Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Протоиерей Богдан Сойко. Евангелие Царства Божьего в истории русского народа

Евангелие Царства Божиего есть осуществление всех библейских чаяний, осуществление Закона Божиего, данного в обоих Заветах. Царство Божие есть осуществление всего того, что возвестил Христос человечеству в Нагорной Проповеди. Кто не находил себе места в своих скитаниях на земле, тот найдет свое вечное отечество, отечество смиренных и кротких, как Сам Христос (Мф. 11, 29).

Царство Божие — царство живых, в нем не будет ни одного мертвого [«оставьте мертвым хоронить мертвых» (Мф. 8, 20)]; царство зрячих («если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму»), исцеленных слепых от рождения; царство «имеющих уши слышать» и слушающих, возрастивших посеянные в душе семена; воспринявших слово и исполнивших его, открывавших двери своих домов для странников, голодных и неодетых, посещавших больницы и тюрьмы; царство растивших свои таланты, данные Богом, и удвоивших их, внимавших словам церковных молитв и творивших молитвы в уединенной «клети»: царство причащающихся тела и крови Христовой, отвергающих всех лжепастырей и лжепророков, воров и разбойников, «инде пролазивших» во двор овчий, не слушающих «наемников» (Ин. 10, 1 —13).

Подробнее...

Ващенко М. И. К вопросу о происхождении и развитии ранних форм русского церковного пения

В конце X века одновременно с принятием христианства в Киевской Руси возникает единая церковная организация, начинается строительство храмов, создается клир с его строго выдержанной иерархической структурой, появляются предпосылки для становления и развития церковного пения.

Уже в первых летописных сообщениях о принятии на Руси христианства упоминаются церковные певцы. Таково летописное сообщение о том, что киевский князь Владимир после женитьбы на византийской царевне Анне привез с собой из Херсонеса в Киев так называемый царицын хор . Русский историк В. Н. Татищев приводит летописное свидетельство о том, что византийский император прислал Владимиру Святославичу «многи иереи, диаконы и демественники от славян» . В Лаврентьевской летописи упоминается о «дворе доместиков», находившемся в Киеве за выстроенной князем Владимиром церковью св. Богородицы (Десятинная церковь) . В Степенной книге имеется упоминание о том, что в княжение Ярослава Мудрого пришли на Русь «богодвизаеми трие певцы гречестии с роды своими».

Подробнее...

Протоиерей Иоанн Мейендорф. Об изменяемости и неизменности православного богослужения.

В течение всей истории православного или «кафолического» христианства вера была неотделима от молитвы и богослужения, а богослужение выражало веру Церкви. Эту неотделимость Lex orandi от Lex credendi знало древнее монашество — авва Евагрий писал: «Кто молится, тот богослов», а наше Восточное Православие испытало на опыте и испытывает по сей день, как вера действительно сохраняется в богослужении Церкви. В течение многих веков православное богослужение сохраняло Православие на Ближнем Востоке, под турецким игом. О силе богослужения как выражения веры и верности хорошо знает и русская Церковь.

Подробнее...

Ващенко М. И. Степан Васильевич Смоленский, его жизнь и деятельность

2 августа (20 июля) исполнилось 80 лет со дня смерти Степана Васильевича СМОЛЕНСКОГО. Он был выдающимся ученым археологом-семиографом, историком церковного пения, дирижером и композитором, директором Синодального училища церковного пения и Придворной Певческой Капеллы, организатором и первым директором Регентского училища в Петербурге, учредителем музыкального журнала «Хоровое и регентское дело», автором разнообразного письменного наследия, верным сыном Русской Православной Церкви.

Подробнее...

Алексий (Ридигер). Речь на выпуске Ленинградских духовных школ 17 июня 1990 г.

Четыре года моего служения в Ленинграде были исполнены многими обязанностями в области экуменического и общего служения, поэтому я, может быть, не столько времени уделял ЛДА, сколько требовалось. И чтобы хоть немного компенсировать мое невольное невнимание к духовной школе, где сорок один год назад я получил аттестат об окончании семинарии, хочу сегодня поделиться с вам опытом пастырского служения, поделиться мыслями о задачах, которые стоят перед Православной Церковью в настоящий момент. Было время, когда отношение к приходскому священнику, особенно в глубинке, было презрительным, и пастырям Церкви Христовой приходилось выслушивать нередко оскорбления и обиды от своих односельчан. Сегодня положение меняется. Сегодня все чаще смотрят на священнослужителя с надеждой, как на носителя благодати Божьей и представителя Церкви, которая через гонения и преследования пронесла истину Христову. Пронесла духовные ценности и готова поделиться ими с обществом, нуждающемся в нравственном обновлении. Потому сегодня священнику служить и легче, и труднее одновременно, так как приходится отвечать на многочисленные вопросы членов общества, которые хотят познать истин научиться основам добродетели и нравственности, но еще далек от них.

Подробнее...

Августин (Никитин) Возрождение Петербургского Иоанновского монастыря

Набережная реки Карповки, дом 45. Этот адрес хорошо известен многим жителям города на Неве. Здесь возвышаются постройки бывшего Иоанновского женского монастыря, и сегодня невольно поражающего прохожих величественностью своего внешнего вида. В Ленинграде сохранилось много старинных храмов, закрытых после 1917 года, как и Иоанновская обитель. Но этот монастырь, построенный лишь в начале нынешнего столетия, пользуется особой любовью верующих: его история связана с жизнью и деятельностью о. Иоанна Кронштадтского. Недавно в истории этой обители открылась новая страница: как сообщалось в местной прессе, 1 ноября 1989 года «в жизни верующих и Церкви произошло знаменательное событие. Состоялась торжественная церемония освящения храма в бывшем монастыре Иоанна Кронштадтского на набережной Карповки. Этот монастырь вновь обретает былой статус».

Подробнее...

Архимандрит Августин (Никитин). Митрополит Евгений (Болховитинов) и эпоха Крещения Руси

Митрополит Евгений (Болховитинов) принадлежит к числу знаменитых иерархов Русской Православной Церкви первой половины XIX столетия. Более 30 лет он служил в архиерейском сане в разных местах России и был свидетелем важнейших событий в ее церковной и общественной жизни, во многих из них принимая самое деятельное участие.

Родился он в 1767 году в семье священника, учился в семинарии в Воронеже (1778—1785), а затем продолжил образование в Московской Славяно-греко-латинской академии (1785—1788). Пребывание в Москве благотворно отразилось на всей его последующей деятельности; здесь он почувствовал влечение к церковно-историческим исследованиям.

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ октябрь. Второй день. Св. Андрей, Христа ради юродивый.

(О любостяжаніи).

 Св. Андрей, Христа ради юродивый, память коего совершается нынѣ, былъ тотъ самый мужъ, который, во время нашествія сарацинъ на Константинополь, видѣлъ святую Богородицу во влахернскомъ храмѣ. Онъ былъ славянинъ и служилъ рабомъ у одного благочестиваго человѣка, Ѳеогноста. Ѳеогностъ, любя его за кротость нрава, научилъ его читать божественныя книги. Андрей часто ходилъ въ церковь, проводилъ ночи въ молитвѣ и думалъ только объ угожденіи Богу. Онъ носилъ изорванную одежду, ночевалъ, гдѣ придется, жилъ всегда подъ открытымъ небомъ, переносилъ нужду, холодъ и зной; все, что ему подавали, онъ раздавалъ нищимъ, а самъ не ѣлъ по цѣлымъ днямъ. Люди смѣялись надъ нимъ, какъ надъ безумцемъ, бранили и били его; богатые не пускали его въ домъ; даже нищіе отгоняли его отъ себя. Андрей терпѣлъ оскорбленія и насмѣшки, дозволяя называть себя безумнымъ и избѣгая похвалъ. Но Господь просвѣщалъ его душу и сподобилъ его дара вѣдѣнія и прозорливости. Такъ, онъ видѣлъ Богородицу на облакахъ, о чемъ сказано въ исторіи праздника Покрова; онъ зналъ образъ жизни людей и ихъ помыслы, почему имѣлъ возможность многихъ отвращать отъ пороковъ. Однажды Андрей встрѣтилъ инока, котораго всѣ прославляли за святость жизни, но въ которомъ былъ тайный порокъ — сребролюбіе. Господь открылъ Андрею душу этого сребролюбца. Андрей увидѣлъ, что змій обвился вокругъ шеи инока, и услышалъ, что ангелъ-хранитель инока и злой духъ спорятъ о немъ. Злой духъ выставлялъ его сребролюбіе, а ангелъ-хранитель указывалъ на его посты и молитвы, на его кротость и смиренномудріе. Потомъ Андрей услышалъ Самого Господа, говорившаго ангелу: «оставь этого инока, ибо онъ не Богу работаетъ, а мамонѣ (богатству)». Свѣтлый ангелъ отлетѣлъ, а злой духъ увлекъ сребролюбца. Вразумленный видѣніемъ, Андрей взялъ инока за руку и сталъ убѣждать его оставить сребролюбіе и позаботиться о бѣдныхъ и страждущихъ. Когда инокъ далъ обѣщаніе исправиться, Андрей сказалъ ему: «никому не говори обо мнѣ. Я же буду молиться, чтобы Господь помогъ тебѣ». Инокъ раскаялся и роздалъ имущество бѣднымъ. Потомъ одно видѣніе еще болѣе утвердило инока на пути добродѣтели. Ему приснилось дерево, покрытое прекрасными цвѣтами, и онъ услышалъ голосъ: «благодари Бога, исторгнувшаго тебя отъ зубовъ змѣиныхъ и уподобившаго душу твою этому цвѣтущему дереву. Постарайся же, чтобы прекрасный цвѣтъ сдѣлался прекраснымъ плодомъ». Сотворивъ много чудесъ и обративъ многихъ грѣшниковъ ко спасенію, св. Андрей, среди подвиговъ юродства, почилъ въ глубокой старости.

Подробнее...

Акафист святой благоверной великой княгине-инокине Анне Кашинской

Кондак 1

Избранной и предивней угоднице Христове, скорой помощнице и молитвеннице нашей, похвальная воспеваем ти, о нас пред Христом Богом предстательнице. Ты же яко имущая велие дерзновение ко Господу, молися, да избавит от бед и скорбей ны зовущыя: радуйся, святая благоверная княгине, преподобная мати Анно.

Подробнее...

Акафист Покрову Пресвятой Богородицы

Кондак 1

Взбранней Превечным Цаpем, пpевышшей всякаго создания Небесе и земли Цаpице, пpишедшей иногда в Влахеpнскyю цеpковь на молитву, достойное поклонение с благодаpением пpиносяще, яко во тьме сущии, под Твой светящийся омофоp с верою и умилением пpибегаем. Ты же, яко имyщи деpжавy непобедимyю, от всяких нас бед свобождай, да зовем Ти:

Радyйся, Радосте наша, покpый нас от всякаго зла честным Твоим омофоpом.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus