Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.) Слова и рѣчи. Отдѣленіе первое: Слова и рѣчи, избранныя самимъ проповѣдникомъ для изданій 1844, 1848 и 1861 годовъ. 1822 г. L. 21. Слово въ недѣлю крестопоклонную.

Иже хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себе, и возметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ (Марк. 8, 34).
 
Нѣкогда Іисусъ Хрістосъ наименовалъ Себя Путемъ, Истиною и Жизнію (Іоан. 14, 6). Теперь, соотвѣтственно съ первымъ изъ сихъ наименованій, указуетъ Онъ намъ путь. Иже хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себе, и возметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ.
 
Евангелистъ замѣчаетъ при сихъ словахъ, что Іисусъ Хрістосъ произнесъ ихъ, призвавъ народы со учеиики Своими. Сіе показываетъ, что Его воззваніе относится не къ однимъ особенно избраннымъ, но ко всѣмъ безъ исключенія.
 

Подробнее...

Архіеп. Амвросій Ключаревъ († 1901 г.) Бесѣда въ недѣлю крестопоклонную. О благоразумномъ разбойникѣ.

Единъ отъ обѣшеною злодѣю хуляше Его, глаголя: аще Ты еси Христосъ, спаси себе и наю. Отвѣщавъ же другій прещаше ему, глаголя: ни ли ты боишися Бога, яко въ томъ же осужденъ еси; и мы убо въ правду: достойная бо по дѣломъ наю воспріемлева: сей же ни единаго зла сотвори. И глаголаша Іисусови: помяни мя, Господи, егда пріидеши во царствіи си. И рече ему Іисусъ: аминь глаголю тебѣ, днесь со Мною будеши въ раи (Лук. 23, 39-43).
 

Подробнее...

Архиепископ Аверкий (Таушев). Церковь перед лицом отступление

(Архиепископ Аверкий и его учение о проникновении духа антихриста в среду Православия последних времен)
Иеромонах Дамаскин

Подробнее...

Еп. Іустинъ Полянскій († 1903 г.) Святая Четыредесятница. Поученіе XXIII. Въ пятницу третьей седьмицы Великаго поста, на литургіи.

Духъ же цѣломудрія, смиренномудрія, терпѣпія и любве даруй ми, рабу Твоему.
 
Господи и Владыко живота жоего! Даруй ми духъ цѣломудрія. Быть цѣломудреннымъ — значитъ вообще хранить душу свою отъ всякихъ помысловъ нечистыхъ, частнѣе же — отъ помысловъ сладострастія. Цѣломудріе души и тѣла есть какъ бы свѣжесть и благоуханіе нашей жизни. Цѣломудренный подобенъ растенію, которое рукою заботливаго садовника укрывается отъ палящихъ лучей солнца, защищается отъ сильныхъ порывовъ вѣтра, предохраняется отъ холода, въ мѣру напояется влагою, соблюдается отъ вреда насѣкомыхъ и устраняется даже отъ лишняго прикосновенія къ нему руки любопытнаго. Какъ цѣло, свѣжо, чисто такое растеніе, такъ цѣлъ, свѣжъ и чистъ человѣкъ цѣломудренный. Отъ него какъ бы благоухаетъ жизнію. Въ его присутствіи стыдится обнаруживаться всякая нескромность, и самый порокъ часто теряетъ свою наглость. Такова добродѣтель цѣломудрія, украшеніе всѣхъ возрастовъ, а въ особенности — юности. И объ ней-то часто не заботятся! Сказать ли болѣе: ею иногда пренебрегаютъ, ее хотятъ исключить изъ числа добродѣтелей! Да сохранитъ насъ Богъ отъ такого безумія, ведущаго прямо къ низвращенію всего святаго и прекраснаго на землѣ. О, даруй намъ, Господи, духъ неоцѣнимаго цѣломудрія!
 

Подробнее...

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.) Что такое Православіе?

Въ первый воскресный день Великаго поста наша Церковь празднуетъ торжество Православія — побѣду истиннаго христіанскаго ученія надъ всѣми его извращеніями и искаженіями — ересями и лжеученіями.
 

Подробнее...

Архимандрит Киприан (Керн). Антропология свт. Григория Паламы: Часть первая. Историческая.

Подробнее...

Еп. Іустинъ Полянскій († 1903 г.) Святая Четыредесятница. Поученіе XXII. Въ среду третьей седьмицы Великаго поста, на литургіи.

Господи и Владыко живота моего! Духъ праздности, унынія, любоначалія и празднословія не даждь ми! и проч.
 
Въ продолженіе Великаго поста, мы чаще всего молимся сею молитвою св. Ефрема Сирина. Словъ въ ней немного, но много въ нихъ содержится. Молимся о самомъ главномъ дѣлѣ, которое мы должны совершить въ предлежащее намъ постное время, то-есть избавиться отъ пороковъ и исполниться добродѣтелями; а для сего намъ необходимо зрѣть свои согрѣшенія и не осуждать ближнихъ нашихъ. То же самое мы слышали, во весь постъ, и въ притчахъ Соломоновыхъ, изображающихъ предъ нами гнусность порока и красоту добродѣтели. Итакъ, испрашивая себѣ у Господа вниманія къ своей грѣховности и невниманія къ чужимъ порокамъ, вникнемъ въ смыслъ указанной молитвы.
 

Подробнее...

Митр. Макарій Булгаковъ († 1882 г.) Слова и рѣчи произнесенныя въ 1841-1868 г. Слово въ недѣлю вторую Великаго поста, сказанное въ Предтеченской церкви архіерейскаго дома 16 февраля 1858 года.

Чадо, отпущаются тебѣ грѣси твои (Марк. 2, 5).
 
Принесли къ Господу Іисусу разслабленнаго, — принесли съ полною вѣрою, что Онъ исцѣлитъ и этого несчастнаго, какъ исцѣлялъ безчисленное множество другихъ подобныхъ отъ всякаго рода болѣзней. И что же слышатъ отъ Господа? Прежде всего слышатъ слова Его къ разслабленному: чадо, отпущаются тебѣ грѣси твои. А потомъ-то уже, когда нѣкоторые изъ свидѣтелей начали сомнѣваться въ Его Божественной власти отпущать грѣхи, Онъ присовокупилъ: но да увѣсте, яко власть имать Сынъ человѣческій на земли отпущати грѣхи, тебѣ глаголю: востани, и возми одръ твой, и иди въ домъ твой (Марк. 2, 10-11). Какая мысль скрывается въ этомъ дѣйствіи и въ этихъ изреченіяхъ нашего Спасителя? Та, что между нашими болѣзнями и нашими грѣхами находится самая тѣсная внутренняя связь, что наши болѣзни зависятъ отъ нашихъ грѣховъ, и слѣдовательно, съ другой стороны, должны служить для насъ средствами противъ нашихъ грѣховъ, для нашего нравственнаго блага. Таковъ именно и долженъ быть взглядъ христіанина на человѣческія болѣзни.
 

Подробнее...

Архіеп. Никонъ Рождественскій († 1918 г.) Слово въ недѣлю вторую Великаго Поста и на день кончины въ Бозѣ почившаго Государя Императора Александра Николаевича, 1 марта 1892 г.

И пріидоша къ Нему, носяще разслабленна жилами, носима четырьми... (Марк. 2, 3).
 
Сегодня, возлюбленные о Господѣ братіе, первое марта. Довольно сказать эти два слова, чтобы сердце русское болѣзненно содрогнулось отъ воспоминанія о томъ ужасномъ событіи, которое совершилось одиннадцать лѣтъ назадъ въ это первое марта. Да, уже одиннадцать лѣтъ прошло, какъ въ этотъ день Русская земля оросилась кровью своего Царя-мученика; но пройдутъ и вѣка, а первое марта будетъ вызывать самыя мрачныя воспоминанія, останется темнымъ пятномъ на страницахъ родной исторіи. Кто не помнитъ того ужаса, который охватилъ сердце царелюбиваго народа Русскаго при первой вѣсти о томъ, что его безпредѣльно любимый, такъ много добра сдѣлавшій своему народу Царь — убитъ, убитъ не на полѣ брани, а на мирныхъ стогнахъ Своей столицы, убитъ не иноземною рукою вражьей, а рукою изверга изъ среды сыновъ Своего же народа Русскаго? Эта вѣсть поистиннѣ была громомъ небеснымъ, призывавшимъ Русь Православную къ всенародному покаянію!
 

Подробнее...

Митр. Арсеній Москвинъ († 1876 г.) Слово въ день совершенія общей памяти Кіево-Печерскихъ чудотворцевъ.

Сія врата Господня: праведніи внидутъ въ ня (Псал. 117, 20).
 
Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митр. Киевского и Галицкого. Часть 3. СПб., 1874Да, эти врата пещерныя подлинно неземныя, хотя на землѣ и въ землѣ устроены, и многочисленными ступенями, не безъ труда проходимыми, ведутъ прямо во глубину земли, куда и среди бѣлаго дня не проникаетъ свѣтъ солнечный и никогда, прежде того, не достигала нога человѣческая, — но врата небесныя, Господни: потому что всѣхъ, проходившихъ ими съ искреннимъ желаніемъ своего спасенія, претворяли изъ человѣковъ плотскихъ въ духовныхъ, изъ земныхъ въ небесныхъ, возвышали ихъ духъ, воспламеняли сердце, воскрыляли молитву.
 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus