Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Владимир Николаевич Лосский, епископ Петр (Л'юилье). Толкование на Символ веры.

Содержание

Подробнее...

Житие преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца

(память 3/16 августа)

Преподобный Антоний родился в 1067 году в Риме в семье знатных и состоятельных горожан, державшихся православного исповедания. С детства он был воспитан родите­лями в христианском благочестии и преданности Святой Церкви. В юности преподобный Антоний вследствие по­стоянных прений о вере и стремления римских пап обратить православных в латинство изучил богословие Восточной Церкви и творения святых отцов. Лишившись ро­дителей, святой Антоний решил принять монашество и покинуть Рим. Ему было 17 лет. Раздав одну часть богато­го наследства нищим, а другую вложив в бочку и бросив в море, он всецело предал себя воле Божией и отправился в странствие по обителям, где подвизались православные монахи. В одном пустынном скиту он принял монашеский постриг и прожил там двадцать лет. Он отличался «воздер­жанием и любомудрием и смирения высокими нравы». Покоряя плоть свою духу «терпением и постом и частыми молитвами», очищая «слезами ду­шевное око», просвещая «ум бесстрастием», украшаяся «Божественным сми­рением», он достиг высокой святости.

Подробнее...

Акафист преподобному Антонию Римлянину, Новгородскому чудотворцу

Кондак 1

Избранный чудотворче и изрядный угодниче Христов, скорый помощниче и молитвенниче о душах наших, преподобне отче Антоние, песньми восхваляем тя, заступника нашего. Ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, любовию тебе зовущих: Радуйся , Антоние, великий и преславный чудотворче.

Икос 1

Ангельски на земли пожив, Богомудре Антоние, подвигом добрым подвизался еси: крест бо на рамена взем, Владыце Христу последовал еси. Ныне же предстоя престолу славы, молися о нас, почитающих тя и зовущих тебе сице: Радуйся, яко чистотою и святынею Ангелом уподобился еси: радуйся, яко постом и бдением безстрастия достигл еси. Радуйся, светильниче Божественнаго света: радуйся, молитв благовонное кадило. Радуйся, верных неложное утверждение: радуйся, неверных богомудренное обличение. Радуйся, христиан благоотишное пристанище: радуйся, благочестия стено необоримая. Радуйся, крепкое кормило церкве Христовы: радуйся, непоколебимый столпе православия. Радуйся, Апостольских преданий верный блюстителю: радуйся, правил седьми вселенских соборов хранителю. Радуйся Антоние, великий и преславный чудотворче.

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ августъ. Третій день. Преп. Антоній Римлянинъ.

(Объ упованіи на Промыслъ Божій).

Преподобный Антоній-римлянинъ, новгородскій чудотворецъ, память коего совершается нынѣ, родился въ Римѣ отъ благочестивыхъ родителей, принадлежавшихъ къ церкви восточной, православной. Въ это время раздѣленіе церквей на восточную и западную уже произошло, и въ Римѣ преслѣдовали тѣхъ, которые уклонялись отъ церкви западной; почему и родители Антонія скрывали свое истинное вѣроисповѣданіе. По смерти ихъ, Антоній роздалъ часть своего имѣнія нищимъ, а на остальную — пріобрѣлъ церковные сосуды и другія вещи, положилъ все въ бочку и пустилъ ее въ море; а самъ удалился въ пустыню, будучи 18-ти лѣтъ. Встрѣтившихся монаховъ онъ упросилъ постричь его и около 20-ти лѣтъ прожилъ въ одномъ изъ монастырей. Затѣмъ удалился къ морю и поселился на одной скалѣ, но въ 1106 году, сентября 5-го дня, произошла буря, оторвавшая скалу его отъ берега и понесшая каменную глыбу по морю. Камень, по устроенію Промысла Божія, не утонулъ, плылъ по водамъ и наконецъ достигъ Новгорода. Антоній сначала, не зная языка славянскаго, не могъ понять, куда онъ прибылъ; но въ Новгородѣ нашлись люди, знавшіе и латинскій, и греческій языкъ; они и разъяснили ему все. Княжилъ въ Новгородѣ въ это время Мстиславъ, сынъ Владиміра Мономаха. Святитель новгородскій Никита далъ Антонію то селеніе, къ которому онъ присталъ, и выстроилъ ему деревянную церковь. Впослѣдствіи Антоній основалъ здѣсь монастырь и былъ первымъ его игуменомъ. Вещи, пущенныя въ бочкѣ въ море, чудесньмъ образомъ прибыли въ Новгородъ.

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ августъ. Второй день. Св. Василій блаженный.

(О благоговѣйномъ стояніи во храмѣ Божіемъ).

Блаженный Василій московскій, нынѣ прославляемый за свою святую богоугодную жизнь, въ 16 лѣтъ оставилъ родительскій домъ и принялъ на себя трудный подвигъ юродства. Не имѣя ни крова, ни пристанища, ходилъ онъ по Москвѣ и лѣтомъ и зимою въ одной изорванной одеждѣ. Люди не понимали его, считая за помѣшаннаго, нерѣдко осыпали его насмѣшками и побоями, но онъ положилъ себѣ за правило выносить все терпѣливо. Пользуясь удобными случаями, Василій многихъ наставлялъ на доброе и даже самому царю Іоанну Грозному давалъ уроки благочестія. Разъ царь Іоаннъ стоялъ въ церкви и задумалъ, какъ украсить ему свой новый дворецъ на Воробьевыхъ горахъ. Послѣ службы Василій зашелъ къ царю. «Гдѣ ты былъ? Я не видѣлъ тебя въ храмѣ», сказалъ царь. — А я видѣлъ тебя, отвѣчалъ Василій, только ты былъ не въ храмѣ, а на Воробьевыхъ горахъ. «Всякое нынѣ житейское отложимъ попеченіе», поютъ въ церкви, сказалъ Василій и затѣмъ скрылся. Понялъ царь слова блаженнаго и началъ питать къ нему еще большее уваженіе.

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ августъ. Первый день. Поуч. 4-ое. Святые мученики Маккавеи.

(О твердомъ стояніи за свою св. вѣру отечественную).

Сегодня, бр., св. церковь торжественно празднуетъ день памяти седьми мучениковъ Маккавеевъ, и матери ихъ Соломоніи, и учителя Елеазара. Жили они безъ малаго за двѣсти лѣтъ до Рождества Христова, но не смотря на это христіанская православная церковь и до нынѣ свѣтло празднуетъ память ихъ. Чѣмъ же они заслужили это? Какіе ихъ дѣла и подвиги, коими они стяжали себѣ вѣчную молитвенную память? Чтобы видѣть это, обратимся къ исторіи того времени, въ которое они жили.

Ублажаемые церковію, св. мученики Маккавеи жили во время владычества сирійскаго царя Антіоха Епифана. Этотъ царь, ограбивъ Іерусалимъ и избивъ многія тысячи іудеевъ, воздвигъ злое гоненіе на ихъ вѣру, желая искоренить ее до конца, дабы этимъ вѣрнѣе и скорѣе подчинить ихъ себѣ. Съ этою цѣлію онъ повелѣлъ іудеямъ подъ угрозою смертной казни, «прекратить всесожженія и жертвы и возліянія во святилищѣ, отмѣнить субботы и праздники, устроить языческіе жертвенники и рощи и капища, и приносить въ жертву свиней и другой скотъ, которымъ не гнушаются язычники, оставлять сыновей своихъ необрѣзанными, и вообще перемѣнить всѣ прежнія религіозныя убѣжденія, учрежденія, законы, нравы и отеческіе обычаи» (1 Мак. гл. 6). Тяжелое было тогда время для іудеевъ. Измѣнить вѣрѣ и обычаямъ отцевъ, значило измѣнить своей народности, значило потерять все — и вѣру и народность. Но, вѣрные закону Божію и завѣтамъ предковъ своихъ, іудеи пренебрегли угрозами нечестиваго царя. Для нихъ смерть была лучше измѣны вѣрѣ. Держась вѣры, они не страшились ни тяжкихъ мученій, ни смерти, которымъ предавали іудеевъ мучители.

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Мѣсяцъ августъ. Первый день. Поуч. 5-ое. Святые мученики Маккавеи.

(О храненіи свв. постовъ и другихъ свято-отеческихъ преданій).

Въ сей день память творимъ святыхъ седьми мучениковъ Маккавеевъ, и матери ихъ Соломоніи, и учителя Елеазара. Кто они были? За что мы ихъ ублажаемъ?

Жили они безъ малаго за два вѣка до Рождества Христова, когда евреи подпали владычеству сирійскаго царя Антіоха Епифана. Этотъ царь, взявъ и ограбивъ Іерусалимъ и избивъ многія тысячи іудеевъ, воздвигъ злое гоненіе на ихъ вѣру, въ намѣреніи искоренить ее до конца. Антіохъ возъимѣлъ намѣреніе во всемъ своемъ царствѣ, состоящемъ изъ разноплеменныхъ народовъ, ввести общую языческую религію для того, какъ онъ писалъ въ своемъ указѣ, чтобы всѣ были однимъ народомъ. Между прочимъ, Антіохъ повелѣлъ іудеямъ, подъ смертною казнію, «прекратить всесожженія и жертвы и возліянія во святилищѣ, отмѣнить субботы и праздники, устроить языческіе жертвенники, рощи и капища, приносить въ жертву свиней и другой скотъ, которымъ не гнушаются язычники, оставлять сыновей своихъ необрѣзанными, и вообще перемѣнить всѣ прежнія религіозныя учрежденія, законы, нравы и отеческіе обычаи».

Подробнее...

Три Праздника Спаса

В церковной практике и в русском быту отмечались три праздника Спаса в августе. Первый Спас – медовый, 1 августа, второй Спас – яблочный, на Преображение, 6 августа, и третий Спас – на холсте, 16 августа.

Первый Спас, в день празднования памяти ветхозаветных свв. мчч. Маккавеев, имеет две особенности службы: освящение воды на утрени или после литургии и вынос креста. Как та, так и другая особенности имеют свои основания в истории Церкви. Греческая Церковь имела обычай совершать освящение воды в начале каждого месяца, за исключением января, когда освящение полагалось в день Крещения, и сентября, когда оно совершалось на Воздвижение. Такие «неомении» остались у нас на 1 августа, когда совершается малое освящение воды, именуемое в книгах «августовским», и 2 февраля, в день Сретения.[1]

Подробнее...

Традиции Успенского поста

14 августа начался Успенский пост. 
 

Подробнее...

Еще статьи...

Навигация

Система Orphus