Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Митрополит Иоанн (Снычев). Архипастырское послание пастырям и верным чадам Ленинградской митрополии

ВОЗЛЮБЛЕННЫЕ О ГОСПОДЕ ПАСТЫРИ И ВЕРНЫЕ ЧАДА СВЯТОЙ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ, ЖИВУЩИЕ В ПРЕДЕЛАХ МИТРОПОЛИИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ!

Постановлением Священного Синода от 20 июля 1990 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ я назначен быть Митрополитом Ленинградским и Ладожским, постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви.

Подробнее...

Проф. прот Ливерий Воронов Преосвященный Феофан (Быстров) — ректор Санкт-Петербургской духовной академии (1909-1910)

19 февраля 1990 года исполнилось 50 лет со дня кончины ученого-богослова и подвижника-аскета Высокопреосвященного ФЕОФАНА, архиепископа Полтавского и Переяславского, который на протяжении пяти лет был в числе «начальствующих» в Санкт-Петербургской Духовной академии, сначала (с 1905) в должности инспектора, затем (с 4 февраля 1909 до 19 ноября 1910) в должности ректора.

Подробнее...

Преп. Амвросий Оптинский. Советы супругам и родителям

В 1839 году в Оптину пустынь тайно пришел молодой учитель греческого языка и остался на постоянное жительство. Несмотря на слабость здоровья, он много потрудился над переводом и изданием аскетических творений святых отцов, а также собственных богословских трудов.

Подробнее...

Акафист преподобному Амвросию Оптинскому

Кондак 1

Избранный угодниче Божий и  чудотворче, великий старче, Амвросие, Оптинская похвало всея Руси дивный наставниче, прославляюще твое в подвизех изрядное житие, приносим многохвальное пение, ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, молися о всех нас, чадех твоих, со умилением зовущих: Радуйся, преподобне Амвросие, богомудрый учителю веры и благочестия.

Подробнее...

Иеромонах Вениамин (Новик) К 175-летию первого выпуска Петербургской православной духовной академии: Актовая речь 10.12.89

История Петербургской, а ныне – Ленинградской Православной Духовной академии тесно связана с ходом всего русского духовного просвещения. Самое возникновение этого высшего духовно-учебного заведения было вызвано развитием тех просветительных принципов, внесенных в русскую жизнь реформами Петра I, детищем которого явилась в 1703 году и новая столица России Санкт-Петербург.

Подробнее...

Протоиерей Богдан Сойко. Евангелие Царства Божьего в истории русского народа

Евангелие Царства Божиего есть осуществление всех библейских чаяний, осуществление Закона Божиего, данного в обоих Заветах. Царство Божие есть осуществление всего того, что возвестил Христос человечеству в Нагорной Проповеди. Кто не находил себе места в своих скитаниях на земле, тот найдет свое вечное отечество, отечество смиренных и кротких, как Сам Христос (Мф. 11, 29).

Царство Божие — царство живых, в нем не будет ни одного мертвого [«оставьте мертвым хоронить мертвых» (Мф. 8, 20)]; царство зрячих («если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму»), исцеленных слепых от рождения; царство «имеющих уши слышать» и слушающих, возрастивших посеянные в душе семена; воспринявших слово и исполнивших его, открывавших двери своих домов для странников, голодных и неодетых, посещавших больницы и тюрьмы; царство растивших свои таланты, данные Богом, и удвоивших их, внимавших словам церковных молитв и творивших молитвы в уединенной «клети»: царство причащающихся тела и крови Христовой, отвергающих всех лжепастырей и лжепророков, воров и разбойников, «инде пролазивших» во двор овчий, не слушающих «наемников» (Ин. 10, 1 —13).

Подробнее...

Ващенко М. И. К вопросу о происхождении и развитии ранних форм русского церковного пения

В конце X века одновременно с принятием христианства в Киевской Руси возникает единая церковная организация, начинается строительство храмов, создается клир с его строго выдержанной иерархической структурой, появляются предпосылки для становления и развития церковного пения.

Уже в первых летописных сообщениях о принятии на Руси христианства упоминаются церковные певцы. Таково летописное сообщение о том, что киевский князь Владимир после женитьбы на византийской царевне Анне привез с собой из Херсонеса в Киев так называемый царицын хор . Русский историк В. Н. Татищев приводит летописное свидетельство о том, что византийский император прислал Владимиру Святославичу «многи иереи, диаконы и демественники от славян» . В Лаврентьевской летописи упоминается о «дворе доместиков», находившемся в Киеве за выстроенной князем Владимиром церковью св. Богородицы (Десятинная церковь) . В Степенной книге имеется упоминание о том, что в княжение Ярослава Мудрого пришли на Русь «богодвизаеми трие певцы гречестии с роды своими».

Подробнее...

Протоиерей Иоанн Мейендорф. Об изменяемости и неизменности православного богослужения.

В течение всей истории православного или «кафолического» христианства вера была неотделима от молитвы и богослужения, а богослужение выражало веру Церкви. Эту неотделимость Lex orandi от Lex credendi знало древнее монашество — авва Евагрий писал: «Кто молится, тот богослов», а наше Восточное Православие испытало на опыте и испытывает по сей день, как вера действительно сохраняется в богослужении Церкви. В течение многих веков православное богослужение сохраняло Православие на Ближнем Востоке, под турецким игом. О силе богослужения как выражения веры и верности хорошо знает и русская Церковь.

Подробнее...

Ващенко М. И. Степан Васильевич Смоленский, его жизнь и деятельность

2 августа (20 июля) исполнилось 80 лет со дня смерти Степана Васильевича СМОЛЕНСКОГО. Он был выдающимся ученым археологом-семиографом, историком церковного пения, дирижером и композитором, директором Синодального училища церковного пения и Придворной Певческой Капеллы, организатором и первым директором Регентского училища в Петербурге, учредителем музыкального журнала «Хоровое и регентское дело», автором разнообразного письменного наследия, верным сыном Русской Православной Церкви.

Подробнее...

Алексий (Ридигер). Речь на выпуске Ленинградских духовных школ 17 июня 1990 г.

Четыре года моего служения в Ленинграде были исполнены многими обязанностями в области экуменического и общего служения, поэтому я, может быть, не столько времени уделял ЛДА, сколько требовалось. И чтобы хоть немного компенсировать мое невольное невнимание к духовной школе, где сорок один год назад я получил аттестат об окончании семинарии, хочу сегодня поделиться с вам опытом пастырского служения, поделиться мыслями о задачах, которые стоят перед Православной Церковью в настоящий момент. Было время, когда отношение к приходскому священнику, особенно в глубинке, было презрительным, и пастырям Церкви Христовой приходилось выслушивать нередко оскорбления и обиды от своих односельчан. Сегодня положение меняется. Сегодня все чаще смотрят на священнослужителя с надеждой, как на носителя благодати Божьей и представителя Церкви, которая через гонения и преследования пронесла истину Христову. Пронесла духовные ценности и готова поделиться ими с обществом, нуждающемся в нравственном обновлении. Потому сегодня священнику служить и легче, и труднее одновременно, так как приходится отвечать на многочисленные вопросы членов общества, которые хотят познать истин научиться основам добродетели и нравственности, но еще далек от них.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus