Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Епископ Александр (Милеант). Господь Иисус Христос - Спаситель Мира

"Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную"

(Ин 3:16)

Подробнее...

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.) «Се Женихъ грядетъ въ полунощи...»

Какъ проникновенно звучитъ это пѣснопѣніе, вводящее насъ въ спасительные дни воспоминаній Страстей Христовыхъ!
 
«Велегласно, косно и со сладкопѣніемъ», то-есть: «громко, протяжно и съ умилительностью», какъ требуетъ Церковный Уставъ, по три раза повторяется оно за утреней въ первые три дня Страстной Седмицы. Этимъ подчеркивается особая значительность и важность этого пѣснопѣнія и тѣсная связь его съ событіями, воспоминаемыми въ Страстную седмицу.
 

Подробнее...

Архіеп. Симонъ (Виноградовъ) († 1933 г.) Слово въ недѣлю Ваій, 11/24 апрѣля 1932 г.

За шесть дней до Пасхи пришелъ Іисусъ въ Виѳанію, гдѣ былъ Лазарь умершій, котораго Онъ воскресилъ изъ мертвыхъ. Тамъ приготовили Ему вечерю и Марѳа служила Ему, а Лазарь былъ однимъ изъ возлежавшихъ съ Нимъ (Іоан. 12, 1-2).
 

Подробнее...

Еп. Іустинъ Полянскій († 1903 г.) Святая Четыредесятница. Поученіе XXXI. Въ среду шестой седьмицы Великаго поста, на литургіи. Не уклони сердце мое въ словеса лукавствія, непщевати вины о грѣсѣхъ.

Весьма трогательно и въ высшей степени умилительно святая Церковь, въ продолженіе Великаго поста, на преждеосвященныхъ литургіяхъ, поетъ, при открытыхъ царскихъ вратахъ, стихи 140 псалма: Да исправится молитва моя.... Господи, воззвахъ къ Тебѣ, услыши мя... Положи, Господи, храненіе устамъ моимъ... и Не уклони сердце мое въ словеса лукавствія... Въ первомъ стихѣ содержится молитва о самой молитвѣ нашей, чтобы она всегда была исправна; во второмъ — чтобы Господь услышалъ наши молитвы; въ третьемъ — чтобы положилъ храненіе устамъ нашимъ, да не согрѣшаемъ языкомъ нашимъ, разсѣивающимъ все наше внутреннее добро; въ четвертомъ — чтобы не уклонялъ сердца наши въ словеса лукавствія, непщевати вины о грѣсѣхъ нашихъ. И на это-то послѣднее нужно намъ обратить особенное вниманіе.
 

Подробнее...

Митр. Антоній Вадковскій († 1912 г.) Поученіе въ праздникъ Благовѣщенія, произнесенное въ церкви С.-Петербургской Духовной Академіи 25 марта 1888 года.

Какой нынѣ свѣтлый, торжественный и радостный праздникъ! И ангелы и люди, и небо и земля, — всѣ соединяются нынѣ въ одинъ нераздѣльный хоръ, славословящій великое Божіе къ людямъ благоволеніе! Радуйся, Благодатная, Господь съ Тобою! съ трепетнымъ восторгомъ взываетъ архангелъ Гавріилъ Пресвятой Дѣвѣ Маріи. Благовѣствуй, земле, радость велію, хвалите, небеса, Божію славу! воспѣваетъ устами вѣрующихъ святая православная Церковь. Итакъ, вездѣ — и у ангеловъ и у людей, и на небѣ и на землѣ — нынѣ радость велія. Но болѣе всѣхъ, конечно, въ благоговѣйномъ чувствѣ молитвеннаго благодаренія Богу за Его неизреченную любовь къ Своему творенію долженъ проникаться этою высокою духовною радостію родъ человѣческій, народъ христіанскій. Ибо днесь спасенія нашего главизна и еже отъ вѣка таинства явленіе: Сынъ Божій Сынъ Дѣвы бываетъ. Вотъ гдѣ причина и источникъ этой неизглаголанной радости, которою ликуетъ нынѣ вся вселенная: Сынъ Божій Сынъ Дѣвы бываетъ и Гавріилъ благодать благовѣствуетъ! Возрадуемся же и мы, братіе и добрые други мои, этою духовною радостію и воспоемъ Пресвятой Дѣвѣ Маріи этотъ привѣтственный архангельскій гласъ: радуйся, Благодатная, Господь съ Тобою!
 

Подробнее...

Еп. Виссаріонъ (Нечаевъ) († 1905 г.) Соблюденіе устава о постѣ. Поученіе въ пятницу шестой седмицы Великаго поста.

Въ сей день, какъ воспѣваетъ Церковь, совершилась душеполезная Четыредесатница. Четыредесятница такъ называется потому, что продолжается ровно сорокъ дней, начиная съ понедѣльника первой седмицы Великаго поста до пятницы шестой седмицы. Душеполезною она называется потому, что соединяется съ подвигами поста и покаянія, спасительпыми для тѣхъ, которые совершаютъ эти подвиги со смиреніемъ, терпѣніемъ и самоотверженіемъ. Есть не мало христіанъ, которые и въ наше время, небогатое благочестіемъ, время Четыредесатницы проводятъ согласно съ уставомъ церковнымъ и по внѣшнему поведенію, и по внутреннимъ, душевнымъ расположеніямъ. Но особенно строго проводили св. Четыредесятницу и Страстную седмицу наши предки. По свидѣтельству очевидца [1], въ половинѣ семнадцатаго вѣка въ Москвѣ такъ была проводима первая седмица Великаго поста: «съ ранняго утра понедѣльника до среды, въ теченіе трехъ дней, не бываетъ у москвичей ни купли, ни продажи, не открываютъ никакихъ лавокъ, ни масляныхъ, ни въ особенности такихъ, гдѣ продаются съѣстные припасы. По обычаю, царь и царица постятся эти три дня, усердно посѣщаютъ службы въ церквахъ ночью и днемъ, предаваясь молитвенному бдѣнію, совершая поклоны и соблюдая строгое воздержаніе. Наконецъ, отстоявъ обѣдню въ среду, царь разговѣлся сладкимъ компотомъ, при чемъ послалъ его для раздачи вельможамъ. Затѣмъ онъ опять постился отъ этого дня до поздняго утра субботы, когда, отстоявъ обѣдню, пріобщился св. Таинъ, вкусилъ антидоръ и затѣмъ позавтракалъ. 
 

Подробнее...

Прот. Валентинъ Амфитеатровъ († 1908 г.) Слово въ день Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы. Благовѣстите день отъ дне спасеніе Бога нашего (Прокименъ службы Благовѣщенія).

Земля не осталась безмолвною при благой вѣсти съ неба, которой ждали нѣсколько тысячелѣтій, и благовѣствовала радость велію — въ лицѣ многихъ земнородныхъ, достойно послужившихъ тайнѣ благовѣщенія. Пресвятая Дѣва первая услышала благовѣстіе отъ Архангела, первая глубоко оное и запечатлѣла въ своемъ сердцѣ. Приняли его съ любовью и ревностно благовѣствовали «день ото дне» всему міру апостолы, исповѣдники, мученики, пастыри и учители, и всѣ истинные послѣдователи Христовы словомъ и письменами, жизнью и смертью. И многіе избранники приняли благовѣстіе ихъ благимъ сердцемъ. Но не всѣ приняли благую вѣсть о спасеніи. Одни встрѣтили ее злорѣчіемъ, осмѣяніемъ и клеветами, другіе слово благовѣстія старались связать оковами, сжечь въ огнѣ, потопить въ крови, зарыть въ могилахъ исповѣдниковъ. Какъ въ наше время встрѣчается и принимается благовѣстіе спасенія? находитъ ли оно живое сочувствіе въ сердцахъ всѣхъ христіанъ? И въ наше время, благодареніе Богу, есть истинные послѣдователи Евангелія, которые истинами его дорожатъ больше, чѣмъ всякими другими, имѣющими интересъ временный. 
 

Подробнее...

Еп. Іустинъ Полянскій († 1903 г.) Святая Четыредесятница. Поученіе XXXII. Въ пятокъ шестой седьмицы Великаго поста, на литургіи.

Душеполезную совершивше четыредесятницу, и святую седьмицу страсти Твоея просимъ видѣти, Человѣколюбче, еже прославити въ ней величіе Твое, и неизреченное насъ ради смотрѣніе Твое, единомудренно вопіюще: Господи, слава Тебѣ!

Подробнее...

Свт. Иннокентій, архіеп. Херсонскій († 1857 г.) Великій постъ. Слово въ субботу Лазареву.

Настоящій праздникъ можно назвать праздникомъ дружества. Іисусъ говоритъ: Лазарь, другъ нашъ, успе (Іоан. 11, 11), и спѣшитъ въ Виѳанію, не смотря на опасность тамъ для своей жизни отъ іудеевъ. Ученики говорятъ также: идемъ и мы, да умремъ съ Нимъ (Іоан. 11, 16), то-есть, говорятъ то, что могла внушать токмо самая пламенная дружба къ Лазарю. О Марѳѣ и Маріи, сестрахъ его, не возможно и сомнѣваться: ихъ душа и сердце какъ бы погребены вмѣстѣ съ братомъ и другомъ. Самые фарисеи, забывъ свои лицемѣрные виды и разсчеты, пришли въ Виѳанію не для чего другаго, какъ да утѣшать сестеръ о смерти брата. А при гробѣ Лазаря — тутъ Іисусъ даже прослезился, — и конечно не отъ унынія и печали, ибо сейчасъ скажетъ: Лазаре, гряди вонъ, а отъ любви и дружбы, для коихъ тяжело видѣть и на одну минуту возлюбленнаго своего въ гробѣ, среди праха и тлѣнія. — Посему-то самые іудеи заговорятъ: виждь, како любляше его (Іоан. 11, 36)! — Итакъ, говорю, праздникъ настоящій можно, по всей справедливости, назвать праздникомъ дружбы.
 

Подробнее...

Архим. Антонинъ (Капустинъ) († 1894 г.) Слово въ субботу шестой недѣли Великаго поста. Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просимъ видѣти, Человѣколюбче (Стихира Субботы Ваій).

Какъ все преходящее, прошла и св. Четыредесятница, казавшаяся намъ въ началѣ своемъ столько длинною, такою тяжелою! — Съ тѣхъ поръ, какъ человѣкъ суетѣ уподобися (Псал. 143, 4), своимъ суетливымъ взглядомъ на ходъ и порядокъ вещей, онъ самое время вводитъ въ рядъ обыкновенныхъ предметовъ своего занятія — любимыхъ или нелюбимыхъ, вожделѣнныхъ или непріятныхъ. Но время, не смотря и на его любовь и на его нелюбовь, влечетъ его за собою со всѣми его радостями и скорбями, страстями и пороками, надеждами и воспоминаніями, — не давая ему ни на минуту остановиться среди, безпрерывно движущагося и волнующагося, потока обстоятельствъ, — уравнивая и умиряя собою мало-по-малу всякое новое, необыкновенное состояніе души его. Такъ, привыкшую къ обыкновенному чину жизни, душу занимало (но болѣе тяготило) и наступленіе Четыредесятницы. Она грозила намъ новымъ родомъ пищи, новымъ образомъ жизни домашней и общественной, новымъ церковнымъ чинопослѣдованіемъ — не столько веселымъ и радостнымъ, новымъ состояніемъ совѣсти — довольно не легкимъ для души грѣхолюбивой, и т. под. 
 

Подробнее...

Еще статьи...

Навигация

Система Orphus