Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Свидетельница судеб и событий

Не так давно вышла из печати книга «Погост Кочевицы, край Торопецкий», посвященная многовековой истории одного из частично сохранившихся православных храмов Западнодвинского района.

Автор книги – житель Москвы Игорь Сизов. Около 20 лет назад он приобрел дачу в деревне Кочевицы и с тех пор буквально по крупицам собирает сведения о расположенной здесь церк­ви Святой Троицы. Она была возведена из кирпича умелыми мастерами-строителями в 1791 году взамен прежней деревянной церкви, впервые упоминае­мой в «Торопецкой Писцовой книге» – уникальном документе русского средневековья.

Подробнее...

Сколько лет тверской истории?

В 2015 году мы можем отметить 1000­-летие христианства на Тверской земле.

Откуда есть пошла земля Тверская? Много копий сломано в дискуссиях на этот счет, и однозначного ответа до сих пор нет. Между тем на прошедшей 14 февраля III всероссийской научно­практической конференции «Исаковские чтения: древнерусское наследие и современность» доцент ТвГУ Сергей Глушков обратился с призывом к общественности Верхневолжья: отметить в 2015 году 1000­летие христианства на Тверской земле.

Подробнее...

Доклад, прочитанный на конференции "Пастырь добрый" в Торопце 9 октября 2013 года

Святитель Николай Японский о устроении монашеской жизни в Японии и воплощение этих планов в жизнь Владыкой Николаем (Саямой). Монастырь Святой Софии в префектуре Тибо.

Святитель Николай Японский - величайший миссионер нашего времени. Не случайно после Великого князя Владимира и Великой Княгини Российской Ольги в лике святых равноапостольных был прославлен русский миссионер, трудившийся на Далеком Востоке, там, где восходит солнце.

Подробнее...

Большая дорога

В канун праздника первоверховных апостолов Петра и Павла в июле прошлого года в Никольскую церковь вошел молодой человек: «Можно ли принести вам иконы? Они остались у нас от бабушки». 

Так в нашем храме нашли пристанище три святых образа, один из которых – старинное изображение Богородицы, по словам дарителя, Алексея Петровича Харитошкина, принадлежал в свое  время  Свято-Троицкому храму  в  деревне  Кочевицы.

Подробнее...

Завещание Ефрема Новоторжского

24 июня Православная Церковь отмечает день перенесения честных мощей святого преподобного Ефрема, Новоторжского Чудотворца. История появления Ефрема в Торжке такова.

Во время правления в Киеве великого князя Владимира пришли на Русь из Венгрии три брата: Георгий, Ефрем и Моисей. В 1015 году, после смерти князя Владимира, находившийся в походе сын его Борис был убит на реке Альте по приказу Святополка Окаянного. Был убит тогда и дружинник князя Бориса угрин (т.е. венгр) Георгий: «усекнут в голову». Ефрем, в то время находившийся в другом месте, узнав о смерти брата, поспешил на берег реки Альты, где нашёл главу его и с тех пор всегда имел её с собою.

Оставив княжеский двор, боярин Ефрем принимает монашеский чин и «на подоле близ Торжка» ставит странноприимный дом, где доставлялось даровое содержание бедным и странникам, а затем монастырь в честь новых страстотерпцев, первых русских мучеников, святых князей Бориса и Глеба.

Подробнее...

Сильны своей верой

Когда произошло великое историческое событие – Крещение Руси, тверская земля еще не была известна в истории. Но поскольку она находится у истоков рек Волги, Днепра и Западной Двины, связывающих наш край со всем миром, и населен он с глубокой древности, христианство здесь, как утверждают ученые, распространилось с самых первых лет его введения.  

Этому способствовала и родственная связь тверских славян со славянами Киева, Новгорода, Смоленска, Полоцка.

Подтверждением служат найденные в Бежецком уезде камни с высеченными на них крестами, а также каменные кресты (Стерженский и Лопастицкий) Осташковского уезда, которые археологи датируют X веком.

Подробнее...

И не считают лет колокола

«Писаная история» обители начинается лишь в XVI веке, а списки его настоятелей открываются ставленниками Ивана Грозного. Но, обратившись к житийной литературе, можно узнать, что монастырь основал в 1038 году боярин Ефрем. Он удалился от мирской жизни после того, как Святополк убил братьев Бориса и Глеба, ставших первыми русскими святыми. 

Столетие за столетием проплывали над этой колокольней, над этими древними сводами. В Смутное время монастырь пострадал от поляков, сжегших старую деревянную пристройку. Много лет спустя на ее месте возвели Введенскую церковь – самый древний на сегодняшний день элемент величественного архитектурного ансамбля. Новая беда пришла в 1742 году – в Торжке разра­зился пожар, не обошедший стороной Бориса и Глеба. 

Подробнее...

Преподобная княжна София

Преподобная княжна-инокиня София дева, основательница Свято-Афанасьевского Софийского женского монастыря в Твери

Древнейшее тверское житие, дошедшее до наших дней, это житие сестры святого Михаила Ярославича Тверского – княжны инокини Софии Ярославны. Согласно современным исследованиям[1], это житие появилось в 20-х – 30-х годах XIVвека или даже на полтора десятка лет раньше. У великого князя Ярослава и его жены княгини Ксении было три ребенка: две дочери и сын Михаил. Брак Ярослава и Ксении состоялся в 1265 году в Новгороде и продлился 6 лет до 1271 года, когда великий князь Ярослав умер по дороге из Орды. Старшая дочь тверской великокняжеской семьи, имя которой летописи не сохранили[2], была выдана замуж за Юрия Львовича Галицкого в 1282 году[3].  Следовательно, год рождения Софии может колебаться от  1267-го до 1270-го годов.

Подробнее...

Акафист иже во святых отцу нашему Арсению епископу Тверскому, чудотворцу

Кондак 1

Избранный святителю Христов и предивный чудотворче, отче наш Арсение! Похвальное пе­ние восписуем ти с верою и любовию, яко теплому молитвеннику и предстателю нашему: ты же, святче Божий, яко имеяй дерзновение к Пресвятей Троице, от всяких бед и скорбей молитвами твоими свободи ны, тебе зовущия: Радуйся, святителю Арсение, усердный молитвенниче о душах наших.

Подробнее...

Преподобный Корнилий Комельский.

Корнилий причислен к сонму тверских угодников, как подвизавшийся в Савватьевской пустыни (бывшей близ г. Твери): памятником пострижения его в этой обители служит икона преподобного (Корнилия) в Сретенской (бывшей монастырской) церкви г. Савватьева. Преп. Корнилий родился в Ростове великом, а воспитывался в Москве, где его родители Феодор и Варвара, по фамилии Крюковы, служили при дворе Великой Княгини Марии (в иночестве Марфы), супруги Василия Темного; они, пред своею смертью, поручили Корнилия своему брату, Лунгину, который взял с собой племянника, Корнилия, в Кирилло-Белоозерскую обитель, где, по пострижении более двадцати лет он проходил различные послушания. По любви к уединению Корнилий оставил Кирилло-Белоозерский монастырь и, посетив Ростов, Новгород, где его хотел удержать при себе Архиепископ Новгородский, св. Геннадий, поселился в пустом месте близ Новгорода; но когда здесь стали навещать его любители иноческого жития, Корнилий перешел в Тверскую Савватьевскую пустынь, а в 1497 г. отсюда перешел в Вологодский Комельский монастырь (в 45 верстах от Вологды). 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus