Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Акафист в неделю Ваий

Кондак 1

Избранный Царю Горняго Сиона, Кроткий, спасаяй и Пра¬ведный Избавителю наш, Тебе, в вышних на Херувимех носимаго и певаемаго от Серафим, зрим ныне на жребя возшедшаго и в Иерусалим к вольней страсти грядущаго. Сего ради поклоняемся неизреченному снисхождению Твоему, и с ваиами и ветвьми умиленно сретаем Тя, да и с дети еврей¬скими воззовем Тебе: Благосло¬вен грядый во имя Господне, осанна в вышних!

Подробнее...

Акафист воскрешению Лазаря

Кондак 1

Возбранный Воеводо и ада Победителю, Ты, яко имеяй победу над смертию, Лазаря Четверодневнаго из мертвых воздвигл еси, и всем радость, свет и воскресение явил еси; мы же недостойнии Твоему нас ради снисхождению благодарение приносяще, от души вопием Тебе:

Иисусе, Лазаря прежде Твоея Cтрасти из мертвых воздвигнувый, яви нам Свое Воскресение.

Подробнее...

Похвала Пресвятой Богородицы

Суббота пятой седмицы Великого Поста

Акафист Пресвятой Богородице – хвалебный гимн в честь Пресвятой Девы Марии, сочиненный в Византии, по разным предположениям, в период между V и VII вв., или, во всяком случае, в ранневизантийскую эпоху. Авторами могли быть прп. Роман Сладкопевец (VI в.), Георгий Писидийский (VII в.), патриарх Сергий (VII в.) и др. Греческое слово «Акафистос» означает буквально «неседален», т. е. песнь, во время которой не сидят, что указывает на ее изначальное богослужебное применение. Однако термин «акафист» далеко не сразу стал обозначением гимнографического богослужебного жанра (подобно тропарю, стихире, канону и т. п.). Произошло это после того, как по образцу и в подражание первого и долгое время единственного в своем роде «Акафиста Пресвятой Богородице» стали сочинять другие, повторяющие его формальную структуру гимны, которые также стали называть акафистами – Господу Иисусу Христу, Божией Матери в связи с различными Ее иконами и праздниками, а также святым, – весьма различные по своей богословской и поэтической ценности. Особенно акафистное творчество развилось во II-м христианском тысячелетии, в том числе в православной России, сохраняя свое значение и доныне.

Подробнее...

Акафист преподобной Марии Египетской

Кондак 1

Избранной Богом от падшаго ро­да подвигом тяжким стяжавшей ве­лию славу на небеси, мы, земнороднии, смиренно взываем ти, святая Марие, моли за нас Господа Бога, да исхитит нас из рова страстей по­хвальная ти воспевающих: Радуйся, Преподобная Мати Ма­рие, Ангели подвигом своим уди­вившая. 

Подробнее...

Гимнография праздника Благовещения

Гимнографический формуляр праздника Благовещения развивался от минимального объема в литургических памятниках кафедрального богослужения до богато украшенного песнопениями в Уставах монашеского типа.

Подробнее...

Благовещение Пресвятой Богородицы

Тропарь, глас 4

Днесь спасе?ния на?шего глави?зна, и е?же от ве?ка та?инства явле?ние; Сын Бо?жий Сын Де?вы быва?ет, и Гаврии?л благода?ть благовеству?ет. Те?мже и мы с ним Богоро?дице возопии?м: ра?дуйся, Благода?тная, Госпо?дь с Тобо?ю.

 

Кондак, глас 8

Взбра?нной Воево?де победи?тельная, я?ко изба?вльшеся от злых, благода?рственная воспису?ем Ти раби? Твои?, Богоро?дице; но я?ко иму?щая держа?ву непобеди?мую, от вся?ких нас бед свободи?, да зове?м Ти: ра?дуйся, Неве?сто Неневе?стная.

Подробнее...

Иконография Благовещения

Икона является неотъемлемой частью литургической жизни Церкви – через образ, как и через слово, Церковь проповедует миру Истину. «Икона рождается из живого опыта Неба, из Литургии, - пишет современный русский иконописец архимандрит Зенон. - Икона – это воплощенная молитва. Она создается в молитве и ради молитвы, движущей силой которой является любовь к Богу, стремление к Нему как к совершенной Красоте… Как одна из форм проповеди Евангелия, как свидетельство Церкви о Боговоплощении она есть составная часть богослужения так же, как и церковное пение, архитектура, обряд».[1] Икона помогает нам лучше уяснить смысл церковного праздника.

Подробнее...

Событие Благовещения

В день Благовещения Пресвятая Дева Мария услышала от Архангела Гавриила благую весть о том, что Она избрана Господом стать Матерью Спасителя мира, Который принесет людям освобождение от рабства греху и вечной смерти. С момента явления Архангела Деве Марии в жизни человечества началась новая, светлая эра. В Благовещении совершилось вочеловечение Божие – Таинство, превышающее всякие границы человеческого сознания. Второе Лицо Святой Троицы, Бог Слово, становится Человеком наитием Духа Святого, посланного от Отца. "Сын Божий неописанным существом воплотился от Девы", исткал себе печать от Её крови и "не только заимствовал тело от Пречистой, но и душу, и все человеческое".[1] Творческое Слово, Которое было в начале, Которое вело еврейский народ в пустыне и являлось в столпе облачном, принимает наше человечество, чтобы обожить его.

Подробнее...

Установление празднования в честь Благовещения

Почитание Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы, несомненно, присутствовало в Церкви изначально, а в конце IV – начале V века начало оформляться в конкретные празднования. Общий праздник в честь всех событий из жизни Пресвятой Девы Марии – Собор Богородицы, примыкающий к Рождеству Христову, положил начало многим Богородичным праздникам.[1] Исповедание Девы Марии Богоматерью (Θεοτ?κος) на III Вселенском Соборе в Эфесе в 431 году дало импульс для развития этого цикла.[2]

Несмотря на сравнительно позднее литургическое происхождение Богородичных праздников, о чествовании события Благовещения со времен раннего христианства свидетельствуют катакомбные росписи II века и изображения более позднего времени (IV-V веков). Открытие святой равноапостольной Еленой в начале IV века святых мест земной жизни Господа нашего Иисуса Христа и начатое ею строительство храмов на этих местах вызвали рост интереса к событию Рождества Христова и тайне Воплощения. Возможно, именно с этим связано и установление Благовещения как отдельного праздника.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus