Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.). Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ сентябрь. Шестнадцатый день. Поуч. 1-ое. Святая великомученица Евфимія.

I. Нынѣ св. церковь празднуетъ память св. великомученицы Евфиміи. Она пострадала въ самое жестокое гоненіе Діоклитіаново. Она была дѣвица и въ самомъ юномъ возрастѣ. Съ нею взято было всѣхъ 49 христіанъ. Остальные христіане-мученики боялись за юную дѣву Евфимію и увѣщавали ее быть твердою въ вѣрѣ. Когда они были приведены къ судьѣ, то онъ скоро замѣтилъ юную дѣвицу Евфимію, которая, поднявши глаза и руки къ небу, восклицала: «не оставь меня, Господи Іисусе Христе, — на Тебя уповаю, укрѣпи меня, немощную рабу Твою». Судія между тѣмъ обратился къ ней съ увѣщаніемъ отречься отъ Христа. Но она съ твердостію отвѣтила: «не думай, чтобы я прельстилась словами твоими; конечно, я женщина по природѣ слаба тѣломъ и молода годами, но сердце мое твердо, вѣра укрѣпляетъ мою слабость, и этою вѣрою я сильнѣе тебя и разумнѣе мудрецовъ, поклоняющихся богамъ бездушнымъ». Судія велѣлъ привязать дѣвицу къ колесу, на которомъ было множество острыхъ ножей. Евфимія помолилась и вдругъ колесо остановилось. Мучитель велѣлъ бросить ее въ огненную пещь, но воины увидали двухъ ангеловъ и отказались исполнить повелѣніе судіи, и сами увѣровали во Христа, а другіе бросавшіе были опалены сами, и святая въ огнѣ славила Бога. Мучитель осудилъ Евфимію на съѣденіе звѣрямъ. Приведенная къ нимъ святая стала молиться: «Господи силъ! Ты во мнѣ явилъ непобѣдимую силу Твою, нынѣ же прекрати мои страданія, прими мою жертву, принесенную сердцемъ сокрушеннымъ и духомъ смиренія, и упокой мою душу, — ибо Ты благословенъ во вѣки». Пока она молилась, выпущены были на нее звѣри, львы и медвѣди. Но вмѣсто того, чтобы броситься на нее, они лизали ея ноги. Наконецъ одна медвѣдица слегка ранила ея ногу. Святая услышала голосъ съ неба, и тутъ же предала душу Богу. Сдѣлалась вдругъ страшная буря съ землетрясеніемъ и всѣ со страхомъ разбѣжались по домамъ. Родители похоронили ея тѣло.

Подробнее...

Митр. Арсеній Москвинъ († 1876 г.) Слово въ день преставленія преподобнаго и богоноснаго отца нашего Антонія Печерскаго. Се удалихся бѣгая, и водворихся въ пустыни (Псал. 54, 8).

Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митр. Киевского и Галицкого. Часть 3. СПб., 1874Почти девять вѣковъ отдѣлястъ насъ отъ того блаженнаго времени, когда, ублажаемый нами нынѣ, преподобный и богоносный отецъ и первоначальникъ нашъ Антоній, влекомый духомъ Божіимъ и напутствованный благословеніемъ святой горы Аѳонской, пришелъ на мѣсто сіе, которое мы теперь попираемъ нашими грѣшными стопами, и съ усердною молитвою къ Богу-Жизнодавцу водворился въ немъ.

Тогда это мѣсто, не смотря на близость человѣческихъ селеній, было настоящею, въ разныхъ мѣстахъ и направленіяхъ глубокими дебрями и крутыми утесами пресѣкаемою, пустынею. Дремучій лѣсъ со всѣхъ сторонъ покрывалъ холмы ея, и едва малыя, почти непроходимыя, тропинки по скаламъ и ущельямъ пролегали въ ней.

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ іюль. Деcятый день. Поуч. 1-е. Препод. Антоній Кіево-Печерскій. (Религіозно-воспитательное значеніе монастырей).

I. Преподобный Антоній Печерскій, основатель русскаго монашества, память коего совершается нынѣ, родился въ 983 году, въ городѣ Любечѣ, въ Черниговской губерніи, и названъ Антипою. Съ дѣтства возлюбивъ Господа, онъ пошелъ на святую Аѳонскую гору и принялъ монашество съ именемъ Антонія. Въ тѣсной пещерѣ, изсѣченной въ скалѣ надъ моремъ, онъ началъ вести строгую жизнь. Но потомъ Богъ повелѣдъ игумену, постригшему Антонія, отпустить его въ Россію. Игуменъ исполнилъ это повелѣніе и, прощаясь, сказалъ Антонію: «благословеніе святой горы да будетъ надъ тобою». Въ Кіевѣ Антоній обходилъ монастыри, основанные греческими иноками, но не видя въ нихъ строгаго общежитія, водворился надъ берегомъ Днѣпра, близъ Берестова, загороднаго села великаго князя. Здѣсь онъ уединился въ пещеру, ископанную священникомъ Иларіономъ, впослѣдствіи митрополитомъ кіевскимъ. Стали приходить къ Антонію ревнители благочестія, кто за благословеніемъ, кто съ желаніемъ подвизаться вмѣстѣ съ нимъ. Пришедшій къ нему священникъ Никонъ постригалъ приходящихъ. Когда къ Антонію собралось до 12-ти братій, онъ поставилъ для нихъ игуменомъ Варлаама, сына княжескаго боярина, а самъ переселился въ другую пещеру, въ 100 саженяхъ отъ первой. Она послужила началомъ ближнихъ пещеръ. Когда Варлаамъ перешелъ, по приказанію великаго князя, въ другой монастырь, Антоній поставилъ въ игумены преподобнаго Ѳеодосія и благословилъ братію на построеніе малой деревянной церкви надъ пещерами. Потомъ, на уступленной великимъ княземъ горѣ, иноки построили новую церковь и, поставивъ келліи, оградили ихъ стѣною. Такъ основался монастырь Кіевопечерскій, привлекающій множество богомольцевъ со всѣхъ концовъ Россіи. Господь прославилъ Антонія даромъ чудесъ, и хотя онъ, по смиренію, хранилъ этотъ даръ въ тайнѣ, но слава его возрастала. Съ умноженіемъ иноковъ явилась нужда построить обширную каменную церковь. Вскорѣ чудеса показали имъ, что Господь благословляетъ построеніе церкви. Надъ мѣстомъ постройки видѣли, по ночамъ, необычайный свѣтъ. Изъ Царьграда пришли четыре зодчихъ, которыхъ прислала Сама Пресвятая Дѣва Марія. Она въ чудномъ видѣніи явились имъ во Влахернскомъ храмѣ и дала денегъ и мѣстночтимую икону Успенія. Мѣсто для постройки указалъ Антонію Самъ Богъ, и великій князь охотно уступилъ это мѣсто. Благословивъ основаніе каменнаго храма, Антоній скончался 90 лѣтъ отъ роду, въ 1073 году по Р. Хр. Онъ былъ погребенъ въ той же пещерѣ, въ которой скончался; но мощи его сокрыты отъ взора человѣческаго.

Подробнее...

Митр. Арсеній Москвинъ († 1876 г.) Слово въ недѣлю седмую по Пятьдесятницѣ.

Елика преднаписана быша, въ наше наказаніе преднаписашася: да терпѣніемъ и утѣшеніемъ писаній, упованіе имамы (Рим. 15, 4).

Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митр. Киевского и Галицкого. Часть 1. СПб., 1874Вотъ истина, которую въ наше несчастное для благочестія христіанскаго время не только просто, по неосторожности, или легкомыслію, забываютъ, или оставляютъ въ сторонѣ, но напротивъ намѣренно стараются забыть и отвергнуть, и не молодые только люди, увлекаемые неистовствомъ страстей, но и люди въ зрѣломъ уже возрастѣ и въ лѣтахъ преклонныхъ, и даже отцы и матери, не заботясь о будущей судьбѣ своихъ дѣтей.

Подробнее...

Еп. Виссаріонъ (Нечаевъ) († 1905 г.) Грѣхъ богохульства. (Поученіе въ недѣлю 7-ю по Пятидесятницѣ).

Фарисее глаголаху: о князѣ бѣсовстѣмъ изгонитъ бѣсы (Матѳ. 9, 34).

Сіи слова, содержащіяся въ сегоднешнемъ евангельскомъ чтеніи, сказаны фарисеями по поводу чудеснаго исцѣленія Іисусомъ Христомъ человѣка нѣмого-бѣсноватаго: бѣсъ былъ изгнанъ изъ него, нѣмой сталъ говорить. Народъ, пораженный чудомъ, говорилъ: никогда ничего подобнаго не бывало въ Израилѣ. Враги Христовы съ цѣлью отвлечь народъ отъ Христа, хотя не отвергали чуда, старались объяснить его въ превратномъ смыслѣ, увѣряя народъ, что Іисусъ совершилъ это чудо не божественною силою, по силою князя бѣсовскаго, что Христосъ находится въ тѣсномъ союзѣ съ нимъ и его силою изгоняетъ бѣсовъ. Какая гнусная и нелѣпая клевета на Іисуса! Онъ пришелъ въ міръ за тѣмъ, чтобы разрушить дѣла діавола, уничтожить царство его, распространенное по всему міру, царство суевѣрій, многобожія — ибо вси бози языкъ бѣсове (Псал. 95, 5), по слову псалмопѣвца, — царство нечестія, всякой лжи и нечистоты. Опровергая эту клевету по другому подобному случаю, Христосъ сказалъ: всяко царство раздѣльшееся на ся запустѣетъ, и всякъ градъ или домъ раздѣливыйся на ся не станетъ. И аще сатана сатану изгонитъ, на ся раздѣлился есть: како убо станетъ царство его (Матѳ. 12, 25-26)? Смыслъ рѣчи Христовой такой: «Согласно ли съ здравымъ смысломъ думать, будто діаволъ, исконный врагъ добра и истины, помогаетъ Христу разрушать его царство и насаждать въ мірѣ истину и добро? Если, по словамъ фарисеевъ, Христосъ изгоняетъ бѣсовъ силою князя бѣсовскаго, что это значитъ какъ не то, что сатана, изгоняя бѣсовъ, покорныхъ своихъ слугъ, изгоняетъ самого себя, что онъ раздѣлился самъ съ собою? Возможно ли, чтобы князь бѣсовскій, посылающій бѣсовъ въ людей мучить ихъ, въ тоже время помогалъ Христу выгонять ихъ изъ людей, чтобы не мучили ихъ? 

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ іюль. Восьмой день. Поуч. 4-ое. Святой великомученикъ Прокопій. (Гдѣ и какъ является намъ І. Христосъ?).

I. Святой Прокопій (III в.), воспоминаемый нынѣ церковью, до принятія христіанства называвшійся Неаніемъ, жилъ въ Іерусалимѣ. Отецъ его былъ христіанинъ, мать язычница; послѣдняя воспитала его въ язычествѣ и опредѣлила въ службу. Въ то время царствовалъ въ римской имперіи Діоклитіанъ. Неаній получилъ отъ него порученіе преслѣдовать христіанство, но поѣхалъ не особенно охотно; онъ видалъ многихъ христіанъ въ домѣ своего отца, самъ вглядывался въ жизнь ихъ и много слышалъ отъ другихъ о той твердости, съ какою отстаиваютъ они свои убѣжденія. 

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ іюль. Восьмой день. Поуч. 5-ое. Блаженный Прокопій Устюжскій. (Общественныя бѣдствія отвращаются покаяніемъ и молитвою).

I. Блаженный Прокопій (XIII в.), память коего нынѣ, былъ не русскій родомъ, изъ Германіи. Сначала онъ былъ человѣкъ торговый и по своимъ дѣламъ прибылъ въ Новгородъ, находившійся въ то время въ постоянныхъ сношеніяхъ съ нѣмецкими городами; въ Новгородѣ Прокопій принялъ православіе и затѣмъ постригся инокомъ въ Хутынской обители, раздавъ свое имѣніе неимущимъ. Этотъ поступокъ Прокопія, его глубокое смиреніе, строгое воздержаніе и истинно христіанская жизнь внушали уваженіекъ нему сначала монастырской братіи, а потомъ и посѣтителей Хутынскаго монастыря. Общія похвалы смущали смиреннаго инока, и онъ удалился въ городъ Устюгъ (нынѣ Вологодской губерніи). Здѣсь онъ добровольно принялъ на себя рядъ тяжелыхъ подвиговъ: поселился сперва въ ветхой хижинѣ, потомъ на паперти соборнаго храма, жилъ въ крайней бѣдности, молился днемъ и ночью. Такъ проводилъ онъ зиму и лѣто, едва защищенный отъ холода и зноя ветхой одеждой, спя на землѣ, и жилъ подаяніемъ. Много обидъ пришлось вытерпѣть подвижнику отъ устюжанъ; его бранили и издѣвались надъ нимъ и взрослые, и дѣти, подражая примѣру взрослыхъ. Прокопій не оскорблялся и все переносилъ съ великимъ терпѣніемъ, молясь за обижавшихъ его. Прокопій обладалъ въ высокой степени даромъ предвѣдѣнія. Такъ въ одинъ воскресный день (въ 1249 году) Прокопій послѣ утрени, когда священнослужители стали пѣть молебенъ Богоматери, въ присутствіи множества народа сказалъ предстоящимъ слѣдующее: «покайтесь, братія, въ грѣхахъ вашихъ; если же не оставите прежнихъ злыхъ дѣлъ, не очистите себя постомъ и не умолите Господа и Пресвятую Богородицу, то за беззаконія ваши погибнете вмѣстѣ съ городомъ отъ огненнаго града». Народъ сначала ужаснулся грознымъ словамъ Прокопія, но потомъ многіе усумнились и стали говорить: «это — юродивый, онъ не въ умѣ и не знаетъ, что говоритъ». По окончаніи обѣдни Прокопій вышелъ на паперть и началъ плакать, и плакалъ долго. Проходившіе мимо спрашивали его: «что съ тобою Прокопій? что за скорбь у тебя на сердцѣ?» — «Бдите и молитесь», отвѣчалъ подвижникъ словами евангелія, «да не внидите въ напасть». Прошло три дня; Прокопій ходилъ по городу и говорилъ всѣмъ: «плачьте други о грѣхахъ вашихъ; молитесь, чтобы не погибнуть вамъ, какъ погибли нѣкогда Содомъ и Гоморра за ихъ беззаконія». Но никто не слушалъ Прокопія. Въ слѣдующій воскресный день, при ясномъ небѣ, появилось на небосклонѣ небольшое черное облако; оно все увеличивалось и приближалось къ городу. Наступила тьма, и разразилась страшная гроза. Тогда перепуганные жители вспомнили слова Прокопія, и въ ужасѣ устремились въ храмы. Всѣ молились со слезами, предчувствуя бѣдствіе; молился и Прокопій. И вотъ буря стала утихать, и небо прояснилось; туча прошла надъ городомъ безъ вреда, но за двадцать верстъ отъ города, въ такъ называемой Котольской пустынѣ, разразилась страшнымъ каменнымъ градомъ, отъ котораго былъ поломанъ огромный лѣсъ.

Подробнее...

Архиепископ Аверкий (Таушев). Руководство по Гомилетике


Оглавление


Подробнее...

Митр. Макарій Булгаковъ († 1882 г.) Слова и рѣчи произнесенныя въ 1841-1868 г. Слово въ день Казанскія Божія Матери, сказанное въ Предтеченской церкви архіерейскаго дома 22 октября 1857 года.

Взбранной воеводѣ побѣдительная, яко избавльшеся отъ злыхъ благодарственная восписуемъ Ти раби Твои, Богородице!

Подробнее...

Архіеп. Павелъ Лебедевъ († 1892 г.) Слово въ день Казанскія иноны Божіей Матери [1].

Событіе, послужившее поводомъ и основаніемъ для настоящаго праздника, — избавленіе Москвы и Россіи отъ поляковъ по предстательству Богоматери, — было однимъ изъ проявленій Божественнаго міроправленія, объемлющаго своимъ попеченіемъ не только судьбы св. Церкви Христовой, но и судьбы всего міра. Вседержитель Богъ, — Существо премірное, Пресвятая Богородица и другіе небожители, видимо, пекутся не о благѣ только св. Церкви Христовой, не о высшихъ только духовныхъ благахъ міра, но и о пременномъ благѣ народовъ и государствъ, о временномъ внѣшнемъ благосостояніи ихъ, объ охраненіи и умноженіи временныхъ сокровищъ и благъ, пріобрѣтаемыхъ людьми честнымъ трудомъ. Весь человѣкъ, со всѣми благами его, и духовными, и вещественными, находится подъ покровителъствомъ Верховнаго Міроправителя Бога и слугъ Его — небожителей, и получаетъ отъ нихъ потребную защиту и покровительство. Таковъ отрадный, утѣшительный для земнородныхъ смыслъ настоящаго торжества и событія, послужившаго основаніемъ для него.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus