Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Свт. Георгій (Конисскій), архіеп. Могилевскій и Бѣлорусскій († 1795 г.) Слово на Вознесеніе Господне. Иду уготовати мѣсто вамъ. И аще уготовлю мѣсто вамъ, паки пріиду и поиму вы къ себѣ (Іоан. 14, 2-3).

Который царь, слушатели, оставляетъ рабовъ своихъ для того точно, чтобъ, пошедши однолично въ дорогу далекую и претрудную, уготовить для нихъ мѣсто хорошее и, уготовивши, опять возвратиться для поятія ихъ къ себѣ? Цари земстіи чтобъ сіе сдѣлали когда, никакая исторія не освѣдомляетъ насъ. Но Царь неба и земли, Іисусъ Сынъ Божій увѣрилъ о семъ учениковъ Своихъ, часть увѣренія онаго уже выполнилъ, часть же остальную такъ выполнитъ непремѣнно, какъ и выполненное уже не можетъ быть не выполненнымъ. Но пущай милость сія Царя Небеснаго къ рабамъ Своимъ будетъ безпримѣрная; да для чегожь, какъ можемъ подумать, и излишняя? Царю Небесному, имѣющему тмы темъ Ангеловъ — слугъ Своихъ, можно бы, кажется, повелѣть было и все тое совершить, что Онъ Своею особою сдѣлать для учениковъ Своихъ постановилъ. Ангелы суть небесные жители, и какъ бы они тамо, среди зажилыхъ своихъ селеній, мѣста намъ не уготовали, по повелѣнію Господа своего? Но Царь Сей Самъ охотится идти и рабомъ Своимъ служить самолично. Для чего же такъ? Не то ли причиною, что ни Ангелы, ни Архангелы, ни иная какая тварь не могли намъ мѣста на небеси уготовить, но Самому оставалось самолично сіе дѣло Сыну Божію, и гдѣ то мѣсто заготовано для истинныхъ учениковъ Христовыхъ, о томъ послышите въ словѣ семъ.
 

Подробнее...

Свт. Иннокентій (Смирновъ) еп. Пензенскій и Саратовскій († 1819 г.) Слова, говоренныя на праздники церковные. Слово въ день Вознесенія Господня. Говорено 17 Мая 1815 года. Господь же по глаголаніи, вознесеся на небо (Марк. 16, 19).

И такъ нѣтъ нужды оставаться долѣе на землѣ. Вождь и глава наша восшелъ въ горняя; свѣтъ истинный, просвѣщающій землю и весь міръ, взятся, хлѣбь сшедый съ небесе (Іоан. 1, 9), питающій въ жизнь вѣчную, паки на небѣ; надежда и радость наша, наставникъ и другъ, Судія и утѣшитель и спасеніе и жизнь вознесеся; и облакъ скрылъ Его.
 

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Слова, произнесенныя въ 1905 году. Слово на преславное Вознесеніе на небеса Господа нашего Іисуса Христа.

Нисшедшій (съ небесъ Христосъ) Онъ же есть и восшедшій превыше всѣхъ небесъ, дабы наполнить все (Ефес. 4, 10).
 
Онъ поднялся въ глазахъ ихъ, и облако взяло Его изъ вида ихъ. И когда они смотрѣли на небо, во время восхожденія Его, вдругъ предстали имъ два мужа въ бѣлой одеждѣ и сказали: мужи галилейскіе, что вы стоите и смотрите на небо? Сей Іисусъ, вознесшійся отъ васъ на небо, придетъ такимъ же образомъ, какъ вы видѣли Его восходящимъ на небо (Дѣян. 1, 9-11).
 

Подробнее...

Свт. Филаретъ (Вознесенскій), митр. Нью-Іоркскій († 1985 г.) Въ праздникъ Вознесенія Господня.

Какъ часто приходится слышать отъ вѣрующихъ людей о томъ, что грустно разставаться съ Пасхой. Многіе говорятъ, что грустно потому, что Господь былъ съ нами въ эти пасхальные свѣтлые дни, а теперь оставитъ насъ. Да, конечно, отзвучали и окончились торжественные пасхальные дни. Но должно помнить, что одно изъ тѣхъ пѣснопѣній, которое въ особенности часто повторялось въ свѣтлые пасхальные дни: «Воскресеніе Христово видѣвше, поклонимся Святому Господу Іисусу» и сейчасъ только что звучало, на этой всенощной, уже подъ другой праздникъ — праздникъ Вознесенія Господня. Это пѣснопѣніе показываетъ тѣснѣйшую связь между двумя торжествами: между торжествомъ Пасхи и торжествомъ Вознесенія Господня.
 

Подробнее...

Свт. Филаретъ, архіеп. Черниговскій и Нѣжинскій († 1866 г.) Слова и бесѣды на праздники Господни. Слово въ день Вознесенія Господня.

Христосъ на небѣ! Христосъ во славѣ! Какая радость, какое торжество для ангеловъ! Если радовались они нисхожденію Христа на землю; то что было, когда видѣли возвращеніе Его въ славу? Что было, когда зрѣли осужденное человѣческое естество прославленнымъ въ лицѣ Христа Іисуса? Что было, когда видѣли смирившаго Себя до смерти, и смерти крестной, пріявшимъ имя выше всякаго имени, такъ что должно поклоняться предъ Нимъ всякое колѣно небесныхъ, земныхъ и преисподнихъ?
 

Подробнее...

Прав. Алексій (Мечевъ) Московскій († 1923 г.) Слово въ недѣлю о слѣпомъ. И мимоидый Іисусъ видѣ человѣка, слѣпа отъ рождества (Іоан. 9, 1).

Такъ начинается нынѣ Евангеліе, повѣствуя о чудѣ исцѣленія Господомъ слѣпорожденнаго. Конечно, не одинъ этотъ несчастный былъ на пути Господа: въ это время при недостаткѣ призрѣнія и убѣжищъ страждущіе и недужные разнаго рода обыкновенно собирались на площадяхъ, при дорогахъ, у дверей храма, гдѣ больше сходилось народа и гдѣ больше могли встрѣтить участія и помощи. Но изъ всѣхъ этихъ несчастныхъ слѣпецъ отъ рожденія остановилъ на себѣ вниманіе и милосердіе Господа и притомъ въ день субботній, праздникъ, когда для него было допущено нарушеніе законнаго покоя. Затѣмъ замѣчателенъ самый способъ совершенія чуда: Господь, смѣшавши плюновенье съ грязью и помазавши глаза, велитъ слѣпцу идти въ чтимый колодезь, называемый Силоамскимъ. Еще не открылись очи, а ободренный слѣпецъ чувствуетъ проснувшіяся силы, движеніе, трудъ. 
 

Подробнее...

Прав. Іоаннъ Кронштадтскій († 1908 г.) Слово въ недѣлю о слѣпомъ.

Сегодня, возлюбленные братія, читано было Евангеліе отъ Іоанна о исцѣленіи Іисусомъ Христомъ слѣпаго отъ рожденія: вы слышали эту божественную повѣсть. Господь, Свѣтъ міра, совершилъ это великое чудо такъ: плюнувъ на землю, Онъ сдѣлалъ бреніе изъ плюновенія, т. е. растворъ земли съ влагою, и помазалъ бреніемъ глаза слѣпому, сказавъ: пойди, умойся въ купальнѣ Силоамъ (что значитъ: посланный). Онъ пошелъ и умылся, и пришелъ зрячимъ (Іоан. 9, 6-7). Но, что еще важнѣе, этотъ слѣпецъ прозрѣлъ и душевными, не только тѣлесными очами. Онъ увѣровалъ въ Іисуса Христа, какъ Сына Божія и Спасителя міра, къ посрамленію всѣхъ мудрыхъ и разумныхъ между іудеями, не вѣровавшихъ въ Господа при всемъ множествѣ чудесъ Его, явно свидѣтельствовавшихъ о его Божественномъ всемогуществѣ. Это обстоятельство, т. е. невѣріе ученыхъ и знатныхъ евреевъ въ Іисуса Христа, какъ въ Богочеловѣка, подаетъ мнѣ поводъ побесѣдовать съ вами кратко о слѣпотѣ душевной, которая гораздо опаснѣе и болѣе достойна сожалѣнія, а иногда и слезъ, чѣмъ слѣпота тѣлесная.
 

Подробнее...

Свт. Мелитонъ, еп. Сардійскій († 177 г.) Рѣчь которую держалъ онъ предъ императоромъ Антониномъ, чтобы научить его познанію Бога и показать ему путь истины.

Памятники древней христианской письменности. Сочинения древних христианских апологетов: Ермий, Мелитон, Минуций Феликс. М., 1866И онъ началъ говорить такъ: Не легко обратить скоро на правый путь такого человѣка, который долгое время прежде находился въ заблужденіи. Однакожъ это возможно. Ибо если человѣкъ хотя немного отвращается отъ заблужденія, свидѣтельство истины становится удобопріемлемо для него. Какъ съ разсѣяніемъ мрака, тотчасъ проясняется небо, такъ бываетъ и съ человѣкомъ, если онъ обращается къ Богу: скоро снимается съ его лица облако заблужденія, которое препятствовало правильному его зрѣнію. Заблужденіе же, какъ страсть и какъ сонъ, долгое время владѣетъ тѣми, которые ему подверглись. 
 

Подробнее...

Дионисий Ареопагит Сочинения. О Церковной иерархии.

Символы Божьих священников – словом единообразным
Ты как один и единый раскрыл блеск единого света.
 
Сопресвитеру Тимофею пресвитер Дионисий
О ЦЕРКОВНОЙ ИЕРАРХИИ
 
ГЛАВА 1.
 
Каково предание о церковной иерархии и какова ее цель.
 
1. Что наша иерархия, о священнейший из священных сынов, есть осуществление боговдохновенного, божественного и боготворящего 990 знания, действия и совершенства, нам надлежит показать из премирных и священнейших Речений тем, кто иерархическими мистериями и преданиями 991 усовершенствован в священном тайноводстве. Но смотри, как бы не сделать святая святых предметом насмешек 992; окружи благоговением и почти свойственное сокрытому Богу умственными, невидимыми познаниями, сохраняя его непричастным и неприкосновенным для непосвященных, сообщая же – приличествующим священному образом, с помощью священных осияний – одним лишь священным 993 из священных. Ведь Богословие передало нам, своим последователям, что и сам Иисус, богоначальнейший и сверхсущественный ум 994, [569] начало, сущность и богоначальнейшая сила всей иерархии, ее освящения и богодействия, более явно и более постигаемо для ума блистает блаженным и лучшим нас сущностям и, по мере их силы 995, уподобляет их собственному свету. А благодаря нашей любви к добру, устремляемой нами к Нему и нас к Нему устремляющей, Он делает совместимыми 996 наши многие противоречия 997 и, доведя нас до единовидных и божественных жизни, состояния и энергии, дарует нам приличествующую священному силу божественного священства, благодаря каковой, достигая святой энергии священства, мы становимся ближе к находящимся над нами сущностям, уподобляясь по мере сил их неподвижному и неизменному священному Основанию. И таким образом, воззрев на блаженное и богоначальное сияние Иисуса и священно, насколько возможно узреть, Его увидев, и просветившись от зрелища знанием 998, таинственным опытом освящаемые и освящающие, мы можем стать световидными и богодействующими, совершенными и совершенствующими.
 

Подробнее...

Праведный Николай Кавасила. Слово второе. Какое содействие оказывает жизни во Христе Божественное крещение

Что священная жизнь образуется священными таинствами, это показано в предыдущем, а теперь посмотри, как каждое из таинств вводит в сию жизнь. Ибо жизнь во Христе есть самое соединение со Христом, а каким образом каждое таинство принимающих его соединяет со Христом, о том и будем говорить.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus