаѳоникъ.

(Страдальцы, спасающіеся и погибающіе).

Празднуемый нынѣ св. церковію св. муч. Агаѳоникъ былъ замученъ въ царствованіе Максимиліана. Посланный для преслѣдованія христіанъ по южной странѣ Чернаго моря, начальникъ Евтолмій схватилъ въ Никомидіи Агаѳоника и многихъ другихъ, какъ-то: Зинона, Ѳеопрепія, Акиндина и Севиріана, отправился съ ними во Ѳракію и на дорогѣ убилъ ихъ, кромѣ Агаѳоника, такъ какъ вслѣдствіе мученій они не могли продолжать путь. Агаѳоникъ же былъ замученъ въ самой Византіи.

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ августъ. Двадцать первый день. [Поуч. 2-е.] Преподобный Авраамій смоленскій.

(О зависти).

Преподобный Авраамій, смоленскій чудотворецъ, память коего совершается нынѣ, родился въ Смоленскѣ. Въ отрочествѣ онъ избѣгалъ дѣтскихъ игръ, любя больше посѣщеніе храма Божія. А когда достигъ совершеннолѣтія, то отъ брака отказался, потому что онъ имѣлъ расположеніе больше къ иноческой жизни. Родители его вскорѣ умерли. Авраамій роздалъ имущество послѣ нихъ церквамъ и бѣднымъ, а самъ сталъ носить самое бѣдное одѣяніе, и молилъ Бога указать ему путь спасенія. Сдѣлавшись затѣмъ инокомъ, онъ возлюбилъ духовное чтеніе и ревностно читалъ житія святыхъ, особенно творенія св. отцевъ: Златоустаго, Ефрема Сирина и другихъ. «Жизнь земная, — говорилъ онъ, — война, а для войны нужны оружія, нужны познанія опытныя: такъ для брани духовной нужно учиться многому у опытныхъ св. мужей; нужно отъ нихъ узнать, какое духовное оружіе полезно въ какомъ случаѣ; отъ нихъ же можемъ хорошо узнать и враговъ нашихъ». Будучи посвященъ въ священный санъ, онъ со дня своего посвященія до самой кончины добровольно не пропускалъ ни одного дня безъ совершенія божественной службы. 

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ августъ. Шестой день. Поуч. 5-ое. День Преображенія Господня.

(Уроки изъ евангельскаго сказанія: а) для чего Господь показалъ ученикамъ Свою славу? б) для чего явились пророки? в) блаженство наше на небѣ).

I. Святая церковь празднуетъ нынѣ — и мы съ нею торжествуемъ — пресвѣтлый праздникъ Преображенія Господня на горѣ Ѳаворской и прославленія нашего человѣческаго естества въ лицѣ Господа І. Христа. Повторимъ русскою рѣчью евангеліе или всенародное благовѣстіе евангелиста Матѳея о нынѣшнемъ днѣ, повѣствующее о событіи преображенія. — «Въ то время взялъ Іисусъ Петра, Іакова и Іоанна, брата его, и возвелъ ихъ на гору высокую однихъ. И преобразился предъ ними: и просіяло лице Его, какъ солнце, одежды же Его сдѣлались бѣлыми, какъ свѣтъ. И вотъ, явились имъ Моисей и Илія, съ Нимъ бесѣдующіе. При семъ Петръ сказалъ Іисусу: Господи! хорошо намъ здѣсь быть; если хочешь, сдѣлаемъ здѣсь три кущи, Тебѣ одну, и Моисею одну, и одну Иліи. Когда онъ еще говорилъ, се, облако свѣтлое осѣнило ихъ, и се, гласъ изъ облака глаголющій: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, въ Которомъ Мое благоволеніе; Его слушайте. И услышавъ, ученики пали на лица свои, и очень испугались. Но Іисусъ, приступивъ, коснулся ихъ и сказалъ: встаньте, и не бойтесь. Возведши же очи свои, они никого не увидѣли, кромѣ одного Іисуса. И когда сходили они съ горы, Іисусъ запретилъ имъ, говоря: никому не сказывайте о семъ видѣніи, доколѣ Сынъ человѣческій не воскреснетъ изъ мертвыхъ (Матѳ. 17, 1-9)». Здѣсь конецъ евангельской исторіи.

Подробнее...

Еп. Виссаріонъ (Нечаевъ) († 1905 г.) Свѣтлое состояніе праведниковъ въ будущемъ вѣкѣ. Поученіе на праздникъ Преображенія Господня.

Да возсіяетъ и намъ грѣшнымъ свѣтъ Твой присносущный (Изъ тропаря праздника).

Господь Іисусъ Христосъ, будучи Богомъ, единосущнымъ Богу Отцу Сыномъ, насъ ради человѣкъ и нашего ради спасенія «уничижилъ Себя самого, принявъ образъ раба, сдѣлавшись подобнымъ человѣкамъ и по виду сталъ, какъ человѣкъ; смирилъ Себя, бывъ послушнымъ даже до смерти и смерти крестныя» (Флп. 2, 7-8). — Но и среди глубочайшаго уничиженія Онъ по временамъ проявлялъ божескую славу, давалъ видѣть, что Онъ не простой человѣкъ, но Богъ во плоти. Къ числу такихъ проявленій относится Его преображеніе. Въ евангельскомъ повѣствованіи о семъ событіи, сказано между прочимъ, что тогда просвѣтися лице Его, яко солнце (Матѳ. 16, 2). Свѣтъ лица Его былъ такъ ослѣпителенъ, что Апостолы не могли стерпѣть сіянія этого свѣта и въ испугѣ пали на землю. Нѣтъ сомнѣнія, что этотъ свѣтъ былъ проявленіемъ славы Его божескаго существа, сокрывавшейся въ Его человѣческомъ тѣлѣ. Зрители Апостолы могли убѣдиться въ этомъ, услышавъ исходившій изъ облака гласъ Бога Отца: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немъ же благоволихъ. Подобное явленіе славы Божіей сподобился зрѣть Моисей на Синайской горѣ. Господь по его просьбѣ явился ему въ чувственномъ свѣтломъ образѣ. Свѣтъ былъ такъ силенъ, что Моисей могъ ощущать его, поникши лицемъ къ землѣ, и что сіяніе этого свѣта отпечатлѣлось даже на лицѣ Моисея, вслѣдствіе чего Моисей, сходя съ горы, долженъ былъ покрыть лице свое покрываломъ, дабы удобно было бесѣдовать съ народомъ лицемъ къ лицу.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus