Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Поученія и слова на праздники Господа нашего Іисуса Христа. Поученіе въ недѣлю предъ Просвѣщеніемъ.

Гласъ вопіющаго въ пустыни, уготовайте путь Господень: правы творите стези Его (Марк. 1, 3).

Ождая гдѣ либо прибытія царя, обыкновенно заботятся приготовить ему путь, т. е. уравнять или очистить дорогу. Если ожидаютъ прибытія царя въ городъ, то обыкновенно метутъ улицы, бѣлятъ или иллюминуютъ домы, вывѣшиваютъ флаги, какъ знаменіе привѣта дорогому гостю; если же прибытіе царя ожидается въ деревнѣ, то жители ея всѣ одѣваются въ чистую, праздничную одежду, выходятъ на улицу, и избранные отъ общества лица выносятъ высокому посѣтителю хлѣбъ-соль. Такъ бываетъ при встрѣчѣ земнаго царя. Но намъ, братія, предстоитъ встрѣча небеснаго Царя: ибо Христосъ, Царь небесе и земли, грядетъ ко всякой душѣ христіанской, чтобы вселиться въ нее и водворить въ ней царствіе Свое, царство правды, мира и радости во Святомъ Духѣ, царство небесное. Что намъ дѣлать? Какъ встрѣтить такого Посѣтителя душъ нашихъ, такого Царя? — Уготовайте, говоритъ пророкъ, путь Господу, прямыми сдѣлайте стези Ему. Духовному Царю надо приготовить духовный путь. На востокѣ, для встрѣчи царей выпрямляли и ровняли дороги, чтобы путь для путешествующаго царя былъ возможно прямъ, гладокъ и удобенъ; а у насъ теперь почти повсюдныя желѣзныя дороги, и не царю только, а и намъ всѣмъ дѣлаютъ путь прямымъ и ровнымъ, какъ по стеклу. 

Подробнее...

Митр. Платонъ Левшинъ († 1812 г.) Слово въ недѣлю 29 по сошествіи Святаго Духа. Какимъ образомъ милосердный Богъ зоветъ человѣка ко спасенію? [1]

Мнози суть звани, мало же избранныхъ". (Лук. 14, 24).

Созываетъ насъ днесь Евангеліе на преславный духовный пиръ, на которомъ предлагается безсмертная пища — Самъ Агнецъ Божій, закланный прежде сложенія міра со всѣми оными плодами, которые Онъ страданіемъ Своимъ и дражайшею смертію пріобрѣлъ. Сего преславнаго пира величество, богатство, и оживляющее и услаждающее наши души дѣйствіе нѣтъ нужды описывать. Ибо вы, благословенные христіане, спасительною благодатію не токмо на оный призваны, но, дѣйствительно, видите очами вѣры славу его, и устами души своей вкусили отъ его сладостей. Вы просвѣщены и причастились Духа Святаго; вы чувствовали сладчайшій вкусъ Божія глагола, и силы грядущаго вѣка. Васъ привѣтствуетъ святый Петръ, что вы родъ избранъ, царское священіе, языкъ святъ, люди обновленія, яко да добродѣтели возвѣстите изъ тьмы васъ призвавшаго въ чудный свой свѣтъ (1 Петр. 2, 9). А когда призваны и неизслѣдимаго богатства благости Божіей сподобились, то, вотъ, тотъ же Петръ увѣщаваетъ насъ сію великую благодать содержать въ чистой совѣсти: потщитеся, говоритъ, братіе, извѣстно ваше званіе и избраніе творити: сице бо обильно подастся вамъ входъ въ вѣчное царство (2 Петр. 1, 10).

Подробнее...

Еп. Гавріилъ (Голосовъ) († 1916 г.) Слово въ день преподобнаго Нила Столобенскаго.

Будите совершени, якоже Отецъ вашъ небесный совершенъ есть (Матѳ. 5, 48).

Такъ учитъ насъ Самъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ по возможности уподобляться въ жизни своей совершенствамъ Бога Отца, что показываетъ въ своей жизни и дѣлами прославляемый нами чудотворецъ. Не забывайте, слушатели, что возможно уподобляться въ жизни своей тѣмъ совершенствамъ Божіимъ, какія проявлены въ жизни и дѣлахъ угодника Божія — преподобнаго отца нашего Нила; что можно намъ, христіанамъ, въ различномъ званіи и состояніи достигать христіанскаго совершенства. Преподобный Нилъ — этотъ земной ангелъ во плоти — научаетъ насъ всецѣло повиноваться святой волѣ Божіей, которая есть святость наша (1 Сол. 4, 3). Онъ, возлюбивши Господа Іисуса и Пречистую Его Матерь всѣмъ сердцемъ своимъ (Лук. 10, 27), показалъ намъ образъ ученіемъ, бдѣніемъ, постомъ и молитвою того, какъ и намъ должно сохранять такой образъ среди нашихъ житейскихъ попеченій и какъ вести борбу за христіанское доброе съ человѣческимъ злымъ. За праведно-христіанскую жизнь Самъ Господь посѣтилъ его на семъ пути Своею благодатною помощію, Самъ вознесъ и прославилъ его, видимо изливая чрезъ него на насъ Свои чудесныя благотворенія.

Подробнее...

Еп. Виссаріонъ Нечаевъ († 1905 г.) О подражаніи милосердому самарянину. Поученіе въ недѣлю 25-ю по Пятидесятницѣ. Иди, и ты твори такожде (Лук. 10, 37).

Въ сегоднешнемъ Евангельскомъ чтеніи повѣтствуется о милосердомъ самарянинѣ, который оказалъ состраданіе путешественнику, шедшему изъ Іерусалима въ Іерихонъ и подвергшемуся нападенію разбойниковъ. Они ограбили его, изранили, изувѣчили и бросили на дорогѣ еле живого. Мимо него прошли іудейскій священникъ и левитъ, не оказавъ ему помощи, изъ опасенія не попасть бы имъ самимъ въ руки разбойниковъ. Не такъ поступилъ самарянинъ. Онъ остановился, поднялъ несчастнаго, возлилъ на его раны вино и елей, перевязалъ ихъ, посадилъ его на своего осла, привезъ въ гостинницу и поручилъ его попеченію хозяина гостинницы, оставивъ ему деньги на необходимые расходы.

Подробнее...

Митр. Исидоръ Никольскій († 1892 г.) Слово въ недѣлю двадцать четвертую.

(Изъ Евангелія: Лук. 8, 41-56).

Слова и речи Синодального члена, Высокопреосвященнейшего Исидора, митрополита Новгородского, С.-Петербургского и Финляндского. СПб., 1876Двѣ исторіи представляетъ намъ, слушатели, нынѣ чтенное Евангеліе. Обѣ проповѣдуютъ о всемогуществѣ Сына Божія — Владыки живота и смерти. Обѣ поучаютъ насъ, что вѣрующему во Всемогущащаго вся возможна суть (Марк. 9, 23). Сколько бы избѣгли мы скорбей, если бы эта увѣренность постоянно сопутствовала намъ во всѣхъ путяхъ и обстоятельствахъ жизни! Люди всегда встрѣчали бѣдствія. Земля не рай, — это неизбѣжно! За то съ неба всегда простерта рука, готовая подкрѣпить и спасти каждаго.

Подробнее...

Архіеп. Серафимъ Соболевъ († 1950 г.) Слово въ недѣлю 23-ю по Пятидесятницѣ. О дѣйствіи бѣсовской силы въ нашей жизни [1].

Святая Церковь нынѣ за литургіей предлагала намъ въ назиданіе евангельское повѣствованіе объ исцѣленіи Господомъ гадаринскаго бѣсноватаго (Лук. 8, 26-37). Всякое евангельское повѣствованіе содержитъ въ себѣ источникъ великаго утѣшенія для насъ немощныхъ, унывающихъ людей, обремененныхъ многими грѣхами и скорбями. Можно сказать даже больше. Каждое слово евангельское есть благая, утѣшительная вѣсть для нашего сердца. И сколько было примѣровъ въ Православной Церкви отъ апостольскаго времени до нашихъ дней, когда люди, подъ вліяніемъ словъ Евангелія, перерождались, а нѣкоторые изъ нихъ дѣлались величайшими свѣтилами міра, какъ это было съ преподобными Антоніемъ Великимъ, Ефремомъ Сиринымъ, преподобномученицей Евдокіей и многими другими угодниками Божіими.

Подробнее...

Епископ Кассиан (Безобразов). Принципы Православного толкования Слова Божия.

(фрагмент)

<...> Наш спор нельзя понимать как спор науки и слепой традиции. Его истоки глубже. Он ставит вопрос о религиозных принципах толкования Слова Божия. Изложение этих принципов в Православии и составляет тему моего доклада.

Подробнее...

Глаголев С. С. Слабые стороны рационалистических библейских гипотез.

Предварительные замечания

На [...] статью проф. Валетона о религии израильтян читатели не должны смотреть как на содержащую и заключающую в себе совершенно верные взгляды и точно передающую факты. В своих суждениях о ветхозаветной откровенной религии проф. Валетон поддался влияниям рационалистических веяний и допустил утверждения и отрицания, которые никогда не принимались и не будут приняты истинно христианским сознанием. На Западе в деле исследования богооткровенной религии уже давно образовалось направление, которое пытается объяснять религиозные явления исходя из отрицания веры и религии. Ученые этого направления или открыто заявляют, или тайно предполагают, что Бог - если Он и существует - не вмешивается в дела человеческие, что в ходе истории человеческой не было ни чудес, ни пророчеств и что в жизни евреев, как и в жизни других народов, течение явлений было всегда и исключительно естественным.

Подробнее...

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.) Слово Божіе будетъ судить насъ. — Мысли въ недѣлю 21-ую по Пятидесятницѣ.

Имѣяй уши слышати, да слышитъ (Лук. 8, 15)!

Архиепископ Аверкий. Современность в свете слова Божия. Слова и речи. Том IV. 1974-1975 гг. Jordanville, 1976Какъ часто повторяетъ Господь въ Своемъ Евангеліи это мудрое, наставительное изреченіе! Какъ-будто предвидѣлъ Онъ, что мы, люди, и даже носящіе имя Его послѣдователей, будемъ крайне невнимательно относиться къ Его Божественнымъ словесамъ! И, конечно, предвидѣлъ это, по Своему Божественному всевѣдѣнію.

Въ самомъ дѣлѣ.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus