Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Прот. Леонидъ Колчевъ († 1944 г.) Поученіе въ день Святой Пятидесятницы. Евангеліе отъ Іоанна, зач. 27, 29 (VII, 37-52; VIII, 12).

Еще до начала крестныхъ страданій Іисусъ Христосъ неоднократно говорилъ Своимъ ученикамъ о ниспосланіи имъ иного наставника — Духа Святаго, отъ Отца исходящаго, а послѣ воскресенія, явившись имъ въ послѣдній разъ, въ день Своего вознесенія, Онъ заповѣдалъ имъ не уходить изъ Іерусалима до тѣхъ поръ, пока они не облекутся силою свыше. Черезъ десять дней послѣ того, въ праздникъ іудейской Пятидесятницы, когда всѣ апостолы, по преданію, вмѣстѣ съ Божіею Матерію, единодушно пребывали на молитвѣ въ Сіонской горницѣ, вдругъ около дома того послышался какой-то необыкновенный шумъ, какъ-бы отъ сильнаго вѣтра, но деревья не качались и даже листья не дрожали. Въ тоже время надъ головою каждаго изъ присутствующихъ появился огонь въ видѣ языка. Это было видимымъ знакомъ сошествія на нихъ Духа Святаго, и они тотчасъ-же почувствовали себя какъ-бы переродившимися. Все, чему училъ ихъ Іисусъ Христосъ, они теперь отчетливо припомнили и ясно уразумѣли. Дотолѣ робкіе и загнанные, страха ради іудейска запиравшіе за собою двери, отнынѣ они стали смѣло и бодро выступать съ проповѣдію о воскресшемъ Христѣ и, хотя были простыми не книжными рыбаками, заговорили съ такой силой и убѣдительностію, что имъ не могли противостоять даже ученнѣйшіе мужи того времени. При этомъ они получили даръ говорить иными языками, которые раньше не знали.

Подробнее...

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.) Что намъ необходимо знать и помнить?

«Трапеза исполнена... никтоже да изыдетъ алчай... вси воспріимите богатство благости!» (Изъ слова Св. Златоуста.)

Три дня подрядъ празднуемъ мы въ Св. Троицкомъ монастырѣ великій   «к о н е ч н ы й»,   какъ его именуютъ наши богослужебныя книги, праздникъ Святой Троицы.

Какое огромное богатство назиданія даетъ намъ это торжественное трехдневное всенародное празднованіе, какую богатую пищу для души!

Подведемъ итоги этому.

Подробнее...

Еп. Виссаріонъ (Нечаевъ) († 1905 г.) Участіе Св. Духа въ дѣлѣ искупленія. Поученіе въ день Святаго Духа. Аще кто Духа Христова не имать, сей нѣсть Его (Рим. 8, 9).

Сими словами апостолъ Павелъ указуетъ на участіе Святаго Духа въ дѣлѣ искупленія. Значеніе этого участія такъ велико, что кто не имѣетъ Святаго Духа, тотъ и не Христовъ, т. е. не имѣетъ общенія со Христомъ, чуждъ Христа, не христіанинъ, слѣдственно лишенъ надежды спасенія, ибо нѣсть иного имени, кромѣ Христова, подъ небесемъ, даннаго въ человѣцѣхъ, о немже подобаетъ спастися намъ (Дѣян. 4, 12). Если же Христосъ есть единственный нашъ Спаситель, то какъ понять, что надобно имѣть Святаго Духа, чтобы быть христіаниномъ и слѣдовательно спастись? Неужели недостаточно для вашего спасенія всего того, что сдѣлалъ Христосъ? 

Подробнее...

Архіеп. Димитрій Муретовъ († 1883 г.) Слова и Бесѣды на праздники Господскіе. 37. Слово въ понедѣльникъ св. Пятидесятницы. Не вѣсте ли, яко храмъ Божій есте, и Духъ Божій живетъ въ васъ (1 Кор 3, 16)?

Такую рѣчь обращаетъ св. Апостолъ Павелъ къ вѣрующимъ, сподобившимся принять Духа Святаго въ сердцѣ своемъ. Въ этихъ словахъ апостольскихъ заключается, братіе, высшее побужденіе къ тому, чтобы мы были внимательны къ самимъ себѣ и осторожны въ своей жизни, въ своихъ дѣйствіяхъ и поступкахъ, хранили себя въ чистотѣ и святости. Для сего Апостолъ Христовъ указываетъ на то высочайшее достоинство существа нашего, что оно предназначено быть жилищемъ Самого Божества, и на то особенное преимущество христіанъ, что въ нихъ, какъ въ истинныхъ храмахъ Своихъ, обитаетъ всесвятый Духъ Божій. Не вѣсте ли, яко храмъ Божій есте, и Духъ Божій живетъ въ васъ?
 

Подробнее...

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.) День Святой Троицы.

Видѣхомъ свѣтъ истинный, пріяхомъ Духа Небеснаго, обрѣтохомъ вѣру истинную,   н е р а з д ѣ л ь н ѣ й   Т р о и ц ѣ   покланяемся:  Т а   б о   н а с ъ   с п а с л а   е с т ь   (Стихира).

Въ теченіе большей части года поется эта стихира за каждой Божественной литургіей, въ концѣ ея, но какъ-то совсѣмъ по-особенному звучитъ она въ день Святой Троицы. Конечно, это потому, что въ ней какъ разъ и прославляется Святая Троица.

Но почему Св. Троица прославляется, и всѣ вѣрующіе призываются къ поклоненію Ей въ день праздника Пятидесятницы, когда воспоминается Сошествіе Святаго Духа на Апостоловъ? Не есть ли этотъ праздникъ, собственно, въ честь лишь Третьяго Лица Пресвятой Троицы — Святаго Духа, а не всей Св. Троицы?

Подробнее...

Митр. Антоній Храповицкій († 1936 г.) Слово въ день сошествія Святаго Духа [1].

Сегодня святая Церковь воспоминаетъ то событіе, которое въ одно мгновеніе сдѣлало галилейскихъ рыбаковъ всемірными проповѣдниками. Это событіе Сошествія Святаго Духа дало этимъ простымъ людямъ, нерѣдко огорчавшимъ Господа своего грубостью и малодушіемъ, великую мощь духовную, такую мощь, такую несокрушимую силу, предъ которою пали въ прахъ и вѣковая религія Рима, такъ тѣсно слившаяся съ его государственною жизнью, и языческая философская мудрость съ ея представителями, и наконецъ самый государственный строй и бытовые обычаи, которые стремились охватить собою всю вселенную.

Подробнее...

Архіеп. Димитрій Муретовъ († 1883 г.) Слова и Бесѣды на праздники Господскіе. 33. Слово въ недѣлю Пятидесятницы [1].

Азъ умолю Отца, и иного Утѣшителя дастъ вамъ, да будетъ съ вами въ вѣкъ, Духъ истины (Іоан. 14, 16).

Такъ утѣшалъ Господь Іисусъ Христосъ богоизбранныхъ учениковъ Своихъ, когда отходилъ отъ нихъ ко Отцу Своему, когда оставлялъ ихъ въ мірѣ, яко агнцевъ посредѣ волковъ, — и исполнилъ Свое божественное обѣтованіе. Въ десятый день, по вознесеніи Его на небо ко Отцу Своему, Духъ Божій сошелъ на апостоловъ въ видѣ огненныхъ языковъ, водворился въ ихъ чистыхъ душахъ, какъ въ истинныхъ Своихъ храмахъ, пребылъ навсегда ихъ Наставникомъ и Руководителемъ, Утѣшителемъ и Хранителемъ. Нося въ сердцѣ своемъ сей пренебесный даръ своего Божественнаго Учителя, они, безкнижные рыбари, явились столько мудрыми, что буйствомъ проповѣди своей посрамили всю мудрость вѣка сего, научили весь міръ истинному боговѣдѣнію, преобразили обычаи и нравы, всю жизнь человѣческихъ обществъ, и совершили такой переворотъ въ цѣломъ мірѣ, которому подобнаго не было и не будетъ. Укрѣпляемые Духомъ Божіимъ, они, прежде слабые и боязливые, явились столько твердыми въ упованіи на любовь и благоволеніе къ нимъ Отца небеснаго, что никакія бѣдствія не могли поколебать ихъ мужества, лишить благодушія и духовной радости, привести въ уныніе отъ какой бы то ни было скорби, заставить сожалѣть о какой бы то ни было земной потерѣ, отвратить, хотя на мгновеніе, умъ и сердце ихъ отъ того неувядаемаго вѣнца славы, который обѣщалъ имъ Господь въ небесномъ Своемъ царствѣ. Предавъ сердце свое всеблагой волѣ и благодатнымъ дѣйствіямъ Духа Божія, они такъ утверждены и укоренены были въ любви къ Господу, что, по словамъ одного изъ нихъ, ни смерть, ни животъ, ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, — ничто въ мірѣ не могло разлучити ихъ отъ любве Божія, яже о Христѣ Іисусѣ (Рим. 8, 38-39). Нести труды и болѣзни, терпѣть поношенія и страданія, подвергаться опасностямъ и бѣдствіямъ, страдать и умирать за имя возлюбленнаго Учителя и Господа — было для нихъ вожделѣннѣйшею участію, которой жаждало сердце ихъ, какъ самаго высшаго блага и счастія.

Подробнее...

Афанасий (Евтич). Учение о Пресвятой Богородице у святого Иоанна Дамаскина

Справедливо и истинно Святую Марию называем Богородицею, ибо это имя составляет все таинство домостроительства. ПВ III,12

1. Когда при конце своей исповеднической жизни святой Иоанн Дамаскин писал свое самое главное творение - "Точное изложение православной веры" [1], он прежде всего подчеркнул Божественное Предание [2] Православной Кафолической Церкви. Все, что он пишет о Боге, о Святой Троице, о Христе и о Пресвятой Богородице, черпает он из Божественного Предания, которое нам открыто и передано Богом через все спасительное домостроительство Христово. "Все, что передали нам закон и пророки, Апостолы и евангелисты, мы принимаем, познаем и почитаем; а выше того ничего не ищем... Это мы должны принимать, в этом пребывать и не перемещать пределов вечных [3], не преступать Божественного Предания" (ПВ I,1). То же самое писал святой Иоанн и раньше в своих "Словах в защиту святых икон": "Посему, братия, станем на скале веры и на Предании Церкви, не изменяя пределов, которые положили святые отцы наши, не давая места желающим вводить новое и разрушать строение Святой Кафолической и Апостольской Церкви Божией" [4]. Божественное Предание для Дамаскина есть именно все это здание, или тело, Кафолической и Апостольской Церкви [5], которая создана на основании, то есть на краеугольном камне (ср.: 1Кор.3:11; Еф.2:20) апостола Павла и на стене богословия (см.: Мф.16:18) апостола Петра, которая есть Христос (ср.: 1Кор.10:4) [6].

Подробнее...

Аванесов С.С. Личность как синергийная конституция

Всё более очевидные антропологические контексты и «подтексты» того, что происходит в современной культуре и с современной культурой, предполагают не только настойчивое удержание в центре философского внимания всей традиционной «человековедческой» проблематики, но и постоянную артикуляцию решающего характера именно «антропных» измерений реальности в любом акте её интерпретации. Эти измерения задаются с помощью комплекса экзистенциалов («свобода», «дух», «трансценденция», «существование» и т.п.),  общий смысл которых концентрируется в базовом концепте «личность». Этот последний термин имеет давнее и широчайшее хождение в философской литературе, и как раз поэтому его содержание не является абстрактно однозначным, но требует своего рода реконструкции в связи с контекстом его конкретного употребления. При этом представляется неизбежным учёт того обстоятельства, что специфика применения и понимания слова «личность» связана с основами религиозного (конкретно – христианского) мировоззрения и коренится именно в нём.  Современная отечественная философия снова начинает признавать, что «личность» – это понятие религиозное, а не философское по своему происхождению; что оно «сформировалось в ходе затяжных споров о тринитарности, инкарнации и евхаристии и применялось первоначально по отношению к Богу, а не к человеку» . Именно в христианском опыте впервые обнаруживается возможность говорить о личности как о самостановящейся в общении уникальности; трансцендирующий характер такого сообщения, состоящего в соединении разносущностных энергий, будучи осмысленным сегодня, положен в основание синергийной антропологии как продуктивной персонологической парадигмы.  Учёт христианского мировоззренческого контекста понятия о личности и принятие во внимание религиозных аспектов персонологического дискурса обнаруживают уникальные онтологические характеристики, связанные с осмыслением специфики человеческого вообще.
 

Подробнее...

Протоиерей Георгий Флоровский. Филарет, Митрополит Московский

Современников смущал суровый облик митр. Филарета. Точно было в нем что-то холодное и тяжелое. Казалось, нельзя не чтить Московского владыку; но трудно и даже невозможно его любить. И было сказано о Филарете недоброе слово: «У этого человека горячая голова и холодное сердце»…

Подробнее...

Навигация

Система Orphus