Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Филон и зарождение Александрийских экзегетических принципов аллегоризма

В патристический период принято выделять две основные экзегетические школы – александрийскую и антиохийскую. По способам толкования Священного Писания они расходятся в начальный период своего становления. В Александрии уже ко времени учеников апостольских приобретает популярность и получает широкое распространение аллегорический метод толкования Священного Писания. «Аллегория... есть иносказание, в котором вообще между тем, что говорится и тем, что разумеется под сказанным, не существует необходимой связи, и эта последняя устанавливается лишь самим аллегористом».[1] Аллегорический метод – один из основных методов толкования Священного Писания, наряду с историко-филологическим (буквально-историческим) и типологическим (феорическим). Прибегая к аллегории, толкователь предлагает рассматривать библейские лица и события в качестве образов, символизирующих собой либо философские и богословские идеи, либо законы духовной жизни и понятия из нравственной сферы. Соответственно, различают философскую, богословскую, духовную и нравственную аллегорию. Философская аллегория более характерна для Филона Александрийского и Оригена, в то время как у подвижников христианской Церкви большей популярностью пользовалась богословская и нравственная аллегория.[2]

Проследим историческую канву формирования Александрийских экзегетических принципов аллегоризма.

Подробнее...

Этика как фундамент религии в системе Канта

Кант считал основой религии опыт нравственного обязательства. В этом случае постулировалось существование особой религиозной сферы, которая не конкурирует с областью науки. Такая попытка оправдать религиозную веру с помощью нравственного и религиозного опыта получила дальнейшее развитие в XIX веке и внесли свой вклад в становление протестантского либерализма.

Подробнее...

Структура книги Премудрости Соломона. Экзегетический анализ.

Книга «Премудрости» – это поэма, которая местами перемежается прозаическими вставками. Автор тщательно продумывал ее конструкцию и форму, не отходя от библейского стиля, оставаться эллином по культуре. Его язык, утративший еврейский лаконизм, специалисты признают «почти классическим». Она содержит 19 глав. В первой части книги показывается роль Премудрости в жизни человека и сравнивается участь праведников и нечестивых (1-5). 

Подробнее...

Петр I и Православная Церковь

XVIII век открыл новую страницу истории Русской Церкви. В России, воспринявшей от Византии теорию «симфонии двух властей», Церковь никогда не была совершенно свободной от государства, однако не зависела от него в своем устройстве. Каким образом Российская Церковь, столь влиятельная, выражаясь светским языком, организация, проникающая практически во все сферы общественной, культурной, экономической и политической жизни страны, так быстро сдала свои позиции и подчинилась государству? Что стало отправной точкой столь кардинального изменения былой «симфонии Церкви и государства»? Становление империи и учреждение Святейшего Синода – два неразрывно связанных процесса в нашей истории. А падение самодержавия в 1917 году совпадает с моментом избавления от «плена» Русской Церкви. Ведь именно в имперско-синодальном периоде следует искать причины и истоки трагедии нашей Церкви в тяжелые годы гонений в ХХ веке.[1] 

Подробнее...

Монастырь - цевница духовная

Монастыри – как леса земли. Они дают кислород душе. Выруби, вытопчи, благоустрой асфальтовыми дорожками – и планета умрет, задохнувшись в собственных испарениях. Монастыри нужно беречь, как реликтовые леса. Если они станут объектом туристической культуры, подобно пляжу и гостинице, то могут погибнуть.  Поэтому актуальность круглого стола, прошедшего 8–9 августа 2017 года в Воскресенском Новодевичьем женском монастыре Санкт-Петербурга сложно переоценить. Уникальна и своевременна и тема этого монашеского форума «Особенности устроения монашеской жизни в городских монастырях». Не секрет, что центром духовной жизни человека является Богослужение, поэтому работа круглого стола предварялась литургией в Казанском соборе, которую возглавил епископ Борисовский и Марьингорский Вениамин. Его Преосвященству сослужили епископ Бузулукский и Сорочинский Алексий, епископ Юрьевский Арсений, викарий Новгородской епархии, духовенство монастыря. За богослужением молились: митрополит Святогорский Арсений, наместник Святогорской Успенской лавры, викарий Донецкой епархии Украинской Православной Церкви; настоятельница Воскресенского Новодевичьего монастыря игумения София (Силина) с сестрами, секретарь Комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по организации жизни монастырей и монашества; настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря  Москвы игумения Викторина (Перминова), член Коллегии Синодального отдела по монастырям и монашеству; игумены и игумении монастырей Русской Православной Церкви и Поместных Церквей – участники круглого стола.

Подробнее...

Антоний Сурожский: толкование заповедей блаженств и Нагорной проповеди Христа.

Святой евангелист Матфей стремится показать жизнь Иисуса как исполнение мессианских пророчеств. Для него и для его аудитории большую роль играет принадлежность Господа к мессианскому роду Давидову (титул «Сын Давидов»). Многие моменты евангельской истории сопоставляются с пророчествами. Обетованный Мессия есть как бы второй Моисей, установитель Нового Завета, сменяющего Ветхий. Подобно Моисею, Христос постится 40 дней, Он возвещает новые заповеди на горе (5:1). Нагорная проповедь Иисуса Христа во многом построена как развитие Закона Моисеева и окончательное его восполнение (с отменой некоторых старых установлений). 

Подробнее...

Характеристика ветхозаветных апокрифов междузаветного периода

Что же представляют собой ветхозаветные апокрифы в целом? Это книги, дополняющие и объясняющие библейское повествование, раскрывающие тайны Священного Писания. События, оставшиеся «за кадром» известной Священной Истории, предстают в них как бы увиденными глазами древних патриархов и выдающихся библейских персонажей. Этот своеобразный стилистический прием придавал большую значимость и весомость изложенным в апокрифах идеям, представлявшим определенную ценность в глазах их неизвестных авторов. К числу важнейших памятников подобного рода относятся представленные в данном издании «Книга Еноха», «Книга Юбилеев», «Заветы двенадцати патриархов», «Псалмы Соломона» и др. 

Подробнее...

Характеристика гностицизма западноевропейскими исследователями 19 – 20 веков

Теологическая система гностицизма представляет собой внешне сложную (ведь в ее составе переплетаются этические, религиозные, мистические и социальные тематики) и внутренне стройную (это комплексная богословская структура освящается, вероятно, некоей единой интуитивной идеей; к сожалению, нынешние исследователи не могут согласованно и последовательно ее вывести) конструкцию мысли, повлиявшей в некотором смысле на христианскую кафолическую традицию. Интересно, что вместе с историческим развитием изменением христианского кафолического направления в частности и западноевропейской культуры в целом изменяется и облик типичного представителя античного «гностицизма» в представлениях и оценках носителей этой культуры. То есть «гностик» свят. Иринея совершенно не сходен с «гностиком» Бультмана или Гарнака. Теперь очень трудно понять личности руководителей «гностицизма», их духовные устремления и исходный, первоначальный смысл их писаний. В нашем распоряжении только тексты, совмещающие в себе разнородные идеи. Сопоставление теологических трактатов «гностицизма» с похожими античными литературными памятниками дает ощутить духовную и социокультурную атмосферу тех лет, удостовериться в исторической естественности «гностицизма», но не продвинет в процедуре понимания основных мыслей «гностицизма». К сожалению, в современном научном сообществе метод литературной аналитики в отношении к текстам является единственным и наилучшим. В такой ситуации следует опираться на святоотеческую толковательную традицию и частично использовать контекстуальные свидетельства памятников античной духовной культуры. В качестве типичных примеров специфического изображения гностицизма можно привести мнения современных 20 веку исследователей этого религиозно-философского направления.

Подробнее...

Исагогико-экзегетический анализ книги Екклесиаста

Екклисиаст: название книги.
 
Еврейское название книги «Кохэлет» было переведено семьюдесятью толковниками на греческий язык словом Έκκλησιαστής, а латинский язык перенял греческий вариант – ecclesiastes. Это наименование книги по всей вероятности было дано самим автором, потому что Книга надписывается так: Слова Екклесиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме. (1:1) Весьма ясно, кого автор обозначил словом. Он назвал им сына Давидова, царя в Иерусалиме. Теперь спрашивается: какое значение этого слова? И в каком отношении к этому нему Соломон?
 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus