Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ ноябрь. Двадцать седьмой день. Поуч. 1-ое. Праздникъ Знаменія Богоматери.

(Сила ходатайства Богоматери).

Къ числу древнихъ изображеній Божіей Матери принадлежитъ и икона Знаменія Ея, въ честь которой установлено нынѣшнее празднество. Всеблагому Господу угодно было прославить эту святую икону въ различныхъ странахъ нашего отечества многими знаменіями и чудесами, изъ коихъ одно, древнѣйшее и разительнѣйшее, содѣлалось началом настоящаго праздника.

Подробнее...

Архимандрит Киприан (Керн). Антропология свт. Григория Паламы: Часть первая. Историческая.

Подробнее...

Монах Василий Кривошеин. Аскетическое и богословское учение Святого Григория Паламы.

1. Аскетические и гносеологические основы богословия святого Григория Паламы

Верный духу апофатического богословия, господствующего восточном святоотеческом предании, свт. Григорий Палама учит, что Бог умом — непознаваем и словом — неизречен; однако он не делает из этого вывода об абсолютной недосягаемости Божества для тварного и о невозможности какого-либо знания о Нем. По учению свт. Григория Паламы возможность богообщения зиждится на богоподобии, которым обладает человек, созданный по образу Божию. Как существо душевное и телесное, предопределенное к господству над тварным, человек больше оделен этим богоподобием, нежели ангелы, не обладающие собственной энергией. Он — средоточие мира, микрокосм, отражающий в себе всю вселенную. Само по себе тело человека не есть нечто дурное. Оно может участвовать в жизни Духа и еще здесь, на земле, может быть преображено Его силой. Сердце — средоточие всякого духовного и даже интеллектуального человеческого действия. Затемненный в нас грехом образ Бога восстанавливается исполнением Его заповедей, и тогда человек обретает в любви к Богу и своему ближнему способность богообщения, выражающегося главным образом в молитве, высочайший образ которой — непрестанная умная молитва. Она определяется как непосредственное соединение ума с Богом, совершающееся в сердце некиим тройственным действием. Не ограничиваясь общим учением об умной молитве, свт. Григорий Палама в некоторых своих творениях останавливается на описании способов, известных под названием "искусство" и состоящих в согласованности молитвы с дыханием и "омфалоскопией". Приемы эти он считает полезными, но отнюдь не обязательными, а исключительно вспомогательными. Они помогают сосредоточить внимание и не позволяют уму рассеиваться. Их действенность оправдана личностным и церковным опытом как способность тела участвовать в жизни духа при первостепенном значении сердца и деятельности человека. Несомненно, в успехе подобной молитвы главное и решающее — это благодать. Именно в ней совершается соединение нашего ума с Богом, без чего наш ум был бы либо дьявольским, либо животным. Высшее состояние полного соединения с Богом именуется у свт. Григория Паламы "исихия" и определяется им как приостановка всяческой мысли и всякого мирского, как мистическое познание и непосредственное видение Бога. В таком состоянии "неведения", превосходящего какое бы то ни было "знание", человек достигает богопознания, того познания, которое недоступно интеллектуальной философии. Жизнь в "исихии" освящена примером Пречистой Девы, которая с самого детства, отстраняясь от всякого житейского попечения, посвятила Себя храму, созерцанию и внутренней молитве. Такова сила "исихии"; именно через нее Пресвятая Дева становится способной к приятию во плотившегося Слова.

Подробнее...

Архипастырская деятельность священномученика Серафима (Чичагова)

Господь вел отца Серафима Своими «неисследимыми путями» - ему было уготовано новое церковное служение, которое в ХХ веке являлось, может быть, самым ответственным и скорбным.

28 апреля 1905 г. архимандрит Серафим был поставлен во епископа Сухумского. Хиротонию совершил митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский;†1918 г.) вместе с епископом Дмитровским Трифоном (Туркестановым; †1921 г.) в Успенском соборе Московского Кремля.[1]

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ ноябрь. Двадцать пятый день. Поуч. 2-ое. Священномученикъ Климентъ, епископъ римскій.

(Не случай, но промыслъ Божій управляетъ жизнью человѣческой).

Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года. Составил свящ. Григорий Дьяченко. В 2-х томах: Том второй. (375 поучений). 2-ое издание. М., 1897I. Нынѣ св. церковь творитъ память священномученника Климента, епископа римскаго. Святой Климентъ жилъ въ первомъ вѣкѣ христіанства. Отецъ его — Фавстъ и мать — Матѳидія были язычники и кромѣ Климента имѣли еще старшихъ сыновей Фавстина и Фавстиніана. Сначала это семейство жило въ полномъ мирѣ и счастіи; но затѣмъ злоба одного человѣка все разстроила. Родной братъ Фавста поселился въ его домѣ и сталъ домогаться любви Матѳидіи. Послѣдняя не хотѣла открыть своему мужу безнравственности его брата, чтобы не быть причиной раздора между ними, но рѣшилась удалиться изъ Рима. Она сослалась на будто бы видѣнный ею сонъ, который повелѣвалъ ей уѣхать; Фавстъ, видя неотступное желаніе ея, согласился на отъѣздъ, но съ тѣмъ, чтобы Матѳидія взяла съ собою старшихъ сыновей и ѣхала въ Аѳины, гдѣ сыновья могли бы получить образованіе въ тамошнихъ училищахъ. Богато нагруженный всѣмъ нужнымъ для путешествія корабль увезъ Матѳидію, Фавстина и Фавстиніана. Но послѣ нѣсколькихъ дней плаванія въ морѣ поднялась буря; корабль долго носился по волнамъ и наконецъ разбился о скалу. Матѳидію унесло далеко на обломкахъ корабля и наконецъ она была выброшена на островъ. Тамъ нашли ее жители, подали ей помощь и утѣшали ее, какъ могли; Матѳидія же не радовалась собственному спасенію и горевала о потерянныхъ ею дѣтяхъ. 

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ ноябрь. Двадцать четвертый день. Поуч. 1-ое. Св. великомученица Екатерина.

(Уроки изъ ея жизни: а) внѣшнія достоинства не имѣютъ значенія и б) необходимость терпѣнія).

Св. великомученица Екатерина, память коей совершается нынѣ, происходила изъ царскаго рода и жила въ Александріи; она отличалась мудростію и красотою. Когда наступило время замужества и многіе желали вступить съ нею бракъ, она говорила близкимъ своимъ: «если вы найдете мнѣ юношу, который равнялся бы со мною въ благородствѣ, богатствѣ, красотѣ и учености, то я выйду за него». Но такой юноша не отыскивался. Однажды мать привела ее къ одному пустыннику, христіанскому священнику, своему духовному отцу, прося его дать ей благіе совѣты. Пустынникъ, видя ея мудрость, сказалъ ей: «я знаю одного юношу, который во всемъ превосходитъ тебя: Его красота свѣтлѣе солнца; премудрость Его управляетъ всѣмъ міромъ; Его богатство неистощимо, благородство — неизреченно. У Него нѣтъ земного отца; Онъ родился чудеснымъ образомъ отъ Пресвятой Дѣвы, Которая, будучи безсмертна душой, вознесена была послѣ Своей смерти и воскрешенія изъ мертвыхъ съ душею и тѣломъ на небо, гдѣ ангелы поклоняются Ей, какъ Царицѣ. Если ты хочешь видѣть этого Юношу, то исполни мои повелѣнія». 

Подробнее...

Филарет Черниговский. Избранные жития святых. Декабрь.

ИЗБРАННЫЕ ЖИТИЯ СВЯТЫХ по изложению Филарета Черниговского (жития тех святых, которых нет у свт. Димитрия Ростовского)

Подробнее...

Преосвященный Филарет (Гумилевский), Архиепископ Черниговский. Святые подвижницы Восточной Церкви

Annotation

Сияет преподобных жен сословие, яже уязвившеся любовию и добротою Христа—Жениха своего, во след Его текоша, последующе стопам Его Божественным. Сего ради возмездие трудов своих на небесах восприемше, с лики ангельскими и преподобных веселятся, моляшеся непрестанно Христу Богу нашему, еже спастися всем нам.

Кондак преподобным женам

Подробнее...

Архиепископ Аверкий (Таушев). Руководство по Гомилетике


Оглавление


Подробнее...

Навигация

Система Orphus