Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Прот. Ѳеодоръ Титовъ († 1935 г.) Слово въ Великій четвертокъ, при освященіи мѵра [1].

Ядущимъ же имъ, пріемь Іисусъ хлѣбъ и благословивъ преломи, и даяше ученикомъ и рече: пріимите, ядите, сіе есть тѣло Мое. И пріемь чашу и хвалу воздавъ, даде имъ, глаголя: пійте отъ нея вси, сія бо есть кровь Моя новаго завѣта, яже за многія изливаема во оставленіе грѣховъ (Матѳ. 26, 26-28).
 
Въ нынѣшній святой и великій для насъ день воспоминаемъ мы, возлюбленные братіе, о величайшемъ благодѣяніи, которое совершилъ для насъ нашъ Спаситель Господь Іисусъ Христосъ. Мы нынѣ молитвенно воспоминаемъ о томъ, какъ предъ самыми Своими крестными страданіями Спаситель нашъ благоволилъ установить и самолично совершить въ первый разъ великое и святѣйшее таинство причащенія. Съ того времени, по заповѣди Христа Спасителя творить сіе священнодѣйствіе въ Его воспоминаніе (Лук. 22, 17), таинство св. причащенія совершается въ нашей св. Православной Церкви ежедневно, за исключеніемъ завтрашняго дня, какъ дня, посвященнаго воспоминанію Искупительной жертвы, которую принесъ за насъ Самъ Христосъ Спаситель.
 
Мы имѣемъ отъ Спасителя нашего семь таинствъ, но среди всѣхъ сихъ священнодѣйствій возвышается таинство св. причащенія величіемъ того дара, который мы получаемъ въ немъ. Во всѣхъ прочихъ таинствахъ намъ подаются особенные дары благодати Божіей, а въ таинствѣ св. причащенія мы истинно, дѣйствительно, внутренно соединяемся съ Самимъ Спасителемъ нашимъ.
 
Таинство св. причащенія, по ученію нашей св. Православной Церкви, состоитъ въ томъ, что въ то самое время, когда на Божественной литургіи священнослужитель благословляетъ и призываетъ Святаго Духа на видимые знаки сего таинства — хлѣбъ и вино, сіи послѣдніе, силою Святаго Духа, пресуществляются и претворяются въ истинное тѣло Христово и въ истинную кровь Христову. Посему мы всѣ, причастники, принимая въ таинствѣ св. причащенія видимо хлѣбъ и вино, невидимо, но истинно и дѣйствительно вкушаемъ тѣло и кровь Христовы.
 
Вы подумаете, быть можетъ, и спросите: какъ же это возможно? какимъ образомъ видимые нами въ таинствѣ св. причащенія хлѣбъ и вино могутъ дѣлаться тѣломъ и кровію Христовыми?
 
Такъ думали, братіе, и такъ спрашивали и тѣ люди, которымъ впервые Спаситель нашъ объявилъ Свою волю касательно установленія таинства св. причащенія. Св. евангелистъ Іоаннъ Богословъ говоритъ, что когда Спаситель еще задолго до Своихъ страданій сказалъ іудеямъ въ Капернаумѣ: Азъ есмь хлѣбъ животный, Иже сшедый съ небесе: аще кто снѣсть отъ хлѣба сего, живъ будетъ во вѣки: и хлѣбъ, егоже Азъ дамъ, плоть Моя есть, юже Азъ дамъ за животъ міра (Іоан. 6, 51), то пряхуся между собою жидове, глаголюще: како можетъ Сей намъ дати плотъ (Свою) ясти (Іоан. 6, 52)? И что же Спаситель нашъ? какъ Онъ разрѣшилъ недоумѣніе спорившихъ между собою іудеевъ? А вотъ послушайте сами, чтó сказалъ Спаситель Своимъ совопросникамъ: аминь, аминь глаголю вамъ: аще не снѣсте плоти Сына человѣческаго, ни піете крове Его, живота не имате въ себѣ... плоть бо Моя истинно есть брашно, и кровь Моя истинно есть пиво... (Іоан. 6, 53. 55). Итакъ, Самъ Господь Іисусъ Христосъ ясно и вразумительно для всѣхъ обѣщалъ установить такое священнодѣйствіе, въ которомъ бы вѣрующіе въ Него могли вкушать Его тѣло и пить Его кровь. Этимъ священнодѣйствіемъ и является наше таинство св. причащенія, которое совершается на Божественной литургіи и которое сейчасъ предъ вами совершено въ семъ св. храмѣ Первосвятителемъ Кіевской церкви.
 
Но вы и послѣ этого, быть можетъ, подумаете въ себѣ и скажете: а какъ же все таки простой хлѣбъ можетъ сдѣлаться пречистымъ тѣломъ Христовымъ и простое вино можетъ превратиться въ честную кровь Христа Спасителя?
 
А какъ, спросимъ мы словами святыхъ учителей Церкви Христовой (св. Григорія Нисскаго и св. Іоанна Дамаскина), хлѣбъ и вино, употребляемые нами, превращаются въ наше тѣло и въ нашу кровь? Подобно тому, какъ хлѣбъ и вино, по принятіи человѣкомъ ихъ въ пищу, обращаются въ тѣло и кровь человѣка, на основаніи естественныхъ законовъ природы, такъ и хлѣбъ и вино, принимаемые нами въ таинствѣ св. причащенія, претворяются и пресуществляются въ тѣло и кровь Христовы сверхъестественною и всемогущею силою Духа Святаго, по законамъ благодати, съ сохраненіемъ внѣшнихъ своихъ видовъ.
 
Въ таинствѣ св. причащенія мы принимаемъ подъ видомъ хлѣба и вина не только тѣло и кровь Христовы, но и всего Христа Спасителя. Спаситель Самъ сказалъ: Азъ есмь хлѣбъ животный, Иже сшедый съ небесе: аще кто снѣсть отъ хлѣба сего, живъ будетъ во вѣки (Іоан. 6, 51). Такимъ образомъ, въ таинствѣ св. причащенія Самъ Христосъ Спаситель входитъ въ нашу душу и вселяется въ насъ всѣмъ Своимъ Божествомъ, не только тѣломъ и кровію, но и Духомъ Своимъ Божественнымъ.
 
Вы, быть можетъ, подумаете въ себѣ и скажете: какимъ же это образомъ можетъ быть, что Христосъ Спаситель, Единородный Сынъ Божій, Единый нашъ Ходатай и Избавитель, можетъ одновременно соединяться съ милліонами вѣрующихъ, входя и вселяясь въ ихъ души, когда они принимаютъ таинство св. причащенія? Это, братіе моя, великая тайна, которой мы никакъ не можемъ уразумѣть своимъ умомъ, но которую мы можемъ представить себѣ, на основаніи явленій, происходящихъ въ окружающей насъ природѣ. Какъ, напримѣръ, солнце, во много разъ превосходящее нашу землю, одновременно отражается въ полномъ своемъ видѣ и въ великомъ океанѣ и въ малой каплѣ воды; или какъ изъ малаго сѣмени, или вѣтви, или части корня дерева, посаженныхъ въ землѣ, могутъ выростать цѣлыя деревья, такъ, по разъясненіямъ святыхъ учителей Церкви, и Христосъ Спаситель, наше Солнце Праведное, наша Лоза Внноградная, можетъ одновременно преподаваться, подъ видимыми знаками хлѣба и вина, въ таинствѣ св. причащенія милліонамъ вѣрующихъ въ Него, можетъ одновременно, силою Своего всемогущества, являться на многихъ престолахъ Божіихъ въ таинствѣ св. причащенія.
 
Такъ вѣруетъ и такъ исповѣдуетъ свою вѣру въ таинство св. причащенія наша св. Православная Церковь, послѣдующая истинному и непреложному ученію Христа Спасителя. Къ сожалѣнію, есть люди, именующіеся христіанами, которые совсѣмъ не такъ вѣруютъ и совсѣмъ не такъ разумѣютъ существо и силу сего таинства. Есть, къ великому прискорбію, такіе, именующіе себя христіанами, и среди нашего русскаго православнаго народа. Они вышли отъ насъ, но они не принадлежатъ къ нашей св. Церкви. Они изъ кроткихъ и смиренныхъ овецъ стада Христова превратились, подъ вліяніемъ своего гордаго сердца и ложнаго разума, въ хищныхъ волковъ, раздирающихъ пречистыя ризы Христовой Церкви. Отъ нихъ вы можете услышать и, быть можетъ, нѣкоторые слышали, что никакого таинства св. причащенія нѣтъ, что есть только вечеря любви, на которую собираются христіане, по заповѣди Христа Спасителя, въ воспоминаніе о Немъ, что преломляемый на этой вечерѣ хлѣбъ и подаваемая во время ея чаша вина суть простые и обыкновенные хлѣбъ и вино, а не тѣло и кровь Христовы, что, наконецъ, можно причащаться Христа, подъ видомъ простого хлѣба, или обыкновеннаго вина, силою своей собственой вѣры, или же посредствомъ слушанія Его евангельскаго ученія.
 
Возлюбленные мои братіе! Не слушайте вы такихъ словъ и такихъ разсужденій, которыя являются только повтореніемъ тѣхъ словъ и тѣхъ сужденій, какія высказывали невѣрующіе іудеи, слушавшіе Христово ученіе о таинствѣ св. причащенія. Пряхуся же между собою жидове, глаголюще: како можетъ Сей намъ дати плоть (Свою) ясти? Рече же имъ Іисусъ: аминь, аминь глаголю вамъ: аще не снѣсте плоти Сына человѣческаго, ни піете крове Его, живота не имате въ себѣ. Ядый Мою плоть и піяй Мою кровь имать животъ вѣчный, и Азъ воскрешу его въ послѣдній день. Плоть Моя истинно есть брашно, и кровь Моя истинно есть пиво (Іоан. 6, 52-55). То самое, что сказалъ Спаситель нашъ невѣрующимъ іудеямъ, спорившимъ при слушаніи Его Божественнаго ученія о таинствѣ св. причащенія, то и вы говорите тѣмъ изъ нашихъ заблудившихся братій, которые говорятъ, что можно причащаться Христа духовно — вѣрою и слушаніемъ Его ученія. Скажите имъ, что Христосъ Спаситель учитъ въ Своемъ евангеліи не о такомъ духовномъ причащеніи, а о причащеніи истинномъ, дѣйствительномъ, о причащеніи истиннаго Пречистаго Тѣла Его и истинной честной Крови Его. Только это именно причащеніе, которое принимаетъ наша св. Православная Церковь и которое она исповѣдуетъ, приноситъ тѣ великія благодатныя дарованія Божіи христіанину, которыя мы соединяемъ съ симъ таинствомъ.
 
Поистинѣ, велики и невыразимо благодѣтельны для христіанина плоды таинства св. причащенія! Въ семъ таинствѣ мы, прежде всего, соединяемся, притомъ не духовно только, но истинно и дѣйствительно со Христомъ Спасителемъ нашимъ: Тѣло Христово соединяется съ нашимъ тѣломъ и кровь Христова входитъ въ нашу кровь. Христосъ Спаситель въ таинствѣ св. причащенія, по нашей вѣрѣ, входитъ Своимъ тѣломъ и Своею кровію «во всѣ уды наши, во всѣ составы, во утробу, въ сердце» (молитва 3-я по святомъ причащеніи). Такая наша дерзновенная вѣра въ подобное дѣйствительное, истинное, глубочайшее соединеніе со Христомъ Спасителемъ въ таинствѣ св. причащенія основывается на обѣтованіи Самого Христа, Который благоволилъ сказать въ святомъ евангеліи: ядый Мою плоть и піяй Мою кровь во Мнѣ пребываетъ, и Азъ въ немъ (Іоан. 6, 56).
 
Въ таинствѣ св. причащенія Христосъ Спаситель соединяется со Своимъ причастникомъ и силою Своего всемогущества творитъ въ немъ великія дѣла милости Божіей. Христосъ Спаситель, соединяющійся съ нами въ таинствѣ св. причащенія и вселяющійся въ насъ, по нашей вѣрѣ, утверждаетъ «всѣ составы наши вкупѣ съ костьми, очищаетъ душу, освящаетъ помышленія, просвѣщаетъ чувства» наши (мол. 3-я по св. причащеніи), «исцѣляетъ, очищаетъ, просвѣщаетъ, сохраняетъ, спасаетъ насъ, освящаетъ нашу душу и тѣло, отгоняетъ отъ насъ всякое мечтаніе и лукавое дѣяніе, и дѣйство діавольское, мысленно во удесѣхъ нашихъ дѣйствуемое» (молитва св. Василія Великаго предъ св. причащеніемъ), «оживляетъ и обожаетъ всякаго, ядущаго и піющаго съ чистымъ сердцемъ» (молитва св. Симеона Новаго Богослова ко св причащенію).
 
Вотъ какія великія благодѣянія мы получаемъ въ таинствѣ св. причащенія! Но и этого мало. Въ таинствѣ св. причащенія мы, истинно и дѣйствительно соединяясь со Христомъ Спасителемъ, получаемъ залогъ и увѣреніе въ нашемъ будущемъ воскресеніи для вѣчной блаженной жизни. Самъ Христосъ Спаситель говоритъ въ Своемъ евангеліи объ этомъ такъ: Ядый Мою плоть и піяй Мою кровь имать животъ вѣчный, и Азъ воскрешу его въ послѣдній день (Іоан. 6, 54). Основываясь на семъ Божественномъ обѣтованіи, мы вѣруемъ, что принимаемыя нами въ таинствѣ св. причащенія пречистыя тайны Христовы служатъ намъ «въ напутіе живота вѣчнаго, во отвѣтъ благопріятенъ на страшномъ судищи Христовомъ: не въ судъ или во осужденіе» (молитва св. Василія Великаго предъ св. причащеніемъ).
 
Вотъ какіе многообразные и великіе плоды духовные мы получаемъ въ таинствѣ св. причащенія! Посему, братіе мои, старайтесь пользоваться симъ спасительнымъ таинствомъ какъ можно чаще. Поставьте себѣ за правило хоть разъ въ годъ непремѣнно причаститься св. таинъ и внушайте дѣтямъ своимъ, приснымъ своимъ и всѣмъ знаемымъ своимъ, что таинство св. причащенія рѣшительно и безусловно необходимо для всякаго православнаго христіанина. Кто причащается пречистаго тѣла и честной крови Христовыхъ, тотъ, по слову Спаситепя, пребываетъ въ Немъ, и Христосъ пребываетъ въ томъ христіанинѣ, и только тотъ христіанинъ можетъ творить добрыя дѣла, имѣть добрыя мысли и добрыя чувства (Іоан. 15, 4). Душа христіанина, лишающаго себя великаго блага — причащенія святыхъ таинъ Христовыхъ, подобна вѣткѣ засохшей: такая вѣтка не приноситъ никакого плода, раньше или позже она обрѣзывается и бросается въ огонь. То же самое бываетъ и съ душою христіанскою, которая многіе годы остается безъ освѣженія, очищенія и оживненія посредствомъ таинства св. причащенія (Іоан. 15, 5).
 
Но, братіе мои, всѣ такіе великіе плоды, о которыхъ мы говорили, таинство св. причащенія приноситъ только для достойныхъ причастниковъ. Посему къ таинству св. причащенія необходимо приступать только послѣ должнаго и внимательнаго приготовленія души своей къ принятію его. Св. ап. Павелъ учитъ насъ о семъ такъ: да искушаетъ человѣкъ себе, и тако отъ хлѣба да ястъ и отъ чаши да піетъ. Ядый бо и піяй недостойнѣ, субъ себѣ ястъ и піетъ, не разсуждая тѣла Господня. Сего ради, обращается св. ап. Павелъ къ коринѳскимъ христіанамъ, въ васъ мнози немощни и недужливи (1 Кор. 11, 28-30).
 
Слышите, православные христіане, чтó говоритъ намъ Апостолъ? Необходимо сначала приготовиться хорошо, посредствомъ говѣнія, молитвы, воздержанія отъ грѣховъ, поста и покаянія, а потомъ уже и причащаться. Тѣ же, которые приступаютъ къ Чашѣ безъ достойнаго приготовленія, причащаются не во спасеніе своей души, не во исцѣленіе тѣла своего, не въ очищеніе отъ грѣховъ, а въ судъ и во осужденіе.
 
Приступайте, братіе мои, къ таинству св. причащенія даже и послѣ достойнаго приготовленія съ тѣми чувствами, съ какими призываетъ васъ Церковь Христова къ чашѣ святой. «Приступайте къ ней со страхомъ», какъ бы являясь предъ Лице Самого Христа Спасителя, на страшный судъ Его. «Приступайте къ ней съ вѣрою» въ то, что въ чашѣ святой — самое пречистое тѣло Христово и самая честная кровь Христова.
 
Нынѣшній день, посвященный воспоминанію устаноленія столь великаго таинства Христова — св. причащенія ознаменовывается въ настоящемъ году совершеніемъ еще особеннаго, рѣдкаго и великаго священнодѣйствія — освященія мѵра, которое сейчасъ совершилось въ семъ святомъ храмѣ сей славной обители предъ вашими глазами. Бесѣдою о семъ рѣдкомъ и важномъ въ жизни нашей св. Православной Церкви священнодѣйствіи я и намѣреваюсь закончить свое слово къ вамъ.
 
Вы знаете всѣ, что каждый изъ насъ, православныхъ христіанъ, послѣ плотскаго рожденія, крещается посредствомъ троекратнаго погруженія въ воду во имя Пресвятой Троицы и затѣмъ помазывается святымъ мѵромъ. Мѵропомазаніе надъ православными христіанами совершается священникомъ, но самое мѵро освящается обязательно архіереемъ и притомъ только въ двухъ мѣстахъ въ Россіи — въ Москвѣ и у насъ въ Кіевѣ, въ сей святой обители. Освященіе это совершается по особому благолѣпному чину, который ясно и убѣдительно показываетъ всѣмъ, какъ все благолѣпно, благочинно, свято и въ полномъ согласіи съ уставами апостольской вселенской Церкви совершается въ нашей Православной Русской Церкви.
 
Приготовленіе всего необходимаго для освященія мѵра начинается здѣсь, въ сей святой обители заранѣе, съ крестопоклонной недѣли. Для приготовленія св. мѵра избираются самыя чистыя и дорогія благовонныя вещества. Когда всѣ эти вещества бываютъ приготовлены, начинается съ утра Великаго Понедѣльника вареніе св. мѵра. Вареніе мѵра благословляетъ молитвою самъ Первосвятитель нашей Кіевской церкви. Во все время варенія мѵра, которое совершается въ храмѣ, въ особо устроенномъ сосудѣ, вдѣланномъ въ печь, происходитъ непрерывное чтеніе св. евангелія. Въ Великую Среду сваренное мѵро разливается въ особые сосуды, которые запечатываются и поставляются въ алтарѣ храма, гдѣ совершается мѵровареніе. А въ нынѣшній день, какъ вы и сами видѣли, сосуды съ этимъ св. мѵромъ торжественно, крестнымъ ходомъ, возглавляемымъ самимъ Первосвятителемъ Кіевской церкви, переносятся изъ того храма въ сей святой храмъ и поставляются около жертвенника. Затѣмъ во время великаго входа на Божественной литургіи мѵро вмѣстѣ со святыми дарами переносится священнослужителями и поставляется на св. престолѣ. Здѣсь послѣ совершенія таинства св. причащенія Первосвятитель Кіевской церкви освящаетъ мѵро посредствомъ чтенія попоженной молитвы и двукратнаго благословенія каждаго сосуда съ мѵромъ.
 
Слышали ли вы, возлюбленные братіе, слова молитвы, какую Первосвятитель Кіевской церкви читалъ сейчасъ при освященіи мѵра? Въ сей молитвѣ онъ просилъ Господа Бога ниспослать Духа Святаго на мѵро, сотворить его помазаніемъ духовнымъ, хранилищемъ жизни, оовященіемъ душъ и тѣлесъ и елеемъ радованія, изъ ветхаго завѣта возсіявшимъ въ нововъ. Святитель молился, далѣе, о томъ, чтобы чрезъ сію печать духовнаго совершенства всѣ восходящіе отъ бани крещенія были признаваемы гражданами и домашними Божіими отъ святыхъ ангеловъ и были страшны для демоновъ. Да будутъ всѣ они: крещенные и мѵропомазанные, молился Архипастырь, людьми избранными, царскимъ священствомъ, народомъ святымъ, запечатлѣннымъ таинствомъ и носящимъ въ сердцахъ своихъ Христа, дабы сотворилась въ нихъ обитель всей Троицы.
 
Такъ освященное мѵро будетъ отнесено сейчасъ, крестнымъ ходомъ, въ особую палату, гдѣ оно будетъ храниться и откуда оно будетъ раздаваться другимъ нашимъ православнымъ архипастырямъ для ихъ епархій. Симъ освященнымъ мѵромъ будутъ помазываться всѣ крещенные православные христіане. Симъ же мѵромъ обыкновенно помазываются въ нашей Церкви святые престолы, или же антиминсы, при освященіи храмовъ. Наконецъ, подобнымъ же святымъ мѵромъ помазываются у насъ и наши Цари, при торжественномъ вѣнчаніи ихъ на царство, для ниспосланія имъ особыхъ даровъ Божіихъ, укрѣпляющихъ ихъ на высокій и трудный подвигъ ихъ царскаго служенія.
 
Вотъ какъ, братіе мои, совершается у насъ освященіе мѵра. При семъ освященіи соблюдается еще одна особенность, весьма знаменательная для насъ. Видѣли ли вы, что впереди всѣхъ сосудовъ съ мѵромъ, при перенесеніи ихъ изъ одного храма въ другой, и затѣмъ на великомъ входѣ, старшій архимандритъ несъ особый небольшой сосудъ? Сей сосудъ называется алавастромъ и въ немъ содержится то самое святое мѵро, которое было получено нашею Русскою Православною Церковью отъ Греческой Православной Церкви, при св. князѣ Владимірѣ, и всякій разъ, при каждомъ новомъ освященіи мѵра, восполнялось вновь освященнымъ мѵромъ. Черезъ это самое поддерживается непрерывная преемственность и связь между нашею Русскою Православною Церковью и Церковью вселенскою въ таинствѣ св. мѵропомазанія, совершаемаго надъ всѣми чадами нашей православной Церкви, подобно тому, какъ неизмѣнно соблюдается эта же преемственность и въ ученіи нашей Православной Русской Церкви и во всѣхъ другихъ отношеніяхъ.
 
Разскажите же, православные русскіе люди, обо всемъ, видѣнномъ вами сегодня здѣсь, своимъ дѣтямъ, своимъ приснымъ и всѣмъ знаемымъ. Повѣдайте имъ о той торжественности и о томъ благолѣпіи, съ какимъ совершается въ нашей св. Православной Церкви освященіе мѵра Съ такимъ же благолѣпіемъ и благочиніемъ совершаются въ ней и всѣ прочія таинства и священнодѣйствія. Храните же сами въ себѣ горячую любовь и преданность св. Православной Церкви и въ той же самой любви воспитывайте и своихъ дѣтей. Если вы сами услышите, или ваши знаемые услышатъ отъ кого-либо, что въ нашей Церкви таинство мѵропомазанія совершается только простымъ священникомъ, тогда какъ въ церкви римской католической оно совершается самимъ епископомъ, на что католики въ нашемъ краѣ обыкновенно всегда указываютъ; то вы скажите имъ, что и въ нашей Церкви Православной мѵро освящается епископомъ, Первосвятителемъ Кіевской церкви, и освященіе это, которое вы сами нынѣ видѣли, совершается весьма торжественно, благочинно и благолѣпно. Повѣдайте всѣмъ, что это освященіе совершастся въ Кіево-Печерской лаврѣ, обители древнѣйшой и славнѣйшей на Святой Руси, осѣненной особенною благодатію Божіею и охраняемою великими и многими святынями, находящимися въ ней. Любите и почитайте эту нашу истинно-великую обитель, посѣщайте ее, освѣжайте въ ней свои души молитвою, покаяніемъ и причащеніемъ Св. Таинъ, и утѣшайте свои сердца созерцаніемъ ея необычайной духовной красоты и внѣшняго благолѣпія, и благословеніе Божіе, по молитвамъ Пресвятой Владычицы Богородицы, преподобныхъ Антонія и Ѳеодосія и прочихъ чудотворцевъ Печерскихъ, да будетъ надъ всѣми вами, надъ вашими семействами, надъ вашими домами, и надъ всѣми вашими дѣлами, словами, мыслями и чувствами всегда, нынѣ и присно. Аминь. 
 
Примѣчаніе: 
[1] Произнесено въ Великой церкви Кіево-Печерской Лавры, 15 апрѣля 1910 года. 
 
Источникъ: Прот. Ѳ. Титовъ. Слово въ Великій четвертокъ, при освященіи мѵра. // Журналъ «Труды Кіевской духовной академіи» — 1910. — Томъ II. — Кіевъ: Типографiя Акц. Об-ва «Петръ Барскій, въ Кіевѣ», 1910. — С. 183-194. 
 

Навигация

Система Orphus