Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.) Полный годичный кругъ краткихъ поученій, составленныхъ на каждый день года. Приложеніе. Поученія на праздники Господскіе (подвижные). Воскресеніе Христово (Пасха). Поуч. 3-е. Первый день Пасхи.

(Поученіе, назначенное для произнесенія за вечернею въ первый день Пасхи).  (О явленіяхъ воскресшаго Господа апостоламъ въ день Воскресенія, съ нравственными и догматическими выводами).
 

Подробнее...

А. П. Лопухин. Толковая Библия. Книга Екклезиаста

Книга Екклезиаста

Книга Екклезиаста, как видно из ее начала, содержит в себе слова Екклезиаста, сына Давидова, царя в Иерусалиме. Так как лишь один сын Давида был царем, именно Соломон, то очевидно, что этот последний и назван здесь Екклезиастом. Соломон отличался великой мудростью и, как творец многих назидательных притчей, был учителем народа. С таким характером он выступает и в данной книге. Он "был мудр, он учил еще народ знанию", замечает писатель книги в 12:9. Соответственно этой черте Соломону дано еврейское название Когелет. Оно происходит от корня kahal, который в глагольной форме значит: созывать, собирать (= греч. έκκαλέο) ср. Лев. 8:3[1]; Числ. 1:18[2]; Второз. 4:10[3] и др., в форме существительного имени (как греч. έκκλησία[4]; собрание вообще, религиозное собрание в частности, напр., Числ. 10:7[5]; Пс. 21:23[6]; 34:18[7]; Неем. 5:7[8] и др.

Подробнее...

Свт. Аѳанасiй Великiй (†373 г.). Посланіе къ Маркеллину объ истолкованіи псалмовъ.

1) Хвалю тебя, возлюбленный Маркеллинъ, за изволеніе твое о Христѣ; потому что и настоящее искушеніе, въ которомъ много страдалъ ты, переносишь благодушно, и не оставляешь ученыхъ занятій. Ибо, спросивъ подателя письма, какъ проводишь ты время послѣ болѣзни, узналъ я, что занимаешься и всѣмъ божественнымъ Писаніемъ, гораздо же чаще читаешь книгу Псалмовъ и стараешься уразумѣть смыслъ, заключающійся въ каждомъ псалмѣ. За это-то и одобряю тебя нынѣ, потому что и самъ имѣю великую любовь къ той-же книгѣ, какъ и ко всему Писанію. Съ таковою-то любовію встрѣтилъ я однажды трудолюбиваго нѣкоего старца, и намѣреваюсь написать тебѣ, что этотъ старецъ повѣдалъ мнѣ о Псалтири, держа ее въ рукахъ. Рѣчь его сколько основательна, столько же не чужда и нѣкотораго краснорѣчія. Именно же, говорилъ онъ такъ:

Подробнее...

Святитель Кирилл Александрийский. Толкование на пророка Михея

Предисловие
 
Одна у всех святых пророков боголюбезная цель – убедить Израиля, чтобы он мужественно решился отречься от своих заблуждений и предпочел служить Богу живому и истинному, и украшаться достоинствами правды, возможно более удаляя от себя обвинение в постыднейших делах. Явились многие и в последовательном порядке пророки, когда некоторым образом и Сам Бог свидетельствовал и чрез столь многие уста ясно предвозвещал, что если они не захотят жить праведно и не позаботятся даже напоследок совершить обращение к лучшему; то они и сами возбудят против себя праведное наказание и, подвергшись накликанному на себя бедствию, причины своих страданий должны будут усвоить своим собственным настроениям. Если же речи святых пророков излагают одно и то же, то пусть никто не осуждает их, вменяя им в тождесловие, но пусть хорошенько размыслит вот о чем. Нельзя ведь найти ни одного момента времени, в который не было бы людей, способных исправлять грешников; и как никто из имеющих здравый смысл не подвергнет обвинению то, что во всякое время существуют врачи, отвращающие одни и те же из наших болезней соответствующими им врачебными средствами, так, я думаю, никто не решится поставить в упрек святым пророкам, если они оказываются выступающими с одними и теми же делами и словами; ибо один был Господь, Который говорил всем им и заблуждающимся во всякое время указывал на людей, могущих возвратить их на правый путь.
 

Подробнее...

Святитель Кирилл Александрийский. Толкование на пророка Малахию

Предисловие
 
И о пророчестве Малахии необходимо сделать несколько предварительных замечаний, для научения читателей относительно того, как понимать им каждое его изречение. По окончании времен плена, Израиль стал переселяться из Вавилона в Иудею и пришел обратно в святой город, сложив с себя иго рабства. Воздвигнут был также и святой храм, когда настоятельствовали делами Зоровавель и Салафииль, который был колена Иудина, и Иисус, сын Иоседека, священник великий. В то время пророчествовали освобожденным из плена Аггей и Захария, когда Ездра и Неемия были у них священнослужителями. Современником упомянутым святым пророкам или же очень немного после них был и божественный Малахия, который называется также Ангелом, ибо это означает имя Малахии. Не следует принимать мнения о нем некоторых, кои всуе баснословят, думая и утверждая, что это был ангел по природе, что он воплотился по изволению Божию и был для израильтян в должности пророка. Но ангелом, как сказал я, назван он прежде всего потому, что его имя имеет такое значение. 
 

Подробнее...

Евангельское учение о милосердии в притчах.

Милосердие – главнейшая из добродетелей.

Милосердие (Мф 5:7) – одна из важнейших Христианских добродетелей, исполняемая посредством дел милости телесных и духовных. Различен милования образ и широка заповедь сия, - говорит св. Иоанн Златоуст.[1] Дела милости телесной следующие: питать алчущих, напоить жаждущего, одеть нагого, или имеющего недостаток в приличной и необходимой одежде, посетить находящегося в темнице, посещать больных, странника принять в дом и успокоить, погребать умерших в убожестве. 

Подробнее...

Блаженный Иероним Стридонский. Толкование на Евангелие от Матфея

Современник Амвросия Медиоланского, ритор и анахорет, аскет и ругатель, Иероним был одним из любимых авторов Эразма Роттердамского, издавшего его произведения в Базеле в 1516-1520 гг. Великий писатель Возрождения видел в Иерониме не "отца церкви", а предтечу гуманистов, филолога, истолкователя классической античности, владевшего к тому же тремя языками, на которых основывалась гуманистическая образованность - латинским, греческим, древнееврейским. Лютер ненавидел Иеронима, хотя широко пользовался переводами отца "Вульгаты".

Подробнее...

Толкованія святого Ипполита, епископа Римскаго, на книгу пророка Даніила (Εἰς τὸν Δανιήλ).

Творения святого Ипполита, епископа Римского, в русском переводе. Выпуск I. Казань, 1898Толкованія на книгу пророка Даніила — единственное экзегетическое произведеніе св. Ипполита, которое сохранилось до нашего времени, можно сказать, въ полномъ составѣ, — если конечно мы будемъ имѣть въ виду не только отрывки, извѣстные намъ въ подлинномъ греческомъ текстѣ, но также и многочисленные переводы его на старославянскій языкъ. До самаго послѣдняго времени всѣ эти отрывки (и греческія, и славянскія, и сирійскія и армянскія) произведенія Ипполита, или совершенно не были извѣстны въ печати, или же были изданы только въ разрозненномъ видѣ въ различныхъ изданіяхъ извѣстныхъ ученыхъ библіофиловъ (Комбефиза, Миня, Лагарда, Питры, Невоструева, Срезневскаго). Только Георгіадесъ, профессоръ аѳинскаго университета, сдѣлалъ въ данномъ случаѣ первую и очень удачную попытку объединить существующіе отрывки означеннаго сочинеyія Ипполита и сдѣлать ихъ всеобщимъ достояніемъ ученаго міра. Дѣйствительно, въ 1885 и 1886 годахъ въ аѳинскомъ журналѣ: Ἐϰϰλησιαστιϰὴ Ἀλήϑεια появилось изданіе четвертой книги «Толкованій» на основаніи греческаго манускрипта, хранящагося въ библіотекѣ халкинскаго училища. 
 

Подробнее...

Свт. Андрей, архіеп. Кесарійскій († ок. 565 г.) Толкованіе на Апокалипсисъ. Слово первое. Глава 1-я.

Толкование на Апокалипсис святого Андрея, Архиепископа Кесарийского. Издание четвертое. М., 1901(I. 1). Апокалипсисъ Іисуса Христа, егоже даде ему Богъ, показати рабомъ Своимъ, имже подобаетъ быти вскорѣ.
 
Откровеніе Іисуса Христа, которое далъ Ему Богъ, чтобы показать рабамъ Своимъ, чему надлежитъ быть вскорѣ.
 

Подробнее...

Свщмч. Ипполитъ Римскій († 268 г.) Толкованія на книгу пророка Даніила. Книга первая. Видѣніе первое. О Сусаннѣ и Даніилѣ.

Желая въ точности показать времена бывшаго плѣненія сыновъ израилевыхъ и пророческія видѣнія блаженнаго Даніила, равно какъ и образъ его жизни въ Вавилонѣ, начиная съ дѣтскаго возраста, — я съ своей стороны имѣю своею цѣлію сдѣлаться свидѣтелемъ въ пользу этого святого и праведнаго мужа, который былъ пророкомъ и мученикомъ Христовымъ, — который не только раскрылъ всѣ видѣнія Навуходоносора, бывшія въ тѣ времена, но и научилъ себѣ подобныхъ юношей, и представилъ ихъ въ мірѣ доблестными мучениками.
 

Подробнее...

Навигация

Система Orphus