Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Преподобная Параскева, игуменья Ржевская

Во Ржеве в прежнее время был Христорождественский женский монастырь, впоследствии обращенный в приходскую церковь; об этом монастыре упоминается у Строева (Списки настоятелей, стр. 483), у Б. Зверинского (Материалы для истории монастырей в России, III т.  2214), но не упоминается об игуменье Параскеве и она остается совершенно неведомою миру, хотя о ней, как "святой", упоминает архимандрит Леонид - "Св. Параскева, игуменья Рождественского монастыря, в г. Ржеве Тверской епархии, не канонизованы, погребена близ церкви бывшего монастыря". Но никто во Ржеве не знал ни памятника, ни самой могилы игуменьи Параскевы.

Подробнее...

Вернули храму красоту

В Затьмачье, недалеко от берега Волги, есть церковь, носящая имя первых русских святых – Бориса и Глеба. Раньше на Затьмацком посаде стояли два деревянных храма – Борисоглебский и Христорождественский. В 1760 году вместо них на средства прихожан был построен двухэтажный каменный храм. Теплую церковь Рождества Христова в нижнем этаже освятили в 1762 году, верхнюю летнюю с престолом Бориса и Глеба – в 1771-м. С востока к храму примыкает граненая апсида, с запада – трапезная и притвор, служивший основанием колокольни. Во второй половине XIX века к нижнему объему храма присоединили северный придел и крещальню.

Подробнее...

На развилке дороги у святого источника

17 июля, в День памяти царственных страстотерпцев царя Николая II и его семьи, состоялась рабочая экспедиционная поездка в Максатихинский район представителей благотворительного фонда имени сестры милосердия Екатерины Бакуниной. Группа, в состав которой входили доктор культурологии, известный тверской исследователь и краевед Вячеслав Воробьев и автор этих строк, ставила перед собой цель найти тверское имение великого русского хирурга, друга и наставника сестры милосердия Екатерины Бакуниной, Николая Пирогова.

Несмотря на то, что Николай Иванович, будучи человеком общественным, никогда в этом имении не жил, лишь изредка наведываясь сюда по необходимости, эта страничка в биографии выдающегося российского врача весьма интересна и примечательна.

Подробнее...

Риза Господня в Тверском уезде

Мало кто знает, что праздник Положения честной Ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве, отмечаемый 10(23) июля, имеет отношение к нашему краю. 

Но прежде напомним историю этой святыни, которая восходит ко времени земной жизни Спасителя. Как повествует Евангелие от Иоанна, хитон Иисуса Христа – Риза Господня – по жребию достался одному из воинов: «Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, – да сбудется реченное в Писании: «Разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий» (Ин 19. 24). Воин этот, по преданию, был родом из Иверии (Грузии), куда и попала Риза, купленная одним из еврейских переселенцев, который был очевидцем страданий Иисуса Христа на Голгофе и уверовал в Спасителя. В начале XVII века Грузию завоевал персидский шах Аббас. Русский царь Михаил Федорович взялся помочь грузинским единоверцам и вступил в переговоры с шахом. Одним из результатов этих переговоров и стала передача в 1625 году захваченной персами Ризы Господней в Москву.

Подробнее...

Памяти архимандрита Вассиана

В следующем году исполняется 420 лет Нило-Столобенской пустыни. В 1594 году монастырь открылся, получив по грамоте Патриарха Московского и всея Руси Иова название Нилова пустынь от имени преподобного Нила. Первым его настоятелем, со званием строителя, стал преподобный иеромонах Герман. С тех пор многие славные подвижники трудились во Славу Божию в монастырских стенах. Было время, когда и без хозяина оставалась обитель. Разрушенной и поруганной досталась она тогдашнему наместнику монастыря – архимандриту Вассиану.

Представляем вам интервью 9-й давности с наместником Нило-Столобенской пустыни архимандритом Вассианом, ныне почившем в Бозе, но сих пор почитаемым жителями Осташковской земли.

Подробнее...

Православная культура и семинарский быт (конец XIX - начало XX в.)

Православная культура - это комплекс укоренившихся на русской почве обычаев, этических норм, ритуалов, особой эстетики мировосприятия, связанных с вероучением.

Духовные ценности русского народа на протяжении веков провозглашала и утверждала Православная церковь. В ходе эволюции государственности ценности православия постепенно приобретали имперски-соборный статус и так или иначе детерминировали поведение, нравственные ориентации, ценностные предпочтения русского (имперского) человека. Религиозное самосознание было исстари мощным источником патриотизма народа, не воспринимавшего раздельно понятия "вера" и "отечество" и именовавшего врагов "нехристями".

Подробнее...

Т.И. Манухина – писательница и журналистка XX столетия

Жизнь и творчество писательницы Русского Зарубежья Т.И. Манухиной тесно связаны с Тверской землей. Однако писать о Татьяне Ивановне сегодня очень сложно, так как биографических сведений о ней почти нет ни в отечественной, ни в зарубежной литературе. То, что удалось найти в библиотеках Москвы и Санкт-Петербурга в адресных книгах и справочной литературе, лишь слегка приоткрывает некоторые страницы ее биографии. О многом приходится говорить предположительно. Основными источниками информации являются произведения и письма самой писательницы, воспоминания ее мужа и их современников.

Подробнее...

Обитель в судьбах императорской семьи

Они живут своей уединенной, молитвенной жизнью. Но самим монастырям невозможно абсолютно отгородиться от мира с его жестокими ветрами и влиянием мирских сил. Вот и в истории Христорождественского монастыря исследователи нашли немало примеров, когда помогало лишь прямое обращение к государю.

Подробнее...

Свято-Успенский монастырь в серебре

Центробанк выпустил 25-рублевую монету, посвященную Тверской области.

Сегодня Банк России выпускает в обращение три памятные монеты из серебра, одна из которых посвящена Тверской области. 

Подробнее...

Ржевская княгиня Агриппина, супруга Владимира.

О ней также как о Владимире нет никаких достоверных исторических сведений. Как Владимир. так и его супруга. Агриппина, в старинных святцах включались в число "святых” (см. Барсукова. Источники русск. Агиографии, 108; архим. Леонида „Св. Русь. 123 стр., Архиеп. Сергия, Месяцеслов, и др.). В 1745 г. Тверской Архиепископ Митрофан посылал в Ржев комиссию для расследования о мощах Ржевских князей Владимира и Агриппины, и в Ржевском соборе, на двухсаженной глубине, открыты были княжеские гробницы; верхняя доска от них с изображением сих святых была взята в Тверской Музей. На иконе, Князь Владимир и княгиня Агриппина изображены в молении Спасу (в облаках), с сиянием около их глав и с надписями: "благоверный князь Владимир Ржевский" и "благоверная княгиня Огрепина". Владимир представлен с открытой головой; на Агриппине надет красного цвета плащ; нижние у них одежды зеленого цвета, как та, так и другая разделана золотом. Голова княгини Агриппина покрыта белым убрусом (платком), обернутом около шеи. Подобные же иконы находились в г. Ржеве в часовнях при Преображенской и Христорождественской церквах; а также в церквах г. Твери (на соборной колокольне и Апостольской церкви городского архиерейского дома) и др. местах. До половины XVII в. в Ржевском Успенском соборе, на правой стороне находилась гробница над местом их погребения, с резною, позолоченною сенью. На гробнице были их иконы, написанные в 1698 г. (Месяцеслов русск. святых, Июль 193 стр.).

Подробнее...

Навигация

Система Orphus