Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

"Повесть о Тверском Отроче монастыре" и древнерусский свадебный обряд

«ПОВЕСТЬ О ТВЕРСКОМ ОТРОЧЕ МОНАСТЫРЕ» И ДРЕВНЕРУССКИЙ СВАДЕБНЫЙ ОБРЯД

От традиционных повестей об основании монастырей «Повесть о Тверском Отроче монастыре» отличает рассказ о женитьбе князя Ярослава Ярославича, собственно являющийся предысторией основания монастыря. В одной из первых и одной из главных работ, посвященных Повести, в статье В. Ф. Ржиги этот рассказ был прочно связан с фольклорной традицией, а именно, с традицией свадебных лирических песен. Исследователь отметил: «Этот эпизод с соколом, ведущим князя к браку и радующимся венчанию, вплетен в ткань мотива охоты несомненно под влиянием некнижного источника. Он явно навеян устно поэтической свадебной символикой, в которой сокол является излюбленным символом жениха, невеста же мыслится в образе лебеди, а смысл свадебного обряда символизируется погоней сокола за лебедиными стадами и успешным преследованием одной лебедушки»[1]. В подтверждение своей мысли исследователь привел пример такой свадебной песни.[2]

Подробнее...

Чудо Столпенского монастыря

В Николо-Столпенском монастыре под Вышним Волочком проявляются старинные фрески.

"Святые будто вышли к нам из под слоя поделки и штукатурки", - так начинает свой рассказ исполняющий обязанности настоятеля Никольского храма бывшего Николо-Столпенского монастыря протоиерей Андрей Храмов. Он говорит о старинных фресках, которые сохранились под сводами Никольского храма обители. Храм святителя Николая в комплексе с колокольней, да братский и игуменский корпуса - это всё, что осталось от некогда известного на всю Тверскую губернию Николо-Столпенского монастыря. 

Подробнее...

С.И. Чевакинский и церковь Смоленской Божьей Матери в Выдропужске

Смоленская церковь в Выдропужске (ныне в Спировском районе, ранее находилась на территории Вышневолоцкого уезда) привлекает внимание историков архитектуры в первую очередь в связи с именем одного из самых известных русских зодчих середины XVIII в. Саввы Ивановича Чевакинского. Вполне естественно предположить, что знаменитый архитектор, будучи прихожанином этой церкви и владельцем двух соседних деревень – сельца Пестово и сельца Вёшки1 , является автором ее проекта. Однако до сих пор прямых документальных подтверждений этой гипотезы найти не удавалось. Указание на то, что в паперти церкви был похоронен «строитель храма» С.И. Чевакинский2 , не может служить доказательством его авторства, поскольку «строителем» в то время называли того, по чьему прошению и на чьи средства сооружался храм, а вовсе не архитектора – автора проекта. Кроме того, полностью перестроенная в 1830-е гг. церковь не позволяет в должной мере судить о ее первоначальной архитектуре и, таким образом, не дает возможности исследователю приписать этот памятник руке Чевакинского только на основании сравнительного анализа с другими, подлинными произведениями мастера.

Подробнее...

Тверской Отроч монастырь

С 1531 по 1551 год в монастыре в заточении жил св. преподобный Максим Грек, переведенный сюда из Иосифо-Волоколамского монастыря. Здесь им написаны многие труды: «Слово о неизглаголанном Божьем промысле», «Слово душеполезно», «Слово о покаянии» и другие.

Подробнее...

Повесть о Тверском Отроче-монастыре

Лета мироздания 6773-го, а от рожества Христова 1265 года составлен бысть Отрочь монастырь тщанием и рачением великаго князя Ярослава Ярославича Тферскаго и вели- кия княгини богомудрыя Ксении по совокуплении их законнаго брака в четвертое лето по прошению и молению любимаго его отрока Григориа, а во иноческом чину Гуриа.

Подробнее...

Тверской Отроч монастырь

Отроч монастырь был одним из древнейших и наиболее чтимых в Тверской земле. Точных сведений о его основании не сохранилось. В летописях (в частности, Воскресенской) о нем впервые упоминается под 1205 г. как о монастыре уже благоустроенном, которым управлял игумен Михаил — известный и уважаемый всеми за добрые качества души. Располагался монастырь на том водном пути, который через реку Тверцу соединял и верховья, и низовья Волги с Великим Новгородом. Это место было важно еще и тем, что на нем был устроен детинец, в котором жили отроки княжеские, наблюдавшие за новгородскими пределами, чтобы отразить великокняжеские владения от нападения. Под защитой отроков монастырю было безопасно и устраиваться, и заниматься благотворительностью, поэтому обитель и получила название Отроч монастырь. Около детинца и монастыря располагался небольшой тогда город Тверь…

Подробнее...

Тверской Отроч монастырь

Отроч Успенский монастырь — православный монастырь в Твери. Основан в середине XIII века. Упоминания о монастыре есть уже в летописи за 1265 год. Есть две версии возникновения монастыря: первая - похожа на сказку и описана в летописи "Повесть об Отороч монастыре" ("Повесть..." написана примерно в 1206 г.), вторая - "военная": Отрок – мужчина, Отроч – мужской, мужественный, воинский? 

Подробнее...

Е.М. Либерман. Усадьба М.И. Сердюкова в Вышнем Волочке

Я хотела бы привлечь внимание к судьбе уникального мемориального и архитектурного памятника XVIII века, разместившегося на окраине Вышнего Волочка. Это усадьба Сердюкова.

Подробнее...

Игумен Селигерской обители

Одним из замечательных подвижников Нило­-Столобенской пустыни в XIX веке был Агапит (Воинов)

Мужской монастырь Нилова пустынь, находящийся на острове Столобный километрах в десяти севернее города Осташкова (закрытый в 1927 году и переданный Русской православной церкви только в 1990-­м), активно возрождается. Восстановлено благолепие внутреннего убранства Богоявленского собора, продолжается реставрация фасадов зданий. В июне 2017 года здесь будет отмечаться 350-­летие обретения мощей преподобного Нила Столобенского. На торжества  ожидаются тысячи паломников.

Подробнее...

Священномученик Феодор Колеров

29 ноября (16 ноября ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память священномученика Феодора Колерова. В этот день в 1929 году отец Феодор, настоятель Преображенского храма в г.Кимры Тверской области, был казнен по приговору показательного суда над «преображенскими церковниками». По мнению судей, отец Феодор был виноват в том, что накануне официального закрытия храма властями провел в нем прощальное богослужение, причем надел праздничное облачение и распорядился включить в храме свет…

Подробнее...

Навигация

Система Orphus