Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Свт. Филаретъ, митр. Московскій († 1867 г.) Слова и рѣчи. Слова и рѣчи, не напечатанныя при жизни проповѣдника. 1806-1808 гг. XXXVIII. 2. Слово въ день Рождества Богородицы [1].

Едино есть на потребу (Лук. 10, 42).

Ничто такъ не обыкновенно въ мірѣ, какъ жалобы на жизнь многопопечительную. Еслибы всѣ воздыханія въ сію минуту изъ сердецъ озабоченныхъ, совокупясь, коснулись ушей нашихъ, какую страшную бурю мы бы услышали! Когда удовлетвореніе вещественныхъ надобностей — пища, одежда, образованіе духа и обязанности общественныя не стóятъ намъ великаго труда, наше воображеніе бываетъ плодовито, дабы родить намъ безпокойства мечтательныя; жажда богатства, славы, наслажденія занимаетъ такъ, что самый праздный имѣетъ столько дѣла, какъ и самый трудолюбивый.

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Слова и поученія, произнесенныя въ 1907-1908 годахъ. Слово на день преславнаго Рождества Пресвятой Богородицы.

Всемірная радость отъ праведныхъ Іоакима и Анны возсія намъ, всепѣтая Дѣва, яже премногія ради чистоты храмъ Божій одушевленный бываетъ, и едина воистину Богородица познавается. (На стиховнѣ стихира, предпразд. служба).

Прежде чѣмъ начать мое убогое слово о рождествѣ Матери Бога-Слова, молю сіе Предвѣчное Слово дать мнѣ разумъ прославить по силамъ моимъ, а вѣрнѣе по благодати Божіей, настоящій великій христіанскій праздникъ, Рождества Пресвятыя Дѣвы Маріи, предназначенной отъ Творца вѣковъ быть Матерью Сына Божія по плоти.

Подробнее...

Архіеп. Ѳеофанъ Прокоповичъ († 1736 г.) Бесѣда о памятованіи смерти.

Что то значитъ разлучиться души съ тѣломъ? что тамъ за міръ? что за образъ жизни будетъ? — Ты еще не испыталъ сего, но тебѣ должно будетъ узнать и испытать все это непремѣнно. Принуждай, сколько можешь, мысль не заниматься ни чѣмъ, кромѣ того, какъ перейти на тотъ свѣтъ, но никогда не постигнешь, куда тебѣ перейти должно; что тамъ за жизнь? какія занятія? какіе предметы! —

Есть весьма примѣчательная повѣсть, яко бы одинъ узникъ услышавши ввечеру, что его въ слѣдующее утро предадутъ смерти, отъ чрезвычайнаго страха сдѣлался совершенно сѣдымъ въ продолженіи ночи. И такой страхъ, повѣрьте, можетъ быть въ человѣкѣ слѣдствіемъ одной природы, безъ малѣйшаго участія со стороны совѣсти. Что же должно случиться при смерти съ худымъ христіаниномъ, который слышалъ о гнѣвѣ, о неумолимомъ правосудіи, о страшномъ судѣ Божіемъ, о лютѣйшихъ и вѣчныхъ мукахъ, когда совѣсть, какъ по списку, станетъ читать всѣ его прежніе поступки, когда представится очамъ его цѣлая жизнь, подобно привидѣніямъ явятся — распутство, невоздержаніе, своеволіе, гордая дерзость, съ которою онъ не уважалъ высшихъ, унижалъ равныхъ, презиралъ низшихъ; безстыдная похотливость, буйная веселость, пьянство, развратныя сообщества, безчестныя совѣщанія, сквернословіе, взгляды, перемигиваніе, скверные замыслы? И вотъ за все сіе онъ уже слышитъ призываніе къ суду, менѣе минуты осталось для приготовленія, смерть у порога, а вслѣдъ за нею Правосудіе Божіе!

Подробнее...

Митр. Арсеній Москвинъ († 1876 г.) Слово въ день памяти преподобныхъ отцевъ Печерскихъ, въ Дальней пещерѣ почивающихъ.

Здѣсь, подъ этимъ благословеннымъ холмомъ, во глубинѣ земли, для шума мірскаго, и суетъ и соблазновъ человѣческихъ недосязаемой, положено рукою праведника, съ молитвою и благословеніемъ св. горы Аѳонскія, первоначальное основаніе того благолѣпно величественнаго и небеси подобящагося зданія, которое мы называемъ нынѣ святою, богоспасаемою и чудотворною Печерскою лаврою. И отсюда мужи правды и святыни, поста и бдѣнія, преподобные Антоній и Ѳеодосій, восходя по степенямъ добродѣтели, и тѣмъ же путемъ ведя за собою свѣтоносныхъ спутниковъ своихъ, вышли наконецъ на поверхность земли, и своимъ свѣтомъ небеснымъ, во мракѣ пещеръ уготованнымъ, озарили и озаряютъ до нынѣ сіе святое мѣсто, и насъ позднихъ пришельцевъ и обитателей онаго. И посмотрите внимательно, сколь оно красно есть, еже очима видѣти, и сколь добро, еже сердцемъ разумѣти (Быт. 3, 6), и духомъ услаждатися. Нѣсть сіе, но домъ Божій, и сія врата небесная!

Подробнее...

Свт. Тихонъ, еп. Воронежскій, Задонскій чудотворецъ († 1783 г.) Слово на новый годъ (1765).

Покайтеся (Матѳ. 4, 17).

Всякъ, надѣюся, слыша предложеніе сіе: покайтеся, — удивляяся, во умѣ своемъ такъ помышляетъ: вотъ что намъ проповѣдникъ сей нынѣ предлагаетъ. Праздникъ нынѣ веселъ и свѣтелъ есть всѣмъ, вси нынѣ другъ друга новымъ годомъ поздравляютъ, а онъ печаль намъ предлагаетъ: покайтеся. Празднуемъ мы въ сей день, во первыхъ, обрѣзаніе по плоти Спаса нашего Іисуса Христа, которое Самъ древле вѣрнымъ Своимъ рабомъ Авраамомъ узаконилъ въ пользу людей своихъ, второе, совершаемъ память и великаго вселенныя свѣтила, Василія Великаго; третіе, начинаемъ новый годъ, годъ 1765-й отъ Рождества Христова. Вси сіи обстоятельства требуютъ веселости, требуютъ поздравленія, а онъ намъ печальную матерію предлагаетъ: покайтеся. Обстоятельства дне праздникъ представляютъ, а онъ намъ налагаетъ постъ: покайтеся. День велитъ веселиться, а онъ намъ совѣтуетъ плакать: покайтеся. Тако, уповаю, всякъ, взирая на мене, и въ себѣ помышляя, на мене негодуя, говоритъ. — Не незнаю и я, возлюбленный слушателю, не незнаю, что три вышереченныя обстоятельства свѣтелъ намъ составляютъ праздникъ, не преминую и я счастію твоему сорадоватися, и новымъ годомъ, а съ новымъ годомъ и счастіемъ новымъ поздравить. Но какъ разсудимъ силу слова сего: покайтеся, то оно очень дню сему сходно намъ покажется; возмемъ только съ помощію Божіею оное себѣ въ разсужденіе, и помыслимъ, какъ кто новый годъ начинаетъ, и тогда подлинно увидимъ истину.

Подробнее...

Свт. Ѳеофанъ Затворникъ († 1894 г.) Слова, сказанныя въ С.-Петербургской Духовной Академіи.

Слово на Новый годъ.

Вотъ и еще прошелъ одинъ годъ, — и на чреду преходящихъ лѣтъ вступаетъ новое лѣто, чтобъ перейти подобно всѣмъ другимъ. Непрестанно прилагается день ко дню, мѣсяцъ къ мѣсяцу, годъ къ году, — и умноженіе времени сокращаетъ время. Непрерывно и быстро течетъ рѣка времени и спѣшитъ къ чертѣ, за которою не будетъ болѣе времени. Но и мы не на берегу сей рѣки стоимъ, чтобъ быть сторонними только зрителями ея теченія. Нѣтъ; но по ней, или вмѣстѣ съ нею и въ ней влечемся и сами тѣмъ же путемъ временныхъ измѣненій къ своему концу. Потому помышленіе о времени не чуждо намъ; оно касается весьма существенной черты въ нашей жизни временной; — и если во всякое время можетъ занимать насъ, то тѣмъ неизбѣжнѣе должно занять нынѣ, когда за тѣмъ и собираемся въ храмы, чтобъ молить Господа Вседержителя объ освященіи и благословеніи новаго лѣта.

Подробнее...

Святитель Григорий Нисский. О Шестодневе, слово защитительное брату Петру

Что ты делаешь, человек Божий, приказывая нам отважиться на недоступное для человека, взяться за такие дела, в которых не только не возможно иметь успех, но за которые и приниматься, по моему понятию, не безукоризненно? Что у великого Моисея, в его любомудренном по божественному вдохновению сказании о миробытии, по первоначально представляющемуся значению написанного, кажется заключающим в себе противоречие, велел ты нам, отыскав в этом некий сообразный с предметом смысл, привести во взаимную связь, доказать, что святое Писание само с собою согласно, и сделать это после того богодухновенного обозрения, какое оставил об этом отец наш, которому все читавшие, поступая, по моему мнению, хорошо и справедливо, дивятся не меньше, как и любомудренному сказанию самого Моисея.

Подробнее...

Преподобный Иустин (Попович). Проповедь в День усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня - малая Великая Пятница, вторая Великая Пятница. Ибо сегодня погублен наибольший из всех рожденных женами - святой Предтеча и Креститель Господень Иоанн. В Великую Пятницу люди Бога убили, Бога распяли. В день сегодняшнего святого великого праздника люди убили наибольшего из людей. Наибольшего - это говорю не я. Чего стоят мои похвалы великому и славному Предтече Господню, которого уста Господни восхвалили более, чем кого-либо из людей, более, чем кого-либо из апостолов, из Ангелов, из пророков, из праведников, из мудрецов. Ибо уста Господни изрекли о нем: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11, 11). Нет большей похвалы во всей вселенной.

Подробнее...

Акафист святому Предтече Господню Иоанну

Кондак 1

Избранный от лет древних быти Предтечею и Крестителем Спасителя мира Христа Бога, Иоанне богохвальне, прославляюще прославльшаго тя Господа, похвальная восписуем ти, яко большему всех рожденных женами, во плоти ангелу, покаяния проповеднику. Ты же, яко имеяй велие дерзновение ко Господу, от всяких бед свобождая и к покаянию воздвизай нас, любовию тебе зовущих: Радуйся, великий Иоанне, Пророче, Предтече и Кре­стителю Господень.

Подробнее...

Святитель Николай Сербский (Велимирович). Неделя четырнадцатая по Пятидесятнице. ЕВАНГЕЛИЕ "О браке царского сына"

Мф., 89 зач., 22:2-14. 

Бог хочет, чтобы человек веровал в него больше, чем в кого бы то ни было и во что бы то ни было в мире.

Но более того: Бог хочет, чтобы человек всею своею любовью был привязан исключительно к Нему и в то же время лучами этой любви привязывался к творениям Божиим, находящимся вокруг.

Сие зовется единством человека с Богом. Сие зовется браком души со Христом. Все другое есть прелюбодеяние и блуд. Лишь подобная тесная связь души со Христом, лучшим образом которой на земле является брак, делает душу богатой и плодоносной.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus