Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Штыков Н. В. Центры Российской государственности XIII–xv вв. В современной отечественной историографии

Проблемы образования Российского государства в конце XV в. давно находятся в сфере интересов историков. Особое внимание при этом справедливо уделяется Москве как признанной столице нового государства «всея Руси». «Преславный град» Москва, Третий Рим, ставший при власти московских государей больше «инехъ градовъ»1, рассматривался как краеугольный камень в концепции государственной идеологии России XV-XVII вв.

Подробнее...

Митрофанов В. В. «Поддержите насколько можно наше ходатайство»: роль С. Ф. Платонова в судьбе Тверского музея

Связи С. Ф. Платонова с тверскими краеведами отличаются особой теплотой, а их результаты столь масштабные, что их трудно переоценить по степени значимости в культурно-просветительском плане. Они же отличаются и многообразием форм сотрудничества, а своим влиянием охватывают не только любителей-историков, краеведов, археологов, архивистов, деятелей образования и музейного дела, представителей духовенства Твери, но и названную аудиторию всего центрально-волжского региона.

Подробнее...

Абуков С. Н. Брак Семена Гордого с Марией Александровной в контексте московско-тверских отношений

Статья посвящена одному из ключевых браков, заключенных между представителями двух ведущих центров – Москвы и Твери, сыгравшему важную роль в политических отошениях в Северо-Восточной Руси в середине XIV века. Автор анализирует причины и обстоятельства, приведшие к заключению брака, интересы сторон, а также его последствия. Уделено внимание вопросу передачи по духовной грамоте московского князя Можайско-Коломенского удела вдове Марии. Рассматривается частота московско-тверских браков как особое явление, не имеющее аналога на Руси. 

Ключевые слова: Семен Гордый, Мария Александровна, Москва, Тверь, брак, родство, князь, духовная грамота.

Подробнее...

Документальные свидетельства и исследовательская литература о святителе Николае (Касаткине)

Жизнеспособность любой религиозной организации естественно выражается в ее миссионерском распространении. В России еще до того, как миссионерская деятельность исчерпала себя на собственно русской территории, порыв проповеди устремился дальше за ее пределы (например, в Китай, Корею, Индию, Японию). Часто встречающееся незнание православный миссионерских деяний вытекает из собственного характера таковых. Никакой империализм или прозелитизм не запятнал православное служение.

Подробнее...

Памяти Б. Н. Ротермеля. Храм во имя святых Жен-Мироносиц в Твери

mironosickaiaНечасто встретишь в Российских городах храмы, построенные в честь Жен-Мироносиц. В нашем городе, например, было построено два храма в честь Воскресения Господня, два в честь Вознесения, несколько храмов в честь Божией Матери (Рождества Богородицы, Успения, Покрова, «Всех скорбящих Радость») и т.д. Но была и такая уникальная церковь - церковь свв. Жен-Мироносиц. Располагалась она между улицей Новоторжской и бульваром Радищева, на пересечении их Тверским проспектом - на месте построенного при Сталине четырехэтажного дома, в котором позже находился магазин «Молоко», а теперь магазин бытовой техники.

Подробнее...

Корнилов А. А. Отношения православных с инославными в миссионерской деятельности Архиепископа Японского Николая

Святитель Русской Православной Церкви Архиепископ Японский Николай (в миру Иван Дмитриевич Касаткин) более полувека возглавлял православную миссию в стране Восходящего Солнца. В 1860 г. он был пострижен в иноческий чин для поступления на священническое место при российском посольстве в Японии. Ректор Петербургской духовной академии, епископ Нектарий, напутствуя о. Николая, говорил ему так: «Не в монастыре ты должен совершать течение подвижнической жизни; тебе должно оставить самую родину и идти на служение Господу в страну далекую и неверную. С крестом подвижника ты должен взять посох странника; вместе с подвигами монашества тебе предлежат труды апостольские».[1]

Подробнее...

Леонтьева Т. Г. Православная культура и семинарский быт (конец XIX - начало XX в.)

Православная культура - это комплекс укоренившихся на русской почве обычаев, этических норм, ритуалов, особой эстетики мировосприятия, связанных с вероучением.

Духовные ценности русского народа на протяжении веков провозглашала и утверждала Православная церковь. В ходе эволюции государственности ценности православия постепенно приобретали имперски-соборный статус и так или иначе детерминировали поведение, нравственные ориентации, ценностные предпочтения русского (имперского) человека. Религиозное самосознание было исстари мощным источником патриотизма народа, не воспринимавшего раздельно понятия "вера" и "отечество" и именовавшего врагов "нехристями".

Подробнее...

Благоверная княгиня Иулиания Новоторжская (Вяземская)

Наряду с благоверной великой княгиней Анной, на иконе изображена св. благоверная княгиня Иулиания, Новоторжская и Вяземская; в княжеской одежде, голова её покрыта белым убрусом, а на нем княжеская корона в руках держит четырехконечный крест. Иулиания отличалась дивной красотой и благочестием и явила в себе высокий образец супружеского целомудрия. В книге о святых она помещена между святыми «града Торжка» (рукопись Савваитова 17 стр. "Святая Русь" арх. Леонида). Она была дочерью боярина Максима Данилова и была в замужестве за Вяземским князем Симеоном Мстиславичем, человеком кротким и богобоязненным, бывшим в зависимости от Смоленского князя Юрия Святославича.

Подробнее...

Может ли новый храм в Бежецком районе заменить старый

Создатели храмов умели придавать церковным зданиям такую красоту и силу, что даже в разрушенном виде они способны поражать воображение.

Поэзия начинается с веры

Именно таков храм Живоначальной Троицы в селе Градницы Бежецкого района, связанный с именами двух больших поэтов Серебряного века – Николая Гумилева и Анны Ахматовой.

Подробнее...

Николо-Малицкая обитель: трудный путь – самый верный

Возрожденный из пепла

Трижды за свою историю оскудевала и по воле Божией возрождалась Николо-Малицкая обитель. О двух ее взлетах мы уже рассказали читателям. Самым же удивительным был третий, произошедший на глазах нынешнего поколения.

Время гонений

Богоборческая власть в первые свои годы не то чтобы упустила из виду небольшой пригородный монастырь, но, похоже, не считала необходимым тратить силы на его полное изничтожение. Хотя компания по изъятию церковных ценностей, сопровождавшаяся кощунствами и порой переходящая в откровенный грабеж, достигла Николо-Малицы уже в 1919 году, настоятелю монастыря архимандриту Иосифу удавалось все 1920-е годы, сохраняя внешнюю лояльность по отношению к атеистической власти, не давать ей повода к окончательному закрытию монастыря. 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus