Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Празднование Рождества и Крещения согласно древним свидетельствам и памятникам полемической письменности середины XI века

Год назад на сайте «Богослов.ru» была опубликована заметка игумена Дионисия (Шлёнова), преподавателя МДАиС, о празднике Богоявления, в которой читателям портала был обещан полный вариант статьи о праздниках Рождества Христова и Крещения. Сегодня редакция исполняет обещанное и с согласия автора предварительно публикует статью из готового к изданию очередного номера академического журнала «Богословский вестник».
 

Подробнее...

Крещение Господа нашего Иисуса Христа

Тропарь, глас 1

Во Иорда?не креща?ющуся Тебе?, Го?споди, Тро?ическое яви?ся поклоне?ние: Роди?телев бо глас свиде?тельствоваше Тебе?, Возлю?бленнаго Тя Сы?на имену?я, и Дух, в ви?де голуби?не, изве?ствоваше словесе? утвержде?ние. Явле?йся, Христе? Бо?же, и мир просвеще?й, сла?ва Тебе?.

Кондак, глас 4

Яви?лся еси? днесь вселе?нней, и свет Твой, Го?споди, зна?менася на нас, в ра?зуме пою?щих Тя: прише?л еси? и яви?лся еси?, Свет Непристу?пный.

Подробнее...

Как познать Бога. Василий Великий о познании Бога

Гносеология, то есть учение о познании, заслуженно занимает первостепенное место в традициях европейской философии. Именно этим разделом теоретического знания открываются наиболее фундаментальные и полные изложения больших философских систем античности. В новоевропейской философии вообще стало совершенно невозможным приступать к построению метафизической системы, не добившись кристальной ясности в своих представлениях о природе знания как такового. Потому от Декарта и Гоббса до Канта и Гегеля теория познания была первейшим предметом философской рефлексии. Справедливо это и по отношению к христианскому богословию патристического периода. Наиболее крупные систематики богословского учения Церкви основательно продумывали и опытно обосновывали теоретические предпосылки богословского знани1. Одним из показательных примеров такого рода осмысления возможностей и способов обретения достоверного богословского знания является опыт богословской гносеологии святителя Василия Великого.

Подробнее...

Акафист иже во святых отцу нашему Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийския, Великому

Кондак 1

Взбранный Царя Небеснаго служителю и вели­кий Церкве Христовы святителю, правыя ве­ры исповеданием во всем мире просиявый, велие имеяй дерзновение ко Святей Троице, от всяких нас бед ограждай, со умилением тебе вопиющих: Радуйся, Василие, великий иерарше, православия всемирный светильниче.

Подробнее...

Святитель Иннокентий Херсонский "Жизнь священномученика Киприана, Епископа Карфагенского"

Сведения сии почерпнуты из собственных сочинений святого Киприана и особенно из его писем; из жизни святого Киприана, писанной Понтием диаконом, который неотлучно находился при нем в последние годы его жизни; из похвального слова святому Киприану Григория Назианзина и беседы Августина о мученичестве святого Киприана; а также из некоторых мест в писаниях Иеронима, Августина и других, где они сказывают что-либо о святом Киприане.

Подробнее...

Епископ Александр (Милеант). Избранные Жития святых. I Январь–Февраль.

Оглавление

Январь
Февраль

Подробнее...

Поселянин Е. "Пустыня". Очерки из жизни Фиваидских отшельников.

ОТ АВТОРА

В наши дни усиленной переоценки всех ценностей строгий взор критики не может не останавливаться с особым вниманием на том ярком явлении в Церкви, какое представляет собой монашество.

И вот теперь, когда не только осуждают современное иночество, — увы, отстоящее далеко от путей первых иноков, — но и самые основы монашества, особенно полезно вспомнить о "чистых днях первоначальных" монашества.

В предлагаемых, очерках монашество является таким, каким оно должно быть; таким, каким замыслили его и воплотили в себе величайшие аскеты молодого христианства. Ими дан идеал.

И современному иночеству остается лишь одно из двух: или приблизиться, насколько оно в силах, к этому идеалу, или, отходя от него все дальше и дальше, окончательно захиреть и погибнуть.

Подробнее...

Рождество Господа нашего Иисуса Христа

Тропарь, глас 4

Рождество? Твое?, Христе? Бо?же наш, возсия ми?рови свет ра?зума, в нем бо звезда?м служа?щии звездо?ю уча?хуся Те?бе кла?нятися, Со?лнцу Пра?вды, и Тебе? ве?дети, с высоты? Восто?ка: Го?споди, слава Тебе?!

 

Кондак, глас 3

Де?ва днесь Пресу?щественнаго ражда?ет, и земля? верте?п Непристу?пному прино?сит; А?нгели с па?стырьми славосло?вят, волсви? же со звездо?ю путеше?ствуют; нас бо ра?ди роди?ся Отроча? мла?до, преве?чный Бог.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus