Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ октябрь. Двадцать девятый день. Поуч. 1-ое. Св. муч. Анастасія римлянка.

(Уроки изъ ея жизни: а) суетность заботы о женскихъ нарядахъ и б) пѣніе псалмовъ, какъ молитвенное занятіе).

Св нынѣ ублажаемая мученица Анастасія римлянка была воспитанница благочестивой женщины Софіи, начальницы общества святыхъ женъ, основаннаго въ видѣ женской обители недалеко отъ Рима. Сіяя красотою и добродѣтелями, Анастасія, воспитанная Софіею, отвергла знатныхъ жениховъ и, будучи 20-ти лѣтъ, рѣшилась посвятить себя Богу. Когда о ея красотѣ и благочестіи узналъ правитель Рима Провъ, онъ велѣлъ привести ее къ себѣ. Святыя жены, увидѣвъ римскихъ воиновъ, въ страхѣ разбѣжались, но Софія удержала Анастасію, говоря ей: «дитя мое, не бойся: настало время твоего подвига». 

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ октябрь. Двадцать восьмой день. Поуч. 2-ое. Святая великомученица Параскева.

(Польза размышленій о страданіяхъ Христовыхъ).

Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года. Составил свящ. Григорий Дьяченко. В 2-х томах: Том второй. (375 поучений). 2-ое издание. М., 1897I. Св. великомученица Параскева, память коей нынѣ совершаетъ святая церковь, жила въ царствованіе римскаго императора Діоклетіана въ городѣ Иконіи. Родители ея были христіане и особенно уважали пятницу — день крестныхъ страданій и смерти Спасителя, проводя этотъ день въ постѣ и молитвенномъ воспоминаніи страстей Христовыхъ. Когда въ этотъ день Богъ даровалъ имъ дщерь, то они назвали ее Параскевою, что по переводу съ греческаго языка значитъ Пятница. 

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ октябрь. Двадцать седьмой день. Поуч. 2-е. Преподобный Несторъ лѣтописецъ.

(Вѣра — основаніе любви къ отечеству).

Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года. Составил свящ. Григорий Дьяченко. В 2-х томах: Том второй. (375 поучений). 2-ое издание. М., 1897I. Нынѣшній день св. церковь совершаетъ память преп. Нестора, нашего перваго лѣтописца. Родомъ кіевлянинъ, онъ, 17-ти лѣтъ, поступилъ въ Печерскую обитель, въ то время, когда былъ еще живъ великій подвижникъ, преп. Ѳеодосій. При преемникѣ его Несторъ уже славился святою жизнію. Мало сохранилось подробностей объ этой жизни, посвященной всецѣло молитвѣ и труду, но о самомъ Несторѣ даетъ намъ ясное понятіе его лѣтопись, дошедшая до насъ. Она дышитъ глубокою вѣрою, горячею любовію къ отечеству и смиреніемъ. Въ простомъ, занимательномъ разсказѣ преп. Несторъ повѣствуетъ о началѣ Руси, о племенахъ, населявшихъ Россію, о призваніи варяжскихъ князей, о вѣщемъ Олегѣ, героѣ Святославѣ, о мудрой Ольгѣ, Владимирѣ святомъ — просвѣтителѣ земли русской, о преемникахъ его до Владимира Мономаха. Живо изображаетъ онъ бѣдствія, которыя терпѣла Россія отъ междоусобій князей и набѣговъ суровыхъ половцевъ; но особенною любовію и горячимъ одушевленіемъ дышитъ его повѣствованіе о крещеніи земли русской и распространеніи вѣры христіанской и христіанскаго просвѣщенія, о подвигахъ святыхъ угодниковъ Божіихъ.

Подробнее...

Служба Казанской иконе

Из службы Владимирской иконы сделаны заимствования для службы Казанской: — 8 июля и 22 октября — 1 ст. Г. В. (в малой переделке) и, полностью, все стихиры литии. О явлении иконы будущий патриарх Гермоген, тогда митрополит Казанский, составил «Повесть о Казанской иконе Божия Матери»[1] со службой, писанной в 1594 г.[2]

Подробнее...

Митр. Сергій Ляпидевскій († 1898 г.) 53. Слово на день Казанскія иконы Пресвятыя Богородицы (22 октября). Возсіяетъ вамъ, боящимся имене Моего, солнце правды и исцѣленіе въ крилѣхъ его (Мал. 4, 3).

День явленія Казанской иконы Божіей Матери, какъ извѣстно, празднуется въ іюлѣ мѣсяцѣ. Нынѣшній же праздникъ въ честь сей иконы установленъ по особенному случаю.

Во времена самозванцевъ и нѣсколько послѣ, Россія страдала отъ внутреннихъ безпорядковъ и раздоровъ. Враги отечества, пользуясь смутами, хотѣли подчинить его Польшѣ. Уже въ Москвѣ своевольно распоряжались иноземцы. Но любовь къ отечеству возбудила вѣрныхъ сыновъ его ополчиться за него. Дружины разныхъ городовъ соединились подъ предводительствомъ князя Пожарскаго. Этотъ вождь всегда имѣлъ при себѣ икону Божіей Матери Казанскую. Вѣруя въ Ея помощь, онъ побѣдилъ враговъ, и въ самый нынѣшній день очистилъ царствующій градъ Москву отъ нашествія иноземцевъ и крамольниковъ. Все сіе было два съ половиною вѣка назадъ.

Подробнее...

Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Казанская»

Кондак 1

Избранной от всех родов За­ступнице рода христианскаго, покровом Своея благости покры­вающей страну нашу православ­ную, благодарственная пения приносим Ти, Богородице, о яв­лении чудныя Твоея иконы. Ты же, яко Всемилостивая, всех при­текающих к Тебе Помощнице, заступай нас во всех скорбех и нуждах, бедах и напастех, да зовем Ти: Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго.

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ октябрь. Девятнадцатый день. Св. мученикъ Уаръ.

(О преданности Богу).

Когда св. мученикъ Уаръ, память коего совершается нынѣ, жившій въ царствованіе римскаго императора Максиміана въ Египтѣ, за исповѣданіе имени Христова среди ужаснѣйшихъ мученій преданъ былъ мучительной смерти и тѣло его было выброшено мучителями внѣ града на съѣденіе псамъ, то одна благочестивая вдова христіанка, по имени Клеопатра, съ преданными ей слугами ночью тайно взяла тѣло св. мученика и схоронила на время въ домѣ своемъ. Эта Клеопатра была родомъ изъ Палестины и недавно лишилась своего мужа, бывшаго военачальникомъ. Она питала такую вѣру къ св. мученику, что, возвращаясь на родину съ единороднымъ сыномъ своимъ Іоанномъ, она рѣшилась взять съ собою священные останки мученика, чтобы положить ихъ на родовомъ своемъ кладбищѣ. Клеопатра выпросила у правительства дозволеніе перенести тѣло мужа своего, но подъ видомъ его перевезла на родину тѣло св. мученика Уара. 

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ октябрь. Восемнадцатый день. Св. ап. и евангел. Лука.

(Опроверженіе предразсудковъ, по коимъ не хотятъ лѣчиться у врачей).

Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года. Составил свящ. Григорий Дьяченко. В 2-х томах: Том второй. (375 поучений). 2-ое издание. М., 1897I. Св. церковь нынѣ въ своихъ пѣснопѣніяхъ прославляетъ св. Луку, память коего совершается нынѣ, какъ евангелиста и писателя «Дѣяній апостольскихъ», и какъ врача. — Св. Лука родился въ Антіохіи и считался въ числѣ 70 апостоловъ, избранныхъ Самимъ Господомъ. Во время страданій Господа, послѣ пораженія Пастыря, разсыпались овцы стада и св. Лука оставилъ Господа. Когда вѣсть о воскресеніи Спасителя дошла до Луки, то онъ не вѣровалъ отъ радости и удивлялся. Изъ такого смутнаго состоянія вывелъ его Самъ Господь, явившись ему на пути въ Эммаусъ. Спаситель шелъ съ Лукою и Клеопой до Эммауса не узнанный и убѣждалъ ихъ въ истинѣ Своего воскресенія словами св. писанія. Затѣмъ Онъ объявилъ имъ Себя во время преломленія хлѣба и сталъ невидимымъ. По сошествіи Св. Духа на апостоловъ св. Лука въ санѣ епископа былъ сотрудникомъ св. апостоловъ Петра и Павла въ распространеніи вѣры Христовой.

Подробнее...

Протопресвитер Николай Афанасьев Una Sancta

1. Решение папы Иоанна XXIII о созыве нового Ватиканского собора сразу пробудило давние надежды [на воссоединение христианского мира, и сейчас, по окончании первой сессии собора, надежды эти пребывают нерушимыми]1 1). После Ватиканского собора 1870 года в православном мире проблема соединения церквей была как будто окончательно устранена. Формулирование догмата о примате Римского первосвященника и провозглашение догмата о непогрешимости порвало всякие нити, [которые до того времени связывали католическую церковь2 с остальным христианским миром] 2). Сейчас эта проблема вновь поставлена, хотя, строго говоря, никаких конкретных оснований к этому не имеется. Что может сделать новый Ватиканский собор для того, чтобы действительно способствовать воссоединению церквей? Собор этот — не что иное, как собор католической церкви, не более. Католическая церковь вправе многого ожидать от него для себя. Но насколько решения собора, относящиеся к внутренней ее жизни, могут повлиять на жизнь других церквей? Заявления ответственных представителей католической церкви не дают надежды на то, что в области догматики будут какие-либо изменения. Подобные признания нельзя не учитывать. Тем не менее, в них имеется что-то новое, если не в содержании, то по крайней мере в тоне, нечто такое, чего не было раньше. Все это настолько мало, что не может объяснить, почему вдруг возникли надежды на будущее объединение церквей, если только мы не примем во внимание того экуменического напряжения, в котором пребывает в настоящее время христианский мир. Если 30 или 40 лет тому назад христианское сознание, за редкими исключениями, было равнодушно к экуменической проблеме, то сейчас она стоит в центре его. Много уже сделано для этого, но мы напряженно ждем окончательного решения экуменической проблемы, [того решения, которое затронуло бы и католический мир]. Только этим напряжением можно объяснить, почему новый Ватиканский собор пробудил давно угасшие надежды.

Подробнее...

Александров В. Заметки о критике «евхаристической экклесиологии» Николая Афанасьева

Оп.: Вестник РХД. - I-2007. №192. С. 41-59.

1. Идейное наследие отца Николая Афанасьева имеет сложную судьбу. С одной стороны, достижения Афанасьева признаны, его произведения стали богословской классикой, а о его «евхаристической экклесиологии» написано несколько серьезных работ. С другой стороны, его идеи наталкиваются на упорное, глухое сопротивление, которое нет-нет да вырывается наружу в высказываемых мимоходом полемических замечаниях. Критики, как правило, толкуют об односторонности «евхаристической экклесиологии», необходимости сбалансировать ее, внести в нее поправки. И весьма вероятно, что мысли отца Николая действительно нуждаются в поправках – а еще более они нуждаются в развитии, – но наблюдение за критикой «евхаристической экклесиологии» Афанасьева позволяет заметить, что о его идеях бытует слишком много мифов. На них я и хотел бы обратить внимание в своих заметках.  

Подробнее...

Навигация

Система Orphus