Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Слова и поученія, произнесенныя въ 1902 году. Слово на день Святой Пасхи 14-го апрѣля. Очевидность истины воскресенія мертвыхъ.

Христосъ воскресе!
 
Привѣтствую васъ, дорогіе братія и сестры, съ пресвѣтлымъ праздникомъ Воскресенія Христова изъ мертвыхъ! Радуйтесь, и еще скажу: радуйтесь.
 
Для большей радости послушаемъ Ангела Господня, явившагося мѵроносицамъ у гроба Спасителя въ видѣ сіяющемъ на подобіе молніи — и благовѣствовавшаго имъ о Воскресеніи Христовомъ. Когда онѣ были въ трепетѣ отъ сильно блиставшаго вида его, онъ ободрилъ ихъ и сказалъ: «не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Іисуса распятаго. Его нѣтъ здѣсь; Онъ воскресъ, какъ сказалъ. Подойдите, посмотрите мѣсто, гдѣ лежалъ Господь. И пойдите скорѣе, скажите ученикамъ Его, что Онъ воскресъ изъ мертвыхъ, и предваряетъ васъ въ Галилеѣ; тамъ Его увидите. Вотъ я сказалъ вамъ. И, вышедши поспѣшно изъ гроба, онѣ со страхомъ и радостію великою побѣжали возвѣстить ученикамъ Его. Когда же шли онѣ возвѣстить ученикамъ Его, и се, Іисусъ встрѣтилъ ихъ, и сказалъ: радуйтесь! И онѣ, приступивъ, ухватились за ноги Его, и поклонились Ему. Тогда говоритъ имъ Іисусъ: не бойтесь; пойдите, возвѣстите братьямъ Моимъ, чтобы шли въ Галилею, и тамъ они увидятъ Меня... Одиннадцать же учениковъ пошли въ Галилею, на гору, куда повелѣлъ имъ Іисусъ. И, увидѣвъ Его, поклонились Ему; а иные усумнились. И приблизившись Іисусъ сказалъ имъ: дана Мнѣ всякая власть на небѣ и на землѣ. Итакъ идите, научите всѣ народы, крестя ихъ во имя Отца и Сына, и Святаго Духа, уча ихъ соблюдать все, что Я повелѣлъ вамъ; и се, Я съ вами во всѣ дни до скончанія вѣка». Здѣсь конецъ повѣствованію Евангелиста Матѳея о воскресеніи и явленіи Господнемъ.
 
Дорогія братія и сестры! Христосъ, воскресши изъ мертвыхъ, уже не умираетъ: смерть уже не имѣетъ надъ Нимъ власти. Ибо что Онъ умеръ, то умеръ однажды плотію для истребленія грѣха, для искупленія нашего отъ смерти; а что живетъ, то живетъ для Бога. Такъ и вы почитайте себя мертвыми для грѣха, живыми же для Бога, для всякой добродѣтели во Христѣ Іисусѣ, Господѣ нашемъ (Рим. 6, 9-11). «Христосъ воскресъ изъ мертвыхъ, Первенецъ изъ умершихъ. Ибо какъ смерть чрезъ человѣка (Адама), такъ чрезъ человѣка (Богочеловѣка Христа) и воскресеніе мертвыхъ. Какъ въ Адамѣ всѣ умираютъ, такъ во Христѣ всѣ оживутъ» (1 Кор. 15, 20-22).
 
И такъ истина, дѣйствительность будущаго воскресенія нашего изъ мертвыхъ чрезъ воскресеніе Христово изъ мертвыхъ стала очевидною, ясною какъ день, и цѣль нашей земной жизни указана ясно и неопровержимо: мы должны жить для Бога, для добрыхъ дѣлъ, для взаимной любви и умереть для грѣха, т. е. грѣхъ долженъ потерять въ насъ всякую силу, всякую живучесть и дѣйственность; мы должны жить на землѣ для неба, для Бога, для вѣчной жизни, которая столь ясно намъ указана воскресеніемъ Христовымъ; жить только здѣшнею жизнію и для здѣшней скороисчезающей жизни, для плоти и крови — есть мечта, безсмысліе, напрасная трата и времени и силъ, безчисленный вредъ и противленіе Творцу нашему и Богу, указавшему ясно наше назначеніе. Если вы воскресли со Христомъ, то ищите горняго, гдѣ Христосъ сидитъ одесную Бога. О горнемъ помышляйте, а не о земномъ. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христомъ въ Богѣ. Когда же явится Христосъ, жизнь ваша, тогда и вы явитесь съ Нимъ во славѣ (Кол. 3, 1-4). Что послѣ этого для вѣрнаго христіанина земная жизнь? Постоянное приготовленіе къ будущей; непрестанное стремленіе души къ царствію Божію отъ здѣшней суетной жизни, отъ нападающаго на насъ непрестанно грѣха — безпристрастіе къ временнымъ благамъ и пользованіе ими на столько, чтобы онѣ не привязывали къ себѣ нашего сердца и не владѣли имъ: все мнѣ позволительно, говоритъ апостолъ, но ничто не должно обладать мною (1 Кор. 6, 12). Между тѣмъ земная жизнь слагается у насъ такъ, что земныя попеченія и заботы — почти всегда на первомъ планѣ, а это не согласно съ дѣйствительною цѣлью нашей жизни. Ищите прежде царствія Божія и правды его, а это все, т. е. земное, приложится вамъ (Матѳ. 6, 33), дастся какъ бы въ придачу.
 
Что въ первыя христіанскія времена, да и нынѣ, одушевляло и одушевляетъ вѣрныхъ христіанъ въ святой, равноангельной жизни? Увѣренность въ воскресеніи мертвыхъ, въ будущей безконечной жизни и въ воздаяніи каждому по дѣламъ. Что подвизало и укрѣпляло мучениковъ въ твердой рѣшимости — претерпѣвать ради имени Христова безчисленные виды всякихъ мученій и бодро и весело идти на смерть? — Увѣренность въ воскресеніи, въ судѣ и воздаяніи. Они имѣли постоянно въ сердцѣ слова Христовы: въ терпѣніи вашемъ, стяжите души ваша (Лук. 21, 19); и власъ главы вашея не погибнетъ (Лук. 21, 18). Что подвизало и одушевляло святыхъ Отцовъ нашей святой православной Церкви въ подвигахъ молитвы и поста, въ борьбѣ со страстями, въ борьбѣ съ еретиками за православіе нашей вѣры, наприм. за истинное ученіе о Святой Троицѣ и соединеніи двухъ естествъ во Христѣ — Божескаго и Человѣческаго, — о почитаніи святыхъ иконъ? — Твердое убѣжденіе въ спасительности православной вѣры и въ будущемъ воздаяніи. Что одушевляло и умудряло дивныхъ и пресладкихъ пѣснописцевъ нашей св. Церкви въ составленіи такихъ и столь мудрыхъ, — приводящихъ въ восторгъ всякую вѣрующую душу — церковныхъ пѣсней, столь разнообразныхъ по названію и по содержанію? Какая поэзія человѣческая можетъ сравниться съ чудной, небесной, святой поэзіей нашихъ Боговдохновенныхъ пѣснопѣвцевъ? Прислушайтесь хорошенько чуткимъ, сердечнымъ и разумнымъ слухомъ, напримѣръ, къ пасхальнымъ пѣснопѣніямъ, — вообще къ праздничнымъ и воскреснымъ, — да и ко всѣмъ обыденнымъ? Что дышетъ въ нихъ, мудрствуетъ, поетъ, духовно играетъ и торжествуетъ? Живая, ясновидящая вѣра въ воскресеніе и въ будущую жизнь и воздаяніе. Святые жили только тѣломъ на землѣ, а душой и сердцемъ на небесахъ и съ небожителями имѣли живое общеніе, живя однимъ духомъ съ ними, — а по блаженной кончинѣ вступили съ ними въ вѣчно-блаженное общеніе.
 
Братія и сестры, чада воскресенія и братія и чада Христа воскресшаго! Да будетъ радость наша о воскресеніи разумна, глубока, свята и дѣятельна! Да подвизаетъ она и насъ къ любви Воскресшаго, къ святой жизни и къ взаимной любви. Аминь. 
 
Источникъ: Полное собраніе сочиненій настоятеля Кронштадтскаго Андреевскаго собора Протоіерея о. Iоанна Ильича Сергіева. Новыя слова, произнесенныя въ 1902 году. — Изданіе первое, подъ редакціей автора. — Кронштадтъ: Типографія газеты «Котлинъ», 1903. — С 38-42. 

Навигация

Система Orphus