Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Митр. Платонъ Левшинъ († 1812 г.) Слово на день Крещенія Господня.

Чрезъ крещеніе намъ отверста дверь въ небеса [1]

Празднуя воспоминаніе крещенія Господня, должно бы мнѣ склонить слово свое къ тѣмъ, кои благодати крещенія принять не удостоились. Вы, не отрожденные Духомъ, поспѣшите къ сему таинству; исправьте поврежденную природу свою. Бывъ удалены отъ Бога, потщитесь достигнуть сего великаго блаженства, чтобы вамъ быть приближенными къ Богу и домашними Его. Вы — наги, вы — безобразны. Се, царская пресвѣтлая одежда вамъ съ небесъ преподается! Елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (Гал. 3, 27). Почто вамъ ожидать исполненія онаго страшнаго приговора? Ибо, аще кто не родится водою и Духомъ, не можетъ внити во царствіе Божіе (Іоан. 3, 5).

Подробнее...

Москвичева Ю. В. Традиции Афона в современной России: Тверской Николо-Малицкий монастырь

Аннотация: Начало взаимоотношений Афона и Руси уходит в глубину веков. Тверское княжество, наряду с Новгородским, играло особую роль в развитии этих взаимоотношений. Наиболее яркое проявление интереса к византийским, в частности афонским традициям, в искусстве России было в XIX в. и нашло воплощение в русско-византийском стиле. Идея игумена Тверского Николо-Малицкого монастыря отца Бориса — воссоздать в современной России обитель, опирающуюся на древние монашеские традиции. Элементы афонской монашеской культуры, привнесённые им, касаются различных аспектов монастырской жизни, прежде всего, богослужения. По инициативе игумена в возрождённом Николо-Малицком монастыре введён афонский устав, а богослужения совершаются по святогорскому чину. В архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве тоже соблюдаются афонские и константинопольские традиции. Ряд песнопений на всех службах совершается по византийскому образцу с исоном на греческом языке. Афонское влияние в архитектуре связано с обращением к облику и структуре храма Агиос Зони (Честного Пояса) афонского монастыря Ватопед. По образцу храма Честного Пояса построен Тверской Покровский собор. Настенная роспись этого собора следует сложившейся в Византии к середине XI в. иконографической программе, а стиль исполнения близок Критской школе. Декорация храма связана с иконографией афонских храмов монастырей Дионисиат и Ватопед. Никольский монастырь уникален для Тверской области и всей России.

Подробнее...

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.) Слова и рѣчи. Отдѣленіе первое: Слова и рѣчи, избранныя самимъ проповѣдникомъ для изданій 1844, 1848 и 1861 годовъ. 1821 г. XLVIII.

19. Слово на Рождество Хрістово и на воспоминаніе освобожденія Церкви и Державы Россійскія отъ нашествія Галловъ.

И внезапу бысть со Ангеломъ множество вой небесныхъ, хвалящихъ Бога и глаголющихъ: слава въ вышнихъ Богу (Лук. 2, 13).

Нынѣ Ангелы проповѣдуютъ вамъ, Христіане, и Ангелы же показываютъ, что вамъ должно дѣлать по ихъ проповѣди: что можетъ быть лучше сего поученія, и нужно ли послѣ сего другое? Ангелъ является, и проповѣдуетъ человѣкамъ: се благовѣствую вамъ радость велію, яже будетъ всѣмъ людемъ, яко родися вамъ днесь Спасъ (Лук. 2, 10-11). Надлежало бы человѣкамъ на сію радостную проповѣдь воскликнуть: аминь, и прославить Бога за сіе благовѣстіе. Но съ Ангеломъ проповѣдникомъ Ангелы же являются и слушателями. И внезапу, то есть, какъ скоро произнесъ онъ проповѣдь о Рождествѣ Хрістовомъ, они цѣлымъ воинствомъ восклицаютъ: слава въ вышнихъ Богу! Восклицаютъ же такъ, что не только горнія, имъ принадлежащія обители, но и дольній міръ оглашается ихъ славословіемъ. Для чего? Безъ сомнѣнія, для того, чтобъ и дольній міръ послѣдовалъ горнему, чтобы къ славословію Ангельскому присоединилось человѣческое славословіе. Итакъ будемъ послушны поученію Ангельскому. Пріидите возрадуемся Господеви, воскликнемъ Богу Спасителю нашему (Псал. 94, 1). Слава въ вышнихъ Богу! Но вы уже и пришли радоваться о Рождествѣ Спасителя; славословіе, которое Церковь переняла у Ангеловъ, оглашаетъ не только храмы Божіи, но и жилища ваши; проповѣдь Ангельская, не смотря на то, что произнесена за столько вѣковъ, оказала и нынѣ свою силу; дѣло, кажется, совершено.

Подробнее...

Свят. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.) Слово въ день Рождества Христова (1837 г.).

И рече имъ Ангелъ: не бойтеся; се бо благовѣствую вамъ радость велію, яже будетъ всѣмъ людемъ. Яко родися вамъ днесь Спасъ, иже есть Христосъ Господь (Лук. 2, 10-11).

Какую радость возвѣщаетъ Ангелъ пастырямъ Виѳлеемскимъ! Подлинно радость велію. И какъ, по его предвѣщанію, это такая радость, яже будетъ всѣмъ людемъ: то теперь, по исполненіи уже предвѣщанія, радость сія безъ сомнѣнія принадлежитъ и вамъ, здѣсь предстоящимъ, всѣмъ людемъ Божіимъ, отъ великаго до малаго, — всѣмъ, кто только не закроетъ ока ума, чтобы познать оную, и не окаменитъ сердца, чтобы оную почувствовать.

Подробнее...

Свят. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.) Слово въ день Рождества Христова, и въ воспоминаніе освобожденія Церкви и Державы Россійскія отъ нашествія Галловъ, говоренное 1852 г., въ каѳедральной церкви Чудова монастыря.

Се вамъ знаменіе: обрящете Младенца повита, лежаща во яслехъ (Лук. 2, 12).

О рожденіи Спасителя міра небесный Вѣстникъ радости возвѣстилъ первымъ изъ народа, избраннаго изъ народовъ, виѳлеемскимъ пастырямъ. Сказавъ имъ, что возвѣщаемое рожденіе должно принести велію радость всѣмъ людямъ, онъ препосылаетъ ихъ къ вертепу, гдѣ надлежало имъ увидѣть удостовѣрительное знаменіе радости, всеобщности ея и полноты: се вамъ знаменіе: обрящете Младенца повита, лежаща во яслехъ.

Подробнее...

Штыков Н. В. А. К. Жизневский и изучение тверских древностей (по материалам переписки А. К. Жизневского и Я. К. Грота)

В статье на основе материалов неопубликованной переписки А. К. Жизневского и Я.К. Грота рассмотрены некоторые аспекты изучения древностей Тверской земли. В частности, проясняется вопрос об исследовании Стерженского креста, а также археологических находках в Твери во второй половине XIX в. В статье проанализированы особенности научных связей между столичными и провинциальными учеными в контексте развития гуманитарных учреждений России второй половины XIX в. Ключевые слова и сочетания: исторические и археологические исследования в Твери, научные связи, Я.К. Грот, А. К. Жизневский, Н. В. Калачов, В.И. Колосов.

Подробнее...

Гадалова Галина Сергеевна. Рукописные литературные памятники тверских хранилищ о событиях Смутного времени

В рукописной коллекции Государственного архива Тверской области (ГАТО) сохранились списки ряда литературных памятников по истории Смутного времени (1606-1612 гг.), большая часть из которых не введена в научный оборот.

Прежде всего, следует назвать списки летописей. Так, в Тверском архиве выявлено три списка Нового летописца разной сохранности: ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 66. Л. 1-81 об. (с утратами) (3-я четверть XVII в.; рукопись кратко описана, см.: Сперанский М. Н. Описание рукописной коллекции Тверского музея. М., 1891. Вып. 1. С. 74); Там же. Д. 133. Л. 174-180 об., 211-345 (2-я четверть XVII в.; фрагмент, текст со слов: «да д(ь)яка Ивана Болотникова, а с ним государь велел послать столников и стражников...» (Сперанский М. Н. Описание... Вып. 1. С. 168-172)); Там же. Д. 685. Л. 1-125 об. (40-50-е гг. XVIII в.; список атрибутирован в конце XIX в. как «Хронограф. История. Начало Смутного времени»). Кроме того, выявлен один из поздних памятников — список Морозовского летописца: Там же. Д. 729. Л. 1-22 (середина XVIII в.).

Подробнее...

Абуков С.Н. Князь Федор Михайлович и брачные связи моложских и тверских князей в xiv в.

Судьбы отдельных периферийных княжеств Северо-Восточной Руси в XIV в. известны очень фрагментарно. Дошедшие до нас летописи оставили лишь единичные события местной истории, связанные в основном с упоминаниями правивших князей. Вместе с родословными, синодиками, житиями и редким актовым материалом это наш основной комплекс источников по их истории. Фактически эти земли, часто весьма обширные по площади и важные по своему географическому расположению, так и остались в тени таких ведущих русских центров, как Москва, Тверь или Новгород.

Подробнее...

Община священномученика Фаддея

В дни Рождества Христова в 1993 и 1994 годах начались службы в Вознесенском соборе Твери, прославленном в XX веке служением в нем новомучеников и исповедников российских
 

Подробнее...

Великие женщины Тверского Средневековья

К 700-летию гибели Святого  благоверного князя Михаила Тверского

Средневековье- это время нескончаемых войн, набегов и междоусобиц, когда князья шли на врагов впереди своих ратей …и получали прозвища, которые мы помним до сих пор: Храбрый, Удалой, Гордый, Грозные Очи…

Но всегда рядом с ними всегда были женщины. И о самых известных из них мы сегодня вспомним. 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus