Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Николо-Малицкая обитель: трудный путь – самый верный

Возрожденный из пепла

Трижды за свою историю оскудевала и по воле Божией возрождалась Николо-Малицкая обитель. О двух ее взлетах мы уже рассказали читателям. Самым же удивительным был третий, произошедший на глазах нынешнего поколения.

Время гонений

Богоборческая власть в первые свои годы не то чтобы упустила из виду небольшой пригородный монастырь, но, похоже, не считала необходимым тратить силы на его полное изничтожение. Хотя компания по изъятию церковных ценностей, сопровождавшаяся кощунствами и порой переходящая в откровенный грабеж, достигла Николо-Малицы уже в 1919 году, настоятелю монастыря архимандриту Иосифу удавалось все 1920-е годы, сохраняя внешнюю лояльность по отношению к атеистической власти, не давать ей повода к окончательному закрытию монастыря. 

Однако в самом начале 1930 года против архимандрита Иосифа было выдвинуто обвинение в антиколхозной агитации, приведшее его к ссылке, а затем и к гибели в лагере. Но и в страшные 30-е годы в Спасской церкви, которая превратилась в кладбищенскую и какое-то время оставалась единственной действующей и для города, продолжал служить иеромонах Стефан (Соколов). 

Великая Отечественная война уже в октябре 1941-го дошла до монастырских стен. Деревня Николо-Малица несколько раз переходила из рук в руки. Постоянные обстрелы разрушили почти все монастырские постройки. Уцелел лишь братский корпус. По воспоминаниям местных жителей, вся территория монастыря и вокруг него была усеяна телами погибших, которых не успевали похоронить. 

После войны все, казалось, шло к тому, чтобы стерлась и сама память о том, что за северо-западной окраиной Твери когда-то находился монастырь…

На рубеже тысячелетий

Первым священником, появившимся на территории уже, казалось бы, окончательно погибшего монастыря, стал настоятель храма Вознесения Господня игумен Юстиниан, ныне уже архиепископ. Его усилиями 1 мая 1994 года, в самый праздник Светлого Христова Воскресения, у стен братского корпуса был установлен поклонный крест, возле которого стали хоронить человеческие останки как из древних разоренных могил, так и не столь давних военных. 

В самом конце 1990-х за восстановление ставшего нежилым братского корпуса взялся Тверской союз православных мирян. Здесь была устроена часовня святителя Николая, в которой по четвергам служили ему молебны. 

А в июле 2004-го на месте, где когда-то стоял монастырь, впервые появился иеромонах Борис (в миру Виталий Тулупов). В ту пору он, по его словам, был далек от мысли о возрождении погибшей обители. Однако именно ему выпало стать ее настоятелем. 

14 июля 2005 года епархиальный совет, рассмотревший обращение жителей села Николо-Малицы к архиепископу Тверскому и Кашинскому Виктору с просьбой открыть в селе храм, определил назначить иеромонаха Бориса ответственным также и за восстановление мужского Николо-Малицкого монастыря. Часовню преобразовали в домовую церковь, и уже 20 августа в ней совершили первую после многолетнего перерыва Божественную литургию.

Это был памятный день. Маленькое помещение не могло вместить всех желающих стать участниками события, означающего полное восстановление молитвенного служения на территории древнего монастыря. 

А семь лет спустя, 1 июня 2012-го, в день Пресвятой Троицы, Божественная литургия впервые была отслужена в полностью построенном Покровском храме.

Еще раньше, в 2010 году, по благословению владыки Виктора главную святыню – чудотворную икону Святителя Николая – вернули в родной для нее Николо-Малицкий монастырь из собора «Белая Троица». За то небольшое время, что прошло после ее возвращения, уже отмечены и зафиксированы медицинскими свидетельствами случаи чудесного излечения по молитвам перед ней от болезней, связанных с рождением ребенка, то есть подобных той, от которой излечилась в 1742 году благоустроительница монастыря графиня Шувалова.

Возродившийся Николаевский Малицкий монастырь становится весьма заметным духовным центром Тверской епархии, воскрешающим древний дух благочестия и строгого монастырского служения.

Монастырский устав. Особое пение

Избранный монастырем устав максимально приближается к уставу афонских монастырей. Здесь регулярно совершают весь суточный круг богослужений, а перед большими праздниками – всенощные бдения, длящие-ся с 22 часов до 4 часов утра. 

Принятые в монастыре древние византийские распевы исполнены сурового аскетического духа и заметно отличаются от более чувственного партесного пения. Пение осуществляется не по обычным нотам, а по старинным крюкам, или невмам. В самые торжественные моменты богослужения специальными шестами раскачивается большое паникадило (хорос).

Нельзя не отметить, что продолжительность и суровость монастырских служб не только не отталкивают прихожан, но, напротив, привлекают многих верующих.

Автор: Сергей ГЛУШКОВ, Тверская жизнь


Навигация

Система Orphus