Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Село Рождествено Калининского района на пути к возрождению

Сел с таким названием на Руси не счесть, как не счесть и храмов Рождества Господня, по которому их, как было принято, и называли.

Храм должен жить

А имя, как известно, это судьба. Общая для храма и для села.

В храме села Рождествено Калининского района последняя служба состоялась 7 ноября 1937 года – в самый день празднования 20-летия Октябрьской революции.

Пять веков общей истории

Это село известно с XVI века как вотчина Савватьевского монастыря. С той поры следует отсчитывать и время существования в нем Рождественской церкви. Но каким был тот первый храм, что дал название селу, и сколько времени он простоял, мы можем только догадываться. Известно лишь, что к концу XVIII века стоявший в ту пору в Рождествено храм, бывший центром обширного прихода, обветшал, и местные радетели веры православной решили построить новый, каменный. 

Размах строительства, начавшегося уже в начале XIX века, свидетельствовал как о глубине веры, так и о зажиточности прихожан. Храм строили семь лет – с 1803 по 1810 годы. А потом еще несколько лет обустраивали и отделывали его. Придел святого благоверного князя Михаила и боярина его Феодора Черниговских освящен в 1811 году, главный храм – в 1814-м. Особенно затянулось строительство колокольни. Первый ярус был сооружен уже к 1810 году, но верхние ярусы – только в начале 1820-х годов по новому проекту. В 3-й четверти XIX века вместо прежней была построена новая трапезная с тремя приделами. 

К тому времени, когда храм Рождества Господня поднялся во всей своей красе, село Рождествено насчитывало уже более сотни дворов, и в центре его находились волостное правление, земская школа, фельдшерский пункт, торговые лавки, чайная.

Интересно и оригинально было внутреннее украшение храма, от которого сейчас остались только небольшие фрагменты. Храм, трапезная и колокольня расписывались разными мастерами в разное время. Наивысшим качеством отличались практически утраченные сейчас росписи трапезной, которые отметил в 1900 году как заслуживающие особого одобрения проезжавший через село с архиерейской ревизией архиепископ Димитрий (Самбикин). Росписи основного храма к тому времени потемнели и обветшали, поэтому в 1900-х годах их написали заново. Остатки этих росписей можно обнаружить в полуразрушенном храме и нынче, но они практически не видны. Очень интересны росписи под колокольней, созданные в начале XX века в виде вольной копии большой древней иконы Страшного Суда, являвшейся до революции одной из главных святынь Рождественского храма. Увы, эта икона, как и другие замечательные святыни храма, до наших дней не дошла.

И беды тоже общие

Судьбы храма и села оставались тесно связаны друг с другом и после революции 1917 года. 

Здешние крестьяне особенно упорно сопротивлялись коллективизации. Первый созданный здесь колхоз развалился почти сразу после создания. А церковь, напротив, властям долго не удавалось закрыть и тогда, когда соседние приходы были уже ликвидированы, а монастырские храмы в Савватьеве были варварски взорваны. 

В храме в 1930-х годах попеременно служили протоиереи Петр Дружинин и Александр Соколов. Отец Петр в 1935 году по болезни был выведен за штат, и его сменил отец Александр, продолжавший служить вплоть до того печально праздничного дня. Эта последняя служба и стала его главным «преступлением», хотя «дело» на него было заведено еще раньше. 

Видимо, он знал, что делал, когда открыл храм 7 ноября, и часть жителей села Рождествено предпочла пойти на Божественную литургию, а не на торжественное собрание, посвященное 20-й годовщине революции.

В ночь на 9 ноября отец Александр был арестован. Мешочек с сухарями на крестный путь был им заготовлен заранее. Ему было уже за 60, и приговор – 10 лет лагерей – для него был равен смертному.

Храм должен жить

Первое, что бросается нынче в глаза каждому приехавшему в Рождествено, – это большой плакат на фасаде окруженного лесами величественного, хоть и полуразрушенного здания с надписью «Храм, который должен жить». Для всех желающих участвовать в возрождении указано, как связаться с инициаторами реставрации храма.

Радостно было узнать, что один из них – мой давний знакомый Дмитрий Керданов, ныне глава администрации Каблуковского поселения, а в недавнем прошлом директор школы в Рождествено. По его словам, глава поселения Георгий Четверкин – кандидат экономических наук и талантливый предприниматель, восстановление Рождественского храма считает важнейшим для себя делом. 

Надо сказать, что небольшая действующая церковь в Рождествено уже есть. Она посвящена Михаилу Черниговскому – как и один из приделов Рождественского храма. Так что церковная жизнь в старинном селе продолжается. Но восстановление храма, давшего имя старинному селу, внушает надежду и на его возрождение к жизни, достойной предков, не пожалевших сил и средств на прославление Христова Рождества, с которого и начинается возрождение самого человека.

Автор: Сергей ГЛУШКОВ, tverlife.ru


Навигация

Система Orphus