24.09.2019 | 

Патриарх Филарет и Новоспасский монастырь

Макариевские чтения 2018 года были посвящены знаменательной исторической дате – 400-летию окончания Смутного времени. Одним из выдающихся деятелей этого сложного, переломного периода в истории нашей страны является патриарх Филарет (род. ок. 1554-1555; † 1633)[1] – глава Русской Православной Церкви, отец и соправитель первого царя рода Романовых.

Он прожил долгую жизнь – почти 80 лет – впечатляющий срок по меркам русского средневековья. Его судьба изобиловала крутыми переломами – то вознося его к вершинам власти и славы, то низвергая в безвестность, скитания и полон. Были времена, когда он лишался богатства, влияния, семьи, свободы – буквально всего; не раз находился на грани жизни и смерти. И ему же было уготовано стать главой Русской Церкви и соправителем русского царя. В определенной мере он объединил собой две царствующие династии России – Рюриковичей и Романовых, будучи племянником царицы Анастасии Романовны – первой жены царя Ивана Грозного, и двоюродным братом царю Федору Иоанновичу, став отцом первого самодержца из рода Романовых – царя Михаила Федоровича.

Великий государь Святейший патриарх Московский и всея Руси Филарет Никитич занимает особое место среди архипастырей Русской Церкви. Ни до, ни после него русские патриархи не наделялись такой властью, не обладали таким могуществом в государственных делах.

Высот власти он достиг в 1619 г. По возвращении в Москву из польского плена, встреченный сыном – правящим российским монархом, он был провозглашен главой Русской Церкви. 24 июня 1619 г. константинопольский патриарх Феофан возвел его в сан патриарха. Однако в его руках оказалась не только церковная, но и светская власть – он именовался «великим государем» и стал реальным соправителем своего сына.

Патриарху Филарету посвящена обширная историография, о нем написано немало книг и исследований. Его жизнь и деятельность изучалась как в прошлые столетия[2], так и в наши дни[3]. В последние годы биография патриарха, его роль в церковном и государственном управлении неоднократно становились темой диссертационных работ[4].

Сегодня, обращаясь к личности патриарха Филарета, нам хотелось бы коснуться одного аспекта его жизни – его связи с Новоспасским монастырем, отношения к нему и влияния на судьбу этой древней московской обители. Отметим, что в той или иной мере эту тему затрагивали историки, исследовавшие историю Новоспасского монастыря[5].

Начать следует с того, что Новоспасский монастырь исторически связан с родом Романовых. В этой обители, в подклете Преображенского собора и рядом с ним, с конца XV в. находилась Романовская фамильная усыпальница.

Здесь были похоронены ближайшие родственники патриарха Филарета. Его отец – боярин Никита Романович Захарьин-Юрьев (†1585/1586), его мать – Варвара Ивановна (урожденная Ховрина) (†1555). Здесь упокоился дед патриарха – Роман Юрьевич Захарьин (†1543) – основоположник фамилии Романовых.

Здесь же находились могилы четырех младших братьев Филарета: Михаила, Александра, Василия и Ивана. (Как известно, в царствование Бориса Годунова Романовы попали в опалу, из пятерых братьев трое скончались в северной ссылке, двое уцелели). Здесь были и могилы сестер: Анны, Марфы, Ирины, Татьяны.

В этой обители, хоронили детей патриарха, умерших в малолетстве, в те годы, когда он до монашеского пострига имел семью: Бориса, Никиту, Льва и Ивана[6].

В 1631 г., незадолго до кончины самого патриарха, в новоспасской усыпальнице была погребена его супруга – Ксения Шестова, в монашестве инокиня Марфа — мать царя Михаила Федоровича[7].

Как видим, у патриарха Филарета имелись серьезные причины выделять Новоспасский монастырь из числа прочих московских обителей и выражать ему свою благосклонность.

Рассмотрим, в каких формах это выражалось.

Посещения

Патриарх Филарет довольно часто приезжал в Новоспасский монастырь, служил панихиды над гробами родителей, братьев, детей. Совершал в монастырском Преображенском соборе литургии. В дни его посещений новоспасская братия щедро одарялась патриаршей милостыней.

Сохранились следующие документальные свидетельства о «патриарших выходах» в Новоспасскую обитель, совершенных им в последние годы жизни:

1628 г., «февраля 21, великий государь святейший патриарх Филарет Никитич ходил молиться в Спасской монастырь на Новое, и пожаловал государь дати попом на молебен полтину, да ручныя милостыни архимандриту Лаврентью полтина, келарю старцу Аникею полтина, да 72 братом 7 руб. 2 гривны».

1630 г., «февраля 7, великий государь святейший патриарх ездил на масляной недели в пятницу в Спасской монастырь, на Новое, и пожаловал на молебен полтину, да ручныя милостыни архимандриту да келарю по полтине, да 81 брату по гривне человеку».

1631 г., «февраля 9, великий государь святейший патриарх ходил в Спасский монастырь, на Новое, и указал дати архимандриту и братии молебные милостинные деньги против прошлаго 138 года, на молебен полтину, да ручныя милостыни архимандриту да келарю по полтине, да рядовым 81 брату … по гривне человеку».

1631 г., «апреля 26, великий государь святейший патриарх ходил молиться к Спасу на Новое после Светлыя недели, на третьей недели в среду, и пожаловал, велел дати на молебен милостыни против прошлаго 138 года, архимандриту и попом на молебен полтину, да ручныя милостыни архимандриту и келарю по полтине, да рядовым старцом 60 братом … по гривне человеку»[8].

Относительно частоты и датировок патриарших приездов документы не дают полной ясности, но позволяют предположить, что наиболее предпочтительным временем посещений был Великий пост, Светлая седмица, а также дни, когда служились панихиды по погребенному в обители боярину Никите Романову – отцу патриарха и деду царя.

Участие в финансировании перестройки монастырского ансамбля

В первой половине 1640-х гг. по настоянию царя Михаила Федоровича происходит существенное обновление архитектурного ансамбля Новоспасского монастыря – заново отстраиваются в камне оградные стены и жилые корпуса.

В 1640-1642 гг. вокруг монастыря возводится новая каменная ограда протяженностью в 650 м. Высота стен достигала 7,5 м, толщина в основании — 2 м. На углах поставлены четыре круглые башни, пятая, квадратная в основании, возвышается над западной стеной.

Вслед за монастырскими стенами строятся новые каменные келейные корпуса. Размещенные параллельно стенам монастыря, протяженные здания братских келий формировали застройку северной части монастырского ансамбля.

Масштабное строительство финансировалось за счет денежных средств представителей царствующего рода – правящего монарха и его родителей. Как отмечалось в документах: «Все келейное и оградное здание строено коштом Великого Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, Отца Его Святейшего Патриарха Филарета Никитича и Матери Его Великия Старицы инокини Марфы Иоанновны»[9].

Сооружение патриаршего келейного корпуса

Визиты патриарха в Новоспасский монастырь привели к необходимости устроения здесь своеобразной гостевой патриаршей резиденции. Для предстоятеля Русской Церкви в обители был построен особый келейный корпус. Он представлял собой просторное одноэтажное здание (16×9 саженей) под высокой двускатной крышей. На его строительство патриарх «пожаловал в дом ко всемилостивому Спасу на келейное строение денег сто рублей»[10].

Возведение колокольни и храма

Главным личным патриаршим пожертвованием монастырю стала каменная колокольня с храмом преподобного Саввы Освященного. Это была церковь «под колоколы» — сооружение, совмещавшее в себе храм и колокольню. На ее строительство и украшение было затрачено около трех тысяч рублей. Колокольня имела шатровое завершение, на ней были устроены часы с боем. Колокольню украшала памятная надпись, которая кругом опоясывала верхнюю часть здания: «Божиею милостию, повелением Великаго Государя, Святейшаго Патриарха Филарета царствующаго града Москвы и всея Великия России, при Державе Благовернаго и Благороднаго и Христолюбиваго Государя Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича, всея России Самодержца: Владимирскаго, Московскаго, Новгородскаго, Царя Казанскаго, Царя Астраханскаго и многих государств обладателя, в десятое лето Государства Его, в четвертое лето Патриаршества Великаго Государя Святейшаго Филарета Никитича Патриарха Московскаго и всея Русии, сделана быстъ и совершена сия колокольня 7130 (1622), августа в 28 день».

В основании колокольни была устроена церковь. Как указывалось в монастырской вкладной книге, «Святейший Филарет Никитич, Патриарх Московский и всея Руси, изволил устроить на оной колокольне под колоколы церковь преподобнаго отца Саввы Освященнаго, и оную церковь иконами и лампадами украсил по чину»[11].

Посвящение патриаршего храма преподобному Савве Освященному имело памятное и символическое значение: 5 декабря 1618 г. митрополит Филарет был освобожден из польского плена, что совпало с днем памяти именно этого святого[12].

Основанная патриархом колокольня с Саввинским храмом была разобрана в XVIII в. Но церковный престол прп. Саввы Освященного, в память о патриархе, остался в монастыре. В виде придельной церкви он продолжал существовать вплоть до закрытия обители в 1918 г.; правда, в XVIII-XIX вв. неоднократно менял свое расположение. Важно, что в системе новоспасских храмов этот церковный престол играл особую, мемориальную роль – он хранил память о его основателе – патриархе Филарете[13].

Вклады и пожалования

Основным источником сведений о патриарших вкладах в Новоспасскую обитель служит вкладная книга монастыря – рукописный памятник, опубликованный архимандритом Леонидом (Кавелиным) в конце XIX столетия[14]. В ней упоминаются денежные и вещественные пожалования. Вкладные деньги, как правило, предназначались на строительные работы. Так, первый денежный вклад Филарета – сто рублей «на келейное строение», был сделан в декабре 1619 г.[15]

Вещественные вклады, насколько можно судить по известным фактам, в большинстве своем, представляли собой предметы, используемые в церковном обиходе: священные сосуды, церковная утварь, колокола, книги. К примеру, в 1619 г. Филарет преподнес обители: «сосуды церковные серебреные: потир, дискос и три блюдца» – они были украшены позолотой, на них имелась надпись «патриарх Филарет»; серебряное кадило с гравировкой образа Богородицы; деревянную ладаницу, расписанную образами святых[16].

Вкладная книга хранит записи о колоколах, подаренных патриархом, в 1620 и 1631 гг. На первом из них имелась такая надпись: «Божиею милостию, повелением великаго господина святейшаго Филарета Никитича, патриарха Московскаго и всея Руси, сделан и дан сей колокол в пречестную обитель Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на Новое, лета 7129 [1620] сентября в 30 день»[17]. Эти вкладные благовестники, наряду с другими монастырским колоколами, заняли место на новой колокольне, построенной в обители по желанию и на средства патриарха.

Сохранились документальные подтверждения того, что Филарет вкладывал в Новоспасский монастырь книги. Так, в 1630 г. он подарил обители книгу Шестодневец, в 1633 г. преподнес Предисловие Евангелия Матфея и Толковую Псалтирь. Стоимость двух последних книг составляла 30 рублей — значительную по тем временам сумму денег[18]. Патриарх любил книги и придавал большое значение их распространению — книгопечатанию. За период его правления было выпущено больше печатных изданий, чем за все предшествующее существование Печатного двора[19].

Знаменский храм

Прямую связь с родом Романовых имела Знаменская церковь, построенная в монастыре в 1620-х гг. и расположившаяся к северо-западу от Преображенского собора. Она имела мемориальное значение – была возведена над «романовскими гробницами» – захоронениями Александра, Василия и Михаила Никитичей, которые приходились дядьями царю Михаилу Федоровичу и были родными братьями патриарха Филарета[20].

Приписка монастырей

Укреплению Новоспасского монастыря, упрочению основ его материального состояния способствовало присоединение к нему приписных монастырей, что совершалось по воле как патриарха, так и царя Михаила Федоровича. К примеру, в 1625 г. к Новоспасской обители был приписан Троицкий Ураевский монастырь Казанского уезда.

***

Итак, внимание и расположение патриарха Филарета к Новоспасскому монастырю было обусловлено наличием в обители родовой усыпальницы боярского рода Романовых, в которой нашли упокоение его самые ближайшие родственники – родители, жена, дети, братья и сестры. Практически все, с кем его связывали кровные семейные узы, были погребены в Новоспасской обители.

Благосклонность этого видного исторического деятеля поздней средневековой Руси к Новоспасскому монастырю проявлялась в его посещениях этой обители и богослужениях, отправляемых в монастырских храмах, в заботе о материальном благосостоянии монастыря, в стремлении к его украшению.

Дарами патриарха Новоспасской обители стали патриарший келейный корпус и Саввинский храм, совмещенный с колокольней. Памятниками Филаретовского времени в монастыре были оградные стены с башнями, братские кельи и Знаменская церковь.

Пожалуй, важнее всего является то обстоятельство, что время правления патриарха Филарета и царствования его сына Михаила Федоровича открывает период возвышения Новоспасского монастыря. Обитель становится местом царского и патриаршего богомолья. Сооружается новый монастырский ансамбль: строятся палаты патриарха, колокольня с храмом преподобного Саввы Освященного, ограда и келейные корпуса. Возвышается статус монастыря и укрепляется его материальное положение. Так Новоспасский монастырь входит в пору своего расцвета[21].


Сведения об авторе


Митрополит Тверской и Кашинский Савва (Михеев), Глава Тверской митрополии, управляющий делами Московской Патриархии,
доктор церковной истории


[1] В 2018 году исполнилось 385 лет со дня кончины патриарха Филарета.

[2] Ювеналий (Воейков). Краткое описание о произшествии знаменитаго рода Юрьевых-Романовых, и жизни великаго государя святейшаго Филарета Никитича, патриарха Московскаго и всея России. М., 1798; Карамзин Н. М. История государства Российского. СПб., 1843. Кн. III. Т. XI. Гл. II; Смирнов А. П. Святейший патриарх Филарет Никитич Московский и всея России. М., 1874; Костомаров Н. И. Филарет Никитич Романов // Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Отд. 1. СПб., 1873. Гл. XXXI; Макарий (Булгаков), митроп. История Русской церкви. Т. 10. Кн. I. Патриаршество в России. СПб., 1881; Селифонтов Н. Сборник материалов по истории предков Михаила Федоровича Романова. Т. 2. СПб., 1898; Соловьев С. М. История России с древнейших времен. М., 1989. Кн. IV.

[3] Вовина В. Г. Патриарх Филарет (Федор Никитич Романов) // Вопросы истории. 1991. № 7-8. С. 53-74; Маландин В. В. Патриарх Филарет // Великие государственные деятели России. М., 1996; Богданов А. П. Патриарх Филарет Никитич // Богданов А. П. Русские патриархи. 1589-1700: В 2 т. М., 1999; Династия Романовых в письмах митрополита Филарета (архивные находки). М., 1999; Богданов А. П. Патриарх Филарет. Тень за троном. М., 2014.

[4] Маландин В. В. Церковь и государство в патриаршество Филарета. Дис. … канд. ист. наук. М., 1996; Зверев С. П. Патриарх Филарет (Романов): личность, государственная и церковная деятельность. Дис. … канд. ист. наук. М., 2005; Исаев Д. П. Филарет Никитич Романов: социальное и индивидуальное в биографии политического деятеля. Дис. … канд. ист. наук. Ростов-на-Дону, 2011.

[5] Снегирев И. М. Новоспасский ставропигиальный монастырь в Москве. М., 1863. С. 17, 46-51, 55-56, 58, 81-82; Дмитриев И. Д. Московский первоклассный Новоспасский ставропигиальный монастырь в его прошлом и настоящем: историко-археологический очерк. М., 1909. С. 40-44, 61-62, 97-98; Новоспасский монастырь / ред. и сост. иером. Иаков (Тупиков). М., 2013. С. 25-34; Савва (Михеев), митр., Виденеева А. Е. О хронологии царских и патриарших посещений Новоспасского монастыря в первой половине XVII столетия // Сборник тезисов XXXV Международной конференции, посвященной проблемам общественных наук. М., 2015. С. 5-8; Круглик А., прот., Крестников Ю. В. Новоспасский монастырь: страницы истории. М., 2018. С. 62-71.

[6] Снегирев И. М. Новоспасский ставропигиальный монастырь в Москве. С. 46-48.

[7] На гробнице инокини Марфы имелась надпись: «Лета 7139 (1631) генваря в 27 день, на память возвращения мощей иже во святых отца нашего Иоанна Златоустаго патриарха Царя-града, с четверга против пятницы, в седьмом часу нощи преставися Великаго государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича всея России мать, Великая государыня инока Марфа Ивановна».

[8] Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. Материалы для истории, археологии и статистики Московских церквей. М., 1884. Ст. 840.

[9] Новоспасский монастырь … С. 33-34.

[10] Новоспасский монастырь … С. 28.

[11] Леонид (Кавелин), архим. Вкладная книга московского Новоспасского монастыря. С. 17-19.

[12] Новоспасский монастырь …. С. 29-30.

[13] Савва (Михеев), митр., Виденеева А. Е. К истории возобновления храма прп. Саввы Освященного Московского Новоспасского монастыря в середине XIX столетия // Эпоха князя Владимира и развитие Российской государственности: материалы всероссийской научно-практической конференции. Ярославль, 2016. С. 266-281.

[14] Леонид (Кавелин), архим. Вкладная книга московского Новоспасского монастыря. СПб., 1883.

[15] Леонид (Кавелин), архим. Вкладная книга … С. 16.

[16] Леонид (Кавелин), архим. Вкладная книга … С. 16-17.

[17] Леонид (Кавелин), архим. Вкладная книга … С. 17.

[18] Иванов П. И. Описание государственного архива старых дел. М., 1850. С. 283, 291.

[19] Вовина В. Г. Патриарх Филарет (Федор Никитич Романов) // Вопросы истории. 1991. № 7-8.

[20] Подробнее см.: Беляев Л. А., Елкина И. И. «Усыпальница Романовых» в Знаменской церкви Новоспасского монастыря: работы 2014 г. // Краткие сообщения Института археологии. 2016. № 245-II. С. 131–149; Солодовников Д. Б. Знаменский храм Ново-Спасского монастыря как мемориал бояр Романовых и сродников их, пострадавших в правление царя Бориса Годунова. М., 2016.

[21] Как точно подметил И. Д. Дмитриев, автор книги о Новоспасском монастыре, увидевшей свет 110 лет тому назад: «со времени вступления на престол царя Михаила Феодоровича Романова начинается новая эпоха в истории монастыря, которую можно назвать временем его процветания» (Дмитриев И. Д. Московский первоклассный Новоспасский ставропигиальный монастырь … С. 13).

Этот сайт использует файлы cookies и сервисы сбора технических данных посетителей (данные об IP-адресе, местоположении и др.) для обеспечения работоспособности и улучшения качества обслуживания. Продолжая использовать наш сайт, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.