09.12.2019 | 

История храмовой Почаевской иконы Божией Матери

Идёт Божественная Литургия, стою у самой солеи перед Почаевской иконой Божией Матери в иконостасе, из алтаря доносится голос священника, читающего молитву о мире и преодолении междоусобной брани на Украине. Стараюсь внимательно слушать слова молитвы: «Господи Иисусе Христе Боже наш, призри милостивый Твоим оком на скорбь и многоболезненный вопль чад Твоих, в земле украинской сущих…», а покоя не даёт мысль, как промыслительно всё устроено Господом. 

В далёком от Украины городе Твери, в маленькой церкви в честь святой блаженной Ксении Петербуржской, молится народ о многострадальном братском народе, а на него взирает с иконостаса с удивительной материнской нежностью именно Почаевский образ Богородицы…

Мне захотелось узнать предысторию появления этой иконы в нашем храме. С этим вопросом я обратилась к настоятелю прихода, протоиерею Сергию Дмитриеву и старосте общины Архиповой Людмиле Степановне. Вот что поведали они мне. 

В 2003 году проходил Волжский Крестный ход, ответственным организатором которого был о. Сергий, в то время руководитель епархиального миссионерского отдела. Тематикой Крестного хода была такова: «Помощь молодёжи в обретении смысла жизни, искоренение пороков в молодёжной среде, привлечение внимания общества к проблемам молодёжи», а девизом служили слова: «Связь времен: вера отцов — вера детей, дела отцов продолжают дети, земное Отечество — ступень к Отечеству Небесному». Святыней Крестного Хода являлся список чудотворной Почаевской иконы из самой Почаевской Лавры. 

Делегация из Твери во главе с архиепископом Виктором встречала 28 мая 2003 года на Киевском вокзале в Москве эту великую святыню, до этого времени никогда не покидавшую пределов Украины. На молитвенную память об этом знаменательном событии на пожертвования прихожан общины блаженной Ксении Петербуржской был приобретён список Почаевской иконы в серебряном окладе, на обратной стороне которого были записаны имена жертвователей. Эта икона также сопровождала весь Крестный ход. 

Ещё очень важным и трогательным событием для молодой общины было то, что по прибытию Крестного хода с великой Почаевской святыней в Тверь, она была выставлена для поклонения в приходской домовой церкви святителя Феоктиста, архиепископа Тверского. Нескончаемым потоком шёл народ помолиться перед этой иконой. И во время пребывания Почаевской Богородицы в микрорайоне Юность прихожане прошли с нею крестным ходом к строящемуся храму блаженной Ксении, с обнесением её вокруг возведенных стен, с занесением во внутрь его. 

Такое трепетное отношение прихожан к этой иконе навеяло на мысль написать для иконостаса строящегося храма именно Почаевскую икону Божией Матери. Причем, чтобы освятить ее именно в Почаевской Лавре. С этой просьбой обратились к тверской иконописице Марии Кондрашовой. По благословению и с усердной молитвой приступила она к этой ответственной работе, тем более, что времени для её написания отводилось очень мало. 

Мне интересно было узнать, как писался этот образ. Об этом я попросила рассказать Марию, и она поделилась воспоминаниями о событии шестнадцатилетней давности. «Иконы пишутся по-разному: иногда рождаются, как ребёнок, в муках, долго и трудно, а когда, как у Н. С. Лескова» Запечатленный Ангел». И вот какую особенность я заметила, если икона пишется для храма, прихода, и эту икону ждут и молятся о ней прихожане, то она пишется легко и радостно. Так писалась и эта икона, но до отображения на ней панорамы Почаевской Лавры на фоне горы со стопой Пречистой Матери, в память о том, как явилась Она в 14 веке инокам, подвизающимся здесь. «На вершине горы стояла Богоматерь, словно объятая пламенем, на камне навсегда остался отпечаток Её правой стопы, наполненный прозрачной водой». Так вот написание этого фрагмента оказалось проблемным. Было в наличии несколько фотографий Лавры с разных ракурсов, пришлось даже обратиться за подсказкой к знатокам Лавры. Из-за этой задержки икона покрывалась лаком в последние перед отъездом в Почаев дни, и была с приличным «отлипом». Думалось — в дороге подсохнет, но погода стояла такая жаркая, что и в Почаеве во время прикладывания к ней слегка прилипали молящиеся. 

В паломничестве по Украине мы посетили много храмов с их иконописью-живописью. И для нас, тверских иконописцев, было большой отрадой посетить в Киево-Печерской Лавре иконописную мастерскую с нашим родным каноническим письмом, запомнился и радушный приём нас иеромонахом Иоанном, директором и иконописцем этой мастерской». 

На паломническую поездку в Почаевскую Лавру с целью освящения новонаписанной Почаевской иконы именно там, где она была явлена и пребывает до сего времени, прихожан благословил владыка Виктор, а, увидев эту икону, благословил её и как свой дар новому приходу. 

На паломническом автобусе, отправлявшемся на Украину через Белоруссию, был лозунг «Русь Святая, храни веру православную», так как эта поездка имела своей целью ещё и молитвенное единение братских славянских народов. В поездке не обошлось без трудностей. При пересечении Российской границы вошедший в салон пограничник, увидев на переднем сидении великолепную, сияющую новыми красками икону, стал требовать документ — подтверждение о том, что эта, вывозимая за границу, икона не представляет собой исторической ценности. С трудом отпустил, но предупредил, что впереди без документов на икону будут ждать большие проблемы. Но, слава Богу, больше препон в её сопровождении в Почаев не было. 

Здесь, в Почаевской лавре, на Горнем Месте центрального алтаря Успенского собора она и была освящена. Теперь нелёгкое испытание выпало на долю наших священников: Сергия Дмитриева и Сергия Зиновьева. Все, находящиеся на богослужении, видели эту икону, стоящую в алтаре на престоле, видели, как к ней прикладывалось духовенство, и когда после воскресной литургии ее вынесли из алтаря Царскими Вратами, то каждый стремился приложиться к ней и ещё, по традиции этих мест, пройти под нею, а икона по весу и размеру не маленькая. Выходили поэтому с нею из Собора где-то в течение получаса, «думали — руки отвалятся». На обратном пути, уже после Киева, паломников застала скорбная дата: 22 июня-начало Великой Отечественной войны. И настоятель, о. Сергий Дмитриев, решил: «Возле первого братского захоронения останавливаемся и служим панихиду по убиенным на войне». Сделали остановку в каком-то селе у братской могилы, начали служить панихиду, подошли и местные жители, разговорились, и оказалось, что здесь похоронена погибшая медсестра из Твери. Действительно, неисповедимы пути Твои, Господи! Так тверичане помолились в этот скорбный день и о своей землячке, принявшей смерть от рук врага вдалеке от её малой родины… 

А в храм блаженной Ксении Петербуржской икона перенесена была из домовой церкви на Пасху 2004 года, на первую архиерейскую службу Божественной Литургии в ещё не совсем достроенном храме. И вот до сего дня с иконостаса взирает на молящихся с удивительной материнской теплотой и любовью Пречистый Лик Богородицы с Богомладенцем на руках.

Алла Бреднева

Фотогалерея

Приход блж. Ксении Петербуржской г. Твери

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.