Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Епископ Александр (Милеант). Что такое Библия. История создания, краткое содержание и толкование Св. Писания.

Содержание
Почему нам дорого Священное Писание
Понятие о Священном Писании
О боговдохновенности Святого Писания
Первоначальный вид и язык Священного Писания
История возникновения ветхозаветных книг
Краткие сведения о важнейших переводах Писания
Обозрение первых пяти книг Библии
Святой пророк Моисей
Книга Бытия
Книга Исход
Книги Левит и Числа
Второзаконие
Пророчества о Мессии в книгах Моисея
Библейское повествование о возникновении мира и человека
Краткий обзор исторических книг Библии
Значение ветхозаветных пророков
Книга Иисуса Навина
Книга Судей
Книги Царств
Книга Ездры
Книга Неемии
Книга Есфирь
Книга Иудифь
Маккавейские книги
Последние годы до Спасителя
Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум  (Притч. 2, 6)
Книга Иова
Псалтирь
Значение Псалтири для Богослужений
Книга Притчей Соломоновых
Книга Екклесиаст
Книга Песнь Песней
Книга Премудрости Соломона
Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова
Избранные Притчи
Значение пророчеств в жизни человека
Описание пророческой эпохи
Значение древних пророков
Обличение и утешение
Рассмотрение пророческих книг в хронологическом порядке
Книга пророка Иоиля
Книга пророка Ионы
Книга пророка Амоса
Книга пророка Осии
Книга пророка Исаии
Книга пророка Михея
Книга пророка Софонии
Книга пророка Наума
Книга пророка Аввакума
Книга пророка Иеремии
Книга пророка Авдия
Книга пророка Иезекииля
Книга пророка Даниила
Книга пророка Аггея
Книга пророка Захарии
Книга пророка Малахии
Перечень важнейших предсказаний и тем в пророческих книгах
Заключительный обзор содержания и значение пророческих книг
Предисловие
Обозрение мессианских пророчеств
Самые древние пророчества о Мессии в Пятикнижии Моисея
Пророчества Царя Давида
Пророчества Исаии
Предсказания о страданиях Мессии
Предсказания о Воскресении Мессии
Пророчества Даниила
Предсказания «малых» пророков
Ожидание пришествия Мессии
Исполнение пророчеств о Мессии
Искаженные представления о Мессии
Предсказания о новозаветных временах
Связь между ветхозаветной и новозаветной Пасхами
Предсказания об обращении еврейского народа к Христу перед концом мира
Перечень Мессианских пророчеств
Предварительные сведения
История евангельского текста
Время написания Евангелий
Значение четырех Евангелий
Взаимоотношение Евангелий
Характер каждого из четырех Евангелий
Евангелие от Матфея
Евангелие от Марка
Евангелие от Луки
Евангелие от Иоанна
Избранные наставления Спасителя
Заключение
Предварительные сведения
Книга Деяний святых апостолов
Соборные послания
Послание апостола Иакова
Послания апостола Петра
Послания апостола Иоанна Богослова
Послание апостола Иуды
Избранные наставления из Соборных посланий
Значение посланий святого апостола Павла
Связь учения апостола Павла с его жизнью
Жизнь и труды апостола Павла
Перечень посланий апостола Павла
Обзор учения апостола Павла
Избранные тексты из посланий апостола Павла
Значение Апокалипсиса и интерес к нему
Об авторе Апокалипсиса
Время, место и цель написания Апокалипсиса
Содержание, план и символика Апокалипсиса
Письма семи Церквам  (Откр. 2-3 гл.)
Видение Небесного богослужения  (Откр. 4-5 гл.)
Снятие семи печатей.  Видение четырех всадников  (Откр. 6 гл.)
Семь труб. Запечатление избранных.  Начало бедствий и поражение природы  (Откр. 7-11 гл.)
Видение двух свидетелей  (Откр. 11, 2–12).
Семь знамений.  Церковь и царство зверя.   (Откр. 12–14 гл.)
Начертание зверя  (Откр. 13, 16–17; 14, 9–11; 15, 2; 16, 20; 20, 4).
Число зверя – 666  (Откр. 13, 18).
Говорящий образ зверя
Семь чаш.  Усиление богоборческой власти.Суд над грешниками (Откр. 15-17 гл.)
Суд над Вавилоном,  антихристом и лжепророком  (Откр. 18–19 гл.)
1000-летнее Царство святых.  Воскрешение мертвых и Страшный Суд.  Суд над дьяволом (Откр. 20 гл.)
Новое Небо и новая Земля.  Вечное блаженство  (Откр. 21–22 гл.)
Перечень важнейших событий, царей и пророков  (все даты указаны до Рождества Христова)

Подробнее...

Послание апостола Варнавы

Глава 1

 

Здравствуйте в мире, сыны и дщери во имени Господа нашего Иисуса Христа, возлюбившего нас.

 

Зная, что вы изобилуете великими и прекрасными добродетелями Божиими, я необыкновенно радуюсь о блаженных и преславных душах ваших, - радуюсь, что вы получили благодать столь глубоко укоренившуюся в вас. Потому и сам весьма утешаюсь, ожидая своего освобождения, ибо по истине вижу, что на вас излит Дух от прекрасного источника божественного: я в том убежден и совершенно знаю, что с тех пор, как обращаюсь с вами, я приобрел многие блага на пути спасения Господня.

Подробнее...

Святитель Кирилл Александрийский. Толкование на пророка Аггея

Предисловие

Цель пророчества Аггея мы можем усматривать в некоторых иных предметах, а не в тех, о коих, как пожалуй подумает кто, велись речи и другими пророками. Осия и следующие за ним (пророки) до Софонии предвозвещали то, что имело некогда совершиться с иудеями, – и в виду уже приближавшегося плена их старались устрашить Израиля, постоянно упоминая о военных отрядах, о разрушениях городов, сожжениях, расхищениях, а также благополезно предсказывая впавшим в нерадение и об опустошении всей страны. Думали они (пророки), что если Иудеи по доброй воле не решатся исполнять благоугодное Богу и обратиться к лучшей жизни, то по крайней мере сделают это перед величием бедствия.

Подробнее...

Свт. Кирилл Александрийский. Толкование на книгу пророка Ионы

Предисловие

Божественный Иона имел отца Амафию и происходил из Гефа Ховер. По правдоподобному сказанию, это был небольшой город или селение земли Иудейской. Кажется, он пророчествовал в тоже самое время, как и прежние пророки, то есть Осия и Амос и Михей и прочие. Можно думать, что он изрек народу Израильскому очень много пророчеств, изъяснял небесные и божественные глаголы и ясно предвозвещал будущее. Но кроме этого никакого другого его пророческого слова не осталось в письмени. А что он неоднократно предвозвещал народу Иудейскому о событиях, некогда имеющих совершиться, об этом засвидетельствовало богодухновенное Писание. Так в четвертой книге Царств Священное Писание говорит об Иеровоаме, не о первом, что был в начале и который был сыном Навата, «иже в грех введе Израиля», как написано (4Цар.13:11), склонив его поклоняться золотым тельцам; но о другом Иеровоаме, который жил после многих царей и был сын Иоаса. Послушай, что предвозвестил о нем Иона: «той приврати предел Израилев от входа Емафова даже до моря Аравитского, пo глаголу Господа Бога Исраилева, егоже глагола и рукою раба своего Ионы, сына Амафиина, пророка, иже от Гефаховера. Яко виде Господь смирение Исраилево..., и спасе я рукою (от руки – ἐκ χειρός) Иеровоама» (4Цар.14:25–27), то есть, рукою – διὰ χειρός, ибо Иеровоам, сын Иоаса, воевал против иноплеменников и отнятые города земли Иудейской он опять подчинил своей власти и не мало помог Израильтянам при содействии покровительствующего и желающего спасать Бога, хотя они и дошли до последней степени бедствий. 

Подробнее...

Святитель Николай Сербский. Толкование молитвы Господней: Отче наш...

Мф.6:9. Отче наш,

Когда небеса грохочут, а океаны ревут, они зовут Тебя: Господь Саваоф наш, Владыка сил небесных!

Когда падают звезды, и из земли вырывается огонь, они говорят Тебе: Творец наш!

Когда по весне цветы раскрывают бутоны, и жаворонки собирают сухие травинки, чтобы свить гнездо для своих птенцов, они поют тебе: Господин наш!

А когда я поднимаю глаза к престолу Твоему, то я шепчу Тебе: Отче наш!

Подробнее...

святитель Кирилл Александрийский Толкование на пророка Аввакума

Предисловие

Подлежащее пророчество изложено для нас весьма ясно и искусным образом; оно, как увидим, построено так, как приличествует святым, ибо к самим святым подобает восклицать и говорить: «не вы будете глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в вас» (Мф.10:20). Но от желающих уразуметь его требуется немалая проницательность, потому что каждый может видеть, что пророчество заключает в себе двоякий смысл – духовный и исторический вместе. Но для пользы дела я в кратких словах прежде изложу части пророчества и скажу по какому поводу оно было произнесено; ибо в таком случае читатели легко уразумеют смысл (пророчества) и ничего не найдут в нем трудного. Итак, поскольку Израиль немало негодовал на предсказания пророков (ибо он несомненно знал, что некогда будет пленником и впадет в руки врагов, и будет нести иго необычайного рабства), то блаженный Аввакум старается показать ему, что это случится с ним некогда по справедливому определению над всем владычествующего Бога и по причинам вполне достаточным; ибо они, возлюбив противную закону и непристойную жизнь и склонившись ко всему предосудительному, не переставали возбуждать против себя чистый ум до тех пор, пока, наконец, события не довели их до такого бедствия. И это он ясно показывает, произнося обвинение против живших нечестиво и ставя это как бы целью и содержанием всего пророчества, потом вводя в речь Бога, угрожающего презрителям нападением вавилонян. Но поскольку ему необходимо было явиться не только предсказателем печальных и обыкновенно причиняющих весьма большую скорбь событий, предстать (пред ними) и провозгласить им о постыднейших из всех бедствий, имеющих некогда постигнуть их, но и предвозвестить о том, что могло послужить к их уврачеванию и что должно было ободрить пострадавших; то он и вопиял против жестокости вавилонян, и называет их презрителями, предавшими пламени и самый божественный храм и опустошившими святой город, и небрежно обращавшимися с священными сосудами; «вскую», говорит, «призираеши на презорливыя? премолчаваеши егда пожирает нечестивый праведнаго?» (Авв.1:13). 

Подробнее...

ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО ОТЦА НАШЕГО ЕФРЕМА СИРИНА. Часть 1-я. Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, 1895. ПИСАНІЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЯ. 15. Слово о второмъ пришествiи Господа нашего Іисуса Христа.

Пріидите и приступите, сыны свѣта, слышите благословенный и блаженный гласъ Спасителя нашего, говорящій намъ: пріидите благословенніи Отца /с. 218/ Моего, наслѣдуйте Царство Небесное (Матѳ. 25, 34)! Смотрите, возлюбленные мои, никто изъ васъ да не лишится блаженнаго наслѣдія. Ибо, вотъ уже при дверехъ (Матѳ. 24, 33)! Снисшелъ къ намъ свѣтъ отъ Свѣта, и озаривъ насъ, возвелъ ко Свѣту. Снисшелъ къ намъ, содѣлавшись подобнымъ намъ, чтобъ насъ содѣлать подобными Себѣ. Безсмертный снисшелъ къ смертнымъ, и содѣлавъ ихъ безсмертными, опять восшелъ къ Отцу. Нынѣ же грядетъ во славѣ благословеннаго Отца судить живыхъ и мертвыхъ. Путь жизни сталъ для насъ исполненнымъ свѣта и славы, чтобъ мы во свѣтѣ шествовали имъ къ Отцу. Пріидите, возлюбленные, вступимъ на путь, какой показалъ намъ Господь, чтобъ въ радости достигнуть намъ Царства Его. Потому возьмемъ съ собою, что нужно на дорогу, и елей въ сосудахъ своихъ; потому что разстояніе пути сего не малое. Препоясавъ чресла свои чистотою и истиною, какъ люди, ждущіе своего властелина, возжжемъ свѣтильники свои, и будемъ мужественно бодрствовать; потому что мы въ ожиданіи съ небесъ принять Господа своего. Не воздремлемъ, чтобъ не угасли свѣтильники наши. Ибо внезапно раздастся этотъ вопль: се Женихъ грядетъ, исходите въ срѣтеніе Ему (Матѳ. 25, 6), всѣ любящіе Его и уготовавшіе себя увидѣть Его во славѣ. Всѣхъ возлюбившихъ Его исполнитъ Онъ радости въ свѣтломъ и вѣчномъ ономъ чертогѣ. Итакъ, смотрите, друзья мои, смотрите, чтобъ, когда раздастся сей вопль, не оказаться кому-либо изъ васъ съ свѣтильникомъ померкшимъ, не имѣющимъ елея, и какъ облеченному въ печальную одежду, не быть осужденнымъ во тьму кромѣшную, на нескончаемое и вѣчное наказаніе, гдѣ плачъ и скрежетъ зубовъ (Матѳ. 25, 30).

Подробнее...

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.) СЛОВА. Похвальное слово въ честь великаго Іоанна апостола и евангелиста Христа.

1. Если бы мы сдѣлали предметомъ своей похвальной рѣчи небо, то развѣ нашли бы мы такое слово, которое могло бы подняться на высоту похвалъ? Какая мысль могла бы быть достойна величія необыкновенной похвалы? Можетъ быть, мы утомились бы уже самымъ началомъ предмета, какъ коснувшіеся недостижимаго и пытающіеся взобраться на безконечыую высоту. И, конечно, говоря о небѣ, я разумѣю не тотъ сводъ, который разнообразно украшаютъ звѣздные круги, равно какъ и не тотъ путь, который пробѣгаетъ серпообразный мѣсяцъ, дѣлающій ночь свѣтлою, какъ день. Уже одно созерцаніе этого чуда, углубляемое красотами міра, есть учитель, возводящій умъ къ Виновнику творенія. Но я желалъ бы сказать о томъ небѣ, котораго вѣчно сіяющія звѣзды суть собраніе многихъ добродѣтелей, блистающихъ сіяніемъ дѣланія добра, а солнце — евангельская проповѣдь, простершаяся до концовъ вселенной и тысячеобразно, свѣтлѣе солнца, просвѣщающая міръ видимый и невидимый. Это солнце не имѣетъ нужды въ лунномъ свѣтѣ, потому что его день не смѣняется ночью; его свѣтъ незаходимо свѣтитъ.

Подробнее...

Афанасьев Н. Н. Трапеза Господня

Предисловие. 

Установленная Христом на Тайной вечери, Церковь актуализировалась на день Пятидесятницы, когда учениками была совершена первая Евхаристия. Первому творению Богом в Сыне и через Сына соответствует новое творение «во Христе» в Духе и через Духа. Ветхозаветному ожиданию учеников мессианского царства Христос противопоставил ожидание «обетования Духа» (Деян. I, 4). Со дня Пятидесятницы началось творческое действие Духа. Дух уже в действии, а поэтому царство не только наступит, но уже наступило, т. к. Дух есть залог этого царства. В Духе и через Духа начала существовать Церковь. В день Пятидесятницы ученики были напоены Духом «в одно тело» (I Кор. XII, 13), которым они стали в Евхаристии, совершаемой в Духе и через Духа. Она есть «духовная жертва», которая приносится в «духовном доме» (I Пт. II, 5). Она — «pneumatich» (духовная), т. к. сама Церковь принадлежит к новому зону.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus