Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Оригенъ († 254 г.) ДВѢ БЕСѢДЫ НА КНИГУ ПѢСНЬ ПѢСНЕЙ Бесѣда первая.

Какъ мы узнали чрезъ Моѵсея, что есть не только святое, но и Святое святыхъ, и что есть также не только суббота, но и суббота субботъ: такъ нынѣ мы узнаемъ чрезъ Соломона, что существуютъ не только пѣсни, но и пѣсни пѣсней. Блаженъ, конечно, тотъ, кто входитъ во святое, но еще блаженнѣе тотъ, кто входитъ во Святое святыхъ. Блаженъ празднующій субботу, но еще блаженнѣе празднующій субботу субботъ. Блаженъ, подобнымъ образомъ, и тотъ, кто понимаетъ и поетъ пѣсни, ибо никто не поетъ пѣсней иначе, какъ только во время торжествъ; но гораздо блаженнѣе тотъ, кто поетъ Пѣснь пѣсней. И какъ входящій во святое, нуждается еще во многомъ, чтобы быть достойнымъ войти во Святое святыхъ, и какъ празднующій субботу, которая отъ Господа установлена для народа, имѣетъ нужду еще во многомъ, чтобы праздновать субботу субботъ: подобнымъ образомъ съ трудомъ обрѣтается такой, кто, прошедши всѣ пѣсни, содержащіяся въ Писаніи, былъ бы въ состояніи возвыситься до Пѣсни пѣсней. Тебѣ должно выйти изъ Египта, и по выходѣ изъ земли Египетской, перейти Чермное море, чтобы ты могъ воспѣть первую пѣснь, говоря: поимъ Господеви, славно бо прославися. (Исх. 15, 1). Но хотя бы ты и воспѣлъ первую пѣснь, ты еще далеко отстоишь отъ Пѣсни пѣсней. Пройди духомъ пустыню, пока не придешь къ кладезю, который ископали цари (Числ. гл. 21), чтобы тамъ воспѣть вторую нѣснь. Послѣ сего иди къ предѣламъ Святой Земли, чтобы ставъ на берегу Іордана воспѣть пѣснь Моѵсея, говоря: вонми небо, и возглаголю, и да слышитъ земля глаголы устъ моихъ (Втор, 32, 1). Потомъ необходимо, чтобы ты воинствовалъ подъ начальствомъ Іисуса и получилъ въ наслѣдіе Святую землю и чтобы пчела тебѣ пророчествовала и пчела тебя судила (слово Деввора значитъ: пчела) для того, чтобы ты могъ усвоить себѣ и ту пѣснь, которая содержится въ книгѣ Судей (Суд. гл. 5). Достигнувъ по порядку книги Царствъ, приступи къ пѣсни, которую воспѣлъ Давидъ, когда избавился отъ руки всѣхъ враговъ своихъ и отъ руки Саула и сказалъ: Господь утвержденіе мое, и крѣпость моя, и прибѣжище мое, и избавитель мой (Псал. 17, 1). Затѣмъ тебѣ слѣдуетъ перейти къ пророку Исаіи, чтобы вмѣстѣ съ нимъ воспѣть: «воспою пѣснь возлюбленному о виноградникѣ моемъ» (Ис. 5, 1). И когда ты пройдешь все это, тогда уже взойди къ болѣе возвышенному, чтобы, съ душею украшенною, тебѣ можно было воспѣть вмѣстѣ съ женихомъ и эту Пѣснь пѣсней.
 

Подробнее...

Глаголев С. С. Слабые стороны рационалистических библейских гипотез.

Предварительные замечания

На [...] статью проф. Валетона о религии израильтян читатели не должны смотреть как на содержащую и заключающую в себе совершенно верные взгляды и точно передающую факты. В своих суждениях о ветхозаветной откровенной религии проф. Валетон поддался влияниям рационалистических веяний и допустил утверждения и отрицания, которые никогда не принимались и не будут приняты истинно христианским сознанием. На Западе в деле исследования богооткровенной религии уже давно образовалось направление, которое пытается объяснять религиозные явления исходя из отрицания веры и религии. Ученые этого направления или открыто заявляют, или тайно предполагают, что Бог - если Он и существует - не вмешивается в дела человеческие, что в ходе истории человеческой не было ни чудес, ни пророчеств и что в жизни евреев, как и в жизни других народов, течение явлений было всегда и исключительно естественным.

Подробнее...

Протоиерей Алексий Князев. Иуда и Фамарь

Можно смело утверждать, без всякого преувеличения, что богословская дисциплина, имеющая своим предметом изучение Священного Писания Ветхого Завета, почти всецело пребывает ныне в плену у высшей критики. Даже те труды, авторы которых до сих пор не согласились с выводами критической школы, гораздо более уделяют внимания и места опровержению этих выводов, чем подлинному раскрытию религиозного учения ветхозаветных священных книг[1]. Но те христианские ученые, которые эти выводы восприняли, окончательно ушли в изучение буквы и исторической оболочки Библии, нимало не заботясь о том Откровении, которое в ней заключено. 

Подробнее...

Преп. Романъ Сладкопѣвецъ († ок. 556 г.). Кондакъ на недѣлю Ваій.

Егоже краестрочіе: На ваія Романа, гласъ 6-й [1].

1. Съ вѣтвьми воспѣвшіи пéрвѣе, пóслѣжде яша съ дрекольми неблагодарніи жѝдове Бога Христа. Мы же Того непреложною вѣрою чтуще всегда, яко благоподáтеля, возопіемъ Ему: Благословенъ еси Грядый Адама воззвати!

Подробнее...

Венанцій Фортунатъ, еп. Пуатьерскій († VI в.). Крестъ Господѣнь [1].


 
Вѣстникъ будь, языкъ мой, битвы, чтó рѣшила славный споръ [2]; 
И, въ виду Креста-трофея [3], пѣснь побѣдную воспой, 
Какъ вселенной Искупитель, смерти преданъ, смерть сразилъ...

Подробнее...

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Приложеніе. Поученія на праздники Господскіе (подвижные). Воскресеніе Христово (Пасха). Поуч. 3-е. Первый день Пасхи.

(Поученіе, назначенное для произнесенія за вечернею въ первый день Пасхи).  (О явленіяхъ воскресшаго Господа апостоламъ въ день Воскресенія, съ нравственными и догматическими выводами).
 

Подробнее...

А. П. Лопухин. Толковая Библия. Книга Екклезиаста

Книга Екклезиаста

Книга Екклезиаста, как видно из ее начала, содержит в себе слова Екклезиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме. Так как лишь один сын Давида был царем, именно Соломон, то очевидно, что этот последний и назван здесь Екклезиастом. Соломон отличался великой мудростью и, как творец многих назидательных притчей, был учителем народа. С таким характером он выступает и в данной книге. Он "был мудр, он учил еще народ знанию", замечает писатель книги в 12:9. Соответственно этой черте Соломону дано еврейское название Когелет. Оно происходит от корня kahal, который в глагольной форме значит: созывать, собирать (= греч. έκκαλέο) ср. Лев. 8:3[1]; Числ. 1:18[2]; Второз. 4:10[3] и др., в форме существительного имени (как греч. έκκλησία[4]; собрание вообще, религиозное собрание в частности, напр., Числ. 10:7[5]; Пс. 21:23[6]; 34:18[7]; Неем. 5:7[8] и др.

Подробнее...

Свт. Аѳанасiй Великiй (†373 г.). Посланіе къ Маркеллину объ истолкованіи псалмовъ.

1) Хвалю тебя, возлюбленный Маркеллинъ, за изволеніе твое о Христѣ; потому что и настоящее искушеніе, въ которомъ много страдалъ ты, переносишь благодушно, и не оставляешь ученыхъ занятій. Ибо, спросивъ подателя письма, какъ проводишь ты время послѣ болѣзни, узналъ я, что занимаешься и всѣмъ божественнымъ Писаніемъ, гораздо же чаще читаешь книгу Псалмовъ и стараешься уразумѣть смыслъ, заключающійся въ каждомъ псалмѣ. За это-то и одобряю тебя нынѣ, потому что и самъ имѣю великую любовь къ той-же книгѣ, какъ и ко всему Писанію. Съ таковою-то любовію встрѣтилъ я однажды трудолюбиваго нѣкоего старца, и намѣреваюсь написать тебѣ, что этотъ старецъ повѣдалъ мнѣ о Псалтири, держа ее въ рукахъ. Рѣчь его сколько основательна, столько же не чужда и нѣкотораго краснорѣчія. Именно же, говорилъ онъ такъ:

Подробнее...

Святитель Кирилл Александрийский. Толкование на пророка Михея

Предисловие
 
Одна у всех святых пророков боголюбезная цель – убедить Израиля, чтобы он мужественно решился отречься от своих заблуждений и предпочел служить Богу живому и истинному, и украшаться достоинствами правды, возможно более удаляя от себя обвинение в постыднейших делах. Явились многие и в последовательном порядке пророки, когда некоторым образом и Сам Бог свидетельствовал и чрез столь многие уста ясно предвозвещал, что если они не захотят жить праведно и не позаботятся даже напоследок совершить обращение к лучшему; то они и сами возбудят против себя праведное наказание и, подвергшись накликанному на себя бедствию, причины своих страданий должны будут усвоить своим собственным настроениям. Если же речи святых пророков излагают одно и то же, то пусть никто не осуждает их, вменяя им в тождесловие, но пусть хорошенько размыслит вот о чем. Нельзя ведь найти ни одного момента времени, в который не было бы людей, способных исправлять грешников; и как никто из имеющих здравый смысл не подвергнет обвинению то, что во всякое время существуют врачи, отвращающие одни и те же из наших болезней соответствующими им врачебными средствами, так, я думаю, никто не решится поставить в упрек святым пророкам, если они оказываются выступающими с одними и теми же делами и словами; ибо один был Господь, Который говорил всем им и заблуждающимся во всякое время указывал на людей, могущих возвратить их на правый путь.
 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus