Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский. Иосиф, Священная повесть, заимствованная из книги Бытия

Чудно приходит к праведникам посреди их бедствий мысль благодарения Богу [2]. Она исторгает сердца их из печали и мрака, возносит к Богу, в область света и утешения. Бог всегда спасает прибегающих к Нему с простотой и верой.
 
Возвращался святой патриарх Иаков из Месопотамии в землю ханаанскую, в землю рождения своего, в предопределенное Богом свое наследие [3]. Внезапно пришла к нему весть, что гневный Исав, брат его, идет к нему навстречу, что при нем четыреста вооруженных мужей. Еще в лета юношества, Исав, волнуемый завистью, покушался на жизнь Иакова. Чтобы избегнуть преждевременной, насильственной смерти, Иаков удалился в Месопотамию. Он пробыл там двадцать лет. Время могло бы исцелить уязвленное злобой сердце Исава... нет, он идет навстречу брату с вооруженной дружиной. Многочисленность толпы, воинственный вид ее, обличали злонамеренный умысел. Время не исцелило ненависти в Исаве: возмужал он, возмужала в нем и ненависть к брату.
 

Подробнее...

Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский. Будущее России - в руках Божественного Промысла.

К 150-летию преставления святителя Игнатия Брянчанинова

В эпистолярном наследии cвятителя Игнатия Брянчанинова весьма значительное место занимают его письма выдающемуся военному и государственному деятелю Николаю Николаевичу Муравьеву-Карскому [1].

Н.Н.Муравьев-Карский (1794-1866 г.г.) принадлежал к числу образованнейших людей своего времени. Профессиональный военный, он участвовал в войне 1812 г.; с 1816 г. служил на Кавказе под начальством А.П.Ермолова, участвовал в русско-иранской (1826-1828 г.г.) и русско-турецкой (1828-1829 г.г.) войнах; совершил ряд дипломатических поездок в Среднюю Азию, в Турцию и Египет; с конца 1854 по 1856 г.г. был Главнокомандующим и Наместником на Кавказе. Эти годы принесли мемуары и несколько военно-исторических книг, в которых нашли отражение драматические события его жизни и богатейший военный опыт. Он отличался безукоризненной честностью и прямолинейным характером, из-за чего имел многих недоброжелателей, часто препятствующих его служебной карьере. Обстоятельства, однако, заставляли власть имущих снова и снова обращаться к нему, и он всегда оказывался там, где совершались важнейшие исторические события.

Подробнее...

«Завещания» Святейшего Патриарха Тихона. Вопрос о каноничности полномочий Патриаршего Местоблюстителя.

Распоряжение Святейшего Патриарха Тихона о порядке местоблюстительства, составленное 7 января 1925 года, как уже говорилось, было воспринято большинством архиереев, собравшихся на его похороны, как «завещание». Акт о назначении митрополита Петра Патриаршим Местоблюстителем подписали 58 архиереев (59-я подпись – самого митрополита Петра): на первом месте стоит подпись митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского), наиболее авторитетного и влиятельного архиерея; затем – митрополитов Тверского Серафима (Александрова) и Уральского Тихона (Оболенского). Две последние подписи под актом – архиепископа Екатеринбургского Григория (Яцковского) и епископа Гомельского Тихона (Шарапова) – поставлены этими архиереями позже составления акта, так как они не присутствовали на погребении Патриарха.

Подробнее...

Духовное зрение

2 мая 2017 г. исполнилось 65 лет со дня преставления святой праведной блаженной Матроны Московской
 
Житие святой праведной Матроны помогает верующему человеку не столько умом, сколько сердцем, духовным опытом понять, что означает крест Христов, который возлагается на каждого человека. На Матрону Господь возложил особый крест огромной тяжести. Она была слепой, плохо двигалась, и, наверное, с точки зрения тех, кто в то время ходил по улицам Москвы, устремляясь к достижению каких-то жизненных целей, ее жизнь была непонятной, мрачной, тяжелой. Наверняка были люди, которые и видеть не хотели страдания Матроны, потому что тяжелые страдания нарушают внутренний покой человека, привыкшего к иной жизни, бросают ему вызов, ставят перед ним тяжелейшие вопросы о смысле человеческой жизни. И те, кто не готов принимать эти вызовы, чаще всего уходят от того, чтобы созерцать тяжелые страдания другого человека.
 

Подробнее...

Священномученик Илларион (Троицкий). Ранний период жизни.

В истории Русской Православной Церкви конца XIX - первой половины XX веков, богатой великим сонмом несгибаемых учеников, духоносных старцев, обильных благодатью подвижников, глубоких мыслителей и богословов, а главное, смиренных тружеников на ниве церковной, трудно найти более цельную личность, чем владыка Илларион. Совмещая в себе дары выдающегося ученого, яркого публициста и проповедника, неусыпного молитвенника и вдохновенного иерея, он был словно вытесан из одной глыбы камня адамантовой породы. Многочисленные грани личности этого новомученика Российского были проявлением одной идеи и одного чувства - идеи Церкви и чувства церковности. Они сплачивали воедино многоразличные таланты архиепископа Иллариона, составляли внутренний стержень всей его деятельности и всего его творчества. Будущий архиепископ Илларион (Владимир Алексеевич Троицкий) родился в 1886 году в селе Липицы Серпуховского уезда Московской губернии в семье священника. Далее – обычный для представителей его сословия путь: духовная семинария, Московская духовная академия. В 1910 году он окончил Московскую духовную академию, с которой в его жизни был связан чрезвычайно плодотворный в творческом отношении период. В стенах «академии у Троицы», этого «русского Оксфорда», сформировались богословские воззрения и определились научные интересы будущего архипастыря. В истории русской богословской мысли владыка Илларион вошел преимущественно как ученый, посвятивший свою деятельность раскрытию православного учения о Церкви.

Подробнее...

Исторические гипотезы

1025 лет преставления святителя Михаила, первого Митрополита Киевского (30.09.992)

Святитель Михаил почитается первым митрополитом Киевским. Но древнейшие летописи наши или вовсе не упоминают о митрополите при св. Владимире, или называют первым митрополитом грека Леона; в Новгородском же летописце роспись митрополитов начинается с Феопемпта. Михаил упоминается впервые в "Степенной книге" и Никоновской летописи. Новейшие историки склоняются к мнению, что первым митрополитом был Леон, а для объяснения предания о Михаиле предлагают различные гипотезы, из которых ни одна не может считаться прочно обоснованною.

Подробнее...

Сказание о явлении иконы Божией Матери "Державная"

100 лет явления иконы Божией Матери, именуемой «Державная»
 
В ряду почитаемых на Руси чудотворных образов Божией Матери особое место занимает икона, обретенная уже в ХХ веке, которой суждено было стать одной из главных святынь современной России. Это икона Богородицы «Державная».
 

Подробнее...

Сицилийская или Дивногорская икона Божией Матери

925 лет явления Сицилийской, или Дивногорской, иконы Божией Матери (05.02.1092)
 
Дивногорская (Сицилийская) икона Божией Матери — одна из самых почитаемых святынь Воронежского края.
 
На этой иконе Божья Матерь изображена восседающей на облаках, а Богомладенец находится у Нее на коленях. В правой руке Богородицы – белая лилия, которая символизирует чистоту и непорочность.
 

Подробнее...

Посланiе ПАТРІАРХА.Смиренный Тихонъ, рабъ Іисусъ Христовъ, волею Божіей патріархъ Московскій и всея Руси — архипастырямъ, пастырямъ и всѣмъ чадамъ Православной Россійской Церкви.

Возмогайте во Господѣ и въ державѣ крѣпости Его, облецытесь во вся оружія Божія,
яко возмощи вамъ стати противу кознемъ діавольскимъ (Ефес. 6, 10-11).

Въ тяжелые дни скорби всенародной пріемлю долгъ вѣщать вамъ слово истины и любви: вмѣстѣ съ вами страдаемъ, вмѣстѣ съ вами скорбимъ и плачемъ. Къ ужасамъ жизни, полной бѣдствій, скорбей и лишеній, когда голодъ, холодъ и страхъ за свою жизнь сковали помыслы всѣхъ одною заботой о нуждахъ земныхъ, когда въ междоусобной кровавой борьбѣ земля наша, по слову Псалмопѣвца, «упоена кровми неповинныхъ сыновъ и дщерей нашихъ» (Псал. 105, 37), прибавилось нынѣ еще новое, тягчайшее для любящаго родину сердца русскаго, горе: тотъ сильнѣйшій врагъ, съ которымъ уже болѣе трехъ лѣтъ велъ русскій народъ кровавую брань, въ борьбѣ съ которымъ погибли цѣлые милліоны лучшихъ сыновъ русской земли, нынѣ устремляясь съ своей боевой силой въ глубину нашей родины, чтобы овладѣть и «главою» и «сердцемъ» ея, съ неслыханной дерзостью шлетъ намъ свои требованія и предписываетъ принять самыя позорныя условія мира. И позоръ совершился: условія приняты... Куда же дѣвалась былая мощь нашей родины? Гдѣ вы вѣрные сыны ея, гдѣ вы, люди ратные, прежде грудью своей защищавшіе, землю родную? Неужели всѣ вы погибли въ кровавой борьбѣ, всѣ полегли на поляхъ боевыхъ? Или, быть можетъ, нѣтъ у васъ уже больше орудій въ рукахъ, нѣтъ у васъ силы въ мышцахъ, нѣтъ огня пылкаго въ сердцѣ? Вѣдь, гремятъ же орудія смерти во взаимной братоубійственной брани; вѣдь, въ жестокихъ кровавыхъ бояхъ только не съ врагами отчизны, а съ братьями же вашими по крови и вѣрѣ, проявляется и сила мышцъ вашихъ и пламенная ревность вашего сердца... А съ поля ратнаго, предъ лицомъ врага иноземнаго, бѣжите вы съ оружіемъ въ рукахъ, чтобы этимъ же оружіемъ разстрѣливать другъ друга въ междоусобной борьбѣ... По истинѣ «осквернися земля наша въ дѣлѣхъ вашихъ и заблудились вы въ начинаніяхъ своихъ» (Псал. 105, 39). Изсякли въ васъ не крѣпость тѣлесная, даже и не мужество духа вашего, а исчезла любовь къ землѣ родной, погасло въ сердцахъ вашихъ пламя вѣры святой, — той святой вѣры, которая воодушевляла предковъ вашихъ проливать кровь за отчизну свою и на всемъ протяженіи тысячелѣтняго бытія Русской земли воздвигала среди нихъ мужей силы и духа, достойныхъ вѣчной и славной памяти въ потомствѣ.

Подробнее...

Смиренный Тихонъ, Божіею Милостію Патріархъ Московскій и Всея Россіи, возлюбленнымъ о Господѣ архипастырямъ, пастырямъ и всѣмъ вѣрнымъ чадамъ Православной Церкви Россійской.

«Посрамились мудрецы, смутились и запутались въ сѣть; вотъ, они отвергли слово Господне; въ чемъ же мудрость ихъ»...
Они говорятъ: «миръ, миръ! а мира нѣтъ» (Іер. 8, 9. 11).

Благословенъ миръ между народами, ибо всѣ братья, всѣхъ призываетъ Господь мирно трудиться на землѣ, для всѣхъ уготовалъ Онъ Свои неисчислимыя блага. И Святая Церковь непрестанно возноситъ молитвы о мирѣ всего міра, уповая, что восторжествуетъ на землѣ правда Христова и соединитъ враждующихъ братьевъ въ единое стадо подъ водительствомъ единаго Небеснаго Пастыря. И несчастный русскій народъ, вовлеченный въ братоубійственную кровавую войну, нестерпимо жаждалъ мира, какъ нѣкогда народъ Божій жаждалъ воды въ палящей зноемъ пустынѣ. Но не было у насъ Моисея, который бы напоилъ свой народъ чудодѣйственной водой, и не ко Господу, Своему Благодѣтелю, воззвалъ народъ о помощи, — явились люди, отрекшіеся отъ вѣры, гонители Церкви Божіей, и они дали народу миръ.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus