Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ. Бесѣда въ недѣлю третью по Пятьдесятницѣ.

Свѣтильникъ тѣлу есть око: аще убо будетъ око твое просто, все тѣло твое свѣтло будетъ; аще ли око твое лукаво будетъ, все тѣло твое темно будетъ (Матѳ. 6, 22-23).

Слова Господни суть истинный свѣтильникъ намъ на пути жизни: такъ и слова нынѣ чтеннаго евангелія; только надобно тщательнѣе поразмыслить объ нихъ. Размыслимъ. Свѣтильникъ тѣлу есть око, говоритъ Господь, т. е. око или глазъ есть свѣтильникъ для тѣла; почему не сказано: очи, а око? Потому что здѣсь Господь разумѣетъ не тѣлесныя очи, а око духовное, или сердце наше, которое управляетъ и тѣлесными очами и въ два глаза видитъ предметы не вдвойнѣ, а единичными. Итакъ, подъ окомъ разумѣется сердце, въ которомъ насаждена совѣсть, или внутренній законъ, указывающій что добро и что зло; потому и сказано: око, а не очи; подъ тѣломъ же разумѣется вся внутренняя жизнь наша, помышленія, желанія, намѣренія, всѣ дѣла наши, которыя мы дѣлаемъ въ теченіе нашей земной жизни. Значитъ, смыслъ словъ Спасителя будетъ такой: сердце или совѣсть есть свѣтильникъ человѣку на пути его жизни, во всѣхъ помышленіяхъ, желаніяхъ, намѣреніяхъ, словахъ, во всѣхъ дѣлахъ его. Далѣе Господь говоритъ: итакъ, если око твое будетъ просто, то все тѣло твое будетъ свѣтло: если, т. е., сердце твое, совѣсть твоя, будутъ просты, чисты, то и всѣ помыслы твои, желанія твои, дѣла твои, намѣренія, предпріятія твои будутъ свѣтлы, правы, чисты; если же око твое, совѣсть твоя, будетъ лукаво, то все тѣло твое будетъ темно, т. е. всѣ помыслы, желанія, намѣренія, предпріятія, вся жизнь твоя, всѣ дѣла твои будутъ темны, неправы, лукавы. Итакъ, если свѣтъ, который въ тебѣ, тьма; то какова же тьма? Если сердце твое, которое дано тебѣ отъ Господа вмѣсто свѣтильника, по твоему нерадѣнію сдѣлалось само тьмою, то какова же будетъ вся жизнь твоя, всѣ дѣла твои? Не такъ ли бываетъ это въ жизни? Не видимъ ли мы тому постоянные примѣры? Возьмемъ примѣръ изъ жизни. Возьмемъ человѣка съ простымъ сердцемъ, съ прямою совѣстію, съ прямымъ взглядомъ на жизнь, со взгдядомъ евангельскимъ, и человѣка съ сердцемъ лукавымъ или совѣстью лукавою и пристрастнаго къ міру, къ плоти. Всѣ поступки перваго запечатлѣны справедливостью, усердіемъ, прямотою характера, доброжелательствомъ къ ближнему. На поступкахъ втораго лежитъ печать неправды, обмана, лицемѣрія, хитрости, коварства, обидъ другаго.

Подробнее...

Митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас). Единство Церкви в епископе и Евхаристии

В течение трех первых веков единство Церкви было тесно связано с Ее верой, молитвами и священнодействиями. Этот факт отражен уже в Евангелии от Иоанна (ср.:Ин. 17, 21). Ту же действительность выражают Деяния апостолов, показывая единство как характерную черту жизни первой Церкви, а существование «богословия единства» в эпоху столь же древнюю, что и Послания апостола Павла, невозможно объяснить иначе как тем, что Церковь с самого начала придавала своему единству огромное значение. В годы, последовавшие за апостольской эпохой, единство стало объектом постоянного попечения Церкви и сильной веры. Тексты мужей апостольских представляют единство Церкви как предмет учения и борьбы против любых тенденций к разделениям. В конце II века по Рождестве Христовом Ириней Лионский попытался в отдельном сочинении доказать, что Церковь была и осталась единой и что единство составляет необходимое условие ее существования. Десятилетия спустя святитель Киприан посвятил теме церковного единства трактат. В различных же памятниках Символа веры единство сформулировано в виде отдельного члена.

Подробнее...

Архиепископ Иоанн (Шаховской). Философия собственности

1. Человеку может принадлежать лишь то, что принадлежит Богу. Мир есть Божие творение, как и человек. Никуда человеку нельзя уйти от владения Божия. В какие бы бездны ни опускался человек, на какие бы высоты ни поднимался, всюду - владение Божие, бесконечное, необозримое, непостигаемое... Пилат опустился в бездну предательства: готов отдать на распятие Невинного Страдальца. И - что слышит от Премудрости Божьей? - "Ты не имел бы... никакой власти, если бы не было тебе дано свыше" (Ин.19:11). Соединяя в Себе и во всех словах Своих полноту земного и небесного, Спаситель указал Пилату, во-первых, на тех кесарей, от которых им власть получена, а также - на Источник всякой власти, всякого владения.

Подробнее...

Митрополит Антоний (Храповицкий). Исповедь.

Митрополит Антоний (Храповицкий).[1]

Значение Исповеди для Христиан. Душевное настроение самого духовника. Влияние исповеди. Внешние условия разумной исповеди. Духовное руководство. Духовное Врачевание, Неверие и Маловерие. Духовная мнительность. Страх сознаться в грехе. Самооправдание. Духовная прелесть. Недуги воли и сердца. Гнев. Гордыня и тщеславие. Седьмая Заповедь. Пьянство. Прочие страсти и отдельные грехи. Зависть. Сребролюбие. Особые грехи. Грехи против ближних Грехи против Бога. Грехи против собственной души. Епитимии.

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ январь. Восемнадцатый день. Святители Христовы Аѳанасій и Кириллъ. (О средствахъ обличенія заблуждающихся).

I. Къ числу неустрашимыхъ исповѣдниковъ св. вѣры, мужественно обличавшихъ еретиковъ, принадлежатъ великіе святители Аѳанасій и Кириллъ, нынѣ прославляемые.

Еще юный, не облеченный въ санъ священника, діаконъ александрійской церкви Аѳанасій на 1-мъ вселенскомъ соборѣ, въ 325 г. по Р. Хр., обличалъ сильнѣе другихъ безбожнаго Арія, ложно учившаго о Сынѣ Божіемъ. Его свѣтлый умъ, основательность познаній священнаго Писанія, неотразимая сила его слова удивляли неправомыслящихъ и возбуждали къ нему ненависть враговъ. На соборѣ ученіе Арія было опровергнуто. Арій осужденъ и посланъ въ заточеніе. Съ этого времени жизнь св. Аѳанасія становится рядомъ страданій и тяжелыхъ скорбей. И чего-то чего не взвела на него злоба и ненависть враговъ его — аріанъ. Вскорѣ послѣ собора умеръ архіепископъ александрійскій, и св. Аѳанасій сдѣланъ былъ его преемникомъ. Его обвинили во взиманіи несправедливыхъ доходовъ съ церквей, увѣрили императора, что Аѳанасій помогаетъ врагамъ его, что онъ жестоко обращается съ духовенствомъ и даже умертвилъ одного архіерея. Пять разъ изгоняли его изъ Александріи, но все благодушно переносилъ святитель, ревностно продолжая въ самомъ изгнаніи утверждать православіе. Онъ скончался въ 373 году послѣ сорокасемилѣтняго правленія паствою.

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ іюнь. Девятый день. Поуч. 1-ое Святой Кириллъ Александрійскій. (Безмѣрное милосердіе Божіе должно побуждать насъ не къ безпечност

І. Святой Кириллъ, память коего нынѣ, родился въ Александріи во второй половинѣ ІѴ вѣка отъ богатыхъ и знатныхъ родителей. Подъ руководствомъ своего дяди, архіепископа Ѳеофила, онъ изучалъ священное писаніе, а свѣтскія науки проходилъ въ знаменитой въ древности александрійской школѣ. Живя въ богатомъ и многолюдномъ городѣ, Кириллъ не могъ привыкнуть къ городскому шуму, не любилъ развлеченій и искалъ уединенія. Онъ избралъ мѣстомъ своей пустынной жизни скитъ св. Макарія, гдѣ провелъ пять лѣтъ въ иноческихъ подвигахъ. Архіепископъ Ѳеофилъ вызвалъ его изъ пустыни въ Александрію и сначала причислилъ къ клиру, потомъ рукоположилъ въ діакона. По смерти Ѳеофила возникъ вопросъ, кого избрать на епископскую каѳедру. И народъ и духовенство указывали на Кирилла, котораго твердая вѣра, познанія въ священномъ писаніи и благочестивая жизнь рѣзко выдѣляли изъ числа другихъ желавшихъ занять александрійскій престолъ, и Кириллъ былъ избранъ.

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ іюнь. Девятый день. Поуч. 2-е. Преп. Кириллъ Бѣлоезерскій. (О средствахъ къ достиженію христіанскаго мира между людьми).

I. Былъ въ обители преподобнаго Кирилла бѣлоозерскаго, нынѣ ублажаемаго, инокъ, по имени Ѳеодотъ, который, самъ не зная за что, возненавидѣлъ своего настоятеля, и въ этой ненависти ожесточился до того, что не могъ равнодушно не только видѣть его, но и слышать его голосъ. Сколько другіе иноки ни увѣщевали его, сколько ни доказывали, что святой Кириллъ достоинъ всей ихъ любви и даже благоговѣнія, но Ѳеодотъ не могъ или не хотѣлъ исцѣлиться отъ своего недуга. Наконецъ, не терпя настоятеля, онъ рѣшился оставить монастырь, и пошелъ къ святому Кириллу, чтобы сказать ему объ этомъ. Св. Кириллъ зналъ причину его удаленія, зналъ о его злобѣ противъ себя, и однако же принялъ его съ отеческою любовію и ласкою. Устыдился Ѳеодотъ маститыхъ сѣдинъ своего начальника и не зналъ, что сказать ему. Тогда прозорливый Кириллъ, взявъ его за руку, вмѣсто всякихъ упрековъ и порицанія, сказалъ: «возлюбленный о Христѣ братъ! всѣ обманулись и погрѣшили, почитая меня добрымъ человѣкомъ; ты одинъ истинно судилъ, познавъ мои грѣхи и злобу. Но уповаю на милость Господа моего, что Онъ поможетъ мнѣ исправиться, а ты прости мнѣ досады и оскорбленія и помолись о мнѣ къ Тому, Иже не хощетъ смерти грѣшника». Инокъ, глубоко пораженный смиреніемъ старца, палъ къ ногамъ его и со слезами признался, что напрасно ненавидѣлъ его, прося прощенія. Съ этого времени Ѳеодотъ нашелъ покой въ своей душѣ и началъ больше всѣхъ любить своего наставника.

Подробнее...

Николай Афанасьев О церковном воспитании. Христианское образование и воспитание.

Мы продолжаем публиковать материалы из архива протопресвитера Николая Афанасьева, любезно предоставленные нашей Школе его сыном, доктором Анатолием Афанасьевым (см. "Православная община" № 49, с. 41). На этот раз, в преддверии конференции "Предание Школы и Предание Церкви" (см. "Православная община" № 50, с. 128), мы предлагаем вниманию читателя небольшую, ранее не публиковавшуюся его статью "О церковном воспитании", написанную им в самом начале 1930-х годов в Париже. Как уже неоднократно отмечалось на страницах нашего журнала, специфические условия жизни русской эмиграции до войны не только не мешают, но наоборот, способствуют актуальности для наших дней всего продуманного и написанного тогда ее лучшими представителями.

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ іюнь. Восьмой день. Св. великомученикъ Ѳеодоръ Стратилатъ. (О повиновеніи властямъ).

I. Нынѣ память св. великомученика Ѳеодора Стратилата. Св. Ѳеодоръ былъ стратилатомъ (военачальникомъ) въ г. Ираклеи (при Черномъ морѣ) и обратилъ ко Христу многихъ язычниковъ. Услышавъ, что Ѳеодоръ обращаетъ многихъ ко Христу, императоръ Ликиній въ сопровожденіи сановниковъ двора своего и многочисленныхъ воиновъ, отправился въ Ираклію и велѣлъ нести за собою идоловъ золотыхъ и серебряныхъ.

Въ эту самую ночь чудное явленіе предвозвѣстило Ѳеодору, что близко время подвига его. Во время молитвы вдругъ небесный свѣтъ осіялъ его и онъ услышалъ голосъ, говорившій ему: «дерзай, Ѳеодоре, Я съ тобою!» Ѳеодоръ понялъ, что ему скоро надо будетъ страдать за имя Христово, и сердце его исполнилось радости.

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ февраль. Восьмой день. Св. великомученикъ Ѳеодоръ Стратилатъ. (О свойствахъ христіанской кротости).

I. Когда св. Ѳеодоръ, память коего совершаемъ нынѣ, бывшій стратилатомъ (т. е. военачальникомъ) и правителемъ города Иракліи, объявилъ себя предъ правителемъ римской имперіи Ликиніемъ — христіаниномъ, его подвергли жестокому истязанію, били воловьими жилами и оловянными прутьями, строгали тѣло желѣзными гвоздями и палили огнемъ. Святый во время всѣхъ этихъ мученій не произнесъ ни одного ропотнаго слова, но непрестанно говорилъ: слава Тебѣ, Боже мой! Чрезъ пять дней томительнаго заключенія въ темницѣ мучитель приказалъ распять на крестѣ святого страдальца. Но ангелъ Господень ночью снялъ страстотерпца со креста, и онъ невредимый сидѣлъ у подножія его. Множество народа собралось на это чудо, и св. Ѳеодоръ проповѣдывалъ вѣру Христову, къ которой многіе язычники тотчасъ и присоединились. Ликиній, увѣренный въ смерти Ѳеодора, послалъ двухъ сотниковъ снять тѣло мученика со креста и ввергнуть въ море, но, пришелши на мѣсто казни и увидя Ѳеодора здравымъ, оба сотника воскликнули: «великъ Богъ христіанскій!» и съ того часа увѣровали во Христа. Такъ же посланный Ликиніемъ Сикстъ, намѣстникъ царскій, съ тремястами воиновъ обратился ко Христу. Множество народа, собравшагося на зрѣлшце необыкновеннаго спасенія св. мученика, сильно волновалось и хотѣло побить камнями мучителя.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus