Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Архим. Пантелеимонъ (Нижникъ) († 1984 г.) Поученія на всѣ воскресные дни года. Недѣля св. апостола Ѳомы.

9. Назидательные уроки изъ евангельской исторіи о явленіи воскресшаго Господа святому апостолу Ѳомѣ.
 
Въ нынѣ чтенномъ Евангеліи повѣствуется, братія, весьма замѣчательное, а вмѣстѣ назидательное и утѣшительнѣйшее для насъ событіе. Вечеромъ въ день свѣтлаго воскресенія Христова, говоритъ св. евангелистъ Іоаннъ, когда двери того дома, въ которомъ собрались ученики Христовы, были заперты изъ опасенія іудеевъ, вдругъ пришелъ Іисусъ Христосъ и, ставши посреди учениковъ, сказалъ имъ: миръ вамъ! Сказавши это, Онъ показалъ имъ руки, ноги, ребра Свои. Ученики весьма обрадовались, увидѣвши Господа. Но когда они возвѣстили Ѳомѣ, котораго тогда не было съ ними, что они видѣли воскресшаго Господа, то онъ отвѣтилъ имъ: если я не увижу на рукахъ Его ранъ отъ гвоздей и не вложу перста моего въ нихъ, и руки моей въ ребра Его, не повѣрю Его воскресенію. Послѣ сего, спустя восемь дней, ученики опять собрались въ одномъ домѣ, и Ѳома былъ съ ними. Тогда опять явился имъ Іисусъ Христосъ и, пожелавъ имъ по прежнему мира, сказалъ ап. Ѳомѣ: принеси перстъ свой семо, и виждь руцѣ Мои: и принеси руку твою, и вложи въ ребра Мои: и не буди не вѣренъ, но вѣренъ. Исполнивъ это, Ѳома убѣдился въ воскресеніи Спасителя и воскликнулъ: Господь мой и Богъ мой! А Іисусъ Христосъ сказалъ ему: ты повѣрилъ, когда увидѣлъ Меня: блаженны не видѣвшіе и увѣровавшіе (Іоан. 20, 19-29).
 

Подробнее...

Митр. Сергій (Ляпидевскій) († 1898 г.) Слово во вторникъ свѣтлыя седмицы. Не сердце ли наше горя бѣ въ насъ, егда глаголаше нама на пути? (Лук. 24, 32).

Лука и Клеопа, на пути въ Эммаусъ, нѣсколько часовъ шли вмѣстѣ съ Спасителемъ, и не узнавали Его. Уже только въ часъ вечерняго отдохновенія и преломленія хлѣба они Его узнали; но какъ скоро узнали, Онъ сталъ имъ невидимъ, и они съ сожалѣніемъ сказали другъ другу: «не горѣло ли въ насъ сердце, когда говорилъ Онъ съ нами на пути?»
 
Каждому изъ насъ свыше предназначено то мѣсто селенія, въ которомъ день нашей земной жизни склониться долженъ къ вечеру. Но каждый, прежде нежели придетъ на мѣсто упокоенія, долженъ совершить болѣе или менѣе долгій, жизненный путь. Спросимъ же и мы себя: не горитъ ли наше сердце таящимся свѣтомъ того ощущенія, что Самъ Господь идетъ съ нами и намъ глаголетъ на пути?
 

Подробнее...

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.) «Воскресенія день — просвѣтимся, людіе!..» (Къ празднику Святой Пасхи и предстоящему Собору Епископовъ.)

«Воскресенія день — просвѣтимся, людіе! Пасха, Господня Пасха! Отъ смерти бо къ жизни, и отъ земли къ небеси Христосъ Богъ насъ преведе, побѣдную поющыя» — такъ ликующе-радостно поетъ св. Церковь въ празднуемый нынѣ великій и пресвѣтлый день Воскресенія Христова (Канонъ Пасхи, пѣснь 1-я).
 
Въ этихъ немногихъ словахъ объяснено намъ   в с е:   п о ч е м у   мы такъ радуемся и ликуемъ въ день этого дивнаго, несравненнаго Свѣтлаго Праздника — подлинно «праздниковъ Праздника и Торжества торжествъ»!
 

Подробнее...

Прот. Сергій Четвериковъ (†1947 г.)

«Воскресенія день!»
 
Сегодня величайшій праздникъ у насъ, христіанъ! Сегодня Господь нашъ Іисусъ Христосъ «изъ гроба, печати не рушивъ, воскресе»! Сегодня расторглась преграда между небомъ и землею! Ангелы и человѣки совмѣстно ликуютъ! Церковь прославляетъ нынѣшнюю ночь, воспѣвая: «Яко воистину священная и всепразднественная сія спасительная нощь, и свѣтозарная, свѣтоноснаго дне востанія сущи провозвѣстница, въ ней же безлѣтный Свѣтъ изъ гроба плотски всѣмъ возсія». И не только св. жены мѵроносицы, не только св. апостолы еще невѣрующіе отъ радости и чудящіеся (Лук. 24, 41), не только вся св. Церковь, но и весь міръ видимый и невидимый нынѣ ликуетъ. «Днесь всяка тварь веселится и радуется, яко воскресе Христосъ!» «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднуетъ же міръ видимый же весь и невидимый, Христосъ бо возста, веселіе вѣчное!» «Нынѣ вся исполнишася свѣта, небо же и земля и преисподняя, да празднуетъ убо вся тварь возстаніе Христово, въ Немъ же утверждаемся». И по народной примѣтѣ, само солнце сегодня весело играетъ, трепеща и переливаясь всѣми цвѣтами радуги. А сердца вѣрующихъ переполнены сегодня необычайной свѣтлой тишиною, чистотою и радостью и взаимнымъ братскимъ благоволеніемъ.
 

Подробнее...

Прот. Сергій Булгаковъ († 1944 г.) Веселимся Божественнѣ! Радость Моя въ васъ будетъ и радость ваша исполнится (Іоан. 15, 11). Пріидите... божественнаго веселія... Царствія Христова пріобщимся (Пасх. Кан. пѣсн. 8, троп. 1-й).

Христосъ Воскресе!
 
Въ пасхальную ночь, когда крестный ходъ, обойдя храмъ, останавливается передъ закрытыми дверями, въ душахъ проходитъ неуловимое во времени, но духовно значительное мгновеніе нѣкоего недоумѣвающаго, вопрошающаго молчанія: «кто отвалитъ намъ камень отъ двери гроба» (Марк. 16, 3)? и явится ли гробъ пустъ, ибо воскресе Христосъ? И когда отверзаются двери предъ знаменіемъ креста и входимъ въ сверкающій огнями храмъ при пѣніи ликующаго пасхальнаго гимна, сердца наши заливаетъ радость, ибо Христосъ воскресе изъ мертвыхъ. И тогда совершается пасхальное чудо въ душахъ нашихъ. Ибо мы «видимъ Христово воскресеніе». «Очистивъ чувстаія» зримъ «Христа блистающагося» и «приступаемъ исходящу Христу изъ гроба яко жениху». Мы тогда теряемъ сознаніе того, гдѣ мы находимся, выходимъ изъ себя самихъ въ остановившемся времени, входимъ въ субботство «покоя народа Божія» (Евр. 4, 9-10). Въ сіяніи бѣлаго луча пасхальнаго погасаютъ земныя краски, и душа зритъ только неприступный свѣтъ воскресенія: нынѣ вся исполнишася свѣта, небо же и земля и преисподняя. Въ пасхальную ночь подается человѣку въ предвареніи увѣдать жизнь будущаго вѣка, вступитъ въ царство Славы, въ царствіе Божіе. 
 

Подробнее...

Архіеп. Димитрій (Муретовъ) († 1883 г.) Слова и Бесѣды на праздники Господскіе. 25. Слово во вторникъ св. Пасхи. Воскресенія день, просвѣтимся людіе, Пасха, Господня Пасха!

Такъ, это истинная наша Пасха — прехожденіе изъ земли египетскаго рабства въ благодатную землю обѣтованія, изъ области діавола въ благословенное царство Божіе, отъ работы грѣху и страстямъ въ свободу благодати и жизни богоподобной, изъ состоянія отчужденія отъ Бога и проклятія въ состояніе благословенія и усыновленія Отцу небесному, отъ осужденія смерти во оправданіе жизни, отъ вѣчной погибели къ вѣчному избавленію, изъ состоянія рабовъ неключимыхъ въ свободу славы чадъ Божіихъ. Пасха, Господня Пасха: отъ смерти бо къ жизни, и отъ земли къ небеси Христосъ Богъ насъ преведе. Не за Себя и не для Себя страдалъ и умеръ Господь нашъ Іисусъ Христосъ, не для Себя и воскресъ изъ мертвыхъ. 
 

Подробнее...

Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. Светлый праздник святой Пасхи

Тропарь, глас 5

Христо?с воскре?се из ме?ртвых, сме?ртию смерть попра?в и су?щим во гробе?х живо?т дарова?в.

 

Кондак, глас 8

А?ще и во гроб снизше?л еси?, Безсме?ртне, но а?дову разруши?л еси? си?лу и воскре?сл еси?, яко Победи?тель, Христе? Бо?же, жена?м мироно?сицам веща?вый: ра?дуйтеся, и Твои?м апо?столом мир да?руяй, па?дшим подая?й воскресе?ние.

Подробнее...

Схиархимандрит Иоанн (Маслов). Пасха. Светлое Христово Воскресение

СОДЕРЖАНИЕ

Подробнее...

Прот. Ѳеодоръ Титовъ († 1935 г.) Слово въ Великій четвертокъ, при освященіи мѵра [1].

Ядущимъ же имъ, пріемь Іисусъ хлѣбъ и благословивъ преломи, и даяше ученикомъ и рече: пріимите, ядите, сіе есть тѣло Мое. И пріемь чашу и хвалу воздавъ, даде имъ, глаголя: пійте отъ нея вси, сія бо есть кровь Моя новаго завѣта, яже за многія изливаема во оставленіе грѣховъ (Матѳ. 26, 26-28).
 

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Полный годовой кругъ словъ, поученій и бесѣдъ. Поученіе въ великую среду.

Братія! нынѣшній день есть день преданія на страданія и смерть Господа и Спаса нашего Іисуса Христа.
 
Души вѣрныя, умѣющія цѣнить и чувствовать величайшее самопожертвованіе для нашего спасенія общаго всѣмъ намъ Господа и друга! Храните преимущественно съ нынѣшняго дня сердце ваше самымъ тщательнымъ образомъ для Него единаго и не давайте овладѣвать собою ничему мірскому, тлѣнному, никакой страсти. Докажите, что и вы умѣете отвѣчать на любовь — любовью, что вы — истинные христіане и изъ любви ко Христу можете побдѣть съ Нимъ, т. е. пободрствовать надъ своимъ сердцемъ, хотя нѣсколько часовъ, въ которые Онъ одинъ пилъ за насъ чашу гнѣва небеснаго. Введите вѣрою въ сердца ваши Христа Господа, страждущаго за насъ, страдайте тамъ — въ своемъ сердцѣ — вмѣстѣ съ Нимъ; приведите на память грѣхи ваши, сокрушайтесь и, если можете, плачьте объ нихъ. Себе плачите (Лук. 23, 28), говоритъ Господь. Посылайте свои вздохи и слезы ко Христу, и это будетъ самая пріятная жертва страждущему за насъ Господу: вы вскорѣ ощутите въ сердцѣ своемъ благоволеніе Его къ вамъ за сердечный свой даръ: миръ въ душѣ, превосходяй всякъ умъ (Флп. 4, 7), и небесная тихая радость возвѣстятъ вамъ, что ваша жертва сердца сокрушеннаго и смиреннаго не уничижена, а принята Господомъ въ пренебесный и мысленный Его жертвенникъ.
 

Подробнее...

Еп. Іустинъ (Полянскій) († 1903 г.) Святая Четыредесятница. Поученіе XXXVI. Во вторникъ Страстной седмицы, на литургіи.

Чертогъ Твой вижду, Cпасе мой, украшенный, и одежды не имамъ, да вниду въ онь: просвѣти одѣяніе души моея, Свѣтодавче, и спаси мя (Свѣтиленъ).
 

Подробнее...

Епископ Александр (Милеант). Господь Иисус Христос - Спаситель Мира

"Бог так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную"

(Ин 3:16)

Подробнее...

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.) «Се Женихъ грядетъ въ полунощи...»

Какъ проникновенно звучитъ это пѣснопѣніе, вводящее насъ въ спасительные дни воспоминаній Страстей Христовыхъ!
 
«Велегласно, косно и со сладкопѣніемъ», то-есть: «громко, протяжно и съ умилительностью», какъ требуетъ Церковный Уставъ, по три раза повторяется оно за утреней въ первые три дня Страстной Седмицы. Этимъ подчеркивается особая значительность и важность этого пѣснопѣнія и тѣсная связь его съ событіями, воспоминаемыми въ Страстную седмицу.
 

Подробнее...

Архіеп. Симонъ (Виноградовъ) († 1933 г.) Слово въ недѣлю Ваій, 11/24 апрѣля 1932 г.

За шесть дней до Пасхи пришелъ Іисусъ въ Виѳанію, гдѣ былъ Лазарь умершій, котораго Онъ воскресилъ изъ мертвыхъ. Тамъ приготовили Ему вечерю и Марѳа служила Ему, а Лазарь былъ однимъ изъ возлежавшихъ съ Нимъ (Іоан. 12, 1-2).
 

Подробнее...

Еп. Іустинъ Полянскій († 1903 г.) Святая Четыредесятница. Поученіе XXXI. Въ среду шестой седьмицы Великаго поста, на литургіи. Не уклони сердце мое въ словеса лукавствія, непщевати вины о грѣсѣхъ.

Весьма трогательно и въ высшей степени умилительно святая Церковь, въ продолженіе Великаго поста, на преждеосвященныхъ литургіяхъ, поетъ, при открытыхъ царскихъ вратахъ, стихи 140 псалма: Да исправится молитва моя.... Господи, воззвахъ къ Тебѣ, услыши мя... Положи, Господи, храненіе устамъ моимъ... и Не уклони сердце мое въ словеса лукавствія... Въ первомъ стихѣ содержится молитва о самой молитвѣ нашей, чтобы она всегда была исправна; во второмъ — чтобы Господь услышалъ наши молитвы; въ третьемъ — чтобы положилъ храненіе устамъ нашимъ, да не согрѣшаемъ языкомъ нашимъ, разсѣивающимъ все наше внутреннее добро; въ четвертомъ — чтобы не уклонялъ сердца наши въ словеса лукавствія, непщевати вины о грѣсѣхъ нашихъ. И на это-то послѣднее нужно намъ обратить особенное вниманіе.
 

Подробнее...

Митр. Антоній Вадковскій († 1912 г.) Поученіе въ праздникъ Благовѣщенія, произнесенное въ церкви С.-Петербургской Духовной Академіи 25 марта 1888 года.

Какой нынѣ свѣтлый, торжественный и радостный праздникъ! И ангелы и люди, и небо и земля, — всѣ соединяются нынѣ въ одинъ нераздѣльный хоръ, славословящій великое Божіе къ людямъ благоволеніе! Радуйся, Благодатная, Господь съ Тобою! съ трепетнымъ восторгомъ взываетъ архангелъ Гавріилъ Пресвятой Дѣвѣ Маріи. Благовѣствуй, земле, радость велію, хвалите, небеса, Божію славу! воспѣваетъ устами вѣрующихъ святая православная Церковь. Итакъ, вездѣ — и у ангеловъ и у людей, и на небѣ и на землѣ — нынѣ радость велія. Но болѣе всѣхъ, конечно, въ благоговѣйномъ чувствѣ молитвеннаго благодаренія Богу за Его неизреченную любовь къ Своему творенію долженъ проникаться этою высокою духовною радостію родъ человѣческій, народъ христіанскій. Ибо днесь спасенія нашего главизна и еже отъ вѣка таинства явленіе: Сынъ Божій Сынъ Дѣвы бываетъ. Вотъ гдѣ причина и источникъ этой неизглаголанной радости, которою ликуетъ нынѣ вся вселенная: Сынъ Божій Сынъ Дѣвы бываетъ и Гавріилъ благодать благовѣствуетъ! Возрадуемся же и мы, братіе и добрые други мои, этою духовною радостію и воспоемъ Пресвятой Дѣвѣ Маріи этотъ привѣтственный архангельскій гласъ: радуйся, Благодатная, Господь съ Тобою!
 

Подробнее...

Еп. Виссаріонъ (Нечаевъ) († 1905 г.) Соблюденіе устава о постѣ. Поученіе въ пятницу шестой седмицы Великаго поста.

Въ сей день, какъ воспѣваетъ Церковь, совершилась душеполезная Четыредесатница. Четыредесятница такъ называется потому, что продолжается ровно сорокъ дней, начиная съ понедѣльника первой седмицы Великаго поста до пятницы шестой седмицы. Душеполезною она называется потому, что соединяется съ подвигами поста и покаянія, спасительпыми для тѣхъ, которые совершаютъ эти подвиги со смиреніемъ, терпѣніемъ и самоотверженіемъ. Есть не мало христіанъ, которые и въ наше время, небогатое благочестіемъ, время Четыредесатницы проводятъ согласно съ уставомъ церковнымъ и по внѣшнему поведенію, и по внутреннимъ, душевнымъ расположеніямъ. Но особенно строго проводили св. Четыредесятницу и Страстную седмицу наши предки. По свидѣтельству очевидца [1], въ половинѣ семнадцатаго вѣка въ Москвѣ такъ была проводима первая седмица Великаго поста: «съ ранняго утра понедѣльника до среды, въ теченіе трехъ дней, не бываетъ у москвичей ни купли, ни продажи, не открываютъ никакихъ лавокъ, ни масляныхъ, ни въ особенности такихъ, гдѣ продаются съѣстные припасы. По обычаю, царь и царица постятся эти три дня, усердно посѣщаютъ службы въ церквахъ ночью и днемъ, предаваясь молитвенному бдѣнію, совершая поклоны и соблюдая строгое воздержаніе. Наконецъ, отстоявъ обѣдню въ среду, царь разговѣлся сладкимъ компотомъ, при чемъ послалъ его для раздачи вельможамъ. Затѣмъ онъ опять постился отъ этого дня до поздняго утра субботы, когда, отстоявъ обѣдню, пріобщился св. Таинъ, вкусилъ антидоръ и затѣмъ позавтракалъ. 
 

Подробнее...

Прот. Валентинъ Амфитеатровъ († 1908 г.) Слово въ день Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы. Благовѣстите день отъ дне спасеніе Бога нашего (Прокименъ службы Благовѣщенія).

Земля не осталась безмолвною при благой вѣсти съ неба, которой ждали нѣсколько тысячелѣтій, и благовѣствовала радость велію — въ лицѣ многихъ земнородныхъ, достойно послужившихъ тайнѣ благовѣщенія. Пресвятая Дѣва первая услышала благовѣстіе отъ Архангела, первая глубоко оное и запечатлѣла въ своемъ сердцѣ. Приняли его съ любовью и ревностно благовѣствовали «день ото дне» всему міру апостолы, исповѣдники, мученики, пастыри и учители, и всѣ истинные послѣдователи Христовы словомъ и письменами, жизнью и смертью. И многіе избранники приняли благовѣстіе ихъ благимъ сердцемъ. Но не всѣ приняли благую вѣсть о спасеніи. Одни встрѣтили ее злорѣчіемъ, осмѣяніемъ и клеветами, другіе слово благовѣстія старались связать оковами, сжечь въ огнѣ, потопить въ крови, зарыть въ могилахъ исповѣдниковъ. Какъ въ наше время встрѣчается и принимается благовѣстіе спасенія? находитъ ли оно живое сочувствіе въ сердцахъ всѣхъ христіанъ? И въ наше время, благодареніе Богу, есть истинные послѣдователи Евангелія, которые истинами его дорожатъ больше, чѣмъ всякими другими, имѣющими интересъ временный. 
 

Подробнее...

Еп. Іустинъ Полянскій († 1903 г.) Святая Четыредесятница. Поученіе XXXII. Въ пятокъ шестой седьмицы Великаго поста, на литургіи.

Душеполезную совершивше четыредесятницу, и святую седьмицу страсти Твоея просимъ видѣти, Человѣколюбче, еже прославити въ ней величіе Твое, и неизреченное насъ ради смотрѣніе Твое, единомудренно вопіюще: Господи, слава Тебѣ!

Подробнее...

Свт. Иннокентій, архіеп. Херсонскій († 1857 г.) Великій постъ. Слово въ субботу Лазареву.

Настоящій праздникъ можно назвать праздникомъ дружества. Іисусъ говоритъ: Лазарь, другъ нашъ, успе (Іоан. 11, 11), и спѣшитъ въ Виѳанію, не смотря на опасность тамъ для своей жизни отъ іудеевъ. Ученики говорятъ также: идемъ и мы, да умремъ съ Нимъ (Іоан. 11, 16), то-есть, говорятъ то, что могла внушать токмо самая пламенная дружба къ Лазарю. О Марѳѣ и Маріи, сестрахъ его, не возможно и сомнѣваться: ихъ душа и сердце какъ бы погребены вмѣстѣ съ братомъ и другомъ. Самые фарисеи, забывъ свои лицемѣрные виды и разсчеты, пришли въ Виѳанію не для чего другаго, какъ да утѣшать сестеръ о смерти брата. А при гробѣ Лазаря — тутъ Іисусъ даже прослезился, — и конечно не отъ унынія и печали, ибо сейчасъ скажетъ: Лазаре, гряди вонъ, а отъ любви и дружбы, для коихъ тяжело видѣть и на одну минуту возлюбленнаго своего въ гробѣ, среди праха и тлѣнія. — Посему-то самые іудеи заговорятъ: виждь, како любляше его (Іоан. 11, 36)! — Итакъ, говорю, праздникъ настоящій можно, по всей справедливости, назвать праздникомъ дружбы.
 

Подробнее...

Архим. Антонинъ (Капустинъ) († 1894 г.) Слово въ субботу шестой недѣли Великаго поста. Душеполезную совершивше Четыредесятницу, и святую седмицу страсти Твоея просимъ видѣти, Человѣколюбче (Стихира Субботы Ваій).

Какъ все преходящее, прошла и св. Четыредесятница, казавшаяся намъ въ началѣ своемъ столько длинною, такою тяжелою! — Съ тѣхъ поръ, какъ человѣкъ суетѣ уподобися (Псал. 143, 4), своимъ суетливымъ взглядомъ на ходъ и порядокъ вещей, онъ самое время вводитъ въ рядъ обыкновенныхъ предметовъ своего занятія — любимыхъ или нелюбимыхъ, вожделѣнныхъ или непріятныхъ. Но время, не смотря и на его любовь и на его нелюбовь, влечетъ его за собою со всѣми его радостями и скорбями, страстями и пороками, надеждами и воспоминаніями, — не давая ему ни на минуту остановиться среди, безпрерывно движущагося и волнующагося, потока обстоятельствъ, — уравнивая и умиряя собою мало-по-малу всякое новое, необыкновенное состояніе души его. Такъ, привыкшую къ обыкновенному чину жизни, душу занимало (но болѣе тяготило) и наступленіе Четыредесятницы. Она грозила намъ новымъ родомъ пищи, новымъ образомъ жизни домашней и общественной, новымъ церковнымъ чинопослѣдованіемъ — не столько веселымъ и радостнымъ, новымъ состояніемъ совѣсти — довольно не легкимъ для души грѣхолюбивой, и т. под. 
 

Подробнее...

Еп. Іустинъ Полянскій († 1903 г.). Святая Четыредесятница. Поученіе XXX. Въ недѣлю пятую Великаго поста.

За двѣ недѣли Великаго поста мы слышали притчу о блудномъ сынѣ; за двѣ же недѣли св. Пасхи св. Церковь предлагаетъ намъ олицетвореніе той притчи въ жизни великой грѣшницы, а потомъ величайшей праведницы — преподобной Маріи Египетской. Настоящій воскресный день посвященъ св. Церковію воспоминанію и ублаженію св. Маріи весьма благовременно. Ибо ничто такъ не можетъ послужить въ поученіе и въ утѣшеніе для постящихся и кающихся грѣшниковъ, какъ ея жизнь и подвиги. Извѣстно, что наиболѣе смущаетъ грѣшника въ то время, когда онъ начинаетъ приходить въ раскаяніе. Смущаетъ, во-первыхъ, мысль о тяжести своихъ прегрѣшеній; во-вторыхъ, чувство пагубной привычки ко грѣху и трудности сражаться съ нею. Но вотъ грѣшница, какихъ самый грѣхолюбивый міръ видитъ у себя немного и всегда сопровождаетъ презрѣніемъ, вдругъ разрываетъ всѣ узы грѣха, на ней дежавшія, начинаетъ жизнь святую и подвижническую, удостоивается чрезвычайныхъ даровъ благодати Божіей и восходитъ путемъ покаянія на такую высоту духа, что становится подобною Ангеламъ безплотнымъ. Кто, послѣ сего, можетъ отчаиваться въ своемъ спасеніи?

Подробнее...

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій († 1985 г.) Слово въ Лазареву субботу.

Два великихъ событія произошли подрядъ, которыя отмѣчаетъ Церковь въ сегодняшній и въ завтрашній дни, и два праздника празднуетъ Православная Церковь: сегодня былъ праздникъ Воскрешенія Лазаря, величайшее изъ чудесъ, которыя были совершены Спасителемъ въ Его земной жизни, а завтра — торжественный царственный Входъ Господа въ Его стольный царскій градъ Іерусалимъ. Сегодня Церковь празднуетъ это чудо Христово. Повѣствованіе о немъ мы съ вами знаемъ; какъ говоритъ евангелистъ Іоаннъ, Господь, приступая уже къ самому воскрешенію Лазаря, сначала, какъ человѣкъ, вознесъ Свои молитвы къ Отцу Небесному. Потомъ, какъ Богъ Всемогущій, совершилъ чудо, какъ подчеркиваетъ евангелистъ, «воззвавши гласомъ великимъ: "Лазарь, гряди вонъ!"» Церковь въ пѣснопѣніяхъ праздника много разъ говоритъ о томъ, что отъ этого возгласа «веліимъ гласомъ» потрясся весь адъ. Потряслась вся бездна и преисподняя, потому что этотъ гласъ былъ обращенъ не только и не столько къ разрушавшемуся тѣлу, которое было въ пещерѣ, а къ духу, который находился тогда въ этихъ темницахъ загробныхъ. Услыша гласъ: «Лазарь, гряди вонъ!», изъ ада освободилась душа праведнаго Лазаря.
 

Подробнее...

Митр. Арсеній Москвинъ († 1876 г.) Поученіе въ недѣлю 5-ю Великаго поста.

(Лук. 7, 36-50).

Нынѣ чтенное Евангеліе представляетъ намъ повѣствованіе о событіи весьма важномъ и занимательномъ. Составъ сего повѣствованія самъ въ себѣ очень простъ и естественъ, но смыслъ его глубокъ и чрезвычайно поучителенъ.

Подробнее...

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.) Сила истиннаго покаянія. Блудами первѣе преисполнена всяческими, Христова невѣста днесь п о к а я н і е м ъ явися, ангельское жительство подражающи (Кондакъ преп. Маріи Египетской.)

Кто эта «Христова невѣста»? — Преподобная Марія Египетская, память которой св. Церковь всегда празднуетъ въ пятую недѣлю Великаго поста. Силою покаянія она изъ величайшей грѣшницы стала величайшей праведницей, «ангельское естество» строгостью житія своего «удививши».
 
Но что имѣла въ виду св. Церковь, устанавливая это празднованіе памяти этой необыкновенной ангелоподобной подвижницы? — А вотъ что!
 

Подробнее...

Архіеп. Николай (Зіоровъ) (†1915 г.) Бесѣда на пятую недѣлю Великаго поста. О средствахъ къ достиженію почестей высшаго званія и о началахъ взаимныхъ отношеній христіанъ (Марк. 10, 32-45).

Въ евангельскомъ чтеніи, которое вы выслушали, братіе, за нынѣшней литургіей, Господь намъ Іисусъ Христосъ, въ лицѣ Своихъ ближайшихъ учениковъ и Апостоловъ, предлагаетъ намъ урокъ о томъ — какими путями, или какими средствами мы должны достигать почестей высшаго званія въ царствѣ славы, а равнымъ образомъ, и о томъ, какъ должны мы устроять свои взаимныя отношенія здѣсь, на землѣ, чтобы достойнымъ образомъ приготовиться къ жизни тамошней, — небесной.
 

Подробнее...

Еп. Іустинъ Полянскій († 1903 г.) Святая Четыредесятница. Поученіе XXIX. Въ пятокъ пятой седьмицы Великаго поста, на литургіи. Востани спяй, и воскресни отъ мертвыхъ, и освятитъ тя Христосъ (Ефес. 5, 14).

«Состояніе человѣка, пребывающаго во грѣхѣ и нерадящаго о своемъ спасеніи, въ словѣ Божіемъ уподобляется сну. И точно, какъ спящій не видитъ ничего вокругъ происходящаго и не чувствуетъ опасности, если какая угрожаетъ ему, такъ и безпечный грѣшникъ не видитъ умомъ своимъ ни того устройства, которое въ немъ, ни того устроенія духовныхъ вещей, кои около него, ни горькой участи, которую самъ себѣ готовитъ своею дурною жизнію и которая готова постигнуть его всякую минуту. Все духовное будто не касается его: онъ спитъ для него. Спитъ; и кто пробудитъ его?
 

Подробнее...

Митр. Арсеній Москвинъ († 1876 г.) Слово повѣствовательное на день Похвалы Пресвятыя Богородицы. Кто Тебе не ублажитъ, Пресвятая Дѣво? (Пѣснь Церкви.)

Такъ, возлюбленные братія, всѣ и всегда мы обязаны восхвалять и ублажать пресвятую Дѣву Богородицу: ибо Ею началось и чрезъ Нее совершилось наше спасеніе. Ея Сѣмя благословенное стерло наконецъ главу древняго змія и сокрушило власть діавола (Быт. 3, 15). На Ея дѣвственной землѣ возрасло древо благосѣннолиственное и многоплодное, питающее вѣрныхъ для жизни вѣчной и блаженной. Ея утроба благодатная вмѣстила Невмѣстимаго ни небомъ, ни землею, и такимъ образомъ въ себѣ соединила и небо и землю. Ею востекаемъ мы къ престолу благодати; чрезъ Нее также истекаютъ на насъ обильные токи благословеній. Какъ же Ее пренепорочную и преблагословенную не ублажать и не восхвалять роду смертному, толико Ею облагодѣтельствованному?
 

Подробнее...

Еп. Іустинъ Полянскій († 1903 г.) Святая Четыредесятница. Поученіе XXVIII. Въ среду пятой седьмицы Великаго поста, на литургіи.

Душе моя, душе моя, востани, что спиши? Конецъ приближается и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадитъ тя Христосъ Богъ, вездѣ сый и вся исполняяй!
 
Кто это такъ будитъ свою душу? Какой-нибудь величайшій грѣшникъ? Нѣтъ; такъ трогательно будитъ свою душу величайшій подвижникъ, мужъ святый — Андрей Критскій. Намъ ли съ вами, возлюбленные, не будить своихъ грѣшныхъ душъ этою поразительною церковною пѣснію?
 

Подробнее...

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій († 1985 г.) «Душе моя, возстани, что спиши»?

Проповеди и поучения Высокопреосвященнейшего Митрополита Филарета, Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Том II. Нью-Йорк, 1989Святая Церковь указываетъ намъ на то, что въ Великомъ покаянномъ канонѣ, центральнымъ его мѣстомъ является кондакъ, который начинается словами: «Душе моя, душе моя, возстани, что спиши? Конецъ приближается и имаши смутитися...» Кто это говоритъ? Говоритъ авторъ канона, обращаясь къ себѣ. А былъ это великій іерархъ, одинъ изъ величайшихъ угодниковъ Божіихъ, святой Архіепископъ Андрей Критскій, извѣстный своею мудростью и благочестивой подвижническою жизнію. Онъ одинъ изъ тѣхъ, кого Церковь называетъ «земной ангелъ и небесный человѣкъ». Онъ такъ себѣ говорилъ: «Душе моя, душе моя, возстани, что спиши?»
 

Подробнее...

Еп. Августинъ Гуляницкій († 1892 г.) II. Поученія. 10. Поученіе въ недѣлю четвертую Великаго поста.

Сборник слов, поучений, бесед, речей и кратких благочестивых размышлений Преосвященного Августина, Епископа Екатеринославского и Таганрогского. Вильна, 1893Въ нынѣшнемъ евангельскомъ чтеніи повѣствуется объ исцѣленіи Іисусомъ Христомъ одного бѣсноватаго отрока, по просьбѣ его отца (Марк. 9, 17-29). Изъ сопоставленія сего евангельскаго разсказа съ разсказомъ о томъ-же событіи у другихъ евангелистовъ видно, что отрокъ этотъ былъ единственный сынъ у своего отца, подвергался припадкамъ своей страшной болѣзни на новы мѣсяцы, т. е. въ новолунія, и исцѣленіе его Іисусомъ Христомъ совершилось вскорѣ послѣ преображенія Его на горѣ Ѳаворской (Матѳ. 17, 4-21; Лук. 9, 37-45) и не задолго до Его страданій и смерти.
 

Подробнее...

Еп. Іустинъ Полянскій († 1903 г.) Святая Четыредесятница. Поученіе XXVII. Въ четвертую недѣлю Великаго поста.

Сегодня, братіе, св. Церковь, вмѣстѣ съ воскреснымъ днемъ, празднуетъ память преп. Іоанна Лѣствичника, подвизавшагося въ IV в. въ пустыняхъ горы Синайской. Много поучительнаго и назидательнаго представляетъ для насъ жизнь и дѣятельность этого подвижника. Не только во дни поста и покаянія мы можемъ руководствоваться уроками, какіе оставилъ онъ намъ своею жизнью и ученіемъ, но даже и во все время жизни нашей. Остановимъ же, братіе, свое вниманіе на его жизни и подвигахъ нравственнаго усовершенствованія и извлечемъ изъ нихъ для себя посильные уроки назиданія.
 

Подробнее...

Архіеп. Николай (Зіоровъ) (†1915 г.) Поученіе на четвертую недѣлю Великаго Поста. Объ исцѣленіи бѣсноватаго отрока по вѣрѣ его родителя (Марк. 9, 17-31).

Объ исцѣленіи бѣсноватаго отрока по вѣрѣ его родителя (Марк. 9, 17-31).
 
Въ нынѣшнюю недѣлю св. Церковь предлагаетъ нашему вниманію евангельское повѣствованіе объ исцѣленіи бѣсноватаго отрока по вѣрѣ его родителя, а въ стихирахъ и другихъ богослужебныхъ чтеніяхъ и пѣснопѣніяхъ представляетъ намъ — въ лицѣ Преподобнаго Іоанна Лѣствичника — примѣръ, достойный подражанія... Память препод. Іоанна Лѣствичника положено праздновать 30 марта, но св. Церковь, кромѣ этого, еще нарочитыми стихирами воспоминаетъ его и въ четвертую недѣлю Великаго Поста... И если въ уставахъ св. Церкви и ея чинопослѣдованіяхъ нѣтъ ничего такого, что было бы внѣ порядка и смысла, то, безъ сомнѣнія, и нынѣшнее воспоминаніе преп. Лѣствичника наряду съ воспоминаніемъ объ исцѣленіи бѣсноватаго должно имѣть свой смыслъ... Онъ, дѣйствительно, и усматривается во многомъ... Во-первыхъ, самое Евангеліе о бѣсноватомъ должно раскрыть намъ, что наша брань не только къ плоти и крови, но и къ духовомъ злобы поднебеснымъ, — и что чѣмъ выше подвигъ и усиленнѣе стремленіе къ добру, тѣмъ злѣе врагъ нашъ — діаволъ; что, поэтому, подвизающимся молитвою, постомъ и покаяніемъ — надобно быть особенно бдительными, дабы не впасть во искушеніе... Для сего и указываются въ самомъ евангельскомъ сказаніи и средства для борьбы съ діаволомъ... 
 

Подробнее...

Митр. Макарій Булгаковъ († 1882 г.) Слова и рѣчи произнесенныя въ 1841-1868 г. Слово въ недѣлю четвертую Великаго поста, сказанное въ Предтеченской церкви архіерейскаго дома, 2-го марта 1858 года.

Сей родъ ничимже можетъ изыти, токмо молитвою и постомъ (Марк. 9, 29).
 
Слова и речи Макария, Митрополита Московского, произнесенные в 1841-1868 г. в Киеве и Петербурге, в Тамбовской и Харьковской Епархиях. Издание 2-е. СПб., 1891Въ минувшую недѣлю, такъ-называемую — средокрестную, св. Церковь для ободренія и укрѣпленія насъ въ подвигахъ великаго поста предлагала намъ св. крестъ нашего Спасителя и указывала на высочайшій образецъ Его крестныхъ подвиговъ, подъятыхъ для нашего спасенія. Нынѣ она съ тою же цѣлію возвѣщаетъ намъ изреченіе Спасителя о необходимости для насъ поста и молитвы и представляетъ болѣе близкій, болѣе доступный примѣръ для нашего подражанія въ преподобномъ Іоаннѣ Лѣствичникѣ.
 

Подробнее...

Архимандритъ Амвросій (Погодинъ). Къ исторіи Великаго поста. (Очеркъ.)

Общая исторія Великаго поста прекрасно изложена въ русскомъ богословіи: іеромонахомъ А. Соловьевымъ [1], протоіереемъ В. Барсовымъ [2], протоіереемъ А. Парвовымъ [3], священникомъ И. Воздвиженскимъ [4], а также въ капитальномъ трудѣ М. Скабаллановича «Толковый Типиконъ» [5]. Основной матеріалъ о Великомъ постѣ читатель также найдетъ въ «Новой скрижали» архіепископа Веніамина [6], въ «Настольной книгѣ для священно-церковно служителей» С. Булгакова [7] и въ русскомъ переводѣ толкованія каноновъ Православной Церкви епископа Никодима Милаша [8]. И у инославныхъ ученыхъ довлѣюще освѣщена исторія постовъ въ Христіанской Церкви [9]. Желающаго изучить исторію Великаго поста отсылая къ вышеуказаннымъ авторитетамъ, отъ себя мы прибавимъ нѣчто малое:
 

Подробнее...

Еп. Іустинъ Полянскій († 1903 г.) Святая Четыредесятница. Поученіе XXVI. Въ пятокъ четвертой седьмицы Великаго поста, на литургіи.

Иже въ девятый часъ насъ ради плотію смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрованіе, Христе Боже, и спаси насъ!
 
У человѣка праведнаго всѣ силы и способности души и тѣла находятся въ стройномъ между собою соотношеніи: тѣло у него покорно душѣ, а душа — духу или разуму; и разумъ его, какъ владыка всего существа его, мудро направляетъ его по пути спасенія. Напротивъ, у грѣшника все существо находится въ разстройствѣ, силы и способности находятся въ превратномъ соотношеніи: духъ покорствуетъ душѣ, а душа — тѣлу. Отсюда у грѣшника образуется такъ называемое мудрованіе плотское, которое граничитъ съ безуміемъ и направляетъ человѣка на всѣ пути погибельные.
 

Подробнее...

Проф. В. П. Рыбинскій († 1944 г.) Слово въ пятокъ четвертой недѣли Великаго поста при воспоминаніи страстей Христовыхъ. О храненіи церковныхъ уставовъ [1].

Ведоша же Іисуса отъ Каіафы въ преторъ, бѣ же утро, и тіи не внидоша въ преторъ, да не осквернятся, но да ядятъ пасху (Іоан. 18, 28).
 
Итакъ, среди клеветы и ненависти, сплетшихъ терновый вѣнецъ Спасителю нашему, въ безднѣ злобы, уготовавшей крестъ и смерть Сыну Божію, мы видимъ, наконецъ, и проявленіе благочестія... У судилища римскаго игемона старѣйшины іудейскіе являютъ себя ревнителями отеческихъ уставовъ и преданій. Они вспоминаютъ о томъ, что съ вечера наступившаго дня начинается великій праздникъ Пасхи. И вотъ, боясь лишить себя участія въ этомъ праздникѣ, они не рѣшаются даже войти въ преторію римскаго правителя, дабы не оскверниться чѣмъ-либо въ жилищѣ язычника...
 

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ мартъ. Девятый день. Память свв. великомучениковъ сорока, иже въ Севастіи.

(Истинный христіанинъ не долженъ бояться смерти).
 
I. Во время гоненія Ликинія, въ IV-мъ вѣкѣ, въ арменскомъ городѣ Севастіи, сорокъ воиновъ одного полка исповѣдывали христіанскую вѣру. Ихъ уважали за храбрость и ревность къ военной службѣ. Однажды начальникъ города, повинуясь указу Ликинія, призвалъ воиновъ къ себѣ и потребовалъ, чтобы они поклонились идоламъ. Воины отказались, не обольщаясь почестями и не боясь угрозъ. Заключенные въ темницу, они еще болѣе утвердились въ вѣрѣ, такъ какъ Самъ Господь явился имъ и обѣщалъ имъ помогать. Находясь въ темницѣ, они поощряли другъ друга на подвиги страданія. 

Подробнее...

Еп. Виссаріонъ Нечаевъ († 1905 г.) Упованіе на милость Божію спасительно въ соединеніи съ ревностію къ правдѣ. Поученіе въ недѣлю Крестопоклонную. (Къ 8 марта).

Пожрите жертву правды и уповайте на Господа (Псал. 4, 6).
 
Поучения, говоренные в Костроме в 1897 году Епископа Виссариона. М., 1899Итакъ, для того чтобы угодить Богу и спастись, нужно упованіе на Бога и жертва правды. На чемъ основывается упованіе на Бога? На вѣрѣ въ Его неизреченную благость и всемогущество. Если Онъ благъ, то всегда желаетъ намъ добра и готовъ все сдѣлать для нашего блага. Если Онъ всемогущъ, то всегда можетъ исполнить свое благожеланіе и ничѣмъ не затруднится даровать намъ то, чтó признаетъ для насъ благопотребнымъ и спасительнымъ. 
 

Подробнее...

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.) Крестъ Христовъ — наше знамя и оружіе, наша радость и похвала. Иже хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себе, и возметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ (Марк. 8, 34).

Мнѣ же да не будетъ хвалитися, токмо о крестѣ Господа нашего Іисуса Христа, имже мнѣ міръ распяся, и азъ міру (Гал. 6, 14).
 
Архиепископ Аверкий. Современность в свете слова Божия. Слова и речи. Том IV. 1974-1975 гг. Jordanville, 1976Въ самой серединѣ Великаго поста, поприще котораго мы сейчасъ проходимъ, св. Церковь предлагаетъ чествованію и поклоненію нашему святый Крестъ Господень. Изображеніе Честнаго и Животворящаго Креста Господня торжественно выносится изъ алтаря среди храма, и передъ нимъ всѣми молящимися совершается троекратное преклоненіе до земли съ пѣніемъ: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресеніе Твое славимъ».
 

Подробнее...

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.) Слова и рѣчи. Отдѣленіе первое: Слова и рѣчи, избранныя самимъ проповѣдникомъ для изданій 1844, 1848 и 1861 годовъ. 1822 г. L. 21. Слово въ недѣлю крестопоклонную.

Иже хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себе, и возметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ (Марк. 8, 34).
 
Нѣкогда Іисусъ Хрістосъ наименовалъ Себя Путемъ, Истиною и Жизнію (Іоан. 14, 6). Теперь, соотвѣтственно съ первымъ изъ сихъ наименованій, указуетъ Онъ намъ путь. Иже хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себе, и возметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ.
 
Евангелистъ замѣчаетъ при сихъ словахъ, что Іисусъ Хрістосъ произнесъ ихъ, призвавъ народы со учеиики Своими. Сіе показываетъ, что Его воззваніе относится не къ однимъ особенно избраннымъ, но ко всѣмъ безъ исключенія.
 

Подробнее...

Архіеп. Амвросій Ключаревъ († 1901 г.) Бесѣда въ недѣлю крестопоклонную. О благоразумномъ разбойникѣ.

Единъ отъ обѣшеною злодѣю хуляше Его, глаголя: аще Ты еси Христосъ, спаси себе и наю. Отвѣщавъ же другій прещаше ему, глаголя: ни ли ты боишися Бога, яко въ томъ же осужденъ еси; и мы убо въ правду: достойная бо по дѣломъ наю воспріемлева: сей же ни единаго зла сотвори. И глаголаша Іисусови: помяни мя, Господи, егда пріидеши во царствіи си. И рече ему Іисусъ: аминь глаголю тебѣ, днесь со Мною будеши въ раи (Лук. 23, 39-43).
 

Подробнее...

Архиепископ Аверкий (Таушев). Церковь перед лицом отступление

(Архиепископ Аверкий и его учение о проникновении духа антихриста в среду Православия последних времен)
Иеромонах Дамаскин

Подробнее...

Еп. Іустинъ Полянскій († 1903 г.) Святая Четыредесятница. Поученіе XXIII. Въ пятницу третьей седьмицы Великаго поста, на литургіи.

Духъ же цѣломудрія, смиренномудрія, терпѣпія и любве даруй ми, рабу Твоему.
 
Господи и Владыко живота жоего! Даруй ми духъ цѣломудрія. Быть цѣломудреннымъ — значитъ вообще хранить душу свою отъ всякихъ помысловъ нечистыхъ, частнѣе же — отъ помысловъ сладострастія. Цѣломудріе души и тѣла есть какъ бы свѣжесть и благоуханіе нашей жизни. Цѣломудренный подобенъ растенію, которое рукою заботливаго садовника укрывается отъ палящихъ лучей солнца, защищается отъ сильныхъ порывовъ вѣтра, предохраняется отъ холода, въ мѣру напояется влагою, соблюдается отъ вреда насѣкомыхъ и устраняется даже отъ лишняго прикосновенія къ нему руки любопытнаго. Какъ цѣло, свѣжо, чисто такое растеніе, такъ цѣлъ, свѣжъ и чистъ человѣкъ цѣломудренный. Отъ него какъ бы благоухаетъ жизнію. Въ его присутствіи стыдится обнаруживаться всякая нескромность, и самый порокъ часто теряетъ свою наглость. Такова добродѣтель цѣломудрія, украшеніе всѣхъ возрастовъ, а въ особенности — юности. И объ ней-то часто не заботятся! Сказать ли болѣе: ею иногда пренебрегаютъ, ее хотятъ исключить изъ числа добродѣтелей! Да сохранитъ насъ Богъ отъ такого безумія, ведущаго прямо къ низвращенію всего святаго и прекраснаго на землѣ. О, даруй намъ, Господи, духъ неоцѣнимаго цѣломудрія!
 

Подробнее...

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.) Что такое Православіе?

Въ первый воскресный день Великаго поста наша Церковь празднуетъ торжество Православія — побѣду истиннаго христіанскаго ученія надъ всѣми его извращеніями и искаженіями — ересями и лжеученіями.
 

Подробнее...

Архимандрит Киприан (Керн). Антропология свт. Григория Паламы: Часть первая. Историческая.

Подробнее...

Еп. Іустинъ Полянскій († 1903 г.) Святая Четыредесятница. Поученіе XXII. Въ среду третьей седьмицы Великаго поста, на литургіи.

Господи и Владыко живота моего! Духъ праздности, унынія, любоначалія и празднословія не даждь ми! и проч.
 
Въ продолженіе Великаго поста, мы чаще всего молимся сею молитвою св. Ефрема Сирина. Словъ въ ней немного, но много въ нихъ содержится. Молимся о самомъ главномъ дѣлѣ, которое мы должны совершить въ предлежащее намъ постное время, то-есть избавиться отъ пороковъ и исполниться добродѣтелями; а для сего намъ необходимо зрѣть свои согрѣшенія и не осуждать ближнихъ нашихъ. То же самое мы слышали, во весь постъ, и въ притчахъ Соломоновыхъ, изображающихъ предъ нами гнусность порока и красоту добродѣтели. Итакъ, испрашивая себѣ у Господа вниманія къ своей грѣховности и невниманія къ чужимъ порокамъ, вникнемъ въ смыслъ указанной молитвы.
 

Подробнее...

Митр. Макарій Булгаковъ († 1882 г.) Слова и рѣчи произнесенныя въ 1841-1868 г. Слово въ недѣлю вторую Великаго поста, сказанное въ Предтеченской церкви архіерейскаго дома 16 февраля 1858 года.

Чадо, отпущаются тебѣ грѣси твои (Марк. 2, 5).
 
Принесли къ Господу Іисусу разслабленнаго, — принесли съ полною вѣрою, что Онъ исцѣлитъ и этого несчастнаго, какъ исцѣлялъ безчисленное множество другихъ подобныхъ отъ всякаго рода болѣзней. И что же слышатъ отъ Господа? Прежде всего слышатъ слова Его къ разслабленному: чадо, отпущаются тебѣ грѣси твои. А потомъ-то уже, когда нѣкоторые изъ свидѣтелей начали сомнѣваться въ Его Божественной власти отпущать грѣхи, Онъ присовокупилъ: но да увѣсте, яко власть имать Сынъ человѣческій на земли отпущати грѣхи, тебѣ глаголю: востани, и возми одръ твой, и иди въ домъ твой (Марк. 2, 10-11). Какая мысль скрывается въ этомъ дѣйствіи и въ этихъ изреченіяхъ нашего Спасителя? Та, что между нашими болѣзнями и нашими грѣхами находится самая тѣсная внутренняя связь, что наши болѣзни зависятъ отъ нашихъ грѣховъ, и слѣдовательно, съ другой стороны, должны служить для насъ средствами противъ нашихъ грѣховъ, для нашего нравственнаго блага. Таковъ именно и долженъ быть взглядъ христіанина на человѣческія болѣзни.
 

Подробнее...

Архіеп. Никонъ Рождественскій († 1918 г.) Слово въ недѣлю вторую Великаго Поста и на день кончины въ Бозѣ почившаго Государя Императора Александра Николаевича, 1 марта 1892 г.

И пріидоша къ Нему, носяще разслабленна жилами, носима четырьми... (Марк. 2, 3).
 
Сегодня, возлюбленные о Господѣ братіе, первое марта. Довольно сказать эти два слова, чтобы сердце русское болѣзненно содрогнулось отъ воспоминанія о томъ ужасномъ событіи, которое совершилось одиннадцать лѣтъ назадъ въ это первое марта. Да, уже одиннадцать лѣтъ прошло, какъ въ этотъ день Русская земля оросилась кровью своего Царя-мученика; но пройдутъ и вѣка, а первое марта будетъ вызывать самыя мрачныя воспоминанія, останется темнымъ пятномъ на страницахъ родной исторіи. Кто не помнитъ того ужаса, который охватилъ сердце царелюбиваго народа Русскаго при первой вѣсти о томъ, что его безпредѣльно любимый, такъ много добра сдѣлавшій своему народу Царь — убитъ, убитъ не на полѣ брани, а на мирныхъ стогнахъ Своей столицы, убитъ не иноземною рукою вражьей, а рукою изверга изъ среды сыновъ Своего же народа Русскаго? Эта вѣсть поистиннѣ была громомъ небеснымъ, призывавшимъ Русь Православную къ всенародному покаянію!
 

Подробнее...

Митр. Арсеній Москвинъ († 1876 г.) Слово въ день совершенія общей памяти Кіево-Печерскихъ чудотворцевъ.

Сія врата Господня: праведніи внидутъ въ ня (Псал. 117, 20).
 
Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митр. Киевского и Галицкого. Часть 3. СПб., 1874Да, эти врата пещерныя подлинно неземныя, хотя на землѣ и въ землѣ устроены, и многочисленными ступенями, не безъ труда проходимыми, ведутъ прямо во глубину земли, куда и среди бѣлаго дня не проникаетъ свѣтъ солнечный и никогда, прежде того, не достигала нога человѣческая, — но врата небесныя, Господни: потому что всѣхъ, проходившихъ ими съ искреннимъ желаніемъ своего спасенія, претворяли изъ человѣковъ плотскихъ въ духовныхъ, изъ земныхъ въ небесныхъ, возвышали ихъ духъ, воспламеняли сердце, воскрыляли молитву.
 

Подробнее...

Еп. Іустинъ Полянскій († 1903 г.) Святая Четыредесятница. Поученіе XX. Въ пятницу второй седьмицы Великаго поcта, на литургіи. Свѣтъ Христовъ просвѣщаетъ всѣхъ.

Не напрасно Господь нашъ, въ церковныхъ пѣсняхъ, часто называется Солнцемъ правды. Свѣтитъ Онъ намъ присно, какъ солнце пресвѣтлое, высочайшею святостью Своей жизни; свѣтитъ и высочайшимъ совершенствомъ Своего ученія.
 
Ученіе Христа Спасителя, это — безоблачное утро, это — восходящее солнце, льющее намъ лучи радостнаго свѣта!
 

Подробнее...

Еп. Іустинъ Полянскій († 1903 г.) Святая Четыредесятница. Поученіе XIX. Въ среду второй седьмицы Великаго поста, на литургіи. Свѣтъ Христовъ просвѣщаетъ всѣхъ.

На великопостной литургіи, среди чтенія изъ Ветхаго Завѣта паремій, раскрываются Царскія врата, является среди нихъ священнодѣйствующій со свѣчею и кадильницею въ рукѣ и, знаменуя ими предстоящихъ во образъ креста, возглашаетъ: свѣтъ Христовъ просвѣщаетъ всѣхъ! При этомъ всякій изъ предстоящихъ преклоняетъ главу свою до земли; ибо раскрытіе Царскихъ вратъ образуетъ собою отверстіе самихъ небесъ; свѣтильникъ и кадильница знаменуютъ полноту даровъ Духа Святаго, а появленіе священнодѣйствующаго есть какъ бы явленіе Ангела съ неба, какъ читано было въ Евангеліи прошедшаго воскреснаго дня: отселѣ узрите небо отверсто, и Ангелы Божіи, восходящіе и нисходящіе надъ Сына человѣческаго. При этомъ знаменательномъ священнодѣйствіи св. Церковь ищетъ отъ насъ не одного простого наклоненія головы или видимаго поверженія себя долу предъ свѣтомъ Христовымъ, но въ духовномъ смыслѣ она хочетъ, чтобы мы открыли предъ нимъ все существо наше, дабы, такимъ образомъ, отъ ногъ до главы озариться намъ Божественнымъ свѣтомъ, — наполниться имъ всецѣло, и чрезъ то самимъ сдѣлаться свѣтоносными, каковыми и были первенствующіе христіане: яко свѣтила въ мірѣ, по слову св. Ап. Павла (Флп. 2, 16). Свѣтъ Христовъ просвѣщаетъ всѣхъ. Какъ просвѣщаетъ, гдѣ лучи сего свѣта? Лучи свѣта Христова сіяютъ для насъ въ Его земной жизни. Въ земной жизни Христовой — совершеннѣйшій для насъ образецъ благочестія, любви къ людямъ и безпримѣрной невинности.
 

Подробнее...

Архіеп. Симонъ (Виноградовъ) († 1933 г.) Слово въ недѣлю Торжества Православія.

Нынѣ первая недѣля Великаго поста, праздникъ, именуемый «Торжество Православія». Установленъ этотъ праздникъ въ IX-мъ вѣкѣ по Рождествѣ Христовомъ въ память освобожденія Св. Церкви отъ гоненій со стороны еретиковъ-иконоборцевъ.
 

Подробнее...

Еп. Палладій Добронравовъ († 1922 г.) Поученіе въ недѣлю православія.

Долгъ православныхъ христіанъ изучать православную вѣру и содѣйствовать ея распространенію.
 
Въ VIII вѣкѣ въ Византіи явились среди православныхъ христіанъ такіе, которые думали, что святыя иконы ничѣмъ не отличаются отъ идоловъ, и что поклоненіе воздавать имъ не слѣдуетъ. Имѣвшій такія мысли императоръ Левъ Исаврянинъ сталъ требовать отъ патріарха и народа прекращенія иконопочитанія, а кто не слушался его въ этомъ, тѣхъ онъ гналъ. За нимъ слѣдовали императоры Константинъ Копронимъ и Левъ IV — также иконоборцы. Многіе пострадали отъ нихъ за свою вѣрность древнему преданію церковному. 
 

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Бесѣда о покаяніи.

Аще кто согрѣшитъ, Ходатая имамы ко Отцу, Іисуса Христа праведника: и Той очищеніе есть о грѣсѣхъ нашихъ (1 Іоан. 2, 1-2).
 
Сегодня, возлюбленные братія, вы пойдете каяться. Хочу по долгу пастыря внушить вамъ, чтó требуется отъ того, кто приступаетъ къ исповѣди, — чтобы исповѣдь его была истинная, богоугодная и душеспасительная. — Именно, отъ кающагося требуется сокрушеніе о грѣхахъ своихъ, намѣреніе исправить свою жизнь, вѣра во Христа и надежда на Его милосердіе.
 

Подробнее...

Проф. В. Ѳ. Пѣвницкій († 1911 г.) Грѣхъ Іудинъ [1]. Единъ отъ васъ предастъ Мя (Матѳ. 26, 21).

Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде. Еженедельное издание, с прибавлениями. 1899. Первое полугодие. СПб., 1899Съ такими горькими словами укоризны божественная любовь Господа и Спасителя нашего обратилась къ сонму избранныхъ и возлюбленныхъ учениковъ Его. Видя приближеніе часа своей искупительной смерти, Онъ вмѣстѣ съ двѣнадцатью учениками Своими совершалъ пасхальную вечерю, — послѣднюю вечерю свою, положившую начало нашей непрестающей таинственной вечери. На той вечери Онъ изливалъ свою неизреченную любовь къ тѣмъ, которыхъ, по божественному слову, возлюбилъ до конца, — въ трогательной прощальной бесѣдѣ, которую и нынѣ мы не можемъ слышать безъ глубокаго сердечнаго умиленія, и вдругъ, среди этого изліянія любви небесной, мысль о предателѣ, вмѣстѣ съ Нимъ раздѣлявшемъ вечерю любви, возмутила чистый духъ Его, и къ сладостной бесѣдѣ любви примѣшалось горькое слово укоризны, вызванное неблагодарностію и измѣною ученика, — то слово, которымъ мы предначали свою бесѣду съ вами. 
 

Подробнее...

Архіеп. Филаретъ Гумилевскій († 1866 г.) Слова и бесѣды на святую Четыредесятницу. Слово въ четвертокъ первой недѣли Великаго поста. Беззаконіе мое познахъ, и грѣха моего не покрыхъ (Псал. 31, 5).

Слова, беседы и речи Филарета (Гумилевского), архиепископа Черниговского и Нежинского. В 4-х частях. Издание 3-е. СПб., 1883Вотъ примѣръ покаянія — кающійся Давидъ!
 

Подробнее...

Великий пост: Календарь питания по дням

Милости хочу, а не жертвы.
(Мф 9, 13)

"Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имеющим, или плотию бездушною; а постясь, привлекаешь к себе Духа Святого и делаешься духовным", — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Подробнее...

Архимандрит Кирилл (Павлов). Ищите прежде Царствия Небесного

Подробнее...

Архимандрит Кирилл (Павлов). Похвала Божией Матери

  1. От издательства
  2. Слово в день празднования иконе Божией Матери "Всех скорбящих Радость"
  3. Слово в день празднования иконе Божией Матери, именуемой "Нечаянная Радость"
  4. Слово в день празднования Казанской иконе Божией Матери (I)
  5. Слово в день празднования Казанской иконе Божией Матери (II)
  6. Слово в день празднования Казанской иконе Божией Матери (III)
  7. Слово в день празднования Смоленской иконе Божией Матери (О путеводительстве Божией Матери и о Ее нравственном достоинстве)
  8. Слово в предпразднство Успения Пресвятой Богородицы
  9. Слово на Успение Пресвятой Богородицы (I)
  10. Слово на Успение Пресвятой Богородицы (II)
  11. Слово на Акафисте Божией Матери
  12. Пятница недели о расслабленном. Слово на параклисисе Божией Матери
  13. Пятница недели о расслабленном. Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы
  14. Неделя 16-я по Пятидесятнице. Божия Матерь - Ходатаица о нас, грешных
  15. О сохранении и усилении нашего общения с Пресвятой Богородицей
  16. Неделя 7-я по Пятидесятнице. О небесной славе Пресвятой Богородицы
  17. О значении "мелочей" в нашей жизни
  18. Неделя 3-я по Пятидесятнице. Пресвятая Дева - наше непостыдное упование
  19. Неделя 13-я по Пятидесятнице. О силе благодатной помощи Богоматери христианам
  20. Неделя 15-я по Пятидесятнице. О чудесных явлениях Богородицы
  21. Неделя 27-я по Пятидесятнице. О смирении Пресвятой Богородицы
  22. Божия Матерь - стена и ограждение всех верных
  23. Объяснение Богородичного Евангелия и приготовление к Рождеству Христову
  24. О преданности воле Божией
  25. Неделя 7-я по Пятидесятнице. Божия Матерь - Утренняя Звезда, предвозвестившая явление Солнца Правды, Христа Спасителя
  26. Неделя 2-я Великого Поста. О подражании добродетелям Божией Матери
  27. О благотворном воздействии на душу человека храма Божия
  28. Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы
  29. Много бо может моление Матернее ко благосердию Владыки

Подробнее...

Архимандрит Кирилл (Павлов). Время покаяния.

От издательства

Время земной жизни - краткий отрезок на пути в Вечность - дано человеку для покаяния. Но память человеческая слаба, и сам человек слаб и изменчив и оттого часто нуждается в напоминании: чего ради он создан, откуда ниспал, к чему призван. Душа его все больше спит, между тем как дни проходят, подобно бесследно исчезающим каплям дождя, и конец дольнего странствования неотвратимо приближается. Сего-то ради Церковь и установила выделить из общего течения дней особый, ни на что не похожий период - время Великого поста, время пробуждения души, плача о грехах, когда, помышляя о близком и страшном cуде и как бы перед собою зря Всемогущего Судию, приходит человек в сердечное сокрушение и раскаяние.

Подробнее...

Протоиерей Валентин Васечко. Сравнительное Богословие

Предмет Сравнительного богословия

В качестве самостоятельной дисциплины, изучаемой в духовных учебных заведениях, сравнительное богословие возникло в России лишь в XVIII столетии Вопрос о его месте в системе богословских наук не всегда решался одинаково, например, еще в начале нашего столетия «Православная богословская энциклопедия» определяла сравнительное богословие как часть догматики. Тем не менее, уже в XIX веке в том или ином виде сравнительное богословие преподавалось в духовных академиях и семинариях.

Подробнее...

Аверинцев С. С. Богословие в контексте культуры

Дорогие друзья, поздравляю вас всех с началом учебного года и с церковным новолетием. В заглавии моей лекции есть два существительных: богословие и культура. О богословии говорить страшно, поэтому я, как человек робкий, начну с того, о чем говорить менее страшно, — о культуре.

Подробнее...

Сретение Господа нашего Иисуса Христа 2/15 февраля

Тропарь, глас 1

Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во, / из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды, Христо́с Бог наш, / просвеща́яй су́щия во тьме; / весели́ся и ты, ста́рче пра́ведный, / прие́мый во объя́тия Свободи́теля душ на́ших, / да́рующаго нам воскресе́ние.

 

Кондак, глас 1

Утро́бу Деви́чу освяти́вый рождество́м Твои́м, / и ру́це Симео́не благослови́вый, / я́коже подоба́ше, предвари́в, / и ны́не спасл еси́ нас, Христе́ Бо́же; / но умири́ во бране́х жи́тельство, / и укрепи́ лю́ди, и́хже возлюби́л еси́, / еди́не Человеколю́бче.

Подробнее...

Епископ Вениамин (Милов). Чтения по литургическому богословию. Праздник Сретения Господня в литургическом освещении

Церковно-богослужебное воспоминание Сретения Господня основывается на известном из Евангелия историческом событии.

Церковь в этот праздник хвалебно прославляет Богомладенца Иисуса и Его пречистую Матерь-Деву, принесшую в храм сорокадневного Первенца – Сына для представления Богу Отцу.

Песнопения в день Сретения составлены святыми Константинопольскими Патриархами Германом и Анатолием, святым Андреем, Архиеп. Критским, св.Косьмою, Еп. Маиумским, преп. Иоанном Дамаскиным и Андреем Пирром.

Подробнее...

Лосский В. Н. Сретение

Праздник принесения во храм, или Сретения (`Upapante), Господа нашего Иисуса Христа на Западе более известен под названием Очищения (purification) Пресвятой Девы. Как большинство праздников палестинского происхождения, праздник принесения Христа во храм восходит к древним временам христианства. Этерия наблюдала, с какими торжественными шествиями праздновался он в Иерусалиме в конце IV века (1).

Подробнее...

Яков Ушаков. День святого Валентина, полемика.

Любит наш народ праздники. Любит горячо, самозабвенно, до беспамятства. Взять хотя бы конец декабря и начало января. Начинается торжество с Рождества католического. Не важно, что западное - весь мир отмечает, а мы что, хуже? Ну что вы, даже лучше. Они-то одно Рождество празднуют, а мы целых два. После католического Рождества идет Новый Год. Здесь - вообще без комментариев. Пробки на улицах, подарки, составление меню, которые утверждаются на семейных советах за месяц до вожделенного дня.

Подробнее...

К проблеме подлинности "Завещательного послания" патриарха Тихона

Вопрос о подлинности так называемого "завещательного послания" до сих пор вызывает споры среди исследователей. Вопрос о подлинности послания чрезвычайно важен т.к. оно призвано было определить политику Церкви по отношению к государству на ближайшее время. Среди сторонников той версии, что Патриарх не подписал послание нужно выделить имя прот. В. Виноградова, который в своих воспоминаниях о Патриархе Тихоне убедительно доказывает неподлинность послания. Однако большинство современных историков Церкви являются сторонником той версии, что Патриарх все же подписал послание.

Подробнее...

Преподобный Иоанн Лествичник

Житие преподобного Иоанна вернее назвать похвальным словом. Это характеристика его, как молитвенника и созерцателя. “Ибо Иоанн приблизился к таинственной горе, куда не входят непосвященные; и, возводимый по духовным степеням, принял богоначертанное законоположение и видение.” Он был некий новоявленный Моисей... Фактов в житии сообщается мало.

Подробнее...

Никон (Воробьев), игум. ПРОПОВЕДИ

  • Мысли в Неделю о богаче и Лазаре (Лк. 12 гл. 16-21)
  • Мысли в неделю 31
  • О кресте и любви Божией
  • О причинах Воплощения
  • Предрождественские мысли. "Уготовься срести Бога Твоего, Израилю" (Амос. 15, 12)
  • Мысли в Неделю пред Рождеством Христовым (Свв. отец)
  • Слово о велией вечери
  • Слово на Рождество Господа нашего Иисуса Христа
  • Слово на второй день Рождества Христова
  • Слово на Обрезание Господне
  • Слово в день памяти преп. Серафима Саровского
  • Слово в Неделю перед Богоявлением
  • Слово на Крещение Господне
  • Слово в Неделю по Богоявлению и собор св. Иоанна Крестителя
  • Слово в Неделю о Закхее
  • Слово в Неделю о мытаре и фарисее
  • Слово в Неделю о блудном сыне
  • Слово в пятницу I-ой недели Великого поста
 
МЫСЛИ В НЕДЕЛЮ О БОГАЧЕ И ЛАЗАРЕ (ЛК. 12 ГЛ. 16-21).
 

Подробнее...

Подвижницы Верхнего Египта

Святая Таисия.

Та, которая ныне чтится в лике великих святых, долго была великой грешницей.

Отечество Таисии и город, который был свидетелем печальных побед ее, неизвестны. Известно только то, что она жила в Египте и весь Египет знал о непомерном распутстве ее. Мать ее была женщина дурной жизни и не только не заботилась о внушении ей добрых правил, но сама учила ее торговать развратом. При таких уроках красавица дочь стала страшной. Богатые люди всякого возраста спешили уловить внимание ее, разоряли состояние свое на подарки; любовники в доме прелестницы не только дрались, но и убивали один другого; покой и счастье многих семейств были расстраиваемы по милости этой слуги сатанинской.

Подробнее...

Акафист святому преподобному Антонию Великому

Кондак 1
Избранный чудотворче и предивный угодниче Христов, преподобне отче Антоние, любовию восхваляюще богоугодное житие твое, благодарения песнь о тебе Богу приносим. Ты же, яко имеяй велие дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, да с радостию зовем ти: Радуйся, преподобне отче Антоние, пустыннаго жития начальниче.
 

Подробнее...

Преподобный Максим Исповедник. Житие и творения.

О мирской жизни Максима мы знаем немногое. Происходил он из старинного и знатного рода и был, кажется, в родстве с имп. Ираклием. Родился в Константинополе около 580-го года. Получил хорошее образование и с особой любовью изучал философию. Позже в спорах с монофелитами сказалось большое диалектическое дарование преподобного и его формально-логическая культура. Но кроме того и большая начитанность, и не только в церковной, но и в светской литературе. От юности Максим отличался не только любомудрием, но еще и смиренномудрием.

Подробнее...

Акафист святой мученице Татьяне

Кондак 1
Избранней невесте Христа, Вседержителя твари, похвальная пения восписуем, чистоту жития твоего девственнаго восхваляюще и лобызающе честная страдания Твоя; ты бо ныне ликуеши в чертоге небеснем твоего Жениха Христа. Поминай прославляющих тя пении сими, да зовем ти:
Радуйся, благоуханный цвете девства, славная мученице Татиано.
 

Подробнее...

Великое Водоосвящение

В воспоминание крещения Господня Церковь установила совершать в навечерие и в самый день праздника Великое освящение воды. Вода, освященная в эти дни, называется Великой Агиасмой. В навечерие Крещения освящение воды совершается в воспоминание Крещения Господа, освятившего естество воды, поэтому в древности в навечерие Господне совершалось крещение оглашенных. А в самый день праздника освящение воды совершается собственно в воспоминание Крещения Спасителя.

Подробнее...

Празднование Рождества и Крещения согласно древним свидетельствам и памятникам полемической письменности середины XI века

Год назад на сайте «Богослов.ru» была опубликована заметка игумена Дионисия (Шлёнова), преподавателя МДАиС, о празднике Богоявления, в которой читателям портала был обещан полный вариант статьи о праздниках Рождества Христова и Крещения. Сегодня редакция исполняет обещанное и с согласия автора предварительно публикует статью из готового к изданию очередного номера академического журнала «Богословский вестник».
 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus