Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Священномученик Игнатий Богоносец Послание к св. Поликарпу Смирнскому

Игнатий Богоносец Поликарпу, епископу Церкви смирнской, лучше жe - состоящему под епископством Бога Отца и Господа Иисуса Христа, желает премного радоваться. 

Глава I. Похвала и увещевание. 

Уважая твое благочестивое расположение, утвержденное как бы на неподвижном камне, я преисполнен благодарности к Богу, что удостоился видеть непорочное лицо твое (т.е. в бытность Игнатия в Смирне на пути в Рим), которым желал бы всегда наслаждаться о Боге. Умоляю тебя благодатью, которою обличен ты: ускоряй свое течение и умоляй всех, чтобы спаслись. Блюди место свое (т.е. епископский сан) со всяким тщанием - плотским и духовным. Старайся о единении, лучше которого нет ничего. Снисходи ко всем, как и к тебе Господь. Ко всем имей терпение в любви, как ты и поступаешь. Пребывай в непрестанных молитвах. Проси большего разумения, нежели какое имеешь. Бодрствуй, стяжав неусыпный дух. Говори с каждым как поможет Бог. Носи немощи всех, как совершенный подвижник. Где больше труда - там больше и приобретения. 

Подробнее...

Преподобный Максим Грек. Слово похвальное к святым апостолом Петру и Павлу, в томъже обличения и на латыньскыя три большия ереси.

Воспой, душе! божественых апостол Петра и Павла, в прочих верховныя и первопрестолныя, добростоящия звезды церкви Христове, иже от мерзостныя прелести идольскыя и служения бесовом, к благочестия и истины свету языкы наставишя животочьными светосиянии божественых учений. Воспой же по сущей ти силе! достойных же пений самем уступи горнейшим умом, песнь же приношя им черьплющи от спасительных источник божественнаго Израиля; оного бо божественнаго корени отрасли сии, жития же и слова божественными светлостьми преизящне востекьше к славе онаго, на нихже, аки на конех, вочеловечивыйся Бог Слово яздя мысленне, возмути премногия мерзскыя воды, сиречь таинстна мерзскых бесов, яже преже покрыша всю землю глубокымь мракомь богомерскыхь идол, и землю, преже доброплодную убо, таже в слатину преложшуся, злобою своих жителей, делании божествеными премудрых сих, явил есть пакы плоды благоуханнейшими сладце веселящу Владыку своего, и преже пустую и не причястну влагы, струями божественными приснотекущых сихь источник, показа преизобилующу и обливаему струями животочных вод.

Подробнее...

Свщмч. Зинонъ Веронскій († IV в.) О пророкѣ Іонѣ.

1. Истинное благочестіе открыто сознается, что оно знаетъ о Богѣ только то, что дано ему знать; потому-что, сколько необходима простота сердца въ изслѣдываніи открытаго намъ, столько неумѣстна пытливость, усиливающаяся разгадать тайное. Въ самомъ дѣлѣ, кто знаетъ причины и свойства раскинутаго надъ нами неба и того, что на немъ и за нимъ находится? Кому извѣстно, земля ли поддерживается водою, или вода на лонѣ земли покоится? Кто похвалится знаніемъ того, какую фигуру имѣють вѣтры, отъ чего происходягь приливъ и отливъ въ морѣ? Коротко, кто можетъ присвоить себѣ знаніе творческихъ плановъ Господа и Бога нашего? Думаю, никто, когда уже Боговдохновенный Апостолъ говоритъ: о, глубина богатства и премудрости и разума Божія! яко неиспытани судове его, и неизслѣдовани путіе его. Кто бо разумѣ умъ Господень? (Рим. 11, 33-34.). Правда, Пророкъ восклицаетъ: изъ глубины воззвахъ къ тебѣ, Господи (Пс. 129, 1); но взывалъ онъ не изъ глубины знанія непостижимой бездны премудрости и разума Божія, а изъ глубины сердца и изъ глубины тѣхъ бѣдствій, которыя отвсюду тѣснили его и заливали его, какъ воды. Притомъ взывалъ онъ не голосомъ, а сердцемъ, не членораздѣльными сильными звуками, а вѣрою, для прошеній которой всегда открытъ слухъ Божій. Изъ такой-же глубины Апостолъ Петръ воззвалъ, и испросилъ себѣ у Господа дозволеніе итти по неподчиненному стопѣ человѣческой хребту морскому, пошелъ по нему и, когда волны морскія стали поглощать его, опять поставленъ былъ Господомъ на отвердѣвшее подъ стопами его лоно ихъ (Матѳ. 14, 25-31). Изъ глубины также сердечной взывалъ Апостолъ Павелъ, когла терпѣлъ различныя неисчислимыя бѣдствія, именно: когда Іудеи сѣкли его пять разъ, давая ему каждый разъ по сороку ударовъ безъ одного; когда они три раза били его палками; когда раздраженный до неистовства народъ осыпалъ его камнями, какъ градомъ; когда онъ терпѣлъ троекратное кораблекрушеніе; когда онъ цѣлыя сутки находился въ морской глубинѣ; когда встрѣчали его опасности на рѣкахъ, отъ разбойниковъ, отъ единоплеменниковъ, отъ другихъ народовъ, въ городахъ, въ пустыняхъ, между лжебратіями (2 Кор. 11, 24-26); потому-то Господь, внимая его воззванію изъ глубины сердечной, хранилъ жизнь его для блага Церкви.

Подробнее...

Свщмч. Меѳодій Патарскій († 312 г.) «Пѣснь дѣвъ».

I. Раздался, дѣвы! свыше мертвыхъ пробуждающій призывъ

Поспѣшно въ бѣлыхъ одѣяньяхъ, свѣточи держа,

До восхожденья солнца [1] Жениха срѣтать. Возстаньте,

          Пока Царь въ двери не вошелъ!

     Тебѣ я чистоту храню и, свѣточи держа горящіе,

          Тебя, Женихъ, срѣтаю!

Подробнее...

Свт. Евстаѳій, архіеп. Антіохійскій († 337 г.) Слово на вечерю Лазаря и на Марiю и Марѳу, сестеръ его [1].

1. Выслушаемъ, возлюбленные! И доселѣ священная труба евангелій благовѣствуетъ Церкви Божіей. Что же предлагаетъ она для радости вѣрующимъ? ибо ее мы сдѣлаемъ вѣнцомъ слова и вождемъ въ дальнѣйшей рѣчи. Іоаннъ, евангелистъ, сынъ грома, почерпнувшій неизреченныя тайны изъ всеплоднаго премудростью поля сердца Господа. говоритъ: прежде шести дней Пасхи пришелъ Іисусъ въ Виѳанію, гдѣ былъ Лазарь умершiй, коего воскресилъ изъ мертвыхъ. Сотворили же Ему вечерю, и Марѳа служила; Лазарь же былъ изъ возлежавшихъ съ Нимъ (Іоан. 12, 1-2).

Подробнее...

Филарет (Дроздов). Объяснение псалма LXVII.

Надписание
 
1. В конец, псалом песни Давиду. 1. К настоятелю Св. Давидов псалом песни.
 
В надписании сем показывается: а) назначение, б) писатель, в) особенный род псалма.
 
а) Еврейское слово מנצח (менацеах) происходит от נצח, что значит непрерывность, продолжение, напряжение. Почему 70 толковников не без причины למנצח ламнацеах преложили в конец, что должно значить: псалом, назначаемый для непременного сохранения и важного употребления на долгие времена. Впрочем, новейшие толкователи, утверждаясь на том же словопроизводстве מנצח, переводят к настоятелю, что будет значить: псалом, назначаемый к настоятелю, или начальнику певцов для хранения и употребления при богослужении.
 

Подробнее...

Тертуллиан "О терпении"

1. Исповедуюсь перед Господом Богом, что я довольно безрассудно, если даже не бесстыдно, осмелился писать о терпении, к проявлению которого я, пожалуй, вообще не способен, как человек невеликой добродетели. Между тем, берущимся привлечь внимание и интерес к чему-либо прежде всего следовало бы самим отличиться в занятиях этим и подкрепить настойчивость в убеждении примером собственного поведения, дабы не краснели слова, не подкрепленные делами. О, если бы краска стыда послужила таким лекарством, чтобы стыд за неспособность осуществить то, к чему мы призываем других, стал нашим наставником в делах. Правда, всевозможных добродетелей (как, впрочем, и пороков) такое невероятное количество, что их достижению и проявлению может помочь одна только благодать Божественного вдохновения. Ибо наивысшее благо по праву принадлежит Богу. И никто, кроме Владыки, не распределяет его сообразно достоинству каждого. 
 

Подробнее...

Оригенъ († 254 г.) ДВѢ БЕСѢДЫ НА КНИГУ ПѢСНЬ ПѢСНЕЙ Бесѣда вторая.

Отъ того мѣста, въ которомъ написано: нардъ мой издалъ благовоніе свое, до того мѣста, въ которомъ говорится: ибо голосъ твой пріятенъ, и лице твое прекрасно.
 
Всѣ душевныя движенія творецъ всего Богъ создалъ для блага; но отъ нашего употребленія часто бываетъ, что вещи добрыя по природѣ, когда мы худо пользуемся ими, доводятъ насъ до грѣховъ. Одно изъ душевныхъ движеній есть любовь, которою мы хорошо пользуемся для стремленій любви, если любимъ мудрость и истину. Если же наша любовь обращена къ худшему, то мы любимъ плоть и кровь. Итакъ ты, какъ духовный, духовно внимай пѣнію словъ любви и научись стремленіе души твоей и огонь естественной любви обращать къ высшему, согласно оному: возжелай ея, и соблюдетъ тя: огради ю, и вознесетъ тя: (Прит. 4, 6. 8). Мужіе, любите своя жены, говоритъ Апостолъ (Ефес. 5, 25); но онъ не оставовился на сказанномъ: мужіе, любите своя жены; но зная, что любовь мужей и къ ихъ собственнымъ женамъ бываетъ и постыдная, бываетъ и угодная Богу, научилъ, какъ мужья должны любить своихъ женъ, говоря: мужіе, любите своя жены, якоже и Христосъ Церковь (Ефес. 5, 25). Это мы сказали въ видѣ предисловія къ тому, что имѣетъ быть изложено далѣе.
 

Подробнее...

Оригенъ († 254 г.) ДВѢ БЕСѢДЫ НА КНИГУ ПѢСНЬ ПѢСНЕЙ Бесѣда первая.

Какъ мы узнали чрезъ Моѵсея, что есть не только святое, но и Святое святыхъ, и что есть также не только суббота, но и суббота субботъ: такъ нынѣ мы узнаемъ чрезъ Соломона, что существуютъ не только пѣсни, но и пѣсни пѣсней. Блаженъ, конечно, тотъ, кто входитъ во святое, но еще блаженнѣе тотъ, кто входитъ во Святое святыхъ. Блаженъ празднующій субботу, но еще блаженнѣе празднующій субботу субботъ. Блаженъ, подобнымъ образомъ, и тотъ, кто понимаетъ и поетъ пѣсни, ибо никто не поетъ пѣсней иначе, какъ только во время торжествъ; но гораздо блаженнѣе тотъ, кто поетъ Пѣснь пѣсней. И какъ входящій во святое, нуждается еще во многомъ, чтобы быть достойнымъ войти во Святое святыхъ, и какъ празднующій субботу, которая отъ Господа установлена для народа, имѣетъ нужду еще во многомъ, чтобы праздновать субботу субботъ: подобнымъ образомъ съ трудомъ обрѣтается такой, кто, прошедши всѣ пѣсни, содержащіяся въ Писаніи, былъ бы въ состояніи возвыситься до Пѣсни пѣсней. Тебѣ должно выйти изъ Египта, и по выходѣ изъ земли Египетской, перейти Чермное море, чтобы ты могъ воспѣть первую пѣснь, говоря: поимъ Господеви, славно бо прославися. (Исх. 15, 1). Но хотя бы ты и воспѣлъ первую пѣснь, ты еще далеко отстоишь отъ Пѣсни пѣсней. Пройди духомъ пустыню, пока не придешь къ кладезю, который ископали цари (Числ. гл. 21), чтобы тамъ воспѣть вторую нѣснь. Послѣ сего иди къ предѣламъ Святой Земли, чтобы ставъ на берегу Іордана воспѣть пѣснь Моѵсея, говоря: вонми небо, и возглаголю, и да слышитъ земля глаголы устъ моихъ (Втор, 32, 1). Потомъ необходимо, чтобы ты воинствовалъ подъ начальствомъ Іисуса и получилъ въ наслѣдіе Святую землю и чтобы пчела тебѣ пророчествовала и пчела тебя судила (слово Деввора значитъ: пчела) для того, чтобы ты могъ усвоить себѣ и ту пѣснь, которая содержится въ книгѣ Судей (Суд. гл. 5). Достигнувъ по порядку книги Царствъ, приступи къ пѣсни, которую воспѣлъ Давидъ, когда избавился отъ руки всѣхъ враговъ своихъ и отъ руки Саула и сказалъ: Господь утвержденіе мое, и крѣпость моя, и прибѣжище мое, и избавитель мой (Псал. 17, 1). Затѣмъ тебѣ слѣдуетъ перейти къ пророку Исаіи, чтобы вмѣстѣ съ нимъ воспѣть: «воспою пѣснь возлюбленному о виноградникѣ моемъ» (Ис. 5, 1). И когда ты пройдешь все это, тогда уже взойди къ болѣе возвышенному, чтобы, съ душею украшенною, тебѣ можно было воспѣть вмѣстѣ съ женихомъ и эту Пѣснь пѣсней.
 

Подробнее...

Протоиерей Алексий Князев. Иуда и Фамарь

Можно смело утверждать, без всякого преувеличения, что богословская дисциплина, имеющая своим предметом изучение Священного Писания Ветхого Завета, почти всецело пребывает ныне в плену у высшей критики. Даже те труды, авторы которых до сих пор не согласились с выводами критической школы, гораздо более уделяют внимания и места опровержению этих выводов, чем подлинному раскрытию религиозного учения ветхозаветных священных книг[1]. Но те христианские ученые, которые эти выводы восприняли, окончательно ушли в изучение буквы и исторической оболочки Библии, нимало не заботясь о том Откровении, которое в ней заключено. 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus