Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Три завета князя Владимира

Нынешний год посвящен равноапостольному великому князю Владимиру, во всех епархиях Русской Церкви проходят празднования в честь Крестителя Руси – их летопись можно увидеть на нашем портале. Но, совершая торжества, приуроченные к 1000-летию преставления святого князя, помним ли мы его заветы нам, потомкам? Об этом размышляет клирик Тверской епархии протоиерей Димитрий Кунченко
 

Подробнее...

Анджей Поппэ. О времени зарождения культа Бориса и Глеба.

Оп.: "Russia Mediaevalis", Tomus 1.1973. Wilhelm Fink Verlag, Munchen.

Вопрос о происхождении и взаимоотношении произведений, посвященных причтенным к лику святых сыновьям Владимира I, остается открытым. Господствующая в научной литературе крайняя противоречивость выводов относительно соотношения и хронологии сочинений борисоглебского цикла явно свидетельствует о чрезвычайной сложности их историковедческого расследования [1]. В настоящее время ввиду достигнутых результатов, чтобы выйти из тупика, в котором оказалось исследование вопроса, следует, на наш взгляд, несколько видоизменить процедуру исследования. Первоначально, не стремясь определить взаимоотношения отдельных сочинений, а особенно их предполагаемых общих источников, надо возможно точно установить как время и обстоятельства составления отдельных существующих памятников[2], так и время возникновения самого культа Бориса и Глеба. Предлагаемый тут опыт решения второго вопроса из области идеологии Киевской Руси, позволит наметить хронологический рубеж, до которого все (известные и гипотетически восстановленные) произведения, прославляющие Бориса и Глеба, не могли быть составлены.

Подробнее...

Половой Н. Я. К вопросу о первом походе Игоря против Византии.

Среди источников о первом походе Игоря на греков в 941 г. наибольший интерес представляют собой русские и византийские памятники, рассказывающие об этом событии. Византийские источники о походе 941 г. (Хроника Амартола и Житие Василия Нового) были широко распространены в Древней Руси и сыграли большую роль в формировании русских памятников об этом походе. Русские источники о походе 941 г. частью дословно, частью в пересказе повторяют византийские, что дало повод еще Шлецеру говорить об их полной зависимости от византийских: "Все это так походит на рассказываемое византийцами о Игоревых руссах, что кажется, будто писец нарочно одно место переписывал несколько, раз слово в слово"1.

Подробнее...

Устав святого князя Володимира

Голубинский Е. История Русской Церкви. Том 1. Часть 1 

Подробнее...

Святейший Патриарх Алексий I и восстановление Свято-Троицкой Сергиевой Лавры

На исходе XX века, когда выявляются все новые и новые подробности страдания нашей Церкви в советскую эпоху, когда к лику святых причислены не только святой праведный Иоанн Кронштадский и блаженная Ксения Петербургская, но и неполный еще сонм новомучеников Российских, мало кто задумывается над тем, кем были для русского Православия те несколько лет между интронизацией Святейшего Патриарха Сергия 12 сентября 1943 года и новым наступлением на Церковь, которое начало ощущаться уже с конца 40-х годов[1][1]. Этот короткий отрезок времени историки назовут “конкордатом”, “перемирием”, мы же без иронии можем назвать торжеством веры, торжеством исповедников. 

Подробнее...

В. Г. Брюсова. Русско-Византийские отношения середины XI века.

На протяжении X в. Византия имела возможность не раз убедиться в опасности нарушения мира с Русью, когда многочисленное войско "тавроскифов" неожиданно оказывалось у границ империи или под стенами столицы. Обращение императора Василия II в критический момент восстания Варды Фоки за военной помощью к киевскому князю Владимиру Святославичу, взятие Херсонеса и женитьба Владимира на Анне, сестре императоров Василия и Константина, крещение Руси - все эти факты политической истории Византии и Киевской Руси имели для них важные последствия. Прочный мир, продолжавшийся более полувека, дал возможность империи с помощью русских войск осуществить успешные военные кампании в Малой Азии, Сицилии и Болгарии. Русь избавилась от печенежских нашествий и расширила свои владения на северо-востоке. Объединенными русско-византийскими силами в 1016 г. были ликвидированы остатки хазарских владений в Таврике. Северное Причерноморье становится областью пограничных владений Руси и Византии. Установление родственных связей между правящими домами Киева и Константинополя значительно повысило международный авторитет киевских князей, а христианизация способствовала упрочению феодального строя на Руси.

Подробнее...

Лаврская летопись. XIV век

 Содержание

Подробнее...

О новоявленных чудесах преподобного Сергия. Рукопись Симона Азарьина 1653 г.

Благоволением Бога Отца Вседержителя, помощью Единородного Сына Его, Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и содействием Пресвятого и Животворящего Духа была написана эта книга о житии Преподобного и богоносного отца нашего Сергия, чудотворца, а написал ее спустя двадцать шесть лет по преставлении святого ученик его Епифаний Премудрый, как написано в его книге. Потом, спустя несколько лет, иеромонах Пахомий тоже вспомнил о его преподобном житии и о чудесах, происходящих от его мощей. А после того было явлено еще большее, неисчислимое количество чудес всем приходящим к нему с верою, причем люди получали исцеление от самых разнообразных болезней, и не только там, где лежат его многочудесные мощи, но и в других городах и селах и в дальних странах – везде, где кто-нибудь призывал с верою его святое имя. 

Подробнее...

Житие и подвиги преподобного отца нашего игумена Никона, ученика блаженного Сергия Чудотворца

Кто убо исповедати возможет многая и великая Божиа дарованиа, яже дарует содержащим добродетель, и в нынешнем веце и в будущем? Блажении суть воистинну добродетели причастницы и блазии делателие заповедем Господним; понеже память их пребывает во век века. Въспомянем, братие, колицы силнии и богатии и пищницы от века быша и ни единого их память с похвалением бысть; но с веком сим и привременным сим житием купно разрушишася и погибоша. Едина же добродетель бесмертна есть и вечна вещ, и присносущна; и та есть едина достойна ублажению и похвалению; и похваляющеи сих веселятся и играют духовно, и радуются. 

Подробнее...

А. Г. Мельник Социальные функции св. Сергия Радонежского в XV—XVI вв.

В эпоху Древней Руси было распространено устойчивое пред­ставление о том, что Бог через посредство святых исполняет чаянья отдельных людей и целых сообществ. Иначе говоря, усопшие подвиж­ники благочестия тогда наделялись качествами активных субъектов реальной действительности, выполнявших конкретные социальные функции[1]. Могут возразить, что данные так называемые функции отно­сятся к миру воображаемого. Однако люди того времени верили в эф­фективность действий святых в реальном мире и основывали на этой вере многие свои решения и поступки. Поэтому тогда указанные функ­ции представляли собой существенный фактор социальной истории, который нуждается в тщательном изучении.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus