Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

В Нилову пустынь

Моя бабушка по отцу Евдокия Федоровна Иванова (1896-1979г.г.) родилась в деревне Горка Валдайского уезда Новгородской губернии (ныне Фировского района Тверской области). Грамоте её не учили, но она была наделена незаурядным умом, набожна по воспитанию и в молодости даже хотела уйти в монастырь. В 1910 году она совершила паломничество в Нилову пустынь, о чем рассказала мне в 1974 году. Я записал ее повествование на магнитофон. При литературной обработке записанного я постарался сохранить, насколько это возможно, самобытную речь рассказчицы, никогда не читавшей книг. В рассказе упоминается фамилия Синельниковых и монах Алексей из деревни Бель. Это родина бабушкиной матери. В те времена Бель была довольно большой, а теперь о её былых размерах напоминают лишь развалины большого храма. Несколько лет назад я узнал, что в этой деревеньке Синельниковых  нет, и никто не расскажет о судьбе монаха Алексея. Но, благодаря рассказу моей бабушки, не всё с той поры быльём поросло. 

Подробнее...

Архиерейское служение священномученика Илариона (Троицкого) в 1920 - первой половине 1923 гг.

Вопрос об архиерейском рукоположении известного богослова и церковного деятеля архимандрита Илариона (Троицкого) встал еще в 1918 г., когда отцу Илариону было 32 года. 1 апреля 1918 г. епископ Орловский и Севский Серафим (Остроумов) в своем рапорте Священному Синоду просил организовать викарную Брянскую кафедру и предлагал архимандрита Илариона сделать епископом-викарием своей епархии с титулом «Брянский и Мценский», однако эти планы не осуществились[1].

Подробнее...

Об авторстве одного письма, приписываемого священномученику Илариону

Хочется сказать несколько слов об авторстве одного спорного письма, которое в сборнике документов, составленных М.Е. Губониным, приписывается архиепископу Илариону (Троицкому)[1], поскольку признание владыки Илариона автором этого письма вносит в позицию священномученика чуждую ему двойственность. Письмо это написано по поводу Декларации об отношении Русской Православной Церкви к советской власти, опубликованной 16/27 июля 1927 года митрополитом Сергием (Страгородским).

Подробнее...

ИЛАРИОН (Тро­иц­кий Вла­ди­мир Алек­сее­вич)

ИЛАРИО́Н (Тро­иц­кий Вла­ди­мир Алек­сее­вич) [13(25).9.1886, с. Ли­пи­цы Ка­шир­ско­го у. Туль­ской губ. – 28.12.1929, Ле­нин­град], ар­хи­епи­скоп Ве­рей­ский, ви­ка­рий Моск. епар­хии, бо­го­слов, свя­той Рус. пра­во­слав­ной церк­ви.
 
Ро­дил­ся в се­мье свя­щен­ни­ка. Бра­тья И., Ди­мит­рий и Алек­сей, так­же при­ня­ли свя­щен­ст­во (Ди­мит­рий впо­след­ст­вии стал ар­хи­еп. Брян­ским с мо­на­ше­ским име­нем Да­ни­ил). Окон­чил Туль­скую се­ми­на­рию (1906), Моск. ду­хов­ную ака­де­мию (МДА, 1910), был ос­тав­лен при МДА про­фес­сор­ским сти­пен­диа­том. C авг. 1911 до­цент МДА по ка­фед­ре Свя­щен­но­го Пи­са­ния Но­во­го За­ве­та. В 1908 пу­те­ше­ст­во­вал по хри­сти­ан­ско­му Вос­то­ку, а в 1912 – по Зап. Ев­ро­пе. В дек. 1912 за­щи­тил ма­ги­стер­скую дис. «Очер­ки из ис­то­рии дог­ма­та о Церк­ви», ма­гистр бо­го­сло­вия (янв. 1913). В мар­те 1913 при­нял мо­на­ше­ский по­стриг в ски­ту Па­ра­кли­та Трои­це-Сер­гие­вой лав­ры, ар­хи­ман­д­рит (июль 1913). Ин­спек­тор, проф. (1913), и. о. рек­то­ра (май – сент. 1917), по­мощ­ник рек­то­ра (окт. 1917 – апр. 1920) МДА. Пред­ста­ви­тель МДА на По­ме­ст­ном со­бо­ре Рус. пра­во­слав­ной церк­ви 1917–18, где вы­сту­пил за вос­ста­нов­ле­ние пат­ри­ар­ше­ст­ва в Рус. церк­ви. Позд­нее сек­ре­тарь и один из бли­жай­ших по­мощ­ни­ков пат­ри­ар­ха Ти­хо­на  по управ­ле­нию Моск. епар­хи­ей. От ли­ца Моск. пат­ри­ар­ха­та вёл пе­ре­го­во­ры с пред­ста­ви­те­ля­ми сов. вла­сти. В 1920 пат­ри­ар­хом Ти­хо­ном ру­ко­по­ло­жен в епи­ско­па Ве­рей­ско­го, ви­ка­рия Моск. епар­хии и в 1923 воз­ве­дён в сан ар­хи­епи­ско­па.
 

Подробнее...

По молитвам преподобного Нила

Нилова пустынь на озере Селигер готовится к большим торжествам – 350-летию обретения мощей преподобного Нила Столобенского
 
8-12 июня в Ниловой пустыни в Осташковском районе состоятся праздничные мероприятия, которые возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
 
Преподобный Нил Столобенский (+1554) – один из величайших святых Православной Церкви. Вплоть до революции 1917 года монастырь Нилова пустынь был особо почитаем императорами дома Романовых. Дело в том, что многие годы бывший настоятелем в обители Тобольский архиепископ святитель Нектарий (Теляшин) предсказал в начале XVII века первому царю новой династии Михаилу Феодоровичу рождение сына и наследника. При крещении царевича Алексея Михайловича игумен Нектарий был его восприемником.
 

Подробнее...

Святитель Игнатий Брянчанинов ТАИНСТВЕННОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ 99 ПСАЛМА

Воскликните Богови вся земля [1]. Землей здесь назван человек. Это название дано человеку Самим Творцом его, Богом. Бог сказал Адаму: земля еси [2]. Хотя я одушевлен, но - земля: одушевлен я душой мертвой. Мертвая душа во время земной жизни погребена в земле, то есть, заключена в страстном теле, как в темнице, как в оковах, и порабощена ему; по разлучении с телом, она нисходить в недра земли. Для спасения - необходимо оживление.

Подробнее...

Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово о чувственном и о духовном видении духов.

Введение

     Приступая к объяснению, по мере скуднейших понятий моих, свойственнаго человеку сугубаго видения сотворенныхъ духов, нахожу необходимым изложить учение и о сугубой слепоте человека, усвоившейся ему при посредстве падения. Большинство людей чуждо всякаго понятия об этой слепоте, даже не подозревают существование ея! Большинство людей чуждо всякаго понятия о духах, или имеет о них одно теоретическое, самое поверхностное, самое неясное и неопределенное понятие, почти равное совершенному незнанию.

 

Подробнее...

Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский. Слово о человеке.

Предисловие
 
Автор данного труда – епископ Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867), известный русский подвижник и духовный писатель XIX века. Его сочинения, изданные еще при жизни Святителя и переизданные в 5 томах в 1886 году, привлекают внимание глубоким знанием Священного Писания и творений Святых Отцов Православной Церкви, творчески переработанных и осмысленных применительно к духовным запросам современности. Написанные к тому же с незаурядным литературным мастерством, произведения Святителя представляют собой ценное пособие для всех желающих проходить узкий и тернистый путь опытного богопознания. Данное сочинение – "Слово о человеке" – не вошло в 5-томное издание и вообще до сего времени оставалось неизвестным. Оно принадлежит к числу немногих творений Святителя, имеющих философско-догматический характер и излагающих вероучительные истины в систематическом порядке. Этот труд епископа Игнатия можно назвать очерком по христианской антропологии.
 

Подробнее...

Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский. Понятие о ереси и расколе.

Понятие о ереси
 
1. Ересь - слово греческое (αίρεσις) - значит вообще какое-либо отдельное учение. Так, христианское учение при появлении своем иногда называлось ересью (Деян.28:22). Но впоследствии название ересь усвоилось единственно произвольному и ложному учению о христианстве, отделявшемуся и отличавшемуся от учения Единой, Святой, Соборной, Апостольской Церкви.
 

Подробнее...

Святитель Игнатий Брянчанинов. О чудесах и знамениях.

Введение
 
Святое Евангелие поведало нам, что фарисеи, не удовлетворяясь теми чудесами, которые совершал Господь, требовали от Него особенного чуда: "знамения с небесе" (Мк. 8, II). Требование такого знамения, сообразно с каким-то странным понятием о знамениях и чудесах, повторялось не раз, как и Господь засвидетельствовал: "род сей знамения ищет" (Мк. 8, 12). В требовании фарисеев принимали участие саддукеи, столько отличавшиеся верованием своим от фарисеев (Мф. 16, 1). Желание "знамения с небесе" выражалось иногда и народом. Так, после чудесного умножения пяти хлебов и насыщения ими многолюдного собрания, в котором было пять тысяч мужей, за исключением жен и детей, очевидцы этого чуда, участники этой трапезы, говорили Господу: "Кое убо Ты твориши знамение, да видим и веру имем Тебе? Что делаеши? Отцы наши ядоша манну в пустыни, якоже есть писано: хлеб с небесе даде им ясти" (Ин. 6, 30-31). Для них показалось недостаточным дивное размножение хлебов в руках Спасителя: оно совершилось с тишиною, со святым смирением, которым были проникнуты все действия Богочеловека, а им нужно было зрелище, им нужен был эффект. Им нужно было, чтоб небо покрылось густыми облаками, чтоб возгремел гром и засверкала молния, чтоб хлебы попадали из воздуха. Такой же характер имело требование чуда от Богочеловека иудейскими архиереями и народными начальниками, когда Богочеловек благоволил быть вознесенным на крест. "Архиерее ругающеся с книжники и старцы и фарисеи, глаголаху: иныя спасе, Себе ли не может спасти? Аще Царь Израилев есть, да снидет ныне с креста, и веруем в Него" (Мф. 27, 41-42). Они признают чудеса, совершенные Господом, чудесами, и вместе насмехаются над ними; насмехаясь, отвергают их; отвергая чудеса, дарованные милосердием Божиим, требуют чуда по своему сочинению и усмотрению, чуда, которым, если б оно совершилось, уничтожи-лась бы цель пришествия на землю Богочеловека, не последовало бы искупления человеков. Между желавшими видеть от Господа чудо, которым намеревалось потешиться легкомыслие, любопытство, безрассудство, является и Ирод (Лк. 23, 8). Этому нужно было знамение для приятного препровождения времени; не получив желаемого, он осыпал Господа насмешками, тем и доставил себе минуту развлечения. Что значит - общее требование чудес от Богочеловека, высказанное людьми столько разнообразного направления, требование, соединенное с пренебрежением поразительных чудес, соделанных Богочеловеком? Такое требование - выражение понятий плотского мудрования о чудесах. Что такое плотское мудрование? Это - образ мыслей о Боге и о всем духовном, заимствованный человеком из его состояния падения, а не из Слова Божия. Свойство вражды Богу и противления Богу, которым заражено и преисполнено плотское мудрование, с особенною ясностию высказывается в требовании от Богочеловека чудес по понятию лжеименного разума, при невнимании к чудесам, при отвержении и осуждении чудес, которые совершал Богочеловек по неизреченной Своей благости. Совершал Он их, будучи "Божия сила и Божия премудрость" (1 Кор. 1,24).
 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus