Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Святитель Игнатий Брянчанинов ТАИНСТВЕННОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ 99 ПСАЛМА

Воскликните Богови вся земля [1]. Землей здесь назван человек. Это название дано человеку Самим Творцом его, Богом. Бог сказал Адаму: земля еси [2]. Хотя я одушевлен, но - земля: одушевлен я душой мертвой. Мертвая душа во время земной жизни погребена в земле, то есть, заключена в страстном теле, как в темнице, как в оковах, и порабощена ему; по разлучении с телом, она нисходить в недра земли. Для спасения - необходимо оживление.

Подробнее...

Святитель Игнатий Брянчанинов. Слово о чувственном и о духовном видении духов.

Введение

     Приступая к объяснению, по мере скуднейших понятий моих, свойственнаго человеку сугубаго видения сотворенныхъ духов, нахожу необходимым изложить учение и о сугубой слепоте человека, усвоившейся ему при посредстве падения. Большинство людей чуждо всякаго понятия об этой слепоте, даже не подозревают существование ея! Большинство людей чуждо всякаго понятия о духах, или имеет о них одно теоретическое, самое поверхностное, самое неясное и неопределенное понятие, почти равное совершенному незнанию.

 

Подробнее...

Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский. Слово о человеке.

Предисловие
 
Автор данного труда – епископ Игнатий (Брянчанинов) (1807-1867), известный русский подвижник и духовный писатель XIX века. Его сочинения, изданные еще при жизни Святителя и переизданные в 5 томах в 1886 году, привлекают внимание глубоким знанием Священного Писания и творений Святых Отцов Православной Церкви, творчески переработанных и осмысленных применительно к духовным запросам современности. Написанные к тому же с незаурядным литературным мастерством, произведения Святителя представляют собой ценное пособие для всех желающих проходить узкий и тернистый путь опытного богопознания. Данное сочинение – "Слово о человеке" – не вошло в 5-томное издание и вообще до сего времени оставалось неизвестным. Оно принадлежит к числу немногих творений Святителя, имеющих философско-догматический характер и излагающих вероучительные истины в систематическом порядке. Этот труд епископа Игнатия можно назвать очерком по христианской антропологии.
 

Подробнее...

Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский. Понятие о ереси и расколе.

Понятие о ереси
 
1. Ересь - слово греческое (αίρεσις) - значит вообще какое-либо отдельное учение. Так, христианское учение при появлении своем иногда называлось ересью (Деян.28:22). Но впоследствии название ересь усвоилось единственно произвольному и ложному учению о христианстве, отделявшемуся и отличавшемуся от учения Единой, Святой, Соборной, Апостольской Церкви.
 

Подробнее...

Святитель Игнатий Брянчанинов. О чудесах и знамениях.

Введение
 
Святое Евангелие поведало нам, что фарисеи, не удовлетворяясь теми чудесами, которые совершал Господь, требовали от Него особенного чуда: "знамения с небесе" (Мк. 8, II). Требование такого знамения, сообразно с каким-то странным понятием о знамениях и чудесах, повторялось не раз, как и Господь засвидетельствовал: "род сей знамения ищет" (Мк. 8, 12). В требовании фарисеев принимали участие саддукеи, столько отличавшиеся верованием своим от фарисеев (Мф. 16, 1). Желание "знамения с небесе" выражалось иногда и народом. Так, после чудесного умножения пяти хлебов и насыщения ими многолюдного собрания, в котором было пять тысяч мужей, за исключением жен и детей, очевидцы этого чуда, участники этой трапезы, говорили Господу: "Кое убо Ты твориши знамение, да видим и веру имем Тебе? Что делаеши? Отцы наши ядоша манну в пустыни, якоже есть писано: хлеб с небесе даде им ясти" (Ин. 6, 30-31). Для них показалось недостаточным дивное размножение хлебов в руках Спасителя: оно совершилось с тишиною, со святым смирением, которым были проникнуты все действия Богочеловека, а им нужно было зрелище, им нужен был эффект. Им нужно было, чтоб небо покрылось густыми облаками, чтоб возгремел гром и засверкала молния, чтоб хлебы попадали из воздуха. Такой же характер имело требование чуда от Богочеловека иудейскими архиереями и народными начальниками, когда Богочеловек благоволил быть вознесенным на крест. "Архиерее ругающеся с книжники и старцы и фарисеи, глаголаху: иныя спасе, Себе ли не может спасти? Аще Царь Израилев есть, да снидет ныне с креста, и веруем в Него" (Мф. 27, 41-42). Они признают чудеса, совершенные Господом, чудесами, и вместе насмехаются над ними; насмехаясь, отвергают их; отвергая чудеса, дарованные милосердием Божиим, требуют чуда по своему сочинению и усмотрению, чуда, которым, если б оно совершилось, уничтожи-лась бы цель пришествия на землю Богочеловека, не последовало бы искупления человеков. Между желавшими видеть от Господа чудо, которым намеревалось потешиться легкомыслие, любопытство, безрассудство, является и Ирод (Лк. 23, 8). Этому нужно было знамение для приятного препровождения времени; не получив желаемого, он осыпал Господа насмешками, тем и доставил себе минуту развлечения. Что значит - общее требование чудес от Богочеловека, высказанное людьми столько разнообразного направления, требование, соединенное с пренебрежением поразительных чудес, соделанных Богочеловеком? Такое требование - выражение понятий плотского мудрования о чудесах. Что такое плотское мудрование? Это - образ мыслей о Боге и о всем духовном, заимствованный человеком из его состояния падения, а не из Слова Божия. Свойство вражды Богу и противления Богу, которым заражено и преисполнено плотское мудрование, с особенною ясностию высказывается в требовании от Богочеловека чудес по понятию лжеименного разума, при невнимании к чудесам, при отвержении и осуждении чудес, которые совершал Богочеловек по неизреченной Своей благости. Совершал Он их, будучи "Божия сила и Божия премудрость" (1 Кор. 1,24).
 

Подробнее...

Святитель Игнатий (Брянчанинов). О православии.

О православии
 
(Слово в первую неделю Великого Поста)
 
Возлюбленные братия! Началом слова нашего в неделю православия весьма естественно быть вопросу: что есть православие?
 
Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание; православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием ему благодати Всесвятого Духа. Дух есть слава христиан1. Где нет Духа, там нет православия.
 

Подробнее...

Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский. Лютеранизм.

На вопрос - ответ Настоятеля Сергиевой пустыни отца архимандрита Игнатия (Брянчанинова)
1 марта 1844 года
 
Вопрос. Что есть лютеранизм?
 
Ответ. Лютеранизм есть учение Лютера и его последователей по отношению к христианскому вероисповеданию.
 
Вопрос. С которого времени начался лютеранизм?
 
Ответ. Лютер начал обнаруживать свои мнения с 1517 года по Р.X.
 
Вопрос. Нужно ли было установление лютеранизма для спасения человеков?
 

Подробнее...

Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский. Иосиф, Священная повесть, заимствованная из книги Бытия

Чудно приходит к праведникам посреди их бедствий мысль благодарения Богу [2]. Она исторгает сердца их из печали и мрака, возносит к Богу, в область света и утешения. Бог всегда спасает прибегающих к Нему с простотой и верой.
 
Возвращался святой патриарх Иаков из Месопотамии в землю ханаанскую, в землю рождения своего, в предопределенное Богом свое наследие [3]. Внезапно пришла к нему весть, что гневный Исав, брат его, идет к нему навстречу, что при нем четыреста вооруженных мужей. Еще в лета юношества, Исав, волнуемый завистью, покушался на жизнь Иакова. Чтобы избегнуть преждевременной, насильственной смерти, Иаков удалился в Месопотамию. Он пробыл там двадцать лет. Время могло бы исцелить уязвленное злобой сердце Исава... нет, он идет навстречу брату с вооруженной дружиной. Многочисленность толпы, воинственный вид ее, обличали злонамеренный умысел. Время не исцелило ненависти в Исаве: возмужал он, возмужала в нем и ненависть к брату.
 

Подробнее...

Святитель Игнатий (Брянчанинов), епископ Кавказский. Будущее России - в руках Божественного Промысла.

К 150-летию преставления святителя Игнатия Брянчанинова

В эпистолярном наследии cвятителя Игнатия Брянчанинова весьма значительное место занимают его письма выдающемуся военному и государственному деятелю Николаю Николаевичу Муравьеву-Карскому [1].

Н.Н.Муравьев-Карский (1794-1866 г.г.) принадлежал к числу образованнейших людей своего времени. Профессиональный военный, он участвовал в войне 1812 г.; с 1816 г. служил на Кавказе под начальством А.П.Ермолова, участвовал в русско-иранской (1826-1828 г.г.) и русско-турецкой (1828-1829 г.г.) войнах; совершил ряд дипломатических поездок в Среднюю Азию, в Турцию и Египет; с конца 1854 по 1856 г.г. был Главнокомандующим и Наместником на Кавказе. Эти годы принесли мемуары и несколько военно-исторических книг, в которых нашли отражение драматические события его жизни и богатейший военный опыт. Он отличался безукоризненной честностью и прямолинейным характером, из-за чего имел многих недоброжелателей, часто препятствующих его служебной карьере. Обстоятельства, однако, заставляли власть имущих снова и снова обращаться к нему, и он всегда оказывался там, где совершались важнейшие исторические события.

Подробнее...

«Завещания» Святейшего Патриарха Тихона. Вопрос о каноничности полномочий Патриаршего Местоблюстителя.

Распоряжение Святейшего Патриарха Тихона о порядке местоблюстительства, составленное 7 января 1925 года, как уже говорилось, было воспринято большинством архиереев, собравшихся на его похороны, как «завещание». Акт о назначении митрополита Петра Патриаршим Местоблюстителем подписали 58 архиереев (59-я подпись – самого митрополита Петра): на первом месте стоит подпись митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского), наиболее авторитетного и влиятельного архиерея; затем – митрополитов Тверского Серафима (Александрова) и Уральского Тихона (Оболенского). Две последние подписи под актом – архиепископа Екатеринбургского Григория (Яцковского) и епископа Гомельского Тихона (Шарапова) – поставлены этими архиереями позже составления акта, так как они не присутствовали на погребении Патриарха.

Подробнее...

Духовное зрение

2 мая 2017 г. исполнилось 65 лет со дня преставления святой праведной блаженной Матроны Московской
 
Житие святой праведной Матроны помогает верующему человеку не столько умом, сколько сердцем, духовным опытом понять, что означает крест Христов, который возлагается на каждого человека. На Матрону Господь возложил особый крест огромной тяжести. Она была слепой, плохо двигалась, и, наверное, с точки зрения тех, кто в то время ходил по улицам Москвы, устремляясь к достижению каких-то жизненных целей, ее жизнь была непонятной, мрачной, тяжелой. Наверняка были люди, которые и видеть не хотели страдания Матроны, потому что тяжелые страдания нарушают внутренний покой человека, привыкшего к иной жизни, бросают ему вызов, ставят перед ним тяжелейшие вопросы о смысле человеческой жизни. И те, кто не готов принимать эти вызовы, чаще всего уходят от того, чтобы созерцать тяжелые страдания другого человека.
 

Подробнее...

Священномученик Илларион (Троицкий). Ранний период жизни.

В истории Русской Православной Церкви конца XIX - первой половины XX веков, богатой великим сонмом несгибаемых учеников, духоносных старцев, обильных благодатью подвижников, глубоких мыслителей и богословов, а главное, смиренных тружеников на ниве церковной, трудно найти более цельную личность, чем владыка Илларион. Совмещая в себе дары выдающегося ученого, яркого публициста и проповедника, неусыпного молитвенника и вдохновенного иерея, он был словно вытесан из одной глыбы камня адамантовой породы. Многочисленные грани личности этого новомученика Российского были проявлением одной идеи и одного чувства - идеи Церкви и чувства церковности. Они сплачивали воедино многоразличные таланты архиепископа Иллариона, составляли внутренний стержень всей его деятельности и всего его творчества. Будущий архиепископ Илларион (Владимир Алексеевич Троицкий) родился в 1886 году в селе Липицы Серпуховского уезда Московской губернии в семье священника. Далее – обычный для представителей его сословия путь: духовная семинария, Московская духовная академия. В 1910 году он окончил Московскую духовную академию, с которой в его жизни был связан чрезвычайно плодотворный в творческом отношении период. В стенах «академии у Троицы», этого «русского Оксфорда», сформировались богословские воззрения и определились научные интересы будущего архипастыря. В истории русской богословской мысли владыка Илларион вошел преимущественно как ученый, посвятивший свою деятельность раскрытию православного учения о Церкви.

Подробнее...

Исторические гипотезы

1025 лет преставления святителя Михаила, первого Митрополита Киевского (30.09.992)

Святитель Михаил почитается первым митрополитом Киевским. Но древнейшие летописи наши или вовсе не упоминают о митрополите при св. Владимире, или называют первым митрополитом грека Леона; в Новгородском же летописце роспись митрополитов начинается с Феопемпта. Михаил упоминается впервые в "Степенной книге" и Никоновской летописи. Новейшие историки склоняются к мнению, что первым митрополитом был Леон, а для объяснения предания о Михаиле предлагают различные гипотезы, из которых ни одна не может считаться прочно обоснованною.

Подробнее...

Сказание о явлении иконы Божией Матери "Державная"

100 лет явления иконы Божией Матери, именуемой «Державная»
 
В ряду почитаемых на Руси чудотворных образов Божией Матери особое место занимает икона, обретенная уже в ХХ веке, которой суждено было стать одной из главных святынь современной России. Это икона Богородицы «Державная».
 

Подробнее...

Сицилийская или Дивногорская икона Божией Матери

925 лет явления Сицилийской, или Дивногорской, иконы Божией Матери (05.02.1092)
 
Дивногорская (Сицилийская) икона Божией Матери — одна из самых почитаемых святынь Воронежского края.
 
На этой иконе Божья Матерь изображена восседающей на облаках, а Богомладенец находится у Нее на коленях. В правой руке Богородицы – белая лилия, которая символизирует чистоту и непорочность.
 

Подробнее...

Посланiе ПАТРІАРХА.Смиренный Тихонъ, рабъ Іисусъ Христовъ, волею Божіей патріархъ Московскій и всея Руси — архипастырямъ, пастырямъ и всѣмъ чадамъ Православной Россійской Церкви.

Возмогайте во Господѣ и въ державѣ крѣпости Его, облецытесь во вся оружія Божія,
яко возмощи вамъ стати противу кознемъ діавольскимъ (Ефес. 6, 10-11).

Въ тяжелые дни скорби всенародной пріемлю долгъ вѣщать вамъ слово истины и любви: вмѣстѣ съ вами страдаемъ, вмѣстѣ съ вами скорбимъ и плачемъ. Къ ужасамъ жизни, полной бѣдствій, скорбей и лишеній, когда голодъ, холодъ и страхъ за свою жизнь сковали помыслы всѣхъ одною заботой о нуждахъ земныхъ, когда въ междоусобной кровавой борьбѣ земля наша, по слову Псалмопѣвца, «упоена кровми неповинныхъ сыновъ и дщерей нашихъ» (Псал. 105, 37), прибавилось нынѣ еще новое, тягчайшее для любящаго родину сердца русскаго, горе: тотъ сильнѣйшій врагъ, съ которымъ уже болѣе трехъ лѣтъ велъ русскій народъ кровавую брань, въ борьбѣ съ которымъ погибли цѣлые милліоны лучшихъ сыновъ русской земли, нынѣ устремляясь съ своей боевой силой въ глубину нашей родины, чтобы овладѣть и «главою» и «сердцемъ» ея, съ неслыханной дерзостью шлетъ намъ свои требованія и предписываетъ принять самыя позорныя условія мира. И позоръ совершился: условія приняты... Куда же дѣвалась былая мощь нашей родины? Гдѣ вы вѣрные сыны ея, гдѣ вы, люди ратные, прежде грудью своей защищавшіе, землю родную? Неужели всѣ вы погибли въ кровавой борьбѣ, всѣ полегли на поляхъ боевыхъ? Или, быть можетъ, нѣтъ у васъ уже больше орудій въ рукахъ, нѣтъ у васъ силы въ мышцахъ, нѣтъ огня пылкаго въ сердцѣ? Вѣдь, гремятъ же орудія смерти во взаимной братоубійственной брани; вѣдь, въ жестокихъ кровавыхъ бояхъ только не съ врагами отчизны, а съ братьями же вашими по крови и вѣрѣ, проявляется и сила мышцъ вашихъ и пламенная ревность вашего сердца... А съ поля ратнаго, предъ лицомъ врага иноземнаго, бѣжите вы съ оружіемъ въ рукахъ, чтобы этимъ же оружіемъ разстрѣливать другъ друга въ междоусобной борьбѣ... По истинѣ «осквернися земля наша въ дѣлѣхъ вашихъ и заблудились вы въ начинаніяхъ своихъ» (Псал. 105, 39). Изсякли въ васъ не крѣпость тѣлесная, даже и не мужество духа вашего, а исчезла любовь къ землѣ родной, погасло въ сердцахъ вашихъ пламя вѣры святой, — той святой вѣры, которая воодушевляла предковъ вашихъ проливать кровь за отчизну свою и на всемъ протяженіи тысячелѣтняго бытія Русской земли воздвигала среди нихъ мужей силы и духа, достойныхъ вѣчной и славной памяти въ потомствѣ.

Подробнее...

Смиренный Тихонъ, Божіею Милостію Патріархъ Московскій и Всея Россіи, возлюбленнымъ о Господѣ архипастырямъ, пастырямъ и всѣмъ вѣрнымъ чадамъ Православной Церкви Россійской.

«Посрамились мудрецы, смутились и запутались въ сѣть; вотъ, они отвергли слово Господне; въ чемъ же мудрость ихъ»...
Они говорятъ: «миръ, миръ! а мира нѣтъ» (Іер. 8, 9. 11).

Благословенъ миръ между народами, ибо всѣ братья, всѣхъ призываетъ Господь мирно трудиться на землѣ, для всѣхъ уготовалъ Онъ Свои неисчислимыя блага. И Святая Церковь непрестанно возноситъ молитвы о мирѣ всего міра, уповая, что восторжествуетъ на землѣ правда Христова и соединитъ враждующихъ братьевъ въ единое стадо подъ водительствомъ единаго Небеснаго Пастыря. И несчастный русскій народъ, вовлеченный въ братоубійственную кровавую войну, нестерпимо жаждалъ мира, какъ нѣкогда народъ Божій жаждалъ воды въ палящей зноемъ пустынѣ. Но не было у насъ Моисея, который бы напоилъ свой народъ чудодѣйственной водой, и не ко Господу, Своему Благодѣтелю, воззвалъ народъ о помощи, — явились люди, отрекшіеся отъ вѣры, гонители Церкви Божіей, и они дали народу миръ.

Подробнее...

Свт. Тихонъ, патр. Московскій и всея Руси († 1925 г.) Россія въ проказѣ. (Поученіе, сказанное при служеніи литургіи въ Николо-Воробьинской церкви въ Москвѣ 14 января 1918 г.)

Возлюбленные братіе, вы только что выслушали въ Евангельскомъ чтеніи повѣствованіе о томъ, какъ Господь нашъ Іисусъ Христосъ исцѣлилъ десять прокаженныхъ мужей.
 
Проказа — ужасная, тяжкая болѣзнь, часто встрѣчающаяся на Востокѣ. Тѣло больного покрывается язвами и струпьями, кожа лопается и гноится, члены по частямъ отпадаютъ (Іов. 7, 5), и все это длится по цѣлымъ годамъ! Страдальцы ждутъ смерти, и нѣтъ ея, и обрадовались бы до восторга, если бы нашли гробъ (Іов. 3, 21-22). Прокаженнаго всѣ чуждаются, близкіе покидаютъ и знакомые забываютъ его, гнушаются тѣ, которые раньше любили его (Іов. 19, 13-19).
 

Подробнее...

Проф. А. И. Сагарда († 1950 г.). Посланіе Святѣйшаго Патріарха Тихона.

Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде. Еженедельное издание, с прибавлениями. 1918. Первое полугодие. Пг., 1918Посланіемъ Святѣйшаго Патріарха Тихона въ исторіи не только помѣстной русской Церкви, но и вселенской вписывается новая драгоцѣннѣйшая страница повѣствованія о мужествевномъ служеніи Церкви завѣтамъ Христовымъ, правдѣ и человѣчеству. Оно собираетъ разсѣянныя силы Церкви и подъ ея кровомъ или около ея ограды объединяетъ все, что есть честнаго, разумнаго, здороваго въ странѣ.
 

Подробнее...

Свт. Тихонъ исповѣдникъ, патр. Московскій († 1925 г.) Новогоднее слово (1 января 1918 года).

Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде. Еженедельное издание, с прибавлениями. 1918. Первое полугодие. Пг., 1918Минувшій годъ былъ годомъ строительства Россійской Державы. Но увы! Не напоминаетъ ли онъ намъ печальный опытъ Вавилонскаго строительства?
 

Подробнее...

Свт. Тихонъ исповѣдникъ, патр. Московскій († 1925 г.) Рѣчь при нареченіи во епископа Люблинскаго, 18 октября 1897 года.

Ваше Святѣйшество, Богомудрые Архипастыри и Милостивые Отцы!
 
Нынѣ услышалъ я, чтó рече о мнѣ Господь Богъ (Псал. 84, 9), призывающій меня чрезъ Ваше Святѣйшество къ епископскому служенію, и нынѣ изрекъ на сіе: благодарю, пріемлю и ничтоже вопреки глаголю. А между тѣмъ въ Священномъ Писаніи, которое всѣхъ насъ умудряетъ во спасеніе и полезно для нашего наученія и наставленія (2 Тим. 3, 15-16), есть примѣры того, какъ иные избранники Божіи, сознавая трудность служенія и свою немощь, уклонялись отъ бремени, на нихъ возлагаемаго. Вотъ Моѵсей, которому Господь повелѣваетъ вывести народъ Божій изъ работы Египетской; онъ говоритъ: ктó я, чтобы идти къ Фараону? чтó сказать мнѣ сынамъ Израиля? не повѣрятъ мнѣ и не послушаютъ голоса моего! и человѣкъ я не рѣчистый! Господи, пошли другого! (Исх. 3 и 4 гл.). А вотъ Іеремія; Господь отъ чрева матери избралъ его, освятилъ и послѣ поставляетъ пророкомъ, а онъ отвѣчаетъ: о, Господи Боже! я не умѣю говорить, ибо я еще молодъ (Іер. 1, 6). И изъ исторіи Церкви Христовой извѣстно, что многіе избранники Божіи были при своемъ избраніи въ страсѣ и трепетѣ мнозѣ, и что великіе и сильные духомъ Василій Великій, Григорій Богословъ, Іоаннъ Златоустъ и другіе ужасались высоты, трудности и отвѣтственности святительскаго служенія и уклонялись отъ избранія на оное. А я, немощный, ничтоже вопреки глаголю на сіе!
 

Подробнее...

Свт. Тихонъ исповѣдникъ, патр. Московскій († 1925 г.) Поученіе къ новопоставленному іерею [1].

Привѣтствую тебя, возлюбленный, съ принятіемъ благодати священства. Когда душа наша соприкасается съ Божественною благодатію, она размягчается въ обычномъ своемъ ожесточеніи, какъ воскъ дѣлается мягкимъ отъ дѣйствія огня. Думаю, что и твоя душа испытываетъ подобное состояніе въ эти священныя и исключительныя минуты твоей жизни, и пользуюсь этимъ, чтобы преподать тебѣ наставленіе въ твоемъ новомъ служеніи. Ты же запечатлѣй его и приклони не ухо только, но и сердце къ глаголамъ моимъ. Изъ многихъ предметовъ почитаю благовременнымъ огласить слухъ твой указаніемъ того, что требуется отъ тебя какъ священника.
 

Подробнее...

Свт. Тихонъ исповѣдникъ, патр. Московскій († 1925 г.) О подвижничествѣ.

Къ именамъ многихъ св. подвижниковъ (Антонія, Евфимія, Ѳеодосія, Іоанникія, Арсенія и др.) Церковь присоединяетъ названіе «великій». Хотя въ гражданской исторіи объ этихъ «великихъ» людяхъ и не упоминается, однако названіе это дано имъ Церковію по праву. Главное величіе человѣка заключается въ силѣ его духа, и такое величіе и проявляли въ себѣ подвижники. Это — люди, которые избираютъ себѣ единую цѣль жизни, единый путь — Христа. Всѣ свои стремленія, помыслы и дѣянія они направляютъ къ тому, чтобы приготовить своего внутренняго человѣка ко вселенію въ него Христа. Снѣдаемые желаніемъ Божественнаго, распаляемые стремленіемъ къ истинному свѣту и вѣчной жизни, они оставляютъ все, что можетъ задерживать ихъ на избранномь пути. Чтобы жизнь ихъ не проникалась суетою, удаляющею отъ Христа, чтобы предметы земные не овладѣли ихъ сердцемъ, они оставляютъ шумный свѣтъ и удаляются въ пустыню. Но такъ какъ «отъ себя никуда не уйдешь», и слѣдовательно и въ пустынѣ у человѣка могутъ изъ сердца исходить «помышленія злая», то подвижники ведутъ упорную и ожесточенную брань съ нечистыми помыслами и распинаютъ плоть свою со страстми и похотми. Въ этой борьбѣ ветхій, плотской человѣкъ, тлѣющій въ похотяхъ прелестныхъ, умираетъ и въ нихъ обновляется новый духовный, созданный по образу Божію. Жизнь ихъ теперь всецѣло управляется духомъ. Всякое слово ихъ, всякій взглядъ, каждое дѣйствіе, мысли, чувство, — все это проникнуто духомъ, который все земное преобразуетъ въ духовное во Христѣ и приноситъ обильный плодъ духовный: любы, радость, миръ, долготерпѣніе, благость, милосердіе, вѣру, кротость, воздержаніе (Гал. 5, 22-23).
 

Подробнее...

Свт. Тихонъ исповѣдникъ, патр. Московскій († 1925 г.) Вегетаріанство и его отличіе отъ христіанскаго поста.

Христіанскій постъ многократно и многообразно подвергался нападеніямъ и нареканіямъ со стороны «плотскихъ» людей. Нападенія эти становятся тѣмъ ожесточеннѣе, чѣмъ болѣе въ извѣстное время люди ходятъ по плоти и заботятся объ угожденіи ей. Въ такія времена господства плоти и измельчанія духа голосá въ защиту поста раздаются рѣдко и робко. Тѣмъ пріятнѣе слышать голосъ въ пользу поста, раздавшійся въ наши дни изъ міра свѣтскаго, который далеко не часто поетъ въ унисонъ съ міромъ духовнымъ, церковнымъ. Разумѣемъ вегетаріанское движеніе, возникновенію котораго оставалось бы только радоваться, если бы сами вегетаріанцы не допускали въ своемъ ученіи не малыхъ промаховъ и погрѣшностей.
 

Подробнее...

Свт. Тихонъ исповѣдникъ, патр. Московскій († 1925 г.) Рѣчь на торжественномъ собраніи Священнаго Собора Россійской Православной Церкви, посвященномъ памяти мученически скончавшагося высокопреосвященнаго Владиміра (Богоявленскаго), митр. Кіевскаго и Галиц

Преосвященные архипастыри, отцы и братіе.
 
Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде. Еженедельное издание, с прибавлениями. 1918 год. Первое полугодие. № 9-10. Пг., 1918То ужасное кошмарное злодѣяніе, которое совершено было по отношенію къ высокопреосвященному митрополиту Владиміру, конечно, еще долго и долго будетъ волновать и угнетать нашъ смущенный духъ. И еще, надѣемся, много и много разъ православный русскій народъ будетъ искать себѣ выхода изъ тяжелаго состоянія духа и въ молитвѣ, и въ другихъ сладостныхъ воспоминаніяхъ о почившемъ убіенномъ митрополитѣ. Поэтому вполнѣ естественно, достойно и праведно Освященный помѣстный Соборъ почти сейчасъ же послѣ полученія извѣстія объ убіеніи митрополита рѣшилъ, чтобы ему, въ Бозѣ почившему митрополиту, посвятить особенное печально-торжественное засѣданіе, которое я нынѣ и имѣю честь объявить открытымъ. 
 

Подробнее...

Житие преподобного отца нашего Варлаама Хутынского

825 лет преставления преподобного Варлаама Хутынского (06.11.1192)

(память 6/19 ноября)

Преподобный отец наш Варлаам родился в Великом Новгороде от благо­чес­тивых и богатых родителей и во святом крещении наречен был Алексием. Отца его звали Михаилом; имя матери точно неизвестно. Он получил доброе воспитание в страхе Божием. Научен был грамоте, постиг книжную мудрость и легко проникал в разум Божественного Писания. Еще будучи ребенком, Алексий не любил игр и не предавался смеху. При сем он отличался воздержанием и ни­когда не ел чего-либо услаждающего вкус; занимался не земным, а небес­ным, постился и молился. Родители его были даже опечалены его необычайным воздержанием, но уговоры их не могли остановить усердия юного подвижника.
 

Подробнее...

СМИРЕННЫЙ ТИХОНЪ Божіею Милостію Патріархъ Московскій и всея Россіи, возлюбленнымъ о Господѣ архипастырямъ, пастырямъ и всѣмъ вѣрнымъ чадамъ Православной Церкви Россійской.

Да избавитъ насъ Господь отъ настоящаго вѣка лукаваго (Гал. 1, 4).
 
Богословский вестник, издаваемый Московской Духовной Академией. Сергиев Посад, 1918. Том 1. Январь-ФевральТяжкое время переживаеть нынѣ святая православная Церковь Христова въ Русской землѣ: гоненіе воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины, и стремятся къ тому, чтобы погубить дѣло Христово и вмѣсто любви христіанской всюду сѣять сѣмена злобы, ненависти и братоубійственной брани.
 

Подробнее...

Праведный Феодор Ушаков, воин. Житие.

Адми­рал рос­сий­ско­го фло­та Фе­о­дор Уша­ков ро­дил­ся 13 фев­ра­ля 1745 го­да в сель­це Бур­на­ко­во Ро­ма­нов­ско­го уез­да Яро­слав­ской про­вин­ции и про­ис­хо­дил из небо­га­то­го, но древ­не­го дво­рян­ско­го ро­да. Ро­ди­те­лей его зва­ли Фе­о­дор Иг­на­тье­вич и Па­рас­ке­ва Ни­ки­тич­на, и бы­ли они людь­ми бла­го­че­сти­вы­ми и глу­бо­ко ве­ру­ю­щи­ми.
 

Подробнее...

Посланіе Святѣйшаго Патріарха Тихона Совѣту Народныхъ Комиссаровъ по случаю первой годовщины октябрьской революціи отъ 13/26 октября 1918 года. Отъ Святѣйшаго Патріарха Тихона Совѣту Народныхъ Комиссаровъ.

Это пророчество Спасителя обращаемъ мы къ вамъ, нынѣшніе вершители судебъ нашего отечества, называющіе себя «народными» комиссарами. Цѣлый годъ держите вы въ рукахъ своихъ государственную власть и уже собираетесь праздновать годовщину октябрьской революціи, но рѣками пролитая кровь братьевъ нашихъ, безжалостно убитыхъ по вашему призыву, вопіетъ къ небу и вынуждаетъ насъ сказать вамъ горькое слово правды.

Подробнее...

Святой праведный воин Феодор Ушаков

200 лет преставления праведного воина Феодора Ушакова
 
«Державе Российстей архистратиг непобедимый явился еси, агарянскую злобу нивочтоже вменив и разорив: ни славы мирския, ниже богатства взыскуя, но Богу и ближнему послужил еси. Моли, святе Феодоре, воинству нашему даровати на враги одоление, Отечеству во благочестии непоколебиму пребыти и сыновом Российским спастися».
 

Подробнее...

Пресвятая Богородица спасла нас

100-летие революции 1917 года 
Явление Державной иконы Божией Матери – главное событие 1917 года …
 
Страшна есть тайна сия, и како достойно восхвалим Тя, Преблагую, но, яко Небеса к земле приклоньшая и землю даже до Небес возведшая, спаси, Богородице, люди Твоя. (Служба Державной иконе Божией Матери).
 
Почему главное событие 1917 года – явление Державной иконы Божией Матери?
 
Почему не февральский бунт? Почему не октябрьский переворот? Почему не вся эта смута, которая в историю вошла под красивым туманным иностранным псевдонимом «революция»?
 

Подробнее...

Юбилейные даты Церкви в 2017 году

В 2017 году вся полнота Русской Православной Церкви будет отмечать 100-летие восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви и избрания святителя Тихона на Всероссийский Патриарший престол. 
 

Подробнее...

В. Беллавин. О лице Господа Иисуса Христа.

Сіе написано, дабы вы увѣровали, что Іисусъ есть Христосъ, Сынъ Божій, и, вѣруя, имѣли жизнь во имя Его (Іоан. 20, 31).

Принято прежде, чѣмъ изслѣдовать какой-нибудь предметъ, показывать важность этого изслѣдованія. Предметъ нашего изслѣдованія самъ говоритъ за свою высокую важность. Христіанство не мыслимо безъ Христа (вопреки Бауру, хотѣвшему объяснить происхожденіе и сущность христіанства безъ Христа). Въ другихъ религіяхъ хотя жизнь и характеръ основателей ихъ и имѣютъ важное значеніе, однако личность ихъ не связана такъ тѣсно и неразрывно съ самою идеею ихъ религіи, какъ личность Христа связана съ христіанствомъ. Основатели разныхъ религій были выразителями религіозныхъ идей, нуждъ своего времени, потребностей своего народа, были религіозными реформаторами, а не творцами въ строгомъ смыслѣ слова. Христосъ-же не только основатель христіанства, но вмѣстѣ и главный предметъ, сущность и центръ его. Христіанство всецѣло построено на Немъ, есть въ собственномь смыслѣ Его твореніе, вышедшее изъ глубины Его Божественнаго Духа, и вполнѣ запечатлѣно характеромъ Его Личности. Личность Христа нераздѣльно связана съ самою сущностью христіанства, ибо оно есть не что иное, какъ ученіе о томъ, чему училъ и что сдѣлалъ Господь Іисусъ Христосъ.

Подробнее...

Слово в день годовщины священного коронования 14 мая 1905 года, произнесенное св. патриархом Тихоном, в бытность его архиепископом Алеутским и Северо-Американским в Нью-Йоркском соборе

Слово въ день священнаго коронованія и помазанія на царство Благочестивѣйшаго Государя Императора Николая Александровича, произнесенное въ Нью-Іоркскомъ соборѣ 14 мая 1905 года.

Сегодня мы, возлюбленные соотечественники, воспоминаемъ священное коронованіе государя нашего (царя Николая II — ред. «ПР»), и въ сей день почитаю умѣстнымъ побесѣдовать съ вами о самодержавной власти, коя присуща русскимъ царямъ.

Подробнее...

Житие Патриарха Тихона

Свя­ти­тель Ти­хон ро­дил­ся 19 ян­ва­ря 1865 го­да в се­мье сель­ско­го свя­щен­ни­ка То­ро­пец­ко­го уез­да Псков­ской епар­хии. В ми­ру он но­сил имя Ва­си­лия. Ко­гда Ва­си­лий был еще ма­ло­лет­ним, его от­цу Иоан­ну Бе­ла­ви­ну бы­ло от­кро­ве­ние о каж­дом из его де­тей. Од­на­жды, ко­гда он с тре­мя сы­но­вья­ми спал на се­но­ва­ле, то вдруг но­чью проснул­ся и раз­бу­дил их. «Зна­е­те, – за­го­во­рил он, – я сей­час ви­дел свою по­кой­ную мать, ко­то­рая пред­ска­за­ла мне ско­рую кон­чи­ну, а за­тем, ука­зы­вая на вас, при­ба­ви­ла: этот бу­дет го­рю­ном всю жизнь, этот умрет в мо­ло­до­сти, а этот – Ва­си­лий – бу­дет ве­ли­ким». По­нял ли ста­рец свя­щен­ник, что его сы­на бу­дут на всех ек­те­ни­ях по всей Рос­сии и да­же по все­му ми­ру по­ми­нать «ве­ли­ким гос­по­ди­ном»? Про­ро­че­ство явив­шей­ся по­кой­ни­цы со всею точ­но­стью ис­пол­ни­лось на всех трех бра­тьях.
 

Подробнее...

Житие святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси

Дни памяти: 25 марта / 7 апреля – день преставления (1925); 26 сентября / 9 октября – день прославления; в воскресение после 25 января / 7 февраля – Собор новомучеников и исповедников Российских.
 
В трудные времена, когда нарушается обычный ход жизни, когда жизнь возмущается грандиозными событиями, опрокидывающими в бездну все и вся, когда кругом наступает гибель и отчаяние, Бог посылает в этот мир Своих святых, богатырей духа, людей особого мужества и самоотвержения, подвижников веры и любви, которые необходимы миру, чтобы устоять в истине, чтобы не потерять различение добра и зла, чтобы духовно не погибнуть. И подвиг таких святых исполинов, духовных вождей народа, вероятно, можно назвать самым трудным из всех подвигов.
 

Подробнее...

Акафист святителю Тихону, Патриарху Московскому и всея Руси

Кондак 1
 
Избранный архиерею, предивный угодниче и исповедниче Христов, Русския Церкве крепкое ограждение, отечеству нашему ходатаю и заступниче, прославляюще прославльшаго тя Господа, даровавшаго нам в тебе новаго и великаго предстателя, похвальное пение восписуем ти; ты же имеяй велие дерзновение ко Владыце Небесе и земли, от всяких нас бед свободи зовущих:
Радуйся, святителю Тихоне, Церкве Православныя похвало и утверждение.
 

Подробнее...

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси. Вегетарианство и его отличие от христианского поста.

Христианский пост многократно и многообразно подвергался нападениям и нареканиям со стороны "плотских" людей. Нападения эти становятся тем ожесточеннее, чем более в известное время люди ходят по плоти и заботятся об угождении ей. В такие времена господства плоти и измельчания духа голоса в защиту поста раздаются редко и робко. Тем приятнее слышать голос в пользу поста, раздавшийся в наши дни из мира светского, который далеко не часто поет в унисон с миром духовным, церковным. Разумеем вегетарианское движение, возникновению которого оставалось бы только радоваться, если бы сами вегетарианцы не допускали в своем учении немалых промахов и погрешностей.

Подробнее...

Духовно-нравственный подвиг Патриарха Московского и всея России Тихона

Приближается 100-летний юбилей начала работы Священного Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. и восстановления патриаршества в России.  Он будет отмечаться в ноябре 2017 года. Данное обстоятельство даёт возможность исследователям более детально изучить и объективно оценить эти исторические события в соотношении с Великой Октябрьской социалистической революцией, приближающейся к той же столетней дате.
 

Подробнее...

Святитель всея Руси Патриарх Тихон

(Доклад 9 октября 2013 г. на X Торопецкой Свято-Тихоновской православной международной конференции «Пастырь добрый»)
 
 «Нет в России города без славы, - местной, повсеместной, мировой» - писал поэт Александр Прокофьев. Город Торопец обрел такую славу, благодаря своему великому земляку - святителю Тихону. Вечный огонь на поклонной горе нашей благодарной памяти ярче и долговечнее олимпийских факелов!.. Как отрадно, что ровное и неугасимое пламя этого огня вот уже много лет уверенно поддерживается на родине святителя, на Торопецких Свято-Тихоновских конференциях!

Подробнее...

Старец Иосиф Ватопедский. Афонские беседы.

Предисловие

Молчание, являясь нормой жизни монахов, оберегает их от безудержных и дерзких разговоров, от осуждения ближнего и злословия, которое есть смерть для души, избавляет их от ссор и споров и сохраняет необходимый для внутреннего углубления мир. Молчание – плод безмолвия внутреннего состояния, от которого рождается духовное слово.

Когда же позволяется молчать или говорить монаху? С рассуждением решает эту проблему авва Пимен. «Некий брат спросил авву Пимена: «Что лучше, говорить или молчать?» Отвечает ему старец: «Тот, кто говорит ради Бога, – поступает хорошо, подобным же образом и тот, кто молчит ради Бога». Молчание – всего лишь средство, а не цель, потому и полезно бывает либо когда кто хочет приблизить к себе Бога, либо говорить о Нем.

Ветераны и многоопытные подвижники духа – старцы по необходимости становятся духовными учителями и поводырями христиан, которые приходят к ним или из любопытства, или из интереса, или будучи движимы более глубокими духовными потребностями.

Подробнее...

Старец Иосиф Ватопедский. Аскеза – матерь освящения.

К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

 

Автор настоящей книги, старец схимонах Иосиф Ватопедский (род. 1921) – один из ближайших учеников известного афонского старца Иосифа Исихаста (f 1959). явившегося возродителем монашества на Афоне в XX в.

 

Юноша, которому суждено было стать одним из птенцов безмолвнического гнезда Иосифа Исихаста, родился на о. Кипр. Его отец и мать были простыми крестьянами. Образование ограничивалось только первыми классами школы, но это не помешало ему впоследствии стать прекрасным знатоком и исследователем аскезы, ибо, по слову ап. Павла, «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых» (1Кор.1:27).

Подробнее...

К 1000-летию русского присутствия на Афоне. Иеросхимонах Тихон Русский (1884-1968).

Отец Тихон (Голенков) известен всему Афону благодаря книге прп. Паисия Святогорца «Отцы-святогорцы и святогорские истории», где об отце Тихоне рассказывается в самом ее начале. И это не случайно. Дело в том, что старец Тихон был духовником и наставником прп Паисия, имел особые духовные дары, был примером строгого аскета и потому ярко запечатлелся в памяти отца Паисия. Помимо прп. Паисия воспоминания о старце Тихоне сохранили и другие его ученики. Сегодня уже вышла отдельная книга о русском подвижнике, автором которой стал архимандрит Иоанн Коган. Сведения о старце собирает русский иеромонах из монастыря Кутлумуш Серафим (Захаров). Приведем и мы краткие сведения об отце Тихоне.
 

Подробнее...

Старец Иосиф Ватопедский. Афонское свидетельство.

Аннотация

 

«Афонское свидетельство» – одно из сочинений достоблаженного старца Иосифа Ватопедского об аскетическом делании, вынесенном из многолетнего ученичества у старца Иосифа Исихаста. Но само название этой книги, чрезвычайно символичное, распространяется и на все труды старца Иосифа. Ведь в них действительно заключено свидетельство о том сокровенном житии, которое совершается под небом Афона вдали от людских глаз, втайне от всего мира, – и мы знаем, что это свидетельство не просто очевидца, но истинного подвижника, стремящегося донести до нас многими трудами завоеванный опыт, помочь нам, современным христианам, обрести Христа...

Подробнее...

Старец Иосиф Ватопедский. Блаженный послушник. Жизнеописание старца Ефрема Катунакского.

Приди, боец, приди ко мне с горящим сердцем,
благопослушливо приклонив свою выю,
весь смирен, мертв своей воле,
объявляя всякое помышление сердца,
дабы пребыть до конца на поприще.
Да не устрашат тебя ни пустыня, ни столп,
и никакой иной чин богошественного жития.
Будь впереди всех, как написано Богом,
ибо Первого из мучеников ты не превосходишь.
Преподобный Феодор Студит. К послушнику

Подробнее...

В Риме прошли мероприятия, посвященные 1000-летию русского монашества на Афоне

В Риме представители Украинской Православной Церкви и Международного института афонского наследия в Украине (МИАНУ) провели ряд мероприятий, посвященных 1000-летию русского монашества на Афоне.
 

Подробнее...

Монах Симеон Афонский. Девять слов

Эпиграф:

Блажен ум, иже не расточается на нечестивые помыслы, и на пути греховных похотений не ста, и на седалище страстей не седе. Но в молитве Господней воля его и в молитве Господней поучается он день и ночь.

Подробнее...

Паисий Святогорец. Знамения времен, 666. Памяти Старца Паисия Святогорца

Предисловие

Брошюру «Знамения времен, 666», изданную к трехлетней годовщине со дня кончины афонского схимонаха Паисия (Эзнепидиса, 1924-1994), подарили нам несколько лет назад в одном из книжных магазинов Салоник. С ее обложки смотрел на нас тогда еще почти никому неизвестный в России Старец. Было что-то родное и необъяснимо притягательное в его одухотворенном, просветленном лике... Шло время. Из бесед с духовными чадами Старца и другими близко его знавшими людьми, из многочисленных публикаций, ему посвященных, из собственного, пусть пока и ничтожного, опыта соприкосновения с духом святогорского старчества -слагался новый, объемный, еще более прекрасный портрет, писанный уже на скрижалях сердца. Этот облик засиял перед нами во всем своем величии и недосягаемости - сиянием святости... «Таких святых, как отец Паисий, Бог посылает на землю раз в 400 лет!»- сказал как-то о нем другой великий подвижник нашего времени, иеросхимонах Порфирий (Байрактарис).

Подробнее...

О духовном наследии сирийских христиан. Игумен Арсений (Соколов).

Доклад доктора богословия игумена Арсения (Соколова), представителя Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока, на международной научной конференции «Русь – Святая гора Афон: тысяча лет духовного и культурного единства» в рамках юбилейных торжеств, приуроченных к празднованию 1000-летия присутствия русских монахов на Святой горе Афон (выездное заседание: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 22 сентября 2016 года).
 

Подробнее...

Старец Паисий Святогорец. Возвращение к Богу от земли на Небо

Предисловие. Схимонах Паисий

 

Старец всегда желал, чтобы действовала благодать Божия в нас, и поэтому всячески старался отсекать проявление своей воли. Вследствие этого благодать Духа Святого, в избытке обитавшая в старце, действовала могущественно и изливалась в так называемых чудесных событиях. Идя путем смирения, отец Паисий всегда пытался скрыть, что в нем обитает Божественная благодать, и лишь в исключительных случаях приоткрывал частичку своих духовных опытов. Приведем здесь некоторые.

Подробнее...

Преподобный Иосиф Исихаст. Десятигласная духодвижимая труба старца Иосифа

ТОЛКОВАНИЕ НА ДЕСЯТИГЛАСНУЮ ДУХОДВИЖИМУЮ ТРУБУ

монаха Иосифа

Предисловие к книге старца, написанное монахом Иосифом

 

Во втоpом томе уже pазошедшегося издания «Стаpец Иосиф Исихаст», включающем отеческие заветы, я попытался дать истолкование и объяснение собственноpучной записи бесед и духовного опыта пpеподобного отца нашего Иосифа Исихаста, названной им «Десятигласная Духодвижимая тpуба».

Подробнее...

старец Иосиф Ватопедский. В память вечную будет праведник.

ПРОЛОГ

 

Нет ничего необычного в том, что по временам в лоне Церкви воинствующей появляются подвижники, чада света и сыны Божии по благодати, которые перешли от суеты этого тленного мира в нетленное блаженство вечной жизни. «Добрым подвигом» подвизавшиеся и поднявшие свой земной крест, они достигли совершенства в Духе Святом, став светом для сидящих во тьме и примером для подражания всем верующим. Они усердно исполняли Божественные заповеди, очистили себя от всякой скверны «плоти и духа», перейдя от жизни против естества к жизни по естеству, и через вселившегося в них Святаго Духа взошли в состояние жизни сверх естества.

Подробнее...

Старец Иосиф Ватопедский. Ватопедские оглашения. Беседы о монашеской жизни.

Аннотация

 

Книга представляет собой собрание бесед старца схимонаха Иосифа, ученика великого подвижника нашего времени старца Иосифа Исихаста, адресованных братии Ватопедской Обители. Беседы построены в форме так называемых «оглашений» – по образцу известных «Оглашений» прп. Феодора Студита. В своих поучениях старец Иосиф разъясняет, в чем состоят основные принципы и идеалы монашеской жизни в условиях общежития.

Подробнее...

Старец Иосиф Ватопедский. О кончине века и антихристе.

Как сказано в Священном Писании, «всему свое время, и время всякой вещи под небом» (Еккл.3:1). А потому пора и нам пристально рассмотреть и оценить дух нынешней эпохи, к чему побуждают нас многие из возлюбленных братии. Знамения времен, приковывающие внимание всех, кто размышляет о проблемах современного общества, – знамения эти ныне очевидны. Ибо они, как мы думаем, указывают на явления эсхатологического порядка и внушают умозаключения, которыми нельзя пренебречь как пустыми догадками. Основание веры нашей – и не нашей только, но и всех православных христиан в настоящем, прошедшем и будущем – твердо и незыблемо. Мы не страшимся никого, кроме Триединого Бога. Да, в мире действует богопротивник-сатана, постоянно напоминающий о себе всеми видами греха и отступления. Но мы не боимся его, памятуя слова апостола: «Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире» (1Ин.4:4) – и песнописца Святой Церкви: «Надеющийся на Господа уподобишася горе святей, иже никакоже движутся прилоги вражии»1).

Подробнее...

Монах Симеон Афонский. Покаянные Гимны

1. Зачем ты каждый раз предаешь Бога?
Отдай свою жизнь, но никогда не отдавай целомудрие... 

1. Зачем ты каждый раз, вновь и вновь, отвергаешь Бога и выбираешь лживую, предательскую и обманчивую блудную мысль? 

2. Зачем ты каждый раз предаешь Бога и соединяешься с лживой, неустойчивой и убивающей тебя похотливой мыслью? 

3. Зачем ты снова и снова испытываешь долготерпение Божие и соуслаждаешься с мерзкой, лукавой и изворотливой сладострастной мыслью? 

Подробнее...

Старец Иосиф Ватопедский. От смерти к жизни.

Предисловие к греческому изданию

 

Ощущение бессмертия человеком не плод обучения или внушения, но его внутреннее состояние. Человек должен выстрадать свое бессмертие через причастность бессмертию Господа, Которому он следует.

Человеческое бытие, человек — это великое таинство. Своим умом, силою воли, гибкой мыслью он познал множество законов природы, управляющих вселенной, разделил их по категориям, провел сравнительный анализ и стал их использовать. И вот произошло невиданное техническое развитие, чудо наших дней. Сам человек стоит в безмолвном удивлении перед своими изобретениями. Он восхитился собой и продолжает восхищаться и верить в самого себя более, чем когда бы то ни было. И хотя от этих изобретений он ожидал разрешения занимавших его проблем земной жизни, проблем материалистической суеты лукавого века сего[1], он бездействует или не в состоянии выйти за пределы пространства и времени. Угнетаемый помыслами сомнения, человек готов сражаться со всем вечным. Он страшится пропасти между временем и вечностью, видя, что она непроходима, потому что ему недостает необходимых способностей и сил, чтобы хорошенько разглядеть эту пропасть. Погруженный в смертные чувства, он насмехается над идеей бессмертия. Он поистине сам перемалывается жерновами смерти.

Подробнее...

Святыни Афона – в Ржеве

5 октября духовенство Ржевского благочиния и жители города Ржева встречали в Оковецком кафедральном соборе святыни Хиландарского монастыря Святой Горы Афон. По прибытии святынь настоятель собора иерей Алексей Брагин в сослужении духовенства совершил молебное пение.
 

Подробнее...

Старец Иосиф Ватопедский. Проповеди.

О покаянии
 
Братия и отцы, снова призываю вас задуматься о нашей общей цели – постоянном по­каянии. Если мы вспомним о сотворении человека, о том, как Бог обновил нас Словом о вы­соком пределе Божественных обетований, которые даровала нам Его вселюбовь, и о том, что всего этого мы лишаемся, неся при этом вину вечного осуждения по причине нашего невни­мания и нерадения, – то нас поистине душит отчаяние.
 

Подробнее...

Старец Иосиф Ватопедский. Слова утешения.

Беседы о духовной жизни и о монашестве
 
Настоящая книга – собрание бесед старца Иосифа Ватопедского, ученика великого подвижни­ка нашего времени старца Иосифа Исихаста, с братией и паломниками Ватопедской Обители. «Сло­ва Утешения» посвящены рассмотрению основных вопросов духовной жизни с их практической сто­роны и представляют собой плод личного духовного опыта Старца.
 

Подробнее...

Монах Симеон Афонский. Искусство борьбы с помыслами

Те­с­ны вра­та и узок путь,
ве­ду­щие в жизнь, и не­мно­гие
на­хо­дят их.       Мф. 7:14
«При­ими, бра­тие, меч ду­хов­ный,
иже есть гла­гол Бо­жий,
во все­гдаш­ней мо­лит­ве Ии­су­со­вой:
все­гда бо имя Гос­по­да Ии­су­са
в уме, в серд­це, в мы­с­ли,
и во ус­тех сво­их име­ти
дол­жен еси, гла­го­ля при­сно:
Гос­по­ди Ии­су­се Хри­сте Сы­не Бо­жий,
по­ми­луй Мя греш­но­го»
По­с­ле­до­ва­ние ма­ло­го об­раза

 

Простые и злые помыслы

Духовный меч монаха – это молитва «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного». Но для того, чтобы эта молитва всегда пребывала в уме, в сердце, в мысли и в устах, монах должен отразить и победить изощренное сопротивление безчисленных помыслов.

Подробнее...

Юбилейные торжества по случаю празднования 1000-летия присутствия русского монашества на Святой Горе Афон

Основные юбилейные торжества, посвященные отмечающемуся в 2016 году 1000-летию присутствия русского монашества на Святой Горе Афон, пройдут с 21 по 24 сентября в храме Христа Спасителя в Москве.
 

Подробнее...

Софроний (Сахаров), схиархимандрит. Молитвенное приношение старца Софрония

ПРЕДИСЛОВИЕ

О молитве архимандрита Софрония

    Отверзу уста моя,

    и наполнятся духа...

Вся жизнь старца Софрония была непрестанным стремлением ко Свету Лица Божия, к «Тому, Кто Есть» (Исх. 3, 22). Подобно Моисею десятилетиями он взывал к Богу со слезами: «Яви мне Лице Твое!». Неутолимая жажда проникнуть в тайны Божественного Бытия не умалилась до глубокой старости отца Софрония. Иными словами, вся жизнь его была наполнена молитвой, болезненным исканием пути к нашему Творцу, чтобы вопросить Его: «Для чего Ты создал меня?» Отражением живого предстояния старца перед Вечным и Живым Богом являются молитвы, помещенные в этой книге. Однако они дают лишь частичное представление о той глубокой молитвенной жизни, которая текла в нем.

Подробнее...

Архимандрит Софроний (Сахаров). Об основах православного подвижничества

Доклад, прочитанный 30 ноября 1952 г. в зале объединения «Православное Дело» в Париже.

«И плачет душа моя за весь мир»
(из «Писаний» Старца Силуана)

 Избранная мною тема мне представляется самой актуальной не только для тех, кто именуется подвижником в узком и, так сказать, специальном смысле этого слова, например, монахи, отшельники, пустынники, но и вообще для всякого христианина. Больше того, — актуальность и «современность» этого вопроса во все века, во всякую эпоху пребывают неумаленными по самому существу той жизни человеческого духа, которая имеется здесь в виду.

Подробнее...

Акафист святому преподобному Силуану, Афонскому чудотворцу

Кондак 1
 
Избранный подвижниче и земный ангеле Христов, всеблаженне отче Силуане! В непрестанном бдении, посте и смирении отцев афонских преизрядный подражателю, жаждою по Бозе и горением любве к Нему благодать обильную душе твоей стяжал еси, всеблаженне. Христу подражая, за томящихся во аде, живых и грядущих молитвою слезною сраспинался еси. Сицевыя любве твоея не лиши и нас, во юдоли греховней твоего предстательства пред Богом просящих и умильно зовущих:
Радуйся, отче Силуане, в молитве за мир горение любве неугасающее.
 

Подробнее...

Старец Иосиф Ватопедский. Афонское свидетельство.

Аннотация

«Афонское свидетельство» – одно из сочинений достоблаженного старца Иосифа Ватопедского об аскетическом делании, вынесенном из многолетнего ученичества у старца Иосифа Исихаста. Но само название этой книги, чрезвычайно символичное, распространяется и на все труды старца Иосифа. Ведь в них действительно заключено свидетельство о том сокровенном житии, которое совершается под небом Афона вдали от людских глаз, втайне от всего мира, – и мы знаем, что это свидетельство не просто очевидца, но истинного подвижника, стремящегося донести до нас многими трудами завоеванный опыт, помочь нам, современным христианам, обрести Христа...

Подробнее...

Архимандрит Софроний (Сахаров). Об умном делании (Из писем с Афона)

Переписка позволяет избежать поверхностного усвоения. Совет старца Силуана – лучше чисто молиться. Об умном делании. Совет старца Силуана о том, что говорить родителям. (Он же о музыке.)

Подробнее...

Архимандрит Софроний (Сахаров). Старец Силуан Афонский. Часть 1. Жизнь и учения старца Силуана.

Содержание

Подробнее...

Преподобный Силуан Афонский (1866–1938)

День памяти: 11(24) сентября
 
Детские и юношеские годы
 
Святой Силуан Афонский (мирское имя – Симеон) родился в Тамбовской губернии, в селе Шовском, в семье крестьянина Иоанна Антонова, в 1866 году.
 

Подробнее...

В Брянске мощам преподобного Силуана Афонского поклонились 15 тысяч человек

Брянск стал первым городом российского этапа принесения мощей преподобного Силуана Афонского. Святыня находилась в местном Свято-Троицком кафедральном соборе с 31 августа по 3 сентября. За это время ей поклонились около 15 тысяч человек. Сегодня в 16:00 (время московское) святыню встречает Орел (Богоявленский собор).
 

Подробнее...

Монах Симеон Афонский. Дорога, освещенная Солнцем

«Если Любовь к Богу выше раздаяния милостыни, помощи людям, строительства храмов и монастырей, даже выше непрестанной молитвы, тогда сердце полное Любви к Богу – самое лучшее из всего, что может иметь человек».

Подробнее...

График российского этапа принесения мощей преподобного Силуана Афонского

31 августа начнется российских этап принесения мощей преподобного Силуана Афонского. График принесения будет выглядеть следующим образом:
 

Подробнее...

Писания старца Силуана

Предисловие

Скучает душа моя о Господе»

(из «Писаний» старца Силуана)

Предлагая вниманию читателей самое главное, что есть в данной книге, а именно - выписки из писаний блаженного старца Силуана, мы позволим себе предварительно высказать несколько мыслей о его писаниях.

Подробнее...

Силуан Афонский. Творения.

Оглавление

  • ПИСАНИЯ СТАРЦА СИЛУАНА (Из книги Софрония Сахарова "Старец Силуан Афонский")
  • ПРЕДИСЛОВИЕ
  • I СКУЧАНИЕ О БОГЕ
  • II СЛОВО О МОЛИТВЕ
  • III О СМИРЕНИИ
  • IV О МИРЕ
  • V О БЛАГОДАТИ
  • VI О ВОЛЕ БОЖИЕЙ И О СВОБОДЕ
  • VII О ПОКАЯНИИ
  • VIII О ПОЗНАНИИ БОГА
  • IX О ЛЮБВИ
  • X МЫ — ЧАДА БОЖИИ И ПОХОЖИ НА ГОСПОДА
  • XI О БОЖИЕЙ МАТЕРИ
  • XII О СВЯТЫХ
  • XIII О ПАСТЫРЯХ
  • О духовниках
  • XIV О МОНАХАХ
  • О монастырском экономе
  • XV О ПОСЛУШАНИИ
  • XVI О ДУХОВНОЙ ВОЙНЕ
  • Великая наука
  • XVII О ПОМЫСЛАХ И О ПРЕЛЕСТИ
  • XVIII АДАМОВ ПЛАЧ
  • XIX ПОВЕСТВОВАНИЯ О ПЕРЕЖИТОМ ОПЫТЕ И О НЕКОТОРЫХ ВСТРЕЧАХ И БЕСЕДАХ С ПОДВИЖНИКАМИ
  • Отец Иоанн Кронштадтский
  • Отец Стратоник
  • Молодой монах
  • Орел и петух
  • Беседы с детьми
  • XX АСКЕТИЧЕСКИЕ МЫСЛИ, СОВЕТЫ И НАБЛЮДЕНИЯ
  • Мысли об исходе
  • ЗАМЕТКИ НА ПОЛЯХ КАТАЛОГА ОГОРОДНЫХ РАСТЕНИЙ И ЦВЕТОВ
  • ПИСЬМО СТАРЦА СИЛУАНА К ИЕРОМОНАХУ ДИМИТРИЮ (БАЛЬФУРУ)
  • ПИСЬМА СТАРЦА СИЛУАНА К НАДЕЖДЕ СОБОЛЕВОЙ (БУДУЩЕЙ МОНАХИНЕ СИЛУАНЕ)

Подробнее...

Жизнеописание иеромонаха Аникиты – князя Сергея Александровича Ширинского-Шихматова

Публикация посвящается 1000-летию русского монашества на Святой Горе Афон
 
Среди выдающихся подвижников Православия первой половины XIX века особое место занимает замечательный сын Отечества, наш земляк, иеромонах Аникита (Ширинский-Шихматов). Представитель древнего княжеского рода, он, оставив мирскую суету, принял постриг, сан священника и направился на Афон и Святую Землю, где в короткий, даже по мирским меркам срок, не только оставил по себе молитвенную память, но и положил основу для продолжения развития русского монашества на Востоке.
 

Подробнее...

Завершилось паломничество делегации Русской Православной Церкви на Святую Гору Афон

12 августа 2016 года завершилось паломничество делегации Русской Православной Церкви на Святую Гору Афон.
 
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла паломническую группу возглавил глава Казахстанского митрополичьего округа митрополит Астанайский и Казахстанский Александр.
 

Подробнее...

Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь

Русский на Афоне Пантелеимонов монастырьМонастырь св. Пантелеимона расположен на берегу небольшой бухты на юго-западе Афонской горы между пристанью Дафни и монастырем Ксенофонт.
 
Первый русский монастырь на Афоне был основан во времена святого равноапостольного князя Владимира и назывался обителью Богородицы Ксилургу. Во второй половине XII в., вследствие многочисленности, братия переселилась в скит Нагорный Русик, а в конце XVIII столетия иноки переселились на берег моря в обитель с храмом Вознесения Господня на месте нынешнего Пантелеимонова монастыря.
 

Подробнее...

Патриаршее соболезнование в связи с кончиной игумена Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (Алехина)

Насельникам Русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон
 
Досточтимые отцы и братья!
 
Примите сердечные соболезнования в связи с кончиной архимандрита Иеремии ? настоятеля обители святого великомученика и целителя Пантелеимона.
 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus