Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Леонтьева Т. Г. Шестидесятницы.

Как труден женский труд.
Е.Штакеншнейдер
 
Со второй половины XIX в. Россия медленно, но неуклонно начинает продвижение по пути индустриально-буржуазной модернизации. Конечный успех этого длительного и болезненного процесса среди прочих факторов определялся и тем, как скоро сумеет население империи преодолеть стереотипы традиционной патриархальной культуры и усвоить ценности гражданского индивидуализма и представительной демократии. В ходе становления нового буржуазного типа личности важную роль должны были сыграть женщины России - и как самостоятельный субъект модернизационного процесса, и как матери-воспитатели будущих поколений. Это обстоятельство было очевидным для многих общественных деятелей той эпохи. Имена М.И.Михайлова, Н.Г.Чернышевского, П.Л.Лаврова, Н.И.Пирогова и других справедливо связываются с началом женского движения за эмансипацию. Сумели уловить веяния времени, осознать необходимость перемен и сами женщины. История также сохранила их имена: Елена Штакеншнейдер, Людмила Шелгунова, Анна Философова, Христина Алчевская, перечень имен может быть продолжен. Однако это женщины-аристократки, жительницы столичных городов, довольно образованные для своего времени, отличавшиеся литературными, организаторскими, педагогическими талантами, интересовавшиеся политикой. Словом, способные не только принять участие в борьбе за новый стиль жизни, но и возглавить ее.
 

Подробнее...

Житие преподобного Нила Столобенского

Преподобный Нил родился в одном селении Новгородской области, Деревской Пятины[1], Жабенского погоста[2]. Кто были родители его - неизвестно; известно только, что он был пострижен в одном из монастырей Псковской области, называемом "Крыпец"[3]. Из этого монастыря он ушел в пустыню в Ржевский уезд и там поселился близ реки Черемхи[4]4. Питался он здесь травами и желудями с дуба, проводя время в посте и молитве. Сего не мог выносить диавол, и потому вооружился на святого с великою злобою, дабы отогнать его от того места. Диавол устрашал Нила различными привидениями, являясь перед ним в виде зверей и всяких гадов, которые устремлялись на преподобного с диким свистом и воплем. Но святой молитвами, как мечем, отгонял все эти искушения и злые козни врага, ограждая тело свое знамением крестным и молясь непрестанно Богу. Такое житие Нил проводил тринадцать лет, проводя время во многих подвигах и трудах пустынных.

Подробнее...

Акафист преподобному отцу нашему Нилу, иже на езере Селигере, на острове зовомем Столобное

Кондак 1

Избранному от пелен в воинство Христово и впи­санному от юности в книгу живота вечнаго, дивному в чудесех, преподобному отцу нашему Нилу, вси, насыщающиися чрез него подавае­мых неоскудно Божиих дарований, сошедшеся воспоем ему, яко ходатаю и молитвеннику о ду­шах наших, в веселии глаголюще: Радуйся, преподобне отче Ниле, Столобенский чудотворче.

Подробнее...

Лобашев Вадим Константинович. "Белая царевна"

Этот храм отличен от всех остальных построений монастыря и своей архитектурой – в виде ротонды, и своим раскрасом. На цветной гравюре, изображающей монастырь в основном в розовых тонах, выделяется рассматриваемая нами церковь в ее белоснежном уборе рядом с неказистой кирпично-красной небольшой колокольней. Воистину на окружающем фоне розоватых строений, зелени, листвы и травы, голубизны неба и водоема перед нею она кажется застывшей царевной в белом уборе. 

Подробнее...

Лобашев Вадим Константинович. Музы Левитана в Удомельском крае

В мае 1891 года на берегу маленькой речушки Нашиги в 6 верстах от Берново, в хуторке «Затишье» царила суета. Встречали молодую хозяйку – Лику Мизинову и двух ее гостей, приехавших из Москвы: Исаака Ильича Левитана и Софью Петровну Кувшинникову. Еще зимой в Мелихове, у Чеховых, живописуя свое тверское владение и прилегающие окрестности, уговорила-таки Лика художника оторваться от поездок на Волгу и посетить Тверскую губернию, где Левитан до этого не бывал.

Подробнее...

Лобашев Вадим Константинович. Белый дом

Как сладко бывает, перелистывая альбомы, восхищаться достоинствами русской усадебной архитектуры, а между тем, стоит взять билет на автобус и проехать малое расстояние, чтобы воочию убедиться в её величии. То, что было, увы, безжалостно сметено временем, однако сохранившиеся усадьбы, в силу счастливой улыбки судьбы, дают более или менее достойный образчик былого величия русской усадьбы. Это разностилевой характер и в архитектуре и паркостроении применительно ко времени создания и вкусам их владельцев: от чистого классицизма Боровно Манзеев XVIII века до неоклассицизма Лубенькино С. Рябушинского начала XX века, и от усадебного ампира первой половины XIX века до модерна второй половины XIX века в Ивановском («Голубые озера») Сназиных-Тормасовых и Гаслера до ностальгически -романтичной «Чайки» В. Бялыницкого-Бируля. Имеет быть в своей остаточности ещё одно удивительнейшее место, в 12 км от Удомли, на северном берегу озера Песьево, – усадьба, с легкой руки художников вошедшая в обиход как «Белый дом». 

Подробнее...

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.) Слова и рѣчи. Отдѣленіе первое: Слова и рѣчи, избранныя самимъ проповѣдникомъ для изданій 1844, 1848 и 1861 годовъ. 1811 г. II. 2. Слово въ недѣлю четвертую по Пятдесятницѣ.

(Говорено въ Александроневской лаврѣ; напечатано отдѣльно [1] и въ собр. 1820, 1821, 1844 и 1848 гг.).

Оброцы грѣха, смерть: дарованіе же Божіе, животъ вѣчный, о Хрістѣ Іиcусѣ Господѣ нашемъ (Рим. 6, 23).

Нѣкогда имя грѣха было для христіанъ такъ ужасно, какъ проклятія и казни. Апостолъ Іаковъ, желая однимъ ударомъ сокрушить гордость хвалящагося вѣдѣніемъ истины, но живущаго по плоти человѣка, сказалъ только, что ему грѣхъ! Вѣдущему добро творити, и не творящему, грѣхъ ему есть (Іак. 4, 17). Нынѣ многіе содрагаются при имени безчестія, урона, смерти: мысль о грѣхѣ, подобно привидѣнію, не тревожитъ болѣе просвѣщеннаго вѣка. Такъ ли совершается въ насъ предсказанное пророками о царствѣ Мессіи: яко да обетшаетъ согрѣшеніе (Дан. 9, 24)? Ахъ! Согрѣшеніе обетшаваетъ въ насъ не такъ, какъ старая одежда, которую повергаютъ къ ногамъ, когда облекаются въ новую; но такъ, какъ застарѣлая болѣзнь, въ которой чувствованіе боли притупляется временемъ, и которую «мало наконецъ отличаютъ отъ здравія» [2].

Подробнее...

Уроженец Тверской губернии Иеромонах Арсений был основателем Ново-Афонской обители

История тверской земли богата и многогранна. Наш край является родиной многих замечательных людей, которыми гордится страна. Писатели и поэты, военачальники и политики, художники и музыканты. Немало среди них и священнослужителей, без чьей духовной силы немыслимо наше Оте­чество.

Подробнее...

Что сказал нам «сермяжный» мужик

«Погладь меня, Обрадово…»

Зимой, по выходным, несмотря даже на лютый холод, мы с Константином Рябеньким встречались в Твери на улице Трехсвятской. Обычно здесь собираются писатели, поэты, художники, актеры. Дарят друг дружке новые книги, картины, пьют чай в ближних кафе. Не отказался Константин от привычки и после того, как вернулся жить в Вышний Волочёк. Приезжая в Тверь на электричке, обычно звонил мне, спрашивая глуховатым голосом:

– Старик, идешь на Трехсвятскую?

Подробнее...

В борьбе за Невские берега

Там, где, вытекая из озера Пирос, река Валдайка впадает в Березайку, стоит бейшлот. Величие этого скромного сооружения раскрывается историей его создания. Как минимум дважды это почтенное сооружение имело особую значимость для России. 

12 января 2003 года исполнилось 300 лет первой в России «рукотворной реке» – Вышневолоцкой водной системе (далее – ВВС). Бологовская земля имеет к осуществлению этого грандиозного и дерзкого по смелости проекта самое непосредственное отношение. Но это не только история. ВВС работает и в наши дни, хотя ее назначение изменилось. Вышневолоцкая водная система старше Санкт-Петербурга.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus