Сайт создан по благословению Высокопреосвященнейшего
Митрополита Тверского и Кашинского Виктора

Культ и культура

Часто, рассуждая о «православном мире» и христианской государственности мы вспоминаем о Византии и это конечно не случайно. Византия, как православная империя просуществовала более тысячи лет и, будучи Новым Римом, всегда была примером для российской государственности и ее прошлой и современной христианской культуры. 
 
Само явление культуры в ее современном смысле – это тоже достижение византийской христианской мысли. В отличие от нее языческая культура была неразрывно связана с культом. Это касается и древнеримской и древнеегипетской и древневавилонской культуры... В то же время, византийская культура оказалась способной воспринять и переосмыслить достижения языческого мира, включив их в иконосферу церковной культуры, как образа бытия христианского мира.
 
В 60-х годах четвертого века, когда была предпринята попытка вернуть «государство ромеев» на орбиту языческой жизни, Юлиан отступник ввел запрет для христиан на преподавание дома и в школах. Он ссылался на то, что христианские  учителя используют достижения языческих авторов, например «Илиаду» Гомера для преподавания искусства словесности, языческих философов для преподавания философии и т.д.
 
На что капподакийские отцы, такие как Григорий Богослов, Василий Великий справедливо возражали, что человек был сотворен и одарен талантами Богом Творцом, поэтому христиане, как народ Божий имеют неоспоримые права на достижения человеческого рода в науке и искусстве.
 
Впервые достижения языческого искусства стали рассматриваться в аспекте красоты естественного Божественного откровения, христиански осмысленного как литературное или художественное мастерство именно византийцами. Причем христианские учителя так подавали материал, что ложное культовое содержание мифов становилось очевидным.
 
Вся жизнь Византии, несмотря на человеческие несовершенства и ошибки, всеми слоями общества воспринималась как христианская иконосфера – Образ Царствия Небесного, Православный Мир в окружении варваров, с которыми воцерковляемая империя находилась в состоянии постоянной войны.
 
Таковой была «Национальная Идея» византийцев, которую так долго и малоуспешно ищет современная Россия. Византийцы не боялись ни варваров не их культуры. Потому что «варвары-варвары» соприкоснувшись с христианским миром, со временем становились вполне себе нормальными византийцами или хотя бы их православными союзниками, как например крещеная Русь.
 
На протяжении веков лидерство Византии в политике, науке, культуре и искусстве было неоспоримым и всегда было устремлено к расширению христианского мира. При этом Империя перенимала достижения варварских народов в военном деле, в науке и искусстве, избегая крайностей древнего и современного мира - изоляционизма и «чужебесия». 
 
В постсоветскую эпоху мы видели немало примеров разного отношения к советскому наследию в культуре, искусстве и образовании. От полного отрицания до безрассудной всеядности. И здесь византийский подход особенно был бы полезен, как для оценки советского периода, так и для дореволюционной и зарубежной составляющей.
 
Сегодня мир изменился радикально. Надо признать, что современным лидером массовой культуры является США, которые стоят отнюдь не на христианских позициях, что не мешает им  перенимать культурные и политические технологии,  в том числе и Второго Рима, но уже с другими целями. 
 
В орбиту постхристианской массовой культуры включаются и восточные и западные культовые и культурные традиции для усиления и расширения привлекательности «общества потребления». Эта сверхзадача решается любыми средствами, без рефлексии по христианской культуре, ведь служение золотому тельцу требует постоянного увеличения потребления, в том числе и за счет ложных, но ярких и «продаваемых» псевдорелигиозных продуктов.
 
В Россию под предлогом толерантности и светскости нашего государства входят «заточенные» под развитие идей общества потребления фестивали и праздники: «Нашествие», пивные фестивали, «Тримурти», «фестиваль красок Холи», Хэллоуин, день святого Валентина и т.д.
 
Причем среди них есть «продукты»,  носящие откровенно оккультный характер, например фестиваль «Тримурти», где проходили мастер-классы по йоге с совершением восточных языческих ритуалов, так и нерелигиозные развлекательные мероприятия, как фестиваль красок Холи, где, несмотря на индуистское название, содержанием стало исполнение музыкальной «попсы» и обсыпания друг друга красящими разноцветными порошками. 
 

Как к этому относится?
 
Духовно опасно и то и другое... Но не столько своими языческими корнями, как это не странно звучит, сколько массовым втягиванием нашего народа в культуру «общества потребления», в служение «золотому тельцу», которое чуть не погубило богоизбранный народ у Горы Завета и которое отвращает от служения Истинному Богу современное нам постхристианское общество, включающее в себя в том числе и теплохладных христиан. 
 
Восточными культами у нас увлекаются немногие, хотя и этому заблуждению мы должны противостоять. Гораздо опаснее для нашего народа утрата своего православного мироощущения, стремления к познанию Истины, христианской жизни, вовлеченность в служение своим плотским страстям, через которое человек становится их рабом. Рабом «золотого тельца» и, в конечном счете, вероотступником и потенциальной жертвой антихриста. Рабом «мировой за кулисы». 
 
Апостол Павел предостерегает нас: «Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков»(1 Кор. 7, 23). А уж тем более рабами врага рода человеческого. 
 
Тем не менее, жизнь в России постепенно воцерковляется, хотя и не так быстро и органично как хотелось бы нам. Несмотря на активное противодействие врагов и очернителей Церкви Христовой православный мир и русский мир постепенно становятся синонимами в сознании многих наших соотечественников. Национальная Идея византийцев, найдет применение и в современной России. Попытки возвращения лидерства православной России в политике, науке, культуре и искусстве со временем принесут свои плоды.
 
Русская православная культура не утратила способность воспринять и переосмыслить достижения современного мира, включить их в орбиту церковной культуры, как образа бытия христианского мира.
 
Миссионерский отдел Тверской епархии,
иерей Михаил Рогозин
 

Навигация

Система Orphus