Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Блаженного Августина

Оглавление

Подробнее...

Избранное из богословских трудов Блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого)

Содержание: Нравственное содержание догмата о Св. Духе. Нравственная Идея Догмата Церкви. Церковь, как Хранительница Божественного Откровения. Спасительное значение Слова Божия. Загробная жизнь и вечность мучений. Притча о неправедном домоправителе. Лазарь приточный и Лазарь четверодневный. Иудино лобзание. Согласование Евангельских Сказаний о Воскресении Христовом. О невозможности нравственной жизни без религии. Слово на Богоявление.

Речь Епископа Григорий Граббе, сказанная в 1985 г. по случаю 50-летия со дня кончины Блаженнейшего Митрополита Антония.

Подробнее...

ИЗБРАННЫЕ ЖИТИЯ СВЯТЫХ. По изложению Филарета Черниговского

(жития тех святых, которых нет у свт. Димитрия Ростовского)

МЕСЯЦ ОКТЯБРЬ

Подробнее...

Даты Праздников

Для эортологии большое значение имеет вопрос об установлении определенных календарных дат для того или иного праздника. Выше было указано, что при образовании календаря поместные церкви устанавливали память того или иного события по своему усмотрению. Определенное число, в которое данная область совершала поминовение какого-либо мученика, вовсе не отличалась абсолютной точностью. Иными словами, дата его памяти в данном календаре не обозначала всегда точного дня его кончины. Тот или иной месяцеслов или мартиролог мог у себя зафиксировать день перенесения мощей данного святого или их обретения, день освящения храма его имени, а иногда и самый день его мученической кончины, если таковой был сохранен в мученическом акте. Отсюда различия одной и той же памяти в разных календарях. Например, мученики Иулиания и Павел по одним календарям вспоминаются 4-го марта, по другим – 17 августа; папа Лев Великий празднуется 18-го февраля, а кончина его последовала 10-го ноября; папа Мартин воспоминается 14-го апреля, а скончался он 16-го сентября; мученица Агрипина празднуется 24-го июня, а кончина ее – 24-го мая; Амвросий Миланский преставился 4-го апреля, тогда как память его совершается 7-го декабря и т. д.

Подробнее...

19 августа по новому стилю

19.08. Преображение Господне. Преображение Господне - один из двенадцати главных праздников Русской Православной Церкви, в народе его называют «яблочным Спасом». Согласно Евангелию, «Незадолго до того, как претерпеть страдания на Голгофе, Иисус Христос поднялся с тремя апостолами - Петром, Иаковом и Иоанном - на гору Фавор в Галилее, где преобразился пред ними: и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. Апостолы увидели, как два ветхозаветных пророка Моисей и Илия беседуют со Спасителем. Затем явилось облако, осеняющее их, и из облака раздался глас Бога-Отца, свидетельствующий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Услышавшие это апостолы испугались и пали ниц. Святые отцы отмечали, что на Фаворе Христос впервые приоткрыл людям Свою Божественную сущность. Как пишет святитель Григорий Палама, апостолы были сделаны из слепых зрячими, восприняв с помощью Бога то, что раньше были не в состоянии воспринять. Именно в день Преображения ученики осознали, что Христос - не просто долгожданный пророк, мессия, но всемогущий Господь. Цвет богослужебных одежд в этот праздник - белый, символизирующий Божественный нетварный свет. В православной традиции в праздник Преображения принято освящать виноград. В тех местах, где он не растет, в храмах освящают яблоки. Этот обычай - священный и знаменательный. Первые плоды нового урожая приносили к алтарю и в Ветхом Завете, по Закону Моисееву. Приношением и благословением плодов и колосьев церковь внушает прихожанам, что все - от человека до растения - должно быть посвящено Богу, как собственность Божия и на употребление ее призвано благословение Божие. Поэтому верующие приносят в храм часть плодов своего урожая, это могут быть любые фрукты и овощи. Кроме того, ради праздника церковный устав ослабляет строгость Успенского поста - на трапезе разрешены рыба и вино.

 

14 августа по новому стилю

Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня. Начало Успенского поста. В народе праздник называется «Медовый Спас». Этот праздник был установлен в Константинополе по причине болезней, часто бывавших там в августе. Начало праздника относится к IX веку, а в XII—XIII веках он утвердился во всех поместных Церквях. В Константинополе был обычай, по которому ежегодно 31 июля (по ст. ст.) часть Животворящего Древа Креста Господня, хранившаяся в домовой церкви византийских императоров, износилась в храм святой Софии, где совершалось водосвятие. Затем, начиная с 1 августа (ст. ст.), две недели святыню носили по городу, совершая литии "для освящения мест и отвращения болезней". 14 августа (ст. ст.) Животворящее Древо Креста переносили обратно в царские палаты.

Подробнее...

Н.Е. Пестов. "О ПОКАЯНИИ"

Содержание

Глава 1. Значение покаяния и примеры его
Глава 2. Пути к покаянию
Глава 3. Признаки и плоды истинного покаяния
Глава 4. Достаточно ли искупительной жертвы Христа для прощения грехов христианина?
Глава 5. Таинство исповеди
Глава 6. Откровение помыслов и взаимная исповедь
Глава 7. Таинство елеосвящения (соборования)
 

Подробнее...

Из книги «Учение о Пастыре, Пастырстве и Исповеди» блаженнейшего Митрополита Антония (Храповицкого)


Том 13, стр 55-207

Содержание:

Пути Пастырства. Свойство лучших Православных пастырей. О Пастырском призвании. Приготовление к пастырскому званию. Важность предмета. Значение русского характера для пастырского звания. Средства для приготовления к пастырству. Нравственная неустойчивость общества. Вытекающая отсюда обязанность будущих пастырей. Действительность противоположная этим обязанностям. Отступления общества от христианской нравственности. Последствия таких отступлений для пастыря. Последствие верности кандидата священства своему знамени. Принятие священства. Первые искушения. Примеры из жизни. Значение молитвы для пастыря. Значение молитвы; содержание общецерковной молитвы. Значение молитвы для внутренней жизни. Значение молитвы для пастырства. Достоинство русских пастырей в отношении дара молитвы. Уклонения: отчужденность, превозношение и местничество. Практические советы о стяжании молитвенного дара. Самопринуждение. Противостояние господствующей страсти. Исполнительность. Возражение против исполнительности. Уклонения от исполнительности. Внимание ума. Высшая степень молитвенного дара и средства к ее стяжанию. Различение прелести от благодатного дара. Свойство пастырской совести. Благодать хиротонии. Испытания пастыря. Непонимание испытаний. Исход Пастырского делания. Проявление пастырской жизни в деятельности. Почва для пастырства в России. Исповедь пастыря пред Крестом Христовым. Пути Пастырства. Свойство лучших Православных пастырей.

Подробнее...

Митрополит Вениамин (Федченков). Молитва Господня.

Содержание

Предисловие

Молитва Господня

Главная мысль Молитвы Господней

Начало Молитвы Господней: "Отче наш"

"Иже еси на небесех"

Ещё об имени "Отец"

Прибавление. Первое прошение: "Да святится имя Твое"

(истолкование словами святых отцов)

Второе прошение: "Да приидет Царствие Твое"

Прибавление. О цели христианской жизни

(из беседы преп. Серафима Саровского)

Второе прошение: "Да приидет..." (продолжение)

Третье прошение:"Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли"

Четвёртое прошение: "Хлеб наш насущный даждь нам днесь"

Пятое прошение: "И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим"

Прибавление. Утешение кающемуся (из преп. Ефрема Сирина)

Шестое прошение: "И не введи нас во искушение"

Последнее прошение (седьмое): "Но избави нас от лукаваго"

 

Подробнее...

Ектении об оглашенных

После сугубой и заупокойной следуют ектении об оглашенных. Во времена святого Иоанна Златоуста они произносились в отличной от современной редакции и в последующие века претерпели некоторые изменения. Перемены в тексте этих ектений производились в связи с различными состояниями института оглашенных. Сейчас, на сколько это будет возможно, мы попробуем кратко проследить изменения в ектениях об оглашенных в разные периоды жизни Церкви в контексте развития самого института оглашенных.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus