Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Свт. Тихонъ исповѣдникъ, патр. Московскій († 1925 г.) Рѣчь при нареченіи во епископа Люблинскаго, 18 октября 1897 года.

Ваше Святѣйшество, Богомудрые Архипастыри и Милостивые Отцы!
 
Нынѣ услышалъ я, чтó рече о мнѣ Господь Богъ (Псал. 84, 9), призывающій меня чрезъ Ваше Святѣйшество къ епископскому служенію, и нынѣ изрекъ на сіе: благодарю, пріемлю и ничтоже вопреки глаголю. А между тѣмъ въ Священномъ Писаніи, которое всѣхъ насъ умудряетъ во спасеніе и полезно для нашего наученія и наставленія (2 Тим. 3, 15-16), есть примѣры того, какъ иные избранники Божіи, сознавая трудность служенія и свою немощь, уклонялись отъ бремени, на нихъ возлагаемаго. Вотъ Моѵсей, которому Господь повелѣваетъ вывести народъ Божій изъ работы Египетской; онъ говоритъ: ктó я, чтобы идти къ Фараону? чтó сказать мнѣ сынамъ Израиля? не повѣрятъ мнѣ и не послушаютъ голоса моего! и человѣкъ я не рѣчистый! Господи, пошли другого! (Исх. 3 и 4 гл.). А вотъ Іеремія; Господь отъ чрева матери избралъ его, освятилъ и послѣ поставляетъ пророкомъ, а онъ отвѣчаетъ: о, Господи Боже! я не умѣю говорить, ибо я еще молодъ (Іер. 1, 6). И изъ исторіи Церкви Христовой извѣстно, что многіе избранники Божіи были при своемъ избраніи въ страсѣ и трепетѣ мнозѣ, и что великіе и сильные духомъ Василій Великій, Григорій Богословъ, Іоаннъ Златоустъ и другіе ужасались высоты, трудности и отвѣтственности святительскаго служенія и уклонялись отъ избранія на оное. А я, немощный, ничтоже вопреки глаголю на сіе!
 

Подробнее...

Свт. Тихонъ исповѣдникъ, патр. Московскій († 1925 г.) Поученіе къ новопоставленному іерею [1].

Привѣтствую тебя, возлюбленный, съ принятіемъ благодати священства. Когда душа наша соприкасается съ Божественною благодатію, она размягчается въ обычномъ своемъ ожесточеніи, какъ воскъ дѣлается мягкимъ отъ дѣйствія огня. Думаю, что и твоя душа испытываетъ подобное состояніе въ эти священныя и исключительныя минуты твоей жизни, и пользуюсь этимъ, чтобы преподать тебѣ наставленіе въ твоемъ новомъ служеніи. Ты же запечатлѣй его и приклони не ухо только, но и сердце къ глаголамъ моимъ. Изъ многихъ предметовъ почитаю благовременнымъ огласить слухъ твой указаніемъ того, что требуется отъ тебя какъ священника.
 

Подробнее...

Свт. Тихонъ исповѣдникъ, патр. Московскій († 1925 г.) О подвижничествѣ.

Къ именамъ многихъ св. подвижниковъ (Антонія, Евфимія, Ѳеодосія, Іоанникія, Арсенія и др.) Церковь присоединяетъ названіе «великій». Хотя въ гражданской исторіи объ этихъ «великихъ» людяхъ и не упоминается, однако названіе это дано имъ Церковію по праву. Главное величіе человѣка заключается въ силѣ его духа, и такое величіе и проявляли въ себѣ подвижники. Это — люди, которые избираютъ себѣ единую цѣль жизни, единый путь — Христа. Всѣ свои стремленія, помыслы и дѣянія они направляютъ къ тому, чтобы приготовить своего внутренняго человѣка ко вселенію въ него Христа. Снѣдаемые желаніемъ Божественнаго, распаляемые стремленіемъ къ истинному свѣту и вѣчной жизни, они оставляютъ все, что можетъ задерживать ихъ на избранномь пути. Чтобы жизнь ихъ не проникалась суетою, удаляющею отъ Христа, чтобы предметы земные не овладѣли ихъ сердцемъ, они оставляютъ шумный свѣтъ и удаляются въ пустыню. Но такъ какъ «отъ себя никуда не уйдешь», и слѣдовательно и въ пустынѣ у человѣка могутъ изъ сердца исходить «помышленія злая», то подвижники ведутъ упорную и ожесточенную брань съ нечистыми помыслами и распинаютъ плоть свою со страстми и похотми. Въ этой борьбѣ ветхій, плотской человѣкъ, тлѣющій въ похотяхъ прелестныхъ, умираетъ и въ нихъ обновляется новый духовный, созданный по образу Божію. Жизнь ихъ теперь всецѣло управляется духомъ. Всякое слово ихъ, всякій взглядъ, каждое дѣйствіе, мысли, чувство, — все это проникнуто духомъ, который все земное преобразуетъ въ духовное во Христѣ и приноситъ обильный плодъ духовный: любы, радость, миръ, долготерпѣніе, благость, милосердіе, вѣру, кротость, воздержаніе (Гал. 5, 22-23).
 

Подробнее...

Свт. Тихонъ исповѣдникъ, патр. Московскій († 1925 г.) Вегетаріанство и его отличіе отъ христіанскаго поста.

Христіанскій постъ многократно и многообразно подвергался нападеніямъ и нареканіямъ со стороны «плотскихъ» людей. Нападенія эти становятся тѣмъ ожесточеннѣе, чѣмъ болѣе въ извѣстное время люди ходятъ по плоти и заботятся объ угожденіи ей. Въ такія времена господства плоти и измельчанія духа голосá въ защиту поста раздаются рѣдко и робко. Тѣмъ пріятнѣе слышать голосъ въ пользу поста, раздавшійся въ наши дни изъ міра свѣтскаго, который далеко не часто поетъ въ унисонъ съ міромъ духовнымъ, церковнымъ. Разумѣемъ вегетаріанское движеніе, возникновенію котораго оставалось бы только радоваться, если бы сами вегетаріанцы не допускали въ своемъ ученіи не малыхъ промаховъ и погрѣшностей.
 

Подробнее...

Свт. Тихонъ исповѣдникъ, патр. Московскій († 1925 г.) Рѣчь на торжественномъ собраніи Священнаго Собора Россійской Православной Церкви, посвященномъ памяти мученически скончавшагося высокопреосвященнаго Владиміра (Богоявленскаго), митр. Кіевскаго и Галиц

Преосвященные архипастыри, отцы и братіе.
 
Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде. Еженедельное издание, с прибавлениями. 1918 год. Первое полугодие. № 9-10. Пг., 1918То ужасное кошмарное злодѣяніе, которое совершено было по отношенію къ высокопреосвященному митрополиту Владиміру, конечно, еще долго и долго будетъ волновать и угнетать нашъ смущенный духъ. И еще, надѣемся, много и много разъ православный русскій народъ будетъ искать себѣ выхода изъ тяжелаго состоянія духа и въ молитвѣ, и въ другихъ сладостныхъ воспоминаніяхъ о почившемъ убіенномъ митрополитѣ. Поэтому вполнѣ естественно, достойно и праведно Освященный помѣстный Соборъ почти сейчасъ же послѣ полученія извѣстія объ убіеніи митрополита рѣшилъ, чтобы ему, въ Бозѣ почившему митрополиту, посвятить особенное печально-торжественное засѣданіе, которое я нынѣ и имѣю честь объявить открытымъ. 
 

Подробнее...

Житие преподобного отца нашего Варлаама Хутынского

825 лет преставления преподобного Варлаама Хутынского (06.11.1192)

(память 6/19 ноября)

Преподобный отец наш Варлаам родился в Великом Новгороде от благо­чес­тивых и богатых родителей и во святом крещении наречен был Алексием. Отца его звали Михаилом; имя матери точно неизвестно. Он получил доброе воспитание в страхе Божием. Научен был грамоте, постиг книжную мудрость и легко проникал в разум Божественного Писания. Еще будучи ребенком, Алексий не любил игр и не предавался смеху. При сем он отличался воздержанием и ни­когда не ел чего-либо услаждающего вкус; занимался не земным, а небес­ным, постился и молился. Родители его были даже опечалены его необычайным воздержанием, но уговоры их не могли остановить усердия юного подвижника.
 

Подробнее...

СМИРЕННЫЙ ТИХОНЪ Божіею Милостію Патріархъ Московскій и всея Россіи, возлюбленнымъ о Господѣ архипастырямъ, пастырямъ и всѣмъ вѣрнымъ чадамъ Православной Церкви Россійской.

Да избавитъ насъ Господь отъ настоящаго вѣка лукаваго (Гал. 1, 4).
 
Богословский вестник, издаваемый Московской Духовной Академией. Сергиев Посад, 1918. Том 1. Январь-ФевральТяжкое время переживаеть нынѣ святая православная Церковь Христова въ Русской землѣ: гоненіе воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины, и стремятся къ тому, чтобы погубить дѣло Христово и вмѣсто любви христіанской всюду сѣять сѣмена злобы, ненависти и братоубійственной брани.
 

Подробнее...

Праведный Феодор Ушаков, воин. Житие.

Адми­рал рос­сий­ско­го фло­та Фе­о­дор Уша­ков ро­дил­ся 13 фев­ра­ля 1745 го­да в сель­це Бур­на­ко­во Ро­ма­нов­ско­го уез­да Яро­слав­ской про­вин­ции и про­ис­хо­дил из небо­га­то­го, но древ­не­го дво­рян­ско­го ро­да. Ро­ди­те­лей его зва­ли Фе­о­дор Иг­на­тье­вич и Па­рас­ке­ва Ни­ки­тич­на, и бы­ли они людь­ми бла­го­че­сти­вы­ми и глу­бо­ко ве­ру­ю­щи­ми.
 

Подробнее...

Посланiе ПАТРІАРХА.Смиренный Тихонъ, рабъ Іисусъ Христовъ, волею Божіей патріархъ Московскій и всея Руси — архипастырямъ, пастырямъ и всѣмъ чадамъ Православной Россійской Церкви.

Возмогайте во Господѣ и въ державѣ крѣпости Его, облецытесь во вся оружія Божія,
яко возмощи вамъ стати противу кознемъ діавольскимъ (Ефес. 6, 10-11).

Въ тяжелые дни скорби всенародной пріемлю долгъ вѣщать вамъ слово истины и любви: вмѣстѣ съ вами страдаемъ, вмѣстѣ съ вами скорбимъ и плачемъ. Къ ужасамъ жизни, полной бѣдствій, скорбей и лишеній, когда голодъ, холодъ и страхъ за свою жизнь сковали помыслы всѣхъ одною заботой о нуждахъ земныхъ, когда въ междоусобной кровавой борьбѣ земля наша, по слову Псалмопѣвца, «упоена кровми неповинныхъ сыновъ и дщерей нашихъ» (Псал. 105, 37), прибавилось нынѣ еще новое, тягчайшее для любящаго родину сердца русскаго, горе: тотъ сильнѣйшій врагъ, съ которымъ уже болѣе трехъ лѣтъ велъ русскій народъ кровавую брань, въ борьбѣ съ которымъ погибли цѣлые милліоны лучшихъ сыновъ русской земли, нынѣ устремляясь съ своей боевой силой въ глубину нашей родины, чтобы овладѣть и «главою» и «сердцемъ» ея, съ неслыханной дерзостью шлетъ намъ свои требованія и предписываетъ принять самыя позорныя условія мира. И позоръ совершился: условія приняты... Куда же дѣвалась былая мощь нашей родины? Гдѣ вы вѣрные сыны ея, гдѣ вы, люди ратные, прежде грудью своей защищавшіе, землю родную? Неужели всѣ вы погибли въ кровавой борьбѣ, всѣ полегли на поляхъ боевыхъ? Или, быть можетъ, нѣтъ у васъ уже больше орудій въ рукахъ, нѣтъ у васъ силы въ мышцахъ, нѣтъ огня пылкаго въ сердцѣ? Вѣдь, гремятъ же орудія смерти во взаимной братоубійственной брани; вѣдь, въ жестокихъ кровавыхъ бояхъ только не съ врагами отчизны, а съ братьями же вашими по крови и вѣрѣ, проявляется и сила мышцъ вашихъ и пламенная ревность вашего сердца... А съ поля ратнаго, предъ лицомъ врага иноземнаго, бѣжите вы съ оружіемъ въ рукахъ, чтобы этимъ же оружіемъ разстрѣливать другъ друга въ междоусобной борьбѣ... По истинѣ «осквернися земля наша въ дѣлѣхъ вашихъ и заблудились вы въ начинаніяхъ своихъ» (Псал. 105, 39). Изсякли въ васъ не крѣпость тѣлесная, даже и не мужество духа вашего, а исчезла любовь къ землѣ родной, погасло въ сердцахъ вашихъ пламя вѣры святой, — той святой вѣры, которая воодушевляла предковъ вашихъ проливать кровь за отчизну свою и на всемъ протяженіи тысячелѣтняго бытія Русской земли воздвигала среди нихъ мужей силы и духа, достойныхъ вѣчной и славной памяти въ потомствѣ.

Подробнее...

Смиренный Тихонъ, Божіею Милостію Патріархъ Московскій и Всея Россіи, возлюбленнымъ о Господѣ архипастырямъ, пастырямъ и всѣмъ вѣрнымъ чадамъ Православной Церкви Россійской.

«Посрамились мудрецы, смутились и запутались въ сѣть; вотъ, они отвергли слово Господне; въ чемъ же мудрость ихъ»...
Они говорятъ: «миръ, миръ! а мира нѣтъ» (Іер. 8, 9. 11).

Благословенъ миръ между народами, ибо всѣ братья, всѣхъ призываетъ Господь мирно трудиться на землѣ, для всѣхъ уготовалъ Онъ Свои неисчислимыя блага. И Святая Церковь непрестанно возноситъ молитвы о мирѣ всего міра, уповая, что восторжествуетъ на землѣ правда Христова и соединитъ враждующихъ братьевъ въ единое стадо подъ водительствомъ единаго Небеснаго Пастыря. И несчастный русскій народъ, вовлеченный въ братоубійственную кровавую войну, нестерпимо жаждалъ мира, какъ нѣкогда народъ Божій жаждалъ воды въ палящей зноемъ пустынѣ. Но не было у насъ Моисея, который бы напоилъ свой народъ чудодѣйственной водой, и не ко Господу, Своему Благодѣтелю, воззвалъ народъ о помощи, — явились люди, отрекшіеся отъ вѣры, гонители Церкви Божіей, и они дали народу миръ.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus