Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.) «Се Женихъ грядетъ въ полунощи...»

Какъ проникновенно звучитъ это пѣснопѣніе, вводящее насъ въ спасительные дни воспоминаній Страстей Христовыхъ!
 
«Велегласно, косно и со сладкопѣніемъ», то-есть: «громко, протяжно и съ умилительностью», какъ требуетъ Церковный Уставъ, по три раза повторяется оно за утреней въ первые три дня Страстной Седмицы. Этимъ подчеркивается особая значительность и важность этого пѣснопѣнія и тѣсная связь его съ событіями, воспоминаемыми въ Страстную седмицу.
 
И кто изъ искренно-вѣрующихъ церковныхъ людей не испытываетъ въ душѣ какого-то особаго трепета, слушая благоговѣйное исполненіе его! Тѣ, кто провели годы эмиграціи въ Болгаріи, помнятъ, что тамъ (вѣроятно, по примѣру грековъ) вся эта служба носитъ названіе: «Послѣдованіе Жениха», чѣмъ это пѣснопѣніе какъ бы поставляется во-главѣ, въ центрѣ ея.
 
Почему это? Что это значитъ?
 
Въ послѣдніе дни Своей земной жизни, передъ Своими крестными страданіями, Господь Іисусъ Христосъ особенно много времени посвящалъ бесѣдамъ съ учениками о кончинѣ міра, о Своемъ Второмъ Пришествіи и о Страшномъ Судѣ. Все это и служитъ содержаніемъ нашего богослуженія первыхъ трехъ дней Страстной седмицы. Уходя изъ этого міра, при такихъ горестныхъ обстоятельствахъ торжества человѣческой злобы, Господь хотѣлъ утѣшить и ободрить Своихъ учениковъ надеждой на конечное торжество Правды Божіей — торжество Добра надъ Зломъ. Порукой истинности Его словъ должно было послужить происшедшее вскорѣ за тѣмъ преславное Воскресеніе Его изъ мертвыхъ.
 
Вотъ потому-то для истинныхъ христіанъ нѣтъ ничего болѣе радостнаго, какъ вѣра въ Воскресеніе Христово — предвѣстникъ всеобщаго нашего воскресенія, Второго Пришествія Христова, окончательной и полной побѣды Божія добра надъ діавольскимъ зломъ и открытія Царства Славы — вѣчнаго блаженства всѣхъ сохранившихъ вѣрность Христу-Спасителю душъ, «емуже не будетъ конца». Надеждою на это только и жили первые христіане, взывавшіе въ своихъ молитвахъ: «Ей, гряди, Господи Іисусе!» (Апок. 22, 20).
 
Для кого же тогда Второе Пришествіе Христово представляется въ какихъ-то мрачныхъ краскахъ и является событіемъ отнюдь нежелательнымъ, такъ что они хотѣли бы отдалить его на много милліоновъ лѣтъ?
 
Конечно — и это само собой понятно — только для врага Божіей Правды и врага человѣческаго спасенія діавола и для всѣхъ его вѣрныхъ слугъ и приспѣшниковъ. Они страшатся этого радостнаго для всѣхъ истинныхъ христіанъ событія, чуя въ немъ приближеніе своей гибели и уже заранѣе, теперь, пытаются всѣхъ убѣдить, что оно вовсе и не нужно, ибо можно и такъ устроить счастливую, райскую жизнь здѣсь на землѣ. Пугая людей ужасами, которыми будетъ сопровождаться Второе Пришествіе Христово для упорныхъ, закоренѣлыхъ, нераскаянныхъ грѣшниковъ, и обѣщая имъ земное благоденствіе, діаволъ и вербуетъ себѣ сторонниковъ среди страшливыхъ и малодушныхъ, крѣпко привязанныхъ къ этой грѣшной землѣ.
 
Но для васъ, христіанъ, поскольку мы — христіане   и с т и н н ы е,   а не мнимые, — Второе Пришествіе Христово есть высшее завершеніе и вѣнецъ всѣхъ нашихъ лучшихъ христіанскихъ чаяній и упованій.
 
А потому св. Церковь учитъ насъ, уже возставъ отъ сна, не переставать помышлять объ этомъ вожделѣнномъ для насъ событіи, ожидая «пришествія свѣтлаго и явлениаго дне Единороднаго Твоего Сына, Господа и Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, въ оньже со славою Судія всѣхъ пріидетъ, комуждо отдати по дѣломъ его: да не падше и облѣнившеся, но бодрствующе и воздвижени въ дѣланіе обрящемся готови, въ радость и Божественный чертогъ славы Его совнидемъ, идѣже празднующихъ гласъ непрестанный, и неизреченная сладость зрящихъ Твоего лица доброту неизреченную...» (Молитва утренняя 5-ая).
 
Вотъ куда должны быть направлены всѣ мысли и чувства истиннаго христіанина ежедневно съ самаго утра.
 
Такъ вѣдь и Самъ Христосъ-Спаситель неоднократно училъ: «Итакъ, бодрствуйте, потому что не знаете, въ который часъ Господь вашъ пріидетъ!» (Матѳ. 24, 42).
 
«Потому и вы будьте готовы, ибо въ который часъ не думаете, пріидетъ Сынъ Человѣческій» (Матѳ. 24, 44). Вслѣдъ за тѣмъ Господь и разсказалъ притчу о вѣрномъ и благоразумномъ рабѣ, ожидающемъ возвращенія своего господина, каковая притча, вмѣстѣ съ другой притчей Господа о десяти дѣвахъ и о приходѣ жениха въ полночь (см. Матѳ. 25, 1-13), и послужила матеріаломъ для составленія этого умилительнаго пѣснопѣнія Страстной седмицы, о коемъ у насъ идетъ рѣчь.
 
Такъ ли дѣйствительно настроены современные христіане?
 
Увы! Очень многіе изъ нихъ объ этомъ — самомъ главномъ для насъ — и думать не хотятъ, а, если говорятъ, то часто съ какой-то непонятной усмѣшкой.
 
О чемъ другомъ это свидѣтельствуетъ, какъ не о крайнемъ оскудѣніи вѣры, что одно уже должно напоминать о близости Второго Пришествія, ибо Христосъ-Спаситель Самъ сказалъ: «Сынъ Человѣческій, пришедъ едва ли обрящетъ вѣру на земли?» (Лук. 18, 8).
 
И «пріидетъ господинъ раба того въ день, въ который онъ не ожидаетъ, и въ часъ, въ который не думаетъ, и разсѣчетъ его, и подвергнетъ его одной участи съ лицемѣрами. Тамъ будетъ плачъ и скрежетъ зубовъ» (Матѳ. 24, 50-51).
 
Вотъ, что ожидаетъ такихъ легкомысленныхъ псевдо-христіанъ, всѣ взоры и стремленія которыхъ устремлены только на устройство благополучія въ этой временной земной жизни и которые не хотятъ думать о нашемъ главномъ назначеніи — о томъ, чтобы приготовить себя къ участію въ грядущемъ Царствѣ Славы.
 
«Блюди убо, душе моя, не сномъ отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствія внѣ затворишися!»... 
 
Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ III. 1969-1973 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 263-266. Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.) 
«Се Женихъ грядетъ въ полунощи...»
Архиепископ Аверкий. Современность в свете слова Божия. Слова и речи. Том III. 1969-1973 гг. Jordanville, 1875Какъ проникновенно звучитъ это пѣснопѣніе, вводящее насъ въ спасительные дни воспоминаній Страстей Христовыхъ!
 
«Велегласно, косно и со сладкопѣніемъ», то-есть: «громко, протяжно и съ умилительностью», какъ требуетъ Церковный Уставъ, по три раза повторяется оно за утреней въ первые три дня Страстной Седмицы. Этимъ подчеркивается особая значительность и важность этого пѣснопѣнія и тѣсная связь его съ событіями, воспоминаемыми въ Страстную седмицу.
 
И кто изъ искренно-вѣрующихъ церковныхъ людей не испытываетъ въ душѣ какого-то особаго трепета, слушая благоговѣйное исполненіе его! Тѣ, кто провели годы эмиграціи въ Болгаріи, помнятъ, что тамъ (вѣроятно, по примѣру грековъ) вся эта служба носитъ названіе: «Послѣдованіе Жениха», чѣмъ это пѣснопѣніе какъ бы поставляется во-главѣ, въ центрѣ ея.
 
Почему это? Что это значитъ?
 
Въ послѣдніе дни Своей земной жизни, передъ Своими крестными страданіями, Господь Іисусъ Христосъ особенно много времени посвящалъ бесѣдамъ съ учениками о кончинѣ міра, о Своемъ Второмъ Пришествіи и о Страшномъ Судѣ. Все это и служитъ содержаніемъ нашего богослуженія первыхъ трехъ дней Страстной седмицы. Уходя изъ этого міра, при такихъ горестныхъ обстоятельствахъ торжества человѣческой злобы, Господь хотѣлъ утѣшить и ободрить Своихъ учениковъ надеждой на конечное торжество Правды Божіей — торжество Добра надъ Зломъ. Порукой истинности Его словъ должно было послужить происшедшее вскорѣ за тѣмъ преславное Воскресеніе Его изъ мертвыхъ.
 
Вотъ потому-то для истинныхъ христіанъ нѣтъ ничего болѣе радостнаго, какъ вѣра въ Воскресеніе Христово — предвѣстникъ всеобщаго нашего воскресенія, Второго Пришествія Христова, окончательной и полной побѣды Божія добра надъ діавольскимъ зломъ и открытія Царства Славы — вѣчнаго блаженства всѣхъ сохранившихъ вѣрность Христу-Спасителю душъ, «емуже не будетъ конца». Надеждою на это только и жили первые христіане, взывавшіе въ своихъ молитвахъ: «Ей, гряди, Господи Іисусе!» (Апок. 22, 20).
 
Для кого же тогда Второе Пришествіе Христово представляется въ какихъ-то мрачныхъ краскахъ и является событіемъ отнюдь нежелательнымъ, такъ что они хотѣли бы отдалить его на много милліоновъ лѣтъ?
 
Конечно — и это само собой понятно — только для врага Божіей Правды и врага человѣческаго спасенія діавола и для всѣхъ его вѣрныхъ слугъ и приспѣшниковъ. Они страшатся этого радостнаго для всѣхъ истинныхъ христіанъ событія, чуя въ немъ приближеніе своей гибели и уже заранѣе, теперь, пытаются всѣхъ убѣдить, что оно вовсе и не нужно, ибо можно и такъ устроить счастливую, райскую жизнь здѣсь на землѣ. Пугая людей ужасами, которыми будетъ сопровождаться Второе Пришествіе Христово для упорныхъ, закоренѣлыхъ, нераскаянныхъ грѣшниковъ, и обѣщая имъ земное благоденствіе, діаволъ и вербуетъ себѣ сторонниковъ среди страшливыхъ и малодушныхъ, крѣпко привязанныхъ къ этой грѣшной землѣ.
 
Но для васъ, христіанъ, поскольку мы — христіане   и с т и н н ы е,   а не мнимые, — Второе Пришествіе Христово есть высшее завершеніе и вѣнецъ всѣхъ нашихъ лучшихъ христіанскихъ чаяній и упованій.
 
А потому св. Церковь учитъ насъ, уже возставъ отъ сна, не переставать помышлять объ этомъ вожделѣнномъ для насъ событіи, ожидая «пришествія свѣтлаго и явлениаго дне Единороднаго Твоего Сына, Господа и Бога и Спаса нашего Іисуса Христа, въ оньже со славою Судія всѣхъ пріидетъ, комуждо отдати по дѣломъ его: да не падше и облѣнившеся, но бодрствующе и воздвижени въ дѣланіе обрящемся готови, въ радость и Божественный чертогъ славы Его совнидемъ, идѣже празднующихъ гласъ непрестанный, и неизреченная сладость зрящихъ Твоего лица доброту неизреченную...» (Молитва утренняя 5-ая).
 
Вотъ куда должны быть направлены всѣ мысли и чувства истиннаго христіанина ежедневно съ самаго утра.
 
Такъ вѣдь и Самъ Христосъ-Спаситель неоднократно училъ: «Итакъ, бодрствуйте, потому что не знаете, въ который часъ Господь вашъ пріидетъ!» (Матѳ. 24, 42).
 
«Потому и вы будьте готовы, ибо въ который часъ не думаете, пріидетъ Сынъ Человѣческій» (Матѳ. 24, 44). Вслѣдъ за тѣмъ Господь и разсказалъ притчу о вѣрномъ и благоразумномъ рабѣ, ожидающемъ возвращенія своего господина, каковая притча, вмѣстѣ съ другой притчей Господа о десяти дѣвахъ и о приходѣ жениха въ полночь (см. Матѳ. 25, 1-13), и послужила матеріаломъ для составленія этого умилительнаго пѣснопѣнія Страстной седмицы, о коемъ у насъ идетъ рѣчь.
 
Такъ ли дѣйствительно настроены современные христіане?
 
Увы! Очень многіе изъ нихъ объ этомъ — самомъ главномъ для насъ — и думать не хотятъ, а, если говорятъ, то часто съ какой-то непонятной усмѣшкой.
 
О чемъ другомъ это свидѣтельствуетъ, какъ не о крайнемъ оскудѣніи вѣры, что одно уже должно напоминать о близости Второго Пришествія, ибо Христосъ-Спаситель Самъ сказалъ: «Сынъ Человѣческій, пришедъ едва ли обрящетъ вѣру на земли?» (Лук. 18, 8).
 
И «пріидетъ господинъ раба того въ день, въ который онъ не ожидаетъ, и въ часъ, въ который не думаетъ, и разсѣчетъ его, и подвергнетъ его одной участи съ лицемѣрами. Тамъ будетъ плачъ и скрежетъ зубовъ» (Матѳ. 24, 50-51).
 
Вотъ, что ожидаетъ такихъ легкомысленныхъ псевдо-христіанъ, всѣ взоры и стремленія которыхъ устремлены только на устройство благополучія въ этой временной земной жизни и которые не хотятъ думать о нашемъ главномъ назначеніи — о томъ, чтобы приготовить себя къ участію въ грядущемъ Царствѣ Славы.
 
«Блюди убо, душе моя, не сномъ отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствія внѣ затворишися!»... 
 
Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ III. 1969-1973 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1975. — С. 263-266. 

Навигация

Система Orphus