Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Свщмч. Ипполитъ Римскій († 268 г.) Толкованія на книгу пророка Даніила. Книга первая. Видѣніе первое. О Сусаннѣ и Даніилѣ.

Желая въ точности показать времена бывшаго плѣненія сыновъ израилевыхъ и пророческія видѣнія блаженнаго Даніила, равно какъ и образъ его жизни въ Вавилонѣ, начиная съ дѣтскаго возраста, — я съ своей стороны имѣю своею цѣлію сдѣлаться свидѣтелемъ въ пользу этого святого и праведнаго мужа, который былъ пророкомъ и мученикомъ Христовымъ, — который не только раскрылъ всѣ видѣнія Навуходоносора, бывшія въ тѣ времена, но и научилъ себѣ подобныхъ юношей, и представилъ ихъ въ мірѣ доблестными мучениками.
 

Подробнее...

Іоаннъ Фока († XII в.) Сказаніе вкратцѣ о городахъ и странахъ отъ Антіохіи до Іерусалима, также Сиріи, Финикіи и о святыхъ мѣстахъ въ Палестинѣ.

1. Что же, — насладившись вдоволь зрѣлищемъ святынь, и видѣвши мѣста, на которыхъ древле дѣйствовалъ Богъ, выведшій чрезъ Моисея изъ Египта бѣжавшій отъ рабства народъ въ чудесахъ и знаменіяхъ рукою крѣпкою, сокрушившій народы и ихъ властителей, Сіона царя Амморейскаго, и Ога царя Васанскаго и всѣ царства Ханаанскія (Псал. 134, 10-12) и мышцею высокою водворившій тамъ странствующій народъ и умножившій его такъ, какъ представляютъ божественныя писанія, напослѣдокъ же чрезъ божественное вочеловѣченіе Единороднаго Своего освятившій (сіи мѣста) и дивное дѣло нашего возсозданія совершившій, — одни мы будемъ пользоваться этимъ благомъ, подражая лакомкамъ въ пищѣ? Но гдѣ же будетъ тогда общеніе и взаимное сочувствіе, чрезъ которыя обнаруживается дѣло любви, и то, чѣмъ обыкновенно характеризуется отличительная особенность нашей природы? И такъ, попытаемся на сколько хватитъ силъ, начертать словомъ, какъ бы рисунокъ на доскѣ, и чтó мы видѣли непосредственно изложить боголюбцамъ посредствомъ письмени. Для тѣхъ, которые сами видѣли эти мѣста, можетъ быть, я дѣлаю нѣчто лишнее. Ибо если цѣль слова состоитъ въ подражаніи видимой дѣйствительности, а всякое подражаніе является ниже дѣйствительности по точности, то ясно, что я (своимъ описаніемъ) доставлю имъ меньше удовольствія, чѣмъ какое было имъ доставлено собственными очами. Почему же однакожъ я рѣшаюсь на это? Потому, что тѣмъ, которые сами не видали этихъ прекрасныхъ мѣстъ, а случайно отъ кого либо слыхали объ нихъ, мое изложеніе дастъ, думаю, болѣе ясное объ нихъ представленіе, чѣмъ какое могли имъ дать тѣ, которые сообщали имъ все безъ разбору, — да и видѣвшимъ доставитъ кое какое удовольствіе; ибо на что съ удовольствіемъ смотрѣлось, о томъ пріятно и послушать.
 

Подробнее...

Свт. Астерій Амасійскій († ок. 404 г.) Бесѣда на слова Евангелія отъ Матѳея: по всякой ли причинѣ позволительно человѣку разводиться съ женою своею (Матѳ. 19, 3)?

Прекрасно у христіанъ и трудолюбцевъ это сочетаніе двухъ дней, — разумѣю — субботы и дня Господня (т. е. воскресенья), — которое еженедѣльно повторяется въ круговоротѣ времени; ибо какъ матери или кормилицы Церкви, они и народъ собираютъ и священниковъ заставляютъ выступать въ качествѣ наставниковъ, а учениковъ и учителей вмѣстѣ руководятъ къ попеченію о душахъ. У меня, напримѣръ, все еще звучитъ рѣчь вчерашняго дня и засѣло въ памяти то, чѣмъ (вчера) мы занимались. Взираю на крестъ, водруженный пророчествомъ Исаіи, и на одежды Господа, обагренныя кровію какъ у того, кто выжимаетъ виноградъ (Ис. 63, 2-3), — и на Спасителя, несущаго скорое искупленіе въ десницѣ Своей. И Соломона созерцаю, производящаго предъ нами судъ и правду во всей возможной строгости (3 Цар. 3, 24). Жалѣю и о должникѣ евангельскомъ, который не оказалъ подобному себѣ рабу человѣколюбія, коимъ самъ воспользовался отъ Господа (Матѳ. 18, 28), но по безразсудству и жестокости снова навлекъ самъ на себя бѣду. Вотъ какими главными предметами занимались мы въ прошедшій день, какъ знаете всѣ вы, если только слушали не безъ надлежащаго вниманія.
 

Подробнее...

Преп. Ѳеодосій Печерскiй († 1074 г.) Поученіе о казняхъ Божіихъ.

Богъ наводитъ какую-либо казнь или иноплеменниковъ, по гнѣву Своему, за то, что мы не обращаемся къ Нему, а междоусобная брань бываетъ по наущенію отъ діавола и отъ злыхъ людей. Богъ не хочетъ зла людямъ, но добра; а діаволъ радуется всякому злу, совершаемому между людьми: онъ издревле врагъ намъ, хочетъ убійства, кровопролитія, воздвигая свары, убійства, зависть, братоненавидѣніе, клеветы. Поэтому если какая-либо страна согрѣшаетъ, Богъ наказываетъ ее смертію, или голодомъ, или нашествіемъ иноплеменниковъ, или бездождіемъ и другими различными казнями, чтобы мы, покаявшись, жили такъ, какъ Богъ велитъ, вѣщая намъ чрезъ пророка: обратитеся ко Мнѣ всѣмъ сердцемъ вашимъ въ постѣ и плачи (Іоил. 2, 12). Если бы мы пребывали въ заповѣдяхъ Божіихъ: то и здѣсь удостоились бы получить блага земныя, и по отшествіи изъ міра — жизнь вѣчную. Но мы постоянно вращаемся въ нечестіи, прилагая грѣхи ко грѣхамъ, во всемъ прогнѣвляя Бога, совершая злое предъ очима Его. 
 

Подробнее...

Свщмч. Зинонъ Веронскій († IV в.) Объ Іовѣ.

Священную исторію, возлюбленные братіе, для того передали намъ Боговдохновенные писатели, чтобы мы, читая ее, научились, по мѣрѣ возможности, подражать по-крайней-мѣрѣ нравамъ предковъ, если уже не можемъ подражать ихъ добродѣтелямъ; потому-что они столь благочестиво и свято жили, что уже одно знаніе дѣлъ ихъ должно считать немаловажнымъ счастіемъ. Такъ, на примѣръ, Іовъ былъ праведенъ, чистъ отъ суетныхъ мірскихъ желаній, непороченъ во внѣшнемъ образѣ жизни, еще непорочнѣе въ душѣ, и столько осмотрителенъ и безукоризненъ во всѣхъ своихъ дѣлахъ и мысляхъ, что заслужилъ похвалу даже отъ Бога. 
 

Подробнее...

Свщмч. Меѳодій Патарскій († 312 г.) Слово о Симеонѣ и Аннѣ, въ день Срѣтенія Господня [1].

Святой Мефодий епископ и мученик, Отец Церкви III-го века. Полное собрание его творений. СПб., 18771. Нѣкогда, по возможности въ краткихъ словахъ, мы изложили мысли о дѣвствѣ въ твореніи: «Пиръ (или) о дѣвствѣ»; а нынѣ, слѣдуя теченію времени, представляемъ славу дѣвства въ самомъ полномъ основаніи и неувядающемъ вѣнцѣ его на радость питомцамъ Церкви. Ибо нынѣ открывается совѣтъ божественныхъ опредѣленій и священными проповѣдниками объясняются церковному собранію прообразы и послѣдствія настоящаго славнаго дня. Нынѣ самыми дѣлами преславно открывается міру исполненіе древняго и истиннаго совѣта (Божія). Нынѣ мы безъ покрывала, открытымъ лицемъ, какъ въ зеркалѣ, взираемъ на славу Господа и Его божественнаго кивота (2 Кор. 3, 18). Нашъ святѣйшій праздникъ на раменахъ своихъ приноситъ и подаетъ роду человѣческому небесную радость, которой ожидали изъ рода въ родъ. Древнее прошло, и процвѣло новое и нестарѣющееся (2 Кор. 5, 17; Ис. 43, 19). Уже не господствуетъ болѣе суровое ученіе закона, но царствуетъ благодать Господня, обращая къ себѣ всѣхъ спасительнымъ долготерпѣніемъ. Не поражается опять невидимымъ образомъ какой-либо Оза, дерзнувшій прикоснуться къ неприкосновенному (2 Цар. 6, 6-7). Ибо самъ Богъ призываетъ, и кто будетъ бояться? Пріидите ко Мнѣ всѣ труждающіеся и обремененные, взываетъ Онъ: и кто не поспѣшитъ (Матѳ. 11, 28)? Пусть никто изъ Іудеевъ не противится истинѣ, взирая на прообразъ (этого) въ домѣ Аведара (2 Цар. 6, 10). Господь пришелъ къ своимъ явно (Псал. 49, 3; Іоан. 1, 11) и, какъ бы на очистилищѣ, въ одушевленномъ кивотѣ (плоти) шествуетъ по землѣ. Мытарь, прикоснувшійся этого кивота, объявляется праведнымъ. Блудница, приблизившаяся къ нему, дѣлается цѣломудренною. Прокаженный, подошедшій къ нему, снова становится здоровымъ. Никого онъ не отвергаетъ; никого не отвращается. Сообщаетъ здоровье, не принимая вреда отъ больныхъ; ибо Господь человѣколюбія пребываетъ въ немъ. Таковы дары новой благодати! Это новое совершилось подъ солнцемъ (Еккл. 1, 10), не бывшее прежде, и не имѣющее быть послѣ. Онъ предопредѣлилъ это по милосердію къ намъ, и пришелъ, и исполнилъ по человѣколюбію, Ему свойственному. Посему достойно возглашала священная труба: древнее прошло, теперь все новое (2 Кор. 5, 17). Что же я помыслю, или что скажу достойное этого дня, въ виду предметовъ недоступныхъ? Ибо память святой Дѣвы всегда превосходитъ всякое слово. Посему, если величіе достоинствъ превышаетъ немощь нашу, прибѣгнемъ къ посильной хвалебной пѣсни, и, прославляя непобѣдимую побѣду, съ восторгомъ будетъ ликовать вмѣстѣ съ паствою, любящею празднества Христовы. Ты же, божественнѣйшее и священнѣйшее собраніе слушателей, пребывай въ молчаніи, чтобы спокойно при посредствѣ слуха ввести въ пристань ума сокровища истины. Мы совершаемъ праздникъ, не представляющій смѣшнаго и шумнаго пиршества боговъ эллинскаго баснословія, а воспоминающій нисшествіе (къ намъ) неприступной славы Того, который есть Богъ сущій надъ всѣмъ (Рим. 9, 5).

Подробнее...

Свт. Аѳанасiй Великiй (†373 г.) Изъ бесѣдъ на Евангеліе отъ Матѳея. Гл. 1.

Ст. 1. Книга родства Іисуса Христа. Христосъ и Іерей и Царь; Онъ — Іерей, потому что самъ Себя принесъ въ жертву за насъ; Онъ — Царь, потому что воцарился для низложенія грѣха и смерти.
 
Ст. 17. Родове четыренадесяте. Почему о родахъ сказано здѣсь: родове четыренадесяте, когда лицъ поименовано двѣнадцать? Думаю потому, что Евангелистъ вмѣсто одного рода полагалъ самое преселеніе, и вмѣсто другого — Христа.
 

Подробнее...

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.) ТОЛКОВАТЕЛЬНЫЯ ПИСАНIЯ. Толкованіе на книгу Исходъ.

Во второй книгѣ Исходъ исчисляются семьдесятъ душъ, вошедшихъ съ Іаковомъ въ Египетъ; повѣствуется о томъ, что умерли Іосифъ и сыны рода его, что восталъ новый царь и убивалъ младенцевъ, что Моѵсей спасенъ въ ковчегѣ и сталъ сыномъ дочери Фараоновой, что пришелъ онъ къ братіямъ своимъ съ тою мыслію, что его рукою дано будетъ имъ спасеніе (Дѣян. 7, 25), что убилъ Египтянина, укорилъ Еврея и былъ обвиненъ имъ, что бѣжалъ въ землю мадіамскую, сѣлъ у кладязя, защитилъ отъ обиды дѣвъ, вошелъ въ домъ Іоѳора, и женился на дочери его Сепфорѣ, что умеръ Фараонъ, что сыны Израилевы воздохнули отъ тяжкаго рабства. Повѣствуется о томъ, какъ Евреи молились и были услышаны, какъ Богъ явился Моѵсею въ купинѣ, какъ жезлъ сталъ зміемъ, рука покрылась проказою и очистилась, какъ Моѵсей идетъ въ Египетъ, какъ срѣтаетъ его на стану Ангелъ и грозитъ убить его, какъ Моѵсей входитъ въ Египетъ, и встрѣчаетъ его Ааронъ, какъ Моѵсей совершаетъ знаменія предъ старѣйшинами народа, и они вѣрятъ ему; какъ Моѵсей и Ааронъ входятъ къ Фараону, но онъ не хочетъ отпустить Евреевъ, увеличиваетъ ихъ работы, запрещаетъ давать имъ плевы, какъ жезлъ превращенъ въ змія, рѣка претворена въ кровь, потомъ жабы, зараза, скнипы, песіи мухи, гнойные струпы, огонь и градъ, саранча, Тьма и избіеніе первенцевъ, какъ въ четырнадцатый день Евреи заколаютъ и ѣдятъ агнца, какъ поспѣшно исходятъ изъ Египта, вооружившись и украсившись золотомъ, серебромъ и одеждами, взятыми у Египтянъ. 
 

Подробнее...

Архіеп. Филаретъ Гумилевскій († 1866 г.) Слова и бесѣды на святую Четыредесятницу. Бесѣда I. На псал. 50, во вторую недѣлю поста.

Помилуй мя Боже, по велицѣй милости Твоей.
 
Слова, беседы и речи Филарета (Гумилевского), архиепископа Черниговского и Нежинского. В 4-х частях. Издание 3-е. СПб., 1883Кто это такъ трогательно молитъ Бога о помилованіи? Кто стѣсненъ такою нуждою въ помощи небесной? Чья душа изливаетъ такую скорбь о себѣ предъ Господомъ? Это молится царь и пророкъ Давидъ! Пророкъ и — исповѣдуетъ свой тяжкій грѣхъ предъ Богомъ? Царь славный не только въ своемъ царствѣ, но и у сосѣдей и — составляетъ пѣснь о своемъ паденіи, чтобъ всѣ слышали ее. Начальнику пѣвцовъ пѣснь Давида [1], внегда внити къ нему Наѳану пророку, егда вниде къ Вирсавіи женѣ Уріевой: такъ говоритъ надпись псалма. И тоже показываетъ содержаніе псалма.
 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus