Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Житие сщмчч. Александра Скальского, Стефана Пономарева и Филиппа Григорьева пресвитеров (1933)

Даты: 17 января

В городе Верном к 1916 году, когда здесь была учреждена новая кафедра, Семиреченская, существовало 16 церквей, несколько часовен и Иверско-Серафимовский женский монастырь. Однако наиболее посещаемой была Никольская церковь, настоятелем которой был протоиерей Александр Скальский (Скальский Александр Филимонович родился в 1876 году в селе Ярославичи Дубенского уезда Волынской губернии в семье священника), деятельный и одухотворенный священник. Отец Александр особо почитал великомученика целителя Пантелеимона. Его любовь к этому святому передалась и его пастве, и в 1910 году его стараниями в город Верный из Афонского Пантелеимонова монастыря прибыли в дар частицы святых мощей великомученика Пантелеимона и святителя Григория Богослова.

Подробнее...

Свщмч. Іоаннъ Восторговъ († 1918 г.) Миръ на землѣ [1].

Нынѣ силы небесныя, къ землѣ сошедшія, взывали: Слава въ вышнихъ Богу и на земли миръ...

На земли миръ... Но, Господи, гдѣ же этотъ миръ, о которомъ въ часъ рожденія Искупителя возвѣстили измученной грѣхомъ и злобою «погибельной», т.-е. обреченной на гибель, землѣ святые небесные вѣстники? Гдѣ же, гдѣ же этотъ миръ, если на нашихъ глазахъ еще такъ недавно лилась кровь въ тяжелой войнѣ, дымились развалины истерзанныхъ городовъ и крѣпостей, если и нынѣ готовятся и зрѣютъ новые бранные замыслы, грозящіе смертью тысячамъ жизней?

Подробнее...

Свщмч. Григорій, еп. Шлиссельбургскій († 1937 г.) Слово на Рождество Христово.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Въ сегодняшній день, братія, съ какимъ привѣтствіемъ я могу обратиться къ вамъ, какъ не съ рождественской пѣснью: Слава въ вышнихъ Богу! Мы привыкли къ этимъ словамъ, и они уже, можетъ быть, мало даютъ нашему уму, но въ эти рождественскіе дни пѣснь эта должна звучать какъ торжественный гимнъ Неба, потому что это пѣснь Неба. Ее пѣли ангелы, какъ сообщаетъ евангелистъ Лука (2, 14).

Подробнее...

Свщмч. Іоаннъ Восторговъ († 1918 г.) «Богъ во плоти» (1 Тим. 3, 16).

Послѣ обильныхъ наставленій пастырямъ и пасомымъ, послѣ упоминанія о томъ, что для епископа Тимоѳея, для подчиненнаго ему клира и для всѣхъ вѣрующихъ особенно нужно знать, какъ должно поступать въ домѣ Божіемъ, который есть Церковь Бога Живаго, столпъ и утвержденіе истины, — св. апостолъ Павелъ сразу и непосредственно за симъ указываетъ и главную, величайшую тайну истины Церкви: Безпрекословно, говоритъ онъ, великая благочестія тайна, — Богъ явился во плоти, оправдалъ Себя въ Духѣ, показалъ Себя ангеламъ, проповѣданъ въ народахъ, принятъ вѣрою въ мірѣ, вознесся во славѣ (1 Тим. 3, 15-16).

Подробнее...

Житие сщмч. Николая Родимова пресвитера (1937)

Даты: 10 января

Протоиерей Николай Родимов родился в 1856 году в Архангельской губернии в семье священника – отца Даниила Родимова. У отца Даниила было 10 детей: шесть мальчиков и четыре девочки, пятеро его сыновей избрали путь священнослужителя.

Николай Данилович Родимов закончил Архангельскую Духовную семинарию и получил должность надзирателя в Архангельском духовном училище. Во время службы в духовном училище он женился на дочери майора пограничной службы Глафире Михайловне. В 1880 году он был рукоположен во иерея и назначен служить в Пуйский приход в Шенкурском уезде. Здесь он прослужил 9 лет. Этот приход был известен своим запустением, приехав туда, отец Николай прежде всего занялся благоустройством храма и прилегающей территории. Он обновил убранство храма, открыл церковно-приходскую школу, в которой сам стал преподавать.

Подробнее...

Житие сщмч. Никиты, еп. Белевского (1938)

Даты: 3 января

Епископ Никита (в миру Прибытков Николай Григорьевич) родился на Алтае в селе Елбанки Бийского района (уезда) 6 декабря 1859 года. После окончания Духовной семинарии – он священник на Алтае. В 1918 году (по всей видимости) после семейной трагедии принял постриг с именем Никита. С января 1924 года до ареста в 1927 году – епископ Кузнецкий, затем Рубцовский, затем Бийский, викарий Алтайской епархии. В 1932 году осужден по статье 58 п. 10, 11 к 5 годам лишения свободы. В 1934 году досрочно освобожден и назначен епископом Мамалыжским. С 22 мая 1935 года назначается епископом Белевским, викарием Тульской епархии.

Подробнее...

Священномученик Фаддей (Успенский). Записки по дидактике

Общая дидактика

О задаче начальной школы

 

Об обязанности учителя не только учить, но и воспитывать детей

Первый и наиболее важный вопрос для учителя начальной школы есть вопрос о задаче начальной школы. Ответ на этот вопрос, повидимому, сам собою ясен: задача учителя состоит в том, чтобы научить детей читать, писать, считать, вообще дать детям первоначальное образование. И многие учителя действительно останавливаются на подобном решении вопроса без какого-либо дальнейшего размышления. Однако неправильно было бы думать, что на обязанности учителя лежит лишь первоначальное научение чтению, письму и счету и что, исполнив эту обязанность, он может быть спокойным. 

Подробнее...

Сщмч. Фаддей (Успенский). О преподавании Закона Божия

О пользе и значении знакомства с приемами преподавания Закона Божия для учителя школы

Прежде чем начать речь о приемах преподавания Закона Божия, необходимо сказать несколько слов о пользе и необходимости знать эти приемы не только для законоучителя, но и для учителя школы. Правда, преподавать Закон Божий не его прямая обязанность. Но не говоря уже о том, что учителям во многих случаях приходится заменять законоучителя, – потому ли, что его нередко отвлекают обязанности по приходу, или еще по какой другой причине, – учитель уже потому не может считать обучение Закону Божию обязанностью, совершенно стороннею для себя, что Закон Божий есть главный предмет в школе и средоточие всего школьного обучения. Затем, учитель обязан не только учить, но и воспитывать детей. Но ведь для воспитания детей в духе христианского благочестия живые беседы с детьми по Закону Божию составляют одно из наиболее действенных средств. Учитель всегда легче подействует на детей, если будет говорить им, как учил Спаситель, как жили праведные люди, о которых рассказывается в Священной Истории, и т.д.

Подробнее...

Сщмч. Фаддей (Успенский)

с 21.12.1908 еп. Владимиро-Волынский, викарий Волынской епархии;

с 1922 архиеп. Астраханский;

с 27.06.1927 архиеп. Пятигорский;

с 27.10.1927 архиеп. Саратовский;

с 1928 архиеп. Калининский и Кашинский;

С 1929 по 1935 гг.  Калининская область находилась в составе Московской, однако Калининской и Кашинской епархией по-прежнему управлял сщмч. Фаддей;

с 18.10.1936 архиеп. Костромской;

с 1937 в заключении;

расстрелян: 1.01.1938.

 

Биография:

Архиепископ Фаддей (в миру Иван Васильевич Успенский) родился 12 ноября 1872 г. в с. Наруксово Лукоянского уезда Нижегородской губернии. Его отец и дед были священниками. В семье отца будущего святителя было семь сыновей и две дочери.

По окончании Нижегородской духовной семинарии И.В. Успенский поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1896 г. В августе следующего года он был пострижен в монашество с наречением имени Фаддей и рукоположен во иеродиакона.

21 сентября 1897 г. отец Фаддей был рукоположен во иеромонаха и назначен преподавателем в Смоленскую духовную семинарию. В 1890 г. его перевели в Уфимскую семинарию, где за диссертацию «Единство книги пророка Исаии» он получил степень магистра богословия. В 1902 г. отца Фаддея назначили инспектором, а затем ректором той же семинарии с возведением в сан архимандрита. Через год он становится ректором Олонецкой духовной семинарии.

В 1902 г. вышла в свет работа архимандрита Фаддея «Записки по дидактике», ставшая классическим трудом по духовной педагогике. В 1908 г. он написал большое исследование «Иегова», за которое ему была присуждена степень доктора богословия.

21 декабря 1908 г. архимандрит Фаддей был хиротонисан во епископа Владимир-Волынского, викария Волынской епархии.

В 1916 г. епископ Фаддей получил временное назначение на Владикавказско-Моздокскую кафедру в помощь тяжело болевшему епископу Антонину (Грановскому). Это послушание длилось до января 1917 г., когда во Владикавказ был направлен новый архиерей.

В 1919 г. епископ Фаддей был назначен правящим архиереем Волынской епархии, ввергнутой в ужасы оккупации, междоусобицы и разрушения. В это трудное время он духовно окормлял и поддерживал свою многотысячную паству.

После установления на Украине советской власти епископ Фаддей был арестован. 25 февраля 1922 г. Всеукраинская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВУЧК) приняла постановление о высылке святителя с Волыни «с правом жительства только в одной из центральных северных губерний РСФСР и Западной Сибири со взятием подписки о регистрации в органах ЧК».

9 марта 1922 г. епископ Фаддей был освобожден из Харьковской тюрьмы и выехал в Москву, где встретился со Святейшим Патриархом Тихоном и обратился к нему с прошением об определении на кафедру в один из волжских городов.

В 1922 г. владыка Фаддей был возведен в сан архиепископа с назначением на Астраханскую кафедру. В сентябре того же года по обвинению в распространении посланий митрополита Агафангела и враждебном отношении к советской власти архиепископ Фаддей был подвергнут административной высылке сроком на один год в пределы Зырянской области. Находясь во время следствия в тюрьме, архиепископ Фаддей и митрополит Кирилл (Смирнов) составили ответы на насущные для православных вопросы, касающиеся обновленцев.

В ссылке владыка поселился вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым), архиепископом Феофилом (Богоявленским), епископами Николаем (Ярушевичем), Василием (Преображенским) и Афанасием (Сахаровым).

После окончания ссылки летом 1923 г. архиепископ Фаддей выехал в Волоколамск; служить в это время он ездил в московские храмы.

20 декабря 1923 г. владыка направился в Астрахань. В этом городе святитель произнес более трехсот проповедей и поучений, не считая многочисленных бесед после акафистов, когда он разъяснял Священное Писание. Записи речей он не хранил, обычно их брал ключарь протоиерей Д. Стефановский или переписчицы. Снимая с них копии, они передавали тексты многочисленным почитателям владыки.

Нравственное влияние архиепископа Фаддея на паству было огромным. В домах многих верующих хранились фотографии владыки Фаддея.

В 1926 г. после ареста заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) в его обязанности временно вступил архиепископ Иосиф (Петровых). 8 декабря того же года он назначил трех преемников на случай своего ареста, одним из которых был владыка Фаддей. В середине декабря, после ареста владыки Иосифа, архиепископ Фаддей направился в Москву, чтобы приступить ко временному управлению Церковью, но в пути был задержан и выслан в г. Кузнецк Саратовской области, покидать который ему было запрещено до марта 1928 г. Митрополит Сергий (Страгородский), освобожденный к тому времени из тюрьмы, назначил его архиепископом Саратовским.

В ноябре 1928 г. архиепископ Фаддей был направлен совершать архипастырское служение в Тверь. Каждую среду владыка читал акафист св. Михаилу Тверскому и проводил беседу с верующими.

29 сентября 1936 г. власти лишили святителя регистрации и запретили ему служить, но он продолжал совершать службы в храме за Волгой.

В декабре 1936 г. митрополит Сергий назначил на Тверскую кафедру архиепископа Никифора (Никольского). Однако уважение к архиепископу Фаддею было столь велико, что духовенство епархии по-прежнему сносилось с ним как с правящим архиереем.

20 декабря 1937 г. архиепископ Фаддей был арестован, а через десять дней приговорен к расстрелу. Святитель был казнен 31 декабря того же года.

26 октября 1993 г. были обретены честные останки архипастыря-мученика, находящиеся ныне в Вознесенском соборе г. Твери.

Еще до официальной канонизации отмечалось особое почитание святителя Фаддея верующими в Тверской и Астраханской епархиях. В 1997 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви он был причислен к лику святых как новомученик.

(Материалы Официального сайта Московского Патриарха)

Житие св. архиеп. Вассиана (Пятницкого) исп.

Даты: 27 декабря

 

Архиепископ Вассиан (в миру Пятницкий Владимир Васильевич) родился в 1879 году в семье торговца. В 1902 году закончил юридический факультет Московского Императорского университета и получил должность присяжного поверенного, в которой прослужил 7 лет. В 1909 году он стал послушником сначала в пустыни Святого Параклита, затем в Троице-Сергиевой Лавре. Здесь будущий архиепископ был пострижен в монашество с именем Вассиан. В 1917 году он закончил Московскую Духовную Академию. 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus