Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Житие сщмч. Димитрия Воскресенского пресвитера (1938)

Даты: 22 мая
 
Протоиерей Димитрий Воскресенский родился 7 сентября 1869 года в селе Урусово Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне Мордовской Республики) в семье священника Василия Воскресенского.
 
В 1875 году, когда Димитрию было 6 лет, при родах умерла его мать - супруга отца Василия. Сам отец Василий в 1907 году причащал больного тифом крестьянина и заразившись умер, как исповедник.
 

Подробнее...

Житие мч. Вукашина (1943) (Серб.)

Даты: 19 мая
 
Жестокие страдания выпали на долю православных сербов в период Второй мировой войны. Ещё в 1918 году, казалось, забрезжило солнце на небосклоне вновь образовавшегося Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев, впоследствии переименованного в Югославию. Благодаря поражению в Первой мировой войне германцев и их союзников, стало возможным воссоединение сербского народа. На равных правах в новой стране сосуществовали православие, католичество и мусульманство, причем, большинство населения были православными. Однако, не всех устраивало такое положение дел. Западу был необходим полный контроль над вновь созданным государством, для этого надо было бить по главному – религии, то есть всё население обратить в католичество. А несогласных.… Ну, что делали в таких случаях с несогласными, мы знаем из истории крестовых походов. И не спонтанно, а закономерно в 20-х годах зарождается хорватское движение усташей. С самого начала эта организация создавалась для проведения политики геноцида и в последствие всё больше принимала фашистские черты.
 

Подробнее...

Житие сщмч. Николая Тохтуева диакона (1943 г.)

Даты: 17 мая
 
Священномученик Николай родился 9 мая 1903 года в заводе Бымовский Осинского уезда Пермской губернии в крестьянской семье. Род Тохтуевых происходил от крещеных татар, которые поселились здесь в первой половине ХVIII века; это были потомственные кузнецы, отличавшиеся в своем деле большим мастерством. Прадед Николая Тохтуева, Осип Антипович, мог исправить такую поломку, которую в то время никто из бымовских кузнецов исправить не мог. Но, как среди многих мастеровых, в их среде тогда был широко распространен грех винопития. Погрешал этим и дед Николая, Николай Осипович; до пятидесяти лет это был прекрасный кузнец и добропорядочный человек, но, поработившись страсти, он подорвал свое здоровье и вскоре умер. Видя с детства, к чему приводит человека грех пьянства, отец Николая, Василий Николаевич, дал Богу обет не пить ни капли ничего хмельного – и выдержал его в течение всей своей долгой жизни.
 

Подробнее...

Cвященномученик протоиерей Михаил Чельцов. Воспоминания смертника о пережитом.

Предисловие

Одним из главных эпизодов страшных гонений, обрушившихся на Церковь после установления в стране безбожной власти был открытый суд в 1922 году над петроградским митрополитом сщмч. Вениамином и группой духовенства и мирян, в число которых входил автор публикуемых воспоминаний прот. Михаил Павлович Чельцов. Также приговоренный к расстрелу, он тогда был помилован и мученический венец получил позднее – был убит в ночь на Рождество 1931 года.

Подробнее...

А. Мазырин. Вопрос о взаимоотношениях священномученика митрополита Петра (Полянского) с «правой» церковной оппозицией и митрополитом Сергием (Страгородским)

Вопрос о взаимоотношениях священномученика митрополита Петра с «правой» оппозицией, с одной стороны, и с митрополитом Сергием, с другой, представляется принципиально важным. Вступивший в соответствии с завещанием святого Патриарха Тихона в апреле 1925 года в исполнение обязанностей Патриаршего Местоблюстителя, святитель Петр был признан в этом качестве всей полнотой Русской Православной Церкви1. 

Подробнее...

Житие новомученицы Анны Шашкиной (1940 г.)

Даты: 11 мая
 
Мученица Анна родилась 13 февраля 1888 года в деревне Пигаскино Пошехонского уезда Ярославской губернии в семье крестьянина Василия Шашкина. Окончив сельскую школу, Анна жила вместе с родителями и со временем намеревалась поступить в монастырь. Она часто ездила в Павло‐Обнорский монастырь, находившийся в Вологодской губернии, к его настоятелю архимандриту Никону (Чулкову), к которому за советом и молитвенной помощью обращались тогда многие ищущие спасения; среди них было много женщин и девиц, и отец Никон впоследствии основал из них монашескую общину в селе Захарово, которая из‐за начавшихся гонений на Церковь существовала сначала под видом сельскохозяйственной артели, а потом коммуны. Как раньше Павло‐Обнорский монастырь, так теперь, после его закрытия безбожниками, монашескую общину в Захарове стали посещать верующие, встречаясь здесь с архимандритом Никоном.
 

Подробнее...

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. А.С. Хомяков и древнецерковные полемисты.

Богословские сочинения А.С. Хомякова, знаменитый второй том полного собрания его сочинений [1], распадается на две весьма неравные части: первая заключает в себе "опыт катехизического учения о Церкви", вторая - целый ряд полемических статей против западных вероисповеданий, статей, написанных по разным поводам то в виде обширных трактатов, то в виде кратких писем. Обе эти части богословских сочинений Хомякова так тесно, органически тесно связаны между собою, что совершенно немыслимо их разделить. Положительное учение о Церкви у него постоянно переходит в полемику, постоянно чувствуется и в положительном учении полемическая тенденция; с другой стороны, все полемические трактаты всецело основаны на учении о Церкви.

Подробнее...

Священномученик Иларион (Троицкий) Покаяние в Церкви и покаяние в католичестве

Есть ли в истории христианской Церкви более печальный факт, чем отпадение от вселенской Церкви Рима? Отпадение это произошло тогда, когда уже поблекла церковная богословская мысль, когда зашли за горизонт земной жизни великие светила христианского богословия. Церковные писатели, современные или близкие по времени к отпадению Рима, оказались мало способны оценить это отпадение во всей его принципиальной жизненной глубине. Когда читаешь полемические произведения против латинян, принадлежащие Перу греческих писателей XI и XII веков, например, патриарха Михаила Керуллария, Иоанна, митрополита Клавдиопольского, а также писания и древнерусских авторов, неуклонно следующих своим греческим образцам, – например, “Слово о вере хрестьянской и латиньской” преподобного Феодосия Печерского, “Стязание с Латиною” митрополита Георгия, сочинения митрополита Никифора, статью греческого происхождения, но потом обрусевшую, “о фрязех и прочих латинех”, – когда все это читаешь, невольно замечаешь, что во всей этой полемике вовсе нет указаний на какое-либо существенное отличие католической жизни от жизни церковной. Писатели церковные говорят о католичестве резко, но говорят о мелочах; они стремятся лишь к тому, чтобы побольше набрать всевозможных обвинений против латинян; количество обвинений, по-видимому, им дороже, чем их качество и тяжесть. Притом злоупотребления отдельных лиц постоянно ставятся в упрек всему католичеству.

Подробнее...

Преподобномученица Матрона (Алексеева) из деревни Замятино под Осугой.

Ещё одна святая страница Осугской земли, пока не до конца разгаданная. Прмч. Матрона Алексеева и сщмч. Владмир Мощанский  имеют непосредственное отношение к православной жизни в округе близ Богородице-Рождественской церкви в деревне Рогачёво, которая в 2016 году начнёт возрождаться в виде деревянного храма недалеко от того места, где располагалась до разрушения.
 

Подробнее...

Свщмч. Іоаннъ Восторговъ († 1918 г.) Вѣчное торжество правды [1].

Христосъ Воскресе!
 
Да, Онъ воскресъ на радость ученикамъ и міру, Онъ воскресъ, несмотря на злобу враговъ, уже торжествовавшихъ надъ Нимъ побѣду, несмотря на охрану римской стражи, несмотря на тьму охватившей Его гробъ ночи! Смерть не удержала въ своихъ объятіяхъ Начальника жизни, адъ встрѣтилъ въ Немъ своего Разрушителя.
 

Подробнее...

Свщмч. Іоаннъ Восторговъ († 1918 г.) «Христосъ Воскресе!» [1].

Воистину, эта ночь пасхальная — свѣтозарная ночь свѣтоноснаго дня, какъ поется сегодня въ церкви! Воистину, нынѣ вся исполнишася свѣта; небо и земля, и пресподняя; все освѣщено, все осмыслено, ибо воистину воскресе Христосъ. По большей части, безсознательна или полусознательна радость христіанъ въ этотъ день, если смотрѣть на нее и оцѣнивать съ точки зрѣнія глубочайшихъ и міровыхъ запросовъ, мірового значенія. Но тѣмъ болѣе это обстоятельство подтверждаетъ величіе и дѣйствительность дарованнаго намъ блага Христова Воскресенія.
 

Подробнее...

Свщмч. Іоаннъ Восторговъ († 1918 г.) Тайна причащенія [1]. Сіе творите въ Мое воспоминіе (Лук. 22, 19).

Стоимъ мы нынѣ предъ тайною изъ тайнъ, воспоминая великій день Великаго Четверга, — тотъ день, когда установлено было таинство святого причащенія. Воистину, это — тайна, къ которой и ангелы съ трепетомъ приникнути желаютъ, но къ которой всякое грубое прикосновеніе испытующаго и изслѣдующаго ума является оскорбленіемъ святыни. Такъ именно и случилось съ евреями, когда предъ ними впервые Іисусъ Христосъ провозгласилъ Свое слово о тайнѣ причащенія. Оно не вмѣстилось въ грубый разумъ, какъ не вмѣстится океанъ въ сосудъ, сдѣланный руками человѣка; оно казалось кощунствомъ и хулою на Бога; оно объявлено было даже безуміемъ. И какъ навѣки вѣрно слово Христово: «Духъ есть, иже животворитъ, плоть же не пользуетъ ни мало!»
 

Подробнее...

Священномученик протоиерей Иоанн Восторгов (память 23 августа по старому стилю)

Священномученик протоиерей Иоанн Иоаннович Восторгов родился 20 января 1864 года в станице Новоалександровской Ставропольской губернии, в семье священника Иоанна. Отец его рано скончался.
 

Подробнее...

Свщмч. Владиміръ, митр. Кіевскій († 1918 г.) Слово при вступленіи въ послѣднюю седьмицу Св. Четыредесятницы.

Не оченъ давно Вюрцбургскій профессоръ Рентгеймъ сдѣлалъ, какъ обыкновенно говорятъ, случайно одно очень замѣчательное и важное открытіе. Онъ нашелъ, что есть такіе лучи свѣта, которые хотя для нашихъ глазъ и недоступны, однакожъ обнаруживаютъ необычайное свойство проникать внутрь предметовъ. Именно, подвергая тѣ или другія тѣла дѣйствію этихъ лучей, можно видѣть, что въ нихъ заключается.
 

Подробнее...

Церковные события 1922-1923 годов и роль в них владыки Иллариона (Троицкого)

Период, когда владыка Илларион вновь появился в Москве, грозил новыми бедами Русской Церкви и всему русскому народу. Летом 1921 года начался страшный голод. От небывалой засухи погибли посевы в Поволжье. Голод охватил Приуралье, Сибирь, Крым, часть Украины. От голода страдали в Азербайджане и Киргизии. Вместе с голодом пришли болезни: тиф, малярия, холера. Толпы беженцев заполнили города. Обессилевшие люди падали и умирали прямо на улицах, площадях и железнодорожных станциях. Разные источники называют цифру от 20 до 40 миллионов голодающих. Тем временем власти продолжали осуществлять экспорт хлеба за границу. Повсюду вспыхивали голодные бунты, которые подавлялись с беспощадностью. Картина была поистине апокалиптическая. Первыми на борьбу с народной бедой поднялись представители общественности. Возник и начал действовать общественный Всероссийский комитет помощи голодающим, среди руководителей которого было немало деятелей запрещенной кадетской партии, которых впоследствии арестовали.

Подробнее...

Свщмч. Іоаннъ Восторговъ († 1918 г.) Единеніе съ Церковію — путь спасенія. Поученіе въ день Пятидесятницы.

Изъ глубины вѣковъ слышатся намъ слова древняго пророка, объятаго Духомъ Святымъ: Духъ Господень на мнѣ! (Ис. 61, 1). И нынѣ, по слову церковнаго пѣснопѣнія, празднуя Пятидесятницу, мы празднуемъ и Духа пришествіе, — пришествіе Его, всеосвящающаго, не на однихъ только святыхъ учениковъ Христовыхъ, но и на всѣхъ вѣрующихъ.
 

Подробнее...

Свщмч. Іоаннъ Восторговъ († 1918 г.) Православные народы во всемірной исторіи [1].

Мы переживаемъ годъ знаменательныхъ воспоминаній. Ардаганъ, Карсъ, Баязетъ, Эрзерумъ, Плевна, Шипка, Адріанополь, Софія и Санъ-Стефано — это только особо выдающіяся и памятныя имена, говорящія объ исключительно блестящихъ страницахъ изъ исторіи минувшей четверть вѣка назадъ славной русско-турецкой войны.
 

Подробнее...

Свщмуч. Сильвестръ (Ольшевскій), архіеп. Омскій († 1920 г.) Пастырь молитвенникъ. Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вамъ слово Божіе; ихъ же взирающе на скончаніе жительства, подражайте вѣрѣ ихъ (Евр. 13, 7).

Кто на Руси не слышалъ имени протоіерея отца Іоанна Кронштадтскаго? Кому неизвѣстно о той благодатной помощи, которая изобильно по его молитвѣ подаваема была множеству больныхъ, скорбныхъ и угнетенныхъ? Кто не слыхалъ о той широкой благотворительной дѣятельности о. Іоанна, при которой онъ ежегодно употреблялъ на дѣла милосердія многія сотни тысячъ рублей? Въ разныхъ городахъ нашего отечества, гдѣ ни появлялся о. Іоаннъ, вездѣ невѣдомо откуда возникали тысячи народа, жаждавшаго взглянуть на него и получить его благословеніе. Знали о. Іоанна не только въ Россіи, но и въ чужихъ государствахъ. Трудно указать въ нашей исторіи другую личность, которую такъ знали бы, къ которой такъ не равнодушны были бы отъ низшихъ до высшихъ сословій, и которая имѣла бы такое великое значеніе для своихъ современниковъ. Скончался о. Іоаннъ, и о немъ вмѣстѣ съ Монархомъ плачетъ весь народъ православно-русскій.
 

Подробнее...

Свщмч. Григорій, еп. Шлиссельбургскій († 1937 г.) Слово при нареченіи во епископа [1].

Обычай установилъ, что призываемый на епископское служеніе при своемъ нареченіи произноситъ слово. Вы, Ваше Святѣйшество, изъявили желаніе, чтобы этотъ обычай былъ соблюденъ и при моемъ нареченіи, хотя обстановка его интимна, а у меня нѣтъ словъ. И въ моей мысли, и въ моемъ настроеніи, и на моемъ языкѣ одно слово — слово молчанія, и одни звуки — звуки церковной пѣсни глубочайшаго молчанія.
 

Подробнее...

Свщмч. Серафимъ, еп. Дмитровскій († 1937 г.) [Слово въ день Воздвиженія честнаго и животворящаго Креста Господня.] (14 сентября 1921 г. Литургія, Дмитровъ)

Св. апостолъ Павелъ въ Посланіи къ Галатамъ говоритъ: «А я не желаю хвалиться, развѣ только Крестомъ Господа нашего Іисуса Христа, которымъ для меня міръ распятъ и я міру».
 

Подробнее...

Свщмч. Анатолій, митр. Одесскій († 1938 г.) Слово въ честь и память св. Отца нашего Іоанна Златоуста [1]. Въ память вѣчную будетъ праведникъ (Псал. CXI, 6).

Труды Киевской Духовной Академии. Киев, 1907 г. Том 3Сегодня по всей православной церкви отъ края ея и до края прославляется одно имя, — имя великаго Учителя и Святителя Христова св. Іоанна Златоуста. Все полно имъ. Всѣ стремятся такъ или иначе выразить свою любовь и благоговѣніе къ славному пастырю Христова стада. Радуется нынѣ церковь константинопольская, на престолѣ которой нѣкогда сіялъ сей великій свѣтильникъ, торжествуетъ и церковь антіохійская, ибо въ нѣдрахъ ея онъ возросъ и укрѣпился, празднуетъ и церковь россійская, столь усердно во всѣ вѣка своего бытія назидавшаяся его твореніями. Что же случилось, что даетъ поводъ къ такому торжественному празднованію памяти св. Іоанна Златоуста? А то, что ежегодное воспоминаніе блаженной кончины его и переселенія изъ земной юдоли въ вѣчную безсмертную славу на небесахъ нынѣ усугубляется тѣмъ обстоятельствомъ, что въ текущемъ году, въ праздникъ Воздвиженія Креста Господня, исполнилось 1500 лѣтъ со времени этой кончины великаго Святителя.
 

Подробнее...

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.) Сатанинская природа бунта.

— Ко дню Русской Скорби. —
 
Въ нынѣшнемъ 1974 году — 4/17 іюля, исполняется уже 56 лѣтъ со дня звѣрскаго убіенія ночью въ подвалѣ Ипатьевскаго дома въ Екатеринбургѣ Россійской Царственной Семьи, вмѣстѣ съ преданными Ей до гроба, вѣрными своему долгу и совѣсти людьми, пожелавшими добровольно раздѣлить Ея участь.
 
Страшное злодѣяніе, почти безпримѣрное въ исторіи, по своей крайней несправедливости и лютой жестокости!
 
Но гдѣ коренныя причины его?
 
Хотя задумано оно было и совершено не русскими людьми, а врагами Христа-Спасителя и ненавистниками православнаго русскаго народа, однако, и весь русскій народъ несетъ страшную отвѣтственность за это жуткое преступленіе, поскольку русскіе люди безумно поддались клеветническимъ навѣтамъ и злобной душерастлѣвающей пропагандѣ исконныхъ враговъ своего Господа и Спасителя, и не приняли достаточно-рѣшительныхъ мѣръ противодѣйствія тому злу, которое такъ стремительно стало разливаться по всей русской землѣ.
 

Подробнее...

Трагедия в губернском городе

Материал о событиях Февральской революции 1917 года в Тверской губернии был опубликован в «Ржевском вестнике» (№6 от 8 февраля).  В этой публикации было упомянуто, что  одной из первых жертв этой «бескровной» революции стал Тверской губернатор Николай Георгиевич фон Бюнтинг. 
 

Подробнее...

Свщмч. Иларіонъ, архіеп. Верейскій († 1929 г.) Рѣчь предъ благодарственнымъ молебствіемъ по случаю обновленія академическаго храма [1].

Когда іудеи возвратились изъ плѣна Вавилонскаго, на печальныхъ развалинахъ опустошеннаго Іерусалима, на священныхъ развалинахъ разграбленнаго славнаго храма Соломонова начали они созидать новый храмъ Господу Богу. Этотъ новый храмъ не могъ сравниться въ великолѣпіи съ погибшимъ созданіемъ великаго царя. Были тогда старцы, которые помнили еще красоту Соломонова храма. Смотрѣли они на новый храмъ, вспомнили прежній и... громко заплакали старцы. Возсталъ тогда Аггей пророкъ и утѣшалъ несчастныхъ сыновъ Израиля. Чѣмъ же, какими словами утѣшалъ пророкъ Божій слезы плачущихъ старцевъ? Онъ говорилъ: Велія будетъ слава храма сего послѣдняя паче первыя (Агг. 2, 10).
 

Подробнее...

Житие прмч. Иоасафа Шахова (+1938)

Преподобномученик Иоасаф родился в 1870 году в селе Ильинском Ярославского уезда Ярославской губернии в семье крестьянина Ивана Шахова и в крещении наречен был Николаем. Окончив церковноприходскую школу, он решил выбрать путь жизни воина Христова и в 1896 году пришел в Николо-Пешношский монастырь Московской губернии и 30 мая 1898 года был зачислен в число братии.

Подробнее...

Свщмч. Гермогенъ, еп. Тобольскій († 1918 г.) Рѣчь при нареченіи во епископа Вольскаго, викарія Саратовской епархіи.

Ваше святѣйшество, богомудрые архипастыри, святители Божіи!
 
Вашимъ святѣйшимъ соборомъ я недостойный предъизбранъ нынѣ къ принятію чрезъ Ваше священное рукоположеніе великаго, святѣйшаго и страшнаго жребія святительскаго. — Но окаяненъ азъ есмь человѣкъ (Ис. 6, 5)!... Какъ предстану я страшному престолу пренебеснаго освященія, какъ дерзну преклонить мою недостойную главу подъ Христово Евангеліе, какъ пріиму я изъ рукъ святителей благодатное возложеніе; какъ дерзну, наконецъ, отверзти мою грѣшную и худую душу къ живоносному и вседаровитому, но и страшному, дыханію и наитію пребожественнаго Духа Всесвятаго?!... Въ страхѣ и трепетѣ, съ нравственно-мучительной тревогой взираю я на дебелость и грубость души моей и несоотвѣтствіе ея ангеловозвышенному служенію святительскому; но вмѣстѣ съ тѣмъ, всегда послушный Промыслу Божію и власти, я не могу противиться волѣ Божіей, о мнѣ изреченной въ совѣтѣ и рѣшеніи архипастырей, и державному повелѣнію Благочестивѣйшаго Монарха, поэтому всецѣло и безпрекословно покоряюсь тому, «якоже изволися Духу Святому и Вамъ», святѣйшіе архипастыри. Камо бо пойду отъ Духа Твоего, Господи, и отъ Лица Твоего камо бѣжу... Яко се удаляющіе себе отъ Тебе погибнутъ, потребилъ еси всякаго отступающаго отъ Тебе. Мнѣ же прилѣплятися Богови благо есть, полагати на Господа упованіе мое, возвѣстити ми вся хвалы Твоя во вратѣхъ дщери Сіони (Псал. 72, 27-28).
 

Подробнее...

Свщмч. Григорій, еп. Шлиссельбургскій († 1937 г.) Слово о молитвѣ.

Для живой христіанской души естественна устремленность къ Богу. Устремленность къ Богу находитъ свое выраженіе прежде всего въ молитвѣ къ Богу. Молитва есть обращеніе къ Богу, бесѣда съ Богомъ. Слѣдовательно, для ищущаго естественно обратиться къ искомому, для любящаго — отдаться любимому.
 

Подробнее...

Свщмч. Григорій, еп. Шлиссельбургскій († 1937 г.) Слово на Крестопоклонную Недѣлю.

Вотъ, братія мои, опять передъ нами Крестъ и опять въ нашемъ сознаніи воспоминанія о страданіяхъ Христа. Такъ будетъ продолжаться нѣсколько недѣль. Воспоминанія эти будутъ все усиливаться до тѣхъ поръ, пока не достигнутъ наивысшаго напряженія. Похоронные напѣвы будутъ все нарастать въ нашемъ сознаніи до того момента, когда въ своемъ воспоминаніи мы дойдемъ до смерти Бога. Тогда Церковь скажетъ намъ: «Молчи». Это будетъ въ Великую Субботу. Церковь скажетъ: «Да молчитъ всякая плоть человѣка».
 

Подробнее...

Свщмч. Философъ Орнатскій († 1918 г.) Слово о Крестѣ въ недѣлю Крестопоклонную.

Кресте Христовъ, христіанъ упованіе заблудшихъ наставниче, обуреваемыхъ пристанище, во бранѣхъ побѣда, вселенныя утвержденіе, недужныхъ врачу, мертвыхъ воскресеніе, помилуй насъ.
 
Вникните, братія мои, въ слова этой церковной пѣсни, изображающей силу и славу Креста Христова и перенеситесь мыслію въ дохристіанское время, и вы увидите — какая великая и дивная перемѣна произошла въ отношеніи ко кресту, послѣ распятія на немъ Сына Божія.
 

Подробнее...

Житие прмц. Дарии Зайцевой (1938)

Даты: 14 марта
 
Преподобномученица Дария родилась в 1870 году в селе Богослово Рязанского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Петра Зайцева. Когда Дарье исполнилось девятнадцать лет, она поступила послушницей в Борисоглебский Аносин монастырь Звенигородского уезда Московской губернии. В 1928 году обитель была закрыта, и она переехала в село Холмы Истринского района Московской области, где в то время жило много монахинь из закрытых советской властью монастырей. В селе Холмы она поселилась в сторожке при Знаменской церкви и помогала в храме; в 1934 году Дарья Петровна была избрана старостой храма.
 

Подробнее...

Житие прмц. Анны Макандиной (1938)

Даты: 14 марта
 
Преподобномученица Анна родилась 5 ноября 1892 года в селе Константиново Александровского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина Алексея Макандина. Анна окончила сельскую школу; в 1914 году она поступила послушницей в Алексеевский монастырь в Москве, располагавшийся на Верхней Красносельской улице. В обители она исполняла послушание на кухне. В 1924 году монастырь был безбожной властью закрыт, и послушница Анна поселилась вместе с монахинями монастыря на квартире, где они в своей жизни сохраняли монашеские правила и устав, зарабатывая на пропитание шитьем одеял.
 

Подробнее...

Житие прмцц. Ольги Жильцовой, Евдокии Архиповой и мч. Василия Архипова

Дата: 14 марта
 
Преподобномученица Евдокия родилась в 1886 году в селе Горетово Луховицкого уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Сергея Архипова. В 1902 году она поступила послушницей в старинный Казанский монастырь в городе Рязани, где в то время было более трехсот пятидесяти насельниц. В 1909 году она была облечена в рясофор. В 1919 году обитель была закрыта безбожниками, и Евдокия вернулась домой и стала жить с родителями и племянниками в селе Горетове. В 1935 году она была избрана церковной старостой. В это время председатель сельсовета уведомил верующих, что они должны отремонтировать храм, иначе он будет закрыт. В 1936 году в доме старосты состоялось собрание членов церковного совета, на котором было решено собрать средства на ремонт храма, и Евдокия всем, кто приходил в храм купить свечи или взять просфоры, стала говорить, что нужно собрать денег, чтобы отремонтировать храм. Люди давали кто сколько мог, сообщали другим, и так понемногу собралась сумма в четыре тысячи рублей – и храм был отремонтирован.
 

Подробнее...

Свщмч. Іоаннъ Восторговъ († 1918 г.) Вѣчность [1].

Въ началѣхъ Ты, Господи, землю основалъ еси, и дѣла руку Твоею суть небеса. Та погибнутъ, Ты же пребываеши, и вся яко риза обветшаютъ, и яко одежду свіеши я, и измѣнятся. Ты же Той же еси, и лѣта Твоя не оскудѣютъ.
 
Этими словами псалма Давидова начинается апостольское чтеніе нынѣшняго дня: рѣдкое и необычное начало апостольскаго слова! Недоумѣніе вызываетъ и то, что именно въ нынѣшній день предлагается чтеніе это нашему чувству и вниманію. А какія величественныя слова! Какая глубина мысли и красота образа!
 

Подробнее...

Свщмч. Григорій, еп. Шлиссельбургскій († 1937 г.) Слово во 2-ю недѣлю Великаго поста.

Братія! Вы знаете, что Церковь своими службами воспитываетъ насъ какъ заботливая мать. Ими она назидаетъ, руководитъ, поддерживаетъ насъ.
 
Прошло только двѣ недѣли поста, а ужъ заботливая мать спрашиваетъ: не ослабли ли дѣти? Надо ихъ поддержать. Какъ опытный воспитатель въ поддержку воспитанника и его ревности приводитъ ему примѣры великихъ людей, такъ и Церковь въ своей сегодняшней службѣ выставляетъ намъ величавый образъ церковнаго свѣтильника — архіепископа Григорія Паламы, Ѳессалоникійскаго чудотворца.
 

Подробнее...

Священномученик Андрей (Ясенев)

На иконе Егорьевских новомучеников первым среди прочих святых изображен священномученик Андрей. Изображение его предстоящим было написано не случайно. Его первенство обусловлено тем, что он был благочинным Егорьевского округа, то есть старшим священником.

Подробнее...

Свщмч. Іоаннъ Восторговъ († 1918 г.) Православіе — вѣра подвижническая.

Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде. Еженедельное издание, с прибавлениями. 1916. Первое полугодие. СПб., 1916Во дни святого и Великаго поста Церковь какъ бы съ особеннымъ удареніемъ и настойчивостью указываетъ сынамъ своимъ на отличительное свойство святого Православія, какъ вѣры по преимуществу аскетической. Заключая и какъ бы увѣнчивая первую седмицу поста днемъ торжества Православія, Церковь не ограничивается только извѣстнымъ историческимъ воспоминаніемъ Собора 842 г., давшаго и поводъ и повелѣніе для установленія этого торжества: во второе воскресенье св. Церковь указываетъ на монашество въ лицѣ святого Григорія Паламы, какъ на примѣръ подвига, въ третье воскресенье — на святой Крестъ, какъ основаніе, смыслъ и освященіе подвига, въ слѣдующіе воскресные дни на величайшихъ подвижниковъ Іоанна Лѣствичника, Марію Египетскую, пока не приведетъ насъ къ поклоненію подвигамъ и страстямъ Самого Подвигоположника Христа.
 

Подробнее...

Последователь и... критик Льва Толстого

Личность Льва Толстого привлекает и будет привлекать. А в тени глыбы, «матерого человечища» нет-нет да и будут возникать личности пусть и меньшего масштаба, но созидающие ту самую «глыбу». Один из них, чуть не канувший в безвестность, не подлежавший ранней реабилитации 50-х годов нынешнего столетия и вынесенный на поверхность бурной лавиной окончательной реабилитации 90-х годов, на волне полной демократизации нашей жизни, тверской философ и богослов Михаил Александрович Новоселов. Конечно же, не терпится рассказать о том, что связывало Михаила Александровича со знаменитым писателем – властителем душ многих поколений, но потерпите – надо же покопаться в корнях предков нашего героя.Начнем с деда – Григория Алексеевича Новоселова, имевшего приход в церкви Петра и Павла, красивейшего своими взгорьями и долинами места на вышневолоцкой земле – Заборовья. Дед со стороны матери Михаил Васильевич Зашигранский служил священником в Тверской губернии. Скорее всего, приход его был в нынешнем Спировском районе. На эту мысль наводит факт рождения Михаила Александровича – село Бабье. Женщины и теперь уезжают рожать под маменькино крыло, а тогда, в середине XIX века, это было правилом без исключений.
 

Подробнее...

Рассказ о священномученике Василии Московском на приходе блаженной Ксении Петербуржской

19 февраля Церковь почтила память священномученика Василия Московского (Надеждина). В этот день прихожане нашего храма узнали об этом святом. Его  внучка Лариса Павловна, трогательно и с большой любовью рассказала нашим прихожанам о своем дедушке, о его семье, претерпевший в годы гонений большие испытания, но не потерявшей человечности. Его рассказ никого не оставил равнодушным. Особенно всех тронули строки из письма жене, которое она получила 19 февраля 1930 года в день кончины о. Василия. "...как сладко мне было быть священником! Да простит мне Господь мои слабости и грехи по вашим святым молитвам! Благодарю тебя за твою музыку, за музыку души твоей, которую я услышал. Прости, родная! Мир тебе. Люблю тебя навсегда, вечно..."

Подробнее...

России черный год

…Русская Православная Церковь в те февральские дни как будто хранила молчание. Этим её иногда пытаются попрекнуть.

Один собеседник сказал мне: «А может быть, Церковь ждала явного изъявления Вышней Воли?»…

Подробнее...

С твердым духом

В 2007 г. мы отмечали два юбилея двух страшных событий – 90-летие Октябрьского переворота и 70-летие начала самых беспощадных гонений на Русскую православную церковь. По данным правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий, в 1937 г. было арестовано 136900 православных священнослужителей, из них расстреляно 85300; в 1938 г. арестовано 28300, расстреляно 21500; в 1939 г. арестовано 1500, расстреляно 900; в 1940 г. арестовано 5100, расстреляно 1100; в 1941 г. арестовано 4000, расстреляно 1900.
 

Подробнее...

Преподобномученик Иннокентий (Беда) (память 24 декабря по старому стилю)

Преподобномученик Иннокентий (Беда) родился в 1881 году в селе Мойсенцы Золотоношского уезда Полтавской губернии в крестьянской семье. Образование получил дома. Поступил в монастырь. В 1908 году был пострижен в монашество и рукоположен в сан иеродиакона, затем иеромонаха. С началом Первой мировой войны иеромонах Иннокентий переехал в Тверь, где и познакомился с епископом Старицким, викарием Тверской епархии, Петром (Зверевым) и стал его келейником. В Твери отец Иннокентий жил до ареста епископа в 1923 году, после чего он уехал на родину в Полтавскую область. После возвращения из ссылки в Москву епископа Петра отец Иннокентий приехал к нему, а по назначении того на кафедру в Воронеж поехал вместе с ним. Был возведен в сан архимандрита.

Подробнее...

Новомученица Елисавета Крымова

Му­че­ни­ца Ели­за­ве­та ро­ди­лась в 1877 го­ду в го­ро­де Сер­пу­хо­ве Мос­ков­ской гу­бер­нии в се­мье ра­бо­че­го Ни­ко­лая Кры­мо­ва. Се­мья бы­ла бед­ная. Отец вско­ре умер, мать, ра­бо­тая прач­кой, не мог­ла про­кор­мить де­тей, по­это­му вы­нуж­де­на бы­ла от­дать Ели­за­ве­ту в при­ют.
 

Подробнее...

О почитании новомучеников и исповедников Церкви Русской в Московской епархии

27 января 2017 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, выступил с докладом «О почитании новомучеников и исповедников Церкви Русской в Московской епархии» на конференции «Воспитание почитания памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской: учебно-методические пособия для образовательных программ и просветительных проектов», которая прошла в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений «1917-2017: уроки столетия».
 

Подробнее...

Преподобномученица Арсения, игуменья Шуйская (память 10 января по старому стилю)

Преподобномученица Арсения, игуменья Шуйская (в миру Анна Гавриловна Добронравова) родилась в 1879 году в селе Шегарском Юрьев-Польского уезда Владимирской губернии в семье священника. По окончании епархиального училища Анна поступила учительницей в детский приют при Шуйском Воскресенско-Феодоровском монастыре. В её обязанности входило обучать девочек грамоте и рукоделию. В этом же монастыре она приняла монашеский постриг с именем Арсения. После кончины прежней игумении сестры избрали в 1915 году в игумении монахиню Арсению.

Подробнее...

Священномученик Михаил (Твердовский)

Священномученик Михаил (Твердовский). С. Загородье, Вышневолоцкий уезд (Максатихинский район).
 

Подробнее...

Священномученик протоиерей Михаил Чельцов. Христианское миросозерцание. Христианство и жизнь.

Христианство

Христианство - религия Христа

 

Христианство - это религия, открытая, возвещённая нам Господом Иисусом Христом. От Него, как своего основоположника, она носит и наименование свое. В этом отношении она до некоторой степени уподобляется другим современным известным религиям - магометанству и буддизму. И эти от своих основателей получили свои названия - от Магомета и Будды из рода Сакья-Муни. Но ни Магомет, ни Будда почти совершенно не вошли в содержание ими основанных религий. Магометанство и буддизм никакою стороною своего учения не призывают верующих почитать Магомета и Будду за какие-либо сверхчувственные существа, тем более не ставят спасения в безусловную зависимость от признания Магомета или Будды за каких-либо сверхчеловеков. Поэтому можно быть самым правоверным магометанином и искренним буддистом и ничего не знать о жизни и деятельности Магомета и Будды.

Христианство - вера во Христа как Сына Божия

Подробнее...

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. Воплощение и Церковь.

"Тайно родился еси в вертепе, но небо Тя всем проповеда, якоже уста, звезду предлагая, Спасе", - поет Святая Церковь в навечерие Христова Рождества. Великая тайна благочестия: Бог явился во плоти - была именно тайной. О рождении Бога на земле проповедовали небеса, но эта проповедь была величественной и молчаливой, потому что устами небес была звезда. То событие, которое теперь празднует весь христианский мир, оно прошло в свое время почти совсем незамеченным. Разве знал греко-римский мир, разве чувствовал даже мир иудейский, что где-то в пещере, в Вифлееме Само Божество, воплотившись, соединилось "неслитно и нераздельно, неизменно и неразлучно" с естеством человеческим? Да и скоро ли обратило человечество свое внимание на величайшее событие в своей истории? Прошли не годы, а столетия до того времени, когда высокие умы стали богословствовать о воплощении и о его значении для человечества.

Подробнее...

Священномученик Иоанн (Троянский), епископ Великолукский и Торопецкий (память 22 августа по старому стилю)

Священномученик Иоанн (в миру Иван Ефимович Троянский) родился 10 ноября 1862 года в селе Ново-Клинском Воронежской губернии в семье священника. Окончил Тамбовскую Духовную семинарию, 10 сентября 1884 года был рукоположен в сан священника.

Подробнее...

Скорбный путь жен новомучеников и исповедников Российских

Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь.
(Пс. 33:20) 
Проидохом скозе огнь и воду, и извел еси ны в покой.
(Пс. 65:12) 
 
   Жены новомучеников и исповедников Российских прошли горький и скорбный путь. Высокий подвиг несли они посреди безбожного мира, воспитывая детей, терпя лишения, притеснения властей, голод и нищету. 
   Совершая свой крестный путь, подчас унывая и скорбя, они не малодушествовали, но находили в себе силы молиться и славословить Бога. Как выжили они? Как оставались верными Христу? Об этом наша статья. 
 

Подробнее...

Новомученик Михаил Новоселов, 8 (21) января.

Михаил родился в 1864 году в селе Бабье Домославской волости Вышневолоцкого уезда Тверской губернии в семье Александра Григорьевича и Капитолины Михайловны Новосело­вых. Род Новоселовых известен с ХVII века, родоначальником священнического рода Новоселовых стал священник села Покровское-Березовец Кашинского уезда Афанасий Степанов. С ХVIII столетия его дети стали называться Новоселовыми по имени села, в котором они служили священниками. Прадед муче­ника Михаила, священник Алексий Новоселов, окончил Твер­скую Духовную семинарию и служил в храме в селе Посонское Вышневолоцкого уезда. Дед, священник Григорий Новоселов, также окончил Тверскую Духовную семинарию и служил в храме погоста Заборовье Вышневолоцкого уезда.

Подробнее...

Священномученик Аркадий, епископ Лубенский, викарий Полтавский

Священномученик Аркадий, епископ Лубенский, викарий Полтавский (в миру Остальский Аркадий Иосифович) родился в апреле 1888 года в селе Яковицы Житомирской губернии в семье священника Иосифа Остальского. Впоследствии родители будущего Святителя переехали в Житомир, куда перевели служить отца Иосифа. Кроме Аркадия в семье были ещё двое детей: сын и дочь, которая умерла в возрасте трёх лет. После окончания Волынской Духовной Семинарии, с сентября 1911 года отец Аркадий служил священником соборного храма в городе Старо-Константинов, затем настоятелем Никольской единоверческой церкви в городе Полтава. Во время войны он - полковой священник. Являясь с 1917 по 1922 годы настоятелем храма в Житомире, отец Аркадий при храме же организовал Православное Братство. Его пламенные проповеди привлекали множество народа, а Братство в тяжкие годы гражданской войны осуществляло практическую помощь бедным и больным, тут обучали детей, хоронили умерших, занимались благотворительностью. Отец Аркадий поимённо помнил всех больных, которых опекало Братство, и, бывало, не раз спрашивал, кто дежурит сегодня у такой-то, кто понесёт такой-то обед.

Подробнее...

Священномученик Петр Крутицкий.От рождения до принятия священного сана

Священномученик Петр (в миру – Петр Федорович Полянский) родился 28 июня 1862 года в селе Сторожевом Коротоякского уезда Воронежской губернии в благочестивой семье приходского священника[1]. Во святом крещении он был наречен именем святого апостола Петра, - и в будущем ему суждено было стать воистину камнем Церкви Российской.

В семье отца Феодора и матушки Галины, которая была родственницей Киевского митрополита[2], было три сына и две дочери; Петр был младшим[3]. Старший брат – Василий – стал священником, как и отец, и, в бытность митрополита Петра Местоблюстителем, являлся уже митрофорным протоиереем, настоятелем московского древнего храма «Николы, что в столпах». Второй брат – Александр – служил до революции государственным чиновником в Петербурге. Сестры вышли замуж и жили в Москве.[4]

Подробнее...

Неопалимовское кладбище: Из былого в грядущее

Добраться сюда из центра Твери достаточно легко. От Речного вокзала по старому Тверецкому мосту рукой подать до Пожарной площади, направо – купола Свято-Екатерининского монастыря. Миновав его ограду и пройдя по улице Кропоткина, за одноэтажными домами обязательно обратишь внимание на обширный пустырь с возвышенностью, утопающей в густых зарослях сирени. Идиллическая картина сдобрена ароматами июльского разнотравья. Сразу и не поймешь, что под ногами – могилы людей. Несколько вросших в землю обломков старинных надгробий и кое-где еще заметные металлические оградки напоминают нам о некрополе, хранящем прах многих поколений тверитян.

Подробнее...

Рассказ о новомученике Василии Московском

24 декабря в детском центре «Зернышки» Лариса Павловна Надежде рассказывала о своём дедушке священомученике Василии Московском (Надеждине). 

Подробнее...

Последние годы жизни архиепископа Иллариона (Троицкого)

Оказавшись в ссылке на Соловках, исповедник Православия сохранил свой жизнерадостный, общительный, неунывающий характер; он скрашивал тяготы соузников непоколебимым благодушием, веселостью, остроумием. Работая на рыболовных топях вместе с другими епископами и священниками, архиепископ Илларион шутил, перефразируя стихиру Троице: «Вся подает Дух Святый: прежде рыбари богословцы показа, а теперь наоборот – богословцы рабари показа». «Соловки, - говорил он, - это замечательная школа – не стяжания, кротости, смирения, воздержания, терпения и трудолюбия». В лагере все полюбили его: не только собратья по священству, интеллигенция, дворяне, офицеры, невинно сосланные крестьяне, но и соловецкая шпана. Часами он разговаривал с отпетым уголовником, и тот после такого разговора исполнялся особым уважением к нему. Под его началом на Соловках заработала «артель Троицкого». По воспоминаниям одного из соузников, артель была и настоящей духовной школой.[1] Нравственный облик заточенного в Соловецком лагере святителя в наибольшей мере раскрыт в книге протопресвитера Михаила Польского, который пишет: «Он останется в памяти у всех, кто встречался с ним. За годы совместного заключения являемся свидетелями его полного монашеского не стяжания, глубокой простоты, подлинного смирения, детской кротости... Он просто отдавал все, что имел, что у него просили. Своими вещами он не интересовался. Поэтому кто-то из милосердия должен был все-таки следить за его чемоданом. И такой послушник находился у него и в Соловках... Он всегда весел и если даже озабочен и обеспокоен, то быстро попытается прикрыть это все той же веселостью. Он на все смотрит духовными очами, и все служит ему на пользу духа». И далее: «Благодушие его простиралось на самую Советскую власть, и на нее он мог смотреть незлобивыми очами.

Подробнее...

Великая княгиня Елизавета Федоровна

Вера-устремляет душу к небесной ее родине

Святая преподобномученица Великая княгиня Елизавета Федоровна была вторым ребенком в семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери королевы английской Виктории.Домашние звали ее Элла. Ее душевный мир слагался в кругу согретой взаимной любовью семьи. Мать Эллы умерла, когда девочке было 12 лет, она заронила в юное сердце зерна чистой веры, глубокого сострадания к плачущим, страдающим, обремененным. На всю жизнь в памяти Эллы остались воспоминания посещения больниц, приютов, домов инвалидов.

Подробнее...

Священномученик Илия (Бенеманский) (память 18 декабря по старому стилю)

Священномученик Илия родился 14 декабря 1883 года в Твери в семье священника Ильи Бенеманского. В 1905 году он окончил Тверскую Духовную семинарию и был направлен служить в армию. Год он служил при армейской церкви псаломщиком, около полутора лет - дьяконом, а в 1908 году был рукоположен сан священника и направлен в 13-й гренадерский полк. В 1916 году он отправился на фронт с Волынским полком и здесь пробыл до крушения монархии и развала армии. В 1917 году о. Илья вернулся на родину и стал служить в храме во имя святого благоверного князя Александра Невского при станции Тверь, где среди прихожан было много рабочих депо и железнодорожников.

Подробнее...

Архипастырская деятельность священномученика Серафима (Чичагова)

Господь вел отца Серафима Своими «неисследимыми путями» - ему было уготовано новое церковное служение, которое в ХХ веке являлось, может быть, самым ответственным и скорбным.

28 апреля 1905 г. архимандрит Серафим был поставлен во епископа Сухумского. Хиротонию совершил митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский;†1918 г.) вместе с епископом Дмитровским Трифоном (Туркестановым; †1921 г.) в Успенском соборе Московского Кремля.[1]

Подробнее...

Священномученик Серафим (Чичагов). Житие преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Серафимо-Дивеевский монастырь, 1903.

Батюшка о. Серафим поступил в Саровскую пустынь в 1778-м году, 20-го ноября, накануне Введения Пресвятой Богородицы во храм и поручен был в послушание старцу иеромонаху Иосифу.

Родиной его был губернский город Курск, где отец его, Исидор Мошнин, имел кирпичные заводы и занимался в качестве подрядчика постройкой каменных зданий, церквей и домов. Исидор Мошнин слыл за чрезвычайно честного человека, усердного к храмам Божиим и богатого, именитого купца. За десять лет до смерти своей он взялся построить в Курске новый храм во имя преподобного Сергия, по плану знаменитого архитектора Растрелли. Впоследствии, в 1833 году, этот храм сделан был кафедральным собором. В 1752-м году состоялась закладка храма, и, когда нижняя церковь, с престолом во имя преподобного Сергия, была готова в 1762-м году, благочестивый строитель, отец великого старца Серафима, основателя Дивеевского монастыря, скончался. Передав всё состояние своё доброй и умной жене Агафии, он поручил ей довести дело построения храма до конца. Мать о. Серафима была ещё благочестивее и милостивее отца: она много помогала бедным, в особенности сиротам и неимущим невестам.

Подробнее...

Священномученик митрополит Серафим (Чичагов). Служение на ниве Господней в священном сане

«Образ буди верным словом, житием,
любовию, духом, верою, чистотою».
(1 Тим. 4, 12.)

Период томительных житейских ожиданий и вдохновенных молитвенных размышлений, в течение которого Л. М. Чичагов готовился к принятию священнического сана, подошел к своему логическому завершению. 26 февраля 1893 г. в Московском Синодальном храме Двунадесяти апостолов состоялась хиротония Леонида Михайловича в сан диакона, а через два дня – во священника.[1]

Нелегким было вхождение отца Леонида в незнакомую жизнь духовного сословия.

Приписанный к церкви Двунадесяти апостолов, священник Леонид Чичагов сразу же энергично принялся за восстановление этого храма. По предложению отца Леонида, утвержденному Его Императорским Величеством Самодержцем Всероссийским, Синодальная Ризница была перемещена в помещение Мироварной палаты, и было разрешено произвести ремонт в церкви святого апостола Филиппа.[2]

Подробнее...

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. Прогресс и преображение

Сто лет назад догорал костер европейского пожара, и тогда начала существовать Московская духовная академия. Зарево нового, еще более ужасного, европейского пожара освещает ее столетний юбилей. Против кого воевала наша Россия тогда, сто лет назад? Против Франции, против "просвещенной" передовой Франции. Тогда нашим врагом была страна, только что пережившая век Просвещения, Вольтера, революцию, страна, провозгласившая великие принципы свободы, равенства и братства и изобретшая гильотину для проведения в жизнь этих высоких принципов. Теперь мы воюем с Германией. Но не Германия ли за последнее время идет во главе европейской культуры и прогресса? Несомненно, она. По пути прогресса она бесспорно далеко опередила всех. Русский человек в Германии невольно изумляется тому, как много можно сделать для удобства жизни земной. В сознании невольно мелькает мысль: "Как далеко мы отстали!" Я сам испытал это, проезжая Германию от Торна до Кельна и Аахена. "Во всем, касающемся земного устроения, Германия занимает первое место, играет роль школы цивилизации, ей принадлежит сейчас культурная гегемония, ибо вся современная фабрично-капиталистическая и научно-идеалистическая культура до известной степени "made in Germany", носит на себе печать германского духа" [1].

Подробнее...

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. О жизни в Церкви и о жизни церковной

По поводу письма преосвященного епископа Андрея к пастырям Уфимской епархии

В предыдущей, июнь-июльской, книжке "Христианин" (с.400-407) перепечатано из "Уфимских епархиальных ведомостей" (№11. С.458-470) "Письмо к пастырям Уфимской епархии" преосвященного епископа Андрея [1]. "Борьба с сектантством может быть только искреннею, без умалчиваний" - так озаглавлено это письмо. Часть письма была напечатана в начале июня и в "Биржевых ведомостях". В этом письме преосвященный автор говорит о миссии среди сектантов и вообще о нашей церковной жизни, между прочим касаясь моей книжки "Христианства нет без Церкви", книжки, напечатанной Издательским советом при Святейшем Синоде. Еще в начале 1911 года в "Христианине" была напечатана моя статья "Христианство и Церковь" (Т.1. С.61-85,282-306). Упомянутая книжка, обратившая на себя внимание преосвященного епископа Андрея, представляет лишь переработку именно этой статьи. "Я, - пишет преосвященный Андрей, - конечно, безусловно разделяю все догматические мысли отца Илариона". Для меня вполне достаточно, так как сущность своего трактата я и усматриваю в тех богословских мыслях, какие в нем раскрыты. Значит, в главном мы с преосвященным Андреем согласны. 

Подробнее...

В память последнего настоятеля

У поклонного Креста, на месте разрушенного Казанского храма в д. Рудница, по инициативе протоиерея Валентина Сергиенко, настоятеля Покровской церкви в Итомле, была отслужена панихида в память последнего настоятеля храма.
 

Подробнее...

Магистерская диссертация Илариона (Троицкого) “Очерки из истории догмата о Церкви”

Предварительные сведения о научном сочинении

“Хотя ректор и считал кандидатскую работу готовой для напечатания, -  пишет один из исследователей, - сам автор предъявлял к себе гораздо более высокие требования... Свою диссертацию он называет скромнее - “Очерки из истории догмата о Церкви”. Он не мог успокоится, пока не отшлифовал до конца свой труд, который стал самым крупным бриллиантом в венце русской богословской мысли”[1].

“История раскрытия самосознания Церкви в первые пять веков ее существования, в связи с еретическими мнениями тех времен, - такой подзаголовок можно было бы поставить к этой замечательной книге”, - пишет митрополит Владимир (Сабодан)[2].

Подробнее...

Свойства Церкви в богословии Илариона (Троицкого)

Свойства Церкви

Каждое из свойств Церкви перечисленное в Никео-Цареградском символе веры единство, святость, соборность и апостольство привлекает внимание владыки Илариона. Наибольшее внимание рассмотрению свойств Церкви уделяется в магистерской диссертации святителя. Его оппонент на магистерском диспуте проф. М.Д. Муретов ставит даже в вину автору повышенное внимание к истории полемики о свойствах Церкви[1]. Однако, почтенный профессор отмечает, что в магистерском сочинении отграничивается совершенно определенное поле работы в почти необъятной области экклезиологии через исследование полемики против тех движений и расколов, которые прямо затрагивали вопросы о частных, названных в Символе, предикатах Церкви - апостоличности, единства, святости и частью - кафоличности, по связи с единством[2].

Подробнее...

Священномученик Илларион (Троицкий) и его богословие

Экклезиологическая тема  – доминирующий мотив

Мысль о Церкви и постоянное ощущение трепетным сердцем глубин бытия ее запечатлевали личность владыки Иллариона как бы всецелой и всепоглощающей «экклезиологичностью». Эта главная и сущностная черта личности преосвященного страстотерпца рельефно обнаруживается в одной из самых первых его публикаций - лекции «О церковности духовной школы», которую, несомненно, можно считать своего рода «программой» всей его последующей жизни и творчества. Тогда еще молодой (26 лет) преподаватель Московской Духовной Академии Владимир Троицкий, обращаясь к студентам, сказал: «Всякая деятельность в основе своей имеет дарование Духа, а по своему обнаружению и по целям она должна быть церковным служением. Ради причастия к церковному Телу даются человеку дарования, и только тогда он и он сам может сказать о себе и другие подумают о нем, что употребляет их согласно с их назначением, когда обращает он их на служение Церкви.

Подробнее...

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. Христианства нет без Церкви.

Верую во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

Так в девятом члене Символа веры исповедует каждый православный христианин свою веру в великую истину Церкви.

Подробнее...

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. Религия и политика.

1. "Кризис, всколыхнувший всю русскую жизнь до самого дна, не мог, естественно, не коснуться одной из сторон не только русской, но и вообще человеческой жизни, и религиозный вопрос все чаще ставится перед нынешним поколением не в догматической, а чисто практической форме: каково должно быть отношение общественного движения к религии и обратно. Может быть, самым характерным отличием современной русской революции от французской 1789 года является отсутствие того антирелигиозного течения, которое замечалось тогда: большинство политических деятелей игнорируют религию вовсе, но нет, кажется, ни одного, который поставил бы себе задачей истребить ее, и напротив, есть целая группа, которая пытается установить прямую связь христианской религии с политическим и социалистическим движением. Это терпимое отношение к религии тем более замечательно, что официальные представители господствующей Церкви заявили себя в большинстве такими угодливыми слугами властей предержащих, так безропотно поддавались вмешательству их в дела веры и допустили такую бесцеремонную эксплуатацию религии в интересах старого порядка, что психологически была бы понятна даже слепая вражда к самой религии из-за ее недостойных представителей".

Подробнее...

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. Постное и пост. Страничка из истории церковной дисциплины

С самого начала своего исторического существования христианская Церковь знала пост. Пост Церковь новозаветная усвоила еще из Ветхого Завета. Но внешняя практика поста и суждения о его внутреннем смысле в христианской Церкви значительно изменились в сравнении с Ветхим Заветом. Еврей понимал пост в смысле полного воздержания от пищи с утра до вечера, и этот пост рассматривался прежде всего как жертва. Так судит о посте еврейский Талмуд, который в уста постящегося вкладывает такую приблизительно молитву: "Вот, Боже, я пощусь, у меня оскудевает плоть моя, у меня жир исчезает. Приими это как бы сжигаемое пред Тобою на жертвеннике". Пост, полное воздержание от пищи, понижает интенсивность физической стороны человека, и еврей рассматривает пост как некоторую замену, некоторую компенсацию человеческой жертвы. В жертву приносится не весь человек, а только как бы часть его, потому что понижается его физическая жизнь.

Подробнее...

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. Христианство и социализм. На современные темы.

Люди клянутся высшим (Евр.6:16). Эта истина остается всегда и всюду неизменной. Какая-либо одна или какой-нибудь ряд истин для человека всегда составляют "высшее", и это высшее - авторитет для человека, на него он ссылается, им он клянется. Но не для всех людей одни и те же истины - "большее"; иногда "высшее" и совсем ложно; человек, однако, все же клянется и этой призрачной истиной как авторитетом. Мерки, с которыми люди подходят к явлениям окружающей жизни, весьма разнообразны. Каждый избирает тот авторитет, который кажется ему лучшим, а потому и можно признать положение: скажи мне, каковы твои авторитеты, и я скажу, что ты за человек.

Подробнее...

Новомученики, в земле Белорусской просиявшие (23 священномученика Минских) (память 15 октября по старому стилю)

Преподобномученик Серафим (в миру Романович Шахмуть), архимандрит († 1945 г.). Родился в 1901 году в деревне Подлесье Ляховичского уезда в многодетной семье крестьян-бедняков. С детства Романа влекло к Церкви: в то время, как все играли в обычные игры, он часто из палочек делал крестики, надевал в качеств епитрахили передник и начинал "править службу".

Подробнее...

Не пошел против Бога

Почти у каждого в семье хранятся истории прежних поколений. У многих это рассказы старших о Великой Отечественной войне, у кого-то «семейная память» охватывает и более давние времена. И порой именно из историй той или иной конкретной семьи становятся известны подробности истории села, храма, спасенной или уже навсегда утраченной святыни.
 

Подробнее...

Жизнь и деятельность Л. М. Чичагова в миру (до принятия священства)

 «Ты, Боже, создал нас со стремлением
к Себе, и беспокойно сердце наше,
пока не успокоится в Тебе»
Блаженный Августин[1]

Жизненный путь Высокопреосвященного митрополита Серафима – в миру Леонида Михайловича Чичагова – был необычным и поучительным.

Святитель Серафим родился 9 января 1856 года в Санкт-Петербурге в семье полковника артиллерии Михаила Никифоровича Чичагова и его супруги Марии Николаевны.[2] Их семья принадлежала к одному из знаменитых дворянских родов, привнесших немало замечательных страниц в анналы российской истории.[3] Его прадедом был адмирал В. Я. Чичагов (1726 – 1809 гг.) – один из первых исследователей Ледовитого океана, а дед – морской министр, участник Отечественной войны 1812 года П. В. Чичагов (1767 – 1849 гг.).[4]

Подробнее...

Блаженный Гавриил Бежецкий

Блаженный Гавриил Иоаннович Рыженков, или Сапожилов, похоронен на старом городском кладбище справа от кладбищенского храма (ныне Спасский кафедральный собор). На надгробной плите сохранилась надпись: «Христа ради юродивый Гавриил Иоанович Сапожилов гражданин г. Бежецка преставился 1868 ноября 27 на 72 г. жизни. Память 26 мар.». Кроме того, на плите сохранился текст из послания апостола Павла: «Аще кто мнится мудр быти в вас в веце сем, буй да бывает, яко да премудр будет» (1 Кор 3. 18). По толкованию Блаженного Феофилакта, Архиепископа Болгарского: «Пусть отринет мудрость внешнюю, чтобы приобрести божественную; пусть ни о чем не умствует сам от себя, пусть не верит собственным доказательствам, но следует за Богом, как стадо за пастырем, и верует всему божественному». 
 

Подробнее...

«Православная Русь никогда не умрет…»

Драматическое объединение «Радуга»   Дома детского творчества (г. Зубцов, руководитель —  Бойкова Н.Ф.)  на III Боголеповских Чтениях  представило литературную композицию «Православная Русь никогда не умрет…». Боголеповские Чтения в Зубцовском благочинии состоялись в рамках образовательного форума XIII Торопецкой Свято-Тихоновской международной православной научно-практической конференции «Пастырь добрый».
 

Подробнее...

Деяния священномученика Петра Крутицкого как Местоблюстителя Патриаршего Престола

Итак, святитель Петр (Полянский) вступил в управление Русской Православной Церковью, восприняв на себя и все проблемы, стоявшие перед ней.

Подробнее...

Священномученик Петр, митрополит Крутицкий

Дни памяти:  Январь 29 (новомуч.),  Сентябрь 27,  Октябрь 5 (Моск. Свт.)
 
Священномученик Пётр, митрополит Крутицкий (в миру Пётр Фёдорович Полянский) родился в 1862 году в благочестивой семье священника села Сторожевое Воронежской епархии. В 1885 году он закончил по I разряду Воронежскую Духовную Семинарию, а в 1892 году Московскую Духовную Академию и был оставлен при ней помощником инспектора.
 

Подробнее...

Священномученик Иаков (Бриллиантов)

Священномученик Иаков Бриллиантов с 1893 по 1927 год был служащим священником Владычнего монастыря. В 1912 году им было написано «Сказание о явлении чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и, предположительно, акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша».

Подробнее...

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский. Лев Толстой и воскресение Христово

Иисус сказал громким голосом: Кончено! Отец, в руки Твои отдаю дух Мой! И, склонив голову, испустил дух". Такими словами оканчивается "Краткое изложение Евангелия" Л.Н. Толстого. В предисловии же к этому "Изложению" Толстой грубо и кратко изображает земную жизнь Христа Спасителя: "1800 лет тому назад явился какой-то нищий и что-то говорил. Его высекли и повесили, и все про него забыли, как были забыты миллионы таких же случаев, и лет 200 мир ничего не слыхал про него" (женевское изд. С.17). Толстой не знает воскресения Христова. Ведь для него Христос - не Бог, не Владыка смерти и ада, а смертный человек, сам подпавший тлению. Это все, конечно, хорошо известно. Но в наше безвременье так часто приходится видеть смешение самых разнородных понятий.

Подробнее...

Свщмч. Виталий (Покровский Глеб Никитич), архиепископ Пермский

Покровский Виталий Никитич (Глеб); родился 8.04.1881, станция Сходня Николаевской железной дороги (по другим данным, село Черкизово Московского уезда и губернии) - умер 3.11.1937, Новоивановское отделение Сиблага, близ города Мариинска (ныне Кемеровская области)), архиепископ Пермский. 
 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus