Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Еп. Виссаріонъ Нечаевъ († 1905 г.) Единеніе вѣрующихъ. Поученіе въ недѣлю отцевъ перваго Вселенскаго собора.

Не о сихъ же молю токмо, но и о вѣрующихъ словесе ихъ ради въ Мя, да вси едино будутъ: якоже Ты Отче во Мнѣ, и Азъ въ Тебѣ, да и тіи въ Насъ едино будутъ (Іоан. 17, 20-21).
 
Сіи слова содержатся въ первосвященнической молитвѣ Господа Іисуса, произнесенной наканунѣ крестной смерти Его. Часть этой молитвы вошла въ составъ сегоднешняго евангельскаго чтенія и содержитъ въ себѣ ходатайство Іисуса Христа преимущественно за Апостоловъ; но приведенныя слова тойже части молитвы относятся не къ однимъ апостоламъ, но и ко всѣмъ имѣющимъ увѣровать въ Него по ихъ слову, по дѣйствію ихъ проповѣди. Какого же блага Христосъ испрашиваетъ у Бога Отца вѣрующимъ въ Сына Его? Блага духовнаго, единенія между ними, подобнаго тому, какое существуетъ въ единеніи Бога Отца и Сына. Идетъ рѣчь о единеніи вѣрующихъ въ любви, образомъ которой должна служить для нихъ высочайшая любовь между Богомъ Отцемъ и Сыномъ. 
 

Подробнее...

Прот. Леонидъ Колчевъ († 1944 г.) Поученіе въ недѣлю Святыхъ Отецъ. Евангеліе отъ Іоанна, зач. 56 (XVII, 1-13).

Въ нынѣ прочитанномъ евангеліи предлагается нашему вниманію первосвященническая молитва Іисуса Христа, гдѣ Онъ молится Отцу о своихъ ученикахъ, имѣющихъ лечь въ основаніе созданной Имъ Церкви, въ которой Онъ Самъ и краеугольный камень, начало и конецъ, Альфа и Омега. Нуждались въ этой молитвѣ ученики, а еще болѣе ихъ преемники-пастыри и учители Церкви. Задача ихъ состоитъ въ томъ, чтобы врученное каждому изъ нихъ стадо словесныхъ овецъ привести въ обители вѣчнаго спасенія. Се-же есть животъ вѣчный, — говоритъ Господь, — да знаютъ Тебе, Единаго истиннаго Бога, и Его-же послалъ еси Іисусъ Христа.
 

Подробнее...

Митр. Макарій (Булгаковъ) († 1882 г.) Слова и рѣчи произнесенныя въ 1841-1868 г. Слово въ недѣлю св. отецъ, сказанное въ Предтеченской церкви архіерейскаго дома 4-го мая 1858 года.

Се есть животъ вѣчный, да знаютъ тебе единаго истиннаго Бога, и Егоже послалъ еси Іисусъ Христа (Іоан. 17, 3).
 
Такъ мало, повидимому, требуется отъ насъ для достиженія живота вѣчнаго: знать и содержать только два догмата — одинъ о Богѣ истинномъ, другой объ Іисусѣ Христѣ. Но если мы внимательнѣе разсмотримъ, чтó значитъ знать единаго истиннаго Бога и посланнаго Имъ Іисуса Христа: то убѣдимся, что отъ насъ требуется для достиженія живота вѣчнаго — знать и содержать не два, а всѣ догматы христіанства и содержать именно такъ, какъ ихъ содержитъ и преподаетъ св. православная каѳолическая Церковь.
 

Подробнее...

Архіеп. Макарій Миролюбовъ († 1894 г.) Слово въ недѣлю седьмую по Пасхѣ.

Сіи вси (Апостолы) бяху терпяще единодушно въ молитвѣ и моленіи, съ женами и съ Маріею Матерію Іисусовою, и съ братіею Его (Дѣян. 1, 14).
 
Въ настоящее время мы находимся между двумя празднествами: Вознесеніемъ Господа нашего Іисуса Христа и Сошествіемъ Святаго Духа на Апостоловъ. Одного небеснаго Гостя мы проводили на небо, а другаго подобнаго Гостя ожидаемъ къ себѣ съ неба. Чтó же должны думать мы о томъ и другомъ небесномъ Гостѣ? Какими чувствами должна быть наполнена душа наша? Какъ должны вести себя мы по отношенію къ тому и другому Лицу?
 

Подробнее...

Еп. Алексій Новоселовъ († 1880 г.) Слово въ день Вознесенія Господня. Ангели вхожденіе Владыки зряще ужасахуся, како со славою взятся отъ земли на горняя.

Господь нашъ Іисусъ Христосъ, послѣ крестной смерти Своей воскресши въ третій день, въ продолженіи только сорока дней являлся возлюбленнымъ Своимъ ученикамъ и апостоламъ, говоря о царствіи Божіемъ (Дѣян. 1, 3). Въ послѣдній день отшествія Своего къ Богу Отцу, Онъ является имъ во Іерусалимѣ, беретъ ихъ съ Собою, проходитъ стогнами Христоубійственнаго города еще какъ Спаситель, желая собрать расточенныхъ Израильтянъ, пролившихъ кровь Его, какъ собираетъ кокошъ птенцевъ своихъ подъ крылья (Матѳ. 23, 37). Но исполненный кровей Іерусалимъ не разумѣваетъ времене посѣщенія своего (Лук. 19, 44), а потому, оставляя ожесточеннымъ невѣріемъ іудеямъ домъ ихъ пустъ (Матѳ. 23, 38), Христосъ съ апостолами и другими, бывшими съ Нимъ, выходитъ изъ Іерусалима вонъ до Виѳаніи, возводитъ ихъ на гору Елеонскую освященную многократнымъ пребываніемъ и моленіемъ Его; и мѣсто, гдѣ начались Его страданія тугою, равною смерти, дѣлаетъ мѣстомъ Своего прославленія, воздвигъ руцѣ Свои и благослови ихъ, говоритъ Евангелистъ Лука, и бысть, егда благословляше ихъ, отступи отъ нихъ, и возношашеся на небо (Лук. 24, 50-51). 
 

Подробнее...

Митр. Арсеній (Москвинъ) († 1876 г.) Слово въ день Вознесенія Господня. Господь же по глаголаніи Его къ нимъ, вознесеся на небо, и сѣде одесную Бога (Марк. 16, 19).

Послѣ того, какъ Совершитель нашего спасенія совершилъ дѣло, еже далъ есть Ему Отецъ небесный, да сотворитъ, — оградивъ учениковъ своихъ Божественною силою, оставилъ Онъ ихъ на землѣ и возшелъ на небеса къ Отцу Своему. Господь же, по глаголаніи Его къ нимъ, вознесеся на небо, и сѣде одесную Бога.
 

Подробнее...

Прот. Василій Бандаковъ († 1890 г.) 33. Поученіе на день Вознесенія Господня.

Однажды Господь сказалъ: егда вознесенъ буду вся привлеку къ Себѣ (Іоан. 12, 32). Итакъ, если Господь вознесся на небо, то всѣхъ и все привлечетъ къ Себѣ. Гдѣ Глава, тамъ должны быть и члены; а Господь есть Глава наша; — за Главою должны стремиться и мы — члены Его. Глава наша Іисусъ Христосъ на небѣ — и мы туда должны подняться; — тѣмъ это удобнѣе, что Онъ Самъ насъ туда влечетъ; не приглашаетъ, а влечетъ, тянетъ насъ, какъ бы противъ воли нашей. Что-жъ мы, христіане, упорствуемъ? Почто мы отказываемся итти на небо? Господь хочетъ вознести насъ и все наше, — тѣло наше, душу нашу, и даже всѣ сокровища наши. Хотите домъ имѣть на небѣ? 
 

Подробнее...

Еп. Гавріилъ Голосовъ († 1916 г.) Слово на день Вознесенія Господня. Христосъ умерый, паче же и воскресый, Иже и есть одесную Бога Отца, Иже и ходатайствуетъ о насъ (Рим. 8, 34).

Святый Апостолъ Павелъ сими словами учитъ насъ, что Господь нашъ Іисусъ Христосъ, совершивши на землѣ великое дѣло нашего оправданія и спасенія, по воскресеніи Своемъ вознесся отъ насъ на небо и тамъ ходатайствуетъ за насъ, подлежащихъ осужденію, предъ правосудіемъ Божіимъ за грѣхъ первородный и за наши личныя преступленія. Получивъ въ воскресшемъ Господѣ освященіе, мы по Его неизреченному милосердію, дѣлаемся общниками въ заслугахъ и святости своего Господа и становимся достойными вѣчнаго соединенія съ Нимъ въ небесномъ Его царствѣ. Эти истины предъ нами въ настоящій праздникъ подробно и съ очевидною ясностію раскрываются святою Церковію въ ея священныхъ пѣснопѣніяхъ. О самомъ вознесеніи Господа слово Божіе сообщаетъ намъ (Марк. 16, 19-20; Лук. 24, 49-53; Дѣян. 1, 1-12), что преславное вознесеніе Господне совершилось при такихъ обстоятельствахъ: наступилъ сороковой день отъ воскресенія Господа нашего Іисуса Христа и оставалось только 9 дней до Пятидесятницы Іудейской. Тогда всѣ Апостолы были собраны въ Іерусалимѣ вмѣстѣ съ Пречистою Богоматерію, женами — мѵроносицами и сродниками Господними по плоти. 
 

Подробнее...

Митр. Арсеній (Москвинъ) († 1876 г.) Слово въ день Вознесенія Господня. Идѣже трупъ, тамо соберутся и орли (Лук. 17, 37).

Вознесшійся отъ насъ на небеса Спаситель нашъ во время благовѣстія своего на земли, не позабылъ упомянуть и о вознесеніи избранныхъ своихъ туда же. Говоря о второмъ своемъ пришествіи на землю, судить живыхъ и мертвыхъ, Онъ упомянулъ объ имѣющемъ быть тогда внезапномъ раздѣленіи избранныхъ Божіихъ отъ нечестивыхъ, въ слѣдующихъ словахъ: два будета на одрѣ единомъ, — единъ поемлется, а другій оставляется; будетѣ двѣ вкупѣ мелющѣ, — едина поемлется, а другая оставляется; два будета на селѣ, — единъ поемлется, а другій оставляется (Лук. 17, 34-36). То есть, не удержитъ тогда мужъ жену, и жена мужа, когда на самомъ ложѣ, въ самыхъ объятіяхъ постигнетъ ихъ сіе раздѣленіе; не удержитъ рабъ своего вѣрнаго сотрудника на селѣ, и рабыня любезную свою сотрудницу при жерновахъ, если только одна изъ нихъ будетъ изъ числа избранныхъ Божіихъ, а другая изъ числа нечестивыхъ.
 

Подробнее...

Акафист святым равноапостольным Мефодию и Кириллу, учителем словенским

Кондак 1

Избраннии от Царя сил Господа Иисуса во апостоли языком словенским, Мефодие и Кирилле богомудрии, песньми восхваляем вас, пред­стателей наших; вы же, яко имущии дерзно­вение ко Господу, от всяких нас напастей предстательством вашим свободите, зовущих: Радуйтеся, Мефодие и Кирилле, язык словен­ских апостоли и богомудрии учителие.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus