Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Святитель Кирилл Александрийский. Толкование на пророка Михея

Предисловие
 
Одна у всех святых пророков боголюбезная цель – убедить Израиля, чтобы он мужественно решился отречься от своих заблуждений и предпочел служить Богу живому и истинному, и украшаться достоинствами правды, возможно более удаляя от себя обвинение в постыднейших делах. Явились многие и в последовательном порядке пророки, когда некоторым образом и Сам Бог свидетельствовал и чрез столь многие уста ясно предвозвещал, что если они не захотят жить праведно и не позаботятся даже напоследок совершить обращение к лучшему; то они и сами возбудят против себя праведное наказание и, подвергшись накликанному на себя бедствию, причины своих страданий должны будут усвоить своим собственным настроениям. Если же речи святых пророков излагают одно и то же, то пусть никто не осуждает их, вменяя им в тождесловие, но пусть хорошенько размыслит вот о чем. Нельзя ведь найти ни одного момента времени, в который не было бы людей, способных исправлять грешников; и как никто из имеющих здравый смысл не подвергнет обвинению то, что во всякое время существуют врачи, отвращающие одни и те же из наших болезней соответствующими им врачебными средствами, так, я думаю, никто не решится поставить в упрек святым пророкам, если они оказываются выступающими с одними и теми же делами и словами; ибо один был Господь, Который говорил всем им и заблуждающимся во всякое время указывал на людей, могущих возвратить их на правый путь.
 

Подробнее...

Святитель Кирилл Александрийский. Толкование на пророка Малахию

Предисловие
 
И о пророчестве Малахии необходимо сделать несколько предварительных замечаний, для научения читателей относительно того, как понимать им каждое его изречение. По окончании времен плена, Израиль стал переселяться из Вавилона в Иудею и пришел обратно в святой город, сложив с себя иго рабства. Воздвигнут был также и святой храм, когда настоятельствовали делами Зоровавель и Салафииль, который был колена Иудина, и Иисус, сын Иоседека, священник великий. В то время пророчествовали освобожденным из плена Аггей и Захария, когда Ездра и Неемия были у них священнослужителями. Современником упомянутым святым пророкам или же очень немного после них был и божественный Малахия, который называется также Ангелом, ибо это означает имя Малахии. Не следует принимать мнения о нем некоторых, кои всуе баснословят, думая и утверждая, что это был ангел по природе, что он воплотился по изволению Божию и был для израильтян в должности пророка. Но ангелом, как сказал я, назван он прежде всего потому, что его имя имеет такое значение. 
 

Подробнее...

Евангельское учение о милосердии в притчах.

Милосердие – главнейшая из добродетелей.

Милосердие (Мф 5:7) – одна из важнейших Христианских добродетелей, исполняемая посредством дел милости телесных и духовных. Различен милования образ и широка заповедь сия, - говорит св. Иоанн Златоуст.[1] Дела милости телесной следующие: питать алчущих, напоить жаждущего, одеть нагого, или имеющего недостаток в приличной и необходимой одежде, посетить находящегося в темнице, посещать больных, странника принять в дом и успокоить, погребать умерших в убожестве. 

Подробнее...

Блаженный Иероним Стридонский. Толкование на Евангелие от Матфея

Современник Амвросия Медиоланского, ритор и анахорет, аскет и ругатель, Иероним был одним из любимых авторов Эразма Роттердамского, издавшего его произведения в Базеле в 1516-1520 гг. Великий писатель Возрождения видел в Иерониме не "отца церкви", а предтечу гуманистов, филолога, истолкователя классической античности, владевшего к тому же тремя языками, на которых основывалась гуманистическая образованность - латинским, греческим, древнееврейским. Лютер ненавидел Иеронима, хотя широко пользовался переводами отца "Вульгаты".

Подробнее...

Толкованія святого Ипполита, епископа Римскаго, на книгу пророка Даніила (Εἰς τὸν Δανιήλ).

Творения святого Ипполита, епископа Римского, в русском переводе. Выпуск I. Казань, 1898Толкованія на книгу пророка Даніила — единственное экзегетическое произведеніе св. Ипполита, которое сохранилось до нашего времени, можно сказать, въ полномъ составѣ, — если конечно мы будемъ имѣть въ виду не только отрывки, извѣстные намъ въ подлинномъ греческомъ текстѣ, но также и многочисленные переводы его на старославянскій языкъ. До самаго послѣдняго времени всѣ эти отрывки (и греческія, и славянскія, и сирійскія и армянскія) произведенія Ипполита, или совершенно не были извѣстны въ печати, или же были изданы только въ разрозненномъ видѣ въ различныхъ изданіяхъ извѣстныхъ ученыхъ библіофиловъ (Комбефиза, Миня, Лагарда, Питры, Невоструева, Срезневскаго). Только Георгіадесъ, профессоръ аѳинскаго университета, сдѣлалъ въ данномъ случаѣ первую и очень удачную попытку объединить существующіе отрывки означеннаго сочинеyія Ипполита и сдѣлать ихъ всеобщимъ достояніемъ ученаго міра. Дѣйствительно, въ 1885 и 1886 годахъ въ аѳинскомъ журналѣ: Ἐϰϰλησιαστιϰὴ Ἀλήϑεια появилось изданіе четвертой книги «Толкованій» на основаніи греческаго манускрипта, хранящагося въ библіотекѣ халкинскаго училища. 
 

Подробнее...

Свт. Андрей, архіеп. Кесарійскій († ок. 565 г.) Толкованіе на Апокалипсисъ. Слово первое. Глава 1-я.

Толкование на Апокалипсис святого Андрея, Архиепископа Кесарийского. Издание четвертое. М., 1901(I. 1). Апокалипсисъ Іисуса Христа, егоже даде ему Богъ, показати рабомъ Своимъ, имже подобаетъ быти вскорѣ.
 
Откровеніе Іисуса Христа, которое далъ Ему Богъ, чтобы показать рабамъ Своимъ, чему надлежитъ быть вскорѣ.
 

Подробнее...

Свщмч. Ипполитъ Римскій († 268 г.) Толкованія на книгу пророка Даніила. Книга первая. Видѣніе первое. О Сусаннѣ и Даніилѣ.

Желая въ точности показать времена бывшаго плѣненія сыновъ израилевыхъ и пророческія видѣнія блаженнаго Даніила, равно какъ и образъ его жизни въ Вавилонѣ, начиная съ дѣтскаго возраста, — я съ своей стороны имѣю своею цѣлію сдѣлаться свидѣтелемъ въ пользу этого святого и праведнаго мужа, который былъ пророкомъ и мученикомъ Христовымъ, — который не только раскрылъ всѣ видѣнія Навуходоносора, бывшія въ тѣ времена, но и научилъ себѣ подобныхъ юношей, и представилъ ихъ въ мірѣ доблестными мучениками.
 

Подробнее...

Іоаннъ Фока († XII в.) Сказаніе вкратцѣ о городахъ и странахъ отъ Антіохіи до Іерусалима, также Сиріи, Финикіи и о святыхъ мѣстахъ въ Палестинѣ.

1. Что же, — насладившись вдоволь зрѣлищемъ святынь, и видѣвши мѣста, на которыхъ древле дѣйствовалъ Богъ, выведшій чрезъ Моисея изъ Египта бѣжавшій отъ рабства народъ въ чудесахъ и знаменіяхъ рукою крѣпкою, сокрушившій народы и ихъ властителей, Сіона царя Амморейскаго, и Ога царя Васанскаго и всѣ царства Ханаанскія (Псал. 134, 10-12) и мышцею высокою водворившій тамъ странствующій народъ и умножившій его такъ, какъ представляютъ божественныя писанія, напослѣдокъ же чрезъ божественное вочеловѣченіе Единороднаго Своего освятившій (сіи мѣста) и дивное дѣло нашего возсозданія совершившій, — одни мы будемъ пользоваться этимъ благомъ, подражая лакомкамъ въ пищѣ? Но гдѣ же будетъ тогда общеніе и взаимное сочувствіе, чрезъ которыя обнаруживается дѣло любви, и то, чѣмъ обыкновенно характеризуется отличительная особенность нашей природы? И такъ, попытаемся на сколько хватитъ силъ, начертать словомъ, какъ бы рисунокъ на доскѣ, и чтó мы видѣли непосредственно изложить боголюбцамъ посредствомъ письмени. Для тѣхъ, которые сами видѣли эти мѣста, можетъ быть, я дѣлаю нѣчто лишнее. Ибо если цѣль слова состоитъ въ подражаніи видимой дѣйствительности, а всякое подражаніе является ниже дѣйствительности по точности, то ясно, что я (своимъ описаніемъ) доставлю имъ меньше удовольствія, чѣмъ какое было имъ доставлено собственными очами. Почему же однакожъ я рѣшаюсь на это? Потому, что тѣмъ, которые сами не видали этихъ прекрасныхъ мѣстъ, а случайно отъ кого либо слыхали объ нихъ, мое изложеніе дастъ, думаю, болѣе ясное объ нихъ представленіе, чѣмъ какое могли имъ дать тѣ, которые сообщали имъ все безъ разбору, — да и видѣвшимъ доставитъ кое какое удовольствіе; ибо на что съ удовольствіемъ смотрѣлось, о томъ пріятно и послушать.
 

Подробнее...

Свт. Астерій Амасійскій († ок. 404 г.) Бесѣда на слова Евангелія отъ Матѳея: по всякой ли причинѣ позволительно человѣку разводиться съ женою своею (Матѳ. 19, 3)?

Прекрасно у христіанъ и трудолюбцевъ это сочетаніе двухъ дней, — разумѣю — субботы и дня Господня (т. е. воскресенья), — которое еженедѣльно повторяется въ круговоротѣ времени; ибо какъ матери или кормилицы Церкви, они и народъ собираютъ и священниковъ заставляютъ выступать въ качествѣ наставниковъ, а учениковъ и учителей вмѣстѣ руководятъ къ попеченію о душахъ. У меня, напримѣръ, все еще звучитъ рѣчь вчерашняго дня и засѣло въ памяти то, чѣмъ (вчера) мы занимались. Взираю на крестъ, водруженный пророчествомъ Исаіи, и на одежды Господа, обагренныя кровію какъ у того, кто выжимаетъ виноградъ (Ис. 63, 2-3), — и на Спасителя, несущаго скорое искупленіе въ десницѣ Своей. И Соломона созерцаю, производящаго предъ нами судъ и правду во всей возможной строгости (3 Цар. 3, 24). Жалѣю и о должникѣ евангельскомъ, который не оказалъ подобному себѣ рабу человѣколюбія, коимъ самъ воспользовался отъ Господа (Матѳ. 18, 28), но по безразсудству и жестокости снова навлекъ самъ на себя бѣду. Вотъ какими главными предметами занимались мы въ прошедшій день, какъ знаете всѣ вы, если только слушали не безъ надлежащаго вниманія.
 

Подробнее...

Преп. Ѳеодосій Печерскiй († 1074 г.) Поученіе о казняхъ Божіихъ.

Богъ наводитъ какую-либо казнь или иноплеменниковъ, по гнѣву Своему, за то, что мы не обращаемся къ Нему, а междоусобная брань бываетъ по наущенію отъ діавола и отъ злыхъ людей. Богъ не хочетъ зла людямъ, но добра; а діаволъ радуется всякому злу, совершаемому между людьми: онъ издревле врагъ намъ, хочетъ убійства, кровопролитія, воздвигая свары, убійства, зависть, братоненавидѣніе, клеветы. Поэтому если какая-либо страна согрѣшаетъ, Богъ наказываетъ ее смертію, или голодомъ, или нашествіемъ иноплеменниковъ, или бездождіемъ и другими различными казнями, чтобы мы, покаявшись, жили такъ, какъ Богъ велитъ, вѣщая намъ чрезъ пророка: обратитеся ко Мнѣ всѣмъ сердцемъ вашимъ въ постѣ и плачи (Іоил. 2, 12). Если бы мы пребывали въ заповѣдяхъ Божіихъ: то и здѣсь удостоились бы получить блага земныя, и по отшествіи изъ міра — жизнь вѣчную. Но мы постоянно вращаемся въ нечестіи, прилагая грѣхи ко грѣхамъ, во всемъ прогнѣвляя Бога, совершая злое предъ очима Его. 
 

Подробнее...

Свщмч. Зинонъ Веронскій († IV в.) Объ Іовѣ.

Священную исторію, возлюбленные братіе, для того передали намъ Боговдохновенные писатели, чтобы мы, читая ее, научились, по мѣрѣ возможности, подражать по-крайней-мѣрѣ нравамъ предковъ, если уже не можемъ подражать ихъ добродѣтелямъ; потому-что они столь благочестиво и свято жили, что уже одно знаніе дѣлъ ихъ должно считать немаловажнымъ счастіемъ. Такъ, на примѣръ, Іовъ былъ праведенъ, чистъ отъ суетныхъ мірскихъ желаній, непороченъ во внѣшнемъ образѣ жизни, еще непорочнѣе въ душѣ, и столько осмотрителенъ и безукоризненъ во всѣхъ своихъ дѣлахъ и мысляхъ, что заслужилъ похвалу даже отъ Бога. 
 

Подробнее...

Свщмч. Меѳодій Патарскій († 312 г.) Слово о Симеонѣ и Аннѣ, въ день Срѣтенія Господня [1].

Святой Мефодий епископ и мученик, Отец Церкви III-го века. Полное собрание его творений. СПб., 18771. Нѣкогда, по возможности въ краткихъ словахъ, мы изложили мысли о дѣвствѣ въ твореніи: «Пиръ (или) о дѣвствѣ»; а нынѣ, слѣдуя теченію времени, представляемъ славу дѣвства въ самомъ полномъ основаніи и неувядающемъ вѣнцѣ его на радость питомцамъ Церкви. Ибо нынѣ открывается совѣтъ божественныхъ опредѣленій и священными проповѣдниками объясняются церковному собранію прообразы и послѣдствія настоящаго славнаго дня. Нынѣ самыми дѣлами преславно открывается міру исполненіе древняго и истиннаго совѣта (Божія). Нынѣ мы безъ покрывала, открытымъ лицемъ, какъ въ зеркалѣ, взираемъ на славу Господа и Его божественнаго кивота (2 Кор. 3, 18). Нашъ святѣйшій праздникъ на раменахъ своихъ приноситъ и подаетъ роду человѣческому небесную радость, которой ожидали изъ рода въ родъ. Древнее прошло, и процвѣло новое и нестарѣющееся (2 Кор. 5, 17; Ис. 43, 19). Уже не господствуетъ болѣе суровое ученіе закона, но царствуетъ благодать Господня, обращая къ себѣ всѣхъ спасительнымъ долготерпѣніемъ. Не поражается опять невидимымъ образомъ какой-либо Оза, дерзнувшій прикоснуться къ неприкосновенному (2 Цар. 6, 6-7). Ибо самъ Богъ призываетъ, и кто будетъ бояться? Пріидите ко Мнѣ всѣ труждающіеся и обремененные, взываетъ Онъ: и кто не поспѣшитъ (Матѳ. 11, 28)? Пусть никто изъ Іудеевъ не противится истинѣ, взирая на прообразъ (этого) въ домѣ Аведара (2 Цар. 6, 10). Господь пришелъ къ своимъ явно (Псал. 49, 3; Іоан. 1, 11) и, какъ бы на очистилищѣ, въ одушевленномъ кивотѣ (плоти) шествуетъ по землѣ. Мытарь, прикоснувшійся этого кивота, объявляется праведнымъ. Блудница, приблизившаяся къ нему, дѣлается цѣломудренною. Прокаженный, подошедшій къ нему, снова становится здоровымъ. Никого онъ не отвергаетъ; никого не отвращается. Сообщаетъ здоровье, не принимая вреда отъ больныхъ; ибо Господь человѣколюбія пребываетъ въ немъ. Таковы дары новой благодати! Это новое совершилось подъ солнцемъ (Еккл. 1, 10), не бывшее прежде, и не имѣющее быть послѣ. Онъ предопредѣлилъ это по милосердію къ намъ, и пришелъ, и исполнилъ по человѣколюбію, Ему свойственному. Посему достойно возглашала священная труба: древнее прошло, теперь все новое (2 Кор. 5, 17). Что же я помыслю, или что скажу достойное этого дня, въ виду предметовъ недоступныхъ? Ибо память святой Дѣвы всегда превосходитъ всякое слово. Посему, если величіе достоинствъ превышаетъ немощь нашу, прибѣгнемъ къ посильной хвалебной пѣсни, и, прославляя непобѣдимую побѣду, съ восторгомъ будетъ ликовать вмѣстѣ съ паствою, любящею празднества Христовы. Ты же, божественнѣйшее и священнѣйшее собраніе слушателей, пребывай въ молчаніи, чтобы спокойно при посредствѣ слуха ввести въ пристань ума сокровища истины. Мы совершаемъ праздникъ, не представляющій смѣшнаго и шумнаго пиршества боговъ эллинскаго баснословія, а воспоминающій нисшествіе (къ намъ) неприступной славы Того, который есть Богъ сущій надъ всѣмъ (Рим. 9, 5).

Подробнее...

Свт. Аѳанасiй Великiй (†373 г.) Изъ бесѣдъ на Евангеліе отъ Матѳея. Гл. 1.

Ст. 1. Книга родства Іисуса Христа. Христосъ и Іерей и Царь; Онъ — Іерей, потому что самъ Себя принесъ въ жертву за насъ; Онъ — Царь, потому что воцарился для низложенія грѣха и смерти.
 
Ст. 17. Родове четыренадесяте. Почему о родахъ сказано здѣсь: родове четыренадесяте, когда лицъ поименовано двѣнадцать? Думаю потому, что Евангелистъ вмѣсто одного рода полагалъ самое преселеніе, и вмѣсто другого — Христа.
 

Подробнее...

Преп. Ефремъ Сиринъ († ок. 379 г.) ТОЛКОВАТЕЛЬНЫЯ ПИСАНIЯ. Толкованіе на книгу Исходъ.

Во второй книгѣ Исходъ исчисляются семьдесятъ душъ, вошедшихъ съ Іаковомъ въ Египетъ; повѣствуется о томъ, что умерли Іосифъ и сыны рода его, что восталъ новый царь и убивалъ младенцевъ, что Моѵсей спасенъ въ ковчегѣ и сталъ сыномъ дочери Фараоновой, что пришелъ онъ къ братіямъ своимъ съ тою мыслію, что его рукою дано будетъ имъ спасеніе (Дѣян. 7, 25), что убилъ Египтянина, укорилъ Еврея и былъ обвиненъ имъ, что бѣжалъ въ землю мадіамскую, сѣлъ у кладязя, защитилъ отъ обиды дѣвъ, вошелъ въ домъ Іоѳора, и женился на дочери его Сепфорѣ, что умеръ Фараонъ, что сыны Израилевы воздохнули отъ тяжкаго рабства. Повѣствуется о томъ, какъ Евреи молились и были услышаны, какъ Богъ явился Моѵсею въ купинѣ, какъ жезлъ сталъ зміемъ, рука покрылась проказою и очистилась, какъ Моѵсей идетъ въ Египетъ, какъ срѣтаетъ его на стану Ангелъ и грозитъ убить его, какъ Моѵсей входитъ въ Египетъ, и встрѣчаетъ его Ааронъ, какъ Моѵсей совершаетъ знаменія предъ старѣйшинами народа, и они вѣрятъ ему; какъ Моѵсей и Ааронъ входятъ къ Фараону, но онъ не хочетъ отпустить Евреевъ, увеличиваетъ ихъ работы, запрещаетъ давать имъ плевы, какъ жезлъ превращенъ въ змія, рѣка претворена въ кровь, потомъ жабы, зараза, скнипы, песіи мухи, гнойные струпы, огонь и градъ, саранча, Тьма и избіеніе первенцевъ, какъ въ четырнадцатый день Евреи заколаютъ и ѣдятъ агнца, какъ поспѣшно исходятъ изъ Египта, вооружившись и украсившись золотомъ, серебромъ и одеждами, взятыми у Египтянъ. 
 

Подробнее...

Архіеп. Филаретъ Гумилевскій († 1866 г.) Слова и бесѣды на святую Четыредесятницу. Бесѣда I. На псал. 50, во вторую недѣлю поста.

Помилуй мя Боже, по велицѣй милости Твоей.
 
Слова, беседы и речи Филарета (Гумилевского), архиепископа Черниговского и Нежинского. В 4-х частях. Издание 3-е. СПб., 1883Кто это такъ трогательно молитъ Бога о помилованіи? Кто стѣсненъ такою нуждою въ помощи небесной? Чья душа изливаетъ такую скорбь о себѣ предъ Господомъ? Это молится царь и пророкъ Давидъ! Пророкъ и — исповѣдуетъ свой тяжкій грѣхъ предъ Богомъ? Царь славный не только въ своемъ царствѣ, но и у сосѣдей и — составляетъ пѣснь о своемъ паденіи, чтобъ всѣ слышали ее. Начальнику пѣвцовъ пѣснь Давида [1], внегда внити къ нему Наѳану пророку, егда вниде къ Вирсавіи женѣ Уріевой: такъ говоритъ надпись псалма. И тоже показываетъ содержаніе псалма.
 

Подробнее...

А. П. Лопухин. Второе послание Святого Апостола Павла к Тимофею

Надписание и приветствие (1–2). Благодарность, молитва и увещание апостола (3–7). Не должно стыдиться свидетельства о Христе (8–12). О сохранении вверенного Тимофею учения (13–14). Пример Онисифора (15–18).
Тимофей должен передавать спасительную истину верным ученикам (1–14). При этом Тимофей должен обратить внимание на центральный пункт евангельского учения (15–19). Не следует все достоинство человека полагать в его одарении духовном (20–23). Тимофей должен с кротостью учить верующих и неверующих (24–26).
Наступление тяжких времен (1–9). Пример апостола Павла (10–12). Увещание Тимофею (13–17).
Обязанности Тимофея ввиду ожидаемого пришествия Христова и отшествия апостола Павла из этой жизни (1–8). Заключение послании: разного рода поручения, приказания, советы и приветствия (9–22).

Подробнее...

А. П. Лопухин. Соборное послание Святого Апостола Иуды

О соборном послании Святого Апостола Иуды

Писателем последнего в каноническом порядке послания был Иуда «раб Иисуса Христа, брат Иакова» (Иуд I). Вопреки мнению некоторых западных исследователей (у нас разделяемому преосвящ. Михаилом), этот Иуда не может быть отождествляем с апостолом из числа 12-ти - Иудою Фаддеем или Леввеем (Мф X: 3), иначе называемым Иудою Иаковлевым (Лк VI: 16; Деян I: 13): Апостол Иуда скорее называл бы себя сыном Иакова, а не братом Иакова. Поэтому гораздо основательнее признать, что писателем последнего Соборного послания был Иуда, брат Господа по плоти, сын Иосифа Обручника от первой его жены и брат Иакова, первого епископа Иерусалимского и писателя первого послания (ср. Мф XIII: 65). По свидетельству Климента Александрийского, Иуда, написавший Соборное послание, был братом сыновей Иосифа (Обручника); он мог бы указать на свое родство по плоти с Господом, но предпочитает именовать себя Его рабом, указывая только на свое отношение к Иакову: он был братом Иакова, по отцу Иосифа (Ad umbr. Megne. gr. IX: 731).

Подробнее...

А. П. Лопухин. Послание Иеремии

1. Неподлинность послания

Послание Иеремии, написанное на греческом языке, на самом деле не принадлежит великому иудейскому пророку. Это доказывается во 1) тем, что его совсем нет в еврейской Библии, в сирийском переводе Пешито и даже в некоторых списках LXX-ти; во 2-х) самое содержание послания не имеет почти ничего общего с содержанием книги пр. Иеремии, 3), наконец, язык послания далеко не похож на блестящий язык кн. пр. Иеремии. Кроме того, в послании своем Иеремия не мог употребить таких неточных выражений как семь родов вместо семидесяти лет (для обозначения периода вавилонского плена) и тому под.

Подробнее...

Святитель Иннокентий Херсонский. Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа

Содержание

  • Глава I. Краткое обозрение земной жизни Иисуса Христа по отношению к Его последним дням жизни
  • Глава II. Последнее путешествие Иисуса Христа из Галилеи в Иерусалим
  • Глава III. Воскрешение Лазаря с его последствиями
  • Глава IV. Торжественный Вход Иисуса Христа в Иерусалим, его цель и значение
  • Глава V. Проклятие смоковницы и изгнание из храма торжников
  • Глава VI. Всенародное посольство к Иисусу Христу от синедриона
  • Глава VII. Посрамление сект иудейских и обличение их пороков перед народом
  • Глава VIII. Заключение общественного служения Иисусова в качестве Мессии
  • Глава IX. Беседа с учениками о судьбе Иерусалима и последних днях мира
  • Глава X. Взгляд на (образ) исполнения пророчеств о судьбе Иерусалима, с примечаниями касательно (образа) изъяснения пророчеств о последних днях мира
  • Глава XI. Предание Иисуса Христа Иудой
  • Глава XII. Омовение ног и Тайная Вечеря
  • Глава XIII. Прощальная беседа Иисуса Христа с учениками
  • Глава XIV. Гефсиманский подвиг Иисуса Христа
  • Глава XV. Предание
  • Глава XVI. Иисус Христос на суде первосвященников и синедриона
  • Глава XVII. Окончательный приговор синедриона Иисусу Христу
  • Глава XVIII. Судьба предателя
  • Глава XIX. Иисус Христос на суде Пилата
  • Глава XX. Иисус Христос на суде Ирода
  • Глава XXI. Иисус Христос осуждается на бичевание и смерть Пилатом
  • Глава XXII. Взгляд на образ суда над Иисусом Христом
  • Глава XXIII. Распятие
  • Глава XXIV. Иисус на кресте
  • Глава XXV. Взгляд на покаявшегося на кресте разбойника
  • Глава XXVI. Чудесные знамения с их последствиями
  • Глава XXVII. Последние события при кресте Иисуса
  • Глава XXVIII. Снятие со креста и погребение
  • Глава XXIX. Кустодия

 

Подробнее...

Преподобный Максим Исповедник. Толкование на 59 псалом

В конец, о изменитися хотящих, в столпописание Давиду, в научение, внегда сожже средоречие Сирийское, и Сирию Совальскую, и возвратися Иоав, и порази Едома в дебри Солей, 12 тысящ.

Подробнее...

Тимофей Буткевич. О смысле и значении кровавых жертвоприношений в дохристианском мире и о так называемых "ритуальных убийствах".

Самую существенную составную часть всякаго вообще религiознаго культа представляютъ мoлитвocлoвiя и жертвы, приносимыя человекомъ Богу. Въ дохристiанскомъ мире были различаемы два вида жертвъ: мирныя или безкровныя и кровавыя. Вознося свою молитву Богу, какъ iудеи, такъ и язычники признавали необходимымъ приносить къ алтарю и различные дары отъ своего именiя и своихъ трудовъ: хлебъ, муку, вино, елей, ладанъ или смирну, соль и драгоценныя вещи: золото, серебро, деньги, пурпуровыя и висонныя матерiи (ср. Исх., 25, 3-7). Но особенно угоднымъ Богу дохристiанскiе народы считали принесенiе кровавыхъ жертвъ. На этихъ то жертвоприношенiяхъ мы и останавливаемъ въ настоящiй разъ вниманiе читателя.

Подробнее...

Протоиерей Геннадий Фаст. Видение Нового Иерусалима (Апокалипсис, 21-22)

Начинается новое и последнее апокалиптическое видение тайнозрителя и апостола Иоанна Богослова. По нашему делению, это седьмая картина Апокалипсиса. Картина вечности — нового неба, новой земли и нового Иерусалима. 

Подробнее...

Свт. Кирилл Александрийский. Глафиры, или объяснения избранных мест из Пятикнижия Моисея

Содержание:

Подробнее...

Евангелие от Иоанна 24 зачало (глава 6 с 56 по 69 стих)

56Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. 57Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. 58Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. 59Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме. 60Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать? 61Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас? 62Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде? 63Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь. 64Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его. 65И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего. 66С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. 67Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? 68Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: 69и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго. 

Подробнее...

Святитель Григорий Двоеслов. Сорок бесед на Евангелия.

К Секундину, Епископу Тавроменитскому

Досточтимейшему и святейшему брату, Епископу Секундину, Григорий, раб рабов Божиих.

Между священнодействий Литургии я изъяснил сорок чтений из Евангелия, из числа тех, которые в известные дни, по обычаю, читаются в нашей Церкви. Изъяснение некоторых из них читаемо было предстоящему народу писцом, а изъяснение других перед народом я говорил сам; и в последнем случае оно записано так, как я говорил. Но некоторые братия, пламенея ревностью к священному слову, передали другим то, что я говорил, прежде, нежели я успел тщательно исправить сказанное так, как предполагал. Этих братии я назвал бы в некотором отношении подобными голодным людям, которые нетерпеливо хотят есть пищу прежде, нежели она вполне сварена будет. Место же Писания: «Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола» (Мф.4:1), хотя прежде я изъяснял с некоторым сомнением, однако же после я исправил сомнение точным изъяснением. 

Подробнее...

Преподобный Максим Исповедник "Толкование на молитву Господню"

Пролог. Я принял самого Богохранимого Владыку, явившегося ко мне в своих почтенных письмах; духом он всегда [при мне] и никогда не может отсутствовать, но при этом, вследствие богатства добродетели своей по причинам, вложенным Богом в саму природу [его], он не уклоняется от того, чтобы богоподражательно общаться со своими рабами. Поэтому, удивляясь величию снисходительности его, я смешал страх свой пред ним с влечением к нему, и из этих двух чувств, из страха и влечения, а также из почтения и благоволения, у меня образовалась единая любовь. Таким образом, страх мой перед ним, соединяясь с влечением к нему, не перейдет в ненависть, а к тому же влечение это, соединяясь с благоразумным страхом, не превратится в пренебрежение; но любовь, будучи законом, усвояет себе из страха и расположения только то, что по природе сродно ей, и вместе с тем, расположением она убивает ненависть, а почтительным страхом далеко изгоняет пренебрежение. Блаженный Давид, понимая, что страх, преимущественно перед другими чувствами, входит в состав любви к Богу, говорит: Страх Господень чист, пребываяй в век века (Пс. 18:10); очевидно, что он отличает этот страх от другого, то есть от страха наказания за грехи, так как этот последний с появлением любви изгоняется из сердца и совершенно исчезает, как свидетельствует об этом в одном месте своих посланий великий Евангелист Иоанн, говоря: Любовь изгоняет страх (1 Ин. 4:18). А этот страх, наоборот, сам естественным образом начертывает в сердце закон настоящей любви, навечно сохраняя нетленной у святых людей, посредством благоговейного стыда, их любовь к Богу и друг к другу, которая блюдется ими как священное установление и как образ жизни.

Подробнее...

Святитель Кирилл Александрийский "Толкование на книгу пророка Авдия"

Предисловие

Авдий пророчествовал вероятно в те же самые времена, что и Иоиль; и едва ли не по отношению к нему получил он свое видение и сообщает раскрытие того же предмета; ибо Иоиль в самом уже конце своего пророчества говорит: «Египет в погибель будет, и Идумея в поле погибели будет за озлобление сынов Иудиних, понеже пролияша кровь праведную на земли своей» (Иоил.3:19), а Авдий подробно повествует о погибели Идумеи, каким образом и как в свое время совершится она. Поскольку же для читателей библейских Писаний полезно в точности и прежде всего узнать, что такое Идумея и что с нею случилось и ради чего подверглась она бедствиям от гнева божественного, то мы и скажем о всем этом, раскрывая это любознательным насколько возможно ясно. Так как он (Исав) Едомом, то есть, земным назван за то, что продал первородство и пренебрег честью, проистекающею отсюда для него, и предпочел предложенное блюдо одной и притом весьма дешевой снеди, то и происшедших от него стали называть Идумеями. Страна же Идумеев называется Сеир и Феман; Сеиром называется потому, что жители ее, говорят, косматы, как и Исав был космат и покрыт волосами (Быт.25:25), а Сеир значит: обростание волосами или обросший волосами. В этой стране была и гора Сеир. Феманом же еще называется она ради того, что лежит на самом юге, а Феман на Еврейском языке и значит юг. Но некоторые думают, что Феманом она называется и по другой причине, а именно говорят, что у Исава был некогда сын Елифаз, а от Елифаза Феман, от которого и страна получила имя Феман. 

Подробнее...

Тертуллиан. О плоти Христа.

1. Те, которые стремятся поколебать веру в воскресение (несомненную до появления этих родичей саддукеев [1]), отрицая притом что подобная надежда относится и к плоти, – конечно, своими утвержденими сводят на нет и плоть Христову, ибо полагают, что ее или вовсе не было, или же она, во всяком случае, не была человеческой. Ведь если бы она была признана человеческой, они осудили бы сами себя: то, что воскресло во Христе, несомненно воскресает. Стало быть, нам нужно укрепить чаяние плоти тем же, чем они их разрушают. Рассмотрим телесную сущность (corporalis substantia) Господа, ибо о духовной (spiritualis) нет сомнений. Зададим вопрос о подлинности ее и ее свойстве – была ли она у Него, откуда и какая. Разъяснение всего этого придаст законность и нашему воскресению.

Подробнее...

А. П. Лопухин. Откровение (Апокалипсис) Святого Апостола Иоанна Богослова

А. П. Лопухин.
Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов.
Откровение (Апокалипсис) Святого Апостола Иоанна Богослова

 

ОБ ОТКРОВЕНИИ (АПОКАЛИПСИСЕ) СВЯТОГО АПОСТОЛА ИОАННА БОГОСЛОВА

Предание об Апокалипсисе

В ряду свидетельств о происхождении какой-либо священной книги первое место принадлежит свидетельству предания. Если вся церковная древность с самого почти того времени, какому приписывается книга, высказывается известным образом о ее происхождении, то мы вполне уполномочены верить этому голосу Церкви, и внутренние данные самой книги имеют тогда второстепенное значение. Это и необходимо прежде всего помнить при критическом исследовании Апокалипсиса. На основании рассмотрения содержания и языка книги в связи с содержанием и языком четвертого Евангелия критика изобрела много гипотез относительно ее происхождения, но для нас имеет главное значение факт, что древнейшее церковное предание считает Апокалипсис писанием св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

Подробнее...

Епископ Виссарион (Нечаев). Толкование на паремии из книги Бытия.

Содержание

Подробнее...

Преподобный Никита Стифат. Трактат о рае.

Содержание

а. Сколькими способами мы видим божественный рай чувственно воспринимаемым при благочестивом созерцании.
б. С другой стороны, сколькими способами мы видим рай умопостигаемым через логосы созерцания и какие в нем насаждения.
в. Каковы плоды обоих насаждений умопостигаемого рая?
г. Иначе: божественный поворот из созерцания в созерцание.
д. Через аллегории, иное, более возвышенное, созерцание поручения и заповеди Бог а для Адама.
е. Другое самое мудрое и возвышенное созерцание умопостигаемого рая и каноны врата, вводящие в него, каковы выводящие и какие в нем божественные насаждения.
ж. Каково делание и хранение умопостигаемого рая и ходатаем чего становится причастие ею плодам для различно возделывающих в нем?
з. Каким образом Слово установило (только) двое, а не мною, врат в этом раю, обращающихся также, как и Херувимы, и что за различие действия каждых из этих (врат)?
Примечания.

Подробнее...

Послание апостола Варнавы

Глава 1

 

Здравствуйте в мире, сыны и дщери во имени Господа нашего Иисуса Христа, возлюбившего нас.

 

Зная, что вы изобилуете великими и прекрасными добродетелями Божиими, я необыкновенно радуюсь о блаженных и преславных душах ваших, - радуюсь, что вы получили благодать столь глубоко укоренившуюся в вас. Потому и сам весьма утешаюсь, ожидая своего освобождения, ибо по истине вижу, что на вас излит Дух от прекрасного источника божественного: я в том убежден и совершенно знаю, что с тех пор, как обращаюсь с вами, я приобрел многие блага на пути спасения Господня.

Подробнее...

Образ Богородицы в Четвероевангелии

Кто найдет добродетельную жену? цена ее выше жемчугов.
Уверено в ней сердце мужа ее, и он не останется без прибытка.
Притч.31:10-11
 
Когда пришла полнота времени, Бог послал
Сына своего, который родился от жены.
Гал.4:4

Помыслы человека, плененные диаволом, соблазняясь малочисленностью слов о Матери Господа нашего, сказанных в Евангелиях, могут, искусившись, унизить Ее значение для рода человеческого.

Подробнее...

Архиепископ Аверкий (Таушев). Соборные Послания

Содержание:

Сведения οб авторе. Назначение послания, время и место написания его. Повод к написанию послания. Подлинность послания Иаковлева. Общий характер послания и его содержание. Экзегетический разбор послания святого Αпостола Иакова.

Сведения об авторе. Первоначальное назначение послания, повод к написанию и цель. Место и время написания послания. Содержание послания. Экзегетический разбор Первого послания святого Αпостола Петра.

Первоначальное назначение, побуждение к написанию и цель послания. Время и место написания послания. Подлинность этого послания. Экзегетический разбор Второго Послания Петрова.

Сведения οб авторе. Подлинность первого послания Святого Апостола Иоанна. Время и место написания послания Иоаннова. Первоначальное назначение послания, побуждения к написанию его. Содержание послания. Экзегетический разбор первого послания Иоаннова.

Экзегетический разбор второго послания Иоаннова.

Экзегетическии разбор третьего послания Иоаннова.

Сведения об авторе. Подлинность послания святого Апостола Иуды. Повод к написанию послания. Время и место написания послания святого Иуды. Содержание соборного послания святого Апостола Иуды. Экзегетический разбор соборного послания святого Апостола Иуды.

Подробнее...

А. П. Лопухин. Толковая Библия. Книга пророка Исаии

А. П. Лопухин

 

Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов.

 

Книга пророка Исаии

Подробнее...

Кассиан (Безобразов), епископ. Водою и кровию и Духом.

Замечательно толкование православного библеиста еп. Кассиана (Безобразова) на Евангелие от Иоанна. Особо его выделяет гармоничное совмещение научного подхода и подхода духовного, рассмотрение с точки зрения библейской критики и с точки зрения Православной Церкви, Святых Отцов.

Подробнее...

Епископ Кассиан (Безобразов). Лекции по Новому Завету. Евангелие от Матфея.

Нагорная проповедь.

Гл. 5-7

Прежде чем перейти к анализу Нагорной проповеди, надо поставить ряд общих вопросов, которые с ней связаны.

Во-первых, к какому моменту общественного служения Иисуса она относится? Евангелист Матфей помещает ее как будто в самом начале. Можно ли защищать это первое впечатление? Если мы обратимся к Лк., то параллельное место мы найдем в гл. 6 (ст. 20—49), а отдельные поучения, входящие в Мф. в состав Нагорной пропо­веди, окажутся, как мы уже видели, разбросанными до гл. 16 включительно. 

Подробнее...

Феофилакт Болгарский. Толкование на первое послание Святого Апостола Петра

Содержание первого послания святого апостола Петра

Апостол Петр, как сам говорит, пишет иудеям, находящимся в рассеянии и сделавшимся христианами. Послание его учительное. Так как некоторые из иудеев уверовали, то апостол утверждает их в вере. Прежде всего он объясняет и доказывает, что вера во Христа предвозвещена была пророками, как и искупление Кровию Его было предсказано чрез них, и что иудеям и язычникам возвещено все то, во что желают проникнуть ангелы. Потом он убеждает тех, к кому пишет, вести себя достойно Призвавшего их, увещевает их почитать правителей, а женам и мужьям заповедует единомыслие. Предложив далее несколько нравственных увещаний, объявляет, что Господь во аде проповедовал о спасении и воскресении, для того, чтобы прежде умершие воскресли, и судимы были в теле, и в благодати воскресения пребыли; присовокупляет, что всему приблизился конец, и все должны быть готовы отдать отчет Судии, и затем оканчивает послание.

Подробнее...

Папков А. А. О втором послании к коринфянам.

Писанія Мужей Апостольскихъ.

 

(Св?д?нія, заключающіяся въ нихъ относительно церковнаго устройства и управленія въ посл?-апостольскій в?къ).

 

Второе посланіе Климента къ Корин?янамъ (ок. 170 г.).

Оп.: А. Папковъ. Писанія Мужей Апостольскихъ. (Св?д?нія, заключающіяся въ нихъ относительно церковнаго устройства и управленія въ посл?-апостольскій в?къ). Второе посланіе Климента къ Корин?янамъ (ок. 170 г.). // Журналъ «Богословскій В?стникъ», издаваемый Московскою Духовною Академіею, 1911. — Томъ I. — Февраль. — С. 287-290.

Подробнее...

Свящ. Франсуа Руло. Епископ Кассиан Безобразов как экзегет Иоанновских писаний.

Cегодня издание нового толкования на Евангелие от Иоанна не нуждается в каком-то особом оправдании: каждое поколение христиан должно для себя и по-своему прочитать духовное Евангелие. Однако может возникнуть вопрос: почему мы избрали толкование, которое в. основном было составлено между 1958 и 1960 гг., т. е., принимая во внимание ритм, в котором развивается современная экзегетика, очень давно? Действительно, с той поры изменилась проблематика, стала иной природа споров, а прежде всего была проделана огромная работа. Иоанновские штудии — многочисленны и глубоки. И почему бы не обратиться к исследованиям более поздним, учитывающим все современные работы по Евангелию от Иоанна? Например, к исследованиям о. Ксавье Леон-Дюфура.

Подробнее...

Протоиерей Алексий Князев. Откровение о Матери Мессии (о Ветхозаветных основах Мариологии).

Многочастное, многообразное откровение Бога в Ветхом Завете, несмотря на ограниченность подаваемой в нем меры боговедения, уже отменяло в мире, через вхождение в него силы Божией, чин тварного, падшего естества. Такими вхождениями Бога в мир, имевшими место до воплощения Слова, объясняются все чудеса, которыми изобилует священная история Ветхого Израиля. Через вхождения Бога в мир происходило сообщение харизм боговдохновенным ветхозаветным мужам, оставившим Церкви ветхозаветную часть канона Священного Писания. И эти же вхождения Бога в мир давали иногда ветхозаветному человеку перерасти, хотя бы на краткие миги, присущую всему Ветхому Завету ограниченность богопознания и приоткрывали его духовному взору полноту благодати и славы, уготованную Богом миру во Христе. Поэтому, наряду с описаниями чудесных фактов Священной истории богоизбранного народа, ветхозаветное Писание свидетельствует и о чудесах благодатного проникновения в отдельные тайны еще не наступившего Нового Завета. Эти прозрения составляют в ветхозаветных книгах главную суть мессианских мест. 

Подробнее...

Епископ Кассиан (Безобразов). Принципы Православного толкования Слова Божия.

(фрагмент)

<...> Наш спор нельзя понимать как спор науки и слепой традиции. Его истоки глубже. Он ставит вопрос о религиозных принципах толкования Слова Божия. Изложение этих принципов в Православии и составляет тему моего доклада.

Подробнее...

Блаженный Августин Аврелий. О книге Бытия.

Двенадцать книг

Книга 1

Объясняется начало книги Бытия [с 1 стиха]: В начале сотвори Бог небо и землю до стиха 5: И нарече Бог свет день, и проч.

 

Глава I.

На что в св. писании надобно обращать внимание и что собственно означают 1 и 2 ст. Бытия.

Все Божественное писание делится на две части сообразно с тем, как это обозначил Господь, говоря, что книжник, наученный царству небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое; части эти называются двумя заветами. Но во всех свящ. книгах нужно обращать внимание на то, что открывается в них, как [нечто] вечное, о чем повествуется, как о прошедшем, что предвещается, как будущее, и что заповедуется или внушается, как таковое, что мы должны делать. Спрашивается теперь, принимать ли в повествовании о прошедшем все в смысле только иносказательном, или же оно должно быть утверждаемо и защищаемо в то же время и как действительно совершившееся. Ибо ни один христианин не скажет, что не следует понимать в иносказательном смысле слова Апостола, когда он говорит: Сия же вся образи прилучахуся онем (3 Кор. X, 11), а также, когда и изречение книги Бытия: И будета два в плоть едину (II, 24) он изъясняет как тайну великую во Христа и во церковь (Еф. V, 32).

Подробнее...

Богословский анализ труда проф. Н.Н. Глубоковского “Благовестие христианской свободы в послании св. Апостола Павла к Галатам”

В истории русской богословской мысли, бурным и плодотворным развитием которой был ознаменован конец XIX – начало XX века, одно из самых выдающихся мест принадлежит  знаменитому русскому богослову и церковно-общественному деятелю, заслуженному профессору Санкт-Петербургской Духовной Академии и Богословского факультета Софийского Университета, доктору богословия Николаю Никаноровичу Глубоковскому.

Подробнее...

Святитель Епифаний, епископ Кипрский. О семидесяти толковниках и о тех, которые ложно истолковали Святое Писание

Птолемей второй, по прозванию Филадельф, построив библиотеку в городе Александрии, в так называемом Врухие, местности, находящейся в том же городе, поручил эту самую библиотеку попечению некоего Димитрия Фалерейского, приказав ему собрать в нее отовсюду книги поэтов и других писателей. Когда же собрано было книг до пятидесяти четырех тысяч, тогда царь посылает к иерусалимлянам письмо и золотую трапезу весом во сто талантов вместо трапезы, захваченной из святого места в Иерусалиме, прося прислать ему все Священное Писание евреев. Они же, с радостью и без замедления переписав книги золотыми еврейскими буквами, выслали ему именно двадцать одну книгу, а по их исчислению, двадцать две книги канонические и семьдесят две апокрифические. Но царь, получив книги и раскрыв, не мог прочитать их, а потому вынужден был написать им другое письмо, прося выслать к нему толковников, которые могли бы перевести ему написанное по-еврейски на греческий язык. 

Подробнее...

Энциклопедическая статья. Вера

Один из главных феноменов человеческой жизни. По своей природе В. разделяется на религ. и нерелиг. «Все, что совершается в мире, даже людьми, чуждыми Церкви, совершается верою... весьма многие дела человеческие основаны на вере; и этому не одни мы верим, но верят и находящиеся вне Церкви... Они хотя не принимают Священного Писания, а руководствуются своими какими-либо учениями, впрочем и те принимают верою» (Сyr. Hieros. Catech. 5. 3). Нерелиг. В. проявляет себя как уверенность в ком-нибудь или в чем-нибудь (В. в человека, в прогресс, в научное открытие, в буд. урожай). Религ. В. определяется отношением человека к Божеству и проявляется в признании Его бытия, в доверии и верности Ему. Нередко В. называют сумму убеждений, вероучение и даже религию.

Подробнее...

Епископ Александр (Милеант). Евангелия

Слово “Евангелие” значит доброе известие, или — благая и радостная весть. Этим именем называются первые четыре книги Нового Завета, которые повествуют о жизни и учении воплотившегося Сына Божия, Господа Иисуса Христа, — о всем том, что Он сделал для установления праведной жизни на земле и спасения нас, грешных людей.
 

Подробнее...

Юревич Димитрий, диакон. Церковный и светский подходы в изучении рукописей Мертвого моря: их общность и различие.

Доклад, прочитанный на Третьих межрегиональных Покровских педагогических чтениях на секции "Проблема диалога светского и церковного образования" в Санкт-Петербургском государственном педагогическом университете (РГПУ) им. А.И. Герцена 11 октября 2002 года.
 

Подробнее...

М. Барсов. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению апокалипсиса

Я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть.

Апок. VI.

Подробнее...

Архимандрит Лев (Жилле). Две проповеди.

I. Размышления над пророчеством Исайи[1]

И услышал я голос Господа, говорящего:
кого Мне послать? и кто пойдет для Нас?
И я сказал: вот я, пошли меня.
 
Ис 6:8
 

Подробнее...

Епископ Александр (Милеант). Толкование на послание апостола Павла к Римлянам

Русский текст послания с объяснениями

Предварительные сведения

Среди новозаветных священных книг Послание апостола Павла к Римлянам занимает особое место: ни одна книга Священного Писания не обсуждает так глубоко и обстоятельно основы христианства, как именно это послание.

Подробнее...

Ориген. Беседы на Песнь Песней.

Предисловие блаженного Иеронима.
Блаженнейшему папе Дамасу Иероним.

Тогда, как в толковании прочих книг Писания Ориген превзошел всех, в изъяснении книги Песнь Песней он превзошел самого себя. Ибо в написанных им десяти книгах толкований, заключающих в себе почти до двадцати тысяч строк, он, во-первых, по переводу Семидесяти Толковников, потом по переводу Акилы, Симмаха и Феодотнона и, наконец, по пятому изданию, найденному им, по словам его, на Ахтийском берегу, объяснил эту книгу так превосходно и с таким проникновением сокровенных тайн, что даже поэтому, мне кажется, на нем исполнилось сказанное: «царь ввел меня в чертоги свои» (Песн.1:3). Итак, оставив это творение, так как перевод на латинский язык столь многих книг и столь высокого произведения требует очень много времени, труда и издержек, я более точно, нежели изящно, перевел два нижеследующие трактата Оригена, которые он в форме ежедневных бесед написал для питающихся еще млеком младенцев, – предлагая тебе только вкус, а не пищу его мыслей, чтобы ты уразумел, как высоко должны быть ценимы его обширные творения, если так могут нравиться его краткие сочинения.

Подробнее...

Архимандрит Феодор (Бухарев). Учение апостола Павла об антихристе.

(ИЗЪЯСНЕНИЕ 2-Й ГЛАВЫ ВТОРОГО ПОСЛАНИЯ К СОЛУНЯНАМ)

     2-я глава Второго послания к Солунянам, содержащая учение апостола Павла об антихристе, имеет особенную важность по отношению ко всему учению христианскому; ибо Христова истина, озаряя своим светом самые последние времена настоящего порядка вещей в мире и человечестве — эту нощь времен, тем светозарнее и сама является и тем ярче освещает для нас весь ход настоящего порядка вещей. Оставите расти обоя купно до жатвы, сказал Спаситель о духовной пшенице и плевелах в мире (Мф 13:30). А 2-я глава Второго послания к Солунянам представляет плевелы развившимися до последней крайности, годными и идущими уже только на сожжение в геенне. Нужно посмотреть на этот ужасный плод, дабы лучше распознавать и зародыши, и обольстительные цветки погибельного плода, с которыми неизбежна встреча для нас: ибо пшеница и плевелы растут вместе.

Подробнее...

Н.Н.Глубоковский. Славянская Библия.

София. 1932, XI, 9 (X, 27) - Среда.

Николай Никанорович Глубоковский1. Одно из ярчайших имен не только в русской, но и в мировой богословской науке. Он счастливо сочетал в себе широту богословских, филологических, исторических и церковно-общественных интересов с глубиной проникновения в предмет своего рассмотрения при скрупулезном внимании к имевшейся по нему литературе. Историку Древней Церкви и патрологу не миновать его обширной монографии о блаженном Феодорите Киррском, которой нет альтернативы до сих пор. Исследователь Нового Завета должен ознакомиться с его капитальным трудом о благовестии апостола Павла, едва ли не наиболее обстоятельном среди общих работ по данному вопросу. Ждет своего продолжения предпринятый им в свое время труд по изданию "Православной богословской энциклопедии", где он был редактором томов с 5-го по 12-й (на котором и оборвалось издание). Наконец, требуют серьезного внимания его суждения о путях церковного строительства в России, трагически прервавшегося с началом большевистской эры. 

Подробнее...

А. П. Лопухин. Толковая Библия. Деяния Святых Апостолов

Введение

Деяния Святых Апостолов — следующая после святых Евангелий новозаветная книга исторического содержания, вполне заслуживающая и по важности своей занять первое после них место. "Эта книга, говорит Св. Златоуст, может принести нам пользы не меньше самого Евангелия: такого исполнена она любомудрия, такой чистоты догматов и такого обилия чудес, в особенности совершенных Духом Святым. Здесь можно видеть исполнение на деле тех пророчеств, которые Христос возвещает в Евангелиях, — истину, сияющую в самых событиях, и великую в учениках перемену к лучшему, совершенную Духом Святым. Христос сказал ученикам: верующий в Меня, дела, которые Я творю, и он сотворит, и больше сих сотворит (Иоан. XIV, 12), и предсказал им, что их поведут к правителям и царям, что их будут бить в синагогах (Матф. X, 17—18), что они подвергнутся жесточайшим мукам и над всем восторжествуют, и что Евангелие будет проповедано во всем мире (Матф. XXIV, 14). Все это, равно как и еще многое другое, что Он говорил, обращаясь с учениками, представляется в этой книге исполнившимся со всею точностью... События книги Деяний являются прямым продолжением событий Евангельских, начинаясь с того, чем кончаются эти (вознесение Господа на небо), и раскрывая последующую историю Церкви Христовой до заключения в узы более всех потрудившегося из Апостолов — Павла. Отмечая особый характер изложения и подбора событий, Св. Златоуст называет настоящую книгу содержащую в себе по преимуществу доказательства воскресения Христова, так как уверовавшему в это уже легко было принять и все прочее. В этом видит он и главную цель книги.

Подробнее...

Епископ Александр (Милеант). Что такое Библия. История создания, краткое содержание и толкование Св. Писания.

Содержание
Почему нам дорого Священное Писание
Понятие о Священном Писании
О боговдохновенности Святого Писания
Первоначальный вид и язык Священного Писания
История возникновения ветхозаветных книг
Краткие сведения о важнейших переводах Писания
Обозрение первых пяти книг Библии
Святой пророк Моисей
Книга Бытия
Книга Исход
Книги Левит и Числа
Второзаконие
Пророчества о Мессии в книгах Моисея
Библейское повествование о возникновении мира и человека
Краткий обзор исторических книг Библии
Значение ветхозаветных пророков
Книга Иисуса Навина
Книга Судей
Книги Царств
Книга Ездры
Книга Неемии
Книга Есфирь
Книга Иудифь
Маккавейские книги
Последние годы до Спасителя
Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум  (Притч. 2, 6)
Книга Иова
Псалтирь
Значение Псалтири для Богослужений
Книга Притчей Соломоновых
Книга Екклесиаст
Книга Песнь Песней
Книга Премудрости Соломона
Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова
Избранные Притчи
Значение пророчеств в жизни человека
Описание пророческой эпохи
Значение древних пророков
Обличение и утешение
Рассмотрение пророческих книг в хронологическом порядке
Книга пророка Иоиля
Книга пророка Ионы
Книга пророка Амоса
Книга пророка Осии
Книга пророка Исаии
Книга пророка Михея
Книга пророка Софонии
Книга пророка Наума
Книга пророка Аввакума
Книга пророка Иеремии
Книга пророка Авдия
Книга пророка Иезекииля
Книга пророка Даниила
Книга пророка Аггея
Книга пророка Захарии
Книга пророка Малахии
Перечень важнейших предсказаний и тем в пророческих книгах
Заключительный обзор содержания и значение пророческих книг
Предисловие
Обозрение мессианских пророчеств
Самые древние пророчества о Мессии в Пятикнижии Моисея
Пророчества Царя Давида
Пророчества Исаии
Предсказания о страданиях Мессии
Предсказания о Воскресении Мессии
Пророчества Даниила
Предсказания «малых» пророков
Ожидание пришествия Мессии
Исполнение пророчеств о Мессии
Искаженные представления о Мессии
Предсказания о новозаветных временах
Связь между ветхозаветной и новозаветной Пасхами
Предсказания об обращении еврейского народа к Христу перед концом мира
Перечень Мессианских пророчеств
Предварительные сведения
История евангельского текста
Время написания Евангелий
Значение четырех Евангелий
Взаимоотношение Евангелий
Характер каждого из четырех Евангелий
Евангелие от Матфея
Евангелие от Марка
Евангелие от Луки
Евангелие от Иоанна
Избранные наставления Спасителя
Заключение
Предварительные сведения
Книга Деяний святых апостолов
Соборные послания
Послание апостола Иакова
Послания апостола Петра
Послания апостола Иоанна Богослова
Послание апостола Иуды
Избранные наставления из Соборных посланий
Значение посланий святого апостола Павла
Связь учения апостола Павла с его жизнью
Жизнь и труды апостола Павла
Перечень посланий апостола Павла
Обзор учения апостола Павла
Избранные тексты из посланий апостола Павла
Значение Апокалипсиса и интерес к нему
Об авторе Апокалипсиса
Время, место и цель написания Апокалипсиса
Содержание, план и символика Апокалипсиса
Письма семи Церквам  (Откр. 2-3 гл.)
Видение Небесного богослужения  (Откр. 4-5 гл.)
Снятие семи печатей.  Видение четырех всадников  (Откр. 6 гл.)
Семь труб. Запечатление избранных.  Начало бедствий и поражение природы  (Откр. 7-11 гл.)
Видение двух свидетелей  (Откр. 11, 2–12).
Семь знамений.  Церковь и царство зверя.   (Откр. 12–14 гл.)
Начертание зверя  (Откр. 13, 16–17; 14, 9–11; 15, 2; 16, 20; 20, 4).
Число зверя – 666  (Откр. 13, 18).
Говорящий образ зверя
Семь чаш.  Усиление богоборческой власти.Суд над грешниками (Откр. 15-17 гл.)
Суд над Вавилоном,  антихристом и лжепророком  (Откр. 18–19 гл.)
1000-летнее Царство святых.  Воскрешение мертвых и Страшный Суд.  Суд над дьяволом (Откр. 20 гл.)
Новое Небо и новая Земля.  Вечное блаженство  (Откр. 21–22 гл.)
Перечень важнейших событий, царей и пророков  (все даты указаны до Рождества Христова)

Подробнее...

А. П. Лопухин. Толковая Библия. Второе Соборное послание Святого Апостола Иоанна Богослова

О ВТОРОМ СОБОРНОМ ПОСЛАНИИ СВЯТОГО АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА БОГОСЛОВА

Второе послание Иоанна Богослова, подобному третьему его посланию, а также посланию Ап. Иуды, в древней Церкви до IV века принадлежало к так называемым «пререкаемым» (αντιλεγ?μενα) писаниям, как свидетельствуют о том Ориген (у Евсевия, Ц. Ист VI: 25), блаж. Иероним («О знаменитых муж.» гл. XIX) и Евсевий (Ц. И. III: 25). При этом из творений Евсевия и блаж. Иеронима известно, что второе и третье послание иногда некоторыми приписывалось некоему пресвитеру Ефесскому Иоанну, упоминаемому Папием (у Евсевия, Ц. И. III: 39): гробницу у этого Иоанна-пресвитера показывали также в Ефесе, где была и гробница св. Ап. Иоанна Богослова (там же, и у блаж. Иеронима «О знаменит. муж.», гл. IX). На этом основании и многие новые исследователи усвояют 2-е и 3-е послания Иоанна этому пресвитеру Иоанну, иногда же Ап. Марку, называемому Иоанном в книге Деяний апостольских (XII: 12, 25; XV: 37). Поводом к сомнениям в апостольском происхождении послания служили частью краткость послания и малоизвестность его, обусловленная назначением его к частному лицу - «избранной госпоже и детям ее» ( ст. I ), частью отсутствие имени Апостола в надписании послания (Апостол называет себя только пресвитером). Но неупоминание послания в первые три века и ненахождение его, напр., в Сирском переводе Пешито II века еще не говорят о сомнении древней Церкви в апостольском написании и авторитете послания. Наряду с колебаниями отдельных церковных писателей стоят авторитетные свидетельства других представителей Церкви в пользу принадлежности послания Апостолу и евангелисту Иоанну.

Подробнее...

Протоиерей Георгий Флоровский. Жил ли Христос?

Г.В. Флоровский

 

Жил ли
Христос?

 

Исторические свидетельства
о Христе

 

И блажен кто не соблаз-
нится обо мне...Мф ХI. 6.

Подробнее...

Феофилакт Болгарский. Толкование на послание к евреям Святого Апостола Павла.

Предисловие

Святой Павел был апостолом язычников, как он и сам говорит об этом в Послании к Римлянам (Рим.11:13-14). Ибо евреи не терпели его проповеди к ним и были враждебны к нему более, чем к прочим апостолам, так как он своим неожиданным обращением доказал непобедимую силу Христа, привлекшую к Нему такого сильного гонителя. Но в том и состоит великое доказательство истины евангельской проповеди, что Павел, самый строгий ревнитель закона, внезапно обратился ко Христу. Посему евреи сильно враждовали против него и даже не могли слышать его голоса. Впрочем, и уверовавшие из евреев не совсем внимательно относились к нему, так как он совершенно отвлекал от закона и освобождал от обрезания. Тем не менее, хотя он и послан был проповедником к язычникам, однако пишет и к евреям. Ибо, как не ведено было ему крестить, однако он крестил, потому что это и не было запрещено ему: так точно, делая сверх должного, он посылает это Послание к Евреям, Ибо он сильно заботился о тех, за которых молился даже быть отлученным (Рим.9:3). 

Подробнее...

А. П. Лопухин. Толковая Библия Третье Соборное послание Святого Апостола Иоанна Богослова

О ТРЕТЬЕМ СОБОРНОМ ПОСЛАНИИ СВЯТОГО АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА БОГОСЛОВА

Вопрос о подлинности и каноничности третьего послания Апостола и евангелиста Иоанна вполне аналогичен и неразрывно связан с подобным вопросом о подлинности второго послания того же Апостола. И по внешней, исторической засвидетельствованности 3-го послания Иоанна церковным преданием, и по внутреннему сходству мыслей и выражений этого послания с 1-м посланием Иоанновым и Евангелием Иоанна подлинность его не может подлежать сомнению. Кто был Гаий, к которому было написано это послание, с точностью неизвестно В апостольских писаниях известно несколько лиц с этим именем (Деян XIX: 29; XX: 4; Рим XVI: 23; 1 Кор I: 14), и один из них, именно коринфянин Гаий (Рим XVI: 23), отличался странноприимством, как и тот Гаий, которому адресовано 3-е послание Иоанна. Все же тожество этих двух лиц сомнительно первоначальные читатели как первых двух посланий св Иоанна, так и 3-го, по всей видимости, принадлежали к христианам малоазийских церквей. О каком-либо иерархическом положении Гаия в 3 Иоанна не говорится; вероятно, это был просто благочестивый истинный христианин мирского звания.

Третье послание написано, вероятно, одновременно со вторым и, конечно, также из Ефеса.

Подробнее...

А. П. Лопухин. Толковая Библия. Книга Есфирь

О КНИГЕ ЕСФИРЬ

Книга Есфирь называется так по имени главной героини своего повествования - евреянки Есфири , сделавшейся персидской царицей - супругой царя Артаксеркса и оказавшей в этом звании бессмертную услугу своему народу - спасением от покушения на его истребление царедворцем Аманом. Это замечательное в истории еврейского народа событие было поводом к установлению особого еврейского праздника (Пурим), почему и история Есфири есть вместе история происхождения праздника «Пурим» (Phurim, жребий). По свидетельству II кн. Маккавейской, этот праздник праздновался евреями уже в 160 г. до Р. X. (во времена Никанора); упоминает о нем и Иосиф Флавий, и до настоящего времени этот праздник торжественно празднуется евреями в синагогах 13–14 числа месяца адара. Все это служит доказательством - с другой стороны - действительности события, рассказываемого кн. Есфирь, особенно когда принять во внимание внутренние признаки исторической достоверности повествования, т. е. полное согласие описания нравов и обычаев со всем, что мы знаем об обычаях персов за описываемое время.

Подробнее...

А. П. Лопухин. Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Евангелие от Марка.

Библейские данные о личности св. Марка

Собственное имя писателя второго евангелия было Иоанн, — Марк (Μα?ρκος) было его прозвище. Последнее было принято им, вероятно, тогда, когда Варнава и Савл, возвращаясь из Иерусалима (Деян. ХII, 25) взяли его с собою в Антиохию, чтобы сделать его своим спутником в миссионерских путешествиях. Почему Иоанн принял именно такое прозвище, на это можно найти некоторый ответ в сходстве начальных трех букв этого прозвища с тремя начальными буквами имени его матери, Марии.

Подробнее...

А. П. Лопухин. Послание Святого Апостола Павла к Галатам

Содержание

 

Подробнее...

Ианнуарий Ивлиев. Послания Павла

Введение

Если Иисус Христос родился примерно в 6 г. до Р.Х. (как ни странно звучит, но это так), то Павел родился приблизительно в год рождества Христова. Совершеннолетие наступало в 30 лет. В древности никто писем не писал (писали стенографы скорописцы). Сам апостол Павел писем тоже не писал.

Подробнее...

А. П. Лопухин. Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Вторая книга Ездры

1–22. Празднование Пасхи в 18-й год царя Иосии. 23–24. Общее замечание о царствовании Иосии. 25–34. Война Иосии с египетским фараоном и смерть Иосии. 34–36. Правление Иехонии. 37–42. Правление Иоакима и нашествие Навуходоносора. 43–45. Правление Иехонии. 46–58. Царствование Седекии и начало вавилонского плена.

1–7. Указ Кира об освобождении иудеев из плена. 8–9. Выход иудеев. 10–15. Возвращение сосудов. 16–24. Противодействие построению храма: письмо к Артаксерксу. 25–31. Ответ Артаксеркса и прекращение постройки храма.

1–3. Пир Дария. 4–13. Состязание телохранителей. 14–24. Речь первого телохранителя о силе вина.

1–12. Речь второго телохранителя о силе царя. 13–32. Речь третьего телохранителя Зоровавеля о женщинах и 34–41 об истине. 42–46. Решение царя и просьба Зоровавеля об иудеях. 47–57. Милость Дария к иудеям. 58–60. Благодарственная молитва Зоровавеля. 61–63. Радость иудеев по случаю дарования свободы.

1–3. Возвращение из плена. 4–44. Список возвратившихся с Зоровавелем. 45–49. Построение жертвенника. 50–52. Праздник Кущей и восстановление жертвоприношений. 53–62. Построение храма. 63–70. Препятствия со стороны самарян.

1–2. Возобновление постройки храма. 3–6. Вмешательство правителя Сирии Сисинни. 7–22. Список письма, отправленного им царю Дарию. 23–34. Ответ Дария.

1–3. Содействие правителя Сирии построению храма. 4–9. Освящение храма. 10–15. Празднование Пасхи.

1–2. Родословие Ездры. 3–7. Прибытие Ездры в Иерусалим. 8–24. Указ Артаксеркса на имя Ездры. 25–26. Благодарственная молитва Ездры. 27–48. Список прибывших с Ездрой. 49–60. Описание путешествия Ездры в Иерусалим. 65–67. Вопрос о браках с иноплеменницами. 68–70. Скорбь Ездры. 71–87. Молитвы Ездры. 88–91. Клятва народа.

1–6. Народное собрание, созванное Ездрой. 7–9. Речь Ездры. 10–17. Назначение лиц для расследования смешанных браков. 18–36. Список лиц, заключивших смешанные браки. 37–55. Чтение закона.

Подробнее...

Протоиерей Сергей Григорьевич Терновский. Толкование особых изречений в Церковной Псалтири, изложенное по руководству св. Отцов Церкви.

 

Предисловие к изданию 1891 г.

Предлагаемое вниманию читателей Толкование особых изречений в Церковной Псалтири, изложенное по руководству св. Отцов Церкви, принадлежит высокоуважаемому покойному о. протоиерею церкви Вознесения Господня у Серпуховских ворот С. Г. Терновскому, знаменитому в свое время проповеднику.

Подробнее...

Митрополит Антоний (Храповицкий). Христос Спаситель и еврейская революция

Но, если Господь принял неправедную казнь от еврейских шовинистов-революционеров, то казнь эта была неправедна вдвойне, потому что Спаситель был тоже иудейским патриотом и Его учение не исключает преимущественной любви к отечеству и своему народу, но велит соединять ее с любовью ко всему человечеству и с ревностью о всеобщем спасении, как Он пояснил жене самарянской (Ин. 4, 21-23) и как чувствовали, мыслили и действовали и продолжают действовать истинные русские патриоты.

13 мая 1921 г.

I

Всем известно, что евангельские сказания о земной жизни Господа Иисуса почти одинаковы в первых трех Евангелиях, но разнятся по содержанию от четвертого; не в том, конечно, смысл, чтобы первые противоречили последнему, а в том, что Ап. Иоанн сообщает о речах и событиях, умолченных в первых трех Евангелиях, и умалчивает о большинстве тех, кои излагаются тремя первыми евангелистами. 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus