Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Свт. Кирилл Александрийский. Толкование на книгу пророка Ионы

Предисловие

Божественный Иона имел отца Амафию и происходил из Гефа Ховер. По правдоподобному сказанию, это был небольшой город или селение земли Иудейской. Кажется, он пророчествовал в тоже самое время, как и прежние пророки, то есть Осия и Амос и Михей и прочие. Можно думать, что он изрек народу Израильскому очень много пророчеств, изъяснял небесные и божественные глаголы и ясно предвозвещал будущее. Но кроме этого никакого другого его пророческого слова не осталось в письмени. А что он неоднократно предвозвещал народу Иудейскому о событиях, некогда имеющих совершиться, об этом засвидетельствовало богодухновенное Писание. Так в четвертой книге Царств Священное Писание говорит об Иеровоаме, не о первом, что был в начале и который был сыном Навата, «иже в грех введе Израиля», как написано (4Цар.13:11), склонив его поклоняться золотым тельцам; но о другом Иеровоаме, который жил после многих царей и был сын Иоаса. Послушай, что предвозвестил о нем Иона: «той приврати предел Израилев от входа Емафова даже до моря Аравитского, пo глаголу Господа Бога Исраилева, егоже глагола и рукою раба своего Ионы, сына Амафиина, пророка, иже от Гефаховера. Яко виде Господь смирение Исраилево..., и спасе я рукою (от руки – ἐκ χειρός) Иеровоама» (4Цар.14:25–27), то есть, рукою – διὰ χειρός, ибо Иеровоам, сын Иоаса, воевал против иноплеменников и отнятые города земли Иудейской он опять подчинил своей власти и не мало помог Израильтянам при содействии покровительствующего и желающего спасать Бога, хотя они и дошли до последней степени бедствий. 

Подробнее...

Святитель Николай Сербский. Толкование молитвы Господней: Отче наш...

Мф.6:9. Отче наш,

Когда небеса грохочут, а океаны ревут, они зовут Тебя: Господь Саваоф наш, Владыка сил небесных!

Когда падают звезды, и из земли вырывается огонь, они говорят Тебе: Творец наш!

Когда по весне цветы раскрывают бутоны, и жаворонки собирают сухие травинки, чтобы свить гнездо для своих птенцов, они поют тебе: Господин наш!

А когда я поднимаю глаза к престолу Твоему, то я шепчу Тебе: Отче наш!

Подробнее...

святитель Кирилл Александрийский Толкование на пророка Аввакума

Предисловие

Подлежащее пророчество изложено для нас весьма ясно и искусным образом; оно, как увидим, построено так, как приличествует святым, ибо к самим святым подобает восклицать и говорить: «не вы будете глаголющии, но Дух Отца вашего глаголяй в вас» (Мф.10:20). Но от желающих уразуметь его требуется немалая проницательность, потому что каждый может видеть, что пророчество заключает в себе двоякий смысл – духовный и исторический вместе. Но для пользы дела я в кратких словах прежде изложу части пророчества и скажу по какому поводу оно было произнесено; ибо в таком случае читатели легко уразумеют смысл (пророчества) и ничего не найдут в нем трудного. Итак, поскольку Израиль немало негодовал на предсказания пророков (ибо он несомненно знал, что некогда будет пленником и впадет в руки врагов, и будет нести иго необычайного рабства), то блаженный Аввакум старается показать ему, что это случится с ним некогда по справедливому определению над всем владычествующего Бога и по причинам вполне достаточным; ибо они, возлюбив противную закону и непристойную жизнь и склонившись ко всему предосудительному, не переставали возбуждать против себя чистый ум до тех пор, пока, наконец, события не довели их до такого бедствия. И это он ясно показывает, произнося обвинение против живших нечестиво и ставя это как бы целью и содержанием всего пророчества, потом вводя в речь Бога, угрожающего презрителям нападением вавилонян. Но поскольку ему необходимо было явиться не только предсказателем печальных и обыкновенно причиняющих весьма большую скорбь событий, предстать (пред ними) и провозгласить им о постыднейших из всех бедствий, имеющих некогда постигнуть их, но и предвозвестить о том, что могло послужить к их уврачеванию и что должно было ободрить пострадавших; то он и вопиял против жестокости вавилонян, и называет их презрителями, предавшими пламени и самый божественный храм и опустошившими святой город, и небрежно обращавшимися с священными сосудами; «вскую», говорит, «призираеши на презорливыя? премолчаваеши егда пожирает нечестивый праведнаго?» (Авв.1:13). 

Подробнее...

ТВОРЕНІЯ СВЯТАГО ОТЦА НАШЕГО ЕФРЕМА СИРИНА. Часть 1-я. Изданіе 4-е. Сергіевъ Посадъ, 1895. ПИСАНІЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЯ. 15. Слово о второмъ пришествiи Господа нашего Іисуса Христа.

Пріидите и приступите, сыны свѣта, слышите благословенный и блаженный гласъ Спасителя нашего, говорящій намъ: пріидите благословенніи Отца /с. 218/ Моего, наслѣдуйте Царство Небесное (Матѳ. 25, 34)! Смотрите, возлюбленные мои, никто изъ васъ да не лишится блаженнаго наслѣдія. Ибо, вотъ уже при дверехъ (Матѳ. 24, 33)! Снисшелъ къ намъ свѣтъ отъ Свѣта, и озаривъ насъ, возвелъ ко Свѣту. Снисшелъ къ намъ, содѣлавшись подобнымъ намъ, чтобъ насъ содѣлать подобными Себѣ. Безсмертный снисшелъ къ смертнымъ, и содѣлавъ ихъ безсмертными, опять восшелъ къ Отцу. Нынѣ же грядетъ во славѣ благословеннаго Отца судить живыхъ и мертвыхъ. Путь жизни сталъ для насъ исполненнымъ свѣта и славы, чтобъ мы во свѣтѣ шествовали имъ къ Отцу. Пріидите, возлюбленные, вступимъ на путь, какой показалъ намъ Господь, чтобъ въ радости достигнуть намъ Царства Его. Потому возьмемъ съ собою, что нужно на дорогу, и елей въ сосудахъ своихъ; потому что разстояніе пути сего не малое. Препоясавъ чресла свои чистотою и истиною, какъ люди, ждущіе своего властелина, возжжемъ свѣтильники свои, и будемъ мужественно бодрствовать; потому что мы въ ожиданіи съ небесъ принять Господа своего. Не воздремлемъ, чтобъ не угасли свѣтильники наши. Ибо внезапно раздастся этотъ вопль: се Женихъ грядетъ, исходите въ срѣтеніе Ему (Матѳ. 25, 6), всѣ любящіе Его и уготовавшіе себя увидѣть Его во славѣ. Всѣхъ возлюбившихъ Его исполнитъ Онъ радости въ свѣтломъ и вѣчномъ ономъ чертогѣ. Итакъ, смотрите, друзья мои, смотрите, чтобъ, когда раздастся сей вопль, не оказаться кому-либо изъ васъ съ свѣтильникомъ померкшимъ, не имѣющимъ елея, и какъ облеченному въ печальную одежду, не быть осужденнымъ во тьму кромѣшную, на нескончаемое и вѣчное наказаніе, гдѣ плачъ и скрежетъ зубовъ (Матѳ. 25, 30).

Подробнее...

Преп. Ѳеодоръ Студитъ († 826 г.) СЛОВА. Похвальное слово въ честь великаго Іоанна апостола и евангелиста Христа.

1. Если бы мы сдѣлали предметомъ своей похвальной рѣчи небо, то развѣ нашли бы мы такое слово, которое могло бы подняться на высоту похвалъ? Какая мысль могла бы быть достойна величія необыкновенной похвалы? Можетъ быть, мы утомились бы уже самымъ началомъ предмета, какъ коснувшіеся недостижимаго и пытающіеся взобраться на безконечыую высоту. И, конечно, говоря о небѣ, я разумѣю не тотъ сводъ, который разнообразно украшаютъ звѣздные круги, равно какъ и не тотъ путь, который пробѣгаетъ серпообразный мѣсяцъ, дѣлающій ночь свѣтлою, какъ день. Уже одно созерцаніе этого чуда, углубляемое красотами міра, есть учитель, возводящій умъ къ Виновнику творенія. Но я желалъ бы сказать о томъ небѣ, котораго вѣчно сіяющія звѣзды суть собраніе многихъ добродѣтелей, блистающихъ сіяніемъ дѣланія добра, а солнце — евангельская проповѣдь, простершаяся до концовъ вселенной и тысячеобразно, свѣтлѣе солнца, просвѣщающая міръ видимый и невидимый. Это солнце не имѣетъ нужды въ лунномъ свѣтѣ, потому что его день не смѣняется ночью; его свѣтъ незаходимо свѣтитъ.

Подробнее...

Афанасьев Н. Н. Трапеза Господня

Предисловие. 

Установленная Христом на Тайной вечери, Церковь актуализировалась на день Пятидесятницы, когда учениками была совершена первая Евхаристия. Первому творению Богом в Сыне и через Сына соответствует новое творение «во Христе» в Духе и через Духа. Ветхозаветному ожиданию учеников мессианского царства Христос противопоставил ожидание «обетования Духа» (Деян. I, 4). Со дня Пятидесятницы началось творческое действие Духа. Дух уже в действии, а поэтому царство не только наступит, но уже наступило, т. к. Дух есть залог этого царства. В Духе и через Духа начала существовать Церковь. В день Пятидесятницы ученики были напоены Духом «в одно тело» (I Кор. XII, 13), которым они стали в Евхаристии, совершаемой в Духе и через Духа. Она есть «духовная жертва», которая приносится в «духовном доме» (I Пт. II, 5). Она — «pneumatich» (духовная), т. к. сама Церковь принадлежит к новому зону.

Подробнее...

Священномученик Киприан, епископ Карфагенский. Письмо к Цецилию о Таинстве Чаши Господней

Киприан Цецилию, брату, желает здоровья. Я знаю, возлюбленнейший брат, что из поставленных Богом епископов над церквами Господними во всем мире большая часть хранит правило евангельской истины и Господнего предания, не отступая к человеческим нововведениям от того, чему научил Христос Учитель и что совершил Он Сам. Но поскольку некоторые при освящении чаши Господней и преподавании ее народу по невежеству ли или по простоте не соблюдают того, что совершал и заповедал совершать Виновник сего жертвоприношения и Учитель Господь наш Иисус Христос, то я счел сколь благочестивым, столь и необходимым делом написать тебе об этом с той целью, чтобы открытием света истины обратить к корню и началу предания тех, которые еще доселе пребывают в заблуждении. Не подумай, воэлюбленнейший брат, чтобы мы, всегда думая о себе со смирением и уничижением, дерзнули писать это как свое человеческое или как от себя. Когда верный раб Господень повинуется в чем-либо Господу своему, будучи обязан к тому или внушением Божиим, или заповедью, то оправдывает перед всеми то самое, что он действует не по своей воле и не по гордости, а единственно из опасения оскорбить Господа неисполнением Его повеления. А мы, пусть будет тебе известно, приняли заповедь сохранять предание Господне в приношении чаши Господней и не иное что совершать, как то, что ради нас совершено первоначально самим Господом, т. е. чашу в Его воспоминание приносить не иначе, как растворяя вином.

Подробнее...

Протоиерей Георгий Флоровский. Два Завета.

"Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство... А вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам" (Гал.4:24-26). 

Учение о Церкви принадлежит к числу самых таинственных и неизреченных догматов христианской веры: здесь "велия благочестия тайна" предстоит нам в своей еще несбывшейся, неосуществившейся полноте. И не случайно, ни апостолы, ни святые отцы, ни Вселенские Соборы не дали законченных определений церковности и только в символах и подобиях раскрывали то, что с непосредственной самодостоверностью являлось им в боговдохновенном опыте веры. Как выразился недавно один из православных богословов, "нет и понятия Церкви, но есть Сама Она, и для всякого живого члена Церкви жизнь церковная есть самое определенное и осязательное, что он знает," — исповедать свое живое ведение верующий и ныне не может иначе, как в освященных апостольским, отеческим и литургическим употреблением образах и сравнениях. 

Подробнее...

Священномученик Игнатий Богоносец Послание к св. Поликарпу Смирнскому

Игнатий Богоносец Поликарпу, епископу Церкви смирнской, лучше жe - состоящему под епископством Бога Отца и Господа Иисуса Христа, желает премного радоваться. 

Глава I. Похвала и увещевание. 

Уважая твое благочестивое расположение, утвержденное как бы на неподвижном камне, я преисполнен благодарности к Богу, что удостоился видеть непорочное лицо твое (т.е. в бытность Игнатия в Смирне на пути в Рим), которым желал бы всегда наслаждаться о Боге. Умоляю тебя благодатью, которою обличен ты: ускоряй свое течение и умоляй всех, чтобы спаслись. Блюди место свое (т.е. епископский сан) со всяким тщанием - плотским и духовным. Старайся о единении, лучше которого нет ничего. Снисходи ко всем, как и к тебе Господь. Ко всем имей терпение в любви, как ты и поступаешь. Пребывай в непрестанных молитвах. Проси большего разумения, нежели какое имеешь. Бодрствуй, стяжав неусыпный дух. Говори с каждым как поможет Бог. Носи немощи всех, как совершенный подвижник. Где больше труда - там больше и приобретения. 

Подробнее...

Преподобный Максим Грек. Слово похвальное к святым апостолом Петру и Павлу, в томъже обличения и на латыньскыя три большия ереси.

Воспой, душе! божественых апостол Петра и Павла, в прочих верховныя и первопрестолныя, добростоящия звезды церкви Христове, иже от мерзостныя прелести идольскыя и служения бесовом, к благочестия и истины свету языкы наставишя животочьными светосиянии божественых учений. Воспой же по сущей ти силе! достойных же пений самем уступи горнейшим умом, песнь же приношя им черьплющи от спасительных источник божественнаго Израиля; оного бо божественнаго корени отрасли сии, жития же и слова божественными светлостьми преизящне востекьше к славе онаго, на нихже, аки на конех, вочеловечивыйся Бог Слово яздя мысленне, возмути премногия мерзскыя воды, сиречь таинстна мерзскых бесов, яже преже покрыша всю землю глубокымь мракомь богомерскыхь идол, и землю, преже доброплодную убо, таже в слатину преложшуся, злобою своих жителей, делании божествеными премудрых сих, явил есть пакы плоды благоуханнейшими сладце веселящу Владыку своего, и преже пустую и не причястну влагы, струями божественными приснотекущых сихь источник, показа преизобилующу и обливаему струями животочных вод.

Подробнее...

Навигация

Система Orphus