Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Акафист Покрову Пресвятой Богородицы

Кондак 1

Взбранней Превечным Цаpем, пpевышшей всякаго создания Небесе и земли Цаpице, пpишедшей иногда в Влахеpнскyю цеpковь на молитву, достойное поклонение с благодаpением пpиносяще, яко во тьме сущии, под Твой светящийся омофоp с верою и умилением пpибегаем. Ты же, яко имyщи деpжавy непобедимyю, от всяких нас бед свобождай, да зовем Ти:

Радyйся, Радосте наша, покpый нас от всякаго зла честным Твоим омофоpом.

Подробнее...

Ф.Г. Спасский. К происхождению иконы и праздника Покрова

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы до сих пор представляет собой загадку русской литургики. Необычайно прочно укрепившийся в практике русской церкви и укоренившийся в сознании и быту русских православных, он доселе не имеет единого и точного определения своей сущности и значения, не нашел еще, за отсутствием достаточных данных в древней письменности, ни даты, ни причины своего установления. Праздник этот появляется на Руси явочным порядком в конце 12 в. и в 13 веке властно входит в литургическую практику русской церкви через иконные изображения, храмоздательство и словесные творения.

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ май. Восьмой день. Поуч. 2-е. Св. апостолъ и евангелистъ Іоаннъ Богословъ.

(Примѣры уклоненія христіанъ отъ закона христіанской любви и необходимость жить по духу ея).

I. Что сказать вамъ, братіе, въ нынѣшній праздникъ? Любимый ученикъ Господа — св. апостолъ и евангелистъ Іоаннъ Богословъ, память котораго мы сегодня празднуемъ, въ теченіе своей апостольской дѣятельности говорилъ болѣе всего о любви: будемъ же и мы съ вами говорить сегодня тоже о любви.

Подробнее...

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.) Апостолъ любви.

«Величія твоя, дѣвственниче, кто повѣсть? точиши бо чудеса, и изливаеши исцѣленія, и молишися о душахъ нашихъ, яко Богословъ и другъ Христовъ» (Кондакъ).

Такими словами Св. Церковь прославляетъ сегодня память возлюбленнаго ученика Христова, наперсника и дѣвственника, святаго Апостола и Евангелиста Іоанна Богослова.

Подробнее...

Святоотеческое учение о Евхаристии и возникновение конфессиональных расхождений Успенский Н. Д., проф.

Текст настоящего издания является заключительной главой фундаментального исследования Н.Д. Успенского “Анафора”. Автор глубоко и в доступной форме раскрывает православное святоотеческое учение о Евхаристии, показывает его принципиальное отличие от западной схоластической концепции “пресуществления”, оказавшей негативное по своим последствиям влияние на евхаристическое богословие и литургическую практику Русской Церкви последних столетий.

Подробнее...

Епископ Каллист Диоклийский Святая Троица - парадигма человеческой личности

Доклад на международной богословско-философской конференции "Пресвятая Троица". Москва, 6-9 июня 2001 г.

Между Троицей и адом нет никакого иного выбора.

Священник Павел Флоренский

 

Наша социальная программа - это учение о Троице.

Николай Федоров

Что значит исповедовать Троицу?

Подробнее...

А. Ельчанинов. Епископ-старец. (Воспоминания о епископе Антонии Флоренсове)

В 1918 году в Донском монастыре в Москве скончался Преосвященный Антоний Флоренсов, бывший епископ Вологодский.

В Москве и провинции многие знали Владыку как мудрого и благодатного духовного руководителя. Он был настоящим православным «старцем» — руководителем людей и в их практической жизни, и на их путях к спасению. Но вместе с тем он имел свои особенности; отличавшие его от наших старцев и приближавшие его к нашей современности. Во-первых, он был епископ с необычайно сильным сознанием в себе силы и власти епископа Вселенской Церкви; во-вторых, он очень широко смотрел на условные формы современной ему церковной обстановки и хотя часто принужден был подчиняться этой обстановке, но внутренне всегда был от нее свободен; наше синодальное управление, обер-прокуратура, архимандриты и консистории никогда не казались ему вечными и неизменными категориями. Он был свободен, и широк и в своих суждениях о науке, языческой древности, которую он чтил, природе, семье.

Подробнее...

Епископ Каллист Уэр. Странная и все же близкая: Мое путешествие в Православную Церковь

Небо и земля сегодня едины
(из службы рождественского Сочельника)
О странная Православная Церковь!
(о. Лев Жилле)

Отсутствие и присутствие

Хорошо помню, как началось мое путешествие в Православие. Случилось это, когда мне было семнадцать, совершенно неожиданно летним субботним днем 1952 г.. Я шел по Букингем Пэлэс Роуд, недалеко от Виктория Стейшн в центре Лондона, мимо большой ветхой готической церкви XIX века, которую раньше не замечал. На ней не висела поясняющая табличка (общественные связи никогда не были сильной стороной Православия в западном мире!), но зато медная дощечка гласила просто: “Русская Церковь”.

Подробнее...

Подвижницы Верхнего Египта

Святая Таисия.

Та, которая ныне чтится в лике великих святых, долго была великой грешницей.

Отечество Таисии и город, который был свидетелем печальных побед ее, неизвестны. Известно только то, что она жила в Египте и весь Египет знал о непомерном распутстве ее. Мать ее была женщина дурной жизни и не только не заботилась о внушении ей добрых правил, но сама учила ее торговать развратом. При таких уроках красавица дочь стала страшной. Богатые люди всякого возраста спешили уловить внимание ее, разоряли состояние свое на подарки; любовники в доме прелестницы не только дрались, но и убивали один другого; покой и счастье многих семейств были расстраиваемы по милости этой слуги сатанинской.

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ сентябрь. Четырнадцатый день. Поуч. 5-ое. Воздвиженіе креста Господня [1].

(О величіи Голгоѳской жертвы).

I. Въ день воздвиженія честнаго и животворящаго креста умѣстно будетъ, братіе христіане, побесѣдовать съ вами о величіи Голгоѳской жертвы Господа нашего I. Христа, умершаго для спасенія міра, въ томъ числѣ и насъ ради, на крестѣ.

II. Богъ Своего Сына не пощадѣ, но за насъ всѣхъ предалъ есть Его (Римл. 8, 32). Господи, какая великая жертва! Однакожъ если благоговѣйно вникать въ нее, насколько это возможно для слабосилія ума нашего, то мы усмотримъ, что она, безпредѣльнымъ величіемъ своимъ превосходя всякъ умъ, въ то же время тѣмъ же величіемъ своимъ озаряетъ нашъ умъ, удовлетворяя всѣмъ его потребностямъ, какъ и всѣ тайны христіанства. Усмотримъ, что въ этой божественной жертвѣ срѣтились и облобызались божественное, т. е. высочайшее, милосердіе съ божественнымъ безпредѣльнымъ правосудіемъ, — что эту жертву, какъ средство для нашего спасенія, могла изобрѣсти только божественная, т. е. безконечная премудрость, — что въ средствѣ этомъ все строго соглашено съ причиною и съ цѣлью, — что средство это, для достиженія цѣли, есть лучшее и единственное, одно изъ тѣхъ высочайшихъ средствъ, какими высочайшая премудрость обыкновенно достигаетъ своихъ высочайшихъ цѣлей.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus