Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

«Повесть о Тверском Отроче монастыре» и местные легенды

Тема, заявленная в названии этой главы, может быть рассмотрена с двух точек зрения. С одной стороны, всю жанрово-тематическую группу повестей об основании монастырей можно отнести к роду местных легенд (учитывая при этом письменный характер такого рода повестей); в этом случае есть основание рассмотреть некоторые мотивы «Повести…» с точки зрения использования их в легендах, имеющих местный характер. С другой стороны, необходимо поставить вопрос о возможности существования устной легенды и ее отношении к «Повести…».

Подробнее...

Леонтьева Т. Г. Женщины из духовного сословия в самодержавной России

“Женская тема” в отечественной науке существует не одно десятилетие. Возникнув в скромной формулировке “женский вопрос”, она прошла несколько фаз в своем развитии и в настоящее время является одним из компонентов гендерных исследований. Однако, несмотря на многочисленные исследования отечественных и зарубежных авторов, историков и философов, социологов и политологов, вряд ли можно утверждать, что “женский мир” представлен в современной историографии обстоятельно и полно. В какое бы время ни возникал этот естественный интерес к роли женщины в семье, обществе, государстве, неизменно в тени остается значительная категория женщин из духовного сословия – жены, дочери и сестры священников, дьяконов, псаломщиков, а также “профессионалки” – насельницы монастырей, монашеских общин и пустыней. Представительницам последней категории повезло в большей степени: сейчас хорошо известно, что смиренные служительницы Бога отважно проявили себя на полях сражений в качестве сестер милосердия, что они были первыми учительницами для тысяч крестьянских детей, заботливо помогали сиротам, инвалидам и всем нуждающимся без различия званий и сословий. Совсем незаметными на этом фоне оказываются те, для кого главным в жизни было быть женой, матерью. Эти женщины составляли незначительный по численности, но особый по значимости контингент, как в сельском, так и городском сообществе. Некоторые аспекты историко-социологического исследования именно этой категории женщин из духовного сословия в дореволюционной России представлены в данной публикации.

Подробнее...

Абуков С. Н. Брак Константина Михайловича и Софьи Юрьевны и его место в политических отношениях Москвы и Твери в xiv веке

Первая треть XIV в. - период длительной и жестокой борьбы в Северо-восточной Руси между двумя крупнейшими политическими центрами: Москвой и Тверью за титул великого князя владимирского, а фактически – за лидерство среди русских земель. Долгое время именно в споре Москвы и Твери происходила основная линия противостояния за гегемонию. Это был сложный процесс взаимодействия двух княжеств, где периоды смертельной вражды сменялись поисками компромисса и примирения. Браки представителей обоих княжеских линий являлись важнейшим индикатором колебания маятника политических отношений потомков Даниила Московского и Михаила Тверского. С другой стороны, они становились элементом продолжения политики, только другими методами, не менее действенными, чем меч или договор.

Подробнее...

"Повесть о Тверском Отроче монастыре" и древнерусский свадебный обряд

«ПОВЕСТЬ О ТВЕРСКОМ ОТРОЧЕ МОНАСТЫРЕ» И ДРЕВНЕРУССКИЙ СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД

От традиционных повестей об основании монастырей «Повесть о Тверском Отроче монастыре» отличает рассказ о женитьбе князя Ярослава Ярославича, собственно являющийся предысторией основания монастыря. В одной из первых и одной из главных работ, посвященных Повести, в статье В. Ф. Ржиги этот рассказ был прочно связан с фольклорной традицией, а именно, с традицией свадебных лирических песен. Исследователь отметил: «Этот эпизод с соколом, ведущим князя к браку и радующимся венчанию, вплетен в ткань мотива охоты несомненно под влиянием некнижного источника. Он явно навеян устно поэтической свадебной символикой, в которой сокол является излюбленным символом жениха, невеста же мыслится в образе лебеди, а смысл свадебного обряда символизируется погоней сокола за лебедиными стадами и успешным преследованием одной лебедушки»[1]. В подтверждение своей мысли исследователь привел пример такой свадебной песни.[2]

Подробнее...

Почему нужно восстановить Спасо-Преображенский собор

Восстановлению Спасо-Преображенского собора в Твери в последнее время дан дополнительный импульс. Однако процесс по активизации возвращения городу его главного духовного символа был начат гораздо раньше, когда по инициативе губернатора Игоря Рудени в Верхневолжье начался благотворительный марафон «Народный Спас» по сбору средств на строительство кафедрального собора областного центра.

Подробнее...

Храм в центре Твери. Градостроительное значение тверского Спасо­-Преображенского собора

История тверского градостроительства без Спасо-Преображенского собора немыслима.

Купол или купола собора, как видно из рисунков иностранных путешественников XVII века, господствовали над крепостными стенами и валами кремля. Поскольку других построек за стенами при взгляде с Волги видно не было, центр Твери выглядел как скопление низких деревянных построек, чуть выше их шла ровная линия деревянных же стен и башен, а выше их всех поднимался сверкавший золотом купол Спаса. Не случайно бросивший последний прощальный взгляд на город Афанасий Никитин, отплывавший в свое последнее и прославившее его путешествие, писал: «Поидох от Спаса святаго злаготоверхаго и с его милостию…».

Подробнее...

Село Рождествено Калининского района на пути к возрождению

Сел с таким названием на Руси не счесть, как не счесть и храмов Рождества Господня, по которому их, как было принято, и называли.

Храм должен жить

А имя, как известно, это судьба. Общая для храма и для села.

Подробнее...

Поле батеевской битвы

Историческое место одного из значительных сражений Смутного времени начала XVII века пребывает почти в неизвестности

Чуриково – это заброшенная церковь в Весьегонском районе, в стороне от дорог. О ней хорошо знают в окрестностях села Любегощи, но мало кто ее посещает. Незачем.

Подробнее...

Жители Твери становятся свидетелями нового Божьего чуда

Дом Великого Спаса

Так именовали Тверь на Руси несколько столетий после того, как в конце далекого XIII века поднялся в центре древнего Тверского кремля первый каменный Спасо-Преображенский собор.

Ныне главный храм Тверской епархии воссоздается в том виде, какой он принял в XVII веке.

Символ возрождения Руси

Подробнее...

Вышневолоцкий Казанский монастырь

"Если пройдет 20 или 300 лет и ваши потомки станут изучать историю основания и первоначального бытия этой чудной обители, они в изумлении сердца воскликнут: велий Господь наш и велия крепость Его, величию Его несть конца.
 
Из речи, произнесенной на освящении храма в колокольне 28 января 1888 г.
 
Случилось это в Казани вскоре после присоединения Казанского ханства к России. Дочери стрельца Даниила Онучина Матроне трижды в "сонном видении" являлась Божья Матерь и повелевала достать её икону, зарытую в земле ещё при господстве мусульман тайными христианами. Обретение иконы произошло 8 /21/ июля 1579 г. На этом месте был основан храм, а потом и женский монастырь, где приняли постриг Матрона и её мать.
 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus