Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на конференции по случаю 130-летия ИППО

4 июня 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие во II конференции Императорского православного палестинского общества, посвященной 130-летию этой организации.

Уважаемый Сергей Вадимович! Уважаемые участники нашего торжественного собрания!

Сегодня мы отмечаем важную круглую дату — 130-летие со дня образования Палестинского общества. 130 лет — это небольшой срок, но у Палестинского общества особая история, в которой отразилась трагическая судьба нашего Отечества. Созданное в то время, когда Россия укрепляла свои позиции на Ближнем Востоке, когда вся мощь Российской империи поддерживала присутствие Православия в ближневосточном регионе, Общество опиралось как на государственную поддержку, так и на поддержку Церкви, поддержку научной среды, и мы знаем, какими блестящими были в ту пору его достижения. Даже сегодня, спустя 130 лет, в Палестине, на Ближнем Востоке хранится добрая благодарная память о всем том, что было сделано Императорским православным палестинским обществом в то время, когда Россия набирала силу, укрепляя свои позиции в мире, в том числе в Восточном Средиземноморье. Это был реальный вклад в культурную, духовную жизнь людей, реальная поддержка местных православных общин.

А затем произошло то, что произошло, — разделились страна и народ, разделилось Общество. Мы знаем, что и в советское время прилагались усилия с целью организовать работу, которая воспринималась бы как преемственная по отношению к дореволюционному Палестинскому обществу — этим занимались в основном ученые и дипломаты. А когда времена изменились, появилась возможность снова вернуться к идее, которая была заложена при создании Общества, и мы знаем, что сегодня Православное палестинское общество является сильной общественной организацией, объединяющей представителей мира политики, дипломатов, духовенство, ученых, и что Церковь принимает активное участие во всех делах, которые осуществляет Общество.

В этом смысле мы можем говорить о реальном возрождении той самой замечательной традиции, которая была создана и укрепилась в XIX веке. Конечно, совершенно особым для Палестинского общества было то историческое событие, которое мы пережили пять лет назад, когда восстановилось внутреннее единство Русской Православной Церкви. Это создало замечательную предпосылку к тому, чтобы постепенно преодолевались и разделения в Палестинском обществе, порожденные революционными событиями ХХ века.

Я не буду пересказывать историю, но мне бы хотелось сказать о днях сегодняшних. Именно за последние несколько лет Палестинское общество сделало столько, сколько не было сделано на протяжении большей части ХХ века. В связи с этим я хотел бы особенно отметить роль Сергея Вадимовича Степашина, которого неслучайно мы с вами избрали на это почетное служение. За время Вашего руководства произошли огромные перемены как в жизни Общества, так и в его повестке дня. Мы наблюдаем сегодня реальное решение проблем, связанных с возвращением российской собственности, с укреплением позиций Палестинского общества, с повышением его роли — культурной, общественной, политической.

И вот еще на что нам следует обратить внимание. Рост активности Палестинского общества, его несомненные достижения совпадают по времени с очень опасными для политической ситуации на Ближнем Востоке явлениями. Конфликты, чрезвычайно опасные для мира и стабильности, являются вызовом для всех людей доброй воли, которые действительно стремятся к миру и справедливости на Ближнем Востоке. Сегодня ближневосточные страны сотрясаются от кризисов, от различного рода иностранных вмешательств. Все мы с тревогой следим за событиями, которые происходят в Сирии — это совсем рядом со Святой Землей; Ливан также находится в зоне огромной опасности. Я хотел бы пожелать Палестинскому обществу в этих очень непростых условиях спокойно, уверенно продолжать свое благородное служение на Святой Земле.

Несмотря на то, что сделано очень многое, предстоит сделать, наверное, еще больше. И здесь мне бы хотелось подчеркнуть следующее. Такая организация, как Палестинское общество, в которую входят люди очень разные, представляющие разные сферы общественной жизни, может быть эффективной только при высоком уровне согласия внутри самой себя. Речь идет о взаимной поддержке, солидарности, взаимодополняемости, о единстве и сплоченности Общества. И я хотел бы в первую очередь пожелать всем нам сохранять эту сплоченность, это единство, эту общность целеполагания. Тогда у нас многое будет получаться, — если мы будем соединять наши потенциалы и этим обеспечивать поступательное развитие Общества и успешное выполнение всех намеченных планов, осуществление всей повестки дня Палестинского общества как на Ближнем Востоке, так и внутри страны.

Я хотел бы еще раз сердечно поздравить Вас, Сергей Вадимович, всех Ваших коллег и всех нас с замечательной круглой датой. И да поможет нам Господь продолжать то дело, которое с таким энтузиазмом и с такой жертвенностью начали наши замечательные предшественники. Благодарю вас за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Слово Святейшего Патриарха Кирилла с балкона Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры в день Святой Троицы

 

Слово Святейшего Патриарха Кирилла с балкона Патриарших покоев Троице-Сергиевой лавры в день Святой Троицы

3 июня 2012 года, в день Святой Троицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви с балкона Патриарших покоев поздравил многочисленных паломников с великим праздником Святой Пятидесятницы.

Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с великим праздником — праздником Святой Пятидесятницы, Святой Троицы, престольным праздником Лавры преподобного Сергия Радонежского.

Этот день особый и для истории Церкви, и для жизни каждого христианина, потому что в этот день апостолы получили дар Святого Духа. Что это такое? Это реальная сила, это Божественная энергия, которая прикоснулась к ним — слабым, немощным, грешным, которые часто не могли понять того, что говорит им Спаситель, тем более не могли повторить Его чудес, которые испугались Его ареста, разбежались в момент казни. И вот эти люди, слабые, немощные, но избранные Самим Спасителем, в пятидесятый день после Его Воскресения, как Он и обещал, обрели великую благодать, Его Божественную силу. И не потому, что они были рядом с Ним, не потому, что они были по-человечески близки, а потому, что Он обещал даровать Духа Святого через Свою смерть и через Свое Воскресение — как знак прощения грехов, как знак восстановления связи между Богом и человеком.

На примере святых апостолов видно, чем обычный человек отличается от человека, вдохновленного Божественной силой. Это словно иной порядок бытия — это иные возможности, иная сила, иной разум. Почему же мы, люди крещеные, получившие дар Святого Духа, не имеем этой возможности обладать Духом Святым в полноте, как апостолы? Приведем слова, которые я только что произнес в проповеди в Успенском соборе, — слова, принадлежащие святому Иоанну Златоусту. Он говорит о том, что для тех, кто охвачен страстью и неверием, неприступной и невидимой становится благодать Божия. Сегодня огромное количество людей живет во власти страстей. Страсть, раскрепощение инстинктов стали в сознании многих не грехом, а, напротив, образом и стилем жизни. И если человек живет так, то и вера в Бога, даже если остается в сознании, то на каком-то уж очень узком отрезке этого сознания. Эта вера никак не проявляет себя в жизни — она неприступна для благодати Святого Духа.

Может быть, это и является причиной того, что многим людям, даже крещеным, непонятна жизнь Церкви. Для того чтобы уразуметь, что происходит внутри христианской общины, нужно побороть в себе страсть, обрести веру, и тогда благодать Божия, как мощный духовный источник, оплодотворит сухую землю, и во мгновение станет ясным то, что еще вчера было непонятно. Если вчера требовалось некое логическое построение для того, чтобы что-то уразуметь и понять в этой таинственной жизни Церкви, то теперь, когда благодать Божия пронизывает человеческое сознание, не требуется никакой логики, потому что Божия сила реально присутствует в жизни человека. Тогда не требуется никаких доказательств и видно то, что не видно простым взором, и хватает сил на то, на что никогда бы не хватило внутренних сил. И самое помраченное и угнетенное унынием сознание пробуждается без каких-либо внешних причин — лишь силой благодати Божией.

Для того чтобы благодать была зримой, видимой, мы должны помнить, что наша задача — бороться с нашими страстями, с нашими грехами; бороться с неверием, тем самым бытовым неверием — не интеллектуальным, не философским, а бытовым, когда о Боге вспоминают нечасто. Ради этого Церковь и трудится, к этому она и призывает людей. Многие с радостью откликаются на этот призыв, потому что в какой-то момент своей жизни почувствовали прикосновение к сердцу Божией благодати. А другие не понимают, к чему Церковь зовет, и критикуют Церковь, потому что не ведают того Божественного мира, который открывается в сердцах людей силой благодати Божией.

Пусть сегодняшний день поможет всем нам обновить в себе эту благодать — целеустремленным сопротивлением страстям, грехам, порокам, злым мыслям. Тогда мы почувствуем то, что почувствовали святые апостолы в день Святой Пятидесятницы, и благодать Божия многократно усилит наши человеческие силы, даст остроту зрения духовного, силу мысли, поможет в памяти своей сопрягать времена, то есть обрести человеческую мудрость.

Я от всего сердца желаю всем вам, мои дорогие, всем верующим людям, всем крещеным, всем, кому дан дар благодати Божией, обновить в себе этот дар, чтобы благодать была и видимой, и доступной для каждого из нас. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

 

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на IV Съезде лидеров мировых и традиционных религий

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на IV Съезде лидеров мировых и традиционных религий30 мая 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в работе IV Съезда лидеров мировых и традиционных религий в Астане. Предстоятель Русской Церкви выступил с докладом на первом пленарном заседании съезда.

Ваше Превосходительство, глубокоуважаемый Нурсултан Абишевич!

Уважаемые лидеры и представители мировых религиозных традиций, государственные и общественные деятели!

Мы живем в эпоху надежд, перемен и потрясений, когда многие прежние модели развития общества перестают работать. В прошлом столетии начала активно продвигаться и продвигается сегодня идея верховенства автономного разума, максимальной свободы и раскрепощенности, постоянно расширяющихся пределов светскости, обособления личности от Бога и традиций. Религии при этом отводилось в лучшем случае место на полях культурного или этнографического кластера. Для всего этого использовались и используются новейшие достижения политических, информационных технологий. Происходило превращение человеческих «масс» не только в субъект, но и в объект рынка товаров и идей. Миллионы наших современников, в основном молодые люди, стали участниками глобального эксперимента по навязыванию потребительской, утилитарной системы ценностей.

Никогда в своей истории человечество не переживало такого системного навязывания глобального стандарта — социального, культурного и мировоззренческого. Мечты о карьере, отношение к вещам, стиль поведения и даже образ мышления — все это подверглось тотальной унификации. Сегодня грех становится нормой, поскольку в обществе потребления нет почвы для понятия «нравственность». Есть только понятие «комфорт». Если в прошлом человек мыслил категориями добра и зла, ставил вопрос о моральной допустимости каких-то явлений, то сегодня всем гораздо проще мыслить в категориях «комфортно — некомфортно», «выгодно — невыгодно», «прибыльно — неприбыльно».

Для достижения комфорта молодые пары добровольно отказываются от рождения детей и убивают зачатых младенцев. Для достижения комфорта престарелых родителей отправляют в специальные лечебницы и дома престарелых, лишь бы не мешали жить. Для достижения комфорта разрушаются семьи и отнимается право женщины на материнство, а современные технологии одновременно превращают женщину в платный инкубатор. В конце концов, для достижения комфорта применяют эвтаназию, поскольку жизнь в страданиях и болезнях якобы уже не является жизнью и не нужна.

И в этих условиях вера может помочь человеку распознать правильные и неправильные цели. Она дает личности потенциал самореализации, но в то же время показывает человеку тот предел, за которым утрачивается смысл жизни человека, его достоинство, да и само понятие «человек». Сохранение настоящей свободы личности, свободы от порабощения пороков, и реализация вечного предназначения человека — вот каков долг религии в нынешнем мире.

Атеистическая модель развития народов потерпела крах вместе с идеологиями ХХ века. История этого столетия показала, что удалить религию из общества — значит, удалить и мораль, и удалить сердце. Если общество, в котором обычно большинство составляют верующие люди, почему-то объявляется тотально «светским», если религию пытаются загнать в гетто, отделив от социальных процессов, то повторяют провалившуюся попытку государств с господствовавшей атеистической идеологией. Вот почему опрометчивыми, даже нереалистичными в сегодняшнем мире выглядят аналогичные попытки. Они провалятся так же, как провалился грандиозный проект государственного атеизма.

Сегодня очевидно: вытеснение из общественной жизни традиционных религий не приводит к падению самой религиозности. Потому что тяга к Богу, к вере — это естественная для человека тяга. И там, где прерывается или игнорируется органичная для народа религиозная традиция, возникают или привносятся извне религиозные новообразования. Нередко — злокачественные. В геометрической прогрессии вырастает число конфликтов на национальной и религиозной почве. Люди, лишенные традиционных механизмов воспитания, становятся источниками агрессии, в том числе и в межрелигиозной сфере.

В связи с этим стоит упомянуть о проблеме псевдорелигиозного экстремизма. Бесчеловечные поступки, жертвами которых становятся мирные граждане — это не только результат злых намерений бандитов, которых мы осуждаем. Это и последствие религиозного вакуума, отсутствия верных представлений о религиозной традиции. Государства борются с терроризмом, уничтожают агрессивных фанатиков, и поступают правильно, ибо общество имеет право на самозащиту. Но одновременно необходимо решить проблему в корне: дать народам возможность мирно исповедовать свою исконную веру, развивать свою национальную культуру, воплощая их в устроении семьи и участвуя в построении общественных отношений.

Отдельная роль в предотвращении межнациональных и межрелигиозных конфликтов принадлежит системе образования. За счет приобщения к культурному и религиозному наследию формируется личность человека и развивается цивилизация. Религиозное образование приводит человека к постижению Божественного замысла о нем, учит его нравственному поведению. Поэтому крайне важным видится поощрение со стороны государственной власти религиозных образовательных программ, изучения людьми культурных основ и традиционного уклада жизни своего народа.

Есть еще одна глобальная проблема, волнующая многих наших современников. Соблюдение прав человека поставлено во главу угла мировой и национальной политики. В целях обеспечения человеческих свобод проходят конференции и встречи, принимаются различные документы. Однако весь этот труд приобретает нередко одностороннюю политическую и мировоззренческую направленность, которая все чаще звучит с тоталитарными интонациями. Некоторые хорошо организованные меньшинства с успехом навязывают свою волю большинству под предлогом соблюдения прав человека. Но на этом фоне в мире не сокращаются попрание прав верующих, в том числе христиан, торговля людьми, нищета, голод, сексуальная эксплуатация женщин и детей. Это лишь некоторые, наиболее вопиющие нарушения прав человека.

Если индустрия прав человека будет лишена духовного и нравственного измерения, если она станет инструментом политической пропаганды и продвижения одних мировоззрений в ущерб другим, — ее плоды принесут человечеству много несправедливости, рабство порокам и грехам, чрезмерному потреблению, гордыне, которые могут обернуться и уже оборачиваются реальными страданиями людей.

Сегодня мы, религиозные лидеры, призваны ясно говорить о пагубности попыток строить мир без Бога — мир господства страстей и эгоизма. В этом нашем свидетельстве мы будем иметь множество союзников, в том числе среди неверующих людей. По своему опыту знаю, какую большую поддержку многим программам Русской Православной Церкви сегодня оказывают люди, которые не являются верующими. И я искренне рад тому, что многие государства и их лидеры помогают сделать голос религиозных деятелей слышным во всем мире.

Казахстан и его гостеприимная столица уже в четвертый раз становятся глобальной площадкой обсуждения проблем общемирового характера на основе диалога религиозных традиций. Нельзя не порадоваться тому, что при участии государственных структур лидеры мировых и традиционных религий имеют здесь прекрасную возможность собраться вместе и поразмыслить о том, как ответить на вызовы, единые не только для наших религиозных общин, но и для большинства народов мира.

Нурсултан Абишевич как-то верно сравнил религию с птицей. Птица, парящая над полями, лесами и городами, — это замечательный символ, близкий духовному миропониманию. Вера дает человеку возможность оторваться от плоского земного бытия и как бы с высоты птичьего полета увидеть мировые события в их перспективе, уразуметь их подлинный смысл. Уверен, что мы, верующие, призваны сохранять способность к такому видению, чтобы разделять его со всеми людьми. Благодарю за внимание.

 

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

 

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском кафедральном соборе г. Астаны

29 мая 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Успенский кафедральный собор г. Астаны, где совершил молебен новомученикам и исповедникам Казахстанским. По окончании богослуженСлово Святейшего Патриарха Кирилла в Успенском кафедральном соборе г. Астаныия Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Александр! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Высокие представители государственной власти! Дорогие отцы, братия и сестры!

Я с большой радостью вступил на землю Казахстана и, войдя под сень этого величественного собора, где был почти три года тому назад, вновь возрадовался, увидев всех вас, собранных в таком множестве.

За годы, что прошли после моего первого визита, в Православной Церкви, несущей свое служение на этой земле, произошли большие перемены. Были созданы новые епархии, рукоположены архиереи, получил завершенные организационные формы Митрополичий округ в Казахстане, и самое, может быть, важное, что Священным Синодом на высокое служение в Казахстане избран в качестве митрополита Преосвященный владыка Александр.

Мы видим, что за эти три года произошли большие и добрые перемены. Я с благодарностью сказал во время прошлого визита обо всем том, что было сделано за последнее время на казахской земле в плане развития церковной жизни. А сегодня я могу подхватить те же слова и выразить благодарность Вам, владыка Александр, и епископату Митрополичьего округа в Казахстане за то, что было сделано уже за эти последние почти три года.

То, что Церковь совершает, она совершает не ради своей корысти, не ради чести, не ради власти, — потому что всё это понятия человеческие и нередко греховные. Мы строим храмы, возводим монастыри, строим школы ради одной только цели — чтобы к лучшему менялась душа человеческая. Ведь именно из сердца, из души, как говорит Спаситель, проистекают дурные помыслы.

Государство призвано устроять внешние стороны человеческой жизни. Важно принимать добрые и правильные законы, следить за их исполнением, обеспечивать социальную справедливость, экономическое развитие. Все эти усилия, которые, кстати, замечательно осуществляются на казахстанской земле, служат внешнему, материальному благополучию человека. Но если не меняется душа, если из нее проистекают дурные помыслы, то самое замечательное внешнее устроение жизни может быть омрачено и даже разрушено, потому что дурной помысел может быть воплощен (и часто воплощается) в конкретные злые деяния. И история рода человеческого испещрена этими страшными рубцами, порожденными злой человеческой волей и злыми деяниями.

Когда мы творим зло, мы самих себя разрушаем. Мы разрушаем наши семьи, мы разрываем ткань здоровых человеческих отношений, мы распространяем зло вокруг нас. А если из души проистекают добрые помыслы, то добром наполняется все пространство вокруг нас — и семья, и трудовой коллектив, и общество, и государство.

Вот почему я говорю о том, что Церковь занимается самым важным. Она занимается человеческой душой, она занимается человеческим Благополучием с большой буквы, потому что от духовного состояния зависит и внешнее благополучие.

Я благодарю всех, кто приехал сюда, особенно из других городов, чтобы вместе со мной помолиться. Я буду хранить в своем сердце, в своей памяти этот образ молящейся казахстанской паствы, и сердце мое наполняется радостью.

Я хотел бы пожелать Вам, владыка, епископату, духовенству Митрополичьего округа в Казахстане помощи Божией в осуществлении той самой пастырской работы, которая и призвана изменить к лучшему внутреннее духовное состояние людей, дать им внутреннее благополучие, радость, мир, покой, а значит, счастье.

В Казахстане Православная Церковь живет бок о бок и взаимодействует с большой исламской общиной. Мудрая политика государственных властей во главе с Президентом Н.А. Назарбаевым направлена на то, чтобы две традиционные религии Казахстана, история которых уходит в далекое прошлое, не только могли достойно осуществлять свое служение, но и взаимодействовать на благо народа Казахстана. И дай Бог, чтобы эти добрые братские отношения никогда не пресеклись, чтобы никакие злые люди, злые силы не спровоцировали межнациональные и межрелигиозные конфликты — потому что обустраивать жизнь, делать ее лучше люди могут только тогда, когда они трудятся солидарно и когда между ними мир.

За минувшие три года произошло важное событие — был заложен и практически построен замечательный комплекс, в котором будет располагаться Синод Православной Церкви в Казахстане, музей, воскресная школа, и я радуюсь тому, что смогу сегодня совершить освящение этого здания.

Мы действительно нуждаемся в том, чтобы внешние условия содействовали реализации той высокой миссии, которую Церковь обращает к людям, и особенно это касается работы с детьми, с молодежью. Сегодня на детские души, на души молодых людей обращен особый удар сил, которые преследуют обратную цель — не созидать душу, а развращать ее. Сегодня никто никого не принуждает к отказу от веры. Но мощный информационный поток, который обрушивается на сознание современного человека через Интернет, телевидение и прочие средства массовой информации, чаще всего формирует те идеалы, осуществление которых не приносит благополучия. Нас все время призывают к тому, чтобы тратить больше, получать больше, иметь больше. Православная Церковь поддерживала и поддерживает устремление людей к построению материально благополучной жизни, но при этом всегда подчеркивала и подчеркивает, что подлинное благополучие человека, его счастье зависят от состояния души.

Иногда, беседуя с пожилыми людьми, удивляешься тому, как загораются глаза, как просветляется лицо, когда они вспоминают о самых трудных днях своей жизни, которые, будучи внешне трудными, одновременно сопровождались переживанием радости, любви и счастья. И начинаешь понимать, что внешние условия, конечно, очень важны, но все проистекает от человеческого сердца.

Дай Бог, чтобы работа с молодежью, работа наших воскресных школ была сегодня направлена на созидание устойчивого мировоззрения, способного отражать все эти диавольские искушения и соблазны, формировать высокие нравственные идеалы, формировать систему ценностей, которая и обеспечивает подлинное благополучие человека. Поэтому наша богослужебная жизнь, открытие новых приходов, строительство новых храмов должно сопровождаться активной работой, в том числе просветительской работой, с тем чтобы хотя бы в малой степени, но уравновесить негативное влияние внешней среды, которое, как признают сегодня многие мыслящие люди, несет в себе огромную опасность для сохранения нравственности, национального самосознания и благополучия народов.

Призывая вас к этому служению, дорогие владыки, дорогие братья, я хотел бы пожелать помощи Божией всем вам. А вам, мои дорогие братья и сестры, — мира душевного, веры крепкой, благополучия в ваших семьях, успеха в ваших трудах. Пусть внешние, иногда стесненные обстоятельства жизни, через которые проходит каждый из нас, не разрушали бы внутренний мир, которым и силен человек.

В память о сегодняшнем пребывании здесь я хотел бы преподнести этому кафедральному собор особенный образ. Это образ Божией Матери, который называется «Верховная Игумения Дивеевской обители»; в него вложена частица земли из канавки Пресвятой Богородицы в Дивеево. Вы все, конечно, знаете, что именно с Дивеево были связаны особые пророчества преподобного Серафима Саровского. Это место, где каждый верующий человек чувствует присутствие благодати Божией. И вот от того святого места я и хотел бы передать для сего кафедрального собора изображение Пресвятой Богородицы с частицей Дивеевской земли.

А всем, кто сегодня присутствует, я хотел бы передать изображение Успения Пресвятой Богородицы с моим Патриаршим благословением. Пусть Покров Пречистой Царицы Небесной сохраняет землю Казахстана, народ, живущий здесь, Церковь Православную в Казахстане и всех вас, мои дорогие, в добром здравии, мире и благополучии. Храни вас Господь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на официальной церемонии открытия Дня славянской письменности и культуры в Москве

Днем 24 мая 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в официальной церемонии открытия Дня славянской письменности и культуры в Москве.

Ваше Блаженство, Предстоятель Святой Элладской Церкви Архиепископ Иероним! Дорогие Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, отцы, братья и сестры, москвичи!

Я всех вас сердечно приветствую на этом историческом месте в день открытия церковно-государственного праздника — Дня славянской письменности и культуры. Этот праздник совпадает с днем памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских, потому что именно они заложили основу письменной культуры, а через нее — общей духовной культуры славянских народов. Как известно, именно они создали азбуку, грамматику и перевели на славянский язык слово Божие и богослужебные тексты. Именно с этого акта и началась письменная культура нашего народа.

Каждый понимает, что начало — будь то начало жизни, начало строительства, начало работ, начало преобразований — имеет огромное значение. От того, какой фундамент закладывают строители, зависит, сумеют ли они построить величественное здание. От того, рождается ли ребенок здоровым, во многом зависит здоровье в течение всей жизни. От начала зависит многое, начало определяет путь.

Нашим с вами культурным началом стало слово Божие, переведенное на наш язык. Никакая другая книга, никакие другие мысли, никакая другая философия, но Божие слово было началом нашего духовного, исторического, культурного пути. И как река, имеющая светлое, чистое и здоровое начало, сохраняет, несмотря на нередко мутные и нездоровые притоки, драгоценную чистую влагу, воспринятую от истока, — так и наша историческая жизнь. Разными бывали обстоятельствами, разные притоки вливались в эту полноводную реку народной жизни, и нередко начинало казаться, что очередной приток, мутный и тяжелый, затмевает прозрачные воды истока. Многим казалось, что историческая река бытия нашего народа меняет свое течение, но проходило время, и Бог давал нам возможность убедиться, что чистота истока не потеряна.

Вот и сегодня мы должны помнить об этой чистоте истока нашей культуры. Культура формирует образ мыслей и образ жизни человека. Культура формирует общественные отношения. Культура влияет на законотворческий процесс. Культура определяет способность людей работать, жить вместе, сотрудничать, защищать Отечество. Культура формирует личность. И как важно, что наша национальная культура, имеющая истоком своим святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, рожденная от Божественных непререкаемых слов Священного Писания, не пресекается. Она сохраняется в наших национальных традициях, она сохраняется в той системе ценностей, которые народ проносит из поколения в поколение. И верим: если сохраним эти ценности, если не омрачим и не замутним тот Божественный исток нашей истории и культуры, то Родина наша, Святая Русь и современная Россия, будут сильными, процветающими, благополучными, народ будет жить в мире и согласии, трудиться во благо Отечества и свое собственное благо. Верим, что все дарованное Богом нашему народу — и безграничные просторы, и великие богатства, и таланты, и сила — все это, оплодотворяемое истоками нашей духовной культуры, может и должно принести великий плод.

Сегодня все мы вместе в таком множестве молимся перед чудотворным Иверским образом Божией Матери. Эта икона была написана в XVII веке по повелению государя Алексея Михайловича как копия чудотворного афонского Иверского образа и привезена на Русь. И сразу же сей образ стал образом воинским — он был в войсках наших, которыми предводительствовал государь Алексей Михайлович, которые освободили Смоленск и тем самым завершили тяжелую эпоху внешней оккупации. Именно с того времени страна наша стала набирать силу, распространяться от моря и до моря и превратилась в великую державу.

Икона, перед которой мы сегодня молимся, после Смоленского похода была передана в Новодевичий монастырь города Москвы и хранилась там. После закрытия монастыря монашеская жизнь в нем прекратилась, там располагался музей, и перед сей иконой люди не могли молиться. Некоторое время назад икона была торжественно возвращена Церкви, и мы верим, что это было символическое, исполненное особого духовного смысла действие. Великая святыня града Москвы снова предстоит пред лицом верующего народа, и мы можем обращаться к ней, как обращались к ней благочестивые предки наши, прося мира и благополучия стране нашей, народу нашему, Церкви нашей, укрепления духовных и физических сил, здравия и спасения всем, кто с верой притекает к сему образу.

Сегодня первое всенародное поклонение этой святыне. И я рад, что вы все, мои дорогие, собрались, чтобы почтить и этот день, и этот святой образ. Призываю вас к сугубым молитвам об Отечестве нашем и о Церкви нашей, чтобы под Покровом Пречистой Царицы Небесной во всяком благочестии и чистоте протекала жизнь народа нашего. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

 

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в Николо-Богоявленском Морском соборе Санкт-Петербурга

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Владимир! Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие всечестные владыки, отцы, братья и сестры! Уважаемый Георгий Сергеевич, губернатор города Санкт-Петербурга! Уважаемый Валерий Павлович, губернатор Ленинградской области! Дорогие участники сего торжества!

С совершенно особым чувством мы сегодня молились под сводами этого исторического, намоленного, как уже было сказано, прекрасного собора, и перед мысленным взором проходила история России, такая непростая. 250 лет тому назад наша страна переживала мощный цивилизационный перелом, и многим казалось, что Святой Руси настал конец, многим казалось, что пресеклась традиция, потому что и сам город Петербург, который строился по образцу западноевропейских городов, и особенно храмы в западноевропейском стиле барокко, мало напоминавшие традиционные русские храмы, — все это было очень далеко от культуры большинства людей, и многим казалось, что Россия оказалась на неправильном пути, что все меняется к худшему.

Действительно, не всё самое доброе пришло тогда на нашу землю. Но те, кто думал, что приближаются последние времена, ошиблись. И город Санкт-Петербург, построенный как западноевропейская столица, и соборы Санкт-Петербурга, построенные так, как строились церкви на Западе, не стали чужими нашему народу, потому что главное, что изменяет даже форму, — это дух человека. И Россия, и Петербург никогда не отступили — даже в то сложное время в XVIII веке, когда освящен был этот собор, — от истин Православия и воцерковились русским православным духом и силой тысячелетней традиции. Сегодня никому и в голову не придет говорить про построенные по западным образцам соборы и храмы Петербурга, что это не наши, не русские, не православные храмы, — так русский православный дух изменил форму, которая стала родной и близкой, частью нашей общей духовной российской православной культуры.

То, что произошло тогда в Петербурге, является очень важным примером того, как мы сегодня — как народ, как общество, как Церковь — должны воспринимать происходящие перемены. Что-то невольно шокирует многих из нас, что-то кажется отступлением от привычных норм, но мы должны помнить, что сила Святого Духа и внутренний духовный подвиг способны преобразовать, в том числе, и внешние формы культурной жизни общества.

В чем величие, в чем подвиг наших предков, которые участвовали в строительстве и в освящении Никольского Морского собора в граде Петербурге? Их подвиг в том, что они оставались верны Церкви, верны Христу, и силой своей духовной жизни, своим благочестием преобразовали новое культурное пространство северной столицы России.

Мы живем, конечно, в более сложное время, потому что речь сегодня идет о проникновении культур, о столкновении разных убеждений, и кольми паче именно сегодня должна быть сильной наша вера, наша приверженность тем ценностям, которые открыты народу нашему Самим Христом через преемственно подаваемую благодать священнического служения, через подвиг милосердия, чистоты, правды, через устроение жизни по законам Евангелия. Очень важно, чтобы исторический опыт града Петрова по воцерковлению западной культуры был для нас некоей путеводной звездой, как в нынешних условиях силой православной веры может и должна воцерковляться культура, которая ныне кажется нам такой далекой от православных истоков.

Дурные помыслы, как и добрые помыслы, дурная и греховная жизнь, как и святая жизнь, имеют своим источником человеческое сердце. Вот почему Церковь на протяжении двух тысячелетий обращается к человеческому сердцу, к человеческому разуму, призывая людей сохранять верность Христу.

Мы празднуем сегодня память святителя и чудотворца Николая, который верно служил Господу. И сегодняшнее чтение из Евангелия от Иоанна содержит фразу, которую непременно нужно запомнить каждому: «Кто Мне служит, Мне да последует» (см. Ин. 12:26). Невозможно служить Господу, невозможно создавать внешние формы церковной или любой иной жизни, в том числе культурной, если мы не следуем за Христом. Тогда жизнь, которую мы создаем, отрывается от Божественных истоков, атомизируется, разрывает связь с общим, с тем духовным наследием, в основе которого лежит Божественное откровение. Тогда могут появляться самые страшные, кощунственные формы проявления человеческого поведения, которые некоторые, путая понятия, называют культурой.

«Кто Мне служит, Мне да последует». Этот призыв должен особенно сохраняться в сердцах священнослужителей. Мы принимаем благодать священства через рукоположение. Мы обязуемся служить Господу, но мы должны помнить, что это служение, как сегодня уже было сказано, «медь звенящая, кимвал бряцающий», если мы не следуем за Христом. Следовать за Христом означает знать то, чему Господь учил, принимать умом и сердцем Его заповеди, мотивировать свои поступки собственными религиозными убеждениями, укорененными в православном Предании. Следовать Христу нередко означает идти против течения, быть непонятым большинством, иногда осмеянным, иногда оклеветанным, иногда деклассированным — все это было в 2000-летней истории Церкви, и нет ничего нового. Следовать за Христом значит принимать Его всем сердцем и жить по Его заповедям.

Я хотел бы сердечно поздравить с юбилеем этого замечательного Никольского Морского собора г. Санкт-Петербурга Вас, Ваше Высокопреосвященство, отца настоятеля, клир собора и весь клир Санкт-Петербургской епархии, всю благочестивую паству. Верим, что молитвами святителя и чудотворца Николая Господь поможет нам справляться с непростыми обстоятельствами современной жизни, укрепляться в вере, служить Христу и следовать за Ним.

Я хотел бы выразить особое чувство радости и удовлетворения в связи с тем, что Божественную литургию мы сегодня совершили вместе с Высокопреосвященным Иларионом, Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви, с представителями епископата, духовенства и мирян Зарубежной Церкви. Ибо в эти дни мы празднуем пятилетие воссоединения двух частей нашей Церкви, преодоления исторических средостений.

Я хотел бы также пожелать помощи Божией Вам, Георгий Сергеевич, губернатору Санкт-Петербурга, чтобы по милости Божией духовно и материально развивалась и совершенствовалась северная столица Руси, важный оплот Православия, особое место в истории нашего Отечества. Пусть молитвами святителя и чудотворца Николая, всех святых, в земле Петербургской просиявших, Господь укрепляет духовную и материальную жизнь петербуржцев, помогая каждому из них реально следовать за Христом, дабы через это следование обретать спасение и жизнь вечную.

Я хотел бы выразить особую благодарность настоятелю сего святого храма протоиерею Богдану Сойко и огласить Патриаршую грамоту: «Во внимание к многолетнему служению в священном сане и в связи с 250-летием со дня освящения Николо-Богоявленского Морского собора г. Санкт-Петербурга настоятель и председатель приходского совета Николо-Богоявленского Морского собора протоиерей Богдан Сойко награждается орденом Русской Православной Церкви прп. Сергия Радонежского I степени». Аксиос!

С этим храмом связано очень многое у меня лично. С отрочества, с юных лет я регулярно посещал этот храм, молился, очень любил пение хора, который в то время был лучшим хором Ленинграда. Возглавлял его регент Шишкин, известный многими своими деяниями, но, наверное, более всего он вошел в историю нашей Церкви как замечательный церковный композитор и регент. Здесь служили прекрасные священники, замечательный проповедник отец Александр Медведский, замечательные диаконы, которые услаждали нас своими голосами. Храм был всегда переполнен, потому что в городе оставалось всего 14 храмов, а Никольский собор близок к вокзалам и многие жители области приезжали сюда. Продвинуться поближе к алтарю не было никакой возможности — люди стояли так плотно, что нередко перекреститься было невозможно; но в этой давке, в этой духоте особенно чувствовалась наша общая принадлежность к Церкви, наша общая способность сохранять веру Христову в тяжелейшие годы лихолетья.

Я хотел бы в день, когда мы празднуем 250-летие сего святого храма, вручить в качестве подарка этому собору свой келейный образ Божией Матери «Оранта». Пусть Царица Небесная, воздевающая руки к Господу и Спасителю, в своих молитвах помнит град Петров и сей Свято-Николо-Богоявленский Морской собор.

Также Вам, отец настоятель, вручаю пасхальное яйцо с благодарностью за Ваши труды. А всем участникам сегодняшнего торжества хотел бы передать небольшую иконочку святителя и чудотворца Николая с Патриаршим благословением. Храни вас Господь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии на Бутовском полигоне

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии на Бутовском полигоне

19 мая 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии под открытым небом на Бутовском полигоне вблизи храма Новомучеников и исповедников Российских, а также совершил литию об упокоении приснопоминаемых рабов Божиих, «за веру Христову и правду пострадавших и убиенных», и вознес молитвы ко святым новомученикам и исповедникам Российским. По окончании богослужений, которыми в Москве начались торжества, посвященные пятой годовщине подписания Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей, Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый владыка Иларион, Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви! Я хотел бы всех вас, дорогие мои отцы, братья и сестры, сердечно приветствовать Пасхальным приветствием: Христос Воскресе!

Благодарю Вас, отец Кирилл, за добрые слова, которые Вы только что сказали, и за прекрасный символический образ, который отображает суть того, что произошло пять лет назад в день Вознесения Господня в Храме Христа Спасителя посредством подписания Акта о восстановлении канонического общения между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью.

К этому замечательному моменту, пятилетие которого мы будем праздновать в этом году и уже начинаем праздновать сегодняшней службой, мы шли долгим и непростым путем. На этом пути было как бы несколько потоков — люди устремлялись вперед, движимые историософией, политическими концепциями, культурными идеями, богословскими подходами; и каждый из этих потоков не был напрасен, потому что объединение не произошло бы так быстро, если бы, помимо собственно церковнослужителей, в них не принимали участие многие люди, представляющие все эти человеческие потоки.

И вот какая удивительная мудрость во всем этом открывается. Многие шли навстречу единству, будто бы не мотивируя свои поступки собственно церковными соображениями. Разные были соображения, как я уже сказал, — и культурные, и историософские, и политические; у некоторых появлялись даже экономические аргументы, что, мол, объединимся с Зарубежной Церковью и инвестиции в Россию пойдут. Много было разных подходов, но удивительно, что все эти потоки, по которым двигались столь разные люди, завершились подписанием Акта о восстановлении канонического общения между двумя частями Русской Церкви.

А вот теперь мне хотелось бы сказать о самом, может быть, главном. Все эти потоки, все эти ручейки никогда бы не слились в единую мощную реку, если бы не было во всем этом самого сильного и самого могучего измерения — присутствия благодати Божией. Мы знаем, как куда более мощные человеческие устремления, организуемые финансовыми, политическими силами, мобилизующими подчас массы народа, ничем не завершаются — пустотой, неким хлопком. Все проходит так быстро, что об этих событиях мало кто вспоминает. Так происходит с большинством человеческих начинаний, если в эти человеческие начинания не включается сила Божия.

Замечательно апостол говорит о спасении, которое принес всем нам Господь Иисус Христос: «Ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:5; см. 1 Петр. 2:24). Парадокс! Образ, не имеющий никаких аналогий в человеческой жизни. Никто в человеческой жизни чужими ранами не исцеляется. Те, кто получает раны, либо умирают, либо лечатся в больницах, в изоляции от других, и чем опаснее раны, тем сильнее изоляция. Обычная человеческая рана неспособна никого исцелить — она способна лишь заразить другого человека.

«Ранами Его мы исцелились», потому что раны Христа Спасителя, кровь, пролитая на кресте, была кровью, искупляющей грехи рода человеческого. Мы ведь не исцелились в одночасье от физических болезней после Голгофы, но мы получили очищение грехов, мы стали новым народом, народом Божиим, царским священством, людьми, взятыми в удел (см. 1 Петр. 2:9), как слышали мы сегодня в молитве к новомученикам эту пламенную цитату из послания апостола Петра.

«Ранами Его мы исцелились» — в глобальном смысле, все человечество, весь мир. Стоит лишь протянуть руку к этим ранам, сердцем своим почувствовать веру в спасающую силу Креста, и благодать, исходящая из жертвенного подвига Спасителя, из знамения Креста Христова, исцеляет человеческие раны — душевные и телесные. А благодать, явленная миру через искупительную жертву Спасителя, способна наполнить человеческие усилия — те самые иногда разнонаправленные человеческие ручейки, где бурлит наша земная энергия и у которой так мало шансов достичь некой цели, потому что по дороге эти ручейки могут засохнуть, ибо будут протекать по сухой земле, или кто-то бросит преграду и ручеек изменит свое направление, а кто-то, может, и просто затопчет, если этот ручеек такой слабый. Но благодатью, исходящей от Креста, от Жертвы Спасителя, человеческие усилия обретают особую, непобедимую силу.

А что означает кровь, пролитая новомучениками? Ведь и эта кровь была пролита за правду Божию, как и кровь Спасителя, — та же самая кровь мученического истощания за Божию правду. Кровь мучеников и новомучеников в том же потоке, что и кровь Спасителя, — она не может пройти мимо, она не может не оставить следа, она не может не преобразовать человеческие умы и сердца, она не может не оплодотворить человеческих усилий.

И те усилия, которые привели в конце концов представителей двух частей Русской Церкви за стол переговоров, могли бы закончиться ничем, если бы все эти усилия не были оплодотворены кровью мучеников и исповедников, через которых является нам Божия благодать. Мы — и одни, и другие — были наследниками тех, кто лежит здесь, на этой Бутовской земле, как и во многих неведомых местах по всему лицу Святой Руси. Разве тот поток мученической крови мог быть не замеченным Богом? Разве в ответ на то жертвоприношение Господь не явил нам Своей благодати?

И когда, честно взирая в глаза друг другу, мы исповедовали свою искреннюю веру, искреннее намерение быть вместе, в том числе потому, что за нашими спинами — жертва тысяч и тысяч мучеников, Господь и приложил к нашим скудным, слабым человеческим усилиям Свою великую благодать в ответ на жертву мучеников и исповедников. И мы должны об этом помнить. Ничто не должно разделять нас более — никакие соблазны, никакая ложь, никакая клевета, никакие новые историософские взгляды и убеждения, никакие новые призрачные замки человеческой счастливой жизни, устремляясь к которым, многие погибали, потому что это лишь миражи в пустыне.

Кровь мучеников — это реальность, вера наша — реальность, единство наше — это реальность, Святая Евхаристия — это реальность, превосходящая всякую человеческую реальность, какой бы громкой, сильной, яркой она ни была; и мы через Церковь, через причащение Святых Христовых Таин касаемся этой реальности и наполняемся силой.

Разве не о том слова Спасителя: «Врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18)? Разве эти слова о внешней силе Церкви? Разве эти слова о внешнем виде священнослужителя? Мы сегодня стоим здесь во славе, но, наверное, кто-то, когда еще запрещено было пересекать периметр этого страшного забора, в зековском батнике совершал панихиду на этом месте. Сила Божия превышает всякую человеческую силу, и мы должны помнить, что эта сила с нами, когда мы сохраняем единство, когда мы все причащаемся от единой Чаши, когда мы все вместе произносим слова Символа веры, когда мы открываем душу свою навстречу Господу. Тогда наша человеческая немощь наполняется Его Божественной силой, и опыт жизни Русской Церкви в кровавом ХХ и в наступившем XXI веке убеждает нас в этом.

Вот почему так важно, что и праздник пятилетия подписания Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей мы вместе начали здесь, на Бутовском полигоне, поверяя себя, свою жизнь, свое будущее святым новомученикам, кровью которых мы исцелились. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

 

Послания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Послание
Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА
архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим
и всем верным чадам Русской Православной Церкви
по случаю пятилетия
подписания Акта о каноническом общении
между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью
Заграницей
 
Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри,
всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини,
дорогие братья и сестры!
"Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца
и Господа Иисуса.
Благодать со всеми неизменно любящими
Господа нашего Иисуса Христа"
(Еф. б, 23-24).

Ныне Русская Православная Церковь отмечает пятилетие подписания Акта о каноническом общении. Этот документ положил конец многолетнему разделению между Московским Патриархатом и Русской Православной Церковью Заграницей. Мы вспоминаем о событии большого исторического значения, знаменующем собой преодоление одного из трагических последствий политической и духовной катастрофы, пережитой Россией в XX столетии.

В минувшем веке нашу Родину и Церковь постигли тяжелейшие испытания. Разрушались храмы, осквернялись святыни, грубо попиралась Богом дарованная человеку свобода, хитон церковный раздирали враги внешние и внутренние. Братоубийственная междоусобица погубила миллионы наших сограждан, а лютость безбожных гонителей привела к кончине за имя Христово великого сонма Новомучеников и исповедников Российских.

Революция и последующая гражданская война стали причиной массового исхода из России наших соотечественников. Миллионы их оказались рассеянными по всему миру. Православная вера объединяла беженцев, и они бережно сохраняли огонь веры, передавая его из поколения в поколение. Но драматические исторические обстоятельства вызвали разделение внутри русского православного рассеяния.

Восходя на крест, православная Русь верила в свое воскресение. С особым усердием возносили чада церковные - как в Отечестве, так и за его пределами - молитвы ко Господу и Спасителю нашему об упразднении горестного разделения. В этом чаянии мы обращались к дерзновенному небесному предстательству новомучеников.

Милостью Божией ситуация в стране изменилась коренным образом. Православные люди восприняли это как дар свыше. Русская Православная Церковь обрела полную свободу в том числе и в среде церковно-государственных отношений.

Разделение было болью всей Церкви, скорбью всего народа. И это не преувеличение: достаточно вспомнить, с каким вниманием наше общество следило за начавшимся сближением. Не оставалась безучастной к нему и государственная власть. В процессе диалога мы действовали так, чтобы не наносить ущерба и новых ран друг другу. На этом пути не могло быть победителей и побежденных. В итоге победу одержала вся многомиллионная Русская Церковь, чье единство было восстановлено.

В эти дни мы молитвенно вспоминаем Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Высокопреосвященнейшего митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Лавра. В праздник Вознесения Господня 4/17 мая 2007 года на амвоне кафедрального соборного храма Христа Спасителя они скрепили своими подписями Акт о каноническом общении и совместно совершили Божественную литургию. Мы благодарим также всех тех, кто потрудился и приближал это единство.

Теперь, когда восстановлено наше общение, и мы вместе причащаемся от единой Чаши, возблагодарим Всемилостивого Бога, Своею всесильною десницею приведшего нас к вожделенному единству, во славу Его Святого имени и на благо Его Святой Церкви.

Сегодня мы можем смело сказать, что делом исполнили завет святителя Тихона, Патриарха Всероссийского: «Именно в единении, согласном действовании и братской любви - сила». Мы можем с радостью свидетельствовать, что врата адовы (Мф. 16. 18) не одолели Русскую Церковь. Она ныне плодотворно совершает свое спасительное служение как в Отечестве, так и за его пределами.

Пятилетие, которое прошло со времени подписания Акта о каноническом общении, было богато добрыми примерами взаимодействия. Не достанет времени, чтобы приводить примеры повседневного соработничества на местах, которые свидетельствуют: наша Церковь не только провозглашена теперь единой, но и на деле таковой является. Даже удивительно, как быстро и легко пали многолетние средостения. Это стало возможным именно потому, что мы были и остаемся носителями одной и той же русской православной традиции, у нас единые духовные и нравственные ценности, которые мы несем миру.

Будем благодарно и бережно хранить великий дар единства Церкви, единства народа Божия. Будем противостоять любым попыткам внести смуту и разделение в жизнь Церкви, поколебать основы ее канонического бытия.

Будем усердно молиться о тех, кто по разным причинам находится еще вне единства с Русской Православной Церковью. Снова и снова приглашаем их в общение любви Христовой, которая не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор. 13, 5-7).

Господь же да призрит милостивым Своим оком на наши молитвы и труды и благословит люди Своя миром (Пс. 28, 11), о котором Он говорил апостолам перед Своими страданиями: Мир Мой оставляю вам, мир Мой даю Вам (Ин.14, 27).

Аминь.

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ


Москва,
17 мая 2012 года

 

 

 

Послание
Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА
участникам празднования Дня славянской письменности и культуры
 
Возлюбленные о Господе
архипастыри и пастыри, дорогие братья и сестры!

Сердечно поздравляю вас с днем памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, который отмечается в нашей стране и как День славянской письменности и культуры. Отрадно, что с каждым годом этот праздник приобретает все большую значимость, объединяя всех, кто хранит православную веру, любит и чтит отечественную историю, признает выдающийся вклад равноапостольных братьев в формирование славянской культуры.

То, что совершили святые Кирилл и Мефодий почти двенадцать веков назад, можно с уверенностью назвать великим духовным подвигом и судьбоносным событием в истории славянских народов. Осуществив перевод Священного Писания и православного богослужения на славянский язык, они дали возможность нашим предкам познавать Господа Иисуса Христа и прославлять имя Его на родном для них языке.

Просветительская деятельность святых братьев заложила фундамент восточнославянской церковной культуры, формирующей духовную общность народов исторической Руси и являющейся связующим звеном между нашим прошлым, настоящим и будущим.

Сегодня мы являемся наследниками и преемниками бесценного дара, оставленного нам святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием. И мы призваны бережно хранить его, чтобы передать потомкам, ибо духовное развитие стран Святой Руси невозможно без обращения к православной вере, к культурно-историческим истокам, сформировавшим славянскую цивилизацию.

Нынешнее торжество ознаменовано особым событием: принесением в Успенский собор Московского Кремля одной из самых почитаемых в России икон - Иверского образа Божией Матери. Эта святыня, написанная на Святой горе Афон в 1648 году, была привезена впоследствии в Москву, и на протяжении трех с половиной столетий перед ней возносились прошения о нашем Отечестве. После революционных событий верующие надолго были лишены возможности помолиться перед этой иконой. Народным молебном перед сей святыней на Васильевском спуске у стен Кремля и храма Василия Блаженного в Москве откроется празднование Дня славянской письменности и культуры.

Притецем же в покаянии к Пресвятой Владычице нашей Богородице и принесем Ей и ходатаям нашим ко Господу - святым равноапостольным Кириллу и Мефодию - молитвенные прошения о Церкви Русской, о благостоянии святых Божиих Церквей, о процветании Отечества и братских славянских стран, о сохранении народа нашего в мире, единомыслии, в благоденствии и чистоте.

Благословение Царицы Небесной да пребывает со всеми.

 

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

 

 

Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на соборных слушаниях Всемирного русского народного собора «Патриарх Гермоген, русское духовенство и Церковь в служении Отечеству»

3 мая 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил cоборные слушания Всемирного русского народного собора по теме «Патриарх Гермоген, русское духовенство и Церковь в служении Отечеству». Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам слушаний со словом, посвященным значению подвига Патриарха-мученика для нашего времени.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, дорогие соборяне!

Я хотел бы с большим удовлетворением отметить факт проведения сегодня в соборном зале Храма Христа Спасителя этого соборного собрания, посвященного 400-летию мученической кончины Патриарха Гермогена, собрания, которое даст нам возможность вспомнить героические страницы прошлого и подумать о настоящем.

Если говорить о Смуте, то это было время смятения умов в первую очередь, разделения народа, ослабления власти, когда перед каждым стоял выбор между подвигом и предательством. И это же самое время явило нам великих христианских подвижников и безвестных героев русского сопротивления: таких как заточенных в узах Патриархов Иова и Гермогена; таких как переживших многомесячную осаду келаря Троице-Сергиевой лавры Авраамия (Палицына) и архиепископа Смоленского Сергия; замученного интервентами епископа Тверского Феоктиста, претерпевшего пытки епископа Коломенского Иосифа. Кто из соотечественников — даже среди интеллигенции, кроме историков-специалистов, знает сегодня эти имена и вспоминает этих героев, хотя бы в этот год истории? Это наша вина, что имена людей, послуживших спасению Отечества, практически изглажены из народной памяти.

Начало XVII века стало драматическим рубежом не только для России, но для всего православного мира. К тому времени наш народ, народ северной Руси, остался единственным православным народом, сохранившим государственный суверенитет. Ни юг Руси, ни запад Руси, ни Ближний Восток, ни Восточная Европа, где проживали православные народы, не имели суверенитета. Единственным суверенным народом был наш народ. И именно в такой момент, критический для судьбы Православия момент мировой истории, на Руси возникает Смута.

Это было поистине историческое испытание, ведь Смута являлась не просто политическим кризисом, не просто столкновением элит, не просто банальной борьбой за власть. То была явлена страшная угроза самому существованию государства, самому существованию суверенитета, независимости нашего народа, самому существованию нашей национальной самобытности. Под иностранным давлением вводился, как мы бы сейчас сказали, механизм внешнего управления, в результате которого Россия должна была стать провинцией другого государства. Еще страшнее была угроза утраты духовной идентичности, латинизации Руси, отказа от православной веры, который, несомненно, означал бы конец русского независимого духовного и культурного национального бытия.

И, наконец, особенно удручающим был тот факт, что гибельная угроза для русского будущего надвигалась не только извне, но и изнутри. В 1612 году интервенты были уже в Кремле, они овладели сердцем страны, но пока только в географическом и политическом смысле. Куда хуже сознавать то, что завоеватели были близки к овладению сердцем нашей страны в духовном, в идеологическом смысле: они были близки к тому, чтобы подчинить себе умы и души боярской элиты. Той самой, которая, разуверившись в силе собственного народа и в историческом призвании России, была готова пригласить на царство представителя иноземной династии, исповедовавшего чужую веру, отрицавшего духовные традиции нашего народа и страны.

В этот критический час, когда столичная знать казалась поверженной в политическом и идейном смысле, когда Москва, по словам историков, стала «театром козней и мятежей», судьбу России определил ее народ. Николай Иванович Костомаров писал: «Когда сильные земли Русской склонились перед внешней силой, упадали духом и смирялись, народная громада, одушевленная именем угрожаемой веры, не покорилась судьбе». В ослабленной и истерзанной Смутой русской глубинке возникает мощное движение, охватившее почти все крупные города страны, сплотившее весь ее многонациональный народ. Всенародное ополчение завершилось, как знаем, изгнанием интервентов, преодолением Смуты, избранием новой династии. И победа национально-освободительного движения 1612 года заложила фундамент для трех веков стабильного державного развития страны.

Наши современники редко задумываются: какая же сила позволила смятенной, обезглавленной, потерявшей привычные механизмы управления России самоорганизоваться и воскреснуть из небытия? И здесь трудно переоценить роль православной веры и Русской Церкви.

Вспомним: когда города сдавались на милость интервентов, когда разрозненные войска терпели поражения и отступали, когда перебежчики метались между Москвой, польской ставкой и станом самозванца, кто стал символом непоколебимой твердости? Иноки Троице-Сергиевой лавры! Выдержав шестнадцатимесячную осаду, явив жертвенный героизм, насельники Сергиевой обители, сражавшиеся плечом к плечу с воинами и ополченцами, убедили колеблющихся в неизбежности русской победы.

Надо подчеркнуть, что успешная оборона Троице-Сергиевой лавры против многократно превосходящих сил противника объясняется не каким-то особым боевым искусством ее защитников и не талантом руководившего ими полководца — князя Григория Долгорукого. Главным источником их мужества было осознание величайшей святыни, за которую им предстояло сражаться и умереть. Пребывающая под небесным покровительством преподобного Сергия, Лавра напоминала русским воинам о славном времени Куликовской победы. По слову летописца, «святой Сергий охрабрил даже невежд; без лат и шлемов, без навыка и знания ратного, они шли на воинов опытных, доспешных, и побеждали».

После отражения натиска интервентов Троице-Сергиева лавра трудами ее настоятеля архимандрита Дионисия превратилась в крупнейший центр вспоможения раненым и больным, в своего рода главный военный госпиталь и медицинский центр того времени. Исследователи полагают, что на протяжении 1611 года на исцелении в Сергиевой обители находилось более 10 000 человек — это огромная по тому времени цифра! По мнению историка XIX века Михаила Осиповича Кояловича, Лавра стала «ближайшим убежищем, где русские люди спасали свое христианское звание. Но в этой обители жила несокрушимая вера в будущность Москвы, России, в их способность жить».

Православная вера не только вдохнула мужество в сердца людей и не только способствовала врачеванию их ран. Ощущение духовного единства содействовало собиранию разрозненных земских сил, возрождению государственности. В условиях, когда власть была в смятении и в глазах населения потеряла легитимность, Православная Церковь стала главным интегрирующим фактором русского общества.

Именно Церковь в лице ее Первосвятителей не признала законность самозванцев и иностранных претендентов на российский престол. Именно Церковь, через грамоты Патриарха Гермогена, призвала народ к национально-освободительной борьбе. Мы знаем, что служение Патриарха Гермогена после его кончины подхватила Троице-Сергиева обитель, также распространяя воззвания к русскому народу. Посреди раздора и смущения умов православное духовенство увещевало колеблющихся, направляло мятущихся, мирило раздоры в патриотическом лагере. Так, например, согласовать действия ополченцев Минина и Пожарского с действиями казачьих войск Трубецкого удалось прежде всего благодаря высокому авторитету Авраамия (Палицына), которого уважали и казаки, и земские люди. В момент решающей битвы с гетманом Ходкевичем казаки примкнули к дружинам Пожарского с криками «Сергиев! Сергиев!» (то есть, вспоминая благословение Троице-Сергиевой лавры), и это единство решило исход сражения в пользу русских.

В эпоху крушения всех авторитетов, когда голова обывателя шла кругом от обилия претендентов и самозванцев, выдвинутых враждующими партиями, именно Церковь оставалась единственной незыблемой твердыней. Найти истину помогало слово православного духовенства, и решающую роль играла позиция Первоиерарха.

Прежде чем сказать о подвиге Патриарха Гермогена, надо вспомнить его предшественника, святителя Иова, первого Патриарха в нашем Отечестве. Именно он предупредил народ об угрозе Смуты в случае изгнания государя и возведения на престол авантюриста. Он первым назвал Лжедмитрия самозванцем и предал вождей переворота анафеме. В дни, когда неискушенные соотечественники были словно ослеплены и загипнотизированы фигурой Лжедмитрия, Патриарх Иов остался верен единственно законному на тот момент царю — Федору Годунову. Сознавая нависшую над Русью угрозу, Патриарх Иов не побоялся ни гонений, ни смерти. После переворота он был насильно лишен Патриаршей кафедры, заточен в Старицком монастыре, испытал пытки и лишения, потерял зрение, но не отрекся от своих слов. Подвиг святителя Иова вскоре увенчался первой победой — свержением Лжедмитрия I и его сообщников.

Вскоре бремя Патриаршего служения из рук ослабевшего в темнице Иова принял святитель Гермоген. Как пишет Николай Михайлович Карамзин, «Ермоген, не обольщенный милостью самозванца, не устрашенный опалою за ревность к Православию, казался героем Церкви и был единодушно, единогласно наречен Патриархом».

В тяжелую годину Гермоген стал живым хранителем устоев русской государственности, сумев возвыситься над борьбой партий. Это качество проявилось в нем еще в годы царствования Василия Шуйского. Шуйский не был сильным государственным деятелем, он часто терпел военные и политические неудачи. Народ не любил этого царя. Но святитель Гермоген последовательно поддерживал его, часто идя наперекор общественному мнению, потому что легитимный царь был тогда единственной опорой в преодолении политического смятения боярской элиты.

Патриарх видел, что страну терзают мятежные отряды второго Лжедмитрия и банды иноземных наемников. Уже надвигалась гроза открытого вторжения польского войска в пределы России. В этих условиях Гермоген всей силой своего святительского авторитета встал на защиту существующей власти, хотя и сознавал все ее недостатки. Он понимал, что мятежи и интервенция могут привести к гораздо худшим бедам.

Когда в феврале 1609 года поднялся мятеж против Шуйского в самой Москве, заговорщики пытались привлечь на свою сторону Гермогена. Тот же с риском для жизни вразумлял мятежников. Вот как передает это событие Сергей Михайлович Соловьев: «Патриарх начал говорить: «Крест ему, государю, целовала вся земля, присягала добра ему хотеть, а лиха не мыслить; а вы забыли крестное целование, немногими людьми восстали на царя, хотите его без вины с царства свесть»».

Однако, отговаривая народ от мятежа, святитель не видел в оппозиционно настроенных москвичах врагов. Он понимал, что у людей есть основания для протеста, и перед лицом нависшей опасности стремился к национальному единению. После провала мятежа 1609 года Патриарх отправил в Тушино грамоты к сбежавшим и призвал их «оставить обиды, вспомнить Отечество и веру православную». Патриарх обещал полное прощение раскаявшимся, и многие откликнулись на его зов. Как видим, святитель Гермоген занимал достаточно взвешенную позицию, в основе которой была идея объединения всех соотечественников. Он понимал, что страна обескровлена, разрушена, разобщена и что, в конце концов, бывают политические моменты, когда приходится выбирать между большим и меньшим злом.

Такой момент наступил летом 1610 года, когда Василий Шуйский был все-таки свергнут с престола, а вслед за этим часть русской элиты призвала на царствование польского королевича Владислава. Святитель Гермоген понимал, что ему не удастся этому воспрепятствовать. Тогда он сделал все от него зависящее, чтобы уменьшить последствия предательства. По его настоянию в грамоту об условиях призвания на царство было внесено требование об обязательном крещении Владислава в православную веру. Он настаивал также и на том, чтобы Владислав взял в жены одну из православных боярынь в Москве.

Это был, безусловно, компромисс. Однако Патриарх Гермоген четко видел ту черту, за которой никакие компромиссы невозможны. Он делал все возможное, чтобы не допустить разрушения духовной, национальной и культурной подлинности нашего народа, которое было бы неизбежным при иностранной иноверной власти. Польский же король Сигизмунд, однако, считал, что Россия уже лежит у его ног, и обсуждать что-либо нет смысла. После битвы при Клушино, выигранной польскими войсками, он требовал безусловного подчинения. И тогда святитель Гермоген дал понять, что за этой чертой нет места компромиссам — есть только сопротивление.

Зимой 1610/11 года Первоиерарх стал вдохновителем поднимавшегося всероссийского сопротивления интервентам и изменникам. По словам Соловьева, «главный двигатель этого восстания, начальный человек в государстве в безгосударное время, находился в Москве; то был патриарх, по мановению которого во имя веры вставала и собиралась земля. Салтыков пришел к нему с боярами и сказал: «Ты писал, чтобы ратные люди шли к Москве; теперь напиши им, чтобы возвратились назад». «Напишу, — отвечал Гермоген, — если ты, изменник, вместе с литовскими людьми выйдешь вон из Москвы; если же вы останетесь, то всех благословляю помереть за православную веру, вижу ей поругание, вижу разорение святых церквей, слышу в Кремле пение латинское и не могу терпеть»».

Послание Патриарха вызвало в русских людях стремление встать за веру и Отечество. К Москве подступило первое ополчение. В разгар этих событий Гермоген был брошен оккупантами в тюрьму, где и принял мученическую смерть. Подвиг святителя стал той свечой, от которой возгорелось пламя национально-освободительного движения. Второе ополчение, начавшее свой путь с покаянной молитвы, освободило Москву и положило начало освобождению Руси.

О значении деятельности Патриарха Гермогена для начала борьбы явственно говорят документы того времени. «А у нас святейший Гермоген патриарх прям, как сам пастырь, душу свою за веру христианскую полагает неизменно, и ему все христиане православные последуют», — писали той же зимой московские патриоты во все города России. Вера в то, что святитель Гермоген говорит не от себя, а творит волю Божию, безусловно, воодушевляла русских людей.

В почти побежденной стране не всегда могут найтись силы для того, чтобы начать борьбу за свободу, особенно после череды неудач. Трудно взять на себя духовную (а, в конечном счете, и политическую) ответственность в условиях, когда на карту поставлено слишком многое, когда выступление против оккупантов может обернуться полным уничтожением военных и политических ресурсов страны, гибелью самого ее народа.

Зимой 1610-1611 года святитель Гермоген взял на себя такую ответственность. Одинокий и физически немощный старец, брошенный в темницу, явил силу духа. Он вернул русским людям надежду и исцелил наших предков от малодушия и разобщенности, порожденных годами Смуты.

«Когда надломились политические скрепы общественного порядка, оставались еще крепкие связи национальные и религиозные: они и спасли общество», — свидетельствует Василий Осипович Ключевский. Обратим особое внимание на слово «религиозные» в этой цитате. Смутное время закончилось тогда, когда русские люди оставили распри и вспомнили то, что их объединяет — веру отцов, святыни, национальные символы, бывшие в поругании от иноплеменников.

Сегодня мы должны сознавать, что подвиг Патриарха Гермогена — это не просто достояние давно минувших дней, но и не потерявшее своей значимости завещание потомкам. Уроки Смутного времени и его преодоления актуальны в наши дни, когда Россия подвергается похожим соблазнам и принимает соответствующие вызовы.

Мы снова видим враждебные действия, направленные на подрыв наших духовных ценностей, на ослабление государственности. Мы снова замечаем смятение в умах, отказ определенной части общества от собственного национального достоинства, поиск «спасителей» за пределами России.

Как и прежде, противостоять этому может только единство российского общества, из которого нельзя исключать и власть. Единство должно быть основано на верности нашим духовным и нравственным традициям. А значит, на Русскую Церковь возлагается особая ответственность. Церковь не существует изолированно от народа, ведь Православие — это душа России, а разделение души и тела в нашем земном мире означает смерть.

Именно такого разделения добивались слуги интервентов, приступавшие к Патриарху Гермогену со словами: «Почто вмешиваешься в дела мирския, а твое де дело за Церковью смотрети». Это выглядело даже соблазнительным: сидеть тихо и не возвышать голоса, не давать оценок происходящим событиям, избегать возможных лишений и жертв. Но в эпоху Патриарха Гермогена вдохновители Смуты не достигли поставленной цели. Русская Церковь исполнила свой христианский долг, призвала и привела к спасению Отечества.

Это урок для нас и для всех поколений православных людей, которые за нами последуют. Сейчас, как и 400 лет тому назад от нас вновь требуют, чтобы мы не «вмешивались в дела мирския». Нам говорят: не лезьте в общество со своей верой, со своей этикой, со своей культурой. Нам предлагают замкнуться в себе, якобы предостерегая от «обмирщения». Нас предупреждают, что если мы не замолчим, то нам будет хуже, что в этом случае наши храмы будут осквернены, а иконы — поруганы.

Каким должен быть ответ? Пример Патриарха Гермогена оставляет нам единственно возможный выбор. Этот выбор — гражданское действие, которого мы не должны избегать и бояться. Не должно быть ни страха, ни сомнений на этом пути. Ибо защита своей паствы и созидание народной жизни на христианских началах является неизменным долгом нашей Церкви во все времена. И в мирные тихие дни, и в дни решающего исторического выбора Русская Православная Церковь всегда была и будет со своим народом.

Благодарю за внимание.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Обществу необходимо духовное единство, убежден Патриарх Кирилл

Москва, 4 мая. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил о том, что духовное и нравственное единство необходимо для выживания общества во времена политических кризисов, причем чего являет собой сопротивление Троице-Сергиева монастыря интервентам во время Смутного времени в России.

«"Когда надломились политические скрепы общественного порядка, оставались еще крепкие связи национальные и религиозные: они и спасли общество", - свидетельствует Василий Осипович Ключевский. Обратим особое внимание на слово "религиозные" в этой цитате», – сказал Патриарх Кирилл на слушаниях Всемирного русского народного собора.

«Пребывающая под небесным покровительством преподобного Сергия Радонежского Лавра напоминала русским воинам о славном времени Куликовской победы. По слову летописца, "святой Сергий охрабрил даже невежд; без лат и шлемов, без навыка и знания ратного, они шли на воинов опытных, доспешных, и побеждали". Так же, как для иноков Пересвета и Осляби, незримым щитом насельников обители стала вера Христова», – добавил он.

По словам Предстоятеля Русской Церкви, успешная оборона Троице-Сергиевой Лавры в 1608-1610 годах против многократно превосходящих сил Лжедмитрия II объясняется не каким-то особым боевым искусством ее защитников, а тем, что главным источником их мужества было осознание величайшей святыни, за которую им предстояло сражаться и умирать.

«Смутное время закончилось тогда, когда русские люди оставили распри и вспомнили то, что их объединяет — веру отцов, святыни, национальные символы, бывшие в поругании от иноплеменников. Уроки Смутного времени и его преодоления актуальны в наши дни, когда Россия подвергается похожим соблазнам и принимает соответствующие вызовы», – подчеркнул патриарх.

«Как и прежде, противостоять этому может только единство российского общества, из которого нельзя исключать и власть. Единство должно быть основано на верности нашим духовным и нравственным традициям. А значит, на Русскую Церковь возлагается особая ответственность», – отметил он.

 

Патриарх Кирилл также напомнил, что Церковь не существует изолированно от народа, назвав православие «душой России», без которой страну ожидает смерть.

«Защита своей паствы и созидание народной жизни на христианских началах является неизменным долгом нашей Церкви во все времена. И в мирные тихие дни, и в дни решающего исторического выбора Русская Православная Церковь всегда была и будет со своим народом», – заключил Патриарх Кирилл.

Полностью Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на соборных слушаниях Всемирного русского народного собора «Патриарх Гермоген, русское духовенство и Церковь в служении Отечеству» читайте на сайте Патриархия.ру

 

Синодальный информационный отдел
Московского Патриархата
+7 (495) 781-97-61

Навигация

Система Orphus