Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ августъ. Шестой день. Поуч. 5-ое. День Преображенія Господня.

(Уроки изъ евангельскаго сказанія: а) для чего Господь показалъ ученикамъ Свою славу? б) для чего явились пророки? в) блаженство наше на небѣ).

I. Святая церковь празднуетъ нынѣ — и мы съ нею торжествуемъ — пресвѣтлый праздникъ Преображенія Господня на горѣ Ѳаворской и прославленія нашего человѣческаго естества въ лицѣ Господа І. Христа. Повторимъ русскою рѣчью евангеліе или всенародное благовѣстіе евангелиста Матѳея о нынѣшнемъ днѣ, повѣствующее о событіи преображенія. — «Въ то время взялъ Іисусъ Петра, Іакова и Іоанна, брата его, и возвелъ ихъ на гору высокую однихъ. И преобразился предъ ними: и просіяло лице Его, какъ солнце, одежды же Его сдѣлались бѣлыми, какъ свѣтъ. И вотъ, явились имъ Моисей и Илія, съ Нимъ бесѣдующіе. При семъ Петръ сказалъ Іисусу: Господи! хорошо намъ здѣсь быть; если хочешь, сдѣлаемъ здѣсь три кущи, Тебѣ одну, и Моисею одну, и одну Иліи. Когда онъ еще говорилъ, се, облако свѣтлое осѣнило ихъ, и се, гласъ изъ облака глаголющій: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, въ Которомъ Мое благоволеніе; Его слушайте. И услышавъ, ученики пали на лица свои, и очень испугались. Но Іисусъ, приступивъ, коснулся ихъ и сказалъ: встаньте, и не бойтесь. Возведши же очи свои, они никого не увидѣли, кромѣ одного Іисуса. И когда сходили они съ горы, Іисусъ запретилъ имъ, говоря: никому не сказывайте о семъ видѣніи, доколѣ Сынъ человѣческій не воскреснетъ изъ мертвыхъ (Матѳ. 17, 1-9)». Здѣсь конецъ евангельской исторіи.

Подробнее...

Еп. Виссаріонъ (Нечаевъ) († 1905 г.) Свѣтлое состояніе праведниковъ въ будущемъ вѣкѣ. Поученіе на праздникъ Преображенія Господня.

Да возсіяетъ и намъ грѣшнымъ свѣтъ Твой присносущный (Изъ тропаря праздника).

Господь Іисусъ Христосъ, будучи Богомъ, единосущнымъ Богу Отцу Сыномъ, насъ ради человѣкъ и нашего ради спасенія «уничижилъ Себя самого, принявъ образъ раба, сдѣлавшись подобнымъ человѣкамъ и по виду сталъ, какъ человѣкъ; смирилъ Себя, бывъ послушнымъ даже до смерти и смерти крестныя» (Флп. 2, 7-8). — Но и среди глубочайшаго уничиженія Онъ по временамъ проявлялъ божескую славу, давалъ видѣть, что Онъ не простой человѣкъ, но Богъ во плоти. Къ числу такихъ проявленій относится Его преображеніе. Въ евангельскомъ повѣствованіи о семъ событіи, сказано между прочимъ, что тогда просвѣтися лице Его, яко солнце (Матѳ. 16, 2). Свѣтъ лица Его былъ такъ ослѣпителенъ, что Апостолы не могли стерпѣть сіянія этого свѣта и въ испугѣ пали на землю. Нѣтъ сомнѣнія, что этотъ свѣтъ былъ проявленіемъ славы Его божескаго существа, сокрывавшейся въ Его человѣческомъ тѣлѣ. Зрители Апостолы могли убѣдиться въ этомъ, услышавъ исходившій изъ облака гласъ Бога Отца: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немъ же благоволихъ. Подобное явленіе славы Божіей сподобился зрѣть Моисей на Синайской горѣ. Господь по его просьбѣ явился ему въ чувственномъ свѣтломъ образѣ. Свѣтъ былъ такъ силенъ, что Моисей могъ ощущать его, поникши лицемъ къ землѣ, и что сіяніе этого свѣта отпечатлѣлось даже на лицѣ Моисея, вслѣдствіе чего Моисей, сходя съ горы, долженъ былъ покрыть лице свое покрываломъ, дабы удобно было бесѣдовать съ народомъ лицемъ къ лицу.

Подробнее...

Архіеп. Николай Зіоровъ (†1915 г.). Поученіе на Преображеніе Господне.

Празднуемъ нынѣ, братіе, преславное Преображеніе Христа Спасителя...

Что это за событіе; для чего оно было и какой смыслъ имѣетъ воспоминаніе его для насъ и, въ частности, что значитъ освященіе сихъ плодовъ въ сей день?

Подробнее...

Архіеп. Павелъ Лебедевъ († 1892 г.). Слово въ день Преображенія Господня [1].

Торжествуетъ и радуется христіанинъ, празднуя преславное преображеніе Господа нашего Іисуса Христа. И какъ много основаній для торжества и радости, и побужденій къ нимъ въ преображеніи Господнемъ! Тверда, непоколебима, успокоительна становится и наша вѣра во Христа, и наша надежда во Христѣ на блаженство вѣчное, когда мы переносимся духомъ на Ѳаворъ, и дѣлаемся свидѣтелями преображенія Христова. Здѣсь о божествѣ Христовомъ свидѣтельствуютъ и преображеніе Его (2 Петр. 1, 17), и Моѵсей и Илія, своимъ присутствіемъ на Ѳаворѣ, напоминающіе и какъ бы представляющіе ветхозавѣтныхъ пророковъ и ихъ вѣрныя и ясныя пророчества о божествѣ Христовомъ (2 Петр. 1, 19), и гласъ, пришедшій къ Іисусу Христу отъ велелѣпныя славы: Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, о Немъ же благоизволихъ (2 Петр. 1, 17): какія незыблемыя основанія для нашей вѣры въ Господа Іисуса Христа! Преобразившійся на горѣ не преобразитъ ли нѣкогда и «уничиженное тѣло наше такъ, что оно будетъ сообразно славному тѣлу Его, силою, которою Онъ дѣйствуетъ и покоряетъ себѣ все» (Флп. 3, 21)? — Какимъ же незыблемымъ основаніемъ для нашей надежды на блаженство и славу вѣчную служитъ преображеніе Господне! Торжествуя при воспоминаніи сего радостнаго событія, христіанинъ не предвкушаетъ ли радостно свое славное преображеніе въ вѣчности, и потому можетъ ли не предаваться живѣйшей радости?

Подробнее...

Митр. Антоній Храповицкій († 1936 г.) Слово въ день Преображенія Господня [1].

Церковныя пѣснопѣнія нынѣшняго дня убѣждаютъ насъ, братіе, въ томъ, что Господь явилъ свое чудное преображеніе съ тою именно цѣлью, чтобы убѣдить своихъ послѣдователей, какъ могутъ и они сами, украсивъ свой внутренній обликъ добродѣтелью, просіять нѣкогда и внѣшнею духовною красотой. Въ душѣ нашей есть неутолимая жажда видѣть соотвѣтствіе между внутреннимъ и внѣшнимъ, и вотъ, до пришествія на Землю Сына Божія, праведники недоумѣвали, почему имъ суждено быть всегда въ приниженномъ состояніи, въ убогомъ, скорбномъ видѣ, а грѣшникамъ допускаетъ Богъ украшаться и величаться. Самые современники Спасителя ожидали съ нетерпѣніемъ того дня, когда онъ отброситъ видъ уничиженный и скорбный, освободится отъ бѣдности и бездомовности, и могущественнымъ царемъ, блистая красотою одеждъ и пышностію окружающей обстановки, вступитъ на престолъ Давида, отца своего, попирая злочестивыхъ враговъ своихъ и враговъ Израиля.

Подробнее...

Прот. Сергій Булгаковъ († 1944 г.) Велелѣпная слава. (2 Петр. 1, 17).

День Преображенія Господня (6 августа) стоитъ какъ бы внѣ общаго порядка Господскихъ праздниковъ, соотвѣтствующаго послѣдованію событій земной жизни Христа. Мѣсто для него избрано какъ будто случайно, пріурочено къ времени освященія плодовъ. Но послѣднее не является, конечно, существеннымъ именно для этого праздника. Болѣе же глубокій смыслъ этой какъ бы внѣположности праздника можно видѣть въ томъ, что самое событіе Преображенія Господня по внутреннему значенію указуетъ на жизнь будущаго вѣка, внѣ нашего времени. Оно говоритъ о царствѣ славы, преображеніи міра, которое свидѣтельствуется имъ въ нѣкоторомъ предвареніи, въ видѣніи отсюда. Господи, добро есть намъ здѣ быти. Таково было непроизвольное свидѣтельство ап. Петра предъ лицомъ этого видѣнія Царствія Божія, пришедшаго въ силѣ (Марк. 9, 1). Ему хотѣлось удержать то, что, хотя и было въ этомъ вѣкѣ, но на самомъ дѣлѣ ему не принадлежало. Только въ пришествіи Господа во славѣ, мы, такъ всегда съ Господомъ будемъ (1 Ѳес. 4, 17). А здѣсь, на Ѳаворѣ, чудесное видѣніе погасло, и апостолы, сходя съ горы Преображенія, почувствовали себя снова въ непросвѣтленной области князя міра сего, среди бѣсноватыхъ, больныхъ, маловѣрныхъ.

Подробнее...

Митр. Исидоръ Никольскій († 1892 г.) Слово въ день Преображенія Господня [1].

Поятъ Іисусъ Петра, и Іакова, и Іоанна и возведе ихъ на гору высоку едины, и преобразися предъ ними, и просвѣтися лице Его яко солнце; ризы же Его быша бѣлы, яко свѣтъ (Матѳ. 17, 1-2).

Господь сподобилъ меня, въ первый разъ, бесѣдовать съ вами, братія, въ день Преображенія Господня, во славу коего воздвигнутъ и главный храмъ обители вашей.

Подробнее...

Прот. Николай Писаревъ. Поученіе на день Преображенія Господня [1].

Преобразился еси на горѣ, Христе Боже, показавый ученикомъ Твоимъ славу Твою, якоже можаху, да, возсіяетъ и намъ грѣшнымъ свѣтъ Твой присносущный… (изъ тропаря на Преображеніе Господне).

Сегодня святая Церковь воспоминаетъ одинъ изъ важнѣйшихъ моментовъ земной жизни Іисуса Христа. Божественный Учитель, въ сопровожденіи учениковъ Петра, Іакова и Іоанна, взошелъ однажды на гору Ѳаворъ — помолиться. Во время молитвы внѣшній видъ Господа измѣнился: Лице Его просіяло, какъ солнце, и тѣло Его озарилось необыкновеннымъ, неземнымъ свѣтомъ, настолько сильнымъ, что онъ проникалъ даже сквозь одежды Спасителя, которыя, по словамъ Евангелиста, сдѣлались бѣлыми, какъ свѣтъ (Матѳ. 17, 2). Это прославленіе Господа, называемое Преображеніемъ, относится къ Іисусу Христу, какъ къ Богочеловѣку, и касается собственно Его человѣческой природы, такъ какъ по Своей Божественной сущности Спаситель отъ вѣчности имѣетъ одинаковую славу съ Богомъ Отцомъ. Какимъ же путемъ пришелъ Іисусъ Христосъ къ Ѳаворскому прославленію своей человѣческой природы?

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ августъ. Шестой день. Поуч. 3-ье. Преображеніе Господне.

(Христіане должны молиться, чтобы имъ возсіялъ свѣтъ божественный, присносущный).

Преображеніе Господне празднуется въ память того, какъ Господь, преобразившись на горѣ Ѳаворѣ предъ учениками Своими, явилъ имъ Свою божественную славу. Это явленіе славы Божіей было для учениковъ утвержденіемъ ученія о крестѣ, побуждало ихъ къ терпѣнію за вѣру и къ ревности въ проповѣди. Такъ какъ бесѣда І. Христа о крестѣ глубоко опечалила учениковъ, то, чтобы укрѣпить ихъ въ вѣрѣ и показать имъ необходимость Его добровольныхъ за міръ страданій, Господь показалъ имъ Свою божественную славу. Онъ взялъ ближайшихъ трехъ учениковъ — Петра, Іакова и Іоанна — и повелъ ихъ на высокую гору Ѳаворъ, находившуюся у юго-западнаго берега Генисаретскаго озера. Здѣсь Онъ предался молитвѣ, и во время Его молитвы совершилось чудо преображенія: лице Его просіяло какъ солнце, одежды сдѣлались бѣлыми, какъ снѣгъ, и явились, по сторонамъ Господа, два великіе ветхозавѣтные пророка — Моѵсей и Илія. Они бесѣдовали съ Нимъ о кончинѣ Его въ Іерусалимѣ. Видѣніе славы Божіей такъ усладило Петра, что онъ, въ чувствѣ небесной радости, воскликнулъ: «Господи! хорошо намъ здѣсь. Если хочешь, сотворимъ здѣсь три сѣни (палатки); одну Тебѣ, другую Моѵсею, и третью — Иліи». Пока онъ еще говорилъ, вдругъ свѣтлое облако осѣнило ихъ, и изъ облака послышался голосъ: «Сей есть Сынъ Мой возлюбленный, въ Которомъ все Мое благоволеніе, Его слушайте». Ученики въ страхѣ пали ницъ, но Господь коснулся ихъ и сказалъ: «встаньте и не бойтесь». И вставъ, они увидѣли одного І. Христа, въ обыкновенномъ Его видѣ. Когда они сходили съ горы, Господь запретилъ имъ говорить объ этомъ видѣніи, пока Сынъ человѣческій не воскреснетъ изъ мертвыхъ.

Подробнее...

Преображение Господа нашего Иисуса Христа, 6/19 августа

Тропарь, глас 7

Преобрази?лся еси? на горе?, Христе? Бо?же, показа?вый ученико?м Твои?м сла?ву Твою?, я?коже можа?ху; да возсия?ет и нам гре?шным свет Твой присносу?щный, моли?твами Богоро?дицы, Светода?вче, сла?ва Тебе?.

 

Кондак, глас 7

На горе? преобрази?лся еси?, и я?коже вмеща?ху ученицы? Твои?, сла?ву Твою?, Христе? Бо?же, ви?деша; да егда? Тя у?зрят распина?ема, страда?ние у?бо уразуме?ют во?льное, ми?рови же пропове?дят: я?ко Ты еси? вои?стину О?тчее сия?ние.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus