Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Прот. Стефанъ Адоратскій († 1882 г.) 34. Слово въ день Богоявленія Господня.

Гласъ Господень на водахъ вопіетъ, глаголя: пріидите, пріимите вси духа премудрости, духа разума, духа страха Божія, явльшагося Христа (Стих. празд.).

Торжественно, троекратно повторяемымъ пѣніемъ этой священной пѣсни начинается рядъ праздничныхъ пѣсней, съ которыми православная наша церковь изводитъ нынѣ вѣрныхъ чадъ своихъ на рѣки и источники водные, для освященія воды святыхъ Богоявленій, совершаемаго однажды въ годъ въ благодарственное воспоминаніе крещенія Господня, которое благоволилъ принять Господь для того, чтобы уврачевать недугъ міра и очистить тварь отъ всякой нечистоты (2 кан. празд. п. 5, ст. 2, п. 1, ст. 6).

Подробнее...

Прот. Валентинъ Амфитеатровъ († 1908 г.) Поученіе въ день праздника Крещенія Господня.

Въ далекой отъ насъ странѣ, къ теплому югу, на восточномъ берегу рѣки Іордана собралась масса народа. Эта масса, какъ бурная волна, уходила и приходила. Здѣсь были люди всякихъ возрастовъ и всякаго состоянія. Эта масса, собравшаяся отовсюду, соединялась близъ великаго пророка, проповѣдника, пустынника Іоанна. Однажды сынъ Захаріи, Іоаннъ, предъ собравшимся народомъ говорилъ о наступающихъ временахъ Новаго Завѣта.

Онъ говорилъ: «Уготовайте путь Господень! Достойно, правой душой и чистымъ сердцемъ встрѣтьте Господа!» Народъ слушалъ, удивлялся проповѣди, вѣровалъ наступающимъ лучшимъ временамъ и, по слову Іоанна, приносилъ исповѣдь, покаяніе и крестился. Въ одинъ изъ дней, изъ безчисленной толпы, слушавшихъ и пришедшихъ для крещенія отъ Іоанна, остался близъ него Одинъ. Это былъ кроткій, смиренный, по виду благообразный, — путникъ изъ Назарета, извѣстный въ своемъ городѣ, какъ сынъ древодѣла, и Самъ древодѣлъ. Этотъ путникъ смиренно просилъ Іоанна крестить Его, какъ и прочихъ. Креститель и исповѣдникъ многочисленныхъ людей испуганно отстранялъ отъ себя эту честь. Онъ, называвшій себя «Голосомъ вопіющимъ», «Предтечей», отказывался крестить новопришедшаго Странника по своему недостоинству, говоря: «Азъ требую Тобой креститися, и Ты ли грядеши ко мнѣ?» Іоаннъ Духомъ Святымъ узналъ, что предъ нимъ стоялъ воплотившійся отъ Пресвятой и Пречистой Дѣвы Маріи, Сынъ Божій.

Подробнее...

Митр. Антоній Храповицкій († 1936 г.) Слово на Богоявленіе. Тайна новой жизни, открытая въ день Крещенія [1].

Днесь небесе и земли Творецъ приходитъ плотію на Іорданъ крещенія прося, безгрѣшный, да очиститъ міръ отъ лести вражія.

Какимъ образомъ, братіе, крещеніе Господне можетъ освобождать міръ отъ обольщенія? Мы слышимъ изъ установленныхъ въ нынѣшній день чтеній пророческихъ, что смирившійся въ крещеніи Своемъ Спаситель открылъ новую жизнь міру, новый путь, идя по которому, ученики Его не заблудятъ. И не будетъ тамо льва, ниже звѣрей лютыхъ взыдетъ нань, ниже обрящется тамо: но пойдутъ по нему избавленніи и собранніи отъ Господа, и обратятся и пріидутъ въ Сіонъ съ веселіемъ и радостію, и веселіе вѣчное надъ головою ихъ; хвала и радованіе, и веселіе постигнетъ ихъ; отбѣже болѣзнь, печаль и воздыханіе (Ис. 35, 8-10).

Подробнее...

Митр. Антоній Храповицкій († 1936 г.) Слово въ день Богоявленія Господня, при вступленіи въ должность ректора Московской Духовной Академіи.

О томъ, какими средствами усовершенствуется общественная жизнь [1].

Возлюбленные братья! Конечно вы ожидаете отъ меня, какъ отъ новаго пришлеца въ вашу академическую семью, ожидаете исповѣданія тѣхъ духовныхъ побужденій, коими я по долгу своего званія, намѣренъ привлекать васъ къ общему дружному и одушевленному служенію богословской наукѣ и пастырству, которые Московская Академія исполняетъ съ такою честью уже болѣе двухъ вѣковъ. — Конечно вы ожидаете, что такихъ побужденій я буду искать въ области, наиболѣе доступной для вашихъ молодыхъ и горячихъ сердецъ, въ области кипучей современности, въ послѣднихъ словахъ науки и общественной жизни.

Подробнее...

Архіеп. Василій Богдашевскій († 1933 г.) Слово въ день крещенія Господа нашего Іисуса Христа. О христіанской правдѣ [1].

Остави нынѣ: тако бо подобаетъ намъ исполнити всяку правду (Матѳ. 3, 15).

Сынъ Божій, Сынъ человѣческій, приходитъ на Іорданъ ко Іоанну креститися отъ него (Матѳ. 3, 13). Какое величайшее смиреніе, какое божественное самоуничиженіе! Имѣлъ ли нужду въ крещеніи во оставленіе грѣховъ (Лук. 3, 3), въ крещеніи покаянія (Матѳ. 3, 11), Тотъ, Кто грѣха не сотвори, ни обрѣтеся лесть во устѣхъ его (1 Петр. 2, 22), Кто искушенъ былъ по всяческимъ по подобію, развѣ грѣха (Евр. 4, 15), Кто самъ о Себѣ говорилъ своимъ врагамъ: кто отъ васъ обличаетъ мя о грѣсѣ (Іоан. 8, 46)?.. Іоаннъ трепещетъ, по откровенію отъ Духа знаетъ, что Пришедшій къ нему крѣпче его есть (Матѳ. 3, 11), что, хотя Онъ приходитъ по времени послѣ него, но по достоинству Онъ предъ нимъ (Іоан. 1, 27), что поэтому онъ не достоинъ отрѣшити ремень сапогу его (Іоан. 1, 27, ср. Матѳ. 3, 11). И Іоаннъ Креститель возбраняше ему глаголя: азъ требую тобою креститися и ты ли грядеши ко мнѣ (Матѳ. 3, 14)? Но Сынъ Божій, Сынъ человѣческій, не выдѣляетъ Себя изъ другихъ сыновъ человѣческихъ: Онъ подчиняется закону. Крещеніе Іоанна было божественнымъ установленіемъ (Матѳ. 21, 25) и Онъ исполняетъ его. Остави нынѣ: тако бо подобаетъ намъ исполнити всяку правду. «Я пришелъ разрѣшить клятву, лежащую на васъ за преступленіе закона; потому долженъ прежде Самъ исполнить весь законъ и освободить васъ отъ осужденія и, такимъ образомъ, прекратить дѣйствіе закона»! [2]. Христосъ Спаситель былъ подъ закономъ, да подзаконныя искупитъ, да всыновленіе воспріимемъ (Гал. 4, 5).

Подробнее...

Архіеп. Димитрій Муретовъ († 1883 г.) Слова и Бесѣды на праздники Господскіе. 10. Слово въ навечеріе Богоявленія Господня.

Днесь водъ освящается естество. (Пѣснь церков.).

Настоящій праздникъ имѣетъ ту особенность предъ другими торжествами Церкви, что въ воспоминаніе крещенія Спасителя во Іорданѣ постановлено св. Церковію торжественно освящать воду. Для чего сей обрядъ? Что значитъ сіе освященіе воды? Такой вопросъ, безъ сомнѣнія, представляется многимъ изъ присутствующихъ при освященіи воды, и потому самому стоитъ благочестиваго вниманія и размышленія.

Подробнее...

Прот. Сергій Булгаковъ († 1944 г.) Слово въ Навечеріе Богоявленія. «Вода скачущая въ жизнь вѣчную».

Господь создалъ воду, яже надъ твердію и яже подъ твердію, и отдѣлилъ воду отъ суши на землѣ. Сія есть первозданная стихія міра, текущая и всезаполняющая, прозрачная и всепроницающая, напояющая и омывающая, живящая и увеселяющая. Вода окружаетъ землю и окружается ею: въ сушѣ находитъ она границу свою, а вмѣстѣ и основаніе свое: вода не можетъ утверждаться безъ суши и земля безъ влаги разсыпается въ прахъ. Вода угашаетъ огонь, какъ противоположную и отталкивающуюся стихію, и однако пребываетъ съ нимъ въ сопряженности, ибо водой умягчается жгучесть огня и огнемъ умаляется дѣйствіе воды, отъ ихъ соединенія пораждается влажная теплота жизни. Огонь и вода тая́тъ въ себѣ смерть міру — во всеобщемъ потопѣ и послѣднемъ огнѣ, въ коемъ небеса и земля прейдутъ съ шумомъ, но они же его обновляютъ, черезъ омовеніе и очищеніе. Крещеніе совершается водою и духомъ, Духомъ Святымъ и огнемъ. 

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ январь. Пятый день. Поуч. 1-ое. Навечеріе Богоявленія Господня, предъ освященіемъ воды.

(О благоговѣйномъ поведеніи христіанъ при водоосвященіи).

I. Сейчасъ изъ устъ св. церкви вы услышите, братіе, «гласъ Господень на водахъ», призывающій всѣхъ и каждаго къ принятію духа премудрости, духа разума, духа страха Божія, явльшагося Христа. Такъ какъ гласъ сей гремитъ не для одного приличія, и, къ чему такъ торжественно всѣ призываются, то, безъ сомнѣнія, и подается неоскудно каждому, кто благорасположенъ къ принятію: то надлежало бы ожидать, что мы, исполняясь духа разума и страха Божія, не будемъ имѣть нужды въ указаніи, какъ вести себя при наступающемъ священнодѣйствіи и какъ употреблять освященную воду. Но печальный опытъ говоритъ другое: ни въ какой день не происходитъ столько неприличнаго замѣшательства въ нашихъ храмахъ, какъ нынѣ. Посему прежде нежели изыдемъ для освященія воды, мы почли за долгъ изыти предъ васъ для показанія ея важности и для защищенія ея отъ злоупотребленій.

Подробнее...

Москвичева Ю. В. Подвижническое служение монахов как восхождение к аскетическому идеалу человека в византийской культуре

Аннотация: Монашество стало весьма распространённым, массовым явлением в период Македонского Возрождения (вторая половина IX - середина XI вв.). Этот период представляет особый научный интерес как время сложившихся идеалов в культуре и сформировавшихся монастырских традиций. Виды подвижнического служения монахов в эпоху Македонского Возрождения достаточно разнообразны, но главными стали 4 — анахоретство, келлиотское житие, скитское подвижничество и монастырское общежитие в 2-х видах (киновия и идиоритм). Все они направлены на достижение аскетического идеала человека в византийской культуре — святости, связанной со спасением души и приобретением Вечной Жизни во Христе. Способ достижения аскетического идеала зависел от конкретной формы подвижничества. Анахоретство — самый строгий и суровый способ восхождения к аскетическому идеалу. В наиболее же последовательной и доступной форме аскетический идеал человека «воплощало» киновийное общежитие, о чём свидетельствует факт массового повсеместного обращения мирян в монашество в период Македонского Ренессанса, а также обращение к теме киновийного иночества в разного рода трактатах и художественных произведениях. 

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ январь. Первый день. Поуч. 1-е. Обрѣзаніе Господне.

(Назидательные уроки изъ праздника Обрѣзанія Господня: а) значеніе имени Іисусъ; б) мы должны совершать надъ собою духовное обрѣзаніе).

I. Обрѣзаніе, это священнодѣйствіе ветхозавѣтной церкви, бывшее прообразованіемъ христіанскаго таинства св. крещенія (Кол. II, 11-12), совершалось у іудеевъ надъ осьмидневными младенцами мужескаго пола и служило знаменіемъ вступленія въ ветхій завѣтъ съ Богомъ со времени Авраама, отца вѣрующихъ, котораго Господь со всѣмъ многочисленнымъ его потомствомъ избралъ для сохраненія и распространенія ветхаго завѣта (Быт. XVII. 14; Лев. XII. 2—3). Печатію этого знаменія служило имя, которое давали младенцу при обрѣзаніи. Іисусъ Христосъ, происшедшій по плоти изъ племени Авраама, былъ также обрѣзанъ въ настоящій день, — осьмый по рожденіи Своемъ, и названъ Іисусомъ — тѣмъ именемъ, которое предвозвѣщено было пресвятой Дѣвѣ Маріи архангеломъ Гавріиломъ, когда онъ благовѣстилъ Ей тайну воплощенія и рожденія отъ Нея Сына Божія (Лук. I. 31; II. 21).

Подробнее...

Еще статьи...

Навигация

Система Orphus