Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.). Поученія и слова на праздники Господа нашего Іисуса Христа.

Слово въ день святаго Богоявленія Господа и Бога и Спаса нашего Іисуса Христа.

Полное собрание сочинений Протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. Том 1-й. Издание 2-е. СПб., 1893Сегодня, братія возлюбленные, св. Церковь предложила намъ весьма назидательное чтеніе изъ Апостола, именно — изъ посланія св. апостола Павла къ Титу. Вотъ это чтеніе: «Братіе! явиласъ благодать Божія, спасительная для свѣхъ человѣковъ, научающая насъ, чтобы мы, отвергнувъ нечестіе и мірскія похоти, цѣломудренно, праведно и благочестиво жили въ нынѣшнемъ вѣкѣ, ожидая блаженнаго упованія и явленія славы великаго Бога и Спасителя нашего Іисуса Христа, Который далъ Себя за насъ, чтобъ избавить насъ отъ всякаго беззаконія, и очистить Себѣ народъ особенный, ревностный къ добрымъ дѣламъ. Сіе говори, увѣщавай, и обличай со всякою властію, чтобы никто не пренебрегалъ тебя. Напоминай имъ повиноваться и покоряться начальству и властямъ, быть готовыми на всякое доброе дѣло, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всѣмъ человѣкамъ. Ибо и мы были нѣкогда несмысленны, непокорны, заблуждшіе, были рабы похотей и различныхъ удовольствій, жили въ злобѣ и зависти, были гнусны, ненавидѣли другъ друга. Когда же явилась благодать и человѣколюбіе Спасителя нашего, Бога, Онъ спасъ насъ не по дѣламъ праведности, которыя бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрожденія и обновленія Святымъ Духомъ, Котораго излилъ на насъ обильно чрезъ Іисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатію, мы по упованію содѣлались наслѣдниками вѣчной жизни (Тит. 2, 11-15; 3, 1-7). Вотъ сегоднишнее чтеніе изъ Апостола. Апостолъ говоритъ о благодати или милости и силѣ Божіей, т. е. Христовой, спасительной для всѣхъ человѣковъ, не исключая никого, кто бы только ни принялъ эту благодать. Если бы не явилась эта спасительная благодать чрезъ Іисуса Христа и только въ Немъ, — то не спасся бы никто, ни одинъ человѣкъ, и всѣ погибли бы на вѣки во грѣхахъ, ибо грѣхъ естественно раждаетъ смерть — временную и вѣчную. Но теперь явилась спасительная благодать всѣмъ человѣкамъ, — и всѣ вѣрующіе и покорные ей могутъ спастись; никто не можетъ отговариваться невозможностію или неспособностію. Эта спасительная благодать находится въ Церкви Христовой; держись ея, исполняй ей предписанія и заповѣди, участвуй въ ея таинствахъ и Богослуженіи, — и ты непремѣнно спасешься.

Подробнее...

Свт. Иннокентій, архіеп. Херсонскій († 1857 г.) Слова и бесѣды на праздники Господни. Слово въ навечеріе Богоявленія Господня. Предъ освященіемъ воды.

Сейчасъ, изъ устъ св. Церкви, вы услышите, братіе, гласъ Господень на водахъ, призывающій всѣхъ и каждаго къ принятію духа премудрости, духа разума, духа страха Божія, явльшагося Христа. Поелику гласъ сей гремитъ не для одного приличія, и, къ чему такъ торжественно всѣ призываются, то, безъ сомнѣнія, и подается неоскудно каждому, кто благорасположенъ къ принятію: то надлежало бы ожидать, что мы, исполняясь духа разума и страха Божія, не будемъ имѣть нужды въ указаніи, какъ вести себя при наступающемъ священнодѣйствіи, и какъ употреблять освященную воду. Но печальный гласъ опыта говоритъ другое: ни въ какой день въ году не происходитъ столько неприличнаго замѣшательства въ нашихъ храмахъ, какъ нынѣ. Посему, прежде нежели изыдемъ для освященія воды, мы почли за долгъ изыти предъ васъ для показанія ея важности и для защищенія ея отъ злоупотребленій.

Подробнее...

Прот. Валентинъ Амфитеатровъ († 1908 г.) Слово въ навечеріе Богоявленія Господня.

И крестився Іисусъ взыде абіе отъ воды: и се, отверзошася Ему небеса (Матѳ. 3, 16).

Духовные поучения протоиерея В. Н. Амфитеатрова. М., 1911Въ одинъ день великія дѣла Божіи совершились на землѣ: Крещеніе Сына Божія въ водахъ Іордана, «схожденіе» Духа Божія на Іисуса и свидѣтельство съ небесъ Бога Отца о Единородномъ Сынѣ Его, Господѣ нашемъ Іисусѣ Христѣ.

Подробнее...

Митр. Филаретъ (Вознесенскій), Первоіерархъ РПЦЗ († 1985 г.) Рождественскій сочельникъ.

Почти 2000 лѣтъ прошло съ той благословенной ночи, въ которую небесный благовѣстникъ возвѣстилъ великую радость, которая будетъ всѣмъ людямъ (Лук. 2, 10). И почти въ теченіе 2000 лѣтъ святая Церковь ежегодно возобновляя торжество этой Виѳфлеемской ночи, снова и снова говоритъ намъ о томъ, чтó совершилось тогда, и о томъ, что это дѣйствительно великая радость.

Подробнее...

Архіеп. Серафимъ Соболевъ († 1950 г.) Слово на праздникъ Рождества Христова.

О благахъ, дарованныхъ намъ Рождествомъ Христовымъ [1].

Привѣтствую васъ, возлюбленные во Христѣ братія и сестры, съ праздникомъ Рождества Христова, который является для насъ послѣ Пасхи самымъ великимъ праздникомъ. Такое значеніе Рождества Христова объясняется тѣми неизреченными благами, которыя оно намъ даровало. Объ этихъ благахъ говоритъ намъ рождественское богослуженіе. Вотъ что мы слышали нынѣ за литургіей изъ посланія Ап. Павла къ Галатамъ: Егда же пріиде кончина лѣта, посла Богъ Сына Своего Единороднаго, раждаемаго отъ жены, бываема подъ закономъ, да подзаконныя   и с к у п и т ъ,   да   в с ы н о в л е н і е   воспріимемъ. И понеже есте сынове, посла Богъ   Д у х а   С ы н а   С в о е г о   въ сердца ваша... Тѣмже уже нѣси рабъ, но сынъ; аще ли же сынъ, и   н а с л ѣ д н и к ъ   Б о ж і й  (Гал. 4, 4-7).

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Слова и поученія, произнесенныя въ 1896 году. Слово на день Рождества Христова (сказано за поздней литургіей).

Велія благочестія тайна: Богъ явися во плоти (1 Тим. 3, 16).

Сегодня по всей вселенной св. Церковь воспоминаетъ и торжествуетъ величайшую тайну воплощенія Бога Слова отъ Пречистой Дѣвы, наитіемъ и осѣненіемъ Святаго Духа Бога. Чудна, несказанна и ужасна эта тайна и для небожителей, величайшихъ и всесозерцающихъ умовъ небесныхъ — чиновъ ангельскихъ, — и для просвѣщенныхъ Духомъ Святымъ умовъ человѣческихъ. Вообразите: безначальный Богъ, отъ Котораго все получило начало бытія: и Ангелы, и человѣческій родъ, и міръ весь видимый и невидимый, — пріемлетъ начало по человѣчеству; невмѣстимый небесами — вмѣщается въ утробу дѣвическую, Богъ — младенецъ бысть и носится на рукахъ Матери и питается сосцами, питающій всякое дыханіе. 

Подробнее...

Свт. Ѳеофанъ Затворникъ († 1894 г.) Слова къ тамбовской паствѣ. 62. На Рождество Христово.

Слова к тамбовской пастве. Феофана, епископа Тамбовского и Шацкого. В 1859 и 1860 годах — СПб., 1861Слава Тебѣ, Господи! — Дождались мы и еще свѣтлыхъ дней Рождества Христова: повеселимся теперь и порадуемся! — Св. Церковь нарочно для того, чтобъ возвысить наше веселіе въ дни сіи, учредила предъ ними постъ — нѣкоторое стѣсненіе, чтобъ вступая въ нихъ мы чувствовали себя, какъ бы исходящими на свободу. При всемъ томъ однакожъ она никакъ не хочетъ, чтобъ мы предавались услажденію только чувствъ и однимъ удовольствіямъ плотскимъ. Но изстари, наименовавъ дни сіи святками, требуетъ, чтобъ самое веселіе наше во время ихъ было свято, какъ святы дни. Чтобъ не забылся кто веселясь, — она вложила вь уста намъ краткую пѣснь во славу Христа рождшагося, которою остепеняетъ плоть и возвышаетъ духъ, — указывая ему достойныя дней сихъ занятія: Христосъ раждается — славите и проч. — Славьте же Христа, — и славьте такъ, чтобъ симъ славословіемъ усладилась гортань, душа и сердце, и тѣмъ заглушился позывъ ко всякому другому дѣлу и занятію, обѣщающему какую либо утѣху.

Подробнее...

Свт. Игнатій, еп. Кавказскій и Черноморскій († 1867 г.) Объясненіе дневнаго Евангелія (Лук. 14, 16-24). Человѣкъ нѣкій сотвори вечерю велію; и зва многи.

Возлюбленные братія! Сегодня Евангеліе повѣдаетъ намъ о неизвѣстномъ человѣкѣ, давшемъ великолѣпный пиръ, на который приглашено было множество гостей. Потомъ Евангеліе выставляетъ странное обстоятельство: въ обѣденномъ столѣ приняли участіе не тѣ лица, которыя первоначально были приглашены къ нему, но совсѣмъ другія. Роскошный пиръ данъ былъ вечеромъ, и потому названъ Вечерію Веліею. Вечеромъ мы называемъ послѣдніе часы дня предъ наступленіемъ ночи.

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ. Поученіе въ недѣлю двадцать девятую по Пятьдесятницѣ.

Мнози бо суть звани, мало же избранныхъ (Лук. 14, 24).

Нынѣ читано евангеліе о званныхъ Домовладыкою рабахъ Своихъ на уготованную Имъ великую вечерю, о безразсудномъ пренебреженіи къ этой вечери званными, о приглашеніи на мѣсто отказавшихся — нищихъ, убогихъ, слѣпыхъ и хромыхъ, и всякаго рода и званія людей, — и о грозномъ приговорѣ Домовладыки, что ни одинъ изъ приглашенныхъ не вкуситъ Его вечери (Лук. 14, 16-24).

Подробнее...

ЖИТИЕ СВЯТОЙ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ

(24 ноября / 7 декабря)
 
В царствование нечестивого императора римского Максимина в городе Александрии жила девица по имени Екатерина, происходившая из царского рода. Она была замечательно красива и славилась своею премудростью. Уже к восемнадцати годам Екатерина в совершен-стве изучила творения всех знаменитых языческих писателей и древних стихотворцев и фило-софов: Гомера, Вергилия, Аристотеля, Платона и других. Екатерина не только хорошо знала сочинения мудрецов древности, но она изучала также сочинения знаменитейших врачей, та-ких, например, как Асклепий, Гиппократ и Галин; кроме того она научилась ораторскому и диалектическому искусству и знала многие языки и наречия, так что все дивились ее учености и познаниям. 
 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus