Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Архіеп. Димитрій Муретовъ († 1883 г.) Слова и Бесѣды на праздники Господскіе. 10. Слово въ навечеріе Богоявленія Господня.

Днесь водъ освящается естество. (Пѣснь церков.).

Настоящій праздникъ имѣетъ ту особенность предъ другими торжествами Церкви, что въ воспоминаніе крещенія Спасителя во Іорданѣ постановлено св. Церковію торжественно освящать воду. Для чего сей обрядъ? Что значитъ сіе освященіе воды? Такой вопросъ, безъ сомнѣнія, представляется многимъ изъ присутствующихъ при освященіи воды, и потому самому стоитъ благочестиваго вниманія и размышленія.

Подробнее...

Прот. Сергій Булгаковъ († 1944 г.) Слово въ Навечеріе Богоявленія. «Вода скачущая въ жизнь вѣчную».

Господь создалъ воду, яже надъ твердію и яже подъ твердію, и отдѣлилъ воду отъ суши на землѣ. Сія есть первозданная стихія міра, текущая и всезаполняющая, прозрачная и всепроницающая, напояющая и омывающая, живящая и увеселяющая. Вода окружаетъ землю и окружается ею: въ сушѣ находитъ она границу свою, а вмѣстѣ и основаніе свое: вода не можетъ утверждаться безъ суши и земля безъ влаги разсыпается въ прахъ. Вода угашаетъ огонь, какъ противоположную и отталкивающуюся стихію, и однако пребываетъ съ нимъ въ сопряженности, ибо водой умягчается жгучесть огня и огнемъ умаляется дѣйствіе воды, отъ ихъ соединенія пораждается влажная теплота жизни. Огонь и вода тая́тъ въ себѣ смерть міру — во всеобщемъ потопѣ и послѣднемъ огнѣ, въ коемъ небеса и земля прейдутъ съ шумомъ, но они же его обновляютъ, черезъ омовеніе и очищеніе. Крещеніе совершается водою и духомъ, Духомъ Святымъ и огнемъ. 

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ январь. Пятый день. Поуч. 1-ое. Навечеріе Богоявленія Господня, предъ освященіемъ воды.

(О благоговѣйномъ поведеніи христіанъ при водоосвященіи).

I. Сейчасъ изъ устъ св. церкви вы услышите, братіе, «гласъ Господень на водахъ», призывающій всѣхъ и каждаго къ принятію духа премудрости, духа разума, духа страха Божія, явльшагося Христа. Такъ какъ гласъ сей гремитъ не для одного приличія, и, къ чему такъ торжественно всѣ призываются, то, безъ сомнѣнія, и подается неоскудно каждому, кто благорасположенъ къ принятію: то надлежало бы ожидать, что мы, исполняясь духа разума и страха Божія, не будемъ имѣть нужды въ указаніи, какъ вести себя при наступающемъ священнодѣйствіи и какъ употреблять освященную воду. Но печальный опытъ говоритъ другое: ни въ какой день не происходитъ столько неприличнаго замѣшательства въ нашихъ храмахъ, какъ нынѣ. Посему прежде нежели изыдемъ для освященія воды, мы почли за долгъ изыти предъ васъ для показанія ея важности и для защищенія ея отъ злоупотребленій.

Подробнее...

Москвичева Ю. В. Подвижническое служение монахов как восхождение к аскетическому идеалу человека в византийской культуре

Аннотация: Монашество стало весьма распространённым, массовым явлением в период Македонского Возрождения (вторая половина IX - середина XI вв.). Этот период представляет особый научный интерес как время сложившихся идеалов в культуре и сформировавшихся монастырских традиций. Виды подвижнического служения монахов в эпоху Македонского Возрождения достаточно разнообразны, но главными стали 4 — анахоретство, келлиотское житие, скитское подвижничество и монастырское общежитие в 2-х видах (киновия и идиоритм). Все они направлены на достижение аскетического идеала человека в византийской культуре — святости, связанной со спасением души и приобретением Вечной Жизни во Христе. Способ достижения аскетического идеала зависел от конкретной формы подвижничества. Анахоретство — самый строгий и суровый способ восхождения к аскетическому идеалу. В наиболее же последовательной и доступной форме аскетический идеал человека «воплощало» киновийное общежитие, о чём свидетельствует факт массового повсеместного обращения мирян в монашество в период Македонского Ренессанса, а также обращение к теме киновийного иночества в разного рода трактатах и художественных произведениях. 

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ январь. Первый день. Поуч. 1-е. Обрѣзаніе Господне.

(Назидательные уроки изъ праздника Обрѣзанія Господня: а) значеніе имени Іисусъ; б) мы должны совершать надъ собою духовное обрѣзаніе).

I. Обрѣзаніе, это священнодѣйствіе ветхозавѣтной церкви, бывшее прообразованіемъ христіанскаго таинства св. крещенія (Кол. II, 11-12), совершалось у іудеевъ надъ осьмидневными младенцами мужескаго пола и служило знаменіемъ вступленія въ ветхій завѣтъ съ Богомъ со времени Авраама, отца вѣрующихъ, котораго Господь со всѣмъ многочисленнымъ его потомствомъ избралъ для сохраненія и распространенія ветхаго завѣта (Быт. XVII. 14; Лев. XII. 2—3). Печатію этого знаменія служило имя, которое давали младенцу при обрѣзаніи. Іисусъ Христосъ, происшедшій по плоти изъ племени Авраама, былъ также обрѣзанъ въ настоящій день, — осьмый по рожденіи Своемъ, и названъ Іисусомъ — тѣмъ именемъ, которое предвозвѣщено было пресвятой Дѣвѣ Маріи архангеломъ Гавріиломъ, когда онъ благовѣстилъ Ей тайну воплощенія и рожденія отъ Нея Сына Божія (Лук. I. 31; II. 21).

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ январь. Первый день. Поуч. 2-ое. День обрѣзанія Господня.

(О причинахъ, почему Господь претерпѣлъ обрѣзаніе).

I. Господь нашъ Іисусъ Христосъ въ восьмой день по рождествѣ Своемъ благоволилъ претерпѣть обрѣзаніе, причемъ Ему наречено было имя Іисусъ, о которомъ ранѣе предсказано было архангеломъ Гавріиломъ Св. Дѣвѣ Маріи.

II. а) I. Христосъ принялъ обрѣзаніе во-первыхъ для того, чтобы исполнить законъ, который требовалъ, чтобы всякій іудей былъ въ восьмой день подвергнутъ обрѣзанію, прообразовавшему собою св. крещеніе въ христіанствѣ. Не пріидохъ, говорилъ Онъ, разорити законъ, но исполнити (Матѳ. 5, І7). Онъ повиновался закону для того, чтобы насъ повинныхъ и подчиненныхъ закону сдѣлать свободными. Объ этомъ св. апостолъ Павелъ такъ говоритъ: посла Богъ Сына Своего, бываема подь закономъ, да подзаконныя искупитъ (Галат. ІѴ. 4. 5).

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ январь. Второй день. Поуч. 2-ое. Св. Юліанія Лазаревская.

(Должно посѣщать храмы Божіи).

I. Св. Юліанія, нынѣ церковью воспоминаемая, происходила изъ богатаго рода дворянъ Недюревыхъ; отецъ ея служилъ при дворѣ Іоанна Грознаго (ХѴІв.). Оставшись шести лѣтъ сиротой, Юліанія жила у своей тетки, Натальи Араповой. Въ домѣ тетки приходилось терпѣть ей не мало оскорбленій. Юліанія любила молиться, ходить за больными, подавать милостыню и заниматься рукодѣліемъ; двоюродныя сестры осмѣивали ея благочестивую жизнь, а тетка ихъ не останавливала. Какъ ни горько было Юліаніи жить въ такомъ семействѣ, но она старалась терпѣливо переносить обиды и почитала тетку, какъ родную мать. Когда Юліаніи исполнилось 16 лѣтъ, ее выдали замужъ за Юрія Осорьина, богатаго помѣщика села Лазаревскаго около Мурома. Трудолюбіемъ и полною покорностью Юліанія пріобрѣла себѣ любовь свекора и свекрови. Съ слугами она обращалась кротко и снисходительно, большую часть работъ дѣлала сама и даже тяготилась услугами. Когда мужу ея приходилось уѣзжать изъ дому по службѣ, Юліанія тайно отъ всѣхъ проводила въ работѣ дни и ночи, а вырученныя отъ проданныхъ вещей деньги отдавала бѣднымъ или на украшеніе храма. Во время наступившаго въ муромской области голода Юліанія раздавала голодающимъ пищу, а когда появилась сильная зараза, сама ходила за больными, обмывала умершихъ и часто хоронила ихъ на свой счетъ.

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ декабрь. Тридцать первый день. Поуч. 4-ое. На всенощномъ бдѣніи подъ праздникъ Обрѣзанія Господня.

(Ветхозавѣтное обрѣзаніе въ новомъ завѣтѣ замѣнено таинствомъ крещенія).

Обрѣзаніе составляло важнѣйшее священнодѣйствіе ветхозавѣтной церкви. Оно установлено свыше, прежде всѣхъ таинствъ. Обрѣзанные вступали въ завѣтъ съ Богомъ, дѣлались членами церкви и имѣли право на полученіе благъ земныхъ и небесныхъ. Напротивъ, необрѣзаннымъ угрожало бѣдствіе и погибель. Необрѣзаннаго, говорилъ Богъ, погубится душа, (Быт. 17, 14).

При установленіи сего великаго священнодѣйствія Богъ подтверждалъ, чтобы чада Авраамовы совершали обрѣзаніе вѣчно, доколѣ это будетъ угодно Богу. И будетъ завѣтъ Мой, говорилъ Богъ, на плоти вашей въ завѣтъ вѣченъ (Быт. 7, 13).

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ январь. Первый день. Поуч. 5-е. Св. Василій Великій.

(Подражаніе его жизни).

I. Истиннымъ послѣдователемъ I. Христа является св. Василій, архіепископъ кесарійскій, память котораго празднуется въ сей день. Св. церковь почтила этого святителя наименованіемъ «Великаго» за его святую жизнь, дѣятельность и ученіе. Св. Василій родился въ 329 году въ знатной и благочестивой семьѣ, извѣстной своею доброю жизнью и христіанскимъ направленіемъ въ воспитаніи дѣтей. Съ ранняго дѣтства возлюбивъ Бога, Его святой законъ и ученіе Христово, св. Василій рѣшилъ посвятить жизнь свою на служеніе церкви. Но для борьбы съ язычниками и еретиками, нападавшими тогда на церковь, нужна была тщательная научная подготовка, и вотъ св. Василій оставляетъ родительскій домъ и отправляется учиться въ далекіе края, посѣщаетъ города, знаменитые своими школами и учителями, и прилежно занимается науками, при чемъ въ выборѣ друзей является крайне остороженъ и дружески сближается только съ великимъ впослѣдствіи отцомъ церкви, св. Григоріемъ Богословомъ, котораго онъ полюбилъ такъ, что казалось и душа и сердце у нихъ было одно; затѣмъ путешествуетъ по Сиріи, Палестинѣ и Египту для ознакомленія съ жизнью великихъ христіанскихъ подвижниковъ. По возвращеніи на родину, св. Василій самъ удаляется въ пустыню; здѣсь на свободѣ упражняется въ молитвѣ, чтеніи слова Божія, богомысліи и подвигахъ, пока злые нападки нечестивыхъ аріанъ не вызываютъ его на защиту церкви Христовой, сначала въ званіи пресвитера, а потомъ архіепископа кесарійскаго. Когда нечестивый царь Валентъ хотѣлъ силою ввести аріанство, унижавшее достоинство Сына Божія и считавшее Его только однимъ изъ совершеннѣйшихъ твореній Божіихъ, св. Василій, строгій ревнитель чистоты православнаго ученія былъ призванъ на судъ къ гордому префекту царскому Модесту. Послѣдній, указывая св. мужу на согласіе многихъ епископовъ Востока съ волею императора, потребовалъ и отъ него такого же согласія. «Мой царь не хочетъ, да и я не могу поклоняться твари: я самъ — твореніе Божіе», сказалъ Василій. Когда Модестъ, раздраженный неуступчивостью и смѣлыми отвѣтами святителя, спросилъ его: развѣ ты не боишься моей власти? Василій возразилъ: «чего же мнѣ бояться?» — Я прикажу описать твое имѣніе въ казну, тебя самого послать въ ссылку, отдать на мученіе, предать смерти. — «Грози чѣмъ нибудь другимъ, если можешь: у кого нѣтъ имѣнія, у того и описывать его нельзя, — у меня одна только власяница и нѣсколько книгъ. Ссылки я не считаю ссылкою: вся земля — Божія, а я пришлецъ и странникъ. Смерть — благодѣяніе для меня: она скорѣе приведетъ меня къ Богу, для Котораго я живу, служу и большею частью уже умеръ». Безстрашіе св. Василія привело въ изумленіе Модеста и Валента, и они оставили его въ покоѣ. Въ боръбѣ съ еретиками и язычниками, въ устномъ и письменномъ назиданіи своей паствы, дѣлахъ милосердія, гоненіяхъ за истину протекла большая половина жизни великаго святителя, окончившаго свое многотрудное и многоплодное земное поприще въ 1-й день м. января 379 года. Св. Василій Великій написалъ много знаменитыхъ сочиненій и проповѣдей, защищающихъ и уясняющихъ истину вѣры Христовой, и составилъ чинъ Божественной литургіи, которая между прочимъ совершается и въ настоящій день его памяти.

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ декабрь. Тридцать первый день. Поуч. 5-ое. Канунъ праздника въ честь св. Василія Великаго.

(На всенощномъ бдѣніи). 

(Уроки изъ его жизни: а) скромность въ одеждѣ, б) единомысліе съ св. церковію и в) приготовленіе къ исходу изъ здѣшней жизни).

Вся христіанская церковь издревле усвоила св. Василію, архіепископу Кесаріи каппадокійскія, прославляемому въ нынѣшнихъ церковныхъ пѣснопѣніяхъ и чтеніяхъ, названіе Великаго. Чѣмъ онъ пріобрѣлъ такое названіе? Въ чемъ состоитъ величіе св. Василія? Это намъ покажетъ жизнь его.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus