Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.) Слова и рѣчи. Отдѣленіе второе: Слова и рѣчи, напечатанныя при жизни проповѣдника, но не внесенныя въ собранія 1844, 1848 и 1861 годовъ. 1811 г. XVIII. 5. Слово въ день Святыя Пасхи. (Говорено въ Александроне

Хрістосъ воскресе!
 
Такъ, Онъ воскресъ, христіане! Возсіяла истина отъ земли (Псал. 84, 12), куда низвели ее неправды человѣческія и правый судъ Божій. Печать, положенная невѣріемъ на хладномъ гробѣ ея, растаяла отъ огня Божества, въ немъ таившагося. Тяжелый камень соблазна покрывавшій его упалъ, и только поразилъ Іудейскую жестоковыйность и Еллинское высокоуміе. Сей гробъ, въ которомъ недавно погребено было чаяніе всея твари (Рим. 8, 19), теперь пустъ, и небесный вѣстникъ, сѣдя въ его возглавіи, кажется, чертитъ на немъ доселѣ ни одному смертному неприличествовавшее надгробіе, но которое отнынѣ будетъ общимь надгробіемъ смертныхъ: Гдѣ ти, смерте, жало? гдѣ ти, аде, побѣда (1 Кор. 15, 55)?
 

Подробнее...

Митр. Платонъ Левшинъ († 1812 г.) Слово въ день Святыя Пасхи. Что значитъ слово Пасха [1]

Въ сіи святые дни часто въ пѣніяхъ церковныхъ повторяется сіе достопамятное слово — «Пасха»; но мню, что не всѣ разумѣютъ силу сего слова. А разумѣть оное полезно и нужно, дабы познали, сколь великій даръ отъ Господа получили мы; а потому болѣе почувствовали бы въ себѣ радости и бóльшую благодарность принесли бы Благодѣтелю своему.
 

Подробнее...

Архіеп. Амвросій Протасовъ († 1831 г.) Слово въ день Воскресенія Христова, говоренное 1831-го года, въ Тверскомъ каѳедральномъ соборѣ. Поминай Господа Іисуса Христа воставшаго отъ мертвыхъ (2 Тим. 2, 8).

Итакъ еще единою [1] сподобилъ насъ воскресшій Господь воспоминать въ сей странѣ смерти славное Его воскресеніе! Любезные братія! Какое чудесное событіе празднуемъ мы нынѣ! Христосъ воскресе, — и гробъ, въ которомъ ничего не примѣчали мы доселѣ, кромѣ смерти и тлѣнія, возсіяваетъ намъ жизнь и нетлѣніе, — камень, лежавшій на немъ, отваленъ, и поразилъ главу древняго змія — человѣкоубійцы; печать, подъ которою злоба хотѣла навсегда сокрытъ чаяніе всея твари (Рим. 8, 19), сокрушена, и печать отверженія, лежавшая на челѣ преступныхъ чадъ преступнаго праотца, изглажена. Явилось на землѣ Божество тѣлеснѣ (Кол. 2, 9), — и земля, проклятая въ дѣлѣхъ руку человѣка, исполнилась благословеній небесныхъ. Сошли на землю вѣстники небесные возвѣстити земнороднымъ воскресеніе Сына человѣческаго, — и небо, заключенное доселѣ грѣхомъ, содѣлалось храминою вѣчною, нерукотворенною для земнородныхъ (2 Кор. 5, 1).
 

Подробнее...

Митр. Платонъ Левшинъ († 1812 г.) Рѣчь предъ мощами преподобнаго Сергія, въ день Св. Пасхи [1]. Преподобне отче Сергіе!

Се, предсталъ предъ святыя мощи твои недостойный преемникъ твой, — предсталъ, облеченный въ одежду Святителя и Чудотворца Алексія! Онъ сію утварь возлагалъ на твою достойную особу, но ты, по смиренномудрію и кротости Евангельской, пріяти оную не благоволилъ.
 

Подробнее...

Свят. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.) Слово въ недѣлю Ваій. Сіе же все бысть, да сбудется реченное пророкомъ, глаголющимъ: рцыте дщери Сіоновѣ: се, Царь твой грядетъ тебѣ кротокъ, и всѣдъ на осля и жребя, сына подъяремнича (Матѳ. 21, 4-5).

Какъ пріятно видѣть образъ солнца въ чистомъ потокѣ, гдѣ онъ, хотя не столь сильнымъ, какъ въ небесахъ, но за то болѣе приступнымъ для зрителя свѣтомъ сіяетъ: такъ пріятно въ чистыхъ источникахъ Израилевыхъ, т. е. въ проистекшихъ отъ Духа Божія глаголахъ пророческихъ, духовнымъ окомъ, т. е. богомыслящимъ умомъ, созерцать образъ Солнца правды, Господа нашего Іисуса Христа, представленный хотя не въ такомъ полномъ свѣтѣ, какъ въ Евангеліи, впрочемъ въ такихъ чертахъ, въ которыхъ внимательный созерцатель удобно можетъ усматривать Его божественныя свойства, чудесныя дѣйствія, глубокія и спасительныя таинства.
 

Подробнее...

Митр. Платонъ (Левшинъ) († 1812 г.) Слово въ недѣлю Ваій, на освященіе храма св. Николая Чудотворца, что въ Старой Кузнецкой [1] Не бойся дщи Сіоня, се Царь твой грядетъ тебѣ кротокъ и спасаяй (Іоан. 12, 15).

Благодушествуй, радуйся и веселись, Церковь Христова, слыша и видя грядуща къ тебѣ Царя славы, Спасителя нашего. Исходи на срѣтеніе Его: поспѣши, да узришь кроткое и милостивое Его лицо. Износи радостные знаки твоего къ Нему благоговѣнія, покланяйся на мѣсто, идѣже стоястѣ нозѣ Его (Псал. 131, 7). Восклицай отъ усердія духа: Благословенъ грядый во имя Господне (Псал. 117, 26). Отверзите врата, о вы, чувства мои, и возьмитеся врата, грѣхомъ затворенныя, и внидетъ Царь славы (Псал. 23, 9).
 

Подробнее...

Свят. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.) Слово въ день Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы. Твердое убо основаніе Божіе стоитъ, имущее печать сію: позна Господь сущія Своя, и да отступитъ отъ неправды всякъ именуяй имя Господне (2 Тим. 2, 19).

Мнѣ кажется, что нынѣ вижу я сіе основаніе Божіе, которое Апостолъ указуетъ, какъ закрытое печатью, какъ извѣстное одному Господу. Что есть основаніе Божіе, на которомъ твердо стоитъ всякое созданіе Божіе, какъ не Сынъ Божій, Іисусъ Христосъ? Яко Тѣмъ создана быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли, аще господствія, аще начала, аще власти, всяческая Тѣмъ и о Немъ создашася, и всяческая въ Немъ состоятся (Кол. 1, 16-17). Если нужно и вновь созидать падшія созданія Божіи: основанія инаго никтоже можетъ положити, паче лежащаго, еже есть Іисусъ Христосъ (1 Кор. 3, 11). Сіе основаніе Божіе несетъ нынѣ Духъ Святый отъ высоты небесной, и полагаетъ во глубинѣ земной; несетъ отъ славы Божества, и полагаетъ въ сокровенности человѣчества, закрытое болѣе, нежели одною печатію, — печатію дѣвства, печатію смиренія, печатію молчанія. Подлинно, кто кромѣ Господа зналъ Тебя, Единосущный Божій, въ семъ непостижимо умаленномъ состояніи, въ которомъ однакоже сокровенъ былъ Богъ всяческая во всѣхъ, когда Ты, какъ основаніе спасенія нашего, положенъ былъ во чревѣ Маріи, даже и послѣ Архангелова благовѣщенія недовѣдомымъ образомъ?
 

Подробнее...

Свят. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.) Слово въ день Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы (1835 г.). И исповѣдуемо велія есть благочестія тайна, Богъ явися во плоти, оправдася въ Дусѣ, показася Ангеломъ, вѣровася въ мірѣ, вознесеся во славѣ (1 Тим. 3,

Благоговѣйно воспоминаемъ и торжествуемъ мы нынѣ тотъ единственный во временахъ день, то великое мгновеніе, когда велія благочестія тайна: Богъ во плоти, не въ словѣ только, но въ силѣ Вышняго, принесена Архангеломъ Гавріиломъ на землю, скрыта въ чистомъ сердцѣ, и въ приснодѣвственной утробѣ Преблагословенныя Маріи запечатлѣна смиреннымъ Ея молчаніемъ. Послѣ сія тайна, сокровенная отъ вѣкъ и родовъ (Кол. 1, 26), превратилась во всемірную славу, но тѣмъ не менѣе и теперь еще остается тайною. Велія есть благочестія тайна, Богъ явися во плоти.
 

Подробнее...

Архіеп. Савва Тихомировъ († 1896 г.) 10. Рѣчь при прощаніи съ Полоцкою паствой, 1-го января 1875 года.

Когда оставляютъ домашній кровъ и отправляются въ далекій путь, обыкновенно обращаются къ своимъ приснымъ и друзьямъ съ такимъ знаменательнымъ словомъ: простите.
 
Что значитъ это слово; какая въ немъ особенная мысль? Въ немъ заключается та мысль, что отправляющійся въ путь неувѣренъ, возвратится ли онъ въ свой домъ и увидится ли опять съ своими ближними и друзьями; и потому на всякій случай проситъ у всѣхъ и каждаго прощенія въ своихъ прегрѣшеніяхъ противъ нихъ, дабы, въ противномъ случаѣ, не отойти непрощеннымъ, по выражеиію писанія, въ путь всея земли (Нав. 23, 14; 3 Цар. 2, 2), въ тотъ путь, съ котораго нѣть уже возврата.
 

Подробнее...

Архіеп. Савва Тихомировъ († 1896 г.) 1. Рѣчь, произнесенная въ Московской Святѣйшаго Синода Конторѣ, по нареченіи во епископа Можайскаго, втораго викарія Московской митрополіи, ноября 2 дня 1862 года.

Милостивѣйшіе Архипастыри и Отцы!
 
Въ настоящія, многознаменательныя для меня, минуты, естественно и невольно приходятъ мнѣ на мысль слова псалмопѣвца: судьбы Господни бездна многа (Псал. 36, 7), и другія: отъ Господа исправляются стопы человѣку (Псал. 36, 33).
 
По истинѣ, когда обращаю взоръ на протекшіе дни моей жизни и на разнообразные пути ея: не могу не исповѣдать сердцемъ и устами исполненія надо мною дивныхъ судебъ Божіихъ.
 

Подробнее...

От Вологды до Аляски, от Якутии до Туркестана

Жизнь и пастырское служение архиепископа Ташкентского и Туркестанского Иннокентия (Александра Дмитриевича Пустынского. 1868–1937).
 
«Друзья, посылаю статью из свежего, мартовского выпуска "Московского журнала" (основан ещё в 1791 г. Н. М. Карамзиным). Статья в разделе "Судьбы" рассказывает об Иннокентии (Пустынском), прошедшим путь от сироты-подпаска из вологодской лесной глубинки до высшего иерархического сана и высот знаний пасторского богословия, философии, провидения. Впервые я услышала это имя в 1992 г. от простых людей поселка лесников Кирпичное на реке Монзе. С тех пор начался мой журналистский поиск, в результате которого был открыт Музей памяти, напечатаны десятки статей - одним словом, была возвращена память о человеке, попавшего в жернова русской смуты, которые начали свою безжалостную работу с октября 1917 г.
 

Подробнее...

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.) Слова и рѣчи. Отдѣленіе первое: Слова и рѣчи, избранныя самимъ проповѣдникомъ для изданій 1844, 1848 и 1861 годовъ. 1822 г. L. 21. Слово въ недѣлю крестопоклонную. (Говорено въ Каѳедральномъ Чудовѣ Монастырѣ,

Иже хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себе, и возметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ (Марк. 8, 34).
 
Нѣкогда Іисусъ Хрістосъ наименовалъ Себя Путемъ, Истиною и Жизнію (Іоан. 14, 6). Теперь, соотвѣтственно съ первымъ изъ сихъ наименованій, указуетъ Онъ намъ путь. Иже хощетъ по Мнѣ ити, да отвержется себе, и возметъ крестъ свой, и по Мнѣ грядетъ.
 

Подробнее...

Иоанно-Богословская церковь (1837-1841), храмовая живопись (нач. XX). Школа (1911). Городской сад (нач. и кон. XX)

Историческое ядро города Бежецка, его древний кремль - это небольшое пространство на мысу, на впадении речки Похвалы в Мологу. В его северной части располагался княжеский двор. В XVIII веке на месте древнего княжеского двора остался пустырь с двумя храмами - Троицким (1781, не сохранился) и Иоанно-Богословским (1837-1841 на месте разобранного каменного храма 1692-1705 гг.). Оба храма составляли один приход. В конце XIX века территория древнего княжеского двора, примыкавшая к Троицко-Богословскому приходу стала местом, где был разбит маленький, но изящный городской сад с двумя аллеями, павильонами, летним рестораном; в 1912-1915 гг. в саду был построен кинотеатр "Доброволец". В 1949 году в саду установлен памятник Вячеславу Шишкову. Сильно запущенный городской сад был в конце 1990-начале 2000-х гг. реконструирован и облагорожен, став редким украшением города. В 1991 году был разработан проект восстановления единственной уцелевшей в советское время Иоанно-Богословской церкви, к сожалению, не осуществленный.

Подробнее...

Спасем природу красиво, или Наш личный вклад в Год экологии в России

Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» довольно подробно регламентирует порядок работы с твердыми бытовыми отходами, в том числе включает и один из основных принципов экономического регулирования в области обращения с отходами – уменьшение количества отходов и вовлечение их в хозяйственный оборот. 
 

Подробнее...

Сельское ожерелье Твери

Есть в нашем регионе достопримечательности хорошо известные, посмотреть которые ежегодно приезжают многие, а есть и не очень известные. Есть немало удивительных сельских поселений, которые заслуживают самого пристального внимания и особенно в плане создания разнообразных туристских маршрутов, в том числе и паломнических, и в первую очередь семейных туров выходного дня.
 

Подробнее...

Никон (Воробьев), игумен. Будь милостив к себе: Письма к пьющему брату и его жене.

Письма игумена Никона (Воробьева), известного подвижника благочестия XX века, адресованы человеку, подверженному губительной страсти пьянства. Они показывают, как батюшка борется за душу своего духовного сына, с любовью и состраданием к его немощи не только обличает его и рисует грозные картины будущих мук, уготованных грешникам, но и утешает, дает советы, как прогнать отчаяние, утверждает в надежде на милосердие Божие к кающимся. Эти строки будут полезны и в наше время тем христианам, которые хотят избавиться от страсти пьянства.

Подробнее...

Маленькая хозяйка большого ада

Каждый знает, как трудно в наше время воспитать одного ребенка, двоих, троих – уже подвиг. А если их у тебя целая зона? Семьсот непредсказуемых дочерей. Да еще дома своих четверо. Одни зэчки проклинают ее, другие боготворят. И за всех своих "детей" одинаково несет ответственность перед Богом и совестью начальник колонии Галина Владимировна Иванова. 
 

Подробнее...

Пусть не зарастёт народная тропа...

Савва Иванович Чевакинский... Совсем недавно, к своему стыду, мне его имя ничего не говорило. Но чем больше я узнавала о нем, тем неудержимее росло удивление. Почему при упоминании о Царском Селе всплывает в памяти имя знаменитого архитектора XVIII века В. В. Растрелли? Неужели Чевакинский известен лишь студентам, изучающим историю русской архитектуры?
 
Уверена, что он не заслуживает забвения. Попытаюсь убедить в этом и вас, дорогие читатели. И, возможно, вы станете гордиться своим земляком, уроженцем села Вешки Выдропужского сельского округа, С. И. Чевакинским. 
 

Подробнее...

Археологические древности Вышневолоцкого края

О древнейших дописьменных периодах истории края можно узнать только при помощи археологических исследований, позволяющих прочесть своеобразную "летопись", скрытую в земле. История археологического изучения района насчитывает более 100 лет. В конце прошлого века Тверская ученая архивная Комиссия рассылает специальные анкеты. На этот вопросник о находках каменных орудий, наличии курганов и древних городков отвечают местные священники и служащие волостных правлений. Полученные материалы были суммированы и легли в основу сводок древностей Тверской губернии.
 

Подробнее...

«...Душа стремится к небесам»

Как это ни удивительно, не погиб, не пропал в житейской суете, не утонул в рюмке импортной отравы, не сдался, не сломался, пока пробивался к широкому читателю, скромный и нежный, как ландыш, поэтический дар Константина Рябенького. Имя Константина Рябенького стоит рядом с близкими ему по духу В. Соколовым, Ю. Кузнецовым, Н. Рубцовым, Н. Тряпкиным, С. Викуловым, Ст. Куняевым, О. Фокиной, А. Прасоловым, Б. Примеровым, А. Передреевым и другими поэтами-почвенниками. При этом понятие «почва» следует понимать не только как укоренённость в земле, но и как приверженность к национальным традициям, нравственным ценностям народа-труженика, православной этике и эстетике. По словам К. Рябенького, Юрий Кузнецов, который вел семинар по поэтическому мастерству на Высших литературных курсах в Литературном институте имени А.М. Горького, обычно обращался к тверскому поэту так: «А что нам скажет сермяжная правда?» И действительно, Рябенький был носителем крестьянской, мужичьей, народной, неприкрашенной правды по пословице: «Был себе Ивашка серая сермяжка». Двухтомник русских пословиц великий поэт подарил своему ученику.
 

Подробнее...

Зодчий Савва Чевакинский. К 295-летию со дня рождения архитектора

Первое десятилетие нового, XVIII века. Волей и гением Петра I на невских берегах заложен Петербург. Одержана полтавская виктория... 
 
В 1709 году в сельце Вешки у новоторжского помещика Ивана Сергеевича и его жены Екатерины Ивановны Чевакинских родился сын Савва, которому в будущем суждено стать одним из ведущих архитекторов новой столицы – Петербурга, выдающимся мастером русского барокко1.
 

Подробнее...

Никольская церковь в селе Ящины Архитектурная хроника

Никольская церковь в селе Ящины, расположенная в 10 км от Вышнего Волочка на берегу озера Ящино, принадлежит к числу деревянных храмов, характерных для периода ранней эклектики середины XIX в. История проектирования и строительства любой провинциальной церкви представляет интерес не только для местного краеведения, но и для исследователей русской архитектуры, которые стремятся воссоздать историю отечественного зодчества во всей её полноте. Однако по многим памятникам провинциальной церковной архитектуры в России мы располагаем довольно скупыми сведениями, лишь в общих чертах освещающими историю их создания. При этом крайне редко сохраняются графические материалы – проектные или фиксационные чертежи подобных построек. В этом отношении ящинской церкви «повезло»: хранящиеся в архивах Твери и Санкт-Петербурга документы позволяют достаточно подробно и полно изложить историю её проектирования и строительства.

Подробнее...

С.И. Чевакинский и церковь Смоленской Божьей Матери в Выдропужске

Смоленская церковь в Выдропужске (ныне в Спировском районе, ранее находилась на территории Вышневолоцкого уезда) привлекает внимание историков архитектуры в первую очередь в связи с именем одного из самых известных русских зодчих середины XVIII в. Саввы Ивановича Чевакинского. Вполне естественно предположить, что знаменитый архитектор, будучи прихожанином этой церкви и владельцем двух соседних деревень – сельца Пестово и сельца Вёшки1 , является автором ее проекта. Однако до сих пор прямых документальных подтверждений этой гипотезы найти не удавалось. Указание на то, что в паперти церкви был похоронен «строитель храма» С.И. Чевакинский2 , не может служить доказательством его авторства, поскольку «строителем» в то время называли того, по чьему прошению и на чьи средства сооружался храм, а вовсе не архитектора – автора проекта. Кроме того, полностью перестроенная в 1830-е гг. церковь не позволяет в должной мере судить о ее первоначальной архитектуре и, таким образом, не дает возможности исследователю приписать этот памятник руке Чевакинского только на основании сравнительного анализа с другими, подлинными произведениями мастера.

Подробнее...

Вышневолоцкий Казанский монастырь

"Если пройдет 20 или 300 лет и ваши потомки станут изучать историю основания и первоначального бытия этой чудной обители, они в изумлении сердца воскликнут: велий Господь наш и велия крепость Его, величию Его несть конца.
 
Из речи, произнесенной на освящении храма в колокольне 28 января 1888 г..
 
Случилось это в Казани вскоре после присоединения Казанского ханства к России. Дочери стрельца Даниила Онучина Матроне трижды в "сонном видении" являлась Божья Матерь и повелевала достать её икону, зарытую в земле ещё при господстве мусульман тайными христианами. Обретение иконы произошло 8 /21/ июля 1579 г. На этом месте был основан храм, а потом и женский монастырь, где приняли постриг Матрона и её мать.
 

Подробнее...

Покровитель земли Чудинской Нил Столобенский

«Яко светильник всесветел, явился еси во острове Селигера езера, преподобне отче Ниле: ты бо Крест Христов от юности своея на рамо взем, усердно Тому последовал еси, чистотою Богови приближився, отонудуже и чудес дарованием обогатился еси. Тем и мы притекающе к раце мощей твоих, умильно глаголем: отче преподобне моли, Христа Бога, спастися душам нашим». 
 
Так воспевает Святая Церковь, вспоминая великого подвижника земли русской преподобного Нила Столобенского. 
 

Подробнее...

Святитель Симеон, епископ Тверской. К 725-летию со дня преставления.

Следует отметить, что о святителе Симеоне мы знаем очень мало. Сведения в дошедших до нас источниках кратки и скупы. Но, тем не менее, постараемся освятить его жизненный путь.

Подробнее...

Владыка

Великая Отечественная война заставила пересмотреть отношение советского правительства к Русской Православной Церкви. После кровавых гонений 30-х гг. и принятия очередной сталинской Конституции Московская патриархия оказалась вне закона и считалась «контрреволюционной церковно-монархической группировкой». В некоторых расстрельных делах, составленных на священнослужителей и мирян, не желавших смиряться с новым порядком, православную церковь именовали вдобавок ко всему фашистской. 
 

Подробнее...

Г.С. Гадалова. Великая княгиня Ксения Тверская. Введение.

Удельная Русь. Тверское княжество (1247–1485 гг.)

В период правления великого князя Андрея Боголюбского (1157–1174 гг.), старшего сына киевского князя Юрия Долгорукого, произошло обособление Суздальского великокняжения. По свидетельству летописцев, пишет В.О. Ключевский, «князь Андрей со своей северной Русью отделился от Руси южной, образовал другое великое княжение, Суздальское, и сделал город Владимир великокняжеским столом для всех князей»[1]

Подробнее...

Из истории малых монастырей Тверской епархии: Клинский Успенский монастырь. Часть 1

История малых монастырей России по сей день остается недостаточно изученной. Как отечественная, так и зарубежная историография использует в основном материалы наиболее крупных обителей. В то же время мелкие и средние монастыри остаются практически вне сферы научного интереса историков. Это частично объясняется отсутствием источниковой базы - архивы многих из средних и малых монастырей не сохранились, тогда как фонды Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского, Иосифо-Волоколамского и Соловецкого монастырей дошли до нас в значительной степени сохранности. Но ведь именно малые монастыри численно преобладали в России, определяя своеобразный духовный ландшафт средневековой уездной провинции1.
 

Подробнее...

Из истории малых монастырей Тверской епархии: Клинский Успенский монастырь. Часть 2

Одним из центральных событий церковно-государственной истории XVIII в. стала реформа 1764 г., в результате которой церковные вотчины перешли в государственную собственность. По штатам 1764 г. из 953 великорусских монастырей закрыто более половины - оставлено было только 224 в штате и 161 за штатом, на собственном содержании. В число выведенных в разряд приходских церквей попал и монастырь в Клину. В 1779 г. Г.Ф. Миллер называет клинские монастырские храмы "бывшая прежде монастырская церьковь Успения Пресвятой Богородицы; преподобного Сергия чудотворца" 29.
 

Подробнее...

Жизнеописание игумена Никона (Воробьева)

Игумен Никон (в миру Николай Николаевич Воробьев) родился в 1894 году в селе Микшино, Бежецкого уезда, Тверской губернии в большой крестьянской семье. С детских лет он отличался серьезностью, особой честностью, удивительной сердечностью, жалостью ко всем и ничем неутолимой жаждой истины, высшей правды, жаждой постижения смысла человеческого существования.
 

Подробнее...

Часовня, которой исполнилось сто три года

17 ноября исполнилось 103 года с момента строительства часовни в честь праведного Иоанна Кронштадтского.

Сегодня часовня праведного Иоанна Кронштадтского находится практически в центре Твери, около площади Капошвара, а сто лет назад это была окраина города. Проспект Чайковского в ту пору назывался Станционным шоссе, и шло оно по пустынным полям к железнодорожному вокзалу.

Подробнее...

Преподобный Ефрем Новоторжский

Преподобный Ефрем, Новоторжский Чудотворец, был родом из Венгрии (Угрин "из Угорские земли" - стихира на вел. вечерни в службе пр. Ефрема). Вероятно, пр. Ефрем оставил свое отечество и прибыл со своими братьями, Моисеем и Георгием, вследствие гонений, бывших там на православных от латинян, и поступил на службу к Ростовскому князю св. Борису, сыну великого равноапостольного князя Владимира.

Подробнее...

Преподобный Антоний Краснохолмский

Преподобный Антоний Краснохолмский, основатель Николаевско-Антониева монастыря, находившегося в 4 верстах от заштатного города Красного Холма Весьегонского уезда Тверской епархии, в старинных Святцах причислен к лику святых "неканонизованных” (см. Барсуков И. стр. 45. Архим. Леонид 120 стр., Архим. Сергий II т. стр. 17. П. Савваитов и др.). И хотя Антоний был не канонизован, но имя его внесено в полный Христианский Месяцеслов, напечатанный с благословения Св. Синода, под 17 числом января (Киев, 1875). Жизнь этого преподобного неизвестна: где родился, кто были его родители, где пострижен в монашество и как проводил свое житие, все это остается неизвестным. Антоний в 1641 г. уже в сане иеромонаха прибыл из Белозерской стороны на пустынный берег р. Молоти и здесь (при слиянии рек Нелепицы и Могочи, впадающих в Молоту, приток Волги) владелец этой местности Краснохолмский боярин Афанасий Васильевич Нелединский-Мелецкий ласково принял благочестивого старца, который вскоре в его доме заболел. Не имея средств и больной Антоний испросил у доброго помещика участок земли, на котором построил деревянную часовню и при ней келью. Скоро по окрестным селениям разнеслась молва о богоугодной жизни отшельника, стали к нему приходить за советами, молитвами, а некоторые испросили дозволение и жить при его келье. Почитатели пр. Антония доставляли средства не только к пропитанию его с братией, но и для постройки храма. Однажды ночью пр. Антоний увидел необыкновенный свет; объятый ужасом от сего, он пошел на то место, где видел чудное зрелище, нашел здесь икону святителя Николая и решился начатый (деревянный) храм построить в честь его. Благосклонное внимание А. В. Нелединского-Мелецкого и его щедрые пожертвования внушили преподобному старцу вместо деревянного построить (по образцу Успенского Московского собора) каменный храм и открыть при нем монастырь. Вскоре было положено основание существовавшему каменному во имя святителя Николая монастырскому собору. К сожалению, преп. Антоний вскоре (в 1482 г.) скончался. Остался неизвестен день кончины пр. Антония, а потому почитание его памяти было положено совершать 17 января, вероятно, по тезоименитству его с пр. Антонием великим (египетским).

Подробнее...

Княгиня Анна. Вдовство в Древней Руси.

Вдовство в Древней Руси, как уже было сказано, в идеальном образе налагало на женщину печать отрешенности от земных радостей, безутешной скорби, безвыходного «сиротства», облекало в пожизненный траур. Глубокая душевная драма находила свое гармоническое разрешение в «ангельском образе» — в принятии пострига. Некоторые вдовы постригались сразу после кончины мужа (иногда даже над гробом, во время отпевания); другие позже: через несколько дней, месяцев, а иногда лет.

Подробнее...

Протоиерей Прокл Ясуо Ушимару. Японское православие и культура периода "Мейдзи".

Один из величайших русских православных подвижников XIX столетия, святой равноапостольный архиепископ Японский Николай (Касаткин; 1836—1912) принес Православие в Японию и тем самым открыл новую главу в истории православной духовной культуры. Римо-католицизм проникал в Японию с юга, протестантизм — через ее центральные области. Святитель Николай начал свои труды в Хакодате, на самом северном острове Японии — Хоккайдо, в июне 1861 года. Его трудами и трудами его ближайших учеников Православие очень быстро распространилось в Японии. Поместная Церковь, учрежденная святителем Николаем на Японских островах, в 1970 году была признана Автономной и полноправной в семье мирового Православия.

Подробнее...

Успенская церковь на Соминке

В царствование Павла I во многих городах Российской империи начинают возводиться единоверческие храмы. На северной окраине Твери, с четверть версты западнее Волынского кладбища, у берега Соминки в 1799 году поднялись своды Успенской церкви. Строили ее старообрядцы, которые отныне принимали православное духовенство, но сохраняли старые, писанные до реформы Патриарха Никона богослужебные книги, двуперстие, древнее унисонное знаменное пение. Эту единоверческую церковь Успения Божией Матери воздвигли на могиле юродивого Макария Гончарова, свято почитавшегося тверским людом в конце XVIII века. 9 ноября 1800 года Государем Императором Павлом Петровичем и Святейшим Синодом единоверческие (старообрядные) приходы были официально учреждены в лоне Русской Православной Церкви. 

Подробнее...

Преподобный Исаакий Торопецкий, Затворник Печерский

Невозможно избегнуть человеку искушений. Если искуситель к Самому Господу в пустыне дерзнул приступить, то тем более пытается он искушать рабов Господних. И житие преп. Исаакия служит примером тому, что нельзя пройти по пути жизни духовной, не подвергаясь искушениям; но не может быть такого искушения, которого не вынесли бы силы человеческие, укрепляемые незримой силой Божией (1 Кор. 10:13).

Подробнее...

НИКОЛАЙ ЯПОНСКИЙ. Штрихи к психологическому портрету

Из истории православной миссии

Еще с конца 19 века в трудах, посвященных Российской духовной миссии в Японии прочно утвердилось мнение, что создание Японской Церкви, по сути, – дело одного человека, и человек этот – святитель Николай. Это утверждение является бесспорным как для отечественных, так и для японских исследователей. Именно поэтому без глубокой характеристики личности апостола Японии понять историю Русской духовной миссии просто немыслимо.

Подробнее...

Благоверная княгиня Иулиания Новоторжская (Вяземская)

Наряду с благоверной великой княгиней Анной, на иконе изображена св. благоверная княгиня Иулиания, Новоторжская и Вяземская; в княжеской одежде, голова её покрыта белым убрусом, а на нем княжеская корона в руках держит четырехконечный крест. Иулиания отличалась дивной красотой и благочестием и явила в себе высокий образец супружеского целомудрия. В книге о святых она помещена между святыми «града Торжка» (рукопись Савваитова 17 стр. "Святая Русь" арх. Леонида). Она была дочерью боярина Максима Данилова и была в замужестве за Вяземским князем Симеоном Мстиславичем, человеком кротким и богобоязненным, бывшим в зависимости от Смоленского князя Юрия Святославича.

Подробнее...

Святая благоверная княгиня Анна Кашинская. О женской святости в Древней Руси.

Святая благоверная княгиня Анна Кашинская была женой святого благоверного князя Михаила Тверского (+ 1318 г.), но была она не только историческим лицом с определенной биографией, но и одной из представительниц — и весьма яркой — того своеобразного типа женской святости, который знала и любила Древняя Русь. Имена этих святых жен сочетались с термином «благоверная княгиня» (или княжна). В агиологических исследованиях «благоверным княгиням» не уделено особого внимания, вот почему, прежде чем говорить о личности и жизни Анны, необходимы некоторые предварительные разъяснения.

Подробнее...

Схимонахиня Авраамия, подвизавшаяся в Кашинском Сретенском женском монастыре Тверской епархии. Часть I.

Приснопамятная старица схимонахиня Авраамия родилась в 1794 году от простых и благочестивых родителей Феодора и Агриппины, живших в деревне Овсянниковой, Калязинского уезда, — и названа в святом крещении Феклой. Наученная грамоте одной соседней девицей Иульянией, Фекла вместе с тем научилась от нея благочестию и страху Божию. Слыша от своей наставницы рассказы о подвигах преподобнаго Макария Калязинскаго, Фекла поражена была сими словами тропаря: «Место, на нем же поты твоя излиял еси, яко труба вопиет к Богу, поведающи твоя исправления». Глубоко и неизгладимо запали эти слова в чистую душу девицы Феклы, размышлявшей, что угодник Божий прп. Макарий был такой же человек, как и мы, однако достиг угождения Богу в монашестве постом и молитвою. Не имея никакого понятия о монастырях, она начала расспрашивать с горячим усердием, как живут в них и как спасаются. Ей было в то время 15 лет.

Подробнее...

Рождества Христова (что в Рыбаках) церковь (1729-1743), дом причта (1777)

Один из старейших сохранившихся храмов Твери, выстроенный в 1743 году. Название храма «в Рыбаках» и улица Рыбацкая в Твери – единственные старые топонимы, которые обозначают место бывшей здесь до регулярной застройки рыбацкой слободы. 
 

Подробнее...

Благоверная княгиня Иулиания Новоторжская

Наряду с благоверной великой княгиней Анной, на иконе изображена св. благоверная княгиня Иулиания, Новоторжская и Вяземская; в княжеской одежде, голова её покрыта белым убрусом, а на нем княжеская корона, в руках держит четырехконечный крест. Иулиания отличалась дивною красотою и благочестием и явила в себе высокий образец супружеского целомудрия. В книге о святых она помещена между святыми «града Торжк»а (рукопись Савваитова 17 стр. "Святая Русь" арх. Леонида). Она была дочерью боярина Максима Данилова и была в замужестве за Вяземским князем Симеоном Мстиславичем, человеком кротким и богобоязненным, бывшим в зависимости от Смоленского князя Юрия Святославича.

Подробнее...

О ЗАБЫТОМ СБОРНИКЕ ТВЕРСКОЙ СЕМИНАРИИ

Среди русских провинциальных городов XVIII века одно из первых мест занимала Тверь. С воцарением Петра I город начал расти с особенной быстротой. Тверь поставляла для строительства Петербурга рабочую силу, провиант и материалы.

Местоположение между новой столицей и Москвой способствовало росту промышленности и торговли, культурным связям города с центром. В 1763 году тверитян постигла большая беда: пожар уничтожил большую часть города. В дневнике современника, тверского купца Михаила Тюльпина, сохранилось картинное описание этих страшных дней. Пылали целые улицы с деревянными домами и многочисленными церквами. Было немало человеческих жертв.

Подробнее...

Светлой памяти настоятельницы Бежецкого Благовещенского монастыря, 22 декабря

Монастыри сильны ни высокими стенами, ни парадным убранством, а тишиной совершаемой молитвы. Для молитвы нет ни времени, ни пространства. Она соединяет всех, кто живет, и кто уже ушел из этого мира…

Благовещенский женский монастырь Бежецкой епархии был основан попечением иеромонаха Югской пустыни Адриана, угличского священника Петра Томаницкого и вдовы Любови Ососковой на пожертвования бежецких купцов. Открыт в 1868 г. как женская община, статус монастыря получил в 1879 г.  В 1870-1890 гг. по ходатайству праведного Иоанна Кронштадского на средства благотворителей построены каменные келейные корпуса. В начале ХХ в. в монастыре было свыше 350 сестер. В 1932 г. были взорваны Благовещенский и Казанский храмы, последняя игумения Евстолия убита за чтением псалтири.

В 1994 г. монастырю был выделен по новому адресу существующий приходской Крестовоздвиженский храм, с принадлежащим ему земельным участком. С этого момента и началось возрождение Бежецкой обители.

Подробнее...

Бог правду видит

В 1865 году в Заволжье, в здании, известном нам как военный госпиталь, квартировал драгунский Московский полк имени Петра Великого, прославленный своими боевыми подвигами. Церкви у солдат не было, они посещали другие храмы вместе с городскими прихожанами. Зато прямо напротив места обитания драгун находились винные склады – к их большому соблазну.

Подробнее...

В селе Алексейкове

Церковь в честь святого благоверного князя Александра Невского в с. Алексейкове построена в стиле эклектики на средства отставного гвардии полковника Александра Фёдоровича Лодыгина и его жены Варвары Александровны Лодыгиной.
 

Подробнее...

Гибель Михаила Ярославича Тверского и его канонизация

На исходе короткого осеннего дня 22 ноября 1318 г. от просторного и богатого шатра золотоордынского хана Узбека отъехала группа всадников. Впереди ехал один из самых знатных ордынских вельмож Кавгадый, почти рядом с ним великий князь владимирский Юрий Данилович Московский, за ними - другие титулованные татары, русские князья, бояре, воины и слуги. Кавалькада направлялась к торговой площади. Въехав на место базара, всадники остановились. В нескольких десятках метров перед собой они видели походную палатку, вокруг которой суетились люди, одетые в дорожное платье и в церковные ризы. Слышалась русская речь. Движение было заметно и внутри вежи. Там находился тверской князь Михаил Ярославич. Вид князя красноречиво свидетельствовал о его положении. Шею и плечи Михаила сковывала тяжёлая деревянная колода, мешавшая свободе тела и рук. Тверской князь был пленником.

Подробнее...

Вера и бунт: духовенство в революционном обществе России начала XX века

Предлагаемая тема может показаться странной, даже противоестественной, так как в новейшей светской и церковной научной литературе о российском и советском духовенстве преобладает сострадательный тон — и церковь и верующие предстают пассивными жертвами ничем не стесненного наси­лия. Такой подход выглядит, однако, несколько наивным, ибо он не учиты­вает того самого системного единства Веры и Власти в России, на котором настаивала сама Церковь. В истории европеизации России немало подобно­го рода «странностей», которых исследователи до сих пор робко сторони­лись и изучение которых, как бы они ни были важны, отстает.

Подробнее...

Собор Успения

Собор Успения Пресвятой Богородицы в г. Зубцове построен в 1801 г.
 
В 1909-1916 гг. создатель цветной фотографии Сергей Михайлович Прокудин-Горский объездил значительную часть России, снимая старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и бытовые сцены. Путешествуя по Волге, он посетил г. Зубцов и сделал ряд цветных снимков, благодаря чему мы сегодня можем представить, каким был этот прекрасный город 100 лет назад.
 

Подробнее...

На берегах реки Валдайки

Посёлок Лыкошино в Бологовском районе находится на обоих берегах р. Валдайки, впадающей в оз. Пирос, расположен на главном ходу Октябрьской железной дороги в месте ее пересечения с автодорогой Боровичи - Валдай.
 

Подробнее...

Мученик Благоверный Князь Михаил Тверской (+ 1318)

Память его празднуется 22 нояб. в день мученической гибели, 1-ю Неделю после праздника свв. апостолов Петра и Павла (29 июня) вместе с Собором Тверских князей, 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1541 и 1549 гг.

Подробнее...

Равноапостольный Николай Японский (Касаткин). Письма.

Аннотация

   Письма апостола Японии к известному русскому дипломату и китаеведу, ученику блистательно образованного и всемирно известного востоковеда В. П. Васильева — Павлу Андреевичу Дмитревскому (1852—1899 гг.), который состоял во главе императорской консульской службы России в таких городах Китая, как Ханькоу (1883—1892 гг.), Тяньцзин (1893—1896 гг.) и Шанхай (1897—1899 гг.).

Подробнее...

Николай Японский. Штрихи к психологическому портрету.

Из истории православной миссии

Еще с конца 19 века в трудах, посвященных Российской духовной миссии в Японии прочно утвердилось мнение, что создание Японской Церкви, по сути, – дело одного человека, и человек этот – святитель Николай. Это утверждение является бесспорным как для отечественных, так и для японских исследователей. Именно поэтому без глубокой характеристики личности апостола Японии понять историю Русской духовной миссии просто немыслимо.

Подробнее...

Православная культура и семинарский быт (конец XIX - начало XX в.) Т. Г. Леонтьева

Православная культура - это комплекс укоренившихся на русской почве обычаев, этических норм, ритуалов, особой эстетики мировосприятия, связанных с вероучением.

Духовные ценности русского народа на протяжении веков провозглашала и утверждала Православная церковь. В ходе эволюции государственности ценности православия постепенно приобретали имперски-соборный статус и так или иначе детерминировали поведение, нравственные ориентации, ценностные предпочтения русского (имперского) человека. Религиозное самосознание было исстари мощным источником патриотизма народа, не воспринимавшего раздельно понятия "вера" и "отечество" и именовавшего врагов "нехристями".

Подробнее...

Пятницкая церковь ждет своих благотворителей

Среди многочисленных  православных памятников Верхневолжья есть  такие, о которых можно  сказать лишь одно - они уникальны. Это и церковь Рождества Богородицы в селе Городня, и деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи на Ширковом погосте, Преображенская церковь в селе Замытье, Троицкая церковь в селе Кой, церковь Александра Свирского в Николо-Теребенской пустыни и многие другие. Но, без всякого сомнения, кто бы не составлял подобный список, в этом перечне обязательно окажется Пятницкая церковь  из города волжского Старицы. 
 

Подробнее...

Корнилов А. А. Отношения православных с инославными в миссионерской деятельности Архиепископа Японского Николая

Святитель Русской Православной Церкви Архиепископ Японский Николай (в миру Иван Дмитриевич Касаткин) более полувека возглавлял православную миссию в стране Восходящего Солнца. В 1860 г. он был пострижен в иноческий чин для поступления на священническое место при российском посольстве в Японии. Ректор Петербургской духовной академии, епископ Нектарий, напутствуя о. Николая, говорил ему так: «Не в монастыре ты должен совершать течение подвижнической жизни; тебе должно оставить самую родину и идти на служение Господу в страну далекую и неверную. С крестом подвижника ты должен взять посох странника; вместе с подвигами монашества тебе предлежат труды апостольские».[1]

Подробнее...

Т.Г. Леонтьева. Тверской государственный университет. Шестидесятницы

Как труден женский труд.
Е.Штакеншнейдер
 
Со второй половины XIX в. Россия медленно, но неуклонно начинает продвижение по пути индустриально-буржуазной модернизации. Конечный успех этого длительного и болезненного процесса среди прочих факторов определялся и тем, как скоро сумеет население империи преодолеть стереотипы традиционной патриархальной культуры и усвоить ценности гражданского индивидуализма и представительной демократии. В ходе становления нового буржуазного типа личности важную роль должны были сыграть женщины России - и как самостоятельный субъект модернизационного процесса, и как матери-воспитатели будущих поколений. Это обстоятельство было очевидным для многих общественных деятелей той эпохи. Имена М.И.Михайлова, Н.Г.Чернышевского, П.Л.Лаврова, Н.И.Пирогова и других справедливо связываются с началом женского движения за эмансипацию. Сумели уловить веяния времени, осознать необходимость перемен и сами женщины. История также сохранила их имена: Елена Штакеншнейдер, Людмила Шелгунова, Анна Философова, Христина Алчевская, перечень имен может быть продолжен. Однако это женщины-аристократки, жительницы столичных городов, довольно образованные для своего времени, отличавшиеся литературными, организаторскими, педагогическими талантами, интересовавшиеся политикой. Словом, способные не только принять участие в борьбе за новый стиль жизни, но и возглавить ее.
 

Подробнее...

На волжском левобережье в Кимрах

Церковь Вознесения Господня в Кимрах расположена на правом берегу Кимрки, близ её впадения в Волгу, на волжском левобережье. Храм из кирпича построен в 1813 г. на мес­те прежней деревянной церкви, детали де­кора были выполнены из белого камня.
 

Подробнее...

Ильинская старицкая икона Богородицы «Всех скорбящих Радость»

6 ноября — Престольный праздник придела в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Ильинской церкви города Старицы.
 
Несомненно, что уже само наименование сего образа, «Всех скорбящих Радость», послужило причиной широчайшей его распространенности на Русской земле. Помимо первого московского образа насчитывалось не менее двух с половиной десятков чудотворных и местночтимых списков с этой иконы: в самой первопрестольной и в ее окрестностях, на берегах Невы и в Абхазии, в сибирском Тобольске и в Киеве, в Вологде и в Нижнем Новгороде, в иных городах, весях и обителях. Душе русского человека особенно близок и понятен скрытый в названии иконы смысл — упование на Пречистую, неизменно спешащую утешить, облегчить скорбь и страдания людские, дать «нагим одеяние, больным исцеление»…
 

Подробнее...

Храм на старом кладбище

История Преображенской церкви на Пятницком кладбище г. Вышнего Волочка
 
Подъезжая к большому автомобильному мосту через железную дорогу в Вышнем Волочке со стороны федеральной автотрассы Москва – Санкт-Петербург, любой может заметить справа от дороги огромный массив старинных деревьев за полуразрушенной оградой из красного кирпича, а в глубине, среди ветвей лишённую купола колокольню – это и есть одно из самых старых зданий Вышнего Волочка храм Преображения Господня и Илии Пророка. Этот храм стал свидетелем почти трёхсотлетней истории города, пережил два закрытия и теперь стоит покинутый людьми среди заросших кустарником старинных надгробий.
 

Подробнее...

О Казанской Вышневолоцкой иконе

Список этого образа явления в Вышнем Волочке в 1724 г. на месте сгоревшего Никольского храма, там, где сейчас здание суда. В 1742 г. икона после другого пожара обретена близ места Казанского монастыря.

Подробнее...

О Казанской Волынской иконе

4 ноября, в День народного единства и День памяти Казанской иконы Божией Матери, в Твери прошел крестный ход.
 
Множество верующих пришло 4 ноября в Воскресенский кафедральный собор Твери, чтобы почтить один из самых любимых образов Пресвятой Богородицы.
 

Подробнее...

Шаталов О. В. Святитель Николай (Касаткин) в первый период деятельности Российской Православной миссии в Японии (1861-1875 гг.)

Избранный от родов Российских на благовестие Христово в стране Японстей,
душу свою полагал еси за овца своя, утверждая их в вере истинней.
Подвиги твоя почитающе, хвалим тя сице:
Радуйся, равноапостольный святителю Николае, Церкве японския предстателю.
Акафист святому равноапостольному Николаю,
архиепископу Японскому. Кондак 11

 

В марте 1854 г. энергичные попытки американцев открыть для свободного доступа своим судам японские порты увенчались успехом. Сёгунское правительство разрешило (подписав так называемый "канагавский договор") заходить им в города Симода и Хакодате для закупки необходимого провианта и пополнения запасов воды, а также вынуждено было согласиться с присутствием на японской земле американских дипломатических представительств.

Подробнее...

Загадки Борисоглебского монастыря

Одна из старейших обителей Центральной России  находится в древнем Торжке и посвящена первым русским святым - Борису и Глебу. Основал монастырь Преподобный Ефрем Новоторжский, судьба которого похожа на сюжет  детектива. 
 
Скорее всего, в начале  XI века он с братьями Георгием и Моисеем пришел из Венгрии на Русь, где все трое поступили на службу к сыну Великого Киевского князя Владимира – Борису. Они были конюшими, что являлось очень высоким чином в древнерусской иерархии. Служили угрины, так называли венгров на Руси, своему новому господину верой и правдой, пока не наступил 1015 год. 
 

Подробнее...

Скульптурный образ прп. Нила Столобенского как явление Русской национальной культуры

Иконографический образ преподобного чудотворца Нила Столобенского более известен в виде деревянной резной скульптуры или деревянного барельефа, нежели, как того требует православная традиция, в виде живописного  изображения. И уже это одно дает нам право говорить об уникальном явлении в истории русского искусства. Дело в том, что православная церковь очень сдержанно относилась к скульптурным изображения своих святых. И это понятно. Вспомним об изобилии скульптуры в католических храмах и о языческих славянских идолах.
 

Подробнее...

Путешествие по велению души

Это путешествие по Тверской области для нашей семьи стало традиционным. Вот уже на протяжении пяти последних лет, раз в году, мы садимся на машину и едем по одному и тому же маршруту, который сложился как-то сам–собой: Тверь, Торжок, монастырь Нилова Пустынь, Селижарово, Святой Оковецкий ключ, Ржев, Старица и снова Тверь.
 

Подробнее...

Чудотворцы из села Застолбье

Неподалеку от Твери есть удивительное место, история которого самым странным образом неразрывно переплелась с историей татарского народа и столицы Татарстана – Казани. Речь идет о  старинном русском селе Застолбье, в 47 км. от Твери на север по Бежецкому шоссе. История эта началась в XVI веке во времена царствования Ивана Грозного…
 

Подробнее...

О тверских защитниках Севастополя

Радио-программа «Спаси и сохрани» (Тверское радио, 5 августа 2016 г.) Сюжет о создании нового документального фильма Фонда Екатерины Бакуниной «Рядовой Отечества»:
 
 
Благотворительный Фонд «Имени сестры милосердия Екатерины Бакуниной» заканчивает работу над новым документальным фильмом из цикла Тверской Севастополь «Рядовой Отечества», посвященного 160-летию окончания Крымской войны.
 

Подробнее...

Тверской деревянный сувенир

Ни для кого не секрет, какое важное место занимает туристский сувенир в развитии туризма в любом регионе, куда приезжают туристы. Каждый из нас хоть раз, но выступал в роли путешественника, посещая новые города и страны. И обычно, после каждого путешествия в наших домах появляются особенные вещи - сувениры, которые напоминают нам о тех местах, которые мы посетили и где их приобрели.
 
С каждым годом растет въездной турпоток в Тверскую область, поэтому вопрос это далеко не праздный, ведь развитие местной  сувенирной  промышленности - это и новые рабочие места, и дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней. А самое главное - это реклама нашей области, как региона благоприятного для отдыха и туризма.
 

Подробнее...

Сберечь русскую деревянную скульптуру!

Собрания русской деревянной скульптуры имеются практически во всех наших музеях. К сожалению, они не всегда попадают в постоянные экспозиции, а потому остаются до сих пор малоизвестными и малоизученными. Русская деревянная скульптура – это самостоятельное, своеобразное и оригинальное направление в национальном искусстве, которое, несмотря на колоссальные утраты, сохранило многочисленные и самые разнообразные образцы. 
 

Подробнее...

Загадочный храм, или по следам Лалибелы

Предположительно в 1757 году в монастыре Николо-Теребенская пустынь (ныне с. Труженик, Максатихинского района, Тверской области) был построен удивительный и загадочный храм – церковь Преподобного Александра Свирского. Дело в том, что церковь эта построена ниже уровня земли и поэтому она почти полностью  находилась под землей. 
 

Подробнее...

Г.С. Гадалова. Великая княгиня Ксения Тверская. Глава 1. Дочь Юрия Михайловича.

О происхождении княгини Ксении единого мнения нет. Большинство историков считают ее дочерью какого-то новгородского боярина, так истолковывая сообщения летописцев о женитьбе в 1265 г. в Новгороде великого князя Ярослава: «поя за ся Юрьеву дщерь Михаиловичя»[1]

 

Подробнее...

Спасем природу красиво, или Вызовы постиндустриального общества

Бытовые отходы – это то, что угрожает и нам, и нашей природе. Дело в том, что Россия по переработке и сжиганию отходов стоит на одном из последних мест в мире. По некоторым данным, в нашей стране перерабатывают всего лишь 2% отходов, тогда как в Швейцарии – 85%, в Германии – 70%, в США – 45%.
 

Подробнее...

Здесь начало начал

Подробнее...

А.В. Жук. Архимандрит Иринарх (Шемановский) в истории Русской Православной Миссии.

Архимандрит Иринарх (в миру – Иван Симонович Шемановский), скромный труженик нашей Духовной Миссии рубежа XIX – ХХ веков, и по сей день остается, к сожалению, теневым человеком Церкви. Даже о. Сергий Широков, автор «Биографического словаря миссионеров Русской Православной Церкви» (М., 2004, 448с.) не счел нужным помянуть о. Иринарха, хотя персональные справки по нему, начиная с Харбинской публикации 1926 г. и до позднейшего времени, имеют место в литературе.[1] Между тем, о. Иринарх немало сделал для распространения Спасительной Истины среди народов России и Кореи, а значит, уже хотя бы поэтому имя его должно быть на страницах истории Русской Православной Миссии.

Подробнее...

А. Ларионов. Особенности восприятия буддизма святителем Николаем (Касаткиным), просветителем Японии

ВВЕДЕНИЕ
 
Святитель Николай (Касаткин), равноапостольный труженик на ниве Господней в Японии (†1912), — это удивительный духовный феномен современной нам эпохи. В наш век секуляризованного скепсиса и ироничного равнодушия к духовной жизни пример полного самопожертвования Богу и ближним вызывает у верующего сердца благоговейное удивление. Однако небезынтересным и небесполезным в научном и практическом аспектах было бы понять, как осуществлял свое апостольское и пастырское служение этот светильник Церкви. 
 

Подробнее...

Возникновение тверского епископства

Когда Ярослав Ярославич зимой 1271/72г. умер на обратном пути из Орды, его тело доставили в Тверь «епископъ Семенъ, игумени, и попове, певшее, надъ нимъ обычные песни, и положиша его на Тфери въ церкви святого Козмы и Демьяна».

В другом летописном сообщении епископ прямо обозначен как «Симеон Тферский».

Имела ли Тверь ранг епархии действительно уже при Ярославе Ярославиче и была ли она тем самым вторым епископством Суздальской Руси наряду с ростовской, остается в науке спорным.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus