Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Еп. Іустинъ Полянскій († 1903 г.) Святая Четыредесятница. Поученіе XXXII. Въ пятокъ шестой седьмицы Великаго поста, на литургіи.

Душеполезную совершивше четыредесятницу, и святую седьмицу страсти Твоея просимъ видѣти, Человѣколюбче, еже прославити въ ней величіе Твое, и неизреченное насъ ради смотрѣніе Твое, единомудренно вопіюще: Господи, слава Тебѣ!

День за днемъ, недѣля за недѣлею, и вотъ прошла уже вся св. Четыредесятница. Постъ еще продолжится восемь дней, но дни сіи имѣютъ особенное назначеніе: они посвящены на воспоминаніе страстей Господнихъ. Это какъ глава и крестъ на храмѣ. Св. Церковь неоднократно нынѣ напоминаетъ намъ о совершеніи душеспасительной Четыредесятницы для того, чтобы мы, достигнувъ конца ея, осмотрѣлись, достигнута ли въ насъ цѣль св. поста, — ибо можно и много посѣявши ничего не пожать, — можно употребить разныя лекарства и не получить исцѣленія.

Итакъ, что теперь съ нами, то-есть съ нашею душою и совѣстію? Чувствуемъ ли въ себѣ какую-нибудь благотворную перемѣну? Во весь Великій постъ насъ окружалъ свѣтъ и теплота духовная, когда св. Церковь употребляла всѣ возможные способы и благодатныя средства къ тому, чтобы спасти насъ. Растаялъ ли внутри насъ, отъ сего свѣта и теплоты, ледъ сердечнаго нашего безчувствія? Омылись ли мы отъ нечистотъ грѣховныхъ слезами вѣры и покаянія? Готова ли душа наша къ изнесенію плодовъ любви и правды? Настоящій постъ для сего именно и предназначенъ. Ибо чего хотѣла Церковь, налагая его на насъ? Конечно, не того, чтобы сберечь отъ употребленія нѣсколько снѣдей или лишить насъ извѣстныхъ удовольствій. Нѣтъ; постъ долженъ былъ обуздать нашу чувственность, — укротить и обезсилить наши страсти, — очистить наши мысли и желанія, — дать большую свободу духу и совѣсти, — пробудить въ насъ печаль по Бозѣ и святую тоску по небесномъ отечествѣ, — приблизить насъ къ небу, — очистить, просвѣтлить и освятить все существо наше. По этому самому Четыредесятница и называется душеполезною. Такова ли она была для насъ? Что мы пріобрѣли отъ такого множества постовыхъ чтеній, молитвъ, колѣнопреклоненій, отъ нашей исповѣди и причастія Св. Таинъ Христовыхъ? Предлагая сіи вопросы, мы желаемъ, для вашей же пользы, обратить вниманіе ваше на состояніе души и сердца вашего. Ибо легко можетъ быть, что нѣкоторые, и желая спасенія душѣ своей, не умѣли воспользоваться великопостнымъ поприщемъ. Это бываетъ, напр., когда во время поста ограничиваются однимъ воздержаніемъ отъ пищи и питія, однимъ, болѣе или менѣе частымъ, хожденіемъ въ церковь, однимъ поверхностнымъ исповѣданіемъ грѣховъ своихъ предъ священникомъ, однимъ исправленіемъ какихъ-либо маловажныхъ недостатковъ въ своемъ поведеніи и жизни; тогда какъ для спасенія нашего требуется гораздо большее: необходима совершенная перемѣна нашихъ плотскихъ мыслей и чувствъ, всецѣлое обновленіе нашего духа и сердца, или, какъ выражается слово Божіе, цѣлое новое рожденіе свыше.

Если кто имѣлъ неблагоразуміе остановиться на указанной нами малоплодной поверхности благочестія, тотъ пусть знаетъ, что онъ, и много, повидимому, дѣлая, еще ничего не сдѣлалъ, какъ должно; что ему надобно трудиться снова и начать, какъ говорится, сначала, что сдѣлать! Углубиться въ свое сердце и совѣсть, убѣдиться, что, безъ освященія свыше, корень всѣхъ его дѣйствій, даже добрыхъ, есть самолюбіе, а не святая истинная любовь къ Богу и ближнему, — что все произрастающее отъ сего корня есть нечисто предъ очами Божіими и недостойно Царствія небеснаго. Должно познать это и молить Господа, да Самъ изведетъ его изъ плѣна страстей и злыхъ навыковъ, да Самъ созиждетъ въ немъ сердце чистое и даруетъ ему духъ сокрушенъ: то сердце, изъ котораго сами собой явятся воистину благія мысли и дѣянія; тотъ духъ, который одинъ можетъ быть пріятелищемъ даровъ благодатныхъ и обителію Духа Божія.

Но какъ же сдѣлать все это, когда св. Четыредесятница уже прошла, и самое удобное къ тому время пропущено? Дѣйствительно, время поста есть весьма удобное къ сему важному дѣлу; но наступающіе дни страданій Господнихъ, можно сказать, еще удобнѣе: «Какъ на срединѣ земнаго шара, — говоритъ знаменитый нашъ проповѣдникъ Иннокентій Херсонскій, — подъ равноденственною линіею, или такъ называемымъ экваторомъ, солнце дѣйствуетъ такъ сильно, что въ одинъ день выростаетъ болѣе, нежели у насъ въ недѣлю, такъ то же самое можно сказать и о наступающихъ дняхъ страстей Христовыхъ. Это нашъ духовный экваторъ: тутъ сосредоточены всѣ лучи духовнаго солнца. Не было бы только недостатка, съ нашей стороны, въ слезахъ истиннаго покаянія, а то въ часъ и минуту можетъ произойти съ душею и сердцемъ нашимъ то, чего въ другое время трудно ожидать отъ цѣлыхъ седьмицъ и мѣсяцевъ». Итакъ, да не теряетъ надежды никто! Да соберутся подъ знамя вѣры и Креста всѣ отсталые! Да возвратятся къ своему мѣсту самые бѣглецы! На Голгоѳѣ всѣмъ вѣрующимъ доступъ; всѣмъ кающимся прощеніе; всѣмъ любящимъ истину жизнь вѣчная!

Но это говорится къ тѣмъ, которые не воспользовались для своего спасенія временемъ Великаго поста; что же сказать тѣмъ, которые воспользовались имъ, покаялись въ своихъ грѣхахъ и стали на путь спасенія? Они вполнѣ блаженны; и, совершивъ душеполезную Четыредесятницу, веселыми ногами идутъ къ свѣту воскресенія Христова. Какъ Великій постъ начался для насъ воспоминаніемъ паденія Адамова и привелъ къ воспоминанію воскресенія Лазарева, такъ и воспользовавшіеся Великимъ постомъ начали оплакиваніемъ своихъ грѣхопаденій, а кончаютъ его духовнымъ воскресеніемъ отъ смерти грѣховной, и съ дерзновеніемъ молятъ Господа — показать имъ страсти Христовы, чтобы прославить величіе Его и вопити Ему: Господи, слава Тебѣ! Аминь. 


Источникъ: Сочиненія Іустина, епископа Рязанскаго и Зарайскаго. Томъ X. Святая Четыредесятница и Святая Пятидесятница. (Поученія). — М.: Типо-лит. Высочайше утвержд. Т-ва И. Н. Кушнеревъ и К°, 1895. — С 151-155. 


Навигация

Система Orphus