Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Свщмч. Меѳодій Патарскій († 312 г.) Слово о Симеонѣ и Аннѣ, въ день Срѣтенія Господня [1].

Святой Мефодий епископ и мученик, Отец Церкви III-го века. Полное собрание его творений. СПб., 18771. Нѣкогда, по возможности въ краткихъ словахъ, мы изложили мысли о дѣвствѣ въ твореніи: «Пиръ (или) о дѣвствѣ»; а нынѣ, слѣдуя теченію времени, представляемъ славу дѣвства въ самомъ полномъ основаніи и неувядающемъ вѣнцѣ его на радость питомцамъ Церкви. Ибо нынѣ открывается совѣтъ божественныхъ опредѣленій и священными проповѣдниками объясняются церковному собранію прообразы и послѣдствія настоящаго славнаго дня. Нынѣ самыми дѣлами преславно открывается міру исполненіе древняго и истиннаго совѣта (Божія). Нынѣ мы безъ покрывала, открытымъ лицемъ, какъ въ зеркалѣ, взираемъ на славу Господа и Его божественнаго кивота (2 Кор. 3, 18). Нашъ святѣйшій праздникъ на раменахъ своихъ приноситъ и подаетъ роду человѣческому небесную радость, которой ожидали изъ рода въ родъ. Древнее прошло, и процвѣло новое и нестарѣющееся (2 Кор. 5, 17; Ис. 43, 19). Уже не господствуетъ болѣе суровое ученіе закона, но царствуетъ благодать Господня, обращая къ себѣ всѣхъ спасительнымъ долготерпѣніемъ. Не поражается опять невидимымъ образомъ какой-либо Оза, дерзнувшій прикоснуться къ неприкосновенному (2 Цар. 6, 6-7). Ибо самъ Богъ призываетъ, и кто будетъ бояться? Пріидите ко Мнѣ всѣ труждающіеся и обремененные, взываетъ Онъ: и кто не поспѣшитъ (Матѳ. 11, 28)? Пусть никто изъ Іудеевъ не противится истинѣ, взирая на прообразъ (этого) въ домѣ Аведара (2 Цар. 6, 10). Господь пришелъ къ своимъ явно (Псал. 49, 3; Іоан. 1, 11) и, какъ бы на очистилищѣ, въ одушевленномъ кивотѣ (плоти) шествуетъ по землѣ. Мытарь, прикоснувшійся этого кивота, объявляется праведнымъ. Блудница, приблизившаяся къ нему, дѣлается цѣломудренною. Прокаженный, подошедшій къ нему, снова становится здоровымъ. Никого онъ не отвергаетъ; никого не отвращается. Сообщаетъ здоровье, не принимая вреда отъ больныхъ; ибо Господь человѣколюбія пребываетъ въ немъ. Таковы дары новой благодати! Это новое совершилось подъ солнцемъ (Еккл. 1, 10), не бывшее прежде, и не имѣющее быть послѣ. Онъ предопредѣлилъ это по милосердію къ намъ, и пришелъ, и исполнилъ по человѣколюбію, Ему свойственному. Посему достойно возглашала священная труба: древнее прошло, теперь все новое (2 Кор. 5, 17). Что же я помыслю, или что скажу достойное этого дня, въ виду предметовъ недоступныхъ? Ибо память святой Дѣвы всегда превосходитъ всякое слово. Посему, если величіе достоинствъ превышаетъ немощь нашу, прибѣгнемъ къ посильной хвалебной пѣсни, и, прославляя непобѣдимую побѣду, съ восторгомъ будетъ ликовать вмѣстѣ съ паствою, любящею празднества Христовы. Ты же, божественнѣйшее и священнѣйшее собраніе слушателей, пребывай въ молчаніи, чтобы спокойно при посредствѣ слуха ввести въ пристань ума сокровища истины. Мы совершаемъ праздникъ, не представляющій смѣшнаго и шумнаго пиршества боговъ эллинскаго баснословія, а воспоминающій нисшествіе (къ намъ) неприступной славы Того, который есть Богъ сущій надъ всѣмъ (Рим. 9, 5).

Подробнее...

Свт. Аѳанасiй Великiй (†373 г.) Изъ бесѣдъ на Евангеліе отъ Матѳея. Гл. 1.

Ст. 1. Книга родства Іисуса Христа. Христосъ и Іерей и Царь; Онъ — Іерей, потому что самъ Себя принесъ въ жертву за насъ; Онъ — Царь, потому что воцарился для низложенія грѣха и смерти.
 
Ст. 17. Родове четыренадесяте. Почему о родахъ сказано здѣсь: родове четыренадесяте, когда лицъ поименовано двѣнадцать? Думаю потому, что Евангелистъ вмѣсто одного рода полагалъ самое преселеніе, и вмѣсто другого — Христа.
 

Подробнее...

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.) ТОЛКОВАТЕЛЬНЫЯ ПИСАНIЯ. Толкованіе на книгу Исходъ.

Во второй книгѣ Исходъ исчисляются семьдесятъ душъ, вошедшихъ съ Іаковомъ въ Египетъ; повѣствуется о томъ, что умерли Іосифъ и сыны рода его, что восталъ новый царь и убивалъ младенцевъ, что Моѵсей спасенъ въ ковчегѣ и сталъ сыномъ дочери Фараоновой, что пришелъ онъ къ братіямъ своимъ съ тою мыслію, что его рукою дано будетъ имъ спасеніе (Дѣян. 7, 25), что убилъ Египтянина, укорилъ Еврея и былъ обвиненъ имъ, что бѣжалъ въ землю мадіамскую, сѣлъ у кладязя, защитилъ отъ обиды дѣвъ, вошелъ въ домъ Іоѳора, и женился на дочери его Сепфорѣ, что умеръ Фараонъ, что сыны Израилевы воздохнули отъ тяжкаго рабства. Повѣствуется о томъ, какъ Евреи молились и были услышаны, какъ Богъ явился Моѵсею въ купинѣ, какъ жезлъ сталъ зміемъ, рука покрылась проказою и очистилась, какъ Моѵсей идетъ въ Египетъ, какъ срѣтаетъ его на стану Ангелъ и грозитъ убить его, какъ Моѵсей входитъ въ Египетъ, и встрѣчаетъ его Ааронъ, какъ Моѵсей совершаетъ знаменія предъ старѣйшинами народа, и они вѣрятъ ему; какъ Моѵсей и Ааронъ входятъ къ Фараону, но онъ не хочетъ отпустить Евреевъ, увеличиваетъ ихъ работы, запрещаетъ давать имъ плевы, какъ жезлъ превращенъ въ змія, рѣка претворена въ кровь, потомъ жабы, зараза, скнипы, песіи мухи, гнойные струпы, огонь и градъ, саранча, Тьма и избіеніе первенцевъ, какъ въ четырнадцатый день Евреи заколаютъ и ѣдятъ агнца, какъ поспѣшно исходятъ изъ Египта, вооружившись и украсившись золотомъ, серебромъ и одеждами, взятыми у Египтянъ. 
 

Подробнее...

Архіеп. Филаретъ Гумилевскій († 1866 г.) Слова и бесѣды на святую Четыредесятницу. Бесѣда I. На псал. 50, во вторую недѣлю поста.

Помилуй мя Боже, по велицѣй милости Твоей.
 
Слова, беседы и речи Филарета (Гумилевского), архиепископа Черниговского и Нежинского. В 4-х частях. Издание 3-е. СПб., 1883Кто это такъ трогательно молитъ Бога о помилованіи? Кто стѣсненъ такою нуждою въ помощи небесной? Чья душа изливаетъ такую скорбь о себѣ предъ Господомъ? Это молится царь и пророкъ Давидъ! Пророкъ и — исповѣдуетъ свой тяжкій грѣхъ предъ Богомъ? Царь славный не только въ своемъ царствѣ, но и у сосѣдей и — составляетъ пѣснь о своемъ паденіи, чтобъ всѣ слышали ее. Начальнику пѣвцовъ пѣснь Давида [1], внегда внити къ нему Наѳану пророку, егда вниде къ Вирсавіи женѣ Уріевой: такъ говоритъ надпись псалма. И тоже показываетъ содержаніе псалма.
 

Подробнее...

А. П. Лопухин. Второе послание Святого Апостола Павла к Тимофею

Надписание и приветствие (1–2). Благодарность, молитва и увещание апостола (3–7). Не должно стыдиться свидетельства о Христе (8–12). О сохранении вверенного Тимофею учения (13–14). Пример Онисифора (15–18).
Тимофей должен передавать спасительную истину верным ученикам (1–14). При этом Тимофей должен обратить внимание на центральный пункт евангельского учения (15–19). Не следует все достоинство человека полагать в его одарении духовном (20–23). Тимофей должен с кротостью учить верующих и неверующих (24–26).
Наступление тяжких времен (1–9). Пример апостола Павла (10–12). Увещание Тимофею (13–17).
Обязанности Тимофея ввиду ожидаемого пришествия Христова и отшествия апостола Павла из этой жизни (1–8). Заключение послании: разного рода поручения, приказания, советы и приветствия (9–22).

Подробнее...

А. П. Лопухин. Соборное послание Святого Апостола Иуды

О соборном послании Святого Апостола Иуды

Писателем последнего в каноническом порядке послания был Иуда «раб Иисуса Христа, брат Иакова» (Иуд I). Вопреки мнению некоторых западных исследователей (у нас разделяемому преосвящ. Михаилом), этот Иуда не может быть отождествляем с апостолом из числа 12-ти - Иудою Фаддеем или Леввеем (Мф X: 3), иначе называемым Иудою Иаковлевым (Лк VI: 16; Деян I: 13): Апостол Иуда скорее называл бы себя сыном Иакова, а не братом Иакова. Поэтому гораздо основательнее признать, что писателем последнего Соборного послания был Иуда, брат Господа по плоти, сын Иосифа Обручника от первой его жены и брат Иакова, первого епископа Иерусалимского и писателя первого послания (ср. Мф XIII: 65). По свидетельству Климента Александрийского, Иуда, написавший Соборное послание, был братом сыновей Иосифа (Обручника); он мог бы указать на свое родство по плоти с Господом, но предпочитает именовать себя Его рабом, указывая только на свое отношение к Иакову: он был братом Иакова, по отцу Иосифа (Ad umbr. Megne. gr. IX: 731).

Подробнее...

А. П. Лопухин. Послание Иеремии

1. Неподлинность послания

Послание Иеремии, написанное на греческом языке, на самом деле не принадлежит великому иудейскому пророку. Это доказывается во 1) тем, что его совсем нет в еврейской Библии, в сирийском переводе Пешито и даже в некоторых списках LXX-ти; во 2-х) самое содержание послания не имеет почти ничего общего с содержанием книги пр. Иеремии, 3), наконец, язык послания далеко не похож на блестящий язык кн. пр. Иеремии. Кроме того, в послании своем Иеремия не мог употребить таких неточных выражений как семь родов вместо семидесяти лет (для обозначения периода вавилонского плена) и тому под.

Подробнее...

Святитель Иннокентий Херсонский. Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа

Содержание

  • Глава I. Краткое обозрение земной жизни Иисуса Христа по отношению к Его последним дням жизни
  • Глава II. Последнее путешествие Иисуса Христа из Галилеи в Иерусалим
  • Глава III. Воскрешение Лазаря с его последствиями
  • Глава IV. Торжественный Вход Иисуса Христа в Иерусалим, его цель и значение
  • Глава V. Проклятие смоковницы и изгнание из храма торжников
  • Глава VI. Всенародное посольство к Иисусу Христу от синедриона
  • Глава VII. Посрамление сект иудейских и обличение их пороков перед народом
  • Глава VIII. Заключение общественного служения Иисусова в качестве Мессии
  • Глава IX. Беседа с учениками о судьбе Иерусалима и последних днях мира
  • Глава X. Взгляд на (образ) исполнения пророчеств о судьбе Иерусалима, с примечаниями касательно (образа) изъяснения пророчеств о последних днях мира
  • Глава XI. Предание Иисуса Христа Иудой
  • Глава XII. Омовение ног и Тайная Вечеря
  • Глава XIII. Прощальная беседа Иисуса Христа с учениками
  • Глава XIV. Гефсиманский подвиг Иисуса Христа
  • Глава XV. Предание
  • Глава XVI. Иисус Христос на суде первосвященников и синедриона
  • Глава XVII. Окончательный приговор синедриона Иисусу Христу
  • Глава XVIII. Судьба предателя
  • Глава XIX. Иисус Христос на суде Пилата
  • Глава XX. Иисус Христос на суде Ирода
  • Глава XXI. Иисус Христос осуждается на бичевание и смерть Пилатом
  • Глава XXII. Взгляд на образ суда над Иисусом Христом
  • Глава XXIII. Распятие
  • Глава XXIV. Иисус на кресте
  • Глава XXV. Взгляд на покаявшегося на кресте разбойника
  • Глава XXVI. Чудесные знамения с их последствиями
  • Глава XXVII. Последние события при кресте Иисуса
  • Глава XXVIII. Снятие со креста и погребение
  • Глава XXIX. Кустодия

 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus