Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Свщмч. Іоаннъ Восторговъ († 1918 г.) Духовные мертвецы [1].

Пріяша жены отъ воскресенія мертвыхъ своихъ... (Евр. 11, 35).

Св. апостолъ Павелъ, изображая силу и дѣйствіе вѣры, указываетъ намъ примѣры того, какъ женщины-матери, по вѣрѣ своей, получали воскресшими своихъ умершихъ дѣтей. Такъ Илія воскресилъ сына вдовы; такъ Елисей молитвою возвратилъ живымъ умершаго отрока матери его.

Подробнее...

Святитель Феофан Затворник. Истолкование молитвы Господней словами святых отцов.

Оглавление

  • 1) О молитве Господней вообще 
  • 2) Разделение
    • А) Призывание
      • «Отче»
      • «Наш»
      • «Иже еси на небесех»
      • Уроки из сего призывания
    • Б) Семь прошений
      • Первое прошение «Да святится имя Твое»
      • Второе прошение «Да приидет царствие Твое»
      • Третье прошение «Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли»
      • Четвертое прошение «Хлеб наш насущный даждь нам днесь»
      • Пятое прошение «Остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим»
      • Шестое прошение «И не введи нас во искушение»
      • Седьмое прошение «Но избави нас от лукавого»
    • В) Славословие «Яко Твое есть царство, и сила, и слава, во веки. Аминь»
  • 3) Заключительные мысли
 

Истолковывали молитву Господню— Тертуллиан (до падения), св. Киприан, св. Григорий Нисский, св. Кирилл Иерусалимский (в 5 тайноводственном слове), св. Златоуст (в беседах на Евангелие от Матфея, и в беседе на слова: «узкие врата» и проч.), св. Кассиан в 9 собеседовании, бл. Августин (в трактате о нагорной беседе Господа, в словах 56, 57 и 58, и в письме 130), св. Максим исповедник, бл. Феофилакт (в толковании Евангелий от Матфея и Луки), Симеон Солунский и наш новоявленный чудотворец, святитель Ти­хон Воронежский (в 3т.). Все изреченное ими приводится здесь под каждым словом молитвы.

Подробнее...

Митр. Арсеній Москвинъ († 1876 г.) Слово въ недѣлю девятнадцатую по Пятьдесятницѣ. Любите враги ваша (Лук. 6:36).

Любить враговъ обязываетъ насъ единство природы нашей съ ихъ природою. Имѣя одинаковое происхожденіе, мы должны любить всѣхъ безъ исключенія — и самыхъ недоброжелателей нашихъ, и притомъ такъ, какъ ближайшихъ намъ, какъ кровныхъ нашихъ. Тоже внушаетъ намъ и назначеніе бытія нашего. Мы получили бытіе и продолжаемъ оное для того, чтобы намъ, по возможности, въ нравственныхъ своихъ дѣйствіяхъ уподобляться Творцу своему.

Подробнее...

Как читать Библию Епископ Каллист Диоклийский

Святитель Тихон Задонский, писавший в XVIII веке, так говорит об отношении православных к Священному Писанию: «Если бы ты получил письмо от царя земного, разве ты не читал бы его с радостью? Конечно, с великой радостью и трепетным вниманием. Ты же получил письмо, но не от земного царя, а от Царя Небесного. А ведь ты почти пренебрегаешь этим даром, таким бесценным сокровищем» И дальше он говорит: «Каждый раз, читая Святое Евангелие, ты слышишь обращенные к тебе слова Самого Христа Во время чтения, ты и молишься Ему и беседуешь с Ним».

Подробнее...

Епископ Кассиан (Безобразов). Лекции по Новому Завету. Евангелие от Матфея.

Нагорная проповедь.

Гл. 5-7

Прежде чем перейти к анализу Нагорной проповеди, надо поставить ряд общих вопросов, которые с ней связаны.

Во-первых, к какому моменту общественного служения Иисуса она относится? Евангелист Матфей помещает ее как будто в самом начале. Можно ли защищать это первое впечатление? Если мы обратимся к Лк., то параллельное место мы найдем в гл. 6 (ст. 20—49), а отдельные поучения, входящие в Мф. в состав Нагорной пропо­веди, окажутся, как мы уже видели, разбросанными до гл. 16 включительно. 

Подробнее...

М. Барсов. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению апокалипсиса

Я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть.

Апок. VI.

Подробнее...

Прот. Герасимъ Павскій († 1863 г.) Притча о талантахъ (Матѳ. 25, 14-30).

Въ притчѣ о талантахъ иносказательно говорится о добромъ и худомъ употребленіи даровъ Божіихъ, и о тѣхъ слѣдствіяхъ, какія произойдутъ изъ того въ свое время. Въ одежду простой и понятной притчи облекъ Іисусъ Христосъ высокую, глубокую и многообъемлющую истину, т. е. что всякой даръ Божій надобно употреблять на пользу. Разскроемъ смыслъ сей притчи въ надлежащей полнотѣ его.

Притча говоритъ, что нѣкоторый человѣкъ, отправляясь въ дальній путь, призвалъ рабовъ своихъ, и поручилъ имъ имѣніе свое. Подобнымъ образомъ Божественный Іисусъ многое или, лучше сказать, все ввѣрилъ человѣкамъ. Дѣйствительно, что ни имѣемъ мы, все сіе принадлежитъ Ему, какъ Господу нашему, Который теперь отшелъ отъ насъ, но по долгомъ времени опять возвратится, и потребуетъ отчета отъ рабовъ своихъ. Здѣсь Онъ говоритъ о себѣ, какъ о Властителѣ вселенной, Которому все предано Отцемъ Его, и Который раздаетъ блага свои всѣмъ людямъ, даже и тѣмъ, которые не знаютъ имени Его, но въ свое время узнаютъ Его. Итакъ все, что ты имѣешь, человѣкъ, есть даръ Божій, данный тебѣ Іисусомъ Христомъ. Это наслѣдство, которымъ ты пользуешься; это уваженіе, въ какомъ ты находишься между людьми; этотъ великій умъ, его предусмотрительность и прозорливость, которыми ты отличаешься отъ тысячи подобныхъ тебѣ людей; это нѣжное сердце, которымъ ты любишь другихъ, и за которое другіе любятъ тебя; это благородство души; которое дѣлаетъ тебя почтеннымъ; эта твердостъ воли, съ какою ты побѣждаешь препятствія на пути къ добру и истинѣ: все это есть свободный даръ Божій, который ввѣрилъ тебѣ Іисусъ. Посему въ полномъ смыслѣ вѣрно слово Апостола: что имаши, егоже нѣси пріялъ (1 Кор. 4, 7)?

Подробнее...

Юревич Димитрий, диакон. Церковный и светский подходы в изучении рукописей Мертвого моря: их общность и различие.

Доклад, прочитанный на Третьих межрегиональных Покровских педагогических чтениях на секции "Проблема диалога светского и церковного образования" в Санкт-Петербургском государственном педагогическом университете (РГПУ) им. А.И. Герцена 11 октября 2002 года.
 

Подробнее...

Святитель Григорий Двоеслов. Сорок бесед на Евангелия.

К Секундину, Епископу Тавроменитскому

Досточтимейшему и святейшему брату, Епископу Секундину, Григорий, раб рабов Божиих.

Между священнодействий Литургии я изъяснил сорок чтений из Евангелия, из числа тех, которые в известные дни, по обычаю, читаются в нашей Церкви. Изъяснение некоторых из них читаемо было предстоящему народу писцом, а изъяснение других перед народом я говорил сам; и в последнем случае оно записано так, как я говорил. Но некоторые братия, пламенея ревностью к священному слову, передали другим то, что я говорил, прежде, нежели я успел тщательно исправить сказанное так, как предполагал. Этих братии я назвал бы в некотором отношении подобными голодным людям, которые нетерпеливо хотят есть пищу прежде, нежели она вполне сварена будет. Место же Писания: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола» (Мф.4:1), хотя прежде я изъяснял с некоторым сомнением, однако же после я исправил сомнение точным изъяснением. 

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ. Поученіе въ недѣлю шестнадцатую по Пятьдесятницѣ.

Вы слышали, возлюбленные братія, изъ нынѣ чтеннаго евангелія притчу Спасителя о талантахъ? притча эта весьма поучительна. Всѣмъ нужно знать ея значеніе и помнить ее всегда. Приклоните вашъ слухъ. Вотъ ея значеніе. Въ ней говорится о рабахъ, которымъ господинъ, отправляющійся въ дальнюю сторону, поручилъ свое имѣніе: и одному далъ пять талантовъ, другому — два, третьему — одинъ, — каждому по его силамъ (Матѳ. 25, 14-30). Замѣтьте. Эти рабы — мы люди. Этотъ господинъ — есть Господь нашъ Іисусъ Христосъ, Творецъ нашъ, Раздаятель талантовъ, вознесшійся отъ насъ на небо, сѣдящій одесную Отца и опять имѣющій придти на землю судить живыхъ и мертвыхъ.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus