Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Монах Василий Кривошеин. Аскетическое и богословское учение Святого Григория Паламы.

1. Аскетические и гносеологические основы богословия святого Григория Паламы

Верный духу апофатического богословия, господствующего восточном святоотеческом предании, свт. Григорий Палама учит, что Бог умом — непознаваем и словом — неизречен; однако он не делает из этого вывода об абсолютной недосягаемости Божества для тварного и о невозможности какого-либо знания о Нем. По учению свт. Григория Паламы возможность богообщения зиждится на богоподобии, которым обладает человек, созданный по образу Божию. Как существо душевное и телесное, предопределенное к господству над тварным, человек больше оделен этим богоподобием, нежели ангелы, не обладающие собственной энергией. Он — средоточие мира, микрокосм, отражающий в себе всю вселенную. Само по себе тело человека не есть нечто дурное. Оно может участвовать в жизни Духа и еще здесь, на земле, может быть преображено Его силой. Сердце — средоточие всякого духовного и даже интеллектуального человеческого действия. Затемненный в нас грехом образ Бога восстанавливается исполнением Его заповедей, и тогда человек обретает в любви к Богу и своему ближнему способность богообщения, выражающегося главным образом в молитве, высочайший образ которой — непрестанная умная молитва. Она определяется как непосредственное соединение ума с Богом, совершающееся в сердце некиим тройственным действием. Не ограничиваясь общим учением об умной молитве, свт. Григорий Палама в некоторых своих творениях останавливается на описании способов, известных под названием "искусство" и состоящих в согласованности молитвы с дыханием и "омфалоскопией". Приемы эти он считает полезными, но отнюдь не обязательными, а исключительно вспомогательными. Они помогают сосредоточить внимание и не позволяют уму рассеиваться. Их действенность оправдана личностным и церковным опытом как способность тела участвовать в жизни духа при первостепенном значении сердца и деятельности человека. Несомненно, в успехе подобной молитвы главное и решающее — это благодать. Именно в ней совершается соединение нашего ума с Богом, без чего наш ум был бы либо дьявольским, либо животным. Высшее состояние полного соединения с Богом именуется у свт. Григория Паламы "исихия" и определяется им как приостановка всяческой мысли и всякого мирского, как мистическое познание и непосредственное видение Бога. В таком состоянии "неведения", превосходящего какое бы то ни было "знание", человек достигает богопознания, того познания, которое недоступно интеллектуальной философии. Жизнь в "исихии" освящена примером Пречистой Девы, которая с самого детства, отстраняясь от всякого житейского попечения, посвятила Себя храму, созерцанию и внутренней молитве. Такова сила "исихии"; именно через нее Пресвятая Дева становится способной к приятию во плотившегося Слова.

Подробнее...

Еп. Іустинъ Полянскій († 1903 г.) Святая Четыредесятница. Поученіе XX. Въ пятницу второй седьмицы Великаго поcта, на литургіи. Свѣтъ Христовъ просвѣщаетъ всѣхъ.

Не напрасно Господь нашъ, въ церковныхъ пѣсняхъ, часто называется Солнцемъ правды. Свѣтитъ Онъ намъ присно, какъ солнце пресвѣтлое, высочайшею святостью Своей жизни; свѣтитъ и высочайшимъ совершенствомъ Своего ученія.
 
Ученіе Христа Спасителя, это — безоблачное утро, это — восходящее солнце, льющее намъ лучи радостнаго свѣта!
 

Подробнее...

Еп. Іустинъ Полянскій († 1903 г.) Святая Четыредесятница. Поученіе XIX. Въ среду второй седьмицы Великаго поста, на литургіи. Свѣтъ Христовъ просвѣщаетъ всѣхъ.

На великопостной литургіи, среди чтенія изъ Ветхаго Завѣта паремій, раскрываются Царскія врата, является среди нихъ священнодѣйствующій со свѣчею и кадильницею въ рукѣ и, знаменуя ими предстоящихъ во образъ креста, возглашаетъ: свѣтъ Христовъ просвѣщаетъ всѣхъ! При этомъ всякій изъ предстоящихъ преклоняетъ главу свою до земли; ибо раскрытіе Царскихъ вратъ образуетъ собою отверстіе самихъ небесъ; свѣтильникъ и кадильница знаменуютъ полноту даровъ Духа Святаго, а появленіе священнодѣйствующаго есть какъ бы явленіе Ангела съ неба, какъ читано было въ Евангеліи прошедшаго воскреснаго дня: отселѣ узрите небо отверсто, и Ангелы Божіи, восходящіе и нисходящіе надъ Сына человѣческаго. При этомъ знаменательномъ священнодѣйствіи св. Церковь ищетъ отъ насъ не одного простого наклоненія головы или видимаго поверженія себя долу предъ свѣтомъ Христовымъ, но въ духовномъ смыслѣ она хочетъ, чтобы мы открыли предъ нимъ все существо наше, дабы, такимъ образомъ, отъ ногъ до главы озариться намъ Божественнымъ свѣтомъ, — наполниться имъ всецѣло, и чрезъ то самимъ сдѣлаться свѣтоносными, каковыми и были первенствующіе христіане: яко свѣтила въ мірѣ, по слову св. Ап. Павла (Флп. 2, 16). Свѣтъ Христовъ просвѣщаетъ всѣхъ. Какъ просвѣщаетъ, гдѣ лучи сего свѣта? Лучи свѣта Христова сіяютъ для насъ въ Его земной жизни. Въ земной жизни Христовой — совершеннѣйшій для насъ образецъ благочестія, любви къ людямъ и безпримѣрной невинности.
 

Подробнее...

Архіеп. Симонъ (Виноградовъ) († 1933 г.) Слово въ недѣлю Торжества Православія.

Нынѣ первая недѣля Великаго поста, праздникъ, именуемый «Торжество Православія». Установленъ этотъ праздникъ въ IX-мъ вѣкѣ по Рождествѣ Христовомъ въ память освобожденія Св. Церкви отъ гоненій со стороны еретиковъ-иконоборцевъ.
 

Подробнее...

Еп. Палладій Добронравовъ († 1922 г.) Поученіе въ недѣлю православія.

Долгъ православныхъ христіанъ изучать православную вѣру и содѣйствовать ея распространенію.
 
Въ VIII вѣкѣ въ Византіи явились среди православныхъ христіанъ такіе, которые думали, что святыя иконы ничѣмъ не отличаются отъ идоловъ, и что поклоненіе воздавать имъ не слѣдуетъ. Имѣвшій такія мысли императоръ Левъ Исаврянинъ сталъ требовать отъ патріарха и народа прекращенія иконопочитанія, а кто не слушался его въ этомъ, тѣхъ онъ гналъ. За нимъ слѣдовали императоры Константинъ Копронимъ и Левъ IV — также иконоборцы. Многіе пострадали отъ нихъ за свою вѣрность древнему преданію церковному. 
 

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Бесѣда о покаяніи.

Аще кто согрѣшитъ, Ходатая имамы ко Отцу, Іисуса Христа праведника: и Той очищеніе есть о грѣсѣхъ нашихъ (1 Іоан. 2, 1-2).
 
Сегодня, возлюбленные братія, вы пойдете каяться. Хочу по долгу пастыря внушить вамъ, чтó требуется отъ того, кто приступаетъ къ исповѣди, — чтобы исповѣдь его была истинная, богоугодная и душеспасительная. — Именно, отъ кающагося требуется сокрушеніе о грѣхахъ своихъ, намѣреніе исправить свою жизнь, вѣра во Христа и надежда на Его милосердіе.
 

Подробнее...

Проф. В. Ѳ. Пѣвницкій († 1911 г.) Грѣхъ Іудинъ [1]. Единъ отъ васъ предастъ Мя (Матѳ. 26, 21).

Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде. Еженедельное издание, с прибавлениями. 1899. Первое полугодие. СПб., 1899Съ такими горькими словами укоризны божественная любовь Господа и Спасителя нашего обратилась къ сонму избранныхъ и возлюбленныхъ учениковъ Его. Видя приближеніе часа своей искупительной смерти, Онъ вмѣстѣ съ двѣнадцатью учениками Своими совершалъ пасхальную вечерю, — послѣднюю вечерю свою, положившую начало нашей непрестающей таинственной вечери. На той вечери Онъ изливалъ свою неизреченную любовь къ тѣмъ, которыхъ, по божественному слову, возлюбилъ до конца, — въ трогательной прощальной бесѣдѣ, которую и нынѣ мы не можемъ слышать безъ глубокаго сердечнаго умиленія, и вдругъ, среди этого изліянія любви небесной, мысль о предателѣ, вмѣстѣ съ Нимъ раздѣлявшемъ вечерю любви, возмутила чистый духъ Его, и къ сладостной бесѣдѣ любви примѣшалось горькое слово укоризны, вызванное неблагодарностію и измѣною ученика, — то слово, которымъ мы предначали свою бесѣду съ вами. 
 

Подробнее...

Архіеп. Филаретъ Гумилевскій († 1866 г.) Слова и бесѣды на святую Четыредесятницу. Слово въ четвертокъ первой недѣли Великаго поста. Беззаконіе мое познахъ, и грѣха моего не покрыхъ (Псал. 31, 5).

Слова, беседы и речи Филарета (Гумилевского), архиепископа Черниговского и Нежинского. В 4-х частях. Издание 3-е. СПб., 1883Вотъ примѣръ покаянія — кающійся Давидъ!
 

Подробнее...

Великий пост: Календарь питания по дням

Милости хочу, а не жертвы.
(Мф 9, 13)

"Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имеющим, или плотию бездушною; а постясь, привлекаешь к себе Духа Святого и делаешься духовным", — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Подробнее...

Архимандрит Кирилл (Павлов). Ищите прежде Царствия Небесного

Подробнее...

Навигация

Система Orphus